Лапландские сказки
8
1990, семейный, мультфильм
СССР, 1 ч 12 мин
12+

В ролях: Лев Шабарин, Елена Понсова, Сергей Цейц, Ирина Карташёва, Георгий Милляр
и другие
Сборник мультфильмов по мотивам сказок северных народов прошлых лет: «Гадкий утёнок», «Королевские зайцы», «Заколдованный мальчик».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лапландские сказки

год: 1990
страна:
СССР
режиссеры: , ,
сценаристы: , ,
видеооператоры: Николай Воинов, Михаил Друян
композиторы: , ,
художники: Лев Мильчин, Роман Качанов, Б. Петин, Александр Трусов, В. Игнатов, Гражина Брашишките
жанры: семейный, мультфильм
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 12 мин
Другие фильмы этих жанров
семейный, мультфильм

Постер мультфильма «Лапландские сказки», 1990

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о мультфильме «Лапландские сказки», 1990

Этот сборник трёх классических мультфильмов выпущен на закате Советской империи, когда уже никого из режиссёров не было в живых. В сборник вошли такие мультипликационные сказки, как «Гадкий утёнок», «Королевские зайцы» и «Заколдованный мальчик», снятые по произведениям признанных сказочников Скандинавии. Многие зрители эти мультфильмы видели с детства, например, в рамках программы «Спокойной ночи, малыши», хотя с удовольствием посмотрят и во взрослом возрасте, не только, конечно, из ностальгических соображений. Все истории альманаха обладают морализаторским содержанием, что как раз и требуется для детского кино. Это те же басни И. А. Крылова, пусть и созданные на основе иноземного материала, из которых юный зритель может извлечь полезные для жизни уроки.

«Гадкий утёнок» Владимира Дегтярёва, признанного мэтра советской мультипликации, прошедшего войну, потерявшего руку и научившегося рисовать левой, наиболее глубокомысленное произведение, что неудивительно, ведь тут встретились таланты двух романтиков — великого датского писателя и режиссёра, преодолевшего инвалидность и ставшего художником-мультипликатором, как и мечтал. Поэтому сказка «Гадкий утёнок» могла ему быть лично близкой, как будто написанной непосредственно о нём. Давно известно, что сам Андерсен вложил в неё многие элементы своей биографии, поскольку тоже в детстве столкнулся с непониманием и насмешками над собой.

«Гадкий утёнок» впечатляюще воспроизводит один из вечных сюжетов мировой культуры. Это и притча о взрослении, когда, образно выражаясь, из некрасивой куколки получается прекрасная бабочка, и поиск себя в этом мире, своего жизненного пути. В то же время к этому сюжету восходят поздние антиутопии, где герой-индивидуалист, непохожий на других, исторгается обществом, где все одинаковые, как роботы. И, конечно, это история о достижимости мечты. Образ лебедя — как мечта, настолько прекрасная, что даже опасно к ней приблизиться. Гадкий утёнок и мечтать не мог, что сам когда-нибудь войдёт в лебединую стаю.

Эта сказка учит ребёнка (в не меньшей степени и взрослого, тем более Андерсен всегда подчёркивал, что его сказки не только для детей), что каждый человек уникален, и нужно это ценить. Иными словами, не бояться того, кто кажется странным, ведь у каждого свои таланты и предназначение. В образе птичьего двора режиссёр удачно воспроизвёл наше общество, где люди разбиваются на кланы, группы и всякому человеку лишь надо выбрать, к какой группе он относится. И лишь лебеди красивые и гордые птицы, у которых нет вожака. Их отношения основаны на дружбе, а не на подчинении.

Можно много, конечно, написать про экранизацию сказки Андерсена, ибо она является настоящим шедевром и доступна самым разным трактовкам. И, может, хорошо, что в сборнике именно эта сказка идёт первой, поскольку её яркий гуманистический посыл и образность способны покорить не только впечатлительного ребёнка, но и серьёзного взрослого. Две же остальные истории, безусловно, проще, в чём-то плоше, но талант режиссёра Владимира Полковникова и их наполняет добротой, романтикой и нравоучительным смыслом.

В «Королевских зайцах» капризная дочь монарха возжелала целое стадо зайцев, а король нанял пастуха, молодого парня из деревни, пообещав ему полцартства, если ни один заяц не убежит. Главный герой, чей мультипликационный образ отсылает к русскому Иванушке-дурачку, помогает в лесу старушке, которая даёт ему волшебную дудочку, очень пригодившуюся ему в пастушьем деле. С её помощью он может усмирять зайцев, которые слушаются его, как солдаты. Но хитрый король не спешит выполнять обещание.

Как и в русской народной сказке, главный герой лишь внешне простак. Он довольно скоро раскусил замысел короля, для дочери которого стал своеобразной игрушкой, вынужденный присматривать за зайцами. Однако он также понял, что богатство и власть портят людей, а потому, при помощи волшебства проучив королевскую семью, уходит обратно в свою деревню, осознав, что скромная жизнь человека труда лучше, чем холопство перед королём.

«Заколдованный мальчик», более ранняя работа Владимира Полковникова, снятая совместно с его ученицей Александрой Снежко-Блоцкой. Она хорошо завершает нравоучительную линию сборника. В этой сказке вредный мальчик чарами гнома был уменьшен в размерах, дабы он ощутил себя на месте тех, над кем он издевался. Ведь сильный не должен глумиться над слабым. Человек обязан по-доброму относиться не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим. Интересно, что ребёнок получил возможность вернуться в своё нормальное состояние исключительно ценой самопожертвования, когда персонаж был готов пренебречь своими интересами ради друга. Это свидетельствует не только о несомненных христианских мотивах скандинавских сказок, но и выражает общую гуманистическую линию советской мультипликации, во многом свободной от идеологических схем и клише.

Подводя итог, можно сказать, что сборник «Лапландские сказки» может подарить и современному ребёнку, уже живущему в эпоху доминирования американской, тоже во многом достойной, анимации редкую возможность прикоснуться к другой эпохе, когда устремления людей были чище, а поступки благороднее. В то время режиссёры детского кино трудились не только ради денег. Они сами были в душе детьми, а потому общались со своей аудиторией на понятном ей языке, переводя в простые образы общечеловеческие истины.

8 из 10

15 ноября 2017

Этот сборник трёх классических мультфильмов выпущен на закате Советской империи, когда уже никого из режиссёров не было в живых. В сборник вошли такие мультипликационные сказки, как «Гадкий утёнок», «Королевские зайцы» и «Заколдованный мальчик», снятые по произведениям признанных сказочников Скандинавии. Многие зрители эти мультфильмы видели с детства, например, в рамках программы «Спокойной ночи, малыши», хотя с удовольствием посмотрят и во взрослом возрасте, не только, конечно, из ностальгических соображений. Все истории альманаха обладают морализаторским содержанием, что как раз и требуется для детского кино. Это те же басни И. А. Крылова, пусть и созданные на основе иноземного материала, из которых юный зритель может извлечь полезные для жизни уроки.

«Гадкий утёнок» Владимира Дегтярёва, признанного мэтра советской мультипликации, прошедшего войну, потерявшего руку и научившегося рисовать левой, наиболее глубокомысленное произведение, что неудивительно, ведь тут встретились таланты двух романтиков — великого датского писателя и режиссёра, преодолевшего инвалидность и ставшего художником-мультипликатором, как и мечтал. Поэтому сказка «Гадкий утёнок» могла ему быть лично близкой, как будто написанной непосредственно о нём. Давно известно, что сам Андерсен вложил в неё многие элементы своей биографии, поскольку тоже в детстве столкнулся с непониманием и насмешками над собой.

«Гадкий утёнок» впечатляюще воспроизводит один из вечных сюжетов мировой культуры. Это и притча о взрослении, когда, образно выражаясь, из некрасивой куколки получается прекрасная бабочка, и поиск себя в этом мире, своего жизненного пути. В то же время к этому сюжету восходят поздние антиутопии, где герой-индивидуалист, непохожий на других, исторгается обществом, где все одинаковые, как роботы. И, конечно, это история о достижимости мечты. Образ лебедя — как мечта, настолько прекрасная, что даже опасно к ней приблизиться. Гадкий утёнок и мечтать не мог, что сам когда-нибудь войдёт в журавлиную стаю.

Эта сказка учит ребёнка (в не меньшей степени и взрослого, тем более Андерсен всегда подчёркивал, что его сказки не только для детей), что каждый человек уникален, и нужно это ценить. Иными словами, не бояться того, кто кажется странным, ведь у каждого свои таланты и предназначение. В образе птичьего двора режиссёр удачно воспроизвёл наше общество, где люди разбиваются на кланы, группы и всякому человеку лишь надо выбрать, к какой группе он относится. И лишь лебеди красивые и гордые птицы, у которых нет вожака. Их отношения основаны на дружбе, а не на подчинении.

Можно много, конечно, написать про экранизацию сказки Андерсена, ибо она является настоящим шедевром и доступна самым разным трактовкам. И, может, хорошо, что в сборнике именно эта сказка идёт первой, поскольку её яркий гуманистический посыл и образность способны покорить не только впечатлительного ребёнка, но и серьёзного взрослого. Две же остальные истории, безусловно, проще, в чём-то плоше, но талант режиссёра Владимира Полковникова и их наполняет добротой, романтикой и нравоучительным смыслом.

В «Королевских зайцах» капризная дочь монарха возжелала целое стадо зайцев, а король нанял пастуха, молодого парня из деревни, пообещав ему полцартства, если ни один заяц не убежит. Главный герой, чей мультипликационный образ отсылает к русскому Иванушке-дурачку, помогает в лесу старушке, которая даёт ему волшебную дудочку, очень пригодившуюся ему в пастушьем деле. С её помощью он может усмирять зайцев, которые слушаются его, как солдаты. Но хитрый король не спешит выполнять обещание.

Как и в русской народной сказке, главный герой лишь внешне простак. Он довольно скоро раскусил замысел короля, для дочери которого стал своеобразной игрушкой, вынужденный присматривать за зайцами. Однако он также понял, что богатство и власть портят людей, а потому, при помощи волшебства проучив королевскую семью, уходит обратно в свою деревню, осознав, что скромная жизнь человека труда лучше, чем холопство перед королём.

«Заколдованный мальчик», более ранняя работа Владимира Полковникова, снятая совместно с его ученицей Александрой Снежко-Блоцкой. Она хорошо завершает нравоучительную линию сборника. В этой сказке вредный мальчик чарами гнома был уменьшен в размерах, дабы он ощутил себя на месте тех, над кем он издевался. Ведь сильный не должен глумиться над слабым. Человек обязан по-доброму относиться не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим. Интересно, что ребёнок получил возможность вернуться в своё нормальное состояние исключительно ценой самопожертвования, когда персонаж был готов пренебречь своими интересами ради друга. Это свидетельствует не только о несомненных христианских мотивах скандинавских сказок, но и выражает общую гуманистическую линию советской мультипликации, во многом свободной от идеологических схем и клише.

Подводя итог, можно сказать, что сборник «Лапландские сказки» может подарить и современному ребёнку, уже живущему в эпоху доминирования американской, тоже во многом достойной, анимации редкую возможность прикоснуться к другой эпохе, когда устремления людей были чище, а поступки благороднее. В то время режиссёры детского кино трудились не только ради денег. Они сами были в душе детьми, а потому общались со своей аудиторией на понятном ей языке, переводя в простые образы общечеловеческие истины.

8 из 10

11 октября 2017

Есть у нас кассета, на наклейке которой указано, что записаны на ней мультфильмы Лапландские сказки и Снежная королева. Кассета ещё весьма живая и смотреть её есть на чём, о чём прекрасно известно моим постоянным читателям. Взялась она у нас весьма обыкновенным образом — записали с телевизора, благо и в девяностых, когда было засилие американских фильмов и мультфильмов федеральные каналы не забывали и про отечественный кинематограф. Ваш покорный автор припоминает, что тогда сетка вещания была даже более разнообразна, нежели сейчас, когда уже заранее знаешь, что будут показывать на тот или иной праздник, а на каналах для детей крутят преимущественно одно и то же и можно подумать, что вся история советской кинематографии и мультипликации ограничивается несколькими десятками наименований.

Мультфильмы, из которых состоит рассматриваемый сборник, были сняты более полувека назад, все четыре. Почему четыре — спросите вы. Ответ очень прост — эпизоды с Оле Лукойе, являющиеся связующими, взяты из Снежной королевы. Но скажите, разве вам кажется, что они безнадёжно устарели? Разве, не зная года выпуска, можно сказать, что их смотрели ещё наши родители в детстве? Рисованная анимация, в отличие от современного 3D и даже кукольной не устаревает. Если, глядя на компьютеризированных персонажей, опытному глазу несложно определить, что этот мультфильм был сделан ещё на заре этой технологии, а этот достаточно свежий, как не спутаешь игру десятилетней давности и выпущенную недавно, то с рисованной несложно и ошибиться — и уже кажется, что знаменитая Белоснежка была выпущена самое раннее в семидесятых, а наш Винни-Пух куда старше своего американского собрата — ну если бы он был старше, то вряд ли бы вообще на Диснее стали делать своего, не даром представитель студии признался, что советский Винни куда более Винни-Пуховский, нежели его, а Снежная королева и вовсе считается эталонной по рисовке — ну а про Ёжика в тумане и так все знают.

Чем же так притягательна оказалась советская анимация, что даже на крупных западных студиях относились к ней с белой завистью? На этот вопрос давно уже ответили искусствоведы, а ваш покорный автор считает, что наши мультфильмы просто добрее. Да, порой наши аниматоры создавали настоящие сюрреалистические произведения, но, в отличие от современной угловатой рисовки, они не казались уродливыми, даже бесформенная клякса и то внушает симпатию и кажется милой и пушистой, не смотря на все её злодеяния, а ужасный Кащей может испугать только самых маленьких и впечатлительных.

Так, что-то вашего покорного автора занесло совершенно не в ту степь, поэтому возвращаемся к исследуемому сегодня объекту. Три сказки, написанные нашими северными соседями в разные годы — Гадкий утёнок Андерсена, Королевские зайцы Асбьёрнсена и Приключения Нильса Лагерлёф. Две из них прекрасно знакомы и детям, и взрослым, а сюжет Зайцев встречается у многих народов. Пусть сняты они для детей, но разве они отдают сахарным сиропом? Вот чего наши мультипликаторы избегали, так это как раз сиропа, так что их творения одинаково интересны как детям, так и взрослым и не надо делать вид, что уже давно выросли из того возраста, когда смотрят мультфильмы — все мы в душе настоящие дети, так же способны удивляться чему-то новому, только игрушки у нас стали другие — вместо конструкторов сложные аппараты, вместо ловящего яйца волка компьютеры, вместо солдатиков — нет, не будем о грустном.

Одинокий утёнок-изгой, считающий себя уродливым, неведомо как он оказался на крестьянском дворе, ему пришлось перенести множество лишений, прежде чем он нашёл свою настоящую семью — и очень грамотен ход аниматоров, когда мы до последнего момента не знаем, как он на самом деле выглядит, мы видим лишь его чёрный силуэт — и, не зная содержание оригинальной сказки, можно поразиться его столь сильному преображению. Весёлый и неунывающий Нильс, в начале он избалованный мальчишка, но у него доброе сердце, он готов помочь белке спасти её детёныша, не помышляя о награде, ради своего друга Мартина готов навсегда остаться маленьким, а заколдовавший его гном — абсолютно бесподобная сцена с песенкой А гном идёт купаться — совершенно не держит на него зла, не смотря на все унижения, что ему довелось перенести от мальчишки. Находчивый и добрый Ганс нанимается пасти зайцев принцессы — разве марширующие под дудочку зайцы не прекрасны? — и благодаря своей смекалке, а так же волшебству ставит на место весь королевский двор.

Три сказки, которые не устарели, не смотря на то, что написаны они были уже очень давно — как не устарело и мастерство тех, кто сумел перенести их на плёнку, сохранив всё очарование и сделав доступными любому возрасту. Уважаемые читатели, как-нибудь вечером не просто поставьте для своего ребёнка очередную серию какого-нибудь импортного сериала, а включите этот сборник и посмотрите его вместе с ним — и вспомните то время, когда вы сами наслаждались просмотрами не в одиночестве, пока родители чем-то заняты, а вместе с ними

10 из 10

11 октября 2017

Семейный фильм Лапландские сказки появился на свет в далеком 1990 году, более 34 лет тому назад, его режиссерами являются Владимир Дегтярев, Владимир Полковников, Александра Снежко-Блоцкая. Список актеров, которые снимались в кино: Лев Шабарин, Елена Понсова, Сергей Цейц, Ирина Карташёва, Георгий Милляр, Галина Новожилова, Валентина Сперантова, Анатолий Кубацкий, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Алексей Консовский, Александра Денисова, Георгий Вицин.

Страна производства - СССР. Лапландские сказки — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.