Йя-Хха
7.2
7
1986, драма, короткометражка
СССР, 31 мин
В ролях: Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров
и другие
Короткометражка Рашида Нугманова, известная тем, что в ней снялись «отцы» русского рока. Фильм бессюжетный, не игровой, скорее документальный, чем художественный — вольные зарисовки тех лет и тех славных мест — «Камчатка», питерский рок-клуб...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Йя-Хха

год: 1986
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператоры: Сергей Ландо, Тельман Мамедов, Алексей Михайлов, Олег Морозов
композиторы: , , , ,
художник: Рашид Нугманов
жанры: драма, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 31 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, короткометражка

Постер фильма «Йя-Хха», 1986

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Йя-Хха», 1986

Костя, тебя слышно. Витя, мы идём действовать вместе с тобой! Памяти Виктора Цоя vol 4.

Сразу скажу, фильм маленький — рецензия соответственно на него не очень большая. Обойдёмся без вступлений и длинных речей, и начнем.

Сюжет. А его тут нет! Нет, и всё тут! Перед нами — дипломная работа Нугманова, снятая на черно белую плёнку за две недели. Абсолютно хаотическое повествование (хотя, какое повествование? Реальное Действие.) Одна из первых советских документалок на тему рок музыки. Первое появление всех легенд русского рока на экране. Витя Цой, Костя Кинчев, БГ, Майк Науменко… Все они впервые «засветились» в кинематографе именно здесь.

Хотя в фильме присутствует одна «игровая», а не документальная сцена. Речь, конечно же о знаменитом проходе Науменко (вспоминаю Балабанова), и о зеркале. Очень хорошая и аллегорическая сцена. Рокер заходит в свой полуразрушенный дом, там тусуется «поганая молодежь» (Игорь Федорович, вечно вы лезете в мои рецензии…), которая в большинстве своем не знает лидера группы «Зоопарк», (они не знают что они заняли ЕГО место в доме), и хотят прогнать его, с вытекающими в подобных ситуациях последствиями (побои, ограбление. Хотя, по сути у него и отбирать то и нечего). Но, один из гопарей говорит что знает Майка, он жил здесь, и что все таки им надо пропустить его. Майк заходит в свою полуразрушенную квартиру, подходит к зеркалу и… Видит своё самое кайфовое состаяние — концерт. Он вспоминает о том, как ему было хорошо. Но время его кайфа прошло. Он в прошлом. Скоро для всех русских рокеров все будет в прошлом. Они потеряют свою силу и значимость. Их сменят (извините за выражение) рэперы. На душе после просмотра(а главное, после понятия) этой сцены становится мерзко и плохо на душе.

Потом, в маленьком сарайчике в Латвии, Виктор Цой напишет своё последнюю песню «Лето», в которой будут строчки выражающие состояние Майка в «Йа-ххе», — «Больше надежд нету!». Напишет, но спеть уже сможет..

Впрочем, не все так плохо, ведь если внимательно посмотреть короткометражку, то можно заметить что работа Нугманова не об уходе русского рока (ещё не время), а об уходе Майка. И только. Ведь в фильме звучат буйные, протестные, заражающие боевой энергией песни группы «Алиса» и «Кино» — легендарное «Моё поколение» вначале, и суперкрутая «Дальше действовать будем мы» в конце. Кстати, Соловьев посмотрел картину Нугманова и понял что в финале «Ассы» должен звучать Цой. Что из этого вышло, мы знаем. Вообще фильм не такой уж и угнетающий, как кажется на первый взгляд: уходит только Майк, на сцену выходят дерзкие и молодые! Все очень даже позитивно. Ведь, рано или поздно, со сцены уйдут все, даже самые любимые исполнители.

Актёрскую работу оценивать не буду. Её здесь просто нет. Да и не надо, докуметалка ведь!

И, единственный минус, оказался с чисто технической стороны фильма. Это плохой звук. Мне было очень не просто смотреть этот фильм из за этой, как может показаться на первый взгляд, чисто технической проблемы. К самому фильму, у меня претензий нет… Но звук!!! Этот фактор помешал мне поставить максимальный балл короткометражке.

ИТОГ: Очень значимый фильм. Целый документ той эпохи. Такие фильмы нужно хранить в сейфе, для сохранности, ибо они очень важны! Без них мы не можем предоставлять развитие отечественной рок музыки, со всеми взлетами и падениями. Пускай вас не пугает «бессюжетие» и техническое несовершенство фильма. Обязательно его посмотрите. Вы ни на секунду не пожалеете об потраченном вами времени, наоборот, вы какой-то степени станете просвященее после просмотра.

P.S.» Нам уже стали тесны одежды,

Шитые в память о нас одежды.

И вот мы пришли сказать вам о том что дальше…»

P.P.S И да. На минуте так двадцатой у вас появиться вопрос — где же БГ? «Двадцатая минута, блин, а его все нет и нет», «чё он, на последней секунде появится что-ли?». Поверьте, Боря скоро будет… Его будет слишком много… Передоз, БГ, так сказать!

8 из 10.

17 января 2020

Рок-зарисовка конца 80-х

С этого документального фильма начался путь в киноиндустрии для Рашида Нугманова. Пройдет два года, и режиссер снимет культовую «Иглу», но на тот момент времени он был еще студентом мастерской Сергея Соловьева.

«Йя-хха» — документальная черно-белая короткометражка, фактически без единой сюжетной нити повествования. Ценность этой ленты в трех вещах — трех песнях трех групп. Их можно назвать тремя китами короткометражки, а происходящее между ними — несущественно. Для историков русского рока значимыми будут еще и кадры из Ленинградского рок-клуба и легендарной «Камчатки».

Открывает ленту «АлисА» с «Моим поколением», эстафету перенимает «Зоопарк» с «Песней простого человека», а завершает мини-концерт «КИНО» с «Дальше действовать будем мы».

Окунитесь в атмосферу мягко обволакивающего своим бархатным завораживающим голосом Кинчева или пойте жестко и четко вместе с Цоем, попробуйте прочувствовать русский рок таким, каким он был тогда — в конце 80-х, когда «КИНО» было у всех на устах, «Зоопарк» водил экскурсии среди клеток, где вместо зверей находились песни Майка, а «АлисА» еще не рассталась со своим создателем — Святославом Задерием (его тоже можно увидеть в картине). Хотя атмосферу фильм передает средне, если не сказать — что никак не передает.

Можно чуть-чуть погрустить: стольких из них уже нет вместе с нами. Погиб Цой, умер Науменко, ушел Задерий…

Да и того Кинчева, что мы увидели в начале картины, больше нет — его бархатный баритон эволюционировал и теперь не просто обволакивает слушателя, теперь голос лидера «Алисы» зажигает огонь в душах и сердцах.

И если кратко говорить о песнях прозвучавших в картине: мое поколение живет так, как живет, и так надо, но дальше действовать будем все-таки мы.

«Йя-хха», в первую очередь, — легкая ностальгия по времени молодости «КИНО», «Зоопарка» и «Алисы», впрочем, Цой погиб молодым в 28 лет, а Майку было 36, когда его не стало. Задерий прожил подольше — 51 год — но и это еще не возраст. Поэтому смело можно сказать — «КИНО» и «Зоопарк» навсегда останутся молодыми, да и недавно справивший 55-летие Константин Евгеньевич еще даст фору многим молодым исполнителям, поскольку огонь его души и его песен все так же ярок, как и тогда, когда «Мое поколение» впервые прозвучало со сцены.

2 сентября 2015

Сны о прошлом

19 24 33 47

Йя-Хха, чтоб вы знали, это документально-постановочный фильм, рассказывающий, об одном дне из жизни фанатов рок-музыки из Ленинграда. Хотя нет, не так. Не рассказывающий, поскольку это слово как никак обязывает к нарративу, а иллюстрирующий, поскольку Йя-Хха лишена психофизического действия, которое должно служить катализатором истории. Несмотря на то, что, казалось бы, здесь присутствуют некие персонажи, имеющие определенную цель — попасть на концерт группы «Кино» — фильм абсолютно стерилен в повествовательном плане. Представь, дорогой читатель, что у тебя билет на концерт любимой группы, что популярно сейчас, вон, Kasabian, например, ты сегодня рано утром собираешься, идешь и к вечеру приезжаешь туда. А потом об этом снимают получасовую зарисовку. Звучит не очень интересно. Вот и тут почти так же, только разбавлено концертными выступлениями таких групп как «Алиса» и «Зоопарк».

Согласимся, история в данном случае совсем не нужна. Гораздо важнее уловить настроение, отобразить атмосферу, в конце концов представить работу как артефакт для будущих поколений, как, документ о временах прошедших, когда Цой и Науменко еще жили не только в наших сердцах но в прямом смысле, физически, и радовали молодежь своим творчеством. Записи выступлений так и останутся самой сильной стороной проекта. Хотя в большинстве случаев они слабо стыкуются с тем, что происходит на экране параллельно. Но на то и фильм в целом раздробленная мозаика из случайных кусочков, чтобы нарушения в причинно-следственных связях были не так заметны и можно было в любой момент вставить записи с концертов. А мы и не против. Можно было бы вырезать все остальное и оставить только шикарного Кинчева с компанией — фильм бы не потерял бы в художественной ценности, но только бы приобрел, поскольку то что в «Йя-Ххе» творится за пределами сцены представляет интерес только для историков, которые через сто лет будут писать в учебниках про быт и нравы перестроечного периода. И то материал был бы сомнительным, поскольку

Йя-Хха нарочито непрофессиональна. Порой нельзя различить не только то, что люди делают, но и силуэты этих людей. Когда перестаешь понимать, если не все, то по крайней мере многое из происходящего, начинает казаться, что режиссер будто намеренно не дает зрителю ясной картины, будто хвалится своим способом самовыражения. То что, в наше время назвали бы противным словом арт-хаус. Но, видит бог, Йя-Хха заслужила такой характеристики. По карте фильма зритель движется словно в сновиденческой дымке, и как во сне всё зыбко и расплывчато, не имеет начала и конца, перетекает из одного в другое, просто так без логики. Как во сне, картинки сменяют друг друга с такой быстротой, что не успеваешь осознать ни «что», ни «где», ни «когда». За исключением концертов это все как будто нереально, бесцельно, безосновательно. Движение — то что, могло бы здесь помочь отразить, передать атмосферу того времени в бытовых этюдах утеряно. Полная стагнация. Информации не больше, чем на фотографии. Экранизация фотографии — так, пожалуй можно определить жанр этого фильма. И такое положение дел, (опять же берем за скобки концертные вставки) только навевает сон.

Так спокойной же ночи, усталый читатель, и да приснится тебе Виктор Цой.

14 июля 2015

Драма Йя-Хха появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Рашид Нугманов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Игорь Тихомиров, Михаил Ефремов, Святослав Задерий, Валерий Песков, Константин Кинчев, Игорь Мосин, Майк Науменко.

Страна производства - СССР. Йя-Хха — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.