Рейтинг фильма | |
![]() |
7.1 |
![]() |
7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Луна всего лишь в метре |
английское название: |
La lune à un mètre |
год: | 1898 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жорж Мельес |
сценарий: | Жорж Мельес |
продюсер: | Жорж Мельес |
художник: | Жорж Мельес |
монтаж: | Жорж Мельес |
жанры: | ужасы, фантастика, фэнтези, комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
13 мая 1899 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 мин |
Самые дешёвые, примитивные способы запугивания, всем знакомые ещё с детства – выкрики «бу!» из-за угла и внезапное появление какой-нибудь зубастой морды при открытии двери. Всё это скримеры или, иначе, пугалки. Давно признанные второсортными и неавторитетными элементами фильмов ужасов, они, оказывается, начали применяться ещё в XIX веке.
И вы можете смело считать себя знатоком раннего кино, если уже догадываетесь, что режиссёром данного творения является Жорж Мельес – человек, который ввёл в кино спецэффекты, а также жанры ужасов и фэнтези. В свойственной Мельесу манере фильм показывает нам персонажей в картонных декорациях. Наследие театра, что уж тут поделать. Не будем забывать, что шёл 1898 год. Пожилой астроном, одетый так, будто живёт в эпохе Возрождения, сталкивается с дьяволом, небесной богиней и, разумеется, полтергейстом – излюбленным паранормальным явлением в фильмах Мельеса. Уже готовый посмеяться над происходящим зритель расслабляется, как вдруг случается нечто неожиданное. Без тени сомнения могу утверждать, что в 1898 году зрители впервые вздрогнули при просмотре фильма. По-настоящему вздрогнули, поскольку далёкая луна, воспринимающаяся лишь как элемент декораций, становится гигантским монстром, который проникает в комнату астронома и пожирает всё, что попадается под… под губы, пожалуй, ибо рук у него как не было, так и нет. Зато появляются очень хищные глаза. Да, именно хищные. И ухмылка тоже не слишком дружелюбная…
Как знать, многие ли юные зрители после увиденного передумали становиться астрономами? В этом фильме на удивление качественный монтаж. Пожалуй, на тот момент «Луна всего лишь в метре» с технической стороны была лучшей лентой режиссёра. В промежутках между выключением и включением камеры Мельес (который, как известно, ещё и снимался в своих фильмах) либо не двигался, либо максимально точно запоминал положение, в котором замирал в нужные моменты. Так или иначе, труд при работе с таким фильмом сложно переоценить. Это примечательное творение своей эпохи. Возможно, самое примечательное.
Редкий случай, когда, несмотря на скример, я ставлю высокую оценку. Мельес и все его помощники это заслужили!
10 из 10
26 сентября 2021
«Луна всего лишь в метре» (или, как некоторые называют «Сон астронома»), это фильм, который по праву можно считать предтечей будущего мельесовского «Путешествия на луну» — работы прорывной и шокирующей для своего времени. В данном же черновике, мастер первых фантастических сюжетов и новаторских технических приёмов, попросту «отрывается» на зарождающемся жанре и использует все им придуманные «фишки».
Именно из-за этой громоздкости картина больше напоминает трафарет, нежели цельное произведение. Да и к тому же тема сомнии затрагивается на момент 1989 года не в первый раз (тут стоит вспомнить «Кавалерский сон» Портера или «Кошмар» того же Мельеса).
В данном сюжете зритель увидит самого астронома, который уснувши видит прекрасную деву, детей и спутник Земли, который пожирает своей пастью всё, что видит.
Почему же тема космоса стала так популярна на заре самого кинематографа вполне объяснимо: Люмьеры с Диксоном подарили миру настоящее чудо-изобретение, которое позволило прорезать пространство и время. Именно это натолкнуло всех последующих изобретателей и режиссеров на мысль, что раз возможно такое, то возможно вообще всё. Вот почему Мельес и другие из раза в раз обращались к тематике непостижимого — загробного мира и космоса. И тут становится понятно, откуда будущие легенды киноэкспрессионизма черпали своё вдохновение, ведь в этих чудных образах Луны и всяческой мистики скрывались яростные желания постичь непостижимое. Ну а через шестьдесят с лишним лет человек впервые вылетит из земной стратосферы, а это значит что и личное наше знакомство с приведениями и гуманоидами может быть вполне реально. Кино же настоящий прорицатель!
7 из 10
18 июня 2019