Огни притона
6.7
5.9
2011, драма
Россия, 1 ч 52 мин
18+

В ролях: Оксана Фандера, Алексей Левинский, Ада Роговцева, Катерина Шпица, Кристиан Жереги
и другие
Действие фильма происходит в Одессе в 1958 году. Главная героиня – мама Люба – хозяйка маленького борделя. В ее подчинении – две «девочки», Зинка-Гитлер и Зигота. Они живут душа в душу. В маму Любу влюблен сын прокурора Аркаша, а она любит Адама, юродивого и поэта…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Огни притона

год: 2011
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Максим Шинкоренко
композитор:
художники: Юрий Матей, Стела Кожухарь-Фурдуй, Елена Макашова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $156 989
Мировые сборы: $121 196
Дата выхода
Мировая премьера: 24 ноября 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Огни притона», 2011

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Огни притона», 2011

Черное и белое.

Что вы видите снаружи? А если присмотреться? Это история о внутреннем и внешнем. Мы видим в кадре атмосферную «бытовуху`весьма своеобразного заведения, хозяйкой которого является немолодая, но крайне привлекательная «настоятельница» мама люба. Справедливая и чуткая, она относится к миру так, как если бы она действительно была бы матушкой в благопристойном доме бога, а не в одесском борделе. Сопереживая людям и даже насекомым, она близко к сердцу воспринимает происходящее вокруг, чувственно наслаждается солнцем, морем и грозой, а также компанией престарелого, сумасшедшего, да к тому же нищего романтика-философа Адама.

Фильм — чистый экзистенциализм. Жизнь течет в своем укладе, люди мыслят как их научили, проецируя печать презрения к представительнице древнейшего ремесла. И лишь зрителю раскрыты кусочки души героини мамы Любы, ее сострадательный характер, и тут ты понимаешь почему она — мама… Не особый статус ее по роду занятий, но материнское начало. А чего стоят ее искупительные визиты в деревню к матери, где она выполняет не свойственную себе физическую работу, терпя пренебрежительное отношение со стороны местного населения? Снимаю перед ней соломенную шляпу, она почти слилась с образом дочери, которую хотела видеть ее голубоглазая старушка-мать. Она, можно сказать, отрабатывала карму. Такая вот жизнь, сплошное служение, искупление за то, что пошла своим путем вопреки бытующему в обществе порицанию.

Вернувшись изможденной из паломничества по родным местам, она мирно засыпает под звуки грозы, а белая занавеска, покрывающая ее лицо, намекает нам на чистую и непорочную природу представительницы столь непристойного, казалось бы, ремесла. Голубоглазый мальчуган, угрюмо смотрящий весь фильм в камеру, наконец улыбается. Мораль сей басни — не все то черное, что таким нам думается.

30 марта 2018

Рыбы нет, а людей еще больше нет

Ч`тоб ви знали, мутерша Любка держит притон в районе 5-го фонтана и не любит мудовых рыданий. Обстановочка там ништяк. Среди клиентов — не кугутня какая с Пересыпи, а законные мореманы в чинах. Пипкой там работают Зинка-Гитлер и Зигота, но мутерша бикс не обижает. Сама карбач имеет, и девкам на голубцы в кастрюле хватает. Дыша духами и фонтанами, куртизанки в рабочий полдень играют в морской бой. Любка тоже себе ни в чем не отказывает. Гуляет по бульвару Фельдмана в фильдеперсовом платье. С понтом под зонтом в барбарисовой бухте пьет вино «Перлина степу» с больным на голову Адамом Савафовичем.

Адам — шлимазл, ч`то откинулся недавно с кичмана, а все ж не последний в Одессе поц. Хоть и профукал фашистам установку «Катюша», Адам — таки пророк, ровный талантом самому Александру Сергеевичу Пушкину, ч`то с Холодной Балки. Играть в шашки с простыми шлюхами за бутылку шмурдила он не будет. Любка через это его уважает, и все время рвется постирать его смердючие носки.

Но не все так гладко в работе женского коллектива. На улице стоит 1958 год. Иногда такой фуцен попадается, не дай Бог. Хламидники и прокуроры с Водотранспортного района морочат голову. Завистницы сравнивают с страшным вавилонским пленом. Каждый шабес крутит пуговицу и качает права. Как, например, бамбино-прокурорыш, он же говнистый мальчик и «убийца» Аркаша. Любка не хочет фаловать Аркашу. Чикается с ним как с ребенком, а он поднимает кипеш и требует козинаков!

«Шо я за все это имею? Шматик солнца от старого дурака Адама и жменю грязи от юного фраера Аркаши? А оно мне надо, спрашивается вопрос?» — на Очаковском автобусе Любка решает ехать до мамы, в Карманiвку, рiдне село. Тут начинается и самый цимес фильма Александра Гордона, злого гения «Закрытого Показа», закатавшего в асфальт половину русского арт-хауса.

…Многие рецензенты «Огней притона», отмечая экранную живопись и неповторимость воссозданного в картине мира, жаловались на, что то, что все сюжетные линии оборваны, а смысл утонул в где-то в Черном Море. «О чем этот фильм?» «Для кого он снят?» — твердили они, выходя из 6-го зала кинотеатра «Октябрь». Некоторые трактовали ленту как реабилитацию самой древней профессии. Пожалуй, я соглашусь с обвинениями в недосказанности, половинчатости, однако, фильм — вовсе не о гетерах и даже не о тяжелой судьбе женщины. В течение всего сеанса меня терзали смутные догадки. И вскоре они подтвердились.

Так вот, слушайте сюда и не делайте беременную голову.

Если взять и прочитать повесть Гарри Гордона «Огни Притона», на основе которого был снят фильм, то можно увидеть, куда шли сюжетные линии и в чем заключался замысел. Первоначальная идея картины проста как дуля и легко укладывается в формулу: «История духовного одичания мира» (Раньше вода была мокрее, а девки — сисястее). Центральным смысловым моментом повести и эмоциональным аттракционом фильма являются пророчества Адама Сафавовича, а отнюдь не злоключения Любы. Адам, армейский капитан и бывший узник Карлага, сидит на пляже и рассказывает о грядущем так, что ему могла бы позавидовать сама Кассандра.

Под разоблачительный пресс Адама последовательно попадают: эпоха Хрущева, Брежнева, Ельцина и, самое главное, вырезанное из сюжета время Путина. В устах Адама история изображается как спуск в преисподнюю. На фоне будущих поколений даже блудницы и сумасшедшие 1958 года выглядят как страдальцы, исполненные человеческого величия. Характерно, что и время, предшествующее 1958-му году, а именно, 20-е годы, уже в устах второстепенных персонажей, выглядит как Золотой Век:

«Вино уже никто по-настоящему делать не может, а главное, не хочет, кому это надо, сойдет и так, алкоголик схавает. Рыбу уже никто не ловит, потому что не может: поставят ставники и ждут — чи катран попадет, чи скат. А если белужку поймают — несут начальству.

Боягузы, дистрофики душевные. Кто теперь ловит кефаль на рогожку… Должно, и не упомнят, что это такое, с чем едят. Рыбы нет, а людей еще больше — нет. С кем пойдешь в море, с Федькой Проданом? Вот именно. Только и может, что на ближней банке бычка дергать. Через неделю-другую скумбрия пойдет, баламут по-нашему, а у него мотор разобранный, вон валяется. А паруса Федька не знает, где ему…'

Похоже, что кинолента задумывалась как плач о потерянном рае. Все буйство образов: Любка, фраера, хазы, купальни — это небо в алмазах, о котором тоскует прокурор Заславский (Богдан Ступка). «Огни притона» должны были воссоздать величие этого рая. Но не вышло. Фильм был лоботомирован. Уж не знаю, кто в этом виновен. Может у Александра Гордона не хватило таланта. Может он хотел убрать однозначность месседжа и напустить туману. А, может, вмешалась, не дай Бог, цензура. В результате, мы имеем то, что имеем. Недоварил Александр своих козинаков, не довел до нужного градуса. В результате блюдо получилось сырое, недоделанное.

Нельзя не отметить изумительное благочестие и возросшее мастерство режиссера. В картине о борделе нет ни гениталий, ни постельных сцен. В сравнении с «Пастухом своих коров» Александр Гарриевич вырос. Теперь уже он не «последний поц» в кино, а «законный режиссер». Отдельное спасибо — молодой актрисе Екатерине Шпица, блистательно сыгравшей Зинку-Гитлера. Что касается, исполнительницы главной роли — Оксаны Фандеры, то мне кажется, что ей не хватило женского обаяния.

Последнее пророчество Адама:

«А главой государства станет маленький троечник, потому что он знает приемы самбо. Носители языка, журналисты и писатели, будут по лености и равнодушию нести такое, что Тургенев с Буниным перевернутся в гробу, не говоря уже о Гоголе. Кстати, писателей и художников станет как грязи. Они будут булькать и шипеть по всей поверхности, как карбид в луже. Еврейские мальчики будут владеть футбольными командами — не самим же играть.

Вы хотите купить киевское «Динамо», Аркаша? Пожалуйста. А западногерманскую «Баварию»? — Ради Бога.

Только вы, Аркадий, как раз и не купите, потому что будете старый и бедный».

6 из 10

17 ноября 2016

Небо в алмазах

Очередное утро в одесском бардаке. Хозяйка квартиры, в которой каждый честный или не очень честный советский труженик мог получить женское тепло и ласку, смотрит в окно на родной город, и видит его иначе, чем привыкла за долгие годы своего ремесла. Высокая миловидная особа, нареченная своими подопечными девчонками мамой Любой, не из тех, что будут долго плакаться в жилетку или изводить окружающих стенаниями о бесцельно растраченной молодости, но амплуа некрасовской женщины — совсем не то, к чему она стремится и о чем мечтает. За пределами притона у нее не так много мест, где душа обретает хотя бы кратковременное умиротворение, но шумящее побережье Черного моря, где частенько обитает пожилой философ-алкоголик, позволяет Любе забыть о приставке «мама». Загорая под ярким солнцем, она всегда может вспомнить радостные минуты своего нестандартного быта, мужчин, что захаживают в бардак и вызывают веер разнообразных чувств, или просто предаться мечтам, в которых гораздо больше смысла, чем могла бы предположить даже она сама.

Одесса один из тех городов, мифов о которых так много, что за правдой порой приходится нырять в самые отдаленные уголки. В экранизации отцовского произведения Александр Гордон меньше всего ориентировался на поэтическое воспевание Пушкина, что легко объяснимо, все-таки времена порто-франко давно позади, и в «Огнях притона» ничего «Европой ни дышит, ни веет», но любопытным образом сама Одесса от этого менее прекрасной не становится. Гордон перенес на экран оптимистичный период жизни советских граждан, хрущевскую оттепель, и царящее в картине многообразие ярких красок изумительно гармонирует с внешностью главной героини, при созерцании которой в последнюю очередь вспоминается ее древнейшая профессия. Уж скорее очаровательная Оксана Фандера отсылает зрительское сознание к «Малене» Джузеппе Торнаторе, даром что мама Люба в куда меньшей степени заложница своего положения, чем героиня Моники Беллуччи. Но каким сильным не было сходство между двумя женщинами, а их судьбы — цепь невеселых событий, усиленных непреходящим общественным презрением. У мамы Любы много терпения и достоинства, но когда и тому и другому наступает предел, она отправляется на родное побережье, где словно сходятся линии жизни людей, по разным причинам ощущающих себя гостями в одесской обители.

Ремесло проститутки оставляет обладательнице не так много вариантов планирования будущего, и это тот редкий случай, когда женщина боится прислушаться к голосу своего сердца. Проще всего было бы вообразить героиню Фандеры аналогом циничной мадам Анаис из «Дневной красавицы» Бунюэля. Криминальная слава Одессы, в свою очередь, подбрасывает весомую долю скепсиса в адрес мамы Любы, ведь нельзя же, в самом деле, считать владелицу притона положительным персонажем. Но в фильме Гордона наряду с какой-то не советской красочностью действуют свои толкования, и сильный характер женщины — лучший ответ всем злопыхателям и ненавистникам. Фандера изобразила свою героиню очень разной, ловко приспосабливающейся к текущей обстановке. С влюбленным в нее мальчишкой Люба охотно играет роль ласковой мамочки, с пожилым юродивым она сама скорее девчонка и не считает зазорным вслушиваться в его полубредовые пророчества. Гордон не стал демонстрировать прошлую жизнь посредством флэшбэков, а решил поддерживать вокруг Любы мягкий ореол загадочности, и справедливость этого режиссерского хода подтверждается по мере того как владелица борделя решается на неожиданный поступок, который можно считать как актом отчаяния, так и трезво обдуманным шагом.

Годами устоялось, что повернуть назад и построить свою жизнь как-то иначе никогда не поздно, главное лишь как следует захотеть и иметь крупицу удачи за пазухой. Режиссер последовательно разрушает собственный же миф, будто его фильм о бардаке. Огни горят, это правда, но вовсе не над притоном, где почти нет места надеждам на более крепкое в моральном отношении будущее. Огни горят над женской волей, над наивными мечтами, над добротой, способной растопить оскорбленное сердце матери. Над героиней Оксаны Фандеры небо в алмазах, и в глубине души она это хорошо сознает, но вовсе не считает такую жизнь проклятием. Люба руководствуется уверенностью, что хоть и прошла немалый путь и приобрела бесценную мудрость, но по-настоящему она еще и не жила, потому как нет рядом с ней плеча, на которое ей бы хотелось положить голову. Пока жизнь продолжается, этот поиск не будет окончен.

Гордон не зря иронично заметил как-то, что у него «абсолютно женские мозги». Будь иначе, мужской контингент его фильма имел бы большую значимость, чем сугубо контурные персонажи, наделенные лишь по паре эмоций каждый. Удивительное дело: известный телевизионный деятель, за которым закрепилось устойчивое амплуа едкого циника, нашел верный ключик к загадочной женской душе. Режиссеру не отказало его видение, и Оксана Фандера отыграла едва ли не лучшую роль в своей карьере. Статная, интеллигентная дама убедительно доказала способность падшей женщины чувствовать, мечтать и стремиться к чему-то большему, чем выручка за обслуживание клиентов. Мама Люба достаточно испила горечи, ей хочется простого женского счастья, что тут нелепого? Сердечная женщина это заслужила, только даже самые светлые желания и их воплощения — по-прежнему «две большие разницы», как говорят в Одессе.

27 декабря 2015

У Черного моря

Есть город который я вижу во сне

О если б вы знали как дорог

У Чёрного моря явившийся мне

В цветущих акациях город…

Семен Кирсанов

Неважно, бывали ли вы в Одессе и любите ли вы этот город — вы все равно слишком мало знаете о нем. Может быть, вы ловили бычков с волнореза, покупали брынзу на Привозе или обшаривали катакомбы, а возможно — прочитали Бабеля и посмотрели «Ликвидацию» — в любом случае вам что-то показалось за Одессу, ведь она у каждого своя. Александр Гордон в картине «Огни притона» не ставит себе цели воссоздать реальность конца 50-х: он оживляет память, подернутую дымкой ностальгии, запечатлевая на пленке город-воспоминание своего отца — одессита Гарри Гордона. В его лирическом, курьезном, залитом солнцем пространстве он рассказывает историю про Любовь.

Название фильма и даже его краткий синопсис — это абсолютная обманка для наивных: главная героиня — бывшая проститутка Люба содержит «притон» с двумя «девочками» в своей маленькой квартире на Польском спуске, и в первом кадре даже показывают голую грудь Катерины Шпицы: на этом намек на «клубничку» заканчивается, лишь обозначив место и время действия. Здесь нет эротических сцен и рефлексирующей сексуальности, нет и изучения проституции под микроскопом как мрачного социального явления. Никаких соней мармеладовых, загнивающих в «Яме» вы не встретите; мироощущению жителей солнечной Одессы не свойственен трагизм: южный жизнелюбивый темперамент, озорная острота языка, коммерческая деловитость и умение получать удовольствие от простых жизненных радостей роднят женских персонажей Гордона с кинематографическими итальянскими «жрицами любви» — Кабирией Феллини и Филуменой Мортурано Де Сика.

В этом интимном фильме-размышлении перед нашими глазами без пафоса и надрыва, в бытовой простоте раскрывается личность его героини. Мама Люба, как называют ее подопечные, давно завязала с профессией и в каком-то смысле продвинулась по карьерной лестнице, открыв свое дело на этой же самой ниве по ее словам «культурного фронта», дабы «заработать пару копеек на старость». Она сохранила красоту и свежую грацию несмотря на все что ей, по всей вероятности, пришлось пережить. Возможно этому способствует ее страсть к купанию в черноморских волнах и солнечным ваннам — но не лишь ради поддержания формы посещает Люба уединенный пляж у желтых камней: здесь ждет ее постоянный собеседник Адам, человек странный и одинокий, приморский сумасшедший с изломанной войной и лагерем судьбой, алкоголик и пророк с даром провидца. В разговорах с ним Люба отдыхает душой от своей утомительной житейской повседневности, доверчиво или снисходительно внимая его рассказам — то ли сказкам, то ли предсказаниям о том, что будет в мире лет эдак через тридцать. Но не это тянет ее к Адаму: она женщина простая, практичная, абсолютно земная, и видя его беззащитность и неприкаянность, в своей симпатии она стремится позаботиться о нем: «А что вы кушаете? Кто вам стирает?» Симпатия, жалость и желание спасти — это готовый стол, накрытый для Любви, которая усмиряет кошмары воспоминаний, утишает и утешает. Здесь не говорят о чувствах — а признаются в них стиркой мужских носков в море — и это стократно интимнее и искреннее, чем любые слова.

Обделенная любовью в жизни женщина с говорящим именем сохраняет доброту, терпимость и сочувствие в сердце ко всему живому. Она не ожесточилась от прожитых ей муторных лет, о которых можно только догадываться, — и она по-своему честна и сердечна с «девочками» и хочет, чтобы они жили «как белые люди», не хлебая того лиха, которое пришлось на ее долю. Она не плюет в душу влюбленному в нее юному скрипачу — а по-матерински заботливо и заинтересованно гуляет с ним по городу, через призму своего житейского своего опыта понимает и характеризует картины в галерее. Любовь — единственная из всех окружающих ее селян не относится к природе и людям потребительски — а спасает, исправляет, помогает, хоть не всегда ее поступки бывают поняты, и эта непонятость окружающими и внутренняя чистота роднит ее с Адамом.

Фильм Гордона идейно и сценарно разделен на две части: первая посвящена жизни Любы в Одессе, а вторая тонким мостиком надежды и возможности изменить свою жизнь ведет ее в родной поселок, где живет ее мать. Отношения с матерью — это ее давняя боль, ведь одинокая пожилая деревенская женщина непримирима в своем осуждении блудной дочери. Все просходящее в поселке не дает героине шанса на новую счастливую жизнь, попутно характеризуя недобрых сельских жителей как грубых, жестоких и алчных потребителей всего что движется и растет, не понявших и не принявших даже сам факт ее появления. Но примирение с матерью, ее прощение и ее прощание — это облегчение тяжелой ноши Любы, и попытка начала становится подготовкой к концу. Диалектический тандем Любы и ее матери в чем-то тождественен диалогу Гордона-режиссера-сына с Гордоном-отцом-автором рассказа «Огни притона». Маленький мальчик открытыми голубыми глазами смотрит на мимо проходящих жителей старого одесского дворика, трет абрикосовой косточкой о камешек, рассматривает ноги наклонившейся у колонки женщины, сидит на развилке ствола дерева, не откликаясь на зов матери. Эти сценки — кропотливое визуальное воплощение почти всех стихотворений Гарри Гордона о его одесском детстве: режиссер словно меняется местами со своим отцом, заново создавая его таким, каким он был много десятилетий назад и воскрешая на экране его воспоминания.

Уже ставшие взрослыми блудные дети ищут путь домой и дорогу к счастью. Размышления режиссера о путях человеческих здесь не испорчены дешевыми анекдотами и пошлыми пародиями на одесский говор и одесский юмор. Они богаты тонкими и умными жанровыми сценками, поверены колоритными двориками, полупотемкинской лестницей и старыми трамваями. Это лирическая, светлая и умиротворяющая история о Любви, солнечный фильм о человеческой судьбе и о примирении с вечно бушующим и штормящим миром.

22 марта 2015

Я не манекенщица

Очень люблю картины про свой родной город — Одессу, заинтересовал и этот фильм.

Кино, я бы сказала, на любителя. Не для каждого. Хочется отметить блестящую игру актрисы. В этой картине Оксана Фандера превзошла себя — грациозная, красивая, сильная и в то же время, такая слабая. Картина наполнена летом — яркое солнце, любимое море, спелые арбузы, чувствуется тепло и атмосфера родного города. Отлично проработаны образы — прически, декорации, одежда, макияж актеров. Особенно нравятся старые одесские дворики, коммуналки, шумные соседи.. Режиссеру удалось предать всю их прелесть в нескольких сценах.

Правда, одесский говор проработан плохо, но это не так страшно. Все остальное сыграно и передано великолепно.

Картина переносит зрителя в далекое послевоенное время. Довольно интересно слышать рассуждения и наблюдать за повадками людей прошлого столетия.

Актерский состав подобран профессионально: игра живая, практические полностью отсутствует броская наигранность. Присутствует определения доля уместного юмора и нотки драматизма. Освещены извечные проблемы — непонимание и любовь.

Если вы решите посмотреть этот чудесный фильм, то не пожалеете о своем решении ни на минуту.

10 из 10

20 февраля 2015

Мама Люба

«Огни притона» — российская драма 2011 года режиссера Александра Гордона. Фильм получился намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Мне это кино понравилось, и оно несомненно имеет свою кинематографическую ценность в нашем кинематографе. Драма снята достойно и качественно, и это при просмотре чувствуется и радует глаз. Кино это и иронично, и драматично. В нем много чего намешено, но оно сильное и настоящее, поэтому я эту картину люблю.

Мы видим Одессу в 1958 году. Главная героиня мама Люба содержит небольшой бордель из двух проституток. Они живут гладко и дружно. Спокойствие мамы Любы нарушается тогда, когда она влюбляется в одного загадочного старика, который каждый день сидит у моря. Мы видим нелегкую судьбу Одесской блудницы, ее иллюзорные грезы и финал без «хэппи энда»…

Вообще, Оксана Фандера сильная и глубокая актриса, и я ее давно заметил. Она играет чисто и воодушевленно, и ей веришь. Мама Люба далеко непростой и незаурядный персонаж со своими пороками, тайнами и болью. Фандера шикарно играет проститутку в возрасте, и ее игра в этой картине заслуживает самого пристального внимания. Некоторые сцены с ней в этой картине были очень неожиданными, смешными, некоторые невероятно драматичными и пугающими. Во второстепенной роли было приятно увидеть Евгения Цыганова. Он тоже отличный актер со своим врожденным обаянием и актерским талантом. Звезда советского фильма на все времена «Вечный Зов» Ада Роговцева нравится мне с детства с ее роли Анны. Она прекрасная актриса, и в этой драме в роли мамы главной героини было приятно и неожиданно ее увидеть. «Огни притона» — одна из грустных историй о жизни и судьбе проститутки, но данная история получилась не банальной, в ней чувствуется какая-то интеллигенция, обаяние, чувственность и свобода.

Шикарное кино!

P.S. «Проститутка приїхала…»

9 из 10

25 ноября 2014

роман со жменей грязи и шматиком солнца

Никогда не замечали, что лица некоторых людей излучают свет? над головой тарелочки нет, но идёт какое-то сияние, и ещё что-то у них с глазами… Есть и в этом кино — три красивых, не совсем обычных лица. И есть такие слова:

… будущее давно уже накрыто, как праздничный стол, надо только приподняться на цыпочки, чтоб разглядеть этикетки

… если бы роман был без слов, я бы его с удовольствием прочёл… правда живопись я тоже не смотрю, она всасывается в меня помимо моей воли, как вода в песок, если я час простою у картины, от неё останется только чистый холст, вернее грязный

… и я знаю такое, чего не знает никто, даже я … вот Менделеев, предположил ещё не открытые элементы и указал их место в своей таблице… я тоже знаю удельный вес и валентность таких элементов души, как например, Тщеславий, Обидий, Милосердий, Христарадий, некоторые из них, кошмар, тяжелей урана

Или такие ещё, пусть не свои, Пушкина слова, но взятые то из вашей души:

… нехай у гробового входа гуляет молодая жизнь… красиво, да?

И вообще, всё это напоминает картинки импрессионистов, одесских… много живого цвета, настроения наполнения светом, красотой испытываемой, и не совсем может достоверной, но растворённой, больше возможно являя отражение жизни внутренней, духовной — такое вот осталось впечатление…

и нельзя кажется не увидеть такие вот светлые лица в необыкновенно красиво ясном слиянии берега моря высоких его мыслей притягательным чувством слова открытых окон тронутых до потери приличия души откуда льется теперь колыхающий художником ветер и падает раняемый им золотистый свет.

И третий персонаж, который ничего не говорит, он ещё мал, и его нет даже в повести автора, его появление надо полагать простая житейская находка.

22 октября 2014

Огни притона заманчиво мигают…

Фильм эстетически приятен и невероятно красив. Начиная от живописных пейзажей и заканчивая мельчайшими деталями. Замечательная операторская работа, меня привлек этот глянец, который в привычной жизни мне неприятен. Очень тонкие диалоги с чувством юмора. Фильм не показался мне затянутым, я буквально наслаждалась им.

- Хорошо, а что будет при капитализме?

- Много чего будет, но мало чего останется.

Главная героиня. Сильная и прекрасная женщина, её сила духа, воля и красота вызывает исключительно уважение и восхищение. Примечательно, что сила характера проявляется не в злости и стервозности, как принято в последнее время в кино. Отдельно хочется отметить, что героиня очень чувствительна к чужим человеческим страданиям. Великолепная и мощная работа Оксаны Фандеры.

В целом игра актеров просто на высоте, персонажи изумительно способствуют раскрытию центрального персонажа и прекрасно продуманы. Работа Алексея Левинского просто завораживает.

Фильм о поиске себя в жизни и любви. О чистой и широкой любви всем сердцем. Однозначно эта картина достойна внимания.

10 октября 2014

Красота во всем

Так редко видишь красивые, воздушные и смысловые картины в российском кинематографе. Если бы заранее знала, что режиссер фильма «Огни притона» Александр Гордон, может даже, и смотреть бы не стала, настолько неприятен этот высокомерный, саркастический и циничный персонаж отечественного шоу-бизнеса, так много в нем напускного, чужого и нечеловеческого флера, которым он окутал свой шовинистический образ. Но этот фильм доказывает, что он может не только насмехаться и «разбирать по косточкам» чужие работы, но в состоянии создать и что-то свое.

Сама картина рассказывает о жизни «мамки» одесских проституток, эта жизнь не тяжелая и не легкая, не развратная и не строгая. Эта картина о жизни женщины Любы, невероятно красивой и очень чувствительной к человеческим страданиям и несправедливости. Саму маму Любу играет Оксана Фандера — колоритная, яркая актриса, чей образ независимой и самостоятельной женщины следует за ней из картины в картину. Замечательно то, что режиссер изобразил главную героиню не циничной и злой стервой, которая наживается на работе своих подопечных работниц, а понимающей и справедливой дамой, которая волею случая стала сначала сама зарабатывать себе на жизнь «чем могла», а потом, разобравшись в тонкостях профессии, взяла под свое крыло девочек — Гитлера и Зиготу, которых опекала и помогала.

Весь фильм очень светлый, яркий, насыщенный великолепными морскими пейзажами и летними панорамами. Герои фильма очень настоящие, разные и искренние, в каждом из них можно увидеть человека того времени: обремененных работой сельских жителей, городского сумасшедшего, рекетиров (если было такое слово в те времена), интеллигентов, партийных служащих — со всеми с ними главная героиня сталкивает по долгу своей работы или в повседневной жизни, каждый стремится оставить след в её душе, но мало кому это под силу, потому что душа Любы незапятнанная, несмотря на такую «марающую» профессию.

Во многих странах Европы проституция является профессией, женщины создают профсоюзы и защищают свои трудовые права, и, на мой взгляд, так и должно быть. Гордон показал реальную картину о реальной женщине, которую портит не её профессия, а мнение людей, которые её окружают.

8 из 10

1 сентября 2014

«Не делайте мне лучше»

Удивляет, почему многие не поняли, о чем этот фильм. Вполне очевидно, что «Огни притона» — о Женщине. Нигде и ни в чем не нашедшей себе места.

Ей не много было нужно для себя: возможность хорошо выглядеть, толика человеческого общения, «женское счастье». Лишенная предрассудков, когда-то она выбрала притон как единственное в ее положении и не слишком тягостное «меньшее из зол». Люба бережно соблюдала границы общежития, жила экологично и никому не переходила дорогу, и ей все еще хотелось верить в лучшее в людях. Жизнь ее не баловала и уже не радовала. В свои за 40 она искала хоть каких-нибудь простых радостей и пристанища, и эти поиски незаметно для нее самой сопроводились лихорадочностью и отчаянием.

В итоге она оказалась невиннее и чище 16-летнего ученика консерватории, проявила не адекватную здравому смыслу самоотверженность в деле спасения пророка-алкаша, искалеченного войной и дочерью, и «получила» сполна от поездки к матери. По сути, запоздавшее примирение с матерью — единственный положительный бонус, который она вынесла из этого судорожного leap of faith, попытки сдвинуться с места.

У нее ничего не вышло. Не повезло. И она не захотела продолжать.

Я благодарна Александру Гордону за эту тонкую, атмосферную картину и чуткий реверанс в адрес женской хрупкости. За возможность созерцать без всякого усилия от начала и до конца и ничего от себя не требовать. Недооцененная Оксана Фандера хороша, и это очень ее роль. За полновесное воплощение замысла —

10 из 10

2 апреля 2014

Сильная женщина Люба

Очень люблю отечественные фильмы. Режиссером данной картины оказался Александр Гордон, поэтому фильм заинтересовал вдвойне, т. к. его работ я еще не видела.

Почти все действие фильма происходит в небольшом райончике Одессы, где живут простые люди, не имеющие материального достатка… Именно в этом месте переплетаются судьбы героев фильма, людей, с разным взглядом на жизнь и социальным статусом.

Неяркие краски фильма, приглушенное музыкальное сопровождение создают атмосферу уюта и тепла. Море хочется выделить отдельно. Оно такое красивое, завораживающее…Море, на берегу которого можно посидеть и помечтать о многом.

Главная героиня фильма Люба. Это та женщина, на которую хочется смотреть, восхищаться ее красотой, силой духа и характера. Конечно, у нее нелегкая жизнь, но она не показывает, что ей бывает тяжело. Она авторитет для своих «девочек», относится к ним действительно по-матерински, не зря же они зовут ее мамой…

Теперь обратимся к линии взаимоотношений Любы и Адама. Они очень интересны. Люба увидела в этом стареющем мужчине личность, который прошел через многие трудности на своем жизненном пути, но не сломился, а продолжал жить дальше. Он к тому же очень умен, интересен. Не зря же она полюбила его. Рядом с Адамом Люба становилась действительно счастливой, ей хотелось быть нужной для него…

Периодически в фильме был показан мальчик Гарик, с ясными, голубыми глазами. Он как символ чистоты этого района. Люба на него не раз обращала свой взор. Видно, что она любит детей. Подтверждением этой любви стало спасение ею мальчика, который уплывал далеко в море. Этот поступок заслуживает уважения.

Хотелось бы немного сказать еще про один персонаж- это мама Любы. Пусть она и называет свою дочь проституткой, с неохотой принимает ее помощь и подарки. Однако на протяжении фильма видишь, что она действительно любит дочь, несмотря ни на что. И момент прощания матери с Любой в конце фильма это подтверждает.

Актеры фильма подобраны очень хорошо, каждый вжился в свою роль. Фильм очень достойный. Спасибо Александру Гордону. Советую смотреть всем.

4 января 2014

В этом мире нет места…

Я не хочу, чтобы восприятие моих ощущений осуществлялось под призмой оценки, которую я поставил. Мне важно, чтобы Вы поймали некое чувство, которое наполняет меня. Так вот…

Те, кто не знают Александра Гордона, посмотрите хотя бы интервью с ним или несколько эпизодов одной из его передач. Это важно по той простой причине, что перед нами не просто фильм и даже не просто авторское кино. Перед нами откровение режиссера. «Оголение»…

Эта работа интересна, в первую очередь, проекцией внутреннего мира автора как искусства посредством этой истории. Есть огромное количество недочетов в работе (не мне судить, но на это указывают эксперты), плавность и некоторая затянутость повествования, отсутствие поворотов в сюжете, некоторая наивность. Мне это неважно.

А важно то, что есть внешний образ, который может быть совершенно обезображен в лице других людей, а есть внутренний, который как раз и правдив. И он, как сущность главной героини, хочет найти себя в этом мире, полном поворотов и обрывов, но не находит. В этом мире нет места для мамы Любы. Ее эмоциональная оболочка умирает задолго до конца повествования, так и не найдя своего дома.

19 марта 2013

О-дес-ситки, вот они какие!

Фильм очень понравился. С моей точки зрения, он ориентирован в первую очередь на тех, кто жил \ живет в Одессе или просто питает к ней теплые чувства. В нем, строго говоря, нет четкого сценария, и вообще на экране большую часть времени творится непонятно что. Главный герой в фильме — не Люба, главный герой — это город Одесса и собирательный образ тех самых одесситок. Это — фильм-зарисовка об Одессе и одесском быте.

Многие перипетии одесской жизни, которые не сильно изменились с 50-х годов, показаны в фильме. Вот идет сероводород, рыба и выбрасывается на берег, а люди бегут с мешками. Вот вода для мытья волос греется на плитке, потому что горячую не дали. Вот портрет капитана дальнего плавания на стене. Вот уголь во дворике. Вот бахча, вот пляж, вот бычки жареные, вот вино. Хотя, на мой взгляд, с бычками переборщили. Вот известняковый камень в село привезли. Вот старый бессарабец сокрушается, что вино делать больше никто не умеет, и рыбу ловить тоже. Таки чистая правда, я вам говорю.

Сыграли отлично все. От Оксаны одно сплошное восхищение. Зинка-Гитлер — прекрасно. Богдан Ступка добавил колорита. Адам как-то не совсем к месту, но он мне почти не мешал. Куча одесских фраз и фразочек. Д`якую, шо аж подскакиваю!

18 марта 2013

Бессмысленно красиво

К моему большому удивлению при всей своей сухости и циничности Александр Гордон оказался сентиментальным художником. Его картина «Огни притона» не стесняясь доказывает это каждым кадром.

Снимать красиво, снимать одухотворённо, передавать через образы свои чувства — это тоже большой талант, которым Гордон несомненно обладает. Его фильм, не без помощи шикарной операторской работы, конечно, получился очень нежным, словно нарисованным пастелью. Неяркая, солнечно-небесная цветовая гамма приправленная лёгким антуражем 50-х, создают очень лёгкую, какую-то волшебную атмосферу полёта, невесомости. Если просто смотреть на эти картинки, лёгкие бытовые зарисовки, мелькающие в кадре — испытываешь что-то вроде тихой эйфории, гармонии и счастливого спокойствия. Невооружённым глазом видно, как Одесса, которую показывает автор, его персонажи, все эти ретро-мелочи, дороги сердцу режиссёра, как много у него с ними связано, как по-детски, наивно и чисто он всё это любит.

Но дальше визуальности и атмосферности Гордон не ушёл.

«Огни притона» — фильм с очень расплывчатой, неясной сюжетной линией. С одной стороны, это помогает сильнее прочувствовать то, что я описала выше, но с другой — концепция, смысл фильма исчезает. История проститутки Любы сначала бъёт в лоб своей прямолинейностью, бессвязными диалогами и переплетением нескольких сюжетных линий. Всё это двоиться и троиться в глазах, ты мечешься и не знаешь на чём остановиться, что воспринимать. Чем ближе к финалу, тем больше возникает этих разветвлений и тем больше в картине появляется символов. К самому концу весь сюжет сводится к одной огромной куче символов, которую довольно сложно разбирать. И в самый разгар этого царствования символики — бац, финал. Складывается ощущение, что автор запутался в этой своей символичности, как новорождённый оленёнок запутывается в своих ногах.

В конечном итоге, о чём фильм и что хотел им сказать Гордон, лично мне не ясно. Я не поняла всего этого нагромождения символов и бессвязных действий героев. Сам режиссёр сказал, что это фильм о любви. Мне показалось, что это фильм о его любви к той Одессе, той атмосфере и тем людям, которые уже канули в лету, маленький памятник тому времени. А зачем здесь была история Любы? Ну в фильме должен же быть какой-то сюжет.

Безгранично красивое, любимое автором творение, но к сожалению бессмысленное.

3 из 10

6 марта 2013

ниочём

Примерно этого от Гордона и ожидала.

Этот фильм не то, чтобы плохой, но он не целостный, не органичный и поэтому не несёт в себе действительно ценного.

Не понравилось как он раскрыл сюжет, как раскрыл героинь. Не получилось снять ни женского фильма, ни мужского, ни «для всех»- из-за специфики темы, места и времени..

Если берёшь тему борделя небольшого, то уже или более женский фильм снимай, раскрывай историю каждой из них, глубже смотри, тоньше снимай.

Либо выбирай другой путь (к которому видимо стремился Гордон) — набросками, эпизодами, но метко, точно и выразительно.

Люблю Фандеру, она многогранная актриса и очень красивая женщина.. Но какая же она мама Люба? Ей не идёт ни образ, ни акцент, который пытается изобразить и из-за этого непонятно ни слова.

Адам этот непонятный… его история тоже не раскрыта. История мамы и их взаимоотношений с Любой — тоже непонятна. Даже тема сисек и та для галочки раскрыта.

И Одесса во всей красе не представлена. А Цыганов в роли фарцовщика совсем уж абсурден..

В общем при таком огромном хронометраже, можно было сделать лучше и глубже. А так ни о чём получилось.

5 из 10

10 января 2013

Одесса-мама-Люба

Я очень симпотизирую Гордону. И всегда смотрю его «Закрытый показ». Огни Притона — типичный фильм «закрытого показа». Возможно, именно поэтому он так удался. К тому же сценарий к фильму написал отец Александра — известный поэт и прозаик Гарри Гордон.

С фильмом мы переносимся в послевоенную Одессу. Время и обстановка, знакомая любителям многосерийного фильма «Ликвидация». Мама Люба (Оксана Фандера), в прошлом сама проститутка, держит небольшой притон. В ее доме всего две «девочки» — Зинка-Гитлер и Зигота. Девушки, разные по характеру и темпераменту (Зинка — жизнерадостная, вечно поющая песни, авантюрная, Зигота — спокойная, тихая, меланхоличная), но являющиеся лучшими подругами, безумно преданные Маме Любе. Ее знакомый (Евгений Цыганов) приводит однажды в дом юного сына прокурора. Мальчик по уши влюбляется в маму Любу — но она влюблена в местного поэта-юродиевого, Адама (Алексей Левинский), который каждый день встречает ее на берегу моря.

Фильм стоит смотреть в первую очередь не ради истории главных героев — она безусловно есть и безусловно интересна — фильм стоит смотреть ради колорита, атмосферы. Мама Люба — женщина, по сути еще молодая, очень привлекательна, уверенна в себе, но, кажется, не может понять саму себя и людей вокруг:

Мне жалко людей. Особенно всех.

Адам — самый интересный, на мой взгляд, персонаж в фильме, сумасшедший ровно настолько, насколько сумасшедшими были все вокруг:

- А за что вы сидели?

- Вы бы еще спросили, за что воевал

Так же фильм примечателен участием народных артистов СССР Ады Роговцевой, сыгравшей мать Мамы Любы, и Богдана Ступки, отметившимся ролью прокурора, отца влюбленного в маму Любу мальчишки. Прокурор, кажется, и сам очарован Мамой Любой:

Ну, выпьем. Будь здорова, черноброва.

Но самое главное, что есть в этом фильме, — это язык. Тот самый классический, одесский язык, который мы все так любим. Смесь русского, украинского и какого-то местного полуеврейского наречия. Оно так просачивается в тебя, что невольно после просмотра фильма начинаешь прибавлять к каждому глаголу это пресловутое «таки»…

Кому посоветовать фильм? Тем, кому хочется серьезное кино. Кому хочется подумать о жизни и о жизненных ценностях. Кому не все равно. Это фильм о женщине. О настоящей женщине.

Лично для меня показателем качества фильма являлось то, что после его просмотра у меня еще долго не поднималась рука удалить его.

Ах да, самое главное. После этого фильма я навсегда влюбилась в Оксану Фандеру. Она безумно талантлива и очень колоритна.

8 из 10

7 декабря 2012

Я очень люблю следить за ходом мысли А. Гордона. Я очень люблю лето (Одесса для меня — это, прежде всего, лето). Послевоенная Одесса — едва ли не самое интересное время и место в истории страны Советов. Итого — три явных плюса у этого фильма для меня были заложены уже изначально. Дальше все развивалось только по нарастающей.

Не до конца понял, что Гордон хотел сказать этим фильмом, но мне очень понравилось. Так бывает, согласитесь? И это непонимание порой интереснее кристальной ясности.

- Так и будешь лежать как бревно на ленинском субботнике?

Мне, в общем-то, близок подобный киноязык — что среднее между притчей и сказом. Притча о проститутке. Знаете, возможно, впервые я задумался о том, что проститутку можно любить. Не физически, а именно ментально. Это в америкосовских среднестатистических боевичках принято было одно время, чтоб герой — непременно киллер, а героиня — обязательно проститутка. Правда, я этим героям никогда особо не верил. А тут поверил… На раз.

Отдельные сцены очень крепкие получились. Режиссер ими словно выстреливает по зрителю. Как из рогатки или пращи. Особенно сцена избиения на пляже. Дичь какая. Аж сердце на секунду сжалось.

- Привет сопляжникам!

- Инна, вы же студентка филфака. Пора наконец иметь чувство слова.

- Извините, я больше не буду. Как вода?

- Так. Ни себе, ни людям.

О любви ли это кино? Едва ли. Скорее о стремлении жить нормально даже тогда, когда вокруг все не слишком нормально, а путь, выбранный тобою, вызывает у окружающих порицание, а то и ненависть…

Оксана Фандера. Блестяще. Независимая сильная чуткая и умопомрачительная у нее вышла Мама Люба.

Алексей Левинский. Не очень понимаю критиков. Я в его образ поверил. Сумасшедший сумасшедший…

- Я вам расскажу, что будет в конце века, в 2000-ом году. Не будет советской власти, совсем.

- Хорошо, а что будет при капитализме?

- Много чего будет, но мало чего останется.

Атмосфера в фильме та самая, которую я и искал — атмосфера одесских рассказов Бабеля и «Ликвидации». И еще, конечно, миллион всяких фразочек, приговорочек, которыми хотелось бы научиться щеголять, но не в этой жизни… Это хлеб одесситов.

Буду еще обязательно смотреть фильмы Гордона.

9 из 10

23 ноября 2012

Что это? Завтра? Всё — завтра?

Рекомендую смотреть этот фильм однозначно.

Во-первых потому, что это, на мой взгляд — лучшая роль Оксаны Фандеры. Актрисы, которая при всей моей симпатии к ней, до сих пор (до этого фильма) вынуждена была играть мажористых, псевдо-элитных московских героинь, с присущими им страданиями, которые не понятны их «коллегам» из провинциальных городов пост-СССР (на фоне Москвы таковыми являются все города бывшего совка). И хотя «богатые тоже плачут», и имеют право на эмоции, всё это попахивало гламуром («В Движении», «Про ЛюбоFF», «Красный жемчуг любви» и т. д.). А в этом фильме, наконец-то Режиссёр выбрал её не по фактуре, не по сложившемуся амплуа, а по Таланту.

Во-вторых потому, что в этой картине жёстко соблюдена стилистика и лексика той Одессы. Я не оттуда, но каждый раз, когда я слышал явный фразеологизм, я искал его в поисковике, и убеждался, что он исторически верен («пуриц», «поц на бугре», и т. п.). Это придаёт уважения к команде редакторов, и прежде всего, к Автору сценария, коим является папа режиссёра, уважаемый творец.

В третьих, потому что Режиссёр не побоялся, и вынес своё творение на свою же площадку — программу «Закрытый показ», где обычно «рвут» весьма достойные фильмы на куски. А этот фильм снискал уважение. И не потому, что был блат — все гости программы (как сторонники, так и критики) были явно незаангажированы.

В-четвёртых потому, что в фильме очень искренне и по-доброму преподносится мораль «большой относительности» выводов на первый взгляд. Имиджа и бэкграунда людей, к которым поверхностные людишки лепят ярлыки — сутенёрши, умалишённого, матери-стервы, отца-силовика, проститутки… Которые на поверку, имеют огромные моральные преимущества по отношению ко всем, кто их кроет ярлыками. Всё очень относительно в этой жизни. Мораль не так очевидна и проста, как может показаться. Об этом и фильм.

9 из 10

17 сентября 2012

южное пряное вино: послевкусие

Александр Гордон снял фильм по роману своего отца Гарри Гордона. Тот самый Александр Гордон, который вечно всех ругает и занудствует, предстает перед нами теперь как трогательный творец с открытым сердцем. Кино он снимает о женщине с таким же открытым сердцем. Ее зовут Любовь — действительно, как же иначе? А играет ее хрупкая Оксана Фандера.

Эта история разворачивается в Одессе в конце 50-х. Море, солнце, этот ни с чем не смешиваемый говорок.. Мама Люба держит бордель. Даже ее мать, которая живет в деревне, называет ее не иначе как «проститутка». К Любе пристают все — даже несовершеннолетний соседский сынок богатых родителей Аркаша. По большому счету никто не видит за красотой фасада красоту ее души, все предпочитают не ломать голову и воспринимать людей проще. А Люба, между тем, чуть ли не единственный персонаж в фильме, которая действительно добра, искренна и прекрасна внутренне и внешне. И конечно же она любит. Любит жизнь и единственного человека, который видит ее настоящую — юродивого Адама с пронзительными глазами и предсказаниями. Кто-то сказал, что это фильм о «неразделенной любви к жизни».

Картинка потрясающая: смягченные тона, пастель, бирюзовое небо, апельсиновое солнце, взбитые сливки волн.. Очень красиво снято.

В финальной сцене нам показывается автор этой истории — загадочный мальчик Гарик с ярко-голубыми глазами. На протяжении всего фильма он пристально смотрит на главную героиню, а в конце улыбается и поднимает взгляд к небу, которое почти того же цвета, что и его глаза.

6 из 10

29 июля 2012

Меня почему-то очень заинтересовал этот фильм. Честно говоря, наверное, заинтриговала суть истории, а точнее то «поле», на котором разворачиваются события. Старая послевоенная Одесса, история проститутки. Было интересно понаблюдать над тем, что режиссер разыграет на этом «полотнище».

Хоть я и совсем не люблю Гордона, все же решился посмотреть это кино. Понятное дело, что кино должно было быть непростым. Таким оно и оказалось. Честно говоря, вообще очень непросто было понять — что же хотел сказать режиссер. Лично мне показалось, что одной из самых явных линий сюжета является, скажем так, окрыление падшей женщины. А точнее будет сказать жалость к ней. Прекрасно видно, что режиссер показывает, насколько тяжело ей приходится, и что её жалость и милосердие к людям покрывает всю грязь её работы. Также явно выражена мысль о том, что вот такая вот падшая женщина, оказывается намного ценнее всех «хороших» людей.

А вообще, может быть, это всего лишь воспоминания самого Гордона. Так сказать, его попытка воспроизвести ту эпоху.

В любом случае, кино получилось весьма интересным. Например, в середине фильма, я думал, что мне уже понятна сюжетная линия. Оказалось, что нет.

27 апреля 2012

КиноГордон

Облажается или нет? Вот, пожалуй, главный вопрос будораживший общественность перед премьерой. Этот умник, гнобящий по пятницам ленты гениев и профи в своем ночном шоу. А ну! Покаж на что сам способен!

Не облажался.

Не знаю какую задачу ставил сам Гордон: сделать на слабо или реально попробовать себя в кино или все сразу, но фильм удался. История меня захватила намертво и я прожил ее до самых титров. Не отвлекаясь. Несмотря на глубокую ночь и грядущий тяжелый понедельник.

Странность выбора места и времени сыграла свою роль. Положительную. Я ничего не знаю об Одессе 50—60хх, поэтому и не отвлекался на поиски исторических и культурных несоответствий. Все внимание было отдано людям, их чувствам, отношениям. Именно об этом фильм. Да, в сотый раз о любви, о человеческой судьбе, о попытках что-то изменить в ней. Гордон сказал об этом искренне, ненавязчиво. Я поверил.

26 марта 2012

Одесская блудница..

Весьма и весьма противоречивое кино. Противоречивое кино из-за того, что не все показано как оно было, но в целом реальности все таки больше, чем иногда предлагает кинематограф. В целом, можно фильм назвать социальной мелодрамой, так как описываемые события в ту пору могли или имели место быть. Любовь проститутки и ненормального хоть и показана немного смазано, но все таки глубину можно прочувствовать и понять. Сам фильм не плохо показывает ту пору, ту эпоху, в которой «трудились» девочки, да и люди того времени показаны весьма и весьма правдоподобно. В целом фильм хороший, немного разочаровывает концовка, вполне в стиле советского кинематографа, когда она не раскрыта, а по типу додумай сам. Но есть где подумать, серъезное кино.

6 из 10

7 марта 2012

«В комнате с видом на огни, с верою в любовь…»

Огни.

Александра Гордона обвиняли в его же передаче, что, мол, его «Огни притона» слишком яркие. Мол, кино не авторское, сделано для массового среднестатистического зрителя. На что автор фильма возражал: нет, картина как раз не для каждого, а красками она так играет только из-за того, что он, как режиссер, просто очень любит зрителя. Действительно, в фильме много солнца, моря, женщин в летних платьицах и ярких тонов. Однако для меня это вопрос не первоочередной. Не важно — будут ли «Огни притона» слепить взор или едва различаться в темноте. Главное, чтобы яркими были создатели фильма. А они, безусловно, являются таковыми. Александр Гордон, сам факт появления которого на режиссерском поприще был для меня достаточным, чтобы обязательно посмотреть кино. Личность неординарная, «освещает» всегда коллег по цеху по полной программе, а теперь вот сам «вышел из сумрака». Оксана Фандера, здорово справившаяся со своей ролью и создавшая колоритный образ. И первая половина картины удается не потому, что она авторская, не потому, что она массовая, а просто потому, что она заинтересовывает.

ЛЮБОВЬ.

Сам автор сказал, что это фильм «про любовь. Про неразделенную любовь к жизни». Красиво звучит. Но вот яркого воплощения этой фразы в картине, на мой взгляд, не получилось. Я понимаю, имя главной героини выбрано неслучайно. Вульгарное «мама Люба» подразумевает полное женское имя Любовь, на которую она, несмотря на свою судьбу, ремесло и окружение, еще как способна. Это чувство не раз открывается зрителю: в отношении матери, подшефных девочек, незадачливого философа-«сопляжника». Но вот трагедию неразделенной любви к жизни я здесь не ощутил. И это сценарная проблема. Он недоработан, и заметно это даже невооруженным глазом, без всякого освещения. Происходит резкий обрыв сюжетных линий, заинтересовавших нас в начале фильма. Кроме того, я бы не сказал, что угасание героини внутреннее. Человек с потухшими глазами не будет никого спасать или остервенело драться с обидчиками. Надлома не было! А раз так — я не понимаю второй половины картины, которая гасит манящие огни, зажженные автором в первой. Нет, я не стану отговаривать вас смотреть этот фильм с классической мотивировкой «кина не будет — электричество кончилось!» Кино состоялось. Просто хотелось чего-то более целостного. В любом случае, мне хочется, чтобы в «Закрытом показе» Гордон в дальнейшем выступал не только в роли ведущего, но и в качестве режиссера. Авось, нам, зрителям, перепадет когда-нибудь «небо в алмазах».

P.S. Молодец Александр Гарриевич! Раскрыл «тему сисек» уже на первых секундах своей картины! Я бы сказал, это серьезная заявочка на мировой рекорд. Студия Private отдыхает, она оказалась в тени «Огней притона»!

6 из 10

17 февраля 2012

Уварённые солнцем

Мне очень жаль людей, особенно всех, кто посмотрел это высокохудожественное художественное кино.

О чем этот фильм? Да ни о чем!

Вот так, вспоминая перестроечную телевизионную шутку, исключительно так и можно охарактеризовать действо разворачивающееся — так долго, и так мучительно нудно, смею заметить, — на экране.

Кому он адресован? Не скажу, что никому, поскольку на самом деле не знаю. Почему-то вспоминается г-н Шариков с его «ходят, разговоры разговаривают. Контрреволюция одна». Перефразируя, скажу так: притон, шлюхи какие-то, старик Адамыч… э-э-э… пророк Адам и прочие червяки, а на людей, откровенно говоря, не похож никто, так вот все они ходят, совершают условно-художественные (художественно-условные?) действия и разговаривают бессодержательные, но очень тошнотворно колоритные «одэсские» разговоры. Ну, да, в жизни почти так и есть и все это вполне могло бы быть и все такое, но это не снимает иа-иаовского вопроса: какой из этого следует вывод? Кино, спрашивается, где?

Сюжет достоин бессмысленных и беспощадных сериалов и телефильмов с канала «Россия», а условно солнечная картинка утомляет на второй минуте просмотра. Отдельный привет крупному плану Адама на фоне небоморья, это уже что-то из разряда Adobe Photoshop 2,0 кривыми руками дошкольника.

Количество цитат и штампов (одно завернутое в скатертку хрючево и типаж скрипача чего стоят) может сравниться лишь с этой рецензией, но, очень может быть, что это и есть настоящее искусство. Судить не берусь, не искусствовед я, не кинокритик, так, телезритель, не более. Но вообще-то, после подобных «закрытых показов» хочется сказать: да ну его к дьяволу это искусство.

В итоге, на мой взгляд, получился очередной фильм без сценария, что, собственно, уже давно не удивляет.

Со звуком, конечно же, тоже беда. Ладно, пусть это будет на совести кабельного ретранслятора Первого канала.

С другой стороны, несмотря на смертную скуку, в сравнении с «Пастухом» прогресс гражданина Гордона-сына очевиден. Ведь очевиден, нет?

2 из 10

15 февраля 2012

«Мама Люба, давай, давай, давай!»

Я, честно говоря, не очень в курсе, что увидело свет раньше: фильм А. Гордона или «хит» (кавычки — исключительно сарказма ради, к сожалению) популярной в определенных кругах группы. Но совпадение налицо. Трагическое или забавное — второй вопрос.

Трудно обойти вниманием и тот факт, что режиссер представил свою картину в своей же собственной программе, редко балующей зрителя действительно стоящими работами. На мой взгляд, этот поступок заслуживает уважения.

Да и фильм произвел скорее положительное впечатление, нежели разочаровал или расстроил. В этом смысле наиболее точно мое отношение к ленте укладывается в слова, которыми автор и ведущий завершал ее обсуждение: ругать не стали, а хвалить не за что.

Действительно, ругать почему-то не хочется. И дело не только в том, что для «Закрытого показа» кино получилось более чем приличное (с точки зрения уровня качества). И основания, что самое-то интересное, при желании найти можно было бы, я думаю. Но вот не возникает такого желания! И всё.

Другое дело, что и хвалить картину в данной ситуации было бы не очень правильно и справедливо. Всё-таки помимо красивой женщины в главной роли и красивого кадра (в обобщенном смысле слова) всегда хочется не только и не столько эмоций, сколько событий, сюжета. Активности какой-то. Осмысленной, если быть более точным. Здесь мне этого не хватило.

Автор вправе относиться к своей героине так, как он считает нужным. Его позиция, в принципе, понятна, и это уже достижение. Говорю безо всякой иронии: времена нынче такие. Но и у зрителя, с другой стороны, есть право на свое отношение. К той же самой героине, в частности. И лично моё, например, превосходно передается «материнским приветствием» из уст А. Роговцевой. Воспроизводить не стану, кто смотрел, тот, думаю, запомнит, чай дважды повторено было.

Добавим сюда «юродивого и поэта» и, полагаю, станет ясно, чего стоят в моих глазах яркие краски столь приятного в плане визуального восприятия фильма А. Гордона. Увы.

Очень понравилась «техника живописи» и совсем не тронула «судьба человека». Поэтому только

6 и 10

13 февраля 2012

Двенадцать из десяти

Вещи такого качества едва ли нуждаются в оценках. Они просто есть, и это хорошо.

Правда, когда Адам по отчеству Саваофович говорит про 2000 год и «А за что сидели? — Вы бы еще спросили, за что воевал (с)» — Что-то нарушается, через эту дыру в фильм заглядывает наше время и режет ухо. А в целом — такая редкая радость — видеть каждую деталь, как ноту, которая будет услышана или нет… 12 из 10 в смысле начала другого отчета, в котором оценивается не фильм, а зритель на способность услышать, увидеть и… Разные оценки, на мой взгляд, показывают не разную оценку этой работы, а просто разность пристрастий.

Тот зритель, которому адресован фильм, есть. И ему даже показалось, что он все понял. Или не так самонадеянно — почти все. Он буквально сейчас шепчет «завтра, завтра», а над ним во всю гремит гром и он ещё, возможно, успеет что-то сделать по грохочущей подсказке. «Но ежели Вы чуть-чуть романтик и мизантроп, то…» — этот гром в последних кадрах, он гремит для Вас.

10 из 10

13 февраля 2012

Нужно учиться думать

Сегодня ночью посмотрел фильм Александра Гордона «Огни притона». Причём, смотрел я его в закрытом показе, что немало важно.

Изначально, когда кончился фильм, я был в смятении, хоть он мне и понравился. Но для себя я отметил, мне очень понравилась картинка. Вот этот глянец, который на показе осуждали некоторые персоналии. Экспрессионизм ли это? Возможно. Возможно, Гордон хочет видеть жизнь в этих ярких тонах, возможно, ему надоела серость будней. Он хочет вздохнуть чистым воздухом и главное полной грудью в свежем красивом мире. Ему надоела это беготня, эта «движуха» города. Вот он и показывает нам никуда не торопящуюся Одессу. В общем, мне понравились эти яркие образы и неспешное тихое умиротворение во всём. Приятно смотреть на такое. После этого невольно думаешь, это научились наши снимать кино (у нас часто бывает, что сюжет отличный, а картинка не та)? Или же это влияние Америки на Гордона (он пробыл там и не малое время)? Второе, что я вынес из картины, так это жалость, что было кем-то навеяно. Причём, жалость в картине наблюдается двух видов. Первая, это когда мне было жалко людей, я сопереживал им, мне было грустно. Например, главной героине. А вторая жалость более гнусная, точнее сказать, жалко гнусных людей, которые лишь отталкивают своим поведением. Может, это одно и тоже, но у меня вышло вот так. На этом всё, я не понял больше ничего. Но после фильма, как всегда и бывает в закрытом показе и обязано быть, имело место оживлённая дискуссия. Вернее сказать, даже полемика. После которой у меня сложилось окончательное мнение, и открылись глаза на многие вещи.

Я увидел начальную картину, которую Гордон показал нам для того, что бы сказать, что этого не будет. А ведь я этого не понял, увидев бабу с уткой в окне, я подумал с улыбкой на лице: «всё в русских традициях». Но потом я этого больше не заметил в кино, лишь, когда это прозвучало в обсуждении, я понял, что ведь действительно не было там такого. Я увидел главную героиню. Главная героиня, которая хочет изменить свою жизнь и делает попытки этого. Но либо ничего не получается, либо смелости не хватает. Мир её отталкивает. Это очень жизненная ситуация. И в конце, она как там прозвучало «умирает», да нет, она просто примиряется с такой судьбой, сдаётся. Умирают её мечты и желания. Смерть их, возможно и есть смерть настоящая, а может, и нет. Я увидел женщину, которая даже в своей профессии остаётся целомудренной и невинной девушкой. Я увидел простоту и доброту людей, этого так не хватает в нынешнем мире. Я увидел драму, я увидел жизнь.

Люди критиковали сценарий, что там нет резкий поворотов и интригующих событий, причём в основном критиковали сценаристы. Гордон, мол, не любит зрителей. Я считаю, он правда их любит. Если бы он поменял сценарий в пользу интригующих моментов, накипи эмоций и накала страстей, не знаю, в пользу любви с Адамом, и сделал бы хэппи энд. Что бы было? Был бы кошмар, люди бы схавали это и не задумались бы. А так он показывает настоящую жизнь, хэппи эндов в ней мало. Он показывает, что нужно бороться за счастье, он хочет, что бы зритель это понял, что бы он начал бороться и может тогда и в его жизни наступит хэппи энд. А посмотрев бы фильм, который предлагали эти люди, с разворотами и поворотами, они через 5 минут забыли бы обо всём, и думали б, что жизнь прекрасна.

К слову, это главная проблема про которую я хотел рассказать. Я мало чего понял до момента, когда послушал многих критиков и специалистов. После этого мне словно открыли глаза. Может я практически всё и заметил бы, обдумав денёк, но сразу я этого не понял. Я не понял самого главного. Я не понял судьбу героини и что она вообще делала. Теперь же понятно. Мой мозг, наверное, настолько привык к голливудским фильмам, что не видит даже простого, что показывают режиссёры, а ведь тут сложностей нет, Гордон упрощает моменты для того, что бы фильм стал для более широкой аудитории.

Фильм получился отличным, есть пару моментов, которые мне не понравились, но не суть. Фильм яркий, добрый, жизненный, драматичный, и главное что мне понравилось, что он такой русский, можно сказать даже советский. Словно смотришь старый советский фильм, но всё уже не так, сверху похож, а внутри нет. Но это не плохо! Ведь нутро оно так же на высоте, Гордон хочет, что бы над кино думали. Но не делает сразу сложных фильмов, а начинает с простоты, всё для зрителя старается. Хочу сказать спасибо всем, кто работал над этим фильмом, а так же особенно хочу восхититься и поблагодарить Оксану Фандеру, Катю Шпицу и Анну Слю (интересно, что ради фильма она сильно поправилась, но после снова стала стройной). Они шикарны, в них можно влюбиться. Весь фильм думал, что главная героиня — сильная женщина. Она так увлекает своей силой, добротой, простотой, искренностью, что нельзя оторваться.

Меня радует, что Россия снимает такие фильмы, где надо думать, а не жевать поп-корн. Что бы выучить зрителя нужно как раз снимать побольше таких фильмов и делать побольше таких программ! Ведь зрителя нужно тоже обучать, а не отпускать в вольное плавание.

9 из 10

11 февраля 2012

Адам Савваофович, я.

Придётся начать с названием. Кому в голову пришло это убогое словосочетание поставленное в название фильма? Вот что оно должно выражать? Какие огни у притона, и почему притона, когда речь идёт о борделе? Хорошие название для порнушки или какого-нибудь фильма категории «зю», но никак не для милого кино.

Впрочем, фильм именно милый и ничего больше. Он такой фантик без конфетки. Пара хороших фраз, пара хороших актёров и Одесса. Что хотел сказать автор, я так и не поняла.

Конечно, было ощущение подражания Феллини и истории о томлении по невозможному счастью… Но у Феллини-то всё ясно, а у Гордона нет. Главную героиню не жалко совсем, не потому что она плохая, а просто как-то не вызывает никаких эмоций. Нормальная у неё такая жизнь, даже в меру приятная… Так что хрестоматийный вопрос: Обо что кино? Остаётся без ответа.

Однако кино настолько приятное, что назвать его бестолковым просто рука не поднимается. Для меня это кино — этакий живой портрет великолепной Оксаны Фандеры. Гимн женщине 45-лет, на которую просто приятно смотреть. Ума не приложу, почему при такой фактуре её так редко снимают, это ж наша Анджелина, только круче.

Если хотите приятно провести 2 часа времени — смотрите, и не думайте.

7 из 10

11 февраля 2012

Мама Люба, папа Гордон

Итак, сюжет: «мама» Люба содержит небольшой бордель в Одессе, ходит на пляж загорать и ведет странные беседы с Адамом.

Коротенька аннотация, не правда ли? А большего я не скажу, потому что сам фильм на середине оборвался. Картинка продолжала идти, но вот смысл потерялся полностью. Как верно было замечено одним из критиков в»… показе», на середине фильма исчезла напряженность, пропала идея и все очарование исчезло, осталось навечно в первой части.

Рекомендовать фильм к просмотру я не собираюсь. Потому что, как мне думается, эта картина будто бы специально создана для «случайного просмотра». Попали на нее — хорошо. Нет — вы ничего не потеряли.

Опять же, вот вроде бы и хорошая съемка и передача одесского колорита, и проблематика, но ничего не сходится, все разнится и возникает непонимание, как при сборе мозаики. А теперь представьте, что недостающие детальки выбросили и вот перед вами картина с огромными дырами — пропущенными местами. Вроде бы угадывается на картине и небо, и листва, но с другой стороны, это может быть и море, и трава.

Если бы меня спросили, о чем этот фильм, я бы ответила прямо — ни о чем. Нет, разумеется, фильм о проститутке, о духовном перерождении о том, что падшие, зачастую, добрее, чем святые — но все это уже было в других фильмах, в этой ленте нет ничего нового. А ведь Гордон заявлял свое «детище» именно как фильм необычный.

Даже общий вывод мне сделать трудно. Отдельные эпизоды понравились, а картина в целом — нет. В общем, как я уже говорила — выпадет случай посмотреть — посмотрите. Не выпадет — ничего не потеряете.

11 февраля 2012

Ни о чем…

Сразу хотел бы оговорится, что я не являюсь поклонником отечественного кинематографа. Срабатывает эффект сборной России по футболу, ждешь, надеешься, веришь, а результат как правило плачевный. Так чаще всего происходит и в российском кино, после каждого нового фильма наступает период разочарования, когда вариант с просмотром нового отечественного творения просто не рассматриваешь. Возможно, я и пропускаю что-то стоящее, но так уж выходит. Огни притона, к сожалению, исключением из правила не стали.

И ещё, если говорить о стилистике, то именно в фильмы подобные Огням притона, в фильмы которые называют авторскими, у меня ещё и остаётся кой какая вера. Например, пару лет назад, посмотрел фильм Дикое поле который, который чем-то похож на Огни притона, но на мой взгляд, гораздо более сильный, более что ли авторский.

Теперь об авторе, Александр Гордон, человек который в современной России, воспринимается как некий «идеальный» интеллигент, как что-то типа «совести нации», как знаток кинематографа должен создавать по-моему нечто большее. Или, по крайней мере, от него от ждешь нечто большего. Несколько раз смотрел Закрытый показ, не скажу что это хорошая передача, но при отсутствии на общедоступном ТВ подобных, она выглядит островком культуры, в океане безнравственности. Так вот, Гордон, выступающий в роли обвинителя, использует в своей критике довольно субъективные взгляды. И невольно появляется желание ответить — попробуй сам. Попробовал. Вышло, мягко говоря, не очень.

Даже закрыв глаза, на искусственность и театральность сцен, безжизненность атмосферы, отсутствие сюжета, на протяжении всего просмотра не покидает ощущение пустоты, и внутренний вопрос «Ради чего?», так и не находит ответа. Наверное ради того, чтобы попробовать…

Самый невнятный персонаж в фильме, тот который по задумке должен быть самым положительным — пророк-алкоголик, живущий на берегу моря. Несложно догадаться, что именно он олицетворяет автора(имеется даже некоторое внешнее сходство) и в его устах звучит авторская мысль… Одна и которых, вызывает во мне такой протест и несогласие, своей поверхностностью что уже перестаешь верить божественную природу этого скитальца. Американцы… Занесут нас как след дохлого мамонта… По мне так, пока во всех наших бедах будут виноваты американцы и Путин, мы вряд ли сдвинемся с мертвой точки.

Ну и напоследок, о том что понравилось. Во-первых, украинская речь, о которой веет неким волшебством и обаянием, поэтому соседка жены прокурора, которая пришла рассказать «свежие» сплетни, для меня так и осталась самым приятным героем. Во-вторых, то что таких категоричных оценок и выводов как про американцев в фильме не много, и зрителю оставлено право выбора в других не менее важных проблемах.

2 из 10

1 февраля 2012

Драма Огни притона начали показывать в кино в 2011 году, более 13 лет назад, его режиссером является Александр Гордон. Кто снимался в кино: Оксана Фандера, Алексей Левинский, Ада Роговцева, Катерина Шпица, Кристиан Жереги, Наталия Фиссон, Анжела Чобану, Михаил Игнатов, Дмитрий Красиля, Маргарита Пресич, Нику Сувейкэ, Борис Кривец, Ольга Дьякова, Ион Мокану, Виталий Лищук.

В то время как во всем мире собрано 121,196 долларов. Страна производства - Россия. Огни притона — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.