Мистерия старой управы
Vecas pagastmajas misterija
6.8
6.1
2000, ужасы, драма, детектив
Латвия, 1 ч 45 мин
В ролях: Ренарс Кауперс, Ивар Калныньш, Эдуард Павулс, Аурелия Анужите, Артурс Скрастыньш
и другие
Накануне народного латышского праздника Лиго бригада кинематографистов снимает религиозно-патриотический фильм, в центре которого лежит история о бывшем чекисте, вынужденном встречать старость в местах своих давних злодеяний.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мистерия старой управы

английское название:

Vecas pagastmajas misterija

год: 2000
страна:
Латвия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Харийс Кукелс, Алвис Менготс
композитор:
художники: Иева Романова, Сандра Сила
монтаж: ,
жанры: ужасы, драма, детектив
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, драма, детектив

Отзывы критиков о фильме «Мистерия старой управы», 2000

Возмездие призраков — отзыв на мистический триллер «Мистерия старой управы» (Vecas pagastmajas misterija, 2000 г.)

Прибалтика у меня вообще как-то не ассоциируется с хоррором. Ну так что-то есть, но чересчур мало, «Слеза князя тьмы» в Эстонии, например, и что-то ещё, что в даже памяти не отложилось совсем никак. «Мистерию старой управы» я только недавно обнаружил в коробке со старыми пленками, фильмами записанными на DVD. Прошло всего-то восемнадцать лет со времени создания фильма, вроде немного, но становится грустно. Отношения с Латвией у России напряженные, впрочем как помню они и тогда были не на высоте, но пересматривая данный фильм я понимал, что тогда кто-то ещё в прибалтийских странах снимал так, будто призывал к покаянию и примирению.

Этот «кто-то» не самый выдающийся, но очень замечательный латвийский кинорежиссер Янис Стрейч, очень разноплановый кинорежиссер, кстати. В его фильмографии и драмы, и социальные ленты, и сказки, и под конец карьеры он снял ещё и мистический хоррор, единственный подобный в его карьере.

В данном случае острую социальную тему о возмездии бывшему сталинскому палачу на закате его кровавой жизни кинорежиссер облек в форму мистической страшилки, и кстати неплохо уравновесил жанровую и остросоциальную формы. А подобное не у всех получалось, в самом лучшем случае получалась неудобно варимая ересь.

По сюжету старый чекист вынужден доживать свои дни в том же помещении, где когда-то пытал и убивал. Старик велел замуровать подвал, где происходили кровавые казни, но это не помогло, призраки просачивались и приходили терзать своего убийцу. Сняты все хоррор-эпизоды с призраками жертв палача довольно-таки неплохо, учитывая то что прибалтийское кино только-только вышло из затяжного кризиса девяностых, и денег на приличные спецэффекты конечно никто бы не дал. Там, где не хватает бюджета, авторы дополняют бьющим наотмашь психологизмом. Я видел другие фильмы Стрейча и дословно скажу, что он в этом деле действительно мастер. Например психологическая мелодрама «Помнить или забыть» (1981 г.) — кино, которое действительно забудешь ни скоро, настолько цепляет.

«Мистерию» в нашей стране полагаю мало кто видел. В нулевые отношения между Россией и Латвией все больше портились, и портились и ихнее кино, так же как литовское и эстонское попадало к нам все меньше и меньше. Я, например, уже и не вспомню, как попал ко мне этот фильм, еще даже не на DVD, а на видеокассете, без перевода, только с субтитрами, но видимо что-то просачивалось.

Несмотря на то, что старый чекист в фильме как бы живет в Латвии, русский авторы не поддались искушению сделать его образ карикатурным, или реально осудить, применив одну лишь черную краску. Славу Богу, у них хватило чувства такта в этом печальном и страшном вопросе. Нет, акценты здесь расставлены так, что к старику на склоне лет приходит законное возмездие в виде жертв его некогда страшной деятельности, но при том авторы не делают старика совсем уж таким мистическим Плюшкиным, потерявшем и внешне и внутренне все человеческое. Нет, медленно но верно старик через эти страшные муки приближается к раскаянию, финал остается открытым и не говорит напрямую, принял он его или нет, зрителю оставляют надежду, и это уже хорошо.

Очень редкий пример социально мистического хоррора, да ещё и в стране, где подобный жанр ну никак не был популярным.

29 августа 2019

Мистерия

На русском этого фильма, вроде, пока ещё нет, и сама я смотрела на латышском с английскими субтитрами, что только добавило непонятностей к и без того странному сюжету.

Надо сказать, что смысл фильма дошёл не сразу, пришлось даже почитать интервью с режиссёром, где сказано, что он продемонстрировал главные грехи современности — жадность, жажду власти, грубость, безразличие с одной стороны и безропотное потакание этой самой власти с другой.

В основе же лежат национальные традиции, религия и историческое прошлое (то, которое советское). Тут переплетаются кэгэбэшники, христианские образы, всевозможные духи, актёры, крестьяне, «новые латыши»…

Читала также, что фильм пронизан всевозможными цитатами и человеку, далёкому от Латвии не понять его до конца, с чем я не могу не согласиться.

Как противопоставление всем показанным бедам, завершает картину оптимистичный образ солнца, пробивающегося через туман.

8 из 10

25 марта 2011

Ужасы Мистерия старой управы впервые показан в 2000 года, дебют состоялся более 24 лет назад, его режиссером является Янис Стрейч. Актерский состав, кто снимался в кино: Ренарс Кауперс, Ивар Калныньш, Эдуард Павулс, Аурелия Анужите, Артурс Скрастыньш, Инесе Саулите, Улдис Лиелдидж, Гундарс Аболиньш, Улдис Думпис, Индра Бурковска, Виктория Стрейча, Мирдза Мартинсоне, Болеслав Руж, Зигрида Стунгуре, Юрис Лавиньш.

Страна производства - Латвия. Мистерия старой управы — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.