Грбавица
Grbavica
6.8
7.2
2006, драма
Босния-Герцеговина, Хорватия, Австрия, 1 ч 30 мин
16+

В ролях: Миряна Каранович, Луна Зимич Мийович, Кенан Катич, Ясна Бери, Деян Ачимович
и другие
Эсма, мать-одиночка, живет со своей двенадцатилетней дочерью Сарой в районе Сараево, который называется Грабавица. Жизнь здесь все еще восстанавливается после югославских войн 1990-х годов. Едва сводя концы с концами на нищенское пособие от правительства, Эсма устраивается официанткой в ночной клуб. Ей трудно работать по ночам, и она страдает, что вынуждена проводить мало времени с дочерью. Эсма не может забыть об ужасных событиях прошлого и начинает посещать занятия по групповой терапии в местном Женском Центре. Сара, зловредная девчонка-сорванец, забывает о любимом развлечении, футболе, когда начинает дружить с Самиром, который учится в ее классе. Чувствительных подростков сильно тянет друг к другу, поскольку и Сара, и Самир, потеряли своих отцов на войне. Но Самира удивляет тот факт, что Сара не знает обстоятельств благородной смерти своего отца. Отец Сары становится притчей во языцех, когда девочка требует от матери, чтобы та получила свидетельство о том, что ее отец был шахидом, т.е., погиб мученической смертью. Наличие этого свидетельства позволяет получить значительную скидку на участие в предстоящем путешествии с классом. Эсма объясняет дочери, что получить свидетельство нелегко, так как тело ее отца еще не обнаружено. Тем временем Эсма лихорадочно пытается занять денег, чтобы оплатить путешествие Сары.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Грбавица

английское название:

Grbavica

год: 2006
страны:
Босния-Герцеговина, Хорватия, Австрия, Германия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , , ,
видеооператор: Кристин А. Мэйер
композитор:
художники: Кемаль Хрустанович, Лейла Ходжич
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $43 460
Мировые сборы: $791 236
Дата выхода
Мировая премьера: 12 февраля 2006 г.
на DVD: 12 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Грбавица», 2006

Видео: Трейлер (Грбавица, 2006) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Грбавица», 2006

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Грбавица», 2006

Эхо Югославского конфликта.

Тяжелый фильм о нелегкой послевоенной судье людей Боснии и Герцоговины. Югославский конфликт прошел, а эхо его отзывается и сейчас там. Фильм Ясмилы Жбанич с интересным на слух названием «Грбавица», повествует нам историю некой Эсмы и ее дочери Сары.

Эсма- женщина, которая еле-еле сводит концы с концами, и даже оказывается в положении, в котором ей приходиться работать в ночном клубе официанткой. Также она посещает Женский центр, на котором все делятся своими проблемами, но Эсма приходит туда только для получения денег и ни разу не говорила о себе. Кстати Эсма, как и ее дочь, живут в районе с названием «Грбавица», там же живет и некий молодой человек, с которым знакомиться Эсма. Его сюжетную линию тоже показывают, но не так, как Эсмы и Сары. Его жизнь тоже не очень уж легкая настолько, что он решает уехать, на что Эсма говорит «А кто же будет хоронить твоего отца?» имея в виду, что он бежит от прошлого, так и не смирившись с ним.

Сара- её дочь-сорванец, которой не сидится на месте. Ее увлечение футбол, на котором она знакомиться с неким Самиром. Чувствительных подростков сильно тянет друг к другу, поскольку и Сара, и Самир, потеряли своих отцов на войне. Но Самира удивляет тот факт, что Сара не знает обстоятельств благородной смерти своего отца, и тут уже начинает закрадываться сомнение.

Дальше начинается конфликт между ними из-за этого. Мать не находит справки, подтверждающей того, что ее отец шахид, т. е. погиб мученической смертью. Все таки ближе к концу фильма мы узнаем правду, ту горькую правду, отвечающие на вопросы, которые зритель скорее всего задает во время просмотра фильма. Сара бреется, потому что ее мама сказала, ей что это то, что передалось ей от отца, во всем остальном же она в мать.

Грбавица — это также означает женщину с горбом. Эсму в каком-то роде можно назвать грбавицей, потому что она несла все свои года «горб» плохих воспоминаний, лжи близким и прочее, что ее мучило и не давало покоя все эти годы. Ей тяжело было признаться дочери в правде, но я считаю, что и себе признаться, потому что она игнорировала и избегала, то что ей напоминало о самых тяжелейших днях ее жизни, а тут ей пришлось признать и посмотреть своему внутреннему страху в лицо.

Фильм о том, как тяжело стало жить после войны. Фильм вызвал протест у сербов, но на мой взгляд фильм намного глубже и не только о Боснии и конфликте, который произошел, а о том, что по сути все люди после войны будучи ее жертвами являются, теми самыми «грбавицами». Людьми с тяжелым прошлым, для которых еще сложнее становиться будущее, а настоящее имеет слабый смысл под тяжестью прошлого и неизвестностью будущего.

Фильм по достоинству получил награду «Золотого медведя» в 2006 году, потому что стоящий фильм о послевоенной Югославии глазами двух людей, обе из которых жертвы, тех кровавых событиях.

Таким образом, очень интересный фильм о тяжелой судьбе жертвы войны в Югославии и ее дочери и их взаимоотношениях, которые после правды начинают налаживаться и мы видим, как лысая Сара поет вместе с другими детьми песни о любви к своей Родине.

31 августа 2014

Детско-родительские отношения, взращенные на трагедии прошлого

Боснийская война, длившаяся без малого 3 года, вошла в историю как одна из самых кровопролитных на территории стран бывшей Югославии. Обстрелы населенных пунктов, этнические чистки и многочисленные изнасилования в период политической неразберихи навсегда похоронили спокойствие нескольких поколений людей, ставших живыми мишенями для борцов за «правду и независимость». Пережитый опыт межэтнической бойни оставил существенный отпечаток на всей балканской культуре, проникнув в литературу, музыку, кинематограф. Прикосновения этих воспоминаний разнообразны — от скукожившейся в ком скорби до неутихающей внутренней истерии, ставшей попутчицей жертв как моральных, так и физических. Дебютная работа Ясмилы Жбанич не о войне, а о том, что следует после — спустя годы, исчисляемыми попытками не вспоминать, не думать и не возвращаться в этот кромешный ад, преисполненный людским варварством, животной агрессией и вседозволенностью. В широком смысле данная кино-работа отражает стороны пост-социалистической действительности на рубеже формирования жизни иной и той, что взращена на пережитках прежней системы. Безработица, этнические предрассудки, социальная незащищенность, унылые «дома-коробки» — все это поверхностная часть нынешней балканской реальности. Драма народа, собранная из индивидуальных трагедий — внутри. При рассеявшемся запахе пролитых слез небо над Боснией кажется перманентно свинцовым, а жизнь людей — заложницей прошлого в настоящем.

Эсма и ее двенадцатилетняя дочь Сара — жители Грбавицы, одного из районов Сараево. Сложный характер девочки является причиной частых конфликтов с матерью. При этом, отношения между ними нельзя назвать разорванными и попустительски равнодушными — Эсма изо всех сил старается наполнить детство дочери моментами приятных переживаний, будь то мимолетной радостью от приготовленной на ужин форели или истинно детским предвосхищением экскурсионной поездки. Норовистая Сара не признает авторитетов, дистанцируется от людей, но к матери относится с уважением, молчаливо принимая слетающие сгоряча пощечины. Между ними нет выраженной эмоциональной привязанности, но то внутреннее одиночество, что по-своему съедает каждую, обоюдно сближает их, проскальзывая в угловатых попытках завязать разговор по душам. Актриса Миряна Каранович воплотила в образе Эсмы своеобразный архетип морально травмированной женщины и любящей матери. Пряча под покрывалом сдержанных интонаций незажившие раны, она смотрит в глаза ребенку с таким умиротворяющим спокойствием, на которое способен лишь человек самоотверженно оберегающий свое дитя.

С первых минут фильм, подобно вороватому хамелеону, маскируется под одномерно-предсказуемую историю о взаимоотношениях кровнородственных персонажей, относящихся к разным поколениям, но чем больше погружаешься вглубь, тем шире открывается горизонт проблемы, в то время как режиссер, судорожно хватая зрителя за руку, с беспощадностью надзирателя бросает из аккуратных намеков в обжигающее варево правды. Ясмила Жбанич была тверда в намерении не раствориться в политическом контексте, хоть для коренной боснийки это непросто вдвойне — слишком личная тема для кинематографической пробы пера, предвзятая и колючая. Трудно сохранять объективность, будучи независимым наблюдателем на тропе уничтожения собственного народа, когда в центре внимания — искалеченные судьбы людей в лице отдельно взятого человека. Жбанич не избежала этой предвзятости — ее авторское неравнодушие, как реакция неукрощенного зверя, разносится тихим порыкиванием в начале и переходит в оглушительный рев в конце. Кульминационный детско-родительский диалог звучит как реквием по жизни, которую у этих людей отняли — череде непрожитых дней и мгновений, что могли быть наполнены простым человеческим счастьем, но оказались осквернены самопровозглашенными палачами-карателями.

«Грбавица» в косвенной форме перекликается с испано-перуанской картиной «Молоко скорби», удостоенной главной награды Берлинского кинофестиваля тремя годами позже. Несмотря на национально-культурные различия, боль главных героинь имеет схожее основание — обе стали жертвами изуверского прошлого. Пытаясь восстановить по крупицам доверие к окружающему миру, эти женщины вступают в неравный бой со своими страхами и внутренними барьерами, в котором заведомо проиграют, поскольку невозможно выйти победителем из поединка уже завершенного не в твою пользу. Нужно смириться. Принять поражение. Принять и жить дальше, оберегая самое ценное и дорогое вопреки обстоятельствам — своевольную дочь-подростка, смотрящую на обессилившую мать и видящую в ней лишь родителя-наставленца, но не женщину, прошедшую через пламя кошмара — человека, сумевшего сохранить остатки души в вакханалии смерти, чтобы вложить их в ребенка.

8 из 10

29 июля 2013

Фильм Ясмилы Жбанич будет известен киноманам, которые следят за разными кинофестивалями. Эта драма получила три награды на Berlinale, была включена в мировую программу на Санденсе, получила две номинации Европейской киноакадемии и даже была выдвинута на Оскар. Неплохой послужной список.

Сразу скажу, что фильм мне понравился, но я не увидел тут ничего особенного. В этой истории не было изюминки, которая меня покорила бы. Просто нормальное кино. Хотя мне очень импонирует, что Ясмила Жбанич не стала сильно вдаваться в политику. Она показала историю одной обычной семьи со своими рядовыми проблемами. Эсма воспитывает свою дочь самостоятельно. Женщина работает в ночные смены в клубе, шьет на дому, получает небольшое пособие. В общем, старается, как может, чтоб оплатить дочери школьную экскурсию стоимостью в 200 евро. А Сара верит, что ее отец был шахидом, поэтому просит у матери справку.

Короче говоря, отношения в семье непростые. У Сары действительно скверный характер. Она идеализирует образ отца с подачи матери, которая хотела оградить дочь от правды. Наиболее драматичный момент был, когда Эсма рассказала свою историю. Вот этот эпизод вытягивает весь фильм, на мой взгляд. Чисто по-человечески мне жалко главную героиню и я желаю ей личного счастья. Но ее избалованная дочь вызывает стойкую антипатию своими выходками. Хотя я верю, что стена между ними не зря рухнула. В будущем они лучше будут понимать друг друга, не как мать и дочь, а как женщина женщину.

Получилась нормальная балканская психологическая драма. Не столько о боснийской войне, сколько о ее последствиях, отложивших отпечаток на отношениях матери и дочери и их жизни в целом. Интересная история, но не настолько яркая, чтоб оставить послевкусие. На один раз, не более.

6 из 10

12 июля 2013

Мой рассказ — о мире женщины, которая живёт с послевоенной травмой. В её мире на поверхности всё нормально, как будто всё в порядке, и лишь детали открывают глубину трагедии. Это то, с чем мы живём в Сараево. Люди глубоко в душе похоронили то, что с ними происходило — и воспоминания и боль. Особенно те, кто, как Эсма, никому не рассказывали, что с ними случилось (Я. Жбанич).

Первым увиденным мной фильмом о боснийской войне стала «Страна крови и мёда» Анжелины Джоли. Примечательно, что режиссер второго — тоже женщина, но уроженка Боснии. И ее взгляд обращен не в сторону самой войны, а в сторону оставленных ей глубоких шрамов.

Известно, что «Грбавица» вызвала волну протеста среди сербов, хотя картину Жбанич ни в коем разе нельзя назвать политизированной или изобличающей целый народ. Героиня — боснийка, но она могла быть и сербкой, и хорваткой. Собственно, и не было бы такого шума, если бы на церемонии вручения «Золотого медведя» режиссер не выразила вслух мысль о том, что надо призвать к ответу виновников того ужаса, который пережили женщины в той бесчеловечной войне. Отсюда — протесты националистов. Да и отвыкли люди от художественных лент, повествующих о темных пятнах в истории и при этом снятых не за счет ZOG или коварных диссидентов, а просто силами участников событий, не могущих оставаться равнодушными. Возможно, настанет тот день, когда «сербы, хорваты и боснийцы будут снимать фильмы на военные темы, которые одинаково будут восприниматься в Сербии, Боснии и Хорватии». Тогда можно будет говорить об истории не как о подтасовке карт. Разумеется, нельзя узнать всю правду, посмотрев один-единственный фильм или прочтя одну-единственную книжку. До истины копать очень долго, ведь лежать на поверхности — прерогатива заблуждений. Но даже один-единственный фильм может стать первым шагом на тернистом пути к правде.

О важности и нужности подобных картин сказано достаточно, так что перейду к художественной ценности. Поскольку в прицеле объектива — непростой отрезок жизни матери-одиночки и ее дочери, переживающей переходный возраст, не стоит ждать от «Грбавицы» позитива и надеяться на поднятие настроения. Скорее придется загрузиться и поразмышлять, а атмосфера серого и унылого района Сараево этому способствует как нельзя лучше. Естественно, есть и очень приятные моменты — в частности, отличная работа актеров, вжившихся в свои роли. Луна Мийович к тому же еще и очень приятная девушка, и ее не портит даже ультракороткая стрижка. Миряна Каранович, хотя и уверяла, что ей не вполне удается «примерить» на себя столь трагичную жизнь, выглядит органично и уверенно. Мать и дочь по сценарию, актрисы имеют определенное сходство во внешности, и это только на руку фильму. Второстепенные герои, хоть им отведено совсем мало экранного времени, подчеркивают рельефность основной сюжетной линии, заставляя ее сверкнуть то одной, то другой стороной.

Таким образом, картина Ясмилы Жбанич адресована не одним искателям правды, но также и ценителям глубоких жизненных драм.

21 января 2013

Сараево, любовь моя!

Грбавица — это огромный район Сараево, столицы Боснии и Герцеговины. Судя по фильму Ясмины Жбанич, он мало чем отличается от городов России в средней полосе в 90-х. Где-то здесь живет Эсма. Вы вряд ли приметите ее в толпе. Ей около сорока лет. Днем она работает на швейной фабрике, а ночью подрабатывает официанткой в клубе. Раз в месяц ходит за пособием в местный реабилитационный центр жертв Югославской войны. Еще растит двенадцатилетнюю дочь Сару — сложную девочку, любящую гонять мяч, и способную накостылять любому мальчишке. У этой семьи такие же проблемы, как и у всех. Например, требуются деньги на школьную экскурсию. Эсма лихорадочно пытается занять необходимую сумму, но помимо двухсот евро, можно принести справку, что отец Сары погиб как герой войны и поехать бесплатно или хотя бы с ощутимой скидкой. До поры до времени, Эсма замалчивает, что не может достать такую справку, хотя всю жизнь говорила дочери, что ее отец погиб на линии фронта. Но вот уже и Саре важнее не Европу посмотреть, а узнать о нем правду, которая не только для ребенка, но и для взрослого человека способна стать настоящим шоком.

«Когда на поверхности повседневной жизни появляется рана, она начинает источать все богатство человеческих эмоций — прошлых, настоящих и будущих» (Ясмила Жбанич)

Сначала «Грбавица» была лишь приятным явлением в программе Берлинского кинофестиваля, а потом вдруг выиграла «Золотого Медведя», благодаря которому многие обратили внимание на этот камерный пацифистский фильм. К сожалению, Ясмила Жбанич, затрагивая сербско-боснийский конфликт, не смогла избежать обвинений в политической пропаганде. Показы «Грбавицы» сопровождались пикетами с требованием показать и сербскую точку зрения на проблему. Ясмила разводила руками. Она и не думала делить пострадавших от военных действий на два лагеря, а всего лишь хотела рассказать о том, что спустя много лет шрамы насилия не только не заживают, но пускают корни в душе и тех, кто выжил, и тех, кто родился в атмосфере острой напряженности.

Конечно, у Ясмилы Жбанич есть политическая позиция, и она, к примеру, призывает наказать таких людей как Ратко Младич, но для нее Эсма, прежде всего женщина, запуганная и где-то глубоко внутри расколотая, не способная к полноценной жизни. Ей не хочется вспоминать о войне, но память жива в ее дочери, разучивающей стихи со словами «Кто на Боснию руку подымет…». Саре, конечно, чужд патриотизм. Она хвастается своим друзьям, что ее отец шахид, но по большому счету, с нее для Югославского региона начинается новая страница. Кстати, Ясмила Жбанич нисколько не стесняется употреблять такое слово как «шахид», коробящее большинство людей, и ассоциирующееся с терроризмом. Наоборот, шахиды — гордость Боснии, люди, отстаивающие ее независимость ценой собственной жизни. Возможно, Сара со временем и поймет, что такое патриотизм, но в любом случае про такой патриотизм можно сказать, что это слепая вера в то, что солдаты твоей страны не насиловали женщин на оккупированной территории.

«Грбавицу» отличает не только пафос социального звучания, но и талант, с которым снята картина. Ясмила Жбанич демонстрирует прекрасное понимание реалий большинства семей и отношений родителей и детей, и самих подростков. «Грбавица» напоминает перестроечное кино, где есть рэкет, грязь и усталые люди, но это кино совсем другого сорта. В Сараево Ясмилы Жбанич нет ничего отталкивающего, как в Бухаресте Кристиана Мунджиу. На вид, это очень родное место, в котором живут знакомые до боли люди, с теми же лицами, что ежедневно проходят мимо нас. Нет лощенных квартир и семейных обедов, и тем более, как это обычно бывает в жанре реализма, угнетающих темных красок. Ясмила Жбанич как автор честна до предела, и эти очень подкупает. А какие актеры у нее! Миряна Каранович (Эсма) и до этого считалась одной из лучших европейских актрис, а в «Грбавице» она и вовсе неподражаема, несмотря на то, что роль была трудна для нее. Не отстает от нее и Луна Мийович (Сара), стараниями которой под занавес создается мощнейшая сцена объяснения матери с дочерью. Вообще, очень сложные характерные роли, сыгранные безупречно.

Трудно передать словами, насколько хорош этот скромный боснийский фильм. Немного печальный, как народная песня, но бесконечно светлый и душевный. Чтобы справиться с болью — надо о ней говорить, — утверждает работница социального центра. И Ясмила Жбанич попыталась. «Грбавица», кстати, ее дебютный полнометражный фильм, один из моих любимых.

13 сентября 2011

Балканская драма

Эсма мать-одиночка живет вдвоем с дочерью-подростком Сарой в районе Сараево, который называется Грбавица. Мать еле сводит концы с концами, получает небольшое социальное пособие и чтобы прокормить себя и Сару устраивается в ночной клуб официанткой. Ей довольно сложно работать по ночам, но нужда не оставляет ей другого выбора. Тем временем дочь-подросток учится в школе, не с кем из одноклассников не общается, имеет скверный характер. Сара знакомится с мальчиком по имени Самир, забрасывает футбол, который ей очень нравился раньше и проводит много времени с ним. Мальчик поведал ей историю о героической смерти своего отца во время войны на Балканах и как он им гордится

А вот Сара не знает где и как погиб ее отец, мать не рассказывает ей ничего конкретного о нем. Когда же в школу просят принести справку, подтверждающую героическую смерть на войне, Эсма рассказывает Саре всю правду. Только после того, как Сара узнает страшную тайну о родном отце она начинает сближаться с матерью и понимать её.

Роль Эсмы в этой драме сыграла очень знаменитая сербская актриса Мирьяна Каранович, известная прежде всего по фильмам Эмира Кустурицы «Папа в командировке»,«Андерграунд`и «Жизнь как чудо». На мой взгляд, она играет реалистично, без натяжек. Режиссер картины Ясмила Жбанич, занимающаяся журналистикой (её основная профессия), сняла качественное и очень драматичное кино о послевоенном времени на территории бывшей Югославии.

Балканское кино-это смесь экспрессии и драматичных сюжетов. Такие режиссеры как Эмир Кустурица, Горан Паскалевич, Пьер Залица обеспечили новой волне национального кино этого региона новый толчок, если хотите, вдохнули в него новую жизнь. Фильмы самобытны, отличаются от остальных, имеют собственный художественный почерк, не имеют клише и штампов.«Грбавица»-победитель награды «Золотой медведь`на берлинале в 2006-м году, а это знак качества.

10 из 10

6 февраля 2011

Драма Грбавица на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссером является Ясмила Жбанич. Кто снимался в кино, актерский состав: Миряна Каранович, Луна Зимич Мийович, Кенан Катич, Ясна Бери, Деян Ачимович, Богдан Диклич, Эмир Хаджихафизбегович, Эрмин Браво, Майке Хёне, Ясна Залица, Нада Дьюревска, Эмина Муфтич, Дуня Пашич, Sedina Muhibic, Sabina Turulja.

В то время как во всем мире собрано 791,236 долларов. Производство стран Босния-Герцеговина, Хорватия, Австрия и Германия. Грбавица — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.