Отпуск в сентябре
7.9
7.7
1979, драма
СССР, 2 ч 15 мин
18+

В ролях: Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Миколышина, Геннадий Богачёв
и другие
Виктор Зилов на работе получает долгожданную квартиру и устраивает новоселье для друзей, с которыми дружит еще со школьных времен. Галина — жена Виктора — возлагает на квартиру большие надежды. Ей кажется, что теперь начнется счастливая жизнь. В последнее время Виктор часто не ночевал дома, весь изолгался, пил, болтался с женщинами. Галина устала от его бесконечных пустых обещаний, но она любит Виктора и ждет от него ребенка. Зилова эта новость не обрадовала. Привыкнув к бесцельной жизни, он понимает, что ребенок — это обуза. Дома отношения не складывались, да и на работе тоже. Чтобы излишне не утруждаться, Зилов — в общем-то способный человек — подсовывает своему начальнику липовый проект...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отпуск в сентябре

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Юрий Векслер
художники: Белла Маневич-Каплан, О. Коковкина, Римма Штиль
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 15 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Отпуск в сентябре», 1979

Виктор Зилов успешно работает, женат, имеет друзей, культурно выпивает, ездит в отпуске на охоту. Более того, он только что получил от работы новую квартиру. Вроде бы все складывается просто замечательно? Нет, не совсем. Дело в том, что Зилов запутался в жизни. Он изменяет жене, но врет и своим любовницам. Работа в конторе его тяготит. В его жизни нет высокой цели, а постоянное культурное выпивание угрожает перерасти в алкоголизм. Единственное светлое пятно в череде безликих дней – это будущая Охота. Вот соберутся они вдвоем с другом и махнут далеко на природу. Туда, где тишь и благодать, туда, где все заботы сами собой отступят и забудутся. Главная проблема в том, что до отпуска надо еще как-то дожить.

Писатель и драматург Александр Вампилов из тех творцов, которые не были признаны по жизни, зато уже посмертно удостоились всевозможных почестей и признания. И, как это бывает, очень жаль, что такой талант ушел преждевременно, не создав всего того, что мог бы, если бы дожил до преклонных лет. Общеизвестно, что «в СССР секса не было», а вот в произведениях Вампилова он есть. Не как банальный физиологический акт, конечно, это все было запрещено. Но он явственно ощущается в словах его героев, сквозит между строк. И пьеса «Утиная охота», которая легла в основу фильма, пожалуй, самый яркий в этом плане пример его творчества.

Первым за экранизацию творчества Александра Вампилова взялся режиссер Виталий Мельников. Его фильмы «Старший сын» 1976 года и «Отпуск в сентябре» 1979-го стали на мой взгляд лучшими фильмами, как в карьере режиссера, так и в целом среди киноэкранизаций по произведениям Вампилова. При этом «Старший сын» мне не очень зашел. Во-первых, актеры частят, во-вторых, игра Караченцева как-то не легла на душу. А вот «Отпуск в сентябре» реально хорош. Олег Даль в роли Зилова одновременно гадкий, потерянный, наглый, раскаивающийся и тут же проваливающийся еще глубже в болото страстей. Один из лучших его образов, из того, что я видел. Актерский состав в целом очень сильный и есть кого похвалить, кроме Даля: Евгений Леонов, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Юрий Богатырев – все на уровне.

Подытоживая, этот фильм является отличным примером того, к чему может привести житейская инфантильность, привычка плыть по течению и нежелание оперативно решать назревающие проблемы. В какой-то момент критическая масса может так накопиться, что хлынет широким потоком и тогда, как говорится «если ты плюнешь в коллектив – коллектив утрется, а если коллектив плюнет в тебя – ты утонешь».

11 октября 2023

Вольное, но качественное прочтение великой пьесы

Помню, когда-то, лет пять назад, пытался посмотреть эту прославленную и считающуюся эталонной экранизацию «Утиной охоты» после первого прочтения вампиловского текста, но бросил из-за разночтений с режиссером в интерпретации пьесы: многое показалось шаржированным и намеренно огрубленным (особенно в сцене танцев на новоселье, после которой я смотреть ленту и не стал). Сейчас, перечитав произведение Вампилова и многое поняв по-иному, склонен полагать, что подход Мельникова имеет право на жизнь и, если не исчерпывает всей глубины текста, то очень близко к ней подбирается. «Отпуск в сентябре» может вызвать много нареканий у читавших «Утиную охоту» по крайней мере по двум основополагающим параметрам.

Во-первых, вопросы вызывают трактовки большинства персонажей: так Саяпин в исполнении Богатырева вышел каким-то уж совсем безмозглым пошляком и весельчаком, в пьесе он сохраняет по крайней мере хотя бы налет серьезности; Купченко в роли Галины как-то уж излишне красива и стильна (хотя этот акцент имеет место быть, ведь советские учительницы действительно по воспоминаниям живших в то время были образцом вкуса и стиля), а Резникова в роли Веры выглядит как-то слишком уставшей от жизни и лишена особой очаровывающей мужчин задоринки, на что намекают многие сцены в пьесе с ее участием.

Так же и Леонов в роли Кушака как-то комичен, странен, непохож на начальника из пьесы, лишен его тошнотворной правильности и серьезности, Ирина же у Мельникова выглядит какой-то уж совсем бесцветной, лишенной обаяния юности, зрителю даже непонятно, почему Зилов покусился на эту серость, променяв на нее красавицу жену (тот же момент и с Верой). Официант Дима у Мельникова перестает играть роль одушевленного инфернального символа законченного конформизма, как это было в пьесе, и становится просто обычным парнем. Наконец сам Зилов в исполнении Даля при всей виртуозности этого великого актера в создании психологического портрета героя производит впечатление полного ничтожества и законченного негодяя, по сути дела это антигерой, алкоголик и эгоист и непонятно, что в нем находят женщины. У Вампилова же Зилов получился куда сложнее — это собирательный образ человека «застоя», шаг за шагом вместе с эпохой приходящего к катастрофическим выводам о самом себе.

Неудивительно, что, так сгустив краски особенно в образе главного героя (который у Вампилова может и пошутить, и элегантно вывернуться из жизненной проблемы), Мельников обрек свою картину на «полочный» статус и даже был обвинен в «очернении образа советского человека. Однако, этот излишний режиссерский произвол в трактовке персонажей — не единственная вольность фильма: второе допущение Мельникова — это странная перетасовка эпизодов-воспоминаний Зилова, восстановить вампиловский порядок которых может только читавший пьесу. Из-за этой перетасовки часто теряется драматургическая логика «Утиной охоты», повествование дробится, и герои опять же становятся уже персонажами не Вампилова, а Мельникова.

Подобный претензии к «Отпуску в сентябре» похожи на придирки, потому скажу и о бесспорных достоинствах этой картины: во-первых, два с лишним часа смотрятся удивительно легко, во-вторых, типовые интерьеры и клаустрофобия однушки вкупе с дождем за окном создают удивительно верную для замысла «Утиной охоты» депрессивную атмосферу, все актеры без исключения в рамках тех задач, которые поставил перед ними постановщик, работают с полной самоотдачей (в первую очередь, это, конечно, Даль, во-вторых, на мой взгляд, Гундарева — единственная, кто сто процентов попала в цель с образом, сыграв именно вампиловскую Валерию). В-третьих, явно телевизионная операторская работа и такой же монтаж ленту не только не портят, но и добавляют атмосфере налет какой-то совсем уж безысходной заурядности.

По этим причинам, наверное, именно «Отпуск в сентябре» наряду с панфиловской «Темой» вплотную приблизился к выражению духа своей эпохи — торжества мещанства и карьеризма, духовной подлости и повседневного негодяйства, окончательной гибели революционных идеалов, в которые последними верили, скорее всего «шестидесятники» (вспомним финал «Заставы Ильича»), — одним словом, вещевого материализма, за который так ругали Запад, но именно он, этот вещизм и консюмеризм в конечном итоге и развалил СССР.

В заключение скажу, что «Отпуск в сентябре» и по режиссуре, и по актерскому исполнению, и даже по не мешающим им монтажу и операторской работе несмотря на всю вольность в прочтении, не побоюсь этого слова, этапной для советской драматургии пьесы, — конечно, хотя и не эталонная экранизация Вампилова (здесь я отдаю пальму первенства Панфилову и его «Валентине»), но более чем качественная и добротная. И в конечном итоге это просто хороший фильм.

21 декабря 2020

Отпуск в сентябре. Его дождался главный герой фильма Виктор (Олег Даль) и собирается отправиться со своим другом на утиную охоту (картина снята по пьесе «Утиная охота» А. Вампилого). Утром Виктору доставляют похоронный венок. Шутку такую друзья его задумали. А Виктор постепенно вспоминает события предшествующих нескольких дней, приведших к такой злой шутке и к куда менее безобидной на всё реакции Виктора.

Великолепнейший, шедевральный, не побоюсь этого слова, фильм о личностном кризисе, вынуждающем человека жертвовать отношениями с близкими людьми просто потому, что человек пуст внутри. У Виктора, вроде, всё есть. Хорошая стабильная работа, новая выданная квартира, беременная жена. Однако он и жене изменяет, и на работе халтурит, умудряясь испортить отношения почти со всеми, и пьёт, конечно же, что же ещё остаётся. Чтобы понять, к чему это ведёт, экстрасенсом быть не нужно. Фильм, с одной стороны, страшен. Именно из-за своего такого вот настроения и чересчур откровенного взгляда на действительность, в своё время его и запретили к показу, вышел он на экраны только через 6 лет, уже после смерти Олега Даля. А с другой стороны он прекрасен, ибо заставляет самого смотрящего всё переварить, пропустить через себя и задуматься о собственной жизни и своих дальнейших действиях и планах.

24 августа 2020

Страх и ненависть в Петрозаводске.

У меня возникла стойкая ассоциация с фильмом «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», когда герои приходят в себя в разгромленном номере отеля и как бы вся их задача провалена. Также и тут, только по-советски. Единственное отличие, что там, вроде бы весело, а тут настоящая драма. Утро, льет дождь, за окном уныло копается в грязи экскаватор, квартира завалена бутылками, главный герой очухивается, идет на кухню, находит в холодильнике свою кепку (!) и пузатую бутылку пива, начинаются попытки дозвониться друзьям и родным, почти никто не берет трубку. У зрителя складывается полное понимание того, что вся жизнь героя пошла под откос. После чего, ему доставляют похоронный венок с его именем и только после этого начинают показывать, как он дошел до такой жизни. Фабула гениальная, как по мне.

Актеры отличные и играют изумительно. Изумительно играют мерзких, заурядных личностей, которых не жалко, глядя на которых не весело и в их компании, за теми разговорами, которые они ведут, находиться особо не хочется. Как и главному герою, который явно чувствует себя среди них абсолютно чужим, хотя, вроде бы, все знакомы еще со школьной скамьи. Очень интересно наблюдать за игрой гениальнейшего актера Леонова, в амплуа, которое ему абсолютно не свойственно. Хмурый серьезный начальник, который отчитывает раздолбаев-подчиненных и, как бы, должен являть собой голос разума в компании людей, которые водку на обеденном перерыве хлещут стаканами. Совершенно не тот образ, к которому привык зритель. И как же они пьют! Умеючи, аппетитно, с толком, с расстановкой. Глядя на то, как в этом фильме пьют, мне самому захотелось хлопнуть, хотя уже больше 4-х лет ни-ни. Явно, сказывается реальный жизненный опыт актеров.

В целом, картина страшная. И страшно от того, что до такого дойти может каждый, стоит только расслабиться, уйти в себя, потерять хватку, вкус к жизни. Как говорили в царской России: «обабиться», зачерстветь. Пока внутри у тебя что-то теплится, можно смотреть на всё это окружающее уныние и радоваться и даже как-то жить, любить. Как только потухнет — всё. Бери ружье, снимай носок.

3 июля 2020

Как человек счастья искал

Виктор Зилов — человек не самый приятный: врет, пьет, изменяет жене и халтурит на работе. Для него нет ничего святого кроме утиной охоты, которой он вот-вот сможет себя посвятить — в наступающем сентябре ему светит отпуск. Да еще получил квартиру — вот где счастье, рай на земле! Теоретически. На практике все не так просто: жена узнала о его интрижках, на работе пришлось сдавать липовый проект, а давнюю подругу, единственную женщину, которая его еще любит, не получилось сосватать начальнику в качестве любовницы. На улице не прекращается дождь, а в жизни — бытовуха. Иногда кажется, что никакой охоты не будет, так и останется серая жизнь, состоящая из дождя, водки, бытовых подлянок и скандалов. А может, и не в охоте счастье, и даже не в отпуске? Ответ на этот вопрос Зилов будет искать в течение всего фильма.

Нет это не агитка про человека, оторвавшегося от коллектива (над этим жанром в одной из сцен даже посмеялись). Это просто история человека, не доброго и не злого, а самого обычного, испорченного жизнью. Зилов не хулиган-антисоциал, которому надо напомнить о важности коллектива, а просто безвольный тип, который не смог найти себя в повседневной жизни и теперь отыгрывается на окружающих. Но вечно так продолжаться не может, и пора делать выбор между женой и любовницей, между друзьями и собой любимым. Чаще всего в истории понятно, кто герой а кто злодей, но только не здесь. Здесь ярлыкам не место, здесь просто люди с человеческими трагедиями.

Причем прекрасно сыгранные люди. Актеров подобрали идеально. Олег Даль бесподобен в роли безвольного подлеца Зилова. Ирина Купченко прекрасно сыграла его жену — сломавшуюся, несчастную женщину, у которой где-то за кадром появился шанс начать новую жизнь. Евгений Леонов в роли шефа главного героя одновременно начальственно монументален и скромен. Великолепно сыграли и Юрий Богатырев, и Геннадий Богачев, и все остальные.

Отдельная благодарность за картинку. Операторская работа в то время в СССР приоритетом не была — ну, есть герои в кадре, и отлично. Но за камерой «Отпуска» стоял Юрий Векслер («Шерлок Холмс»), которому мало было просто показать героев — художественная композиция в кадре тоже присутствует. Без изысков. но все равно кадры в фильме сделаны со вкусом. Даже характерная для советской пленки тусклая желтизна на своем месте, потому как общему тоскливому настроению фильма вполне соответствует.

Бытовые катаклизмы — вещь неизбежная, но страшная, особенно если бросаешься в них с головой просто от скуки. И «Отпуск в сентябре» прекрасно это показывает. Это великолепный фильм об обычной жизни обычных людей, шедевр мелодрамы и история о вечном: все-таки бытовуха в нашей жизни была, есть и будет. И фильмы о ней тоже никуда не денутся. Но именно этот фильм рассказал о ней идеально.

10 из 10

20 апреля 2020

С первых же кадров фильм удивляет совершенно отвратительной актерской игрой от именитых и великих актеров. Блистательный Даль, замечательный Богатырев, харизматичный Леонов чувствуют себя в этой истории не в своей тарелке. Они просто не понимают, кого они играют и почему, все время меняют интонацию, и им не веришь. Фильм полон неискренних вскриков, натужного смеха и фальшивых эмоций. Полнейший чудовищный мискаст бросается в глаза постоянно. Даль, продолжающий местами играть своего русского Иванушку с прибаутками, иногда вдруг превращается в трагического героя, а потом снова назад. От этого тональность повествования бесконечно скачет и совершенно непонятна символика — венок этот от товарищей, телефонные звонки вникуда. Тут же любовница Вера, которая лезет в его жизнь танком. Зачем? Почему? Но в итоге и она изображает нам самый фальшивый смех в истории кинематографа, удаляясь вдаль.

Честно говоря, пейзажи развороченной стройки под дождем работают на настроение куда лучше, чем все актеры, вместе взятые. Главным лейтмотивом повествования проходит недоумение. Недоумение актеров по поводу того, что им нужно играть, что вообще они должны чувствовать.

Эту картину уместно наверное сравнить с Данелиевским «Осенним марафоном». И вот там Басилашвили находится на своем месте, понимает свой конфликт и отлично его показывает. Там все ощущается. А здесь нет. Здесь все выглядит, как будто в ТЮЗе поставили Гамлета силами Кота в сапогах и Серого волка. Не зря, как оказалось, этот фильм забыт и нигде его не показывают и не поминают.

7 января 2019

Вызов кинематографу СССР

Начну с того, что кино «Отпуск в сентябре» является самым настоящим вызовом и риском для режиссера Виталия Мельникова. В данном фильме показывают, то что страшно даже хранить у себя на кинопленке, не то что предлагать для ТВ. Зрителям демонстрируют страшный момент (Спойлер), для гражданина СССР, это ошеломляюще. Настоящий вызов для человека, который видел в основном комедии с мелодрамами. Что в основе и вытягивает весь фильм, незабываемые эмоции.

Моё мнение отличается от большинства, написанных здесь рецензий. И из-за этого я вижу смысл и писать её.

Сюжет развивается вокруг главного героя, типичного пролетария, который глупый, а из-за этого вытекают другие его проблемы: невежественный, имеет сильную страсть к алкоголю и курению. Также можно написать пару слов о его жене. Она тоже является глупой, но не настолько сильно, при сравнении с главным героем. К примеру, об этом говорит тот факт, который, к сожалению считается спойлером. А о её глупости, хотя бы, то что она будучи беременной, пила водку…

Самым правильным и умным персонажем этого произведения является лакей. Некое «пришествие Иисуса» в мир пролетария. Его поведение вполне обдуманное, и его действия являются разумными.

Народ СССР передан отлично. Почти все — пролетариат, и среди этого — крупинки отличных людей.

26 июля 2018

Безысходность. Только и всего.

Виктор Зилов — новосел, талантливый, но уставший от работы инженер, не лучший семьянин, неверный любовник и плохой друг, получает в подарок похоронный венок как раз накануне отпуска и его единственного сильного увлечения — утиной охоты. Это ли не повод осмыслить, чем является его жизнь…

Виталий Мельников — один из немногих советских экзистенциалистов. В его картинах совсем мало идеологии, зато много обыденного, вневременного, бытового даже, одиночества, которое герои с разной степенью успеха (чаще да, чем нет) преодолевают. Об этом его мелодрамы Мама вышла замуж, Здравствуй и прощай и даже Семь невест ефрейтора Збруева с Выйти замуж за капитана, не говоря уже о Старшем сыне и перелицовке Женитьбы Гоголя. И Мельников — отнюдь не сатирик. Он порой ироничен, но невыносимо добр к своим героям.

Так что пересечение Мельникова с Вампиловым было неизбежно, тем более что оно случилось уже на помянутом Старшем сыне. Только Утиная охота обладает странными свойствами. В ней, к примеру, нет классической фабулы, истории… Она в лучшем случае угадывается, но не просчитывается. Соответственно, это набор зарисовок, приведших главного героя к на границу между жизнью и смертью. Второй пример странности — главный герой. Всё ж таки более характерно присутствие антагонизма между героями. А его нет. Да ещё над Зиловым давлеет жизнь и одиночество. Он ни за что не борется среди людей — некий азарт захватывает лишь в природе. А это опять же редкость для советского кино.

К тому же Мельников предпочитает другое название — Отпуск в сентябре. Почему? Может, чтобы подчеркнуть кризис возраста за серединой жизни. Может, его привлек «отпуск» — некое освобождение от опостылевшей действительности. А, может, и атмосфера мрака, дождя, меланхолии, упадка… Осень здесь далеко не золотая. В лучшем случае жёлтая. И легкая мельниковская ирония тоже куда-то улетучиласть…

И вроде бы клеймение интеллигенции было вполне в тренде и ничего антисоветского в фильме нет, но его все же положили на «полку». Сам Мельников говорил, что начальство было довольно картиной, но искало какой-то повод, чтобы вставить её в телепрограмму. И… не находило его. Не вписывался Отпуск в советские тренды и систему советских ценностей. И потому, что, скорее, был об антиценностях. И самая главная странность — Зилов для зрителя оказывался более обаятелен, чем остальные, вроде бы правильные (впрочем, не всегда) персонажи. Видимо, потому что чувствовал некую схематичность жизни, в которой живому существу встроиться не представляется возможности. Какая уж тогда классовость, марксизм и т. п. Здесь ведь присутствуют совесть, неприкаянность, нереализованность, битьё мухой о стекло… Мужское окружение оказывается тонкой пародией на самих себя, а женское слишком жаждет любви, в которую Зилов уже и не верит. Вампилова и Мельникову удалось расковырять все эти советские налёты и докопаться до сути человека, которая не вписывается в концепт «светлого будущего». Поэтому «Отпуск в сентябре» оказался вневременным и «застойным» одновременно — вернее, антизастойным, потому что его фиксировал.. Ни за, ни против Советов. А это уже прямой путь на «полку».

Вдвойне было обидно за Олега Даля, сыгравшего, возможно, лучшую свою роль, в которой его собственная неприкаянность буквально светилась на лбу и его персонажа. Для этого пришлось сначала надеть маски, а потом несколькими резкими движениями их сорвать.

Безысходность. Только и всего.

9 июня 2018

Бессрочный отпуск

Александр Вампилов — гениальный драматург, самородок с Байкала, который его в итоге и поглотил, при жизни был совершенно свободен как художник, свободный прежде всего от страха, что его пьесы никогда не увидят свет. Не скажу, что он не был честолюбив, этого я не знаю, но по крайней мере в его пьесах мысль и слова явлены так, будто человек пишет без оглядки не то что на цензуру, а на потенциального читателя даже. При этом поражает глубина и трагичиский лиризм, при всей будничности сюжетов, обстановки и вообщем — то заурядных персонажах, которые перестают казаться таковыми, как только вырисовывается конфликт, как правильно внутренний, ибо внешне мир пьес Вампилова — провинциальное болото, в котором ничего не происходит, пока не появляется некто со стороны, будь то Бусыгин в «Старшем сыне», Шаманов в «Прошлым летом в Чулимске», метранпаж Потапов и агроном Хомутов из «Провинциальных анекдотов». Даже в «Утиной охоте» появляется приезжая девочка Ирина, в которой доведённый до полного опустошения Витя Зилов на мгновение увидал спасительный маячок, который, он впрочем гасит безжалостно и топчет как истлевший окурок. О трагедии Зилова было уже много написано, но мне лично почему-то его не жалко, ибо ему самому не жалко никого и ничего, кроме своей ничтожности, которую он даже боится назвать таковой, для этого нужно иметь хоть какую-то силу и мужество.

Страшно смотреть на Олега Даля, как было страшно и самому Виталию Мельникову, но в этом его, Даля, художественная победа, он не побоялся высказать через этот образ то, что мучило его самого и не давало жить и работать сообразно его, без дураков, великому таланту. Прекрасен и другой великий актёр, Юрий Богатырёв, в роли Саяпина, а вот Кушак — Леонов, тем более, после Сарафанова как — то не очень убеждает, гораздо органичнее смотрелся бы, например, Басилашвили, но это частное мнение, никому не навязываю. Органичен и убедителен Геннадий Богачёв в роли Димы, Бурляев — Кузаков тоже весьма неплох, касаться личного отношения к сему общественному деятелю не стану принципиально. Из женских ролей почему — то хочется выделить Веру — Ирину Резникову, актрису малоизвестную, но попавшую в роль всецело, и внешне и психологически достоверна. Смотреть фильм зрителям неподготовленным, честно говоря, не порекомендую, в лучшем случае им будет скучно, в худшем — грустно, а подготовленные уже давно и не раз посмотрели.

10 из 10

5 августа 2016

Как мы проводим выходные дни? Кто-то лежит растянувшись на диване, уставившись бессмысленным стеклянным взглядом в ящик, кто-то шатается по злачным местам в поисках удовлетворения чувственности, а кто-то мечтает поехать… на утиную охоту. Последее — про главного героя (Зилов) этого кинематографического шедевра. Но погода (сплошные дожди) не позволяет осуществить эту простую мечту.

Что происходит, когда человек уже очень давно устал от жизни? Бесконечная достоевщина, самоанализ, тонкие переживания, неумение находиться в гармонии с собой, людьми, миром, тоска и уныние… Всё это приводит к некоему тупику, когда всё кажется бесполезным: во всём изверился, и не любишь, и не можешь любить… А огрубеть тоже не можешь.

Зилов подходит к мысли о самоубийстве, и даже почти совершает его, но выглядит на экране это как-то совсем неубедительно. Самоубийство — тоже бессмысленно. Герою даже скучно застрелиться, но он считает это своей обязанностью.

Фильм для тех, кто потерял смысл жизни, и непротив перекопать в себе всю эту гадость, посмотреть на неё заново глазами другого человека, других людей.

10 из 10

28 января 2016

Фильм по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Кино явно не из числа популярных, хотя по телевизору иногда шло. Я обожаю Вампилова (Старший сын, например, — вообще лучший фильм всех времен), поэтому смотрел все экранизации его пьес.

Звезды: Даль, Купченко, Гундарева, Богатырев, Леонов, Бурляев разыграли потрясающее и цепляющее за душу действо.

Эти метания советского (в данном случае) интеллигента, из «тех, что поумней» (по Достоевскому), думаю, стоит принудительно показывать нашему молодому поколению. В фильме показаны все пороки, которые могут казаться не такими уж и страшными, но которые, подчинив себе человека, запросто могут лишить его не только семьи и друзей, но и жизни.

Главный герой, человек откровенно слабый и даже жалкий, и только этим можно объяснить тот факт, что у него есть семья и друзья. Ибо, не жалея его, иметь с ним дело в здравом уме просто невозможно. Но, герой гениально сыгравшего Даля делает все возможное, чтобы потерять в жизни всех, кто ему дорог и кому небезразличен он сам. Правда, понимает он, что ему вообще кто-то дорог, поздновато, когда потери уже неизбежны. Безразличие ко всему (к работе, друзьям, жене), кроме утиной охоты, отсутствие элементарных морально-этических принципов, подлость, постоянные сделки со своей совестью, позерство приводят в итоге к настоящей драме…

Монолог Даля у закрытой двери по истине шедеврален. Герой в отличие от зрителя еще не знает, что случилось непоправимое, и потому сопереживаешь ему еще сильнее. И вообще, мне кажется, это лучшая роль Олега Даля в кино. Не хочется так думать, но, по-моему, он и не играл вовсе, а был самим собой. Если же играл, то это вдвойне гениально.

И еще одна сцена у меня всегда вышибает слезу: попытка супругов перенестись в «тот вечер, когда все случилось в первый раз». Купченко была совершенно под стать Далю, и спокойно смотреть на этих двоих глубоко несчастных людей, цепляющихся за соломинку во время двеннадцатибального шторма, настоящие удовольствие и пытка…

10 из 10

20 мая 2015

«В ожидании Годо»

Вам нравится наш мир? Государство? Город? Если ответ — да, то хорошо. Если нет, то вы будете делать всё для того чтобы создать вокруг себя зону комфорта, свой дом. Дом сможет оградить вас от всего, это свет в конце тоннеля, в конце рабочего дня. А что, если, этот свет, эта навязчивая идея рая никогда не реализуется, как приход Годо? А ведь у тебя всё для этого есть, и новая квартира, и работа, даже семья. Вот в таком положении и брошен герой, которого играет Олег Даль, в беспросветный быт, бездну экзистенциального одиночества Виктор Зилов.

Виталий Мельников создал одну из лучших картин советской эпохи. Но мне ни в коем случае не хочется привязывать её к территории или времени, она за пределами этих рамок. Это философский трактат, наполненный опытом. Благодаря камерности атмосферы, которую создал режиссер, а волшебник-оператор Юрий Векслер воплотил в жизнь, я вместе с Зиловым погрузилась в экзистенциальный ужас. Но ему, в отличии от меня, проще, он верит в свое спасение — утиную охоту. Только жаль, что жизненные цели, поставленные лишним человеком алкоголиком, крайне редко реализуются.

Этот фильм можно сравнить с величайшим достоянием кинематографа, режиссера Кшиштофа Кесьлёвского «Декалог»: тот же мир, те же квартиры, те же люди, только Декалог дарит возможность увидеть тонкую оболочку бытия со стороны, а пронзительный Олег Даль и его игра, склеивают наш внутренний опыт с Зиловым. Итог — откровение.

17 апреля 2015

Маяковского тридцать семь, квартира двадцать.

Знаю, что будет стыдно за свою первую рецензию на кинопоиске, но не могу молчать после просмотра.

Потрясающий фильм. Снят по пьесе Вампилова «Утиная охота», которую конечно же, не читала; я просто сидела на стуле и боялась спугнуть родную сссрщину из кадра, эту безысходность, тлен, аскетичное убранство квартиры и льющуюся рекой водку.

Потому что всё это правда и от осознания этого хочется завернуться в одеяло, выключить свет и уйти глубоко в себя, в думы о человеческой природе.

Это история человека без цели. Часто Зилов ведет себя как животное, он непоследователен, непредсказуем, к женщинам он относится примерно также, как к мебели, то есть потребительски. Но не могу сказать, что глав герой внушает лишь отторжение. В какой-то степени он даже обаятелен. И он одинок.

Атмосфера фильма очень камерная и личная, как будто подглядываешь в замочную скважину или в открытое окно.

Одна из кульминационных сцен, когда жена глав героя закрывает его в комнате, и Зилова прорывает на поговорить нагло стырена в первой же серии плохого современного сериала «Оттепель».

Господи, фильм снят в 1979 году, а проблемы и вопросы, которую я формулирую внутри себя здесь и сейчас в 2015 году не изменились совершенно — как вести себя с мужчиной, как пережить измену, и главное, когда следует перестать доверять человеку и посмотреть на положение вещей взрослыми глазами.

И вот как со всем этим жили в стране Советов, когда не было ни секса в стране, ни мебели в квартирах, а была лишь плановая экономика, скучная работа и непонятное зарождающееся желание чего-то большего, чем просто женщина на стороне — все это есть в фильме.

И состоится ли главное — утиная охота??? Смотрим фильм.

20 января 2015

Стремительность падения

Фильм «Отпуск в сентябре» показывает события нескольких дней из жизни Виктора Зилова, блестяще исполненного Олегом Далем. Картина делает срез с этих дней, препарирует основные знаковые события с неумолимостью хирурга. Фильм весьма мрачный и, несмотря на поток сарказма, присущего героям пьес Вампилова, по сути — безжалостная персональная трагедия, а не попытка вскрыть пороки общества с улыбкой на лице, подчас очень тонким юмором.

Вся картина рассказывает о трагедии человека, который потерял ориентиры в жизни и буквально, как пилот подожженного бомбардировщика, находится в глубоком штопоре — все ближе к земле, стремительно к ней приближаясь. Его брак разрушается, его друзья считают его шутом, его начальник откровенно его боится и готов уволить и так далее.

Конечно, сравнивать экранизацию с источником — дело неблагодарное. Но являясь большим почитателем автора, попробую привести некоторые мысли, которые возникли не столько после просмотра фильма, сколько после прочтения пьесы. Сразу скажу, пьесу «Утиная охота» прочитал спустя несколько лет после просмотра. Отчасти, прочтение пьесы помогло расставить правильные акценты, а где-то и прямо подтвердило мои если не сомнения, то вопросы к экранизации.

Итак, начнем с образа Виктора Зилова. Изначально, еще когда смотрел фильм, возникает диссонанс образа Даля с образом Зилова. Почему постановщик выбрал именно его на роль Зилова — загадка. По замыслу Вампилова, это должен быть крепкий, спортивный парень. Плюс, за скобками, но это подразумевается — безоговорочно интересен женщинам. Возможно, Олег Даль и был таким советским донжуаном, но в фильме образ никак не склеивается, хотя Даль частенько награждался ролями изысканных ловеласов. В любом случае, Даль справился с этой ролью блестяще. В остальном, пожалуй, попадание достаточно большое, в фильме все персонажи смотрятся очень и очень органично.

Вызвала вопросы тема «шутки» друзей — если в пьесе она является четким стартом и финишем, то в фильме она как-то уходит на второй план, хотя она является и косвенным следствием и катализатором некоторых событий драмы.

В любом случае, «Отпуск в сентябре» рекомендую всем, кто готов смотреть тонкие, личностные трагедии и кто готов смириться с несколько театральной подачей всей картины (например, четкое биение по сценам), что, опять же, прямо отсылает к источнику.

8 из 10

22 августа 2014

Я очень часто неосознанно нарушаю логику знакомства с разного рода произведениями искусства, которые существуют в двух видах — в литературе и в кино. Я часто смотрю экранизацию, а потом только подступаюсь к книге. В случае «Отпуском в сентябре» все еще печальнее: я не читал пьесу Вампилова, но посмотрел спектакль МХТ им. Чехова «Утиная охота» (2006), а затем — этот кинофильм 1979 года. Надо полагать, однажды я и до литературного источника доберусь, однако к тому моменту столько всяких лишних и ненужных представлений об этой истории будет у меня в голове, что воспринимать текст, как он есть, вряд ли получится. В общем-то, к моей рецензии это тоже относится, потому что мне уже очень сложно было уйти от внутреннего сравнения постановок Вампилова 2006 и 1979 года.

Главный герой «Отпуска» — Виктор Зилов — это очень сложная фигура, как в личностном плане, так и в функциональном — очень большой объем работы выполняет в этой картине персонаж: он и резонер, и эдакий Правдин, и сосуд пороков советского человека в одном лице; он и обличает окружающих, и сам тонет в тех грехах, в которых обвиняет других, и в этом, кстати, самая большая трагедия этого персонажа; он не осознает, что ни чем, ни на йоту не лучше тех завистливых, суетных, мелочных, распутных и меркантильных людей, в обществе которых живет, не пытаясь вырваться.

Есть в нем некий неосознанный импульс к спасению, к бегству — это страстное желание поскорее выбраться на утиную охоту. Но охота — это только один месяц в году, один лишь сентябрь, а потом что — очередное погружение в мутную обыденность? Это очень характерная для советского/русского человека черта: осознание того, что «так жить нельзя», но неумение/нежелание как-то переменить свою жизнь.

Вообще «Отпуск в сентябре» можно рассматривать как некую пощечину советскому человеку. Гоняется советский человек за квартирой, подличает и изворачивается ради нее. Здесь вспоминается оценка Воланда из «Мастера и Маргариты»: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…'. Это актуально и для той эпохи, которую изображает Вампилов, а за ним режиссер фильма Виталий Мельников. Для добродетельного читателя и зрителя в этом нет ничего революционно нового, но при этом как остро, как вызывающе и даже гнусно все это известное ранее здесь выставляется напоказ.

- Неслыханный обман! У нас в городе так не поступают.

Вся актерская группа здесь сработала на ура, но особо хочется выделить Даля и Леонова. Леонов сыграл здесь совершенно не типичного для себя героя — он запомнился нам на экране (за редкими исключениями, вроде «Снежной королевы», «Убить дракона» или «Обыкновенного чуда») застенчивым, добродушным, простосердечным и искренним, а здесь играет умудренного сединами женатого чиновника, отвратительного в сущности старика, который не прочь приволокнуться за молодой. Но как играет! Резкий контраст несоответствия роли с привычным образом Леонова дает совершенно уникальный эффект. Что же касается Даля, то он, видимо выдающийся актер (мне с его фильмами еще только предстоит познакомиться). Он играет еще более отвратительного персонажа чем леоновский Кушак. Его Зилов (в отличие от того же Хабенского, например) напоминал мне всю дорогу человека с вечного перепою, а потому и злого, резкого, раздражительного и гадкого. Здорово сработано, но как отталкивающе… Если героя Хабенского я еще как-то с различными натяжками могу пожалеть, то для героя Даля во мне нет сожаления.

Очень мастерски сделанное кино. Тот случай, когда определение «советский» — не ругательство, а знак качества.

9 из 10

11 апреля 2014

Тема лишнего человека в русской литературе всегда была особенно актуальна. Онегин, Печерин, Чацкий, Базаров и даже Обломов — все эти люди с одной стороны в силу своего интеллектуальных, нравственных, и духовных внутренних качеств, всегда невольно возвышались над общей массой. Но в тоже время именно из-за этого оставались в жизни несчастными и одинокими. Великий русский драматург (советским его назвать язык не поворачивается) Александр Валентинович Вампилов в 1968 году написал пьесу «Утиная охота» в которой тема лишнего человека, была помещена в то советское время. А в 1978 ленинградский режиссер Виталий Мельников поставил по этой пьесе фильм «Отпуск в сентябре».

Главный герой Виктор Зилов обычный советский гражданин. Ему около 30. У него приличная работа, верная и красивая жена, довольно много друзей, а недавно он получил еще и квартиру. Прекрасную двушку в новенькой хрущевке. Но у него есть одна существенная беда. Он вдруг потерял смысл жизни. Окружающая действительность видится ему исключительно в темных тонах, а люди, которые его окружают, кажутся не слишком-то достойными. И вот в какой-то момент он высказывает всем в глаза всю правду и соответственно остается после этого совсем один. Но у него есть одна страсть. Цель можно сказать всей жизни — Поехать на утиную охоту. Именно там он по настоящему счастлив. Утиная охота для Зилова это можно сказать единственный повод, чтобы продолжать жить.

С точки зрения кинематографических форм, достоинств у этого фильм не так уж много. Снимался он не для широкого экрана, а для телевидения. Режиссер Виталий Мельников не в коем случаи не претендует на звание великого автора. Он не Герман и не Тарковский, поэтому и этот камерный фильм больше похоже на теле спектакль, нежели на полноценное художественное кино. Но есть тут одна важная деталь, которая делает это произведение настоящим шедевром. А именно игра солирующего тут актера Олега Даля. Хотя уже слово игра здесь будет не очень уместно. И это даже не проживание. Просто человек совершенно не менялся и оставался самим собой как в кадре так и за его границами. Все что заложил в Зилова Вампилов, Даль не просто понимал, он именно так существовал все последние годы.

Мне кажется стихотворение самого любимого поэта Олега Даля, говорят и об этой пьесе и об этом герои гораздо больше любых слов.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка…

19 октября 2013

Ты — Лакей, а кто ж Ты Ещё?

Сразу укажу, сюжет — лютый коммунистический угар, и по большей части смысл происходящего будет понятен только пьяницам…

Единственное что цепляет — картина безисходности. Эта тема похоже приходит к человеку периодически на протяжении всей жизни…

Я хоть и не жил в то время, но полагаю что быт, данность, мысли и досуг — показан исчерпывающе. Эта убивает идиллия отсутствия цели.

Экранизация — бесподобна.

28 июля 2013

Так жизнь промчится одиноким зверем

В свое время в вузе в рамках курса «драматургия» преподаватель высказалась настолько хорошо об «Утиной охоте», насколько плохо об «Отпуске в сентябре». И я поспорила с ней.

Споры о том, что же есть искусство и как оценивать его, не затихают. Я выберу для себя здесь, на этом сайте, как и в жизни, простой путь. Признание субъективности любого восприятия. Да, мои рецензии будут субъективны, и это первая.

Роль будто создана для Олега Даля. Это о нём и о всех, кто не нашёл себя.

История передает атмосферу времени, параллельно создавая атмосферу абсурда.

Дождь стеной, пустота квартиры-коробки. Это действительность. А события прошлого, получение квартиры, любовница, коллеги, расставание с женой… Фарс, их будто и не было. Есть мечта. Всего-то об охоте, чего проще. Но погода перечеркивает эту мечту. И Зилов остается наедине с собой. И я, зритель, тоже. Не с ним, но с собой. Вне времени, работы, отношений… Голым и с венком в руках.

«Что это, нереальность? Но ведь… смешно».

10 из 10

26 июня 2013

Наш пострел везде успел (с)

Прекрасная студенческая пора. Задание — прочитать пьесу Вампилова «Утиная охота» и посмотреть ее экранизацию под названием «Отпуск в сентябре». Задание выполнено. Преподаватель в восторге. Студенты — в замешательстве. Где же смысл? Где сюжет?

Чтобы разобраться во всем, нужно копать глубже, а не просто мести веничком наружный слой песка. Ведь «Отпуск в сентябре» — хороший фильм уже потому, что он так отличается от современного отечественного и уж тем более зарубежного кинематографа. В силу своего юного возраста, я привыкла к фильмам-картинкам, когда операторская работа завораживает, а лица актеров притягивают своей неправдоподобной красотой. В данной же ленте всё по-настоящему: обычная квартира (а не двадцатиэтажный особняк), человеческие лица, настоящие эмоции. Эти особенности присущи всем фильмам, которые принадлежат к советскому самобытному кинематографу, где еще существовали собственные отечественные традиции и законы (а не слизанные с запада идеалы).

Зилов — человек, который запутался, заврался и не понимает, чего хочет и к чему стремится. У него есть хобби (та самая утиная охота), работа, друзья, жена, любовницы, но «у него нет сердца» (как неоднократно будет сказано и в пьесе и в экранизации). А что такое сердце? В данном случае это слово не означает человеческий орган, без которого мы жить не можем (это вам не почка), оно означает жизнь. «В нем жизни нет» — так можно сказать про главного героя. Труп. Не зря Зилову в начале фильма приносят венок.

Так как показывается жизнь обычного рядового человека (типового персонажа), то остросюжетного сюжета не ждите. Он не будет пуляться паутиной, не будет гонять на мотоцикле. Он будет пить. Пить и еще раз пить. Будет бросать трубку телефона, кричать на свою жену и будет делать еще множество вещей, которые так часто встречаются в нашей жизни. Трагедия одного человека. Трагедия народа.

P.S. «Отпуск в сентябре» стал для меня отправной точкой в путешествии по советскому кинематографу.

8 декабря 2012

Хождение по мукам.

Глубочайшая драматическая картина о запутавшемся человеке. Это такое вязкое и тягучее состояние собственного безумия, когда настолько противно от самого себя, что ты с ещё большей силой начинаешь все рушить и доказывать всем какой ты негодяй. Ненависть граничащая с жалостью к самому себе, полный внутренний распад. И вот ты тоже сидишь у экрана, наблюдаешь за тем, как Зилов все больше вязнет в болоте собственной глупости и одновременно ненавидишь его за то, как отвратительно и мерзко поступает он с теми, кто рядом и жалеешь, потому что в первую очередь он разрушает самого себя, и, что самое печальное, понимает это, но кажется уже и не знает как исправить, а потому выбирает путь саморазрушения. И стоишь ты вместе с Зиловым на балконе, глядишь на этот серый и унылый пейзаж и отчего-то тебе тоже очень тоскливо и одиноко и кажется, что попал ты в замкнутый круг, выбраться уже из которого не получится…

У всех есть внутренние демоны, наши страхи, наше отчаяние, наша боль. И далеко не всем удается с ними справиться. Единственное, что очень важно, чтобы рядом с тобой всегда были люди, которые будут ждать тебя, сидя на скамейке, с волнением прислушиваясь к тишине и вздрагивать от любого громкого звука, и которые обязательно придут за тобой и спасут тебя, просто потому что им не все равно.

Олег Даль прожил, выстрадал, пропустил через себя эту роль. Он прошел весь этот путь вместе с Зиловым до конца и ни разу не солгал зрителю.

19 августа 2012

Зачем мне это?!

«Утиная охота»… Как сейчас помню письменное задание на уроке литературы «надцать» лет назад. Дескать, Ваше отношение к главному герою. Кратенько. А ты сидишь, и тебе, в принципе, без разницы, потому что не читал ты, разумеется, накануне никакой «Утиной охоты». Обсуждение в классе тоже не особо заинтересовало. В общем, опус свой честно начал со слов: «Я не читал, но попробую». Не помогло. За попытку — трояк, а само выражение надолго стало в устах преподавателя синонимом того, как не надо делать. Кто бы мог подумать, что познакомиться с товарищем Зиловым поближе мне всё-таки придется.

О. Даль, И. Купченко, Ю. Богатырев, Е. Леонов, Н. Гундарева!.. Купился, как есть купился на красивую обложку и подозрительно высокий рейтинг! До того заинтриговали, что спал и видел буквально, как бы, наконец, уже посмотреть это таинственное кино. И вот, пожалуйста, — свершилось…

Отношение к главному герою, говорите? Кратенько? Да… Не знаю даже, если честно. Не знаю, что и сказать. Просто-таки недоумеваю, чем этот персонаж заслужил столь высокую честь: быть обсуждаемым на уроке литературы. Нешто мало в мире книг, герои которых представляют несравнимо больший интерес? Я удивлен.

Проще всего, наверное, было бы ограничиться двумя словами. Что-нибудь вроде «гнусная пьянь», на мой взгляд, очень даже подходит. Но, боюсь, это уж очень «кратенько», хотя и бесспорно. Что ж, попробуем дополнить картину. Палитра приблизительно такая: никчемность, аморальность и безволие. Щедрые мазки, буйство означенных красок — без вариантов, по-моему. Светлые тона, что могли бы символизировать сочувствие, сострадание? Совершенно не к месту. Никаких оснований.

Не люблю и не понимаю подобные картины. Не могу уловить, какие именно чувства и эмоции предлагает тебе испытать, ощутить автор. А главное — с какой целью? Почему если кто-то намеренно (ибо никаких обстоятельств, с необходимостью вынуждающих заниматься этим изо дня в день, нет и быть не может) превращает свою жизнь в болото, другие должны непременно в этом поучаствовать? Так ли уж порочны законные презрение и отвращение? Способны ли что-то изменить усилия любимых актеров, пытающихся хоть как-то очеловечить омерзительные образы? Сдается мне, вряд ли.

3 из 10

18 июня 2012

«Утиная охота» или «Отпуск в сентябре».

Это, пожалуй, одна из лучших, если не лучшая, киноработа Олега Даля. Видел спектакль по каналу «Культура» с Контантином «Всем выйти из сумрака» Хабенским, читал пьесу Вампилова и наконец смотрел фильм «Отпуск в сентябре», именно в таком порядке. И именно «Отпуск в сентябре», по моему, наиболее аутентичное воплощение пьесы. Измененное название пьесы ничуть не коробит и как-то сразу придает ей некий оттенок грусти.

Даль, до некоторой степени, играет самого себя: любимца женщин, выпивоху и человека сложного, с мятущейся душой. Не буду пересказывать фабулу, это сделали выше. Фильм как и пьеса, по сути, моноспектакль Зилова, все остальных персонажей можно охарактеризовать как, в большей или меньшей степени, проходных. Остановимся однако на некоторых из них: Галина — жена Зилова, единственный стопроцентно положительный персонаж и стопроцентная мещанка. Вера — разлучница, Ирина — типичная инженю. Дима-официант, остановимся на нем чуть подробнее, — это типичный лакей, из ленинской лакейской, имеющий «характерное для лакея, как социального типа, лицемерие». Зилов, бросивший ему это оскорбление, получает кулаком по лицу. Однако Дима, на вопрос протрезвевшего Зилова, не отвечает, что именно он виноват в определенном опухании зиловской физиономии. Зилов — человек немогущий найти себя в этом он и хуже и лучше остальных, играющих раз и навсегда затвержденные роли. Дима говорит про охоту: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Успокоиться для Виктора, значит, как и все окружающие его, впасть в духовную спячку. Зилов не может выбрать себя «в этом он и хуже и лучше остальных»… лучше тем что он остается в поисках, хуже тем, что он, вероятно,(чеховская интонация) так и не найдет свое истинное «Я». Понятно, что утиная охота, это не охота, в собственном смысле слова, а некое экзистениальное «другое место», место «там, где чисто, светло». Зилов, по моему скромному мнению, намеренно не бьет в живую цель, в глубине души он мягкосердечен, а «успокоиться и попасть» для него значит стать димой. «Но утки уже летят высоко, летать так летать, я им помашу рукой»…

18 апреля 2012

Сыграть самого себя

Картина изобилует очень интересными и, порой, мудрыми фразами сказанными крайне между делом. Что можно сказать и о самом фильме в целом, который получается снят, как бы, наизнанку. В нём отчётливо прослеживаются несколько степеней глубины заложенного смысла. Что создаёт впечатление очень хорошей защиты от цензуры тех лет.

На первый взгляд, происходящее повествует о кризисе среднего возраста и моральном разложении обычного человека, которому всё остачертело. Взгляд по глубже показывает, что главный герой явно не получает удовлетворения в этом процессе разложения. Очередная глубина раскрывает нам глаза на реальность вокруг героя. Всё в этом мире ненастоящее, ритуальное и фальшивое, кроме утиной охоты и ружья, которое появляется как символ несбывшихся надежд, как вещь из другого, настоящего мира. «Самое главное в жизни — это утиная охота.»

Квартирный вопрос всегда был жизнеобразующим для нашего гражданина. И если рассуждать по Булгакову, то герою этой пьесы несказанно повезло — ему дали квартиру. Однако, само по себе новоселье играет совсем другую роль в судьбе Виктора Зилова. С каждым новым воспоминанием становится ясно, что он получил ключи не от новой жизни, а скорее от собственной могилы, где ему предлагается обманывать самого себя и окружающих, которых он едва ли может назвать близкими.

За несколько лет до своей смерти Олег Даль сыграл свою любимую роль. Роль была очень сложная, надо было сыграть самого себя. И он справился с ней. Он не дожил 7 лет до премьеры этого фильма. В предсмертном письме другу Даль нарисовал себя, дорогу к могиле и подписался Зиловым.

2 апреля 2012

Александр Вампилов — талантливейший советский драматург. По всем пьесам, которые он успел написать за свою короткую жизнь, поставлены фильмы. «Отпуск в сентябре» снят по лучшему его произведению, «Утиная охота».

Режиссер картины, Виталий Мельников, — уникальный режиссер. Продолжая снимать кино на девятом десятке жизни, имея за плечами удивительную фильмографию, которой позавидовал бы любой великий режиссер, он остается неизбалованным наградами мастером с малоизвестным именем. «Отпуск в сентябре», — пожалуй, лучшая его картина. Конечно, во многом благодаря превосходному тексту Вампилова и великолепной актерской игре Даля и других. Выходит, что скромный режиссер и здесь остался в тени драматурга и исполнителей ролей. Это несправедливо, потому что экранизация всегда неблагодарное дело. И когда случается такая редкость, как удачный фильм, без первостепенной роли режиссера тут не обходится. Вот и «Старший сын», по другой пьесе Вампилова, тоже удался.

Не желая обмануть зрителя, потому что на утиную охоту герой так и не попадает, название первоисточника поменяли на прозаичное «Отпуск в сентябре». Наверно, зря, потому что от этого принизился смысл, значение пьесы. Утиная охота, которой главный герой живет и к которой готовится на протяжении всего фильма, служит символом его просветления. Зилов — заблудившаяся, погрязшая во лжи, пьянстве, прелюбодеянии личность. Личность неординарная, но слабая. К счастью, искра божья, не совсем почерневшая душа, еще теплится в нем. Он стремится к исправлению. Это очень трудно. Ему готовы помочь и жена, которая безуспешно пытается воскресить самые счастливые моменты их любви. И наивная юная Ирина, объявленная им невестой, но, конечно, служащая очередным его увлечением. И легкомысленные, но верные друзья. И даже строгий начальник. Никто не в силах на него повлиять. И лишь утиная охота, о которой герой говорит с благоговением, как о некоем рае, царстве божьем, способна его перевоспитать. И перед последним шагом на пути к духовному очищению, от него требуется только терпение, чтобы переждать нескончаемый дождь за окном, не отчаяться под грузом мучительных воспоминаний, глупых шуток друзей, одиночества. На пике этого отчаяния, Зилов даже пытается покончить с собой.

Этот фильм напоминает, что никакой человек не потерян. В каждом живет его личная «утиная охота», личное счастье, частица Бога.

7 марта 2012

«Я хочу остаться один» — наверно главная фраза фильма. Главный герой хочет остаться один, но не потому что он не желает больше быть с другими, а потому что не хочет больше им делать больно… По какой-то причине он причиняет боль тем, кто его любит и от осознания этого хочется лезть в петлю. Или приставить ружье к груди.

Фильм ошибочно рассматривается некоторыми зрителями как картина о кризисе среднего возраста, но здесь он совершенно ни при чем. Такой «кризис» как у Зилова наступает гораздо раньше среднего возраста по причине слишком острого восприятия жизни. Обмана и лжи, не в последнюю, а может быть в первую очередь, своих собственных. Бессилия. Боли, которую причиняют друг другу люди.

И в данном случае здесь совершенно не уместна пошлость в духе «в жизни много прекрасных моментов, надо только захотеть их увидеть» или что-нибудь другое в этом духе.

14 февраля 2012

Только этого мало. (с)

Некоторые фильмы нужно немного подержать в голове, прежде чем ты сможешь составить о них мнение. У меня так вышло с «Отпуском в сентябре», так как сейчас, спустя пару недель после просмотра, понимаю, как высоко стоит этот фильм оценить.

Фильм (как и пьеса, собственно) о неспокойном человеке. Вроде бы у него есть многое из того, что можно желать (обаяние, работа, квартира, жена, любовница, друзья), но этого герою мало. Он кидается в различные омуты, играет с чувствами близких, ведет себя эгоистично по отношению ко всем окружающим, не ожидает ничего хорошего от людей. Он как будто специально испытывает свою «неплохую» жизнь на прочность. Ему грустно, дождь мешает планам, холодный сентябрь в своей душе герой постепенно распространяет и на окружающих, портит им настроение, доводя свои отношения с близкими до критических отметок.

С одной стороны, где-то Виктор Зилов (главный герой) и прав в своем беспокойстве, ведь жена все-таки готова уйти от него, друзья не всегда показывают свои лучшие стороны, отец «врет», жалуясь на здоровье, начальник демонстрирует слабость характера, любовница ведет себя уж слишком развязно, работа не приносит какого-то духовного удовлетворения. Виктор знает, что может легко соблазнить любую девушку, ему так же кажется, что он может понять мысли и угадать желания любого человека. Герой способен манипулировать людьми, и он знает об этом. В какой-то степени Зилов похож на Печорина. Он, по словам приятеля, плохо думает о людях. Но Виктор действительно находит для этого основания. Внутри него — грусть, вокруг него — серый пейзаж с очень земными людьми. Не удивительно, что окончательно всех от себя оттолкнув, проверяя окружающих на надежность, испытывая их чувства к себе, находя в чужих глазах «соринки», Виктор решает покончить с жизнью.

Но вот здесь вдруг начинает проглядывать свет истины. А истина в том, что нужно успокоиться, тогда и на охоте начнет везти, тогда и по целям будешь попадать, тогда сможешь набраться терпения и осуществить свои мечты. А если при этом посмотреть на вещи адекватным взглядом, то можно еще и понять, что друзья у Виктора очень даже верные, ведь не каждый после откровенного хамства в лицо (пусть и правдивого), останется рядом с тобой. А это дорогого стоит, ведь любить и «терпеть» хорошего, веселого и оптимистичного могут многие, а вот быть рядом, когда ты не в лучшем расположении духа, когда из тебя выходят внутренние демоны, могут единицы. Поэтому испытание на прочность друзья героя проходят на отлично, оставаясь с ним, переживая за него, в самые тяжелые моменты жизни героя.

Мне показалось, что мораль «сей басни» в том, что нужно стараться побеждать в себе беспокойство, бороться с внутренними страхами, верить в свои мечты и уметь ждать, доверять близким людям, а не пытаться устраивать им и себе проверки на прочность. И как бы все это сложно не было, нужно наводить ружье на цель, крепко держа его в руках. Нужно обдумывать свои поступки.

8 из 10

16 июля 2011

Хороший плохой человек.

Пронзительный фильм.

История падения личности.

Главному герою Зилову 27 лет. У него есть практически всё для так называемого счастья: красивая жена, преданные друзья, хорошая работа, он увлечён охотой и музыкой, вдобавок ко всему он получает жилплощадь, чего ещё надо — живи. Другим и этого не дано. Но Зилов порочен. И чем дальше он углубляется в неведомую ему пропасть, тем ленивее ему скрывать свою прогнившую сущность, свою двуличность, своё безразличие, которое он неумело маскирует посредственными шуточками. Помимо увлечений на стороне женщинами, он всё чаще выпивает и выпивает так, что это становится проблемой для всех. Законченный эгоист, он перестаёт понимать и слышать свою жену, которая хочет от него ребёнка, но ему не нужны лишние хлопоты, он не подкаблучник, он — индивидуалист, он — в себе. Это кризис, болезнь. Его нежелание взрослеть отчётливо и неприкрыто. Он взрослый ребёнок, не отдающий отчёта своим действиям. Поиграв как с игрушкой со своей бывшей однокласницей Верой, он даже не удосуживается чётко и ясно объясниться с ней (вдруг понадобится), тем самым оставляя влюблённой в него женщине право за него бороться и она идёт на крайние меры. Она преступает гордость и добивается приглашения на новоселье и там остро и на грани шутит («Подарите ему женщину»), заигрывает с его начальником, чтобы разбудить в Зилове ревность, но всё напрасно.

Деградация и внутреннее опустошение главного героя пошагово исследуется создателями ленты довольно необычным образом. Зилов с похмелья пытается вспомнить происходящие накануне события («Мальчишник в Вегасе», хе-хе) и прокручивает свои воспоминания. Чем кончится для него этот дождливый бесконечный сентябрьский день? Успокоится ли его неиствующее эго? Осознает ли он глупость собственного положения?

«Счастье — это наслаждение без раскаяния» — говорил Толстой Лев. Цените людей с которыми вы счастливы и с которыми вам хорошо. Посмотрите этот фильм — предупреждение о том, как просто стать обыкновенной сволочью и растерять весь свой авторитет. Полюбуйтесь гениальной игрой актёров. Ощутите как убог и поверхностен ширпотребный современный кинематограф.

Кино с большой буквы.

10 из 10

7 ноября 2010

Не жалею, что посмотрела.

Я ходила на прошлой неделе в киноклуб, и там показывали именно этот фильм, и я думаю, его показывали не просто так.

Фильм снят во время «расцвета застоя», но от него совсем не пахнет советчиной, если можно так выразиться, хотя некоторые специфические черты присутствуют.

Я думаю, а точнее, я уверена, что этот фильм понравится далеко не многим, тем более молодому поколению, хотя бы из-за самой депрессивной, угнетающей атмосферы, атмосферы безысходности. Но в этом фильме поднимается очень важная и довольно распространенная тема — одиночество, одиночество, когда вокруг полно людей, которых ты называешь друзьями, когда есть любимая женщина, которую ты думаешь, что любишь, есть работа, квартира, но внутри — пустота, а снаружи — совсем не ты. Бывает, что наступает такой момент, когда ты уже не понимаешь, реально, искренне все это, или нет… или просто тебе приходиться играть какую-то роль балагура, лишь потому что ты уже не можешь быть самим собой… И в «Отпуске в сентябре» просто гениально показано именно это состояние человека, и тот момент, когда наконец выходит наружу истинное «я» (монолог о утиной охоте), и когда уже становится предельно ясно, что в жизни твоей все было не так, а жить как хочется уже не получится никогда… Не поленитесь, досмотрите до конца (фильм действительно довольно долгий), развязка очень эмоциональная, хотя я бы не называла это развязкой, так как выхода никто найти не сможет, и даже мне показалось, что его попросту нет…

27 октября 2010

Я люблю пьесы Вампилова, а эту — в особенности. Очень сложен для какого-то конкретного определения главный герой — Виктор Зилов. В фильме в исполнении Олега Даля он получился таким, какой должен быть: многогранным, не до конца отрицательным, но и не положительным. Сложным, как любой человек.

Если начать не с героев, а именно с времени, которое существует в пьесе, то можно сказать, что показано оно с уверенной достоверностью. Было такое. Были чиновники, которые приходили на работу неизвестно зачем, писали бестолковые бумажки неизвестно кому, и не было конца и края этому «неизвестно». В фильме есть эта фраза, сказанная со злой иронией о Зилове «Да, всем известно, как любит свою работу Витя». Не скажу, что цитата точная, но смысл общий передает.

Бестолковое время, в котором существует бестолковый человек. Зилов бестолков, он не несчастен, он бежит по своей жизни куда глаза глядят, как и все остальные. Пытается вести такую жизнь, какую все ведут. Но выходит (впрочем, как и у всех) достаточно пошло, чтобы почувствовать собственную пустоту и никчемность. И Виктор видит это, знает это… Но винить в этом некого, поэтому все шишки летят в окружающих…

Но в бестолковом человеке, на пределе его жизни, проявляется запертый поэт. Какой бы ни была жизнь, безысходной и пустой, даже в такой жизни люди стремились ее чем-то наполнить. И Виктор здесь проявляет вдруг неожиданную человеческую глубину, и Олегу Далю удалось это перевоплощение из чудовища в… нечто чудесное. Ведь это чудесно — найти в своей жизни некий прекрасный смысл и пожелать разделить ее с любимым человеком.

Потрясающая сцена. В которую тем не менее врывается жестокая реальность в виде наивной глупой Ирочки, в которой, несмотря на всю ее невинность, нет глубокого чувства. И вопрос об охоте звучит пошло. Пошлость эту, как человек чувствительный, слышит Виктор Зилов. Он и является зеркалом этой пошлости, когда смеется. В его смехе горечь. И это просто швыряет тебя в какую-то пропасть, где не знаешь — сочувствовать герою Даля или просто сидеть, восхищаться его игрой и не принимать все близко к сердцу?

Меня заинтересовал еще один персонаж. Незаметный Дима-официант, который возмутился званием «лакей». А ведь он единственный видел всю суть Зилова, видел все его интрижки, все уловки и прочее… И как всевидящий :) жалеет и по-своему, по-мужски понимает, прощает выходку, но не спускает ее.

Вот такие мысли… Не каждый фильм способен заставить все эти мысли появиться и уж тем более изложить их в виде текста. Но больно сильный эффект производит данная картина. Целый спектр эмоций, чувств, переживаний. Ради них посмотрите это кино, не пожалеете.

9 июля 2010

«Утиная охота» — одна из моих любимых пьес. Поэтому вопрос о просмотре фильма «Отпуск в сентябре» не стоял. И хочу сказать, что фильм не разочаровал, а даже наоборот явился идеальной инсценировкой пьесы.

Главный герой Зилов получает от своих друзей похоронный венок на свое имя. Потом оказывается, что он устроил в ресторане разнос своим друзьям, где каждому в принципе сказал правду, которую, как водится, никто не захотел слышать и знать. Зилов сумел достать свою жену, зачем-то вызвав воспоминания об их первом вечере наедине, а затем все расстроив одной фразой: «Разве ты думаешь мужчина помнит, что он говорит в такие моменты». Затем он очаровывает юную абитуриентку Ирину, которая еще слишком глупа, чтобы понять его игру. Игру с самим собой. Он никак не может успокоиться. Потому что он не знает чего хочет. Успокоить его может только один человек, который абсолютно самодостаточен и спокоен. Это Дима, работающий официантом в ресторане. Он оставляет его наедине с самим собой, а когда нет зрителей спектакль Зилова становится ему не интересен. Дима же произносит самую важную фразу для Зилова в этом действии: «Попадать начнешь, когда успокоишься». Остается надеяться, что это когда-нибудь произойдет.

Олег Даль великолепен в этой роли. Он как будто родился Зиловым. Ему это к лицу. Ирина Купченко блестяще сыграла жену Зилова, эту измученную женщину. Замечателен и Юрий Богатырев в роли подкаблучника. В роли лопуха блеснул Николай Бурляев. Прекрасен и исполнитель роли Димы. От него веет спокойноствием и уверенностью в каждом своем действии. Он очень размерен и решителен. Очень хорошая работа режиссера Виталия Мельникова.

Итог: замечательная экранизация замечательной пьесы. Смотреть стоит обязательно, особенно если вы обладаете чертами характера главного героя.

10 из 10

Спасибо за внимание!

4 мая 2010

Драма Отпуск в сентябре появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Виталий Мельников. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Миколышина, Геннадий Богачёв, Евгений Леонов, Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Николай Бурляев.

Страна производства - СССР. Отпуск в сентябре — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.