Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Война под крышами |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Туров |
сценарий: | Алесь Адамович |
видеооператор: | Сергей Петровский |
композиторы: | Андрей Волконский, Владимир Высоцкий |
художники: | Евгений Ганкин, М. Беркович |
монтаж: | Е. Аксененко |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 ноября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Попытка осмысления побудительных мотивов поведения людей оказавшихся на оккупированной территории, через их мысли высказанные вслух и действия основанные на этих побуждениях. Центром повествования является группа мужчин, это и понятно, ведь они являются основой для любого противостояния и это их решения влияют на судьбы семей. Показан широкий спектр побуждений/действий на примере разных персонажей, здесь от детской наивности и отсутствии развитого чувства сохранения у родни Корзунихи, до чересчур развитого у Казика Жиготского. Здесь и борьба в характере Петрени между долгом/способностью и тем же чувством самосохранения доведшая до «разжатия пружины» и скоропалительных действий с трагическими последствиями. И полностью решённым конфликтом в характере переводчика Шумахера. Также представлены женские характеры конфликты в которых подпитываются ещё более реальным, что ли, опасностями и проблемами, такими как безопасность детей и семей, выживание.
Все эти мини драмы персонажей подаются нам в трактовке художественной литературы, чаще диалогами, реже монологами, что кажется странным при гнёте ответственности за неосторожно сказанное слово в разрез постановлений оккупационных властей. Также, из-за многочисленных представленных характеров и конфликтов ни один из них не остался до конца исследованным авторами, масштабно не раскрыт, хотя тут проскальзывают нотки вполне сопоставимые с раскрытием переживаний Родиона Раскольникова у Ф. М. Достоевского. Вносит диссонанс в повествование правильность, по «городскому», диалогов актёров и их реакций из «современности» с сельской жизнью и вполне деревенскими заботами. Тут, на мой взгляд, надо было либо задавит органику, до цитатности (ну вспомним: — Тварь я дрожащая, или право имею…) или наоборот отдаться органики-действию с большим охватом по объяснению, как это происходит в объяснениях характеров персонажей «Вечного зова».
Интересная тема о психологии людей попавших в оккупацию, но выполнена слишком крупными мазками, с большим числом персонажей в весьма ограниченном по времени сюжете. Оттого-то не раскрытая полностью и требующая художественного осмысления и старательного воплощения на экране. Но не вижу я в современности актёров способных «дать нерв» хотя бы на уровне актёров из разбираемого фильма. Да и режиссёров, а сценаристов или писателей осиливших подобное проникновение темой спустя 75 лет… Очень жаль, что 53 года назад поторопились сумев лишь частично передать необходимое.
6 из 10
25 мая 2020