Бейбарс
6.8
1989, драма, история
СССР, 2 ч 43 мин
12+

В ролях: Фархад Аманкулов, Татьяна Плотникова, Александра Колкунова, Борис Хмельницкий, Леонид Куравлёв
и другие
XIII век. На фоне походов крестоносцев и татаро-монгольских орд в страны Востока, восстания мамлюков и захвата ими власти в Египте картина повествует о судьбе реально существовавшего египетского султана Бейбарса, его детстве, юности и пути к верховной власти.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бейбарс

год: 1989
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Николай Васильков, Бек Бахтыбеков
композитор:
художники: Михаил Колбасовский, Рустем Одинаев, Галим Маданов
монтаж: ,
жанры: драма, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постер фильма «Бейбарс», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бейбарс», 1989

Тот воистину крут, кто смотрит тебе прямо в глаза!

… Я хорошо помню роман Мориса Симашко (свою настоящую фамилию Шамис писатель прочёл наоборот и добавил пару букв), который, уважительно и довольно близко к содержанию, экранизировал казахский режиссёр (картину произвёл на свет ещё советский «Казахфильм», и это его большая творческая удача!) Булат Мансуров. Этот роман, написанный в 1966-м году, пользовался в СССР в 60-х — 70-х годах прошлого века большой популярностью. Но известен он советским читателям, в том числе и мне, был под «ником» «Мамлюк» (что интересно, в Интернете романа с таким названием я не нашёл!). Вероятно, чисто специфическое, оригинальное название произведения «Емшан» «неказахам» ни о чём не говорило. А вот сам фильм, да не один (о чём ниже) меня сподвиг найти в анналах Рунета мой здешний друг, молодой казах, учащийся «на киношника», настоящий патриот своей Родины и её кинематографа, за что я ему очень благодарен! Ну а дальше- о самой картине, в полюбившейся мне ёмкой, тезисной манере.

… Поскольку синопсис на странице фильма довольно бедный, коротко остановлюсь на событиях и фактах. XIII век. Орды монголов вторглись в пределы кипчакских степей (насколько знаю, на прародину современных казахов), сея смерть и разрушение. Один «важный» монгол случайно подобрал малыша, как оказалось, знатного рода (на шее- золотой медальон с волчьей головой). Вскоре мальчик оказался в семье богатейшего византийского купца. И поскольку он сразу проявил свой норов, «усмиряя» сидевшего в клетке барса (а тот ему как бы и не противился), его и назвали Бейбарс. А дальше его, пока что раба, по мере исторических событий, роста, взросления и мужания, ждали такие суровые испытания и такой поразительный, как бы сейчас сказали, «карьерный рост», что… не оторваться от экрана! Но, самое главное- это всё не выдумка! Султан страны Миср (то есть покорённого мусульманами Египта) Бейбарс- реальное историческое лицо, как пишут в энциклопедиях, «выдающийся политический деятель и полководец» своей эпохи, чьё влияние (и власть!) простирались и на Европу, и на добрую половину Азии. Вместе с тем и писатель, и создатели картины «во первых кадрах» подчёркивают, что полной и правдивой биографии Бейбарса не существует, а те, что есть, «опровергают друг друга». Поэтому нам предлагается нечто усреднённое, дополненное «авторским видением» темы. И правильно! Это ведь не «научно-документальное», а именно «художественное». Кстати, существует ещё некий недавний иностранный сериал «Бейбарс» (30 серий). Интересно бы его посмотреть для сравнения…

… Среди множества житейских перипетий нашего героя Бейбарса особенно хочется остановиться на теме крестовых походов. Крестоносцы (истинного креста на них не было!) по пути в Святую землю разграбили и сожгли христианский, пусть и православный, Константинополь. А потом римский папа вообще отправил в поход… детей, невинные души, под водительством псевдосвятого… И чем кончилось? Наши радетели католической веры, встретившись с «коллегами»-госпитальерами, задумали… продать детишек в рабство, со всеми их деревянными крестами, которые они тащили с самой Европы… О какой истинной Вере в Бога, о каком христианстве тут можно говорить! Я ненавистник и враг католицизма, религии (опиум для народа), которая, в свою очередь, являлась и является врагом мирового прогресса и гуманизма и которую давно пора осудить Международным Гаагским трибуналом за многовековые преступления против человечности. Фильм «Бейбарс»- ярчайшее, художественное обвинение католической церкви во многих её грехах. Жаль только, что к «делу» его нельзя подшить…

… Кстати о религии. С католиками и православными византийцами (о, им тоже досталось, и за дело!) тут всё понятно. А с «правоверными» мусульманами- ничего! По ходу действия создаётся впечатление, что страна Миср, куда попал Бейбарс со товарищи- какое-то непонятное, светское государство, где мамлюков не обращают в мусульманство (что не помешало одному из них, Бейбарсу, сделаться султаном правоверных!!!), где ставший султаном бывший начальник Острова мамлюков хлещет вино, что запрещено Кораном, где жители не произносят молитвы Аллаху, и за весь фильм Его имя звучит… всего раз пять… Странная какая-то страна… Что-то здесь не так…

… Ярко подчёркнуты и оправданны действием глубинные, психологические наблюдения-выводы Бейбарса, которые можно выразить так: «кто смотрит тебе в глаза- воистину крут, открыт, но и наиболее опасен»; «монголы- великие и опасные воины, потому что идут прямо, зная свою цель». Очень «стреляет» многократно и смыслово повторяющийся как бы рефрен (с вариациями): «Вам, слабым, в этом качающемся мире, нужна опора… и т. д.» А вот совершенно «не стреляет», а просто достаёт упоминавшийся здесь доступный и «модный» тогда спецэффект с «размножением» снятой картинки на весь экран (от 6 до 16 «картинок; меня самого так «размножали» в том же 1989 году на съёмках для Ленинградского ТВ). Ну, 3, ну 5 раз, но не 15 же! Перебор!

… Хороши актёры, и казахские, и «советские „звёзды“- Леонид Куравлёв, Борис Хмельницкий (ну, там сами „развейте тему“). Достойна похвалы и работа композитора Александра Луначарского (уж не родственник ли знаменитого наркома просвещения?). Его сквозная казахская вокальная тема волнует и запоминается.

… Наша двухсерийка «Бейбарс», оказывается, вскоре получила продолжение (сиквел?) под названием «Султан Бейбарс». Я её уже посмотрел (что и вам советую), и потому перехожу на страницу этого фильма (вскоре последует и рецензия). Не взирая на «ляпы» и «спецдефекты», ставлю «Бейбарсу» от себя 7+, а официально-

7 из 10

1 июля 2014

Наверное, лучшее произведение о природе власти.

Странно, что никто не отписался. Видимо — многих сбивала не очень качественная картинка, куча кино-ляпов (море разливанное — то рыцарь на крупном плане с усами, то без усов), актёры играющие по три роли разом, специфичный монтаж и странные эффекты, когда из за нехватки массовки кадр составляется из 6-ти идентичных картинок — этот приём там очень ходовой. Ну и наверное — не все могут оценить суть картины. Это как «17 мгновений весны» — подросткам не понять, хотя и для них там хватало кадров — одни только поединки Бейбарса — чего стоят.

Вкупе с потрясающей игрой хороших актёров, картина впечатляет замечательным рассказом о природе власти на всех её уровнях — от лидера класса и пахана на нарах, до командующего армии и правителя страны. В общем — очень советую.

13 мая 2014

Драма Бейбарс появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Булат Мансуров. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Фархад Аманкулов, Татьяна Плотникова, Александра Колкунова, Борис Хмельницкий, Леонид Куравлёв, Лев Прыгунов, Джамбул Худайбергенов, Мухамадали Махмадов, Динмухаммед Ахимов, Рустем Абдрашев, Гиви Сарчимелидзе, Гамлет Хани-заде, Гасан Мамедов, Гульбустон Ташбаева, Александр Мартынов.

Страна производства - СССР. Бейбарс — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.