Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Где ты, Адам? |
год: | 2019 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Александр Запорощенко |
продюсер: | Александр Плиска |
композитор: | Святослав Лунёв |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
В монастыре Дохиар на Афоне съемки запрещены. «Где ты, Адам?» - единственная возможность побывать там для тех, кто доехать до Греции не может. Почему такое доверие у настоятеля монастыря старца Григория вызвала именно эта съемочная группа? Как они таким доверием распорядились? Эти вопросы возникают далеко не сразу после того, как фильм закончился. Но возникают.
Первое: в фильме нет закадрового текста. И это прекрасно. «Где ты, Адам?» благополучно избежал соблазна делать выводы и педалировать акценты.
Второе: главное достоинство картины - отсутствие экзальтации. О вере и пути к Богу монахи и их настоятель старец Григорий (Зумис) говорят не столько словами, сколько мимикой, жестами, интонацией. Очень просто и спокойно. Несколько раз фильм отклонится от этой линии гармонии и покоя. Впервые, когда отец-настоятель сразу после таинства пострижения в монахи нового брата, говоря о сути монашеской жизни, будет рождать слова сквозь рыдания. И этот плач впоследствии припомнится, когда отец Григорий, подводя предварительные итоги своей жизни, скажет о двух ошибках: о том, что стал монахом и о том, что стал игуменом. И, стало быть, слезы при пострижении нового члена братства- это не только умиление, это еще и знание о будущих искушениях и тяжких испытаниях. Так внешний экстаз скрывает жесткую аскезу. Причем, экстаз – гость в монастыре редкий. Аскеза не покидает его никогда.
Третье: не все в картине гармонично и духоносно. «Где ты, Адам?» - фильм не горний, а земной. Где-то в центре картины появляется кадр ночного неба над монастырем, снятый методом ускоренной съемки. Над ночным монастырским покоем мчатся с невероятной скоростью облака и созвездия. Ускоренная съемка должна была подчеркнуть: монастыри – это порталы между Земным и Небесным. Подчеркнула, но из монастыря зрителей эвакуировала. Все-таки в реальности так небо над головой не кружится. И Господь не катается на небесной карусели. Кикс.
Вскоре прозвучит и еще одна фальшивая нота. Монахи готовят храм к главному христианскому празднику- Пасхе. Мне однажды доверили отмывать кадила в преддверии храмового праздника. Это каторжная работа. Смесь масла и парафина, кажется, намертво прилипает к металлическим поверхностям, которые в довершении трудностей, еще и очень тонкие- посильнее нажмешь, сломаешь. Торжеству предшествует тяжелая работа. И атмосфера трудов праведных передана скупо, точно, емко. А вот дальше: закружатся в кадре надраенные до блеска паникадила под чувственную музыку композитора Лунева. И, если это и праздник- то праздник режиссерского и операторского мастерства.
Всего лишь дважды не устоял Александр Запорощенко перед соблазном гордыни: продемонстрировать свое присутствие в этом мире. Это немного. Он- не монах, мирянин. Поймем и простим.
Был и третий искусительный эпизод. Среди монашеских трудов: на пасеке, на кухне, в реставрационной мастерской, в оливковом саду, в море на рыбной ловле, особняком стоят работы по возведению нового строения. Не знаю, что за стройка и для чего. Но только работа бетономешалки, заливка смесей в опалубку, беготня по шатким мосткам с тачками решена режиссером как полупародия на советские фильмы о «самоотверженном труде на народно-хозяйственных стройках». Вместо комсомольцев в широких штанах и комсомолок в красных косынках трудятся монахи в рясах, которые в качестве рабочей одежды крайне неудобны и отчасти комичны. Здесь рапиды и «духоподъемная» музыка работают не столько для лжеподъемного настроения, сколько для снижения образа. Дважды сакральное (советское и монастырское) оказывается почти профанным. И от того очень правдивым.
В целом «Где ты, Адам?» достойно исполнил великую миссию: приоткрыл двери в закрытый для мира монастырь не для того, чтобы провести урок истории или религиоведения. Он просто позволил увидеть то, что туристу никогда не покажут. То, что происходит в обители, когда все пришлые уезжают. Быт. Труд. Молитвы. Таинства. Братские трапезы. Отдохновение после трудов праведных. Задача достойная. Честно исполнена.
Четвертое: «Где ты, Адам?» - такими словами Господь обращается к человеку, который забыл о Боге, отдалился от него. Фильм о тех, кто, на этот призыв ответил. В первую очередь о настоятеле, но и о других братьях обители «Дохиар».
Бог и Вера, когда они открываются в человеке, оказываются настолько дорогими, ценными, нежными, что попытка облечь этот опыт в слова, выставить его на мирскую оценку и суд, представляются едва ли не кощунством. Эти главные ценности хочется сохранить от любого взгляда. Говорить о Вере и Боге не пошло, а полным сердцем дано далеко не каждому.
Отец Григорий ничего не говорит о своей биографии. Когда и почему пошел в монахи, какие искушения и соблазны были самыми сильными. Для него это уже неактуально. Он чувствует присутствие Господа в каждую секунду существования: под палящим солнцем в оливковом саду, ласковым вечером на встрече с паломниками, в минуту пострижения нового брата, под дождиком на каменистой тропинке, лаская овчарку с перебитым позвоночником. Бог- это Любовь. Старцу дано высшее счастье – жить в Любви каждое мгновение.
Харлампий, Сысой, другие братья, хотя и получили имена в названии глав-частей фильма, пока еще на пути к полному постижению Бога- Любви. Они еще говорят о своем мирском опыте. Но они говорят еще языками человеческими - не ангельскими. Потому, что они говорят о себе. Подозреваю: режиссер мог знать о них больше того, что вошло в фильм. Но Божественное прикосновение не позволило ему вынести на продажу то сокровенное, что доверили. Вот это уравнение, когда на одной стороне сокровенное, на другой массовое, режиссер решать отказался. И правильно сделал. Для спасения своей души. А это, все-таки, самое главное дело каждого христианина.
Когда в советском кино и СМИ разрешили показывать церковь не в качестве пугала, а атеистическая пропаганда была снята с повестки дня, фильмы и телепрограммы о церкви наводнили телеэкраны. Фактура эффектна. Свечи. Иконы. Полумрак. Мистика. Все кончилось печально. Сакральное в промышленных количествах не живет.
Александр Запорощенко при создании своей картины оказался в центре скрещения и Божьей Благодати и дьявольских искушений. Праматерь всех пороков - гордыня - поджидала его на самом пороге. Статус «Одного- единственного фильма, снятого в Дохиаре», прямо-таки толкал в объятия сенсационности и исключительности. Режиссер с Божьей помощью этого искушения избежал. Видно, что кинотворец – человек живой, соблазнам иногда поддается, хоть с ними и борется.
Вопрос, вынесенный в заглавие картины, остался без ответа. Он слишком личный, чересчур интимный. Он действительно касается только двоих: Человека и Бога. «Где ты, Адам?» лишний раз напомнил и зрителям, и кинорежиссерам: «Оставьте Богу Богово». Запорощенко так и сделал.
9 ноября 2022
Почему то вспоминается стих Сергея Аверинцева:
Неотразимым острием меча,
Отточенного для последней битвы,
Да будет слово краткое молитвы
И ясным знаком - тихая свеча.
Да будут взоры к ней устремлены
В тот недалекий, строгий час возмездья,
Когда померкнут в небесах созвездья
И свет уйдет из солнца и луны.
Вероятно у каждого свои впечатления, ощущения после просмотра фильма…
Фильм берет в первую очередь тем, что это документальное кино, а в съемках участвуют не профессиональные актеры, которые знают свои роли. Эти люди живут, это внутри них. Монашество для обычного человека, тем более современного что – то далекое, ловлю себя на мысли, что монашество с современным временем не ассоциируется, но они есть…Здесь и сейчас, в настоящем. Если можно сказать, монахи – это наши светильники, сразу возникают ассоциации: вечность, они нам напоминают о нашем Творце.
Задаю себе вопрос: «А смогла бы я так, как они? Уйти от мира суеты, бросить все – отказаться от «прелестей этого мира» …Обратной то дороги нет, по сути человек навсегда отказывается от мирской жизни, посвящая всего себя служению. Они не прячутся от Бога, они хотят быть ближе к Нему – Творцу. Может быть вот так выглядят мужественные люди…
Любовь всегда жертвенна, фильм это показывает. Что такое жертва – это отдать свои привычки, отдать все другому, жертвуя своим пространством, всем, что дорого тебе…
Первый раз выйдя после сеанса внутри было такое состояние, как будто душа отдыхала и становилась сама собой, на мгновение почувствовала легкость.
Сейчас, когда пишу эти строки вспоминаю кадры с собакой, вероятно уже взрослого пса, который не может взобраться по лестнице…и думаю, так это же мы… То верим, то сомневаемся, боремся со своими страстями, пытаемся взобраться по лестнице наверх к Нему, к нашему Богу, но у нас не всегда получается, каемся, плачем, уповаем на Господа нашего, просим, благодарим за все и так всю жизнь. Сейчас стало стыдно…почему так мало времени уделяю Ему? наверное проснулась совесть… Снова плачу…
Странно… на ум приходят стихи:
Из всех молитв, какие знаю,
Пою в душе иль вслух читаю,
Какою дышит дивной силой,
Молитва «Господи помилуй!»
Одно прошение в ней – немного
Прошу я милости у Бога,
Чтоб спас меня Своею силой.
Взываю: «Господи помилуй!»
Плыву в житейском бурном море,
Встречаю радости и горе.
От бурь какой спасаться силой? –
Молитвой «Господи помилуй!»
Когда текут от горя слезы
И страстные смущают грезы,
Тогда с особой сердца силой
Твержу я: «Господи помилуй!»
Душа, окончив жизнь земную,
Молитву эту, не иную,
Тверди и там ты, за могилой,
С надеждой: 'Господи помилуй!'
Только не молчите, говорите о фильме друзьям, знакомым, выставляйте в статусах, благо сейчас есть много возможностей поделиться…Сердце вырывается из груди, слезы льются ручьем и их невозможно остановить…и так каждый раз при просмотре фильма.
Смотреть однозначно нужно всем, каждый найдет ответ на свой вопрос, возможно и не сразу.
И в заключении хотелось бы выразить сердечную благодарностью за фильм Александру Плиске, Александру Запорощенко и всем, кто принимал участие. Это неимоверный труд, но это того стоило, чтобы поделиться с нами. Продолжайте создавать духовные шедевры.
16 февраля 2022
Нет такого слова, которое верно описало бы положительные эмоции после просмотра фильма «Где ты, Адам?».
Фильм завораживает всем: операторской работой, музыкой, мудростью игумена монастыря Дохиар.
После просмотра невольно посещают мысли: «На молитве этих людей держится погрязший в грехах мир». Удивительные люди — насельники этой древней обители. Послушники, радующиеся тому, что могут подвизаться в уделе Пресвятой Богородицы, пусть и всю жизнь, выполняя только одно послушание. В их взглядах, рассуждениях о жизни чувствуется искренность, любовь к Богу.
А игумен? Не часто таких людей встретишь. Он, большую часть жизни, являясь монахом и священнослужителем, осознаёт свою греховность и недостойность быть клириком Церкви. Но, это не самобичевание, а здоровая самокритичность; душевная боль за каждого насельника. Он не лукавит, а честно говорит, с кем из монахов ему не просто и не ставит себя выше их. Они все разные, но объединены принадлежностью к духовному воинству Христову — монашеству и стремление быть верными Спасителю, соответствовать «ангельскому образу».
Нам, мирянам, и не только православным, есть чему у них поучиться.
У Евгения Евтушенко есть строчки: «Проклятье века — это спешка…». В миру, люди постоянно куда-то спешат, пытаются взять от жизни всё, возводят в культ «золотого тельца», забывая о духовном. Мы ни с чем приходим в этот мир и ничего с собой не берём на суд Божий, когда земная жизнь заканчивается.
Это кино заставляет задуматься о вечном; порассуждать, правильно ли расставлены в нашей жизни приоритеты и на каком месте находится Бог. Земные блага не могут заполнить пустоту души человека и сделать его счастливым. Всё ничто, по сравнению с радостью душевной и стремлением быть с Христом.
Так хочется спросить человека, погрязшего в «сладостях мира» и возводящего их в культ: «Где ты, Адам? Верной ли дорогой идёшь?»
2 февраля 2022
Замечательный фильм святоотеческого духа.
В этом фильме не показаны красоты Афона (как в других документальных фильмах, например «Люди Церкви, которых я знал»). Цель фильма состоит в другом — показать трудности жизни на Святой Горе, ощутимые как телесно, так и духовно. Монахи трудятся, не покладая рук, и днем и ночью, не забывая молиться и благодарить Бога за все. Носят бремена и терпят немощи друг друга, исполняя заповедь Духа Святого переданную апостолом Павлом.
Особенно хочется отметить такие важные моменты фильма как проповедь основных догматов Церкви: необходимость осознания своего падения, покаяния, доверия Богу и веры в Воскресение Христово. Без них, конечно, ценность фильма была бы намного ниже. Несмотря на то, что большинство желающих посмотреть фильм являются верующими, думается, что фильм является также замечательным миссионерским проектом. После его просмотра верующие, видя труды монахов, могут получить дальнейшее вдохновение на духовную борьбу, а неверующие имеют возможность задуматься о смысле жизни.
9 из 10
(так как всегда есть куда стремиться)
П. с. Читал в одном из интервью, что о. Григорий не благословляет играть музыку в монастыре и против этого, что порадовало. Однако: 1) так как в монастыре есть пианино, на котором играет монах, 2) о. Григорий в одном моменте говорит, что если бы он играл на флейте, то был бы более умиротворенным, 3) в другом моменте он говорит, что человек может иметь утешения получаемое от творения (в его случае это собачки) — исходя из этого, скорее всего о. Григорий допустил привезти пианино, так как чувствовал уныние данного монаха и увидел, что он может изредка получать утешение через игру на этом пианино.
10 мая 2021
Вы когда-нибудь наблюдали, чтобы по окончании киносеанса люди не вставали со своих кресел? И после того, как включили свет. И после того, как закончились титры. И даже после того, как работники кинотеатра пришли проверять — все ли ок?
Редко встретишь фильм, который действительно перенесет тебя в другой мир. В какой-то очень сокровенный, теплый, будоражащий и очень живой мир. И такое ощущение, что возвращаться оттуда совсем не хочется.
И странно, вроде бы наблюдаешь, как будто бы со стороны, жизнь монахов на Афоне… Но на самом деле — будто погружаешься в свой собственный внутренний мир. Сразу вспоминается «Ибо, Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:20—21).
Самое интересное, что практически убрав все слова, авторам фильма удалось донести самое главное. О любви к Богу и любви к ближнему. И о том, что в этом блаженство. И посмотрев фильм (так и хочется написать «побывав в фильме») — немного прикасаешься к этому ощущению. И как будто ничего вокруг уже неважно. Это невероятно и это прекрасно. И слов тогда, действительно, не нужно.
«Убери руки от ближнего и отдай ему свое сердце». Вот она, квинтэссенция фильма.
И самое важное, чтобы прийти к этому — нужно сделать свои шаги навстречу Богу. Не прятаться от него, как Адам. Хотя бы 5 шагов из 100. Остальные 95 — Он сделает Сам. Из любви к нам.
26 апреля 2021
Наверное, это один из самых лучших когда либо просмотренных мною фильмов, если не самый лучший! Фильм идёт на одном дыхании. Я смотрел его уже дважды, и при любой возможности буду смотреть и третий, и пятый и десятый разы.
Картина, которая открывается перед зрителем, пронизывает душу настоящим, неподдельным счастьем. Здесь все показано натурально: естественная и с виду не примечательная «серая» жизнь монахов и послушников в Дохиаре на самом деле показывает человеку, в чём настоящий смысл жизни, в чём заключается неподдельное счастье каждого из нас, заставляет подумать о Самом Важном.
Примечательно, что в этом фильме нет ни одной разыгранной сценки — картина показывает жизнь такой, какой она была в момент съемки. Нет разученных реплик, нет постановки — здесь просто жизнь — настоящая и светлая.
Вообще сам фильм очень светлый и отнюдь не лишён доброго юмора. Монахи здесь — это добрые друзья, которые своим примером, своей жизнью помогают не забыть о Главном.
В общем, это то кино, которое действительно нужно показывать всем! Поэтому настоятельно рекомендую к просмотру! Вы не потратите ни одной минуты напрасно.
5 апреля 2021
Я проплакала почти весь фильм. Едва ли не с первых минут проступили слёзы, а дальше… «Если бы у меня была флейта…» и я начинаю уже рыдать, стараясь всхлипывать беззвучно, чтобы не мешать зрителям вокруг меня.
…Что это было? Я не знаю. Знаю лишь то, что не надо бы ничего говорить… Оправдываю своё говорение только тем, что кто-нибудь, хотя бы один человек, прочитав это, пойдёт в кинотеатр. И только в кинотеатр, это нужно смотреть на большом экране, с людьми, разными, незнакомыми…
…К местам прямо передо мной идёт пара — мужчина несёт большой стакан колы и ведро попкорна. Слева от меня, уже после того, как вывели свет из зала, садится мужчина, который долго копается в телефоне, экран светит очень ярко, фильм только что начался, как и мой гнев. Первые кадры и слова старца, произносимые на греческом языке, заставляют меня, обращённую влево, начать смотреть вперёд, чтобы прочесть титры на экране. Проходит несколько секунд… Мой гнев… где мой гнев? Тут же гаснет экран мобильного слева. Ещё через несколько секунд я уже чувствую, как проступают слёзы. До конца фильма мужчина будет сидеть, будто не шелохнувшись. Я так и не услышу ни одного хруста попкорна от сидящих впереди, ни одного потягивания колы из трубочки… Ни шептания, ни возни во всём полном зале. Все мы станем будто чем-то единым, чем-то… целым…
Я не видела прежде ничего подобного. Почему я так это переживаю? Потому что этот документальный фильм, словно художественный? Потому что про меня? … И да, и нет, но всё это не то…
…
Зависла перед компьютером на несколько минут, и наконец поняла поче… Я забыла. Забыла то, что только что почувствовала как ответ на вопрос «Почему?»
…
Да что же это!?
…
Вспомнила.
Потому что УВИДЕЛА веру. Живую. Увидела её ЗНАЧЕНИЕ для кого-то другого. Соотнесла со своими ощущениями, подтверждения которым до этого момента находила лишь украдкой, вспышками. А сейчас будто сама Правда предстала предо мной во всей полноте. Через веру человека, через поистине живую душу старца (о! сколько в нём жизни!) я узрела то, что во мне всегда было, то, что ЕДИНСТВЕННО имеет значение. Я поверила в свою веру, как бы странно это ни звучало. Я поняла, что моя вера всё это время чем-то заслонялась, загромождалась, затмевалась. Я то видела её, то нет, поэтому и думала, что она то есть, то её нет, а вера — ВСЕГДА. Сейчас я даже поняла отчего случилась та вспышка забытья. Я искала ответ на вопрос «Почему?», а подобные вопросы всегда ожидают ответа извне, а значит никуда не годятся. Важен только тот вопрос, ответ на который внутри. Вот он: «Кто я?» Потому знание внутри меня (а оно и есть вера), то самое Знание, которого я по-настоящему жажду, отреагировало кратковременной чёрной вспышкой беспамятства на ненужный вопрос.
Мне наконец-то открылись слова Достоевского об истине и Христе, много лет казавшиеся странными, загадочными, непостижимыми:
«нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной.»
…
Кто-то написал, что во время просмотра картины чувствовал себя пересохшей землёй, на которую льют воду. Это хорошо. Проплакав почти весь фильм, уже в самом его конце почувствовала, как во мне словно что-то мягко сияет… И это сияние усиливалось, и так хотелось чувствовать его нарастающее тепл… Свет в зале. Белый экран.
…В сомнамбулическом состоянии выхожу в холл кинотеатра… Почему здесь по-прежнему этот торговый центр? Разве ТЕПЕРЬ может всё оставаться как раньше? Разве я могу оставаться прежней? Не спать! Быть живой! Бодрствовать! Сохранять живую душу! …«Зайдём в оптику?» Неужели я произнесла этот странный вопрос, зачем? Неужели я зачем-то иду в обувной магазин «посмотреть»? И почему кто-то просит меня надеть маску… нельзя больше… уже нельзя… никаких масок… не скрыться ни за какими масками.
Так что же это? Среди необъятного мира вопросов, как солнце над равниной моря, медленно и величественно поднимается один, единственный:
«ГДЕ ТЫ, АДАМ?»
3 апреля 2021
Я много слышала об Афоне! Много читала, много смотрела видео! Много рассказывали знакомые, побывавшие на Афоне. Но Афон велик! На святой горе порядка 20 монастырей. Русские православные паломники как правило посещают русский монастырь Св. влкмч. Пантелиймона!!! Показывали фото, сделанные там!
И вот… «Где, ты Адам?» Монастырь Дохиар! Ничего ранее не слышала!
Я во первых хочу поблагодарить протодиакона Олександра Плиску, за его моментальную отзывчивость, за его чуткость, уважение к нам, с легкостью идет на контакт и отвечает с удовольствием на все интересующие вопросы!
Я пропустила показ фильма осенью в моем городе, батюшка снова попросил кинотеатр поставить его показ.
И вот, я стала ждать с нетерпением день показа. Информации и отзывов на момент показа я набралась уже море.
Я на показе. Я скажу одно, мы забываем о Душе своей. Мы не думаем о ней и не заботимся о ней до тех пор. пока она не болит. А знаете чем лечится душа и от чего она расцветает — от блаженства. А фильм то об этом!!! Ну где же ты Адам, ну где же ты моя заблудшая душа?? Я жду тебя с великой радостью, только ты иди ко мне! Ну хотя бы начни делать в день по парочке шажочков, и так прибавляй каждый день, и не останавливайся, а только иди!! Я жду тебя! Я не перестану ждать тебя! Твой Бог!! Этот фильм нужно обязательно смотреть. Я думала, почему люди идут его смотреть по нескольку раз??? И ответ я поняла посмотрев его сама! Им не возможно насытиться! Им не возможно напиться (фильмом)!!! ЕГО ОООЧЕНЬ МАЛООО!!! Его бы смотреть 5 часов подряд, и поверьте… как 5 минут. Настолько увлекает! Настолько завораживает! Настолько впечатляет!!! Во время просмотра не было в голове ни одной мысли, ни каких дум. Душе на столько было умиротворительно от увиденного! СМОТРИТЕ НЕ ПРЕМЕННО!!! ИДИТЕ к БОГУ ЛЮДИ!!! Ведь он зовет нас: ну где же ты, мой дорогой АДАМ!!!
28 марта 2021
Посмотрела фильм 14 марта «Где ты, Адам?» Фильм Александра Запорощенко и Александра Плиски. Фильм заставляет думать. Дождь это слёзы монахов, которые очищают душу. Тяжёлый и изнуряющий труд, в котором прибывают монахи, а порой невыносимо тяжёлый, не даёт праздных помыслов, но тут же и Благодать Божья подкрепляющая и укрепляющая! Повиновение настоятелю во всём делает монаха настоящим монахом, который отверг все свои страсти, желания, не творить волю свою. Настоятель Дохиар Геронда Григорий — душа монастыря. У Игумена Григория за каждого человека и животное болит душа! В момент подстрига монаха слёзы радости Игумина за вновь подстригаемого монаха и слёзы за то, что будет ли он настоящим монахом, меня заставили рыдать. Мы как бы заглянули, стоя за зановеской, в тайну пострига и увидели переживания отца за сына!
Конечно фильм очень глубокий. Красивая природа Афона: горы, облака, деревья. Наша вера в Бога должна быть чистой, без примесей. А какая зима, сколько снега! «Окрапишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее.»
Меня удивило количество животных в Дохиар, они также трудатся и у них есть работа.
Для меня фильм резко закончился… И оставил в сердце тепло, да именно теплоту сердечную. Благодарю, жду продолжения!!!
17 марта 2021
Фильм «Где ты, Адам?» для каждого из нас, не зависимо от возраста и вероисповедания, и не оставит равнодушным ваше сердце.
Этот уникальный в своём роде фильм, каждый человек воспринимает по своему, каждый увидит в нём что-то своё, близкое только ему, потому что фильм «разворачивается» на территории его сердца, а у каждого человека оно своё, и наполнено по разному.
Фильм без слов, и этим он особенно уникален. Автор подарил каждому из нас возможность увидеть и понять своё, видимое только его сердцу и его чувствам.
С самых первых минут, с первых кадров вы погружаетесь в мир душевного спокойствия и покоя, так не привычный для нас, вечно куда-то спешащих, бегущих в каждодневной суете забот, хлопот и вечных проблем. Этот фильм полностью погружает человека внутрь своего сердца и раскрывает всё то, что много лет томилось в ожидании ответов. Невероятное ощущение наполненности души и сердца. Фильм открывает всё то, что нельзя увидеть, услышать и потрогать, а можно только почувствовать. Ощущение, что твоё израненное сердце, кто-то взял в свои тёплые руки и оно с благодарностью стало биться чаще. Ощущение, что ты много лет бродила по пустыни, и вдруг ты видишь райский уголок с водоёмами с кристально-чистой водой, красивыми певчими птицами, ласковыми животными и тебя здесь ждали много-много лет, и вот ты пришла, точнее приползла, как израненная собака, и столько радости у создателя этого райского уголка, что кажется ей можно согреть весь мир. Это тепло души и радость на сердце не описать словами — это нужно прочувствовать.
Фильм переносит человека в мир любви и благодати, в мир, где не смотрят на время, в мир, где рождается Истина. В сочетании с превосходным музыкальным сопровождением и живописной природой во всей её красоте и могуществе вы по невидимой нити переноситесь в святое место, на святую гору Афон, куда тысячи лет не ступала нога женщины. Это подарок судьбы, это настоящее чудо не просто увидеть своими глазами картинку, а в реальности там побывать.
После просмотра фильма, в зале включают свет, но люди молча сидят и не расходятся, никто не осознаёт сразу, что они снова в реальной жизни, снова в мирской суете. Хочется еще, хотя бы на несколько минут вернуться туда, на Афон, подышать этим настоящим воздухом, без которого дышать трудно, без которого жить тяжело… Хочется крикнуть тому, который тебя держит за руку во время фильма, не отпускай моей руки, держи меня пожалуйста, мне без тебя так трудно… Я пишу, и слёзы сами катятся из глаз…
Родные мои люди, посмотрите фильм «Где ты, Адам», он не оставит никого равнодушным, он изменит вашу жизнь, он проникнет в ваше сердце и ответит на все ваши вопросы. Ваша душа наполнится всем самым светлым, добрым и искренним, что только бывает в этом мире.
Вы прикоснетесь к святым местам, к святым людям к святости во всей её полноте. Это редкая возможность, которую нам подарили от чистого сердца создатели этого фильма.
Выберите время и сходите в кинотеатр на этот фильм, потом это будет для вас самое приятное время воспоминаний.
Я смотрела фильм дважды, собираюсь идти 3-й раз. Каждый раз при просмотре фильм открывается по-новому. Если есть возможность у создателей продлить время показов в кинозалах, т. к. дома за компьютером смотреть этот фильм просто «недостойно».
8 марта 2021
Очень символичным показался мне образ наполовину парализованной собаки в самом начале фильма. Завидев настоятеля монастыря, она поползла за ним, жалобно скуля. Подумалось, как часто бывает, что и мы поступаем похоже, думаем, что готовы проследовать за Христом, как только увидим Его в нашем тварном мире. Но немощи наши, парализующие наше духовное возрастание, не дают быть со Христом рядом. И этот извечный вопрос: Где ты, Адам? На каком отрезке пути твоего личного покаяния?
Меня потрясли потоки дождевой воды по булыжной мостовой монастыря, казалось, он смывает быстро и навсегда всю грязь, накопившуюся за долгие годы бытия без дождя. Вспомнился нескончаемый дождь из Ветхого завета и Ноев ковчег. Где я? В Ковчеге или в бездне горной?
И еще много образов и духовных смыслов открываются, когда смотришь фильм и потом, когда его вспоминаешь.
Знаете, этот фильм надо пересматривать и желательно не один раз. Он будет раскрываться вам больше и больше, как заваренный в кипятке чайный цветок.
Я люблю такие фильмы. Когда смотришь одновременно и на экран, и внутрь себя.
25 февраля 2021
Афон для женщин — это место недоступное, но благодаря фильму «Где ты, Адам?», мне удалось заглянуть туда и увидеть жизнь монастыря.
Запомнилась красивая природа, кипарисы как в Крыму, море, красивое и тревожное.
Я очень люблю животных, а в монастыре нашли себе место и пес с больными задними лапами, и кошки, которых очень много.
Сам игумен, добрый и мудрый, советы которого пригодятся не только монаху.
Например, что не надо бояться презрения от людей, плохо быть эгоистом, и что Воскресение — это ключевое событие в нашей вере!
Монахи одеты бедно и скромно, а еда в трапезной простая и видимо очень вкусная!
Фильм отвлекает от столичной гламурной жизни.
Пока я ждала просмотра и сидела в зале Дома журналистов, в зале шел показ какого-то западного фильма. И до меня доносились страшные крики и жутковатая музыка.
Поэтому фильм «Где ты, Адам?» — это еще одна капля добра на весы мироздания.
23 февраля 2021
«Где ты, Адам?» — этот вопрос обращен к каждому, кто смотрит этот фильм.
Я равнодушна к документальным фильмам.
И к Афону.
И не «болею» греческим благочестием.
Однако, сегодня меня пригласили посмотреть этот фильм…
Можно много слов сказать в похвалу и восхищение, но я считаю, что высшей наградой авторам этого фильма было сегодняшнее молчание тишины в зале, когда фильм закончился.
Если твой труд вызывает бурю оваций, ты насытил душевность человеческую. Но молчание вселенской тишины в ответ означает, что ты дал возможность духу каждого прикоснуться к Вечности.
Я услышала этот зов Творца: Где ты, чадо?
Спешите посмотреть именно на большом экране, с хорошим звуком, пока идёт премьера.
Это того стоит!
И это не реклама, а совет.
21 февраля 2021
С превых же минут фильм погружает зрителя в тот самый горний мир, где люди отреклись от нашего мира и живут до конца своих земных дней ради Господа Бога.
Монашеская семья, гости паломники, красивейшие службы и песнопения, трудовае будни, размышления о Боге с нами.
Как- будто мы сидим совсем рядом и слушаем, никакого слова за кадром.
Очень гармонично с некоторыми видео фрагментами срослась современная и проникновенная музыка.
Много очень откровенных размышлений.
Даже не верится, что нас пустили вот так открыто и просто в этот закрытый мир, где действительно люди встретились с Богом. Хочется еще раз фильм посмотреть. Он действительно заставил заглянуть и в свою собственную душу,
21 февраля 2021
Фильм «Где ты, Адам?», на мой взгляд, уникальный. Я никогда не видел, чтобы монашескую жизнь показывали так честно и подробно. Со слов Александра Плиски, фильм снят без съёмочной группы как таковой, и думаю, без использования профессиональной кинокамеры. К тому же, фильм создавался за счет пожертвований. То, что удалось снять такой захватывающий и, одновременно, успокаивающий фильм без больших денег, делает его создателям честь. Отдельно хочется отметить работу оператора. В самые ответственные моменты ему удавалось занимать действительно выгодную позицию для съемки, несмотря на то, что съемка не постановочная.
Пожалуй, человеческий язык не приспособлен к тому, чтобы описать ту блаженную простоту, которую источают монахи. Нужно просто посмотреть и почувствовать. Думаю, всех нас тяготит некая усложненность: на работе, в быту, в отношениях. Глядя на монахов хочется быть проще, и веришь, что так будешь чувствовать себя счастливее.
После просмотра не возникло желания уехать жить в монастырь. Наоборот, захотелось стать лучше в миру. Свет монахам — ангелы, свет нам — монахи.
Большое спасибо создателям за такой приятный глазу и сердцу фильм.
19 февраля 2021
Удивительный, ни на что не похожий фильм. А посмотрела я немало.
С первых кадров вы погружаетесь в совершенно иной мир, параллельный нашему, привычному, суетливому, жесткому, стремительному. Нам зачастую некогда остановиться, оглядеться, задуматься, насладиться красотой окружающего мира, поговорить с ближним. Заглянуть в себя, получить ответы на вопросы, давно не дающие покоя.
И вот, вы приходите в кинотеатр, устраиваетесь в кресле, свет гаснет… И с первого кадра окунаетесь в мир монастыря Дохиар, что на Святой горе Афон. Будьте готовы к тому, что отвлекаться нельзя. Здесь каждый кадр важен, здесь каждое слово субтитров несет глубокий смысл — не пропустите ничего. И если вы правильно настроитесь, то вскоре не заметите, как перенесетесь на Афон, и уже не будет ни зрительного зала, ни людей, сидящих рядом — откроется дверь, и вы шагнете туда, и уже ни за что не захотите вернуться обратно — до самого конца фильма. И когда свет зажжется, вы не сразу поймете, где вы, и будет непросто подняться, и не захочется никуда идти — только обратно, туда, в Дохиар…
Этот фильм о многом. О монастырской жизни, о людях, молящихся за весь мир, отдающих себя без остатка друг другу, своему дому, своей вере и Господу. О их необыкновенном игумене, мудром старце отце Григории, об ошибках, о боли, об ответственности и о любви. Каждый найдет здесь что-то свое, никто не уйдет разочарованным. Некоторые не смогут сдержать слез.
Этот фильм — результат прожитых лет в монастыре его создателей — автора идеи и продюсера отца Александра Плиски и талантливейшего режиссера-оператора-монтажера Александра Запорощенко. Они разделяли с монахами монастыря, с герондой Григорием труды, молитвы, радости и печали, праздники и будни. Они стали своими, родными, они полюбили этих людей, которые на долгое время были их семьей, и этот дом. И с глубокой любовью сняли об этом фильм, чтобы мы с вами увидели, почувствовали, поняли, и тоже прониклись этой любовью.
Кроме того, это память о старце Григории, которого уже нет в этом мире, отце монастыря, его откровения проникают в саму душу.
Этот фильм глубоко затрагивает душу и разум, будит от спячки, там есть пронзительные моменты, есть красоты, от которых дух захватывает. Кто никогда не был на Афоне, будет впечатлен его мощной красотой, в которой явственно виден Творец. Режиссеру Александру Запорощенко особые аплодисменты. Он истинный художник — найти такие потрясающие кадры, снять так, чтобы каждый зритель не мог оторваться, собрать все в единую историю — поверьте, не каждому удается.
А музыка в фильме… Музыка потрясающе органично сопровождает всю эту историю, она великолепна! Это еще одно достижение создателей. Здесь все собрано и гармонично — визуальная составляющая, звуковая, смысловая, духовная… Там есть момент, когда монах играет на пианино. Как он играет! Этот человек в миру мог достичь много на музыкальном поприще, но у него другой путь…
Сложно говорить о фильме, который невозможно пересказать. Его можно только увидеть лично, лично сопереживать и лично вынести из него свои впечатления. И смотреть его надо только на большом экране. Это несомненно, поскольку его визуальная сторона не менее мощная, чем смысловая, и дома вы утратите часть сильнейших эмоций и остроту восприятия.
19 февраля 2021
Документальный фильм открывает зрителю обычно закрытую для мирян дверь — дверь в мужской монастырь. Древний монастырь Дохиар на западном побережье горы Афон в Эгейском море, отданного в исключительное пользование монахам восточного христианства.
Молитвы, и постоянный труд, физический и душевный, физический и душевный, в единении с природой. Эдакая мозаика монастырской жизни, моменты, где они плачут и смеются, молятся и молчат, подшучивают и играют музыку, трудятся в поте лица и принимают пищу, кормят котиков и собирают оливу… С вплетенными откровениями некоторых монахов, игуменов и главного старца монастыря, до последнего вдоха пребывавшего в трудах и молитвах.
Фильм — погружение, фильм-путешествие на гору Афон, в монастырь. Фильм-откровение, фильм-мозаика, фильм-медитация. Мне кажется, так никто не снимал это место.
Почему стоит его смотреть? Каждый найдет там что-то для себя. И не важно, какие отношения у вас с верой, с Богом, с религией. В любом случае, если вы придете на этот фильм, значит вам это надо, или вы просто о нём и не услышите, пройдете мимо. И ещё. Он очень настоящий.
Смотрела на одном дыхании. Точно, пересмотрю. Какие-то вещи хотелось перемотать прямо там…
30 декабря 2020
Афон занимает особое место в моем сердце, много читала о нем, о монахах, об их подвигах, но кроме пары фотографий в интернете и книгах, не видела его… Да и вживую (даже теоретически) не получится посмотреть, ведь женщинам вход на Афон закрыт. Поэтому это просто чудо — иметь возможность заглянуть в сокрытую от мира жизнь афонского монастыря Дохиар… Слова Геронды Григория, игумена монастыря, запали глубоко в душу… С какой болью и любовью он рассуждает о жизни в монастыре, о Покаянии и Воскресении… Это призыв к каждому из нас, призыв задуматься над своей жизнью, над ее смыслом…
Быт монахов тоже очень интересен, тяжёлая работа, молитва, ночные службы в храме, при этом любовь к Богу и ближним, надежда и вера, и находятся силы дальше нести крест…
Впервые увидела, как собирают оливки.
Ну и природа, монастырь, без сомнений, очень красивые… Море, небо, деревья, благолепие храма, с эстетической точки зрения конечно было приятно смотреть фильм. Но это все второстепенное в моем понимании. Главное, думаю, это то, что ты вынес после этого фильма. Решил ли пересмотреть что-то в своей жизни, склонил ли весы своего сердца в сторону добра — преодоления себя, мелочных житейских невзгод…
Сейчас очень мало таких фильмов, это правда, это не ширпотреб, не масс маркет, как говорится. Это достойный, красивый и очень глубокий фильм. Очень рада, что посмотрела, домой вернулась в задумчивости, пища для размышлений богатая.
Спасибо за фильм, никогда в кинотеатре не смотрела ничего подобного.
6 декабря 2020
Нисколько не совру, сказав что никогда прежде я не видел настолько впечатляющего документального фильма на подобную тематику. Просмотр вызвал у меня искренний восторг, я до сих пор не могу подобрать слов для описания в полной мере эмоций, полученных мною в кинотеатре. Ни один зритель, включая меня, не проронил ни слова покидая зал — настолько крепко каждый из нас был вовлечён в повествование и, в хорошем смысле, потрясён увиденным и услышанным. Под «увиденным» я подразумеваю, в первую очередь, ту неописуемую атмосферу самоотречения, физических и духовных усилий, которые ежедневно прилагают монахи Дохиара для спасения души каждого из людей. Этот фильм в корне изменил моё представление о человеческой и монашеской сути. Никогда прежде не задумывался я о том, что даже самые святые из людей — тоже люди. Так же как и мы они каждый день вступают в борьбу со своими страстями, искушениями и слабостями. Даже перманентное пребывание в монастыре и молитвы не дают гарантию очищения души, и я поражён тому, как эти люди преданы вере, отданы долгу, и ставят духовное превыше телесного, самозабвенно переступая пределы человеческих возможностей.
Особенно ощущаем контраст между насельниками монастыря и мирянами в восхитительной сцене, которая заставила меня затаить дыхание до самого своего окончания, где настоятель монастыря принимает в монахи человека, который осознанно отрекается от всего мирского во имя самоотверженного служения Господу. Это действительно неописуемо. Как сам процесс, показанный в фильме, так и эмоции испытанные людьми в зрительном зале. Теперь о «услышанном». Невероятной красоты музыкальное сопровождение и византийский распев, гармонично сочетающийся с монашескими рассуждениями о мире, историями о чудесах, и мыслями настолько точными и неочевидными, что мне, близкому к христианству человеку, было что обдумать и узнать.
3 декабря 2020
Спасибо Авторам фильма за возможность немного прикоснуться к непостижимому для простых людей миру Афонских монахов. Фильм, как магнит, просто притягивает внимание. Невероятно потрясающий фильм. Я был на Афоне 2 раза и видел его только глазами паломника. А Вы в фильме нам показали совсем другую сторону жизни, которую мы вряд ли увидели там. Как будто я сам нахожусь рядом с монахами, с игуменом Григорием, и слушаю все их разговоры. Иногда складывалось ощущение, что субтитры с переводом на русский были не нужны. Настолько глубоки и понятны слова архимандрита Григория, настолько искренни его эмоции, особенно, когда он принимал в своё монашеское братство нового монаха, что вся эта энергетика через экран проникала в душу. И даже когда шли титры, фильм не отпускал. Все, кто находился в зале, сидели на своих местах, пока не включился свет. Я в восторге!!! Пока этот фильм показывают в кинотеатрах России, спешите, не упустите возможность испытать такие же эмоции!
16 ноября 2020
Я, как и большая часть современной молодежи, не религиозна. Не от слова «совсем», конечно, — с детства так или иначе Религия и Церковь присутствовали в моей жизни — одна бабушка была старообрядкой, другая баптисткой. Благодаря им мне удалось взглянуть на Христианство с двух таких разных сторон и понять, что для всех Бог может быть разным. Кто-то приходит к нему ради искупления уже совершенных грехов, кто-то — пытаясь не сотворить новых. Кто-то ждет Чуда в этой жизни, а кто-то Воскресения в следующей. Вера для многих становится единственным спасением в этом многогранном непостижимом Мире, а для некоторых и всем Миром.
Так Святая гора Афон более тысячи лет назад стала Миром уединения, а в последствии и своеобразным центром сосредоточения для православного монашества.
Картина «Где ты, Адам?» — это уникальный фильм-эссе о Повседневной жизни и Вечных заботах мужского монастыря Дохиар, смиренно лежащего у подножия Афона.
Но это не только кино (где-то исключительно документальное, где-то великолепно живописное, а где-то таинственно сакральное), это настоящая исповедь, произнести и услышать которую может лишь тот, чья скорбь рассеялась.
15 ноября 2020
Умереть и воскреснуть за 80 минут
Вам случалось выходить из кинотеатра в состоянии лёгкого культурного потрясения? Когда фильм так хорош, что не можешь подобрать слов? Со мной такое случилось вчера.
Я посмотрела документальный фильм «Где ты, Адам?» — про жизнь настоятеля мужского монастыря. Догадываюсь, что вы сейчас подумали: тоска, прям «Слово Пастыря». Нет. Он даже близко не похож на ту скучную документалистику, что крутят по федеральным каналам.
Первое, что трогает за душу — картинка. Снято так, что BBC отдыхает. Такое ощущение, что тебя телепортировали из зала прямо туда, на гору Афон. И это не оператор ходит по территории монастыря, а ты сам.
Второе — в фильме нет морализаторства. Зрителя не учат жизни, не пугают Страшным Судом, не тянут насильно в христианство.
И третье — во время просмотра невольно задумываешься о своей жизни. Расставляешь все черепки и коробочки по полочкам. Расхламляешь «антресоли». Те, что в голове.
О чем этот фильм?
- О том, как претерпеть страдание.
- О ценностях.
- О смысле жизни.
- О тяжёлом труде. Духовном и физическом.
- О терпении и сострадании.
Посмотрите. Неважно, верующий вы или атеист, ходите в церковь или в ночной клуб, любите боевики или комедии. За эти 80 минут вы обязательно найдёте ответ на самый больной вопрос.
P.S. Уже купила билет на второй просмотр.
15 ноября 2020
Очень жаль, что так мало отзывов на Кинопоиске, таким сокровищем надо делиться со всеми и каждый отзыв очень важен, для тех кто еще его не видел!
Это больше чем фильм, он проникает в душу каждого, оставляя после себя теплый след. Дает возможность говорить Вашему сердцу и отвечает на многие вопросы. Окутывает любовью и тишиной. Передает духовную атмосферу, возможность соприкоснуться с этим особым миром, оставляя после просмотра мир в душе.
Фильм посвящен игумену афонского монастыря Дохиар старцу Григорию (Зумису) и доносит до зрителей откровенные признания подвижника, сделанные в последние дни его жизни на фоне монастырских будней, которые все молитва и труд. Но есть в фильме и дополнительный план. Сцена за сценой, этот план постепенно становится основным, передним, крупным — и главным во всех смыслах, как и вопрос, вынесенный в название фильма. Зритель чувствует, как обнажается его истинная суть, ощущает красоту своей первоначальной, неповрежденной природы. Бытие предстает во всей своей полноте, в который был, есть и будет — Рай. И когда в финале звучит тот самый вопрос — «Где ты, Адам?» — зритель воспринимает его как обращенный к нему лично и не может уклониться от поиска ответа. Это фильм о каждом человеке, который его смотрит.
14 ноября 2020
Удивительно, что мой отзыв здесь первый, ведь фильм не оставляет равнодушными и именно положительные впечатления людей, посмотревших этот фильм, привели меня в кинотеатр.
Огромная благодарность создателям этого фильма за то, что позволили заглянуть за неприступные стены монастыря Дохиар на Афоне. И узнать, чем же так привлекательна жизнь без всех тех «благ» современного мирского человека.
Оказывается, съемки в монастыре в принципе запрещены, поэтому появление данной картины можно считать не меньше, чем чудом!
В фильме нет ни одного постановочного кадра, только реальная жизнь насельников монастыря во главе с удивительным старцем Григорием, с захватывающими видами природы полуострова.
Но этот фильм намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Он прежде всего о нас и для нас. Увиденное стоит осмысления и размышления о себе, о своем месте в этой жизни.
«Где ты, Адам?» будет понятен каждому независимо от его жизненных взглядов и религиозной принадлежности.
Отдельно хочу отметить очень красивое музыкальное сопровождение картины!
Пусть таких фильмов будет больше!
13 ноября 2020