Дорога на Гуантанамо
The Road to Guantanamo
7.1
7.4
2006, драма, документальный, военный
Великобритания, 1 ч 35 мин
В ролях: Риз Ахмед, Фархад Гарун, Вакар Сиддики, Афран Усман, Шахид Икбал
и другие
Рассказ о судьбе трех молодых британских мусульман, которые после 11 сентября 2001 года отправились в Афганистан навестить родственников и были арестованы по обвинению в связях с «Аль-Каидой». В тюрьме Гуантанамо их больше двух лет продержали без суда и следствия, каждый день пытаясь выбить у них признание о причастности к террористической деятельности…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Дорога на Гуантанамо

английское название:

The Road to Guantanamo

год: 2006
страна:
Великобритания
режиссеры: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Марсель Зискинд
композиторы: ,
художник: Марк Дигби
монтаж: ,
жанры: драма, документальный, военный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1500000
Сборы в США: $326 876
Мировые сборы: $1 504 943
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, документальный, военный

Видео к фильму «Дорога на Гуантанамо», 2006

Видео: Трейлер (Дорога на Гуантанамо, 2006) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Дорога на Гуантанамо», 2006

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дорога на Гуантанамо», 2006

Защищать свободу - почётная обязанност

Британская полудокументалка по реальным событиям. Есть документальные съёмки, но большая часть - художественное воссоздание событий.

Последовательное повествование истории трёх друзей. Молодые пакистанцы, проживающие в Британии поехали в Пакистан к родственникам и попали в афганский замес, после событий 11 сентября, когда США развязали войну с талибами. Зачем эти молодые люди там тёрлись тоже вопрос. Ну, молодые и попали не в то время и не в то место.

В общем, сначала их взяли в плен вместе с реальными боевиками противники талибов. Помурыжили, ограбили, чуть не убили. И т. к. выяснилось, что они из Британии, их взяли в оборот американцы, под подозрерие в помощи талибам. В чем тут логика, не понятно. Ну и начался ад длиною в два с лишним года.

Их в итоге перевезли в Гунтанамо, сначала в Икс-Рэй, а потом в Дельту. Там их по полной ломали, выбивая признание. Били, не давали спать, глушили звуком, держали на жаре и холоде, морили голодом и т.д. Потом оправдали. Подержали ещё три месяца, склоняя к сотрудничеству и продолжая запугивать. И отпустили. Предполагаю, что без каких-либо извинений и компенсаций. Ибо невиновных не бывает.

Главный вопрос, конечно вообще о правомерности таких действий в наше время. И риторика о том, что с врагами надо говорить на их языке тут не работает. Далее, правительство США продолжает практиковать эти методы, фактически их не скрывая. И в добавок открытая информация о том, что сама тюрьма находится на оккупированной у Кубы территории, до сих пор насильно удерживаемой. Абсурдно выглядит кадр с плакатом на территории Дельты, со словами: 'Защищать свободу - почётная обязанность'. Как бы всё. Выводы будет делать каждый в меру промытости своих мозгов и аналитических возможностей.

Обама в рамках налаживания сотрудничества с Кубой хотел закрыть тюрьму, но Трамп потом отменил это решение. 66% американцев считают, что тюрьма должна быть.

Серебренный Медведь на Берлинском Кинофестивале лучшему режиссёру.

Пишут, что актёров задерживали в лондонском аэропорту и допрашивали о причастности к терроризму.

1 апреля 2022

Дорога на Гуантанамо

«Дорога на Гуантанамо» — подробная и жесткая реконструкция истории «Типтонской тройки», молодых англичан, отправившихся на свадьбу, а оказавшихся в тюрьме. Острокритическая лента была снята в разгар общественного обсуждения тюрьмы в Гуантанамо. После падения градуса полемики фильм смотрится как добротное исследование пропаганды, чьи официозные речи из телеящика частенько кажутся чем-то далеким, но, находя дорогу в реальность, могут оборачиваться самыми что ни на есть настоящими человеческими страданиями.

На пресс-конференции Берлинале режиссер Уинтерботтом заявил, что хотел рассказать историю именно этих троих молодых парней из небольшого городка рядом с Бирмингемом. Некоторые кинокритики посчитали, что так история выделяется из контекста эпохи, а тут и до спекуляции рукой подать. Однако, опираясь на ограниченный фактический материал, режиссер проводит своего рода case study, рассказывая лишь то, что может обосновать.

Больно контекст необъятен.

1.

Тюрьма для обвиняемых «в участии в боевых действиях на стороне исламских экстремистов» на бессрочно арендуемой США военно-морской базе в заливе Гуантанамо (Куба) не была единственной в своем роде. Так что даже говорили об «аутсорсинге тюрем», выводящем заключенных из под юрисдикции США.

Правительство и президент США так старались подвести юридическую базу под проведение превентивных массовых арестов, что подвинули Конституцию. Ввели специальный статус «боевика» (enemy combatant), пытаясь обойти «Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными», чтобы держать заключенных в тюрьме без предъявления официальных обвинений и бессрочно. Нарушили презумпцию незаконности задержания (habeas corpus), что в 2004г. подтвердил Верховный суд США (дело Hamdi v. Rumsfeld) и суды различных уровней в последовавших десятках разбирательств.

А ведь правительство США отреагировало на атаку Всемирного торгового центра 11 сентября 2001г. (9/11) не только операцией «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Но и приняла пресловутый PATRIOT Act, попирающий права рядовых американцев (кстати, в 2011г. продленный еще на 4 года). Ввела утомительные процедуры проверки в аэропортах, вряд ли препятствующие настоящим диверсантам, но демонстрирующие кипучую деятельность по борьбе с терроризмом. И еще многим чем, что в 1,5 часа экранного времени не уместишь.

2.

Самое главное в фильме начинается после того, как молодых британцев проверяют на детекторе лжи. Полиграф показывают их полную невиновность и бесполезность для поисков организаторов 9/11. Однако, героев не отпускают и режиссер элегантно переводит фокус внимания зрителя на американских офицеров.

Взрослые, здоровые мужики вынужденно становятся проводниками в жизнь пропаганды. Воплощают вздорные идеи в реальности, что уродует и их самих, вынося на свет первобытные стороны человеческой души.

Когда президент США трепится в новостях об «оси зла», ему ведь и невдомек, что кто-то получит приказ любой ценой найти тех, кого бы можно было показать в новостях как организаторов 9/11.

И еще случайным образом набранный контингент для проведения следственных мероприятий. Критики американской интервенции в Афганистан рассказывают, что в Гуантанамо попадали лишь те, кого подбирал американцам Северный альянс, силами которого исключительно и велась наземная часть операции. А они, мол, особого рвения не проявляли, давали возможность элитным отрядам Талибана спокойно отступать, предпочитая брать в плен легкие добычи или практикуя различные уродливые бизнес-схемы, вроде предложения пакистанским бомжам поработать заключенными.

Вот и ищут в себе «творческое» начало рядовые американцы, волею судеб надевшие военную форму. Так один из них переодевается в форму британского офицера, чтобы выдать себя за соотечественника молодых англичан.

Борются с «международным терроризмом» в меру своих способностей, например, «расширенной техникой ведения допроса» в виде воздействия громкой музыки. «Эти люди в жизни не слышали хэви-метал. Они не могут его вынести, — так рассказывал о ней сержант Марк Хадселл. — Если вас заставить слушать музыку 24 часа в сутки, утомление ослабит функции мозга и мышц, ваше мышление замедлится, и вашу волю легко будет сломить. Вот тогда-то мы и приходим допрашивать их».

Но это, конечно, совсем цветочки в сравнении с бесконечными допросами, высасыванием из пальца нелепых доказательств и пытками в виде лишения сна/имитации утопления/сенсорной депривацией и другими пытками, поражающие извращенностью выдумавшего их ума.

3.

Для экранизации истории Уинтерботтом выбрал жанр докудрамы, реконструируя реальные сцены в облегченной для восприятия игровой форме.

Это позволяет режиссеру не накладывает на себя ограничение документального кино в 100% беспристрастности. Тогда история наверняка свелась бы к юридическому перечислению фактов нарушения закона. Такая логика на идеологическом уровне обычно приводит к убаюкивающему выводу о прецедентном характере ужасных событий: ничего менять не надо, система работает, а нужно лишь наказать несколько зарвавшихся исполнителей.

Закрыли бы тюрьму — такая логика получила бы основания. И приказ о ее расформировании даже был подписан Бараком Обамой, ранее назвавшим тюрьму «грустной главой американской истории», аж на следующий день после инаугурации. Однако, тюрьма работает до сих пор.

Обобщая существующие сведения и представляя их на суд зрителя с необходимой степенью объективности, Уинтерботтом не бросается и в крайность художественного кино. Свобода режиссерского самовыражения позволила бы создать образы любой глубины, вплоть до метофизических, однако, лишило бы достоверности, обязательной для политического высказывания совладельцу компании Revolution Films.

4.

Многие кинорецензенты мутным местом фильма назвали проникновение героев в Афганистан. И действительно, парни ехали праздновать в Пакистан, а после зачем-то перешли границу. И это не просто художественная претензия к фильму.

В 2007г. Шафик Расул и Рухал Ахмед, два друга из «Триптонской тройки», желая полностью смыть с себя любые подозрения, приняли участие в документальном проекте канала Channel 4 «Лаборатория лжи». Ранее Рухал Ахмед утверждал, что отправился в Афганистан с искренним желанием оказывать помощь людям. А на детекторе лжи признался, что посещал тренировочный лагерь «Талибана», где держал в руках оружие и обучался пользоваться AK-47.

В 2010г. в интервью BBC Radio 5 Live, Шафик Расул и Рухал Ахмед подтвердили свое посещение тренировочного лагеря Талибана. Но сослались на неразбериху, в которой оказались в афганской провинции. Это и признание Ахмеда в обучение стрелковому делу, они объяснили юношеским любопытством.

Так или иначе, после двух лет пыток, их освободили и не предъявили обвинений. Как, кстати, и подавляющему большинству заключенных Гуантанамо. На момент съемок фильма, из 750 человек в тюрьме все еще оставалось 500 человек. Обвинения за все это время были предъявлены всего лишь 10.

5.

Докудрама стилизует кино под реальность. Когда актеры возвращались с Берлинского кинофестиваля в Англию, кино стало для них реальностью. Полиция заподозрила в актерах террористов и задержала в аэропорту.

Один из актеров после утверждал, что во время допроса полицейские спрашивали согласились ли они играть в фильме из-за своих религиозных убеждениях, выясняли отношение к войне в Ираке, оскорбляли и не давали совершить телефонный звонок. А в конце предложили стать осведомителем полиции.

Актер отказался.

8 из 10

18 сентября 2013

«Дорога на Гуантанамо» не является шедевром кинематографии, и он не входит в список моих любимых фильмов, которые я бы стал пересматривать по нескольку раз, однако он произвел на меня впечатление, после которых я не могу отнести эту ленту в разряд «необязательных для просмотра».

Лента Майкла Уинтерботтома откровенно «антиамериканская», субъективна, вызывающая ненависть и презрение не к войне в целом а исключительно к американской военно-политической системе.

Этот фильм, основанный на реальных событиях, о ни в чем не повинных людях которые были схвачены и брошены в заключение, без суда и следствия, американскими спецслужбами; о людях которые подвергались физическому и психологическому насилию; о людях, обредших свободу через два с половиной года истязательств…

Для меня фильм разделен на три визуально-эмоциональные части. Первая -«зачем, и куда они поперлись?». Вторая — «ненависть к американцам». Третья — «сладость свободы».

Эта история троих молодых пакистанцев — очередная часть огромного пазла современного лицемерного мира. Наверняка многие события, творящиеся с заключенными тюрьмы Гуантанамо, были умолчаны в этом фильме. Но и того что показано хватит, чтобы если и не прочувствовать сотую долю страданий героев фильма, то хотя бы в очередной раз убедится в ничтожности наших, зачастую надуманных бытовушных проблем, и искренне порадоваться, наслаждаясь чашкой кофе в уютном кресле, что нас такие испытания судьбы благополучно миновали.

P.S. Более глобально эта тема раскрывается в док. фильм «Особое поручение». Речь в фильме о тайном похищении людей сотрудниками ЦРУ и транспортировке их в тайные тюрьмы, где «подозреваемых в терроризме» пытают. Многие исчезают там навсегда.

4 октября 2010

Картина «Дорога в Гуантанамо» была снята независимой киностудией «Revolution Films» по заказу британского телеканала Channel 4. Она имеет рекордно низкий бюджет в 1,5 млн фунтов стерлингов. В фильме рассказывается о трех молодых английских мусульманах, которые отправляются на свадьбу родственников в Пакистан и, по стечению обстоятельств, попадают в плен американской армии, а в итоге оказываются за колючей проволокой тюрьмы на Гуантанамо

Фильм Майкла Уинтерботтома (Michael Winterbottom) «Дорога в Гуантанамо», получивший серебряного медведя на Берлинале-2006, построен на реальной истории мусульман-британцев, оказавшихся в Афганистане в разгар американкой антиталибской военной кампании. Впоследствии они были перевезены в лагерь для военнопленных в Гуантанамо на Кубе, где провели два года. Двое из четверых узников Гуантанамо снялись в фильме Уинтерботтома.

18 мая 2007

Сильный фильм — откровение. Кто не знает что такое Гуантанамо, не знает и половины правды об американской армии. Мне, честно говоря, было противно наблюдать за железными масками лишённых жизни военных.

Их допросы настолько примитивны и древние, что невольно осознаешь — люди попали в плен к животным. Нет понимание, нет желание понимать, да что там говорить, у них даже мимика отсутствует…

Мощно снято. Наверняка недосказано, но и не надо в принципе. Итак, всё понятно. Жестокость — смешанная с глупостью и упрямством — отличная маска, позволяющая наводить страх на самых храбрых. Единственное что позволяет справится — это правда.

28 августа 2006

Драма Дорога на Гуантанамо на экранах с 2006 года, премьера вышла более 18 лет назад, его режиссерами являются Мат Уайткросс, Майкл Уинтерботтом. Кто снимался в кино, актерский состав: Риз Ахмед, Фархад Гарун, Вакар Сиддики, Афран Усман, Шахид Икбал, Шер Кхан, Джейсон Салки, Джейкоб Гаффни, Марк Холден, Дуан Генри, Пэймэн Бина, Джеймс Буллер, Марк Спростон, Нэнси Крэйн, Ивэн Бэйли.

Расходы на кино составляют примерно 1500000.В то время как во всем мире собрано 1,504,943 доллара. Страна производства - Великобритания. Дорога на Гуантанамо — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.