Дознание пилота Пиркса
Test pilota Pirxa
7
6.4
1978, фантастика, драма
СССР, Польша, 1 ч 40 мин
6+

В ролях: Сергей Десницкий, Болеслав Абарт, Владимир Ивашов, Збигнев Лесень, Тыну Саар
и другие
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, где экипаж будет состоять из роботов. Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают меры.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Дознание пилота Пиркса

английское название:

Test pilota Pirxa

год: 1978
страны:
СССР, Польша
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператор: Януш Павловский
композиторы: ,
художники: Ежи Снижавский, Виктор Жилко
монтаж:
жанры: фантастика, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 мая 1979 г.
на DVD: 24 марта 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, драма

Постеры фильма «Дознание пилота Пиркса», 1978

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Дознание пилота Пиркса», 1978

Зачем они делают вместолюдей?

В моём советском детстве в кинотеатр на «Дознание…» я не попал. Не сложилось. Однако в те времена была у мальчишек и девчонок такая традиция — рассказывать фильмы. Рассказы «Дознания…» я слушал внимательно, как выяснилось много позже — делались эти рассказы мастерами своего дела.

Оригинальную повесть Станислава Лема я, разумеется, читал. Тысячу тысяч раз, примерно. Его серия повестей «про пилота Пиркса», романы «Магелланово облако» и «Солярис» — навсегда среди моих самых любимых книг. То есть, пилот Пиркс стал для меня не просто именем из книги или фильма — это один из самых ценимых мною героев космической фантастики. У Лема этот персонаж выписан с реалистической тщательностью, от рассказа к рассказу читатель видит — как развивается герой, как изменяются его взгляды на жизнь, отношение к профессии, но, вместе с тем, как в нём по прежнему жив тот мальчишка, который решил стать пилотом, который фантазировал о монетке, завалявшейся в кармане старых гражданских брюк, который неловко ухаживал за девушкой, который смог понять — чего не надо делать, чтобы не погибнуть на лунной станции, или чтобы не улететь в космические глубины за странным «огоньком» на экране, который смог выследить обезумевшего горнопроходческого робота в лунной пустыне и который потом мучился, что убил его выстрелом в спину. Неистребимый мальчишка, сохранившийся в душе Пиркса, помог ему понять другого робота, решившего во чтобы ни стало покорить скалистую вершину — не потому, что это нужно, а потому, что она каждый день стояла перед ним как вызов: сможешь или не сможешь?

Проще говоря — литературный Лемовский Пиркс всегда был мне хорошим другом, не взирая на разницу в возрасте, причём даже тогда, когда уже я был старше него.

Фильм «Дознание…» я посмотрел по телевизору на закате СССР. Тогда модели кораблей с зажигалочным пламенем вместо выхлопа космических двигателей уже выглядели наивно. Однако не смотря на очевидную макетность «Голиафа», всего орбитального пускового комплекса и внутренних интерьеров корабля — нельзя не восхитится самой разработкой. Ведь главное — это идея, концепция, проект, если это перерисовать в нормальной графике с реалистичными цветами, освещённостью и выхлопами — будет невероятно красивая картинка. Причём, то же самое можно сказать и о «Москве-Кассиопее», и о «Планете бурь», и о «Петле Ориона», и, особенно, о «Туманности Андромеды».

Сюжет полёта несущественно отклоняется от книжного оригинала, события фильма, как и события в книге привели к закономерному финалу и к закономерным вопросам. Но сейчас, а я недавно пересмотрел фильм, этот результат — корпорациям запретили выпускать неотличимых от людей роботов — выглядит наивно. Тогда, когда снимали фильм, в мире было кое-что ещё, кроме корпораций — был СССР с плановой экономикой, не предполагавшей погоню за сверхприбылью любой ценой. И тогда такой финал смотрелся вполне нормально. Сейчас, когда любой ребёнок знает, что если бизнес почует прибыль — остановить его будет невозможно, финал выглядит в лучшем случае как отсрочка неизбежного наводнения Земли роботами. Да-да, «они заполонииили планету…» (с) Точнее — непременно заполонят.

В фильме полно сцен, невероятно впечатливших моих детских друзей-рассказчиков — и стрельба по метеоритам, и приближение к Сатурну, и сам космический старт «Голиафа», и, конечно, оторванные конечности коварного робота Калдера с дальнейшим пробитием переборки. В фильме красивая космическая форма, очень атмосферные коридоры, стильная рубка, каюты. В фильме отличный второй пилот Гарри Браун (Владимир Ивашов), превосходный нейролог и кибернетик Том Новак (Александр Кайдановский) и, конечно, первоклассный злыдень — первый пилот Джон Калдер (Збигнев Лесень). Да, командир космического корабля здесь тоже очень хорош, его сыграл Сергей Десницкий. Но это не Пиркс. Если бы у этого парня была фамилия Кречет или Смит, да хоть Тангейзер — всё было бы вполне себе неплохо. Но его фамилия — Пиркс, и в моих глазах это губит весь фильм, потому что, повторюсь, никакой это не Пиркс. Помнится, как не без злорадства я услышал однажды байку — не знаю, правда, или нет — о том, как Лем ушёл с премьеры «Соляриса» Тарковского, хлопнув дверью, — тот фильм мне тоже не понравился. «Дознание…» мне скорее нравится, но приходится изначально делать допущение, что там командором служит однофамилец доброго моего друга Пиркса. Старины Пиркса, который гонял мух по кораблю во время первого тестового полёта, который читал статью о секретном свидетеле старинной космической катастрофы прямо на занятиях, который мечтал о седине на висках, чтобы выглядеть мужественнее, который входил на борт пассажирского космического корабля с видом Вильгельма Завоевателя, который, устраиваясь поудобнее на краю лунного кратера для стрельбы по безумному роботу, бурчал себе под нос — вот они, мои любимые игры в индейцев, да много ещё чего можно вспомнить про настоящего-то Пиркса.

Однако, кое что есть ещё, о чём следовало бы помнить: роботы. И вопрос Пиркса: зачем же они делают их настолько похожими на людей? Они даже едят и пьют — лишь бы выглядеть как люди, зачем? В 1984 году на похожий вопрос ответ был понятен — роботы-убийцы Т-800 для того похожи на людей, чтобы люди принимали их за людей и впускали в свои секретные убежища. В 1969 году в отеле «У погибшего альпиниста» тоже было понятно — зачем роботам быть такими похожими на людей, ведь инопланетной миссии надо как-то прятаться. Кстати, собаки ни в 1969, ни в 1984 на это не купились. Так вот, я думаю Лем неспроста хотел, чтобы мы все вместе с командором Пирксом задались этим вопросом: зачем делать роботов так, чтобы от людей их нельзя было отличить? Неужели, затем, чтобы такие роботы постепенно заняли место людей? И стали вместолюдьми?

1 августа 2019

Каждый раз я начинаю с того, что стоит быть в первую очередь зрителем, а не читателем. Но сейчас, к сожалению, напишу очередную сравнительную рецензию фильма и книги.

Дознание это глава из целой серии рассказов про жизнь Пилота Пиркса, которую, конечно, можно рассматривать как самостоятельное, независимое произведение, но возможно именно из-за этого пропадает эмоциональная привязанность к Пирксу, ведь читая по порядку, можно наблюдать как персонаж развивается, что позволяет строить догадки, превращая прочтение, отчасти, в игровой процесс. Как он будет действовать в тот или иной период своей жизни?

Фильм вроде не исказил сюжет, но в нем не успеваешь толком насладится своеобразной загадкой Эйнштейна и самому попытаться угадать, кто робот, а кто человек? Нет тут и чудесного саспенса.

После фильма не хочется сидеть и размышлять об интеграции ИИ в повседневную жизнь, как-то скомкано тут эти вопросы подняты. А Пиркс тут показан как абсолютный противник подобных нововведений (хотя в книге он до последнего пытается найти положительные стороны)

В итоге мы получаем типичную советскую картину про космос, с минимальными философскими размышлениями, зато очень крутой музыкой.

Гораздо менее извращенное произведение по сравнению с тем, что сделал с «Солярисом» Тарковский.

6 из 10

22 апреля 2016

Лучше, чем кажется!

Я думаю многим знакомо такое чувство, когда выбираешь фильм смотришь на постер, трейлер, актеров и если нет чего-либо знакомого или бросающегося в глаза, то этому фильму не суждено удостоиться просмотра. Но однажды я был вынужден посмотреть фильм, который при других обстоятельствах смотреть бы не стал, да это фильм «Дознание пилота Пиркса», и знаете, это того стоило.

Фильм очень интересен своими диалогами, многие скажут — «это свойственно любому фильму советских годов, так как возможностей сделать качественные эффекты тогда не было», но так ли это плохо? В современном кино стало слишком много экшена, что привело к тому, что любая более менее «крутая» фраза героя становится цитатой, меня это раздражает, но сразу уточню, я не говорю о том, что нет хороших думающих фильмов, но большинство «кассовых» фильмов этим похвастаться не могут, увы. Я ушел от сути, так вот, в этом фильме нужно вдумываться в каждое слово произносимое героями, пытаться найти в них скрытый смысл, так как этот фильм отчасти детектив, как следствие важны нюансы.

Да я понимаю, трудно при таком огромном выборе фильмов заставить себя посмотреть именно этот фильм, но поверьте это того стоит, особенно если смотреть его рядом с человеком советской эпохи, так будут понятны некоторые моменты на которых в фильме заостряется внимание, например, когда Пиркс готовится к вылету, он ходит по зданию космодрома, и для советского человека это выглядит футуристично, хотя на самом деле это действующий аэропорт во Франции(никаких эффектов!).

Говорить о музыке, графике и прочем, я думаю бессмысленно, и нет смысла объяснять почему, это не «Матрица», не «Люди X» и не «Гравитация». Изюминка фильма не в этом, а в другом, и я думаю вы понимаете, о чем я!

Подводя итог, фильм супер, смотреть его или нет? Решайте сами, но если вы его посмотрите, я думаю вы не пожалеете об этом, я точно не жалею, поэтому и решил написать эту рецензию на неоправданно неоцененный фильм.

9 из 10

15 июня 2014

Не идейно-художественная, а музыкальная революция

Гибрид советско-польского производства, замешанный съемками на Таллинской студии, для типичного советского гражданина смотрится вполне неплохо.

Безусловно, картина даст несколько баллов вперед многим научно-фантастическим лентам того времени. Но эти баллы получены не за декорации и спецэффекты, которыми по логике должен превалировать фильм данного жанра, а за «скромные» взаимоотношения людей и человекоподобных роботов.

Демонстрируя всю сложность отношений между двумя самостоятельно думающими формами интеллекта, закинутыми в условия ограниченного пространства, не нужно быть предсказателем, чтобы догадаться об исходе данного эксперимента. Наука очень сильно отстает, а в то время тем более отставала, в вопросе «создания видов». Возможно, нам никогда и не суждено увидеть данного (человека и робота) взаимодействия, направленного на благо развития цивилизации, но пофантазировать никому запрещается.

Однако один прогресс все же был «предсказан» — это музыкальный. Арво Пярт, композитор данной ленты, уже в конце 70-х запустил пробу в массы двух вполне самостоятельных музыкальных жанров так популярных у молодежи всего мира с середины 90-х до середины 2000-х годов. Один из них это «драм энд бейс» (drum and bass), а другой — «брейк бит» (breakbeat).

Остается догадываться какими приспособлениями (как минимум нужны музыкальные семплеры) пользовался композитор для написания саундтрека к фильму, но для конца 70-х это звучит далеко не примитивно, а где-то даже наравне с композициями конца 90-х годов. Для того чтобы понять это новшество для конца 70-х, достаточно прослушать музыкальные отрезки из фильма:

1. Отрывок 1:08:49 — 1:09:13 — типичный «андеграунд драм энд бейс» конца 90-х.

2. Отрывок 1:14:34 — 1:14:59 — замедленный «брейк бит». Стоит отметить, что группа «Prodigy» срезала данный бит для своей композиции «Smack My Bitch Up» (1997 года) просто ускорив его.

6 из 10

за картинку

100 из 10 за саундтрек

20 декабря 2011

Электронный Чингизхан.

На самом деле фильм конечно не смешной, а проблема затронута достаточно серьёзная. Хотя в оригинальном произведении пилот Пиркс иногда проявляет иронию к сложившейся ситуации неопределённости на борту корабля, но шутки кончаются в момент аварии, и входом в щель Кассини.

Сюжет. За исключением нескольких экшн добавлений (видимо, что бы фильм смотрелся интересней) и несущественных перестановок в сюжете, хронология совпадает с рассказом С. Лема. С первых кадров фильма бросается в глаза импортные автомобили, причём не какие то уродливые и старые, а самый настоящий «Ягуар», красный Форд «Мустанг» и т. д. Планы футуристического Чикаго, на мой взгляд, до сих пор смотрятся убедительно.

Спецэффекты. Ахиллесова пята всего русского кинематографа. Собственно всё, что касается космического полёта — провально. Исключение составляет внутренняя часть «Голиафа» с комингсами и переборками. Кстати сказать, если прочитать все рассказы о пилоте Пирксе, то внутренний план корабля довольно схож с теми скудными описаниями кораблей различных типов разбросанных по всем рассказам. Кстати в конце фильма есть одна неточность: в книге робот Кальдер летит от предохранителя, ломая переборки, а в фильме у него отрываются руки. Если они отрываются, то, как он собирался выдержать перегрузку 14 g? Ну, понятно, хотели похвастать и показать, что вот мол, этот кусок троса и провод, торчащий из кисти великий спецээфект советского кино. Документальные съёмки стартов «Сатурна» и дюз музейной ракеты выдают не скромность бюджета, а техническую невозможность в СССР красиво нарисовать космос («железный занавес»).

Актёрская игра. Актёр, сыгравший главного героя неплох, в принципе похож на Пиркса. А вот на андроида похож был только один актёр, сыгравший электронщика. Например, А. Кайдановский слишком человечно сыграл киборга, а остальные актёры вообще «ни рыба ни мясо». Кстати ключевой вопрос пилоту Брауну «вы верите в Бога?» был заменён на «вы верите, что существует совесть?» Эта замена изрядно подпортила впечатление от всего фильма.

Тому кто решит посмотреть фильм, я посоветую обратить внимание на игру второстепенных персонажей: директоров и представителей ЮНЕСКО, агентов и т. д. Они смотрелись почему — то ярче чем основные действующие лица.

Вывод: фильм советую, прежде всего ретроградам и ностальгически настроенным людям, потому что присутствует незабываемая атмосфера стабильных 70 — х. Не смотря на множество недостатков, я считаю этот фильм классикой научной фантастики. Почему? Да потому что никто не экранизировал подобный сюжет и не задавался проблемой киборгов всерьёз. Конечно, все знают «Терминатора», «Универсального солдата» и т. д., но в этих фильмах роботы не выполняют гражданских функций (они все убийцы). Фильм с подобной социальной проблематикой сняли только в наше время (сериал «С роботами не шутят» не в счёт), и называется он «Я Робот» но это уже совсем другое дело…

6 из 10

снизил за убогие спецэффекты

6 октября 2011

Позабыты хлопоты, остановлен бег — Вкалывают роботы, а не человек. (с)

Станислав Лем один величайших фантастов XX века. Наверное, поэтому его трудно, практически невозможно, экранизировать. Труднее всего передать даже не фантастический антураж, сколько философский, логический и сатирический заряд его произведений. Брались люди, не самые последние в мире кино, экранизировать «Солярис», но в итоге получались кинофильмы больше о личных переживаниях режиссеров, чем экранизация Лема.

Польский режиссер Марек Пестрак, фигура сама по себе одиозная, экранизировал Лема малых литературных форм. Как раз в тот временной период, экранизация научной фантастики была очень популярна: выходили фильмы, телевизионные циклы — «Этот фантастический мир», к примеру, и т. д. Где-то вот на стыке «телевизионщины» и кино и снят «Пилот Пиркс». Слабенький с технической точки зрения — причем, некоторые детали выглядят анахронизмом даже для 1978, года съемок — фильм пытается взять неким психологизмом и даже триллеровостью, превращаясь, по сути, в «Солярис», только дешево и про роботов. С другой стороны, это сейчас наметанный глаз, выявляет грехи и недостатки, на основе просмотренных многих десятков научно-фантастических кинолент и телевизионных сериалов, а тогда, более чем 30 лет назад, этот фильм производил впечатление и до сих пор к нему испытываешь ностальгические чувства, прекрасно, при этом осознавая все его несовершенство.

«Test pilota Pirxa», конечно же, очень поверхностен, к, вроде небольшому, но достаточно серьезному рассказу Лема. Снимал бы режиссер классом повыше, чем Марек Пестрак, наверное, нашлось бы место, увлекательно кинематографически оформленное, и для логических выкладок писателя о том, почему женщины не любят роботов, а мужчины наоборот — более понятны бы стали эпизоды с операционной и поведение Тома Новака (Александр Кайдановский). Попытку сделать из фильма научно-фантастический триллер, следует признать весьма правильной и очень даже в духе многих научно-фантастических фильмов, но опять же упираемся в 1978 год, в режиссера Марека Пестрака, который далеко не Ридли Скотт или Кэмерон, а Таллинфильм и Zespol Filmowy это далеко не Голливуд и Shepperton Studios. Советский кинематограф (несмотря на польско-эстонское происхождение припишем данное кинопроизведение именно к нему) не был «заточен» под технологически сложные фильмы, особенно абстрактно-фантастического содержания, когда визуальный ряд имеет не менее важное значение, чем то, о чем говорят актеры и что имеют «ввиду» сценаристы и режиссеры. Весь футуризм фильма выражается через «классические» для советского кино электронные звуки «пиу-пиу», бессмысленно мигающие лампочки и модели космического корабля, выхлоп которого больше напоминает пламя зажигалки, чем продукты выделения ядерного двигателя.

Но, несмотря на всю иронию, нельзя не отметить, что попытка была именно экранизировать Лема, а не спаразитировать на литературном произведении создав нечто шаблонное и поверхностное. Фильм имеет определенный культовый статус, его помнят. Угодить Станиславу Лему экранизацией его произведений было сложно — достаточно вспомнить эпический скандал с Тарковским, но этот фильм, вроде как, он похвалил. Космические сцены — полет в кольцах Сатурна через «щель Кассини», борьба с астероидами, сняты вполне сносно, если учитывать небольшой бюджет картины, слабые технические возможности студий и год создания. Фильм держится на психологии, на поведении людей и нелюдей в экстремальных условиях. Холодная логика робота «почти человека», который считает считать себя совершеннее обычных людей, сверхчеловеком, против недостатков человека не искусственного, а природного, недостатки которого, являются и его достоинствами одновременно. Тема, на самом деле, актуальная. Пока может больше теоретически, но все же.

Пиркс, в исполнении Сергея Десницкого — главная удача фильма. За ним интересно наблюдать. Остальные актеры также подобраны отлично. Психологизм картины, ее общие философские идеи, не могут прикрыть технических моментов, а будущее, сколько не снимай, все равно получится идеалистическим. Фантастика быстро устаревает — устаревшим выглядит и этот фильм, но появился он в свое время и запомнился многим, особенно любителям кино-фантастики.

6 из 10

8 сентября 2011

Типичная в своем роде советская научная фантастика, не блещущая спецэффектами, зато заставляющая задуматься о нашем будущем. То, что фильм снят по рассказу Станислава Лема, уже однозначно можно и нужно смотреть, это как знак качества научной фантастики.

Фильм — эдакая предыстория фильма «Я — Робот» с Уиллом Смитом. «Дознание пилота Пиркса» оставил много вопросов, потому что человек в лице Пиркса дознание в полном объеме так и не выполнил и главный вопрос определить есть ли человекоподобные роботы среди нас оставляет на зрителя.

Кино для тех, кто не против подумать и порассуждать после фильма. В то время за лозунг «У кого спецэффекты лучше, тот и круче» никто не боролся, поэтому если есть свободное время и вам попалось «Дознание пилота Пиркса» не поленитесь и нажмите Play.

7 из 10

23 января 2011

«Дознание пилота Пиркса» — это настоящая классика кинофантастики, незаслуженно забытый шедевр неоднозначного польского режиссёра Марека Пестрака.

Сценарий фильма основан на рассказе Станислава Лема из серии рассказов о пилоте Пирксе («Дознание»), и следовало ожидать от него и неоднозначных взглядов на сложные вопросы этики, и общей философичности всего произведения в целом.

ЮНЕСКО по инициативе компании, занимающейся производством андроидов, устраивает эксперимент, в ходе которого в космос единым экипажем отправляются люди и андроиды, и обращается к пилоту Пирксу с просьбой курировать эксперимент и вести наблюдения.

С самого начала сценаристы и режиссёр создают атмосферу сложного психологического детектива, где непонятно, кто из героев человек, где саспенс накручивается по нарастающей и от доносов, продиктованных желанием «помочь», герои доходят до прямых угроз, а догадаться, кто же всё-таки из экипажа андроид, действительно трудно. Но это далеко не главное.

Как я уже сказал выше, фильм поднимает вопросы этики, и учитывая сложность и неоднозначность материала, вопросы эти получают очень неординарное прочтение. Андроид здесь размышляет о жизни человека, доводя свои размышления до логически обоснованной мании величия, человек говорит о дискомфорте, который он неизменно чувствует в присутствии андроида; роботу выгодно провалить эксперимент, ибо тогда он не станет одним из тысячи продуктов, вышедших с конвейера, человек же относится к андроиду как к противоестественному вмешательству в поток жизни (читай, в промысел Божий). Обратите внимание на речь персонажей, тонко и деликатно обнажающую их отношение к действительности и событиям, толкающим на те или иные поступки.

В фильме масса подтекстов, как политико-социальных, так и философских, но копаться в них я смысла не вижу, здесь каждый увидит что-то своё. «Дознание пилота Пиркса» рекомендую не только любителям фантастики (особенно советской фантастики), но и вообще всем, кому не чуждо хорошее кино, кто любит умные, аллегорические фильмы. Это настоящее Кино с прекрасными актёрами (особенно отмечу Кайдановского), уверенными для 1978 года спецэффектами и крепким сценарием, бережно обращающимся с оригинальным рассказом. Это один из тех замечательных фантастических фильмов, которые хорошо смотрятся спустя десятилетия после своего выхода на экран и оставляют приятное послевкусие.

Всем спасибо, смотрите Кино.

9 из 10

18 июня 2010

Фильм может, и смотрелся в 1981 году, но сейчас это больше похоже на очень некачественно сделанную пародию на тему робот и человек. Мультипликация заменяющая компьютерную графику очень второсортно выглядит, а так же всё окончательно портит жуткое качество пленки. По сравнению с этим фильмом «Москва Кассиопея» выглядит современным блокбастером.

По поводу сценария ничего плохого сказать не могу, правда актерская работа немного напрягла. Все кроме Сергея Десницкого и Кайдановского играют через силу.

Фильм можно посмотреть с целью изучения истории кино и внедрения спецэффектов в отечественном кинематографе.

4 из 10

1 августа 2007

Фантастика Дознание пилота Пиркса появился на телеэкранах в далеком 1978 году, его режиссером является Марек Пестрак. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сергей Десницкий, Болеслав Абарт, Владимир Ивашов, Збигнев Лесень, Тыну Саар, Фердинанд Матысик, Зигмунт Белявский, Игор Пшегродский, Януш Быльчинский, Мечислав Яновский, Ежи Калишевский, Эдмунд Феттинг, Файме Юрно, Марек Идзинский, Евгениуш Куявский.

Производство стран СССР и Польша. Дознание пилота Пиркса — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.