Приятель покойника
6.8
6.9
1997, комедия, драма
Франция, Украина, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Александр Лазарев мл., Евгений Пашин, Анатолий Матешко, Константин Костышин, Алексей Гончаренко
и другие
Эпоха «дикого капитализма» вовсю набирала обороты, когда Анатолия оставила жена. Молодой, красивый и умный, со знанием иностранного языка, он почему-то никак не вписывался в современную, совершенно непостижимую для него жизнь. Как нить Ариадны в мире новой морали стала для него встреча с бывшим одноклассником Димой, успешно торгующим в коммерческом киоске. Жизнь становится похожей на кино.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Приятель покойника

год: 1997
страны:
Франция, Украина
режиссеры: ,
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Вилен Калюта
композитор:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $145 443
Мировые сборы: $145 443
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1997 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Отзывы критиков о фильме «Приятель покойника», 1997

Это были 90-е — и никто не был виноват…

Как известно, с развалом Советского Союза производство кино умерло. А то, что осталось, и смотреть-то было стыдно — не то, что сниматься в нем. Тем ценней немногочисленные проблески действительно фильмов, а не очередных растянутых на два часа выпусков передачи «Криминальная Россия», базировавшиеся зачастую на голом энтузиазме создателей. Ну что поделать, коли кинематограф — это тоже слепок эпохи, отражение присущей ей ментальности? Об этом, кстати, будет ниже.

«Приятель покойника» — совместный украино-французский фильм, экранизация повести Андрея Куркова «Милый друг, товарищ покойника». Снят целиком украинцами и россиянами в Киеве. Без иностранного инвестора тогда было сложновато. В центре сюжета — переводчик Анатолий, типичный советский интеллигент, не нашедший себя в новой эпохе и типичнейший же герой кинематографа той поры. Мужчина он и симпатичный (играет Александр Лазарев-младший), и неглупый, да много ли платят филологу в условиях рыночной экономики? Вот и жена-красавица прикинула к носу и свалила к коллеге, у которого красная машина (ох у эти роковые парни на красных машинах!), и который подарил СОТОВЫЙ ТЕЛЕФОН! Тогда Анатолий окончательно понимает, что жизнь его смысла не имеет и вряд ли он вообще появится — и решает умереть. Но тут…

Изначально фильм может вызвать скуку: герой просто ходит, разговаривает по телефону, ищет халтуру, молча исподлобья наблюдает, как теряет жену и т. п. Да, таким довольно примитивным образом нам показывают амёбность его существования. Но потом он, быть может, впервые в своей жизни, совершает Поступок, пусть и очень странный — и попадает в настоящий водоворот событий. Из которых выйдет, конечно же, победителем — странно, нелогично, но ведь Иванушка-дурачок всегда побеждает?

Теперь к первому абзацу — про ментальность эпохи. Её устремления и чаяния. Забавно, но сюжеты многих постсоветских фильмов на удивление похожи: главный герой — просто хороший человек, потому и не вписавшийся в новые времена, неожиданным для себя образом вляпывается в события криминально-авантюрного свойства — и не менее внезапно выходит из них победителем, да еще и обладателем бабок и власти (зачастую, и под тем, и под другим тогда подразумевался криминал). И хорошеть и совестливость вдруг куда-то испаряются. Чисто убивший Дракона становится им же. «Лох- победитель воды» с Курёхиным — аккурат из той же оперы. В 90-е, как известно, лозунг «Кто был никем — тот станет всем» стал девизом времени. О том, что на пути к успеху надобно обычно выхлебать тонны дерьма, а то можно и головы лишиться, старались не думать. Нет, всего-лишь нужно быть хорошим, а судьба сама отблагодарит за это. Увы, в это и правда многие верили — и жестоко за это поплатились.

Возвращаясь к, собственно, нашему «Приятелю покойника». Он явно героецентричен. И, на мой взгляд, высокий и красивый Лазарев-младший не вполне уместен в роли эдакого задрота-интеллигента — ну вот правда, сложно поверить, что такого, пусть и неудачника, можно бросить. Но сыграл он, тем не менее, хорошо. Остальные там, скорее, для мебели. Операторская работа простовата, музыкальное сопровождение довольно банально. Арка героя, повторюсь, в духе эпохи, но при этом уж слишком ходульна. Ну спасибо хоть за разом обретенные красотку-жену, очаровательного ребенка и квартиру с евроремонтом. Ну и опытную любовницу, наверное. О чем еще мечтать вчерашнему безработному интеллигенту? Ах да, о возможности резко вырасти из задрота в вершителя судеб! От «Лоха…» в «Приятеле…» и правда достаточно много: медитативность повествования, симпатичный главгерой — и вопрос, всегда ли надо позволять вчерашнему рабу становиться господином? Эпоха 90-х ответила на него однозначно.

7 из 10.

3 апреля 2021

Кому покойник — приятель?

Романы украинского писателя Андрея Куркова пользуются немалой популярностью в Украине, России и Европе. Самым известным стал роман «Приятель покойника», который стал бестселлером. И вот в 1997 году украинские кинематографисты при участии российских и французских «специалистов» решили перенести роман на широкий экран. Сразу надо отметить — задание было весьма непростое, учитывая тот факт, что в Национальной киностудии имени Александра Довженко на тот момент были далеко не самые современные технологии. Режиссером фильма выступил Вячеслав Криштофович, а сценаристом — сам Андрей Курков.

Внешне «Приятель покойника» выглядит как типичное советское кино: плохое изображение, слабоватая операторская работа, незапоминающийся саундтрек. Впрочем, эти особенности должны были бы помочь атмосфере — перенести зрителя в 90-е годы, в постсоветскую страну. Но почему-то ощущения атмосферности за весь фильм не возникает ни разу. Сам процесс еле ползет, из-за чего фильм довольно скучный.

Актерская работа хороша, но не более. Александр Лазарев-младший неплохо сыграл Анатолия. Персонаж ничем непривлекательный, но именно таким является среднестатистический житель любой страны. О Евгении Пашине в роли друга Анатолия — Димы можно сказать тоже самое. В фильме также появляется Анжелика Неволина в роли Кати, супруги киллера, Елена Корикова в роли Марины, бывшей жены Анатолия, Константин Костышин в роли киллера по имени Коля, а также Сергей Романюк в роли Ивана. Эти актеры появляются редко и что-то сказать о них невозможно.

Честно говоря, удивило, что фильм побывал в прокате в США. Надо полагать, собранной суммы в 145 443 долларов хватило, чтобы фильм окупился.

Что-то большее сказать о фильме не могу. Он простой, ничем не выделяющийся. Его можно посмотреть и забыть, а можно не посмотреть и ничего не потерять. Смотреть или нет — решать вам.

5 из 10

4 июня 2009

Комедия Приятель покойника в кино с 1997 года, дебют состоялся более 27 лет назад, его режиссерами являются Леонид Бойко, Вячеслав Криштофович. Актерский состав, кто снимался в кино: Александр Лазарев мл., Евгений Пашин, Анатолий Матешко, Константин Костышин, Алексей Гончаренко, Елена Стефанская, А. Титова, Татьяна Шелига, Алена Коровка, Леонид Бойко, Оксана Волкова, Сергей Романюк, Виктор Глушков, Сергей Смеян, Анжелика Неволина.

В то время как во всем мире собрано 145,443 доллара. Производство стран Франция и Украина. Приятель покойника — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.