Мазепа
5.9
5.4
1909, драма, короткометражка
Российская империя, 10 мин
В ролях: Василий Степанов, Андрей Громов, Раиса Рейзен, Антонина Пожарская
Гетман Мазепа просит руки Марии, дочери Кочубея, и получает отказ. Мария, ослушавшись воли отца, убегает с Мазепой. Кочубей посылает царю Петру донос на Мазепу...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мазепа

год: 1909
страна:
Российская империя
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Владимир Сиверсен
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 10 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Мазепа», 1909

Гетман Мазепа

Немым художественным фильмом «Мазепа» по мотивам поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Полтава», снятым в киноателье Ханжонкова, Василий Гончаров продолжает свою историческую серию (после «Песни про купца Калашникова» (1909). По сюжету гетман Мазепа, предложив руку Марии, дочери Кочубея, получает отказ. Мария в тайне от отца сбегает с Мазепой. Кочубей отправляет царю Петру донос на гетмана.

Пропитанное историчностью пространство фильма композиционно обусловлено картинами известных живописцев. Видеоряд сопровождаемся либретто оперы «Мазепа», углубляя этнографическую точность показанных событий. Гончаров, как большой любитель театра, заимствует из него особенную ярко выраженную актёрскую игру. С точки зрения монтажа, любопытно сделана сцена казни, в которой палач замахивается топором, после чего идёт монтажная склейка, не позволяющая зрителю увидеть непосредственно падение топора на шею. Это свидетельствует о повествовательном чутье Гончарова и о его способности уже в то время облекать линейно развивающиеся события с помощью киноаппарата в художественную форму. Примечательна старательность в работе с богатыми на цвета и разнообразие форм костюмами, полностью соответствующими своему времени.

«Мазепа» наряду с «Русской свадьбой XVI столетия», «Русалкой» и «Жизнью и смертью Пушкина» является для драматурга Гончарова своего рода разминкой перед съёмками первого полнометражного отечественного фильма «Оборона Севастополя». Короткометражные ленты помогли ему не только выстроить систему работы с актерами, но и развить в себе навыки режиссёрского видения, гармонично дополняющие его писательский талант.

5,5 из 10

22 августа 2021

Пренебрежительное отношение к первому российскому фильму «Стенька Разин» (из ряда отзывов на КП ни одного положительного) всё-таки несправедливо. Пусть Дранков и Ромашков относились к кино как к балагану и не понимали, что присутствуют при рождении нового искусства, зато это понял драматург Василий Гончаров, прославившийся своими историческими фильмами, самый известный среди которых — «Оборона Севастополя». К сожалению, вскоре первый классик нашего кино прекратил снимать сам, занявшись продюсерской деятельностью в киноателье Ханжонкова. Но то малое, что он снял (ещё меньше сохранилось) свидетельствуют о нём как об истинном отце нашего кино, подобно как в разных странах таковыми были Гриффит и братья Люмьер.

В «Мазепе» уже заметны кардинальные отличия от «Стеньки Разина», несмотря на то что фильмы разделяет лишь год. Сюжет стал более драматическим, ярче выражен конфликт между героями. Актёры тоже играют более естественно, насколько это вообще возможно в кино тех времён. И вообще короткий фильм Гончарова порой представляется добротной костюмной исторической драмой о заговорах и предательствах. Мизансцены, композиция кадра — всё гораздо лучше продумано, точнее, режиссёр вообще об этом задумывался, в отличие от Владимира Ромашкова. Оттого экранизация поэмы А. С. Пушкина «Полтава» вовсе не нуждается в снисходительных комментариях киноведов и очевидцев того времени. Уже чувствуются зачатки исторического кино, проникновение режиссёра в ушедшую эпоху. 15 минут пролетают поистине незаметно, так что можно лишь пожалеть, что «Мазепа» не получил славу «Стеньки Разина». Ведь, к слову, знаменитая короткометражка братьев Люмьер вовсе не была первым фильмом. Кино снимали как минимум с конца 1880-х гг. XIX века, например, такой экспериментатор, как Уильям Диксон. Однако «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» киногенична, кинематографична и вовсе не вызывает чувства снисхождения, как ряд других немых фильмов. Это именно великое кино, один из вечных ориентиров для режиссёров будущего.

«Мазепа», конечно, на статус шедевра не претендует. Однако если «Стенька Разин» представляет в основном историческую ценность, то фильм Василия Гончарова обладает немалыми художественными достоинствами. Оператор порой добивается промытого, кристально чистого изображения, а сама история, разыгранная немыми актёрами, вызывает в зрителе не смех, а чувство сопереживания любовной драме. А. С. Пушкин, будучи тонким психологом, в поэме «Полтава» представил неоднозначные, во многом трагичные образы Мазепы и Кочубея. Вот и в фильме Василия Гончарова чувствуется стремление показать именно жизнь души. Ведь кино тем и отличается от картинок с надписями, что проникает в глубины характеров, исторических событий, делая зрителя как бы соучастником истории. Оно учит человека эмпатии больше, чем литература, поскольку аппелирует к эмоциональным центрам. Человек вовлечён, как бы сам примеривает на себя ситуацию героев.

7 из 10

10 сентября 2017

Зарождение русского кинематографа.

Фильм «Мазепа» снят под руководством режиссера Василия Гончарова по мотивам всем известной «Полтавы» Александра Сергеевича Пушкина в далеком 1909 году. Хотя эта короткометражка идет всего лишь 16 минут, ее уже можно рассматривать, как самостоятельное произведение, отражающее особенности той зарождающейся эпохи русского кино.

Коварный старый Мазепа просит руку юной дочери Кочубея, Марии, но получает отказ. Мазепа приходит к ней заглядывает в окно, после чего они вместе уплывают на лодке… Так как это пока немое кино, то будет некое затруднение в понимании сюжета, но это не мешает актерам: Василию Степанову, Андрею Громову, Раисе Рейзен и Антонине Пожарской — играть свои чувственные роли и показывать зрителю, что даже при отсутствии технического оборудования и компьютерных технологий, но при желании и таланте, можно сделать довольно добротную экранизацию известного произведения.

8 из 10.

12 апреля 2014

Драма Мазепа появился на свет в далеком 1909 году, более полувека тому назад, его режиссером является Василий Гончаров. Кто играл в фильме: Василий Степанов, Андрей Громов, Раиса Рейзен, Антонина Пожарская.

Страна производства - Российская империя. Мазепа — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.