Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.9 |
IMDb | 8.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Великая война |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Анна Граждан, Валерий Бабич |
сценаристы: | Артём Драбкин, Алексей Исаев |
продюсеры: | Валерий Бабич, Влад Ряшин, Константин Эрнст |
видеооператор: | Дмитрий Киптилый |
композитор: | Борис Кукоба |
жанры: | документальный, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 мая 2010 г. |
на DVD: | 13 апреля 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 50 мин |
С одной стороны хорошо что существуют такие документальные фильмы о ВОВ. В них есть краткий ликбез основных событий. Для первоначального знакомства с темой это нормально.
С другой стороны тут много умолчаний, недосказанности, глупости, откровенной лжи (сознательна она или авторы просто заблуждаются) и т. д.
Минусы:
1) Внимательный зритель обратит внимание на то, что авторы упорно намекают что у РККА было больше всего. Больше техники, больше танков, больше пушек и т. д. Но если разобраться в теме и немного почитать нужной литературы, то не всё так однозначно как кажется на первый взгляд.
Оказывается что основное количество танков РККА были либо лёгкие танки с противопульной бронёй (вроде серии БТ, или т-26 и т. д.), либо неповоротливые и огромные танки (вроде т-35). Можно было бы сказать что во всём виноваты люди вроде Тухачевского (хотя это будет почти правда), но не только в Тухачевском было дело.
Короче всем этим «добром» воевать было сложно, особенно учитывая с кем приходилось воевать.
В некоторых рецензиях (и не только в рецензиях) я слышал объяснение что в СССР были наступательные танки, поэтому они были такие шустрые и слабозащищённые. Не стоит воспринимать такую критику серьёзно.
2) Ну опять рассказы что Сталин всё проспал, а вот если бы нажали «красные кнопки» (как любит говорить А. Исаев), то мы бы им показали. Ну не факт, потому что была операция «Марс», в которой Жуков (и не только он) не особо что-то показал, хотя сил и средств у него хватало.
3) Про эвакуацию промышленности буквально несколько штрихов и то вскользь. По мнению профессиональных историков (в том числе Исаева) — всё это была чистая импровизация. Ну как спорить с такой позицией? Завидую людям которые так в чём-то уверены.
4) Про директиву от 18 июня 1941 года тоже не сказано.
5) Про то, почему наша артиллерия была слепая и била по площадям, а немецкая била по целям тоже не особо рассказано.
6) Рассказы про то что у немцев на 22 июня 1941 года было всего 4000 танков забавно слушать. А куда же делись все французские танки интересно (и не только они)?
Короче минусов ещё можно много перечислять.
Плюсы:
Хороший ликбез для школьников и для людей которые вообще ничего не знают о ВОВ.
15 июня 2021
Великая война — документальный, исторический сериал о второй мировой. При оценке такого рода творчества важно быть объективным, накидывать баллы за патриотизм не буду и вам не советую.
Посмотрел в 26 лет и был сильно удивлён простотой рассказа. За спиной 9 лет школы, 2 средних и высшее образование, но все мои познания о второй мировой можно было уместить в 5 предложений, стыдно. Однако, спустя всего 15 часов появилась чёткая картина происходившего! Почему система образования за столько лет не смогла мне дать ничего, а вечер у телевизора сделал меня умнее, в истории, в десятки раз? Рекомендую данное произведение тем у кого проблемы с историей.
Так же Великая война на редкость интересный сериал, голос повествования просто затягивает вас в происходящее. Не наигранные эмоции диктора. Графики и картинки, объясняющие всё на пальцах. Ни одного слова, не по делу. Полное погружение в атмосферу тех лет. Ещё стоит отметить саундтрек, он просто идеален. Не раз будут пробегать мурашки по коже. Конец первой серии хочется пересматривать из раза в раз.
Некоторые люди критикуют сериал за наличие исторических неточностей, но даже у историков, работающих с официальными документами, бывают разные взгляды. Поражает непредвзятость авторов, нет такого, что мы такие хорошие, а они плохие. Немного расстраивает, что о союзниках, кроме пары предложений о Ленд-лизе, ничего и не сказали. Да и ладно, у них есть мини-сериал «Братья по оружию», так что все довольны.
Итог: один из лучших русских фильмов о второй мировой. Проблемы с историей или просто хотите незабываемо провести время? Тогда вы нашли, то что искали!
P.S. Надеюсь второго сезона не будет никогда!
10 из 10
14 августа 2019
Историческая реконструкция с элементами компьютерной графики. Очередной, и мой самый любимый проект именитой студии «Бабич дизайн», который я пересматривал просто бессчетное число раз, и буду пересматривать, ибо сериал того достоин. Если хотите мнения в нескольких словах, то это будут великолепное и эпическое зрелище. Из минусов я могу только отметить некоторые технические ошибки, как например использование не тех фотографий, и косяки трехмерной графики в некоторых сценах, но они незначительны. Остановимся на плюсах данного документального сериала и поймем, почему его стоит посмотреть каждому, я повторюсь КАЖДОМУ.
Итак, вот они:
1. Подробная хронология — сериал охватывает полностью всю весь период Великой Отечественной войны, начиная от вторжения вермахта 22 июня 1941 года и до полной капитуляции Германии 9 мая 1945 года, тут даже уделили время советско — японской войне 1945 года. Посмотрев в первый раз, и пересмотрев уже бессчетное количество раз я, простите за эти слова — как будто побывал на этой страшной и кровавой войне, я прочувствовал каждую битву, каждое мгновение, каждый ее залп. Этими словами я хотел отметить отличную глубину погружения зрителя в происходящие события. Смотрел много похожих документалок на эту тему, но они и в подметки этому проекту не годятся, ибо сделано это все русскими людьми, сыновьями и внуками победителей фашизма.
2. Кадры хроники — многих я просто не видел, до этого сериала. Создатели очень грамотно подбирали их, разбавляя ими графику и постановочные сцены. Более того, создатели провернули с этими кадрами очень интересный прием, который прост и гениален одновременно. Такого приема больше ни в одной документалке не видел.
3. Наглядность — сочетание хроники, постановочных сцен и графики создали такой густой густой коктейль, который затягивает и одновременно пленяет своим повествованием. Карты и справки позволяют представить и прочувствовать на себе весь драматизм Великой войны, и понять мотивы поступков тех или иных людей.
4. Драматизм — страшная правда войны предстает в полной мере, ибо сериал делает на этом акцент, ибо рассказывает и показывает чудовищные преступления немцев на территории Советского Союза, не стесняясь называть виновных, ибо участвовали в этом отнюдь не только немцы, но и украинские националисты (бандеровцы), белорусские, прибалтийские, кавказские и, к сожалению, и русские националисты, вставшие на путь предательства. А как же отлично передан драматизм первых месяцев войны, когда Красная армия была практически разбита, и едва не взята Москва. И так на протяжении каждой серии, ибо рассмотрена каждая крупная битва.
5. Забытые сражения — в сериале так же идет речь о тех сражениях, о которых раньше практически не упоминали в учебниках истории, такие как битва за Ржев, и еще многие, которые были незаслуженно забыты.
6. Развеивание мифов — так же в сериале, по хронологии к описываемой битве, если о ней возник миф, то его развеивают, приводя веские доказательства, что радует, ибо война рассмотрена и объективно и патриотично одновременно, что редкое сочетание.
7. Личный аспект — мой дед — участник Сталинградской битвы, причем он воевал летом 1942 года к югу от города, сдерживая танки генерала Гота, и он, вместе с боевыми друзьями десантниками, смог их остановить, правда получил три ранения, в глаз, в руки, и в ногу и все в правую сторону, после госпиталя вернулся на фронт и в составе 1-Украинского фронта освобождал Украину, и дошел до Восточной Пруссии. Теперь понятно, почему я люблю этот сериал? Создателям низкий поклон, а сам сериал — это памятник всем ветеранам Великой войны, в том числе и моему дедушке.
В итоге имеем просто шедевральный документальный сериал с элементами компьютерной графики, который показывает весь период Великой Отечественной войны, весь драматизм, и является настоящим памятником ветеранам.
10 из 10
2 октября 2018
…Семь лет прошло с премьеры этого уникального документально-художественного сериала о Великой Отечественной войне на «Общественном Российском Телевидении» (ОРТ). Его «хозяин» Константин Эрнст значится среди продюсеров. Создана «Великая война» по заказу того же ОРТ известной и уважаемой «сериальной» студией-компанией «Star Media», прежде украинской, а ныне… (подробной информацией не располагаю). Так вот, констатирую факт: за все эти годы лучшего, чем наш, аналогичного сериала о ВОВ ни создано, ни показано не было!!! Хочу сказать спасибо ТВ-каналу «Че»: накануне Дня Победы образца 2017-го года он полностью показал этот сериал! А я, ранее его не смотревший, в промежутках между работой в нашей «бытовке», как и другие работники нашей базы ухватывал его части (потом, конечно, просмотрел всё онлайн и подробно!) и поражался прежде всего масштабу сообщённой нам, зрителям, информации, которой мы прежде не владели! Особо ценно, что в сериале «Великая война» очень тонко, деликатно развенчиваются многочисленные мифы о ВОВ и её операциях Красной Армии, даются вразумительные, военно-политические их обоснования. Но всё подчёркнуто объективно: да, там-то был провал, и вот почему! Правда!
…Я поставил сериалу оценку 9 из 10. По большому счёту, авансом. Поскольку у меня, да, вероятно, не только у меня, к «Великой войне» есть существенные претензии. Например, сериал позиционировался как рассказ о крупнейших битвах Великой Отечественной войны. В своём большинстве это так и есть (Киев, Ржев, Севастополь, Москва, Сталинград и т. д.). Но почему-то ни слова, я уже не говорю, серии, не было уделено Брестской крепости, а в серии, повествующей про Курскую Дугу опять же Ни Слова нет о величайшем танковом сражении под Прохоровкой! Да как же так, да что ж такое? Думается, и про бои за Прагу, когда наши танкисты, спасая город и начавшееся в нём антифашистское восстание, совершили уникальный, многокилометровый марш, надо было рассказать, напомнить современному миру, у которого, оказывается, такая короткая память…
…Тем не менее, моя оценка при мне. И радостно, что сериал купили и показали «за бугром». Правильно — знай наших!
10 мая 2017
Браво создателям! Никакого пафоса, пропаганды и прочего такого, что присуще подавляющему большинству советской и российской кинопродукции о ВОВ.
С другой стороны понятно, кто в фильме хороший парень, а кто плохой парень, материал подаётся с точки зрения игры за русских, но делается это совершенно ненавязчиво и без переизбытка.
Впечатлило чередование информационных и эмоциональных блоков, когда зрителю сначала предоставляют сведения, а потом диктор замолкает и под соответствующий саундтрек молча показывают кадры помогающие «прочувствовать» эти сведения. Так, что аж горло сводит (особенно серия про Ленинград). Отдельно хотел бы отметить работу композитора Бориса Кукоба — попал идеально в тему (опять же саундтрек совершенно не отдаёт пафосом, а только поддерживает атмосферу — т. е. идеально выполняет свою задачу).
Не понравилось
Недоработали с актёрскими инсценировками — небольшие эпизоды, в которых актёры страются играть какие-то сцены с речью, выглядят как самодеятельность на детском утреннике. Но поскольку это фильм документальный, здесь это не такой уж принципиальный минус.
Также не понравилось как заканчивается заставка — это пожалуй единственное место, где перестарались с пафосом.
9 из 10
1 декабря 2016
Документальный сериал про Великую Отечественную Войну. Что нужно для документального фильма: хронологическая последовательность действий, карта боевых действий, биографии генералов и героев ну и небольшой итог передачи.
В данном продукте всё это отражено. Без 3Д графики, без громких имён,- с минимумом графических эффектов и всего 2 голосами озвучки: мужской — советы и женский — немцы. Также есть вставки с реконструкцией некоторых событий тех лет для визуализации слов диктора.
Сериал описывает основные события того периода ёмко, ничего лишнего. Очень хорошо подходит тем, кто знал про войну только из школьного курса, будет отличным дополнением к сдачи ЕГЭ по истории этого периода. Но детали и нюансы не оговорены, потому что за час рассказать все нюансы Московской битвы невозможно, учитывая сколько городов охватывает эта битва и каждый описывать долго. К пример, по ТВ ходила передача про Московскую битву, которая заняла около 4 часов суммарно. Но такой длинный хронометраж рискует стать скучным и неинтересный широкому кругу зрителей, поэтому час — оптимальное время и достаточно рассказать самое важное с чувством, с толком, с расстановкой. Поэтому такому патриотическому проекту про значимое событие в нашей жизни и жизни наших родителей не грех поставить и 10.
10 из 10
29 ноября 2016
«Великая война» — это документальный сериал про Великую Отечественную войну, созданный компанией Стар Медиа. Точнее сказать это художественно-документальный сериал. В нём присутствуют как хроника того времени, так и постановочные сцены.
Я люблю историю, особенно историю военную и не мог пройти мимо этого цикла. Повествование в нём действительно интересное, смотрится что называется «на одном дыхании» и нет такого ощущения «ну когда же он закончится». Несомненными достоинствами «Великой войны» являются подробные карты боевых действий на определённых участках фронта, приведённые цитаты советских и немецких военачальников, а также выписки из военных документов и технические характеристики оружия того времени. Не стоит обходить вниманием и отличное музыкальное сопровождение, разработанное композитором Борисом Кукоба. Многие композиции из этого цикла находятся у меня в плей-листе. Отмечу и хороший закадровый текст Евгения Синчукова и Анатолия Богуша.
Теперь пройдёмся по отрицательным сторонам, они естественно есть. Первое, что бросается в глаза это очень слабая компьютерная графика, которая просто пышет своей не реалистичностью. Меня удивили и позабавили ляпы с Крымом. На одной из карт в первой серии Крым обозначен как часть Украины. Но постойте, Крым был передан Украинской ССР только в начале 50-х годов. На другой карте в той же серии Крым отсутствует вовсе. При желании таких ошибок можно найти довольно много. Документальные циклы не застрахованы от них.
Сейчас «Великая война» особенно актуальна, поскольку фальсификация истории набирает обороты. Главным достоинством этого цикла является объективность. Авторы стремятся равно показать воюющие стороны, не делая предпочтение лишь какой-то из сторон. А это большая ценность. Именно объективность в подаче исторических событий полностью сглаживает недостатки это цикла. Примечательно, что немцы называются немцами, а не фашистами, как нас предпочитают подчивать другие документальные проекты. Объективность в «Великой войне» соседствует с политкорректностью. И не стоит полагать, что политкорректность — это плохо (но конечно, не стоит её доводить до абсурда).
«Великая война» является прородителем для целого ряда документальных циклов, созданных Стар Медиа позднее. Последующие их проекты не менее интересные, однако в них частично растеряна та объективность, которая присуща этому сериалу. Исключение составляет только «Война в Корее».
Итак, «Великая война» достойный российский документальный проект. Я время от времени его пересматриваю, укрепляя и расширяя свои знания об истории Великой Отечественной войны. Рекомендую к просмотру всем любителям военной истории.
9 из 10
25 июня 2016
Снять хороший документальный фильм о Великой отечественной войне — задача достаточно трудная, особенно сейчас, после волн то десоветизации, то десталинизации, когда в избытке противоречивой, а то и попросту лживой информации о том чудовищно трудном для российского народа периоде истории. С другой стороны, трудность заключается и в том, чтоб дать оценку действиям союзных стран, оценить вклад союзников таким образом, чтоб не задеть чувств своего зрителя, но и не скатиться в освистывание весьма запоздалой помощи США и Великобритании (фильм пошел на экспорт, на телеканале History Channel его транслировали под названием «Soviet storm: WWII in the East»).
С последней задачей справились, минимизировав роль союзных войск, насколько это возможно — их упомянули в седьмой и восьмой сериях, когда речь шла о невыдаче британцами галичан Советам и об указе брать Берлин раньше союзников соответственно.
С галичанами же связано и единственное в фильме упоминание о коллаборационизме отдельного этноса (следует сказать, что, кроме галичан, обвинили и власовцев). Ни о крымских татарах, ни о народах Кавказа речи не идет, из чего следует, что в фильме не говорится и о массовой депортации этих народов в Среднюю Азию. Осторожны создатели фильма и в оценке знаменитого приказа 227, упомянули только, что меры, предпринятые для предотвращения бегства армии, были эффективны.
Фильм получился очень деликатный. Противоречивые моменты сглажены, чудовищные преступления фашистов против советского народа не освещены, но фильм справляется с глобальной задачей, в нем развенчаны мифы о том, что Советы закидали немцев трупами, и что Второй фронт внес существенный вклад в борьбу против фашистской Германии. Пожалуй, эти два мифа муссируются западными СМИ больше всего, что очень искажает представление обывателя о реальном положении вещей.
9 из 10
25 апреля 2016
Фильм, примкнувший ко множеству документальных проектов схожей тематики, заметно выделяется. Прежде, авторы попытались рассказать о самых значимых и важных вехах истории на протяжении всех четырех лет войны. Каждый эпизод — отдельная картинка. Особенно понравились битва за Сталинград и взятие Берлина. Исторические факты и сведения не подлежат оспорению, ибо создатели максимально им соответствовали. Для того, чтобы зритель лучше представлял картинку, периодически фильм содержит игру актеров. Но мне бы хотелось, чтобы в сочетании с этим цикл наполнялся архивными, пусть черно-белыми кадрами. Это единственный минус, но, возможно, в этом создатели и увидели ту самую отличительную черту, которая бы разграничила реальные вставки с полностью воссозданной игрой.
Несмотря на порой чрезмерное использование спецэффектов, я постарался не обращать на них лишнего внимания. Поскольку в любом случае интерес вызывает только история. Приятной особенностью могу выделить замедленную съемку, практически в каждой серии останавливающей ход повествования — в такие момент имеешь возможность заметить отдельные детали и ощутить весь ужас происходящих событий на поле боя.
«Великая война» — лучший цикл о великой отечественной, созданный с использованием самых передовых компьютерных технологий.
18 мая 2015
Не для кого ни секрет, что Вторая мировая являлась единственной войной, где война шла на тотальное уничтожение, где ни одна сторона не стремилась показать себя благородной, где буквально лились алые реки, а горя и страданий хватило всем участникам. Лютая ненависть подогревала страсть и война стала по настоящему народной. Сколько об этом снято фильмов, написано книг, нарисовано картин и плакатов, сделано игр — не счесть. И к сожалению тут кол-во уступает качеству, но этот сериал один из прорывов отечественных документалок.
Говоря об этой работе, хочется заявить: умеют же снимать, когда захотят! И признаться, очень жаль, что фильм ограничился только основными событиями восточного фронта и одной серией про разгром японцев. В таком формате можно было бы сделать всю вторую мировую, осветив хотя бы основные битвы.
К плюсам фильма можно отнести:
1. Развенчание заблуждений, в том числе и малоизвестных;
2. Постановочные сцены, идеально перемешанные с реальными кадрами;
3. Нейтральность. Никаких слащавых речей и восхваления. Всё четко и по делу;
4. Подробный анализ причин и следствий;
5. Подробное объяснение. Все показывается даже на картинках, схемах и описаниях боевого применения. В этом авторы преуспели, местами я узнал много нового.
К минусам относится:
1. Неправдоподобность про авиацию и танки. Самая слабая сторона сериала. Был допущен ряд существенных ляпов как в описании, так и в самой демонстрации советских и немецких самолетов и танков. Один из примеров того, экстраполирующая оценка истребителя ЛаГГ-3, где ему дали отличное вооружение и маневренность. Ещё один пример демонстрация «Аэрокобры», где показан бешеный темп стрельбы из пушки. И это не единственные неверные оценки;
2. Манера подача материала. После 5 просмотренных серий уже знаешь, когда скажут про документы, где будет карта и местами даже что скажут. Очень несущественный минус, но кто знает хорошо историю смотреть будет точно неинтересно;
3. «Молчок» про некоторые исторические события и факты, которые могли серьезно дополнить картину. Возможно, виной этому не авторы, а ограниченное эфирное время;
4. Разность в качестве компьютерной графики. Мне очень не понравилось, что местами графика ужасна, а уже через 5 минут нам демонстрируется значительно лучшая картинка.
Итог: фильм очень порадовал. Впервые я вижу в российском фильме тот баланс, которые стали соблюдать. Ведь до этого, снимали такое, что либо увлекались только провалами красной армии, либо только её успехами или того хуже, занимались «срывом покровов». Трагизм войны, с её страданиями и болью этот сериал почти не раскрывает.
9 из 10
4 марта 2014
Не понимаю диких восторгов предыдущих ораторов по поводу этого фильма в части касается исторической достоверности. Особенно при освещении начального периода войны. Консультант фильма И. Исаев автор АнтиСуворова и новейшего Анти-Суворова в своих дряблых книгах не смог ничего ответить на все острые вопросы обойдя их стороной. Ссылки Исаев в отличие Суворова делал не на доступные и открытые материалы, а на архивные документы, которые простой читатель никогда не прочитает. Как говориться какой автор такой и фильм.
По версии Исаева как впрочем и всей комунистическо-кремлевской пропаганды на границах СССР с Германией были «только армии прикрытия, неспособные отразить концентрированные удары врага». Но как же тогда понимать директиву НКО N 3 от 22.06.41 в которой всем пяти фронтам предписывалось нанести врагу мощные концентрические удары, перейти гос. границу и овладеть на польской территории районами Люблин и Сувалки к исходу уже 24 июня! Либо Исаев врет либо нарком обороны Тимошенко не знал какие силы у него на границах.
Далее насчет сообщения ТАСС. Исаев устами ведущего фильма вещает, что таким образом советское правительство намекало немцам сесть за стол переговоров. Ничего себе, какая фантазия. А может тупорылым немцам нужно было не намекать, а направить туда делегацию, или сделать заявление через МИД, ведь Германия и СССР на то время были союзниками и дружественными странами. Ничегошеньки товарищ Исаев нам не сообщил ни о пакте Молотова-Риббентропа, ни о советско-германском военно-экономическом сотрудничестве, ни о том как Польшу вместе терзали, в результате чего у СССР с Германией получилась общая граница. Ничего не было сказано о количестве наших армий, дивизий, танков, самолетов. Танки наши были легкие и имели противопульную броню по этому были уязвимы для всех типов немецких пушек. А немецкие устаревшие и легкие танки с такой же противопульной броней не пробивались нашими 45-пятками, потому что броня у них слишком твердая была. На кого расчитан этот бред? Исаеву следует знать, что если на легкий танк поставить противоснарядную броню, то он перестанет быть легким. Если боксер средневес набирает 30 кг. вес он переходит в разряд тяжей. Так же и танк. Легкие танки нужны для молниеносной наступательной войны, по этому у нас и у немцев их было большинство. Но Исаеву нужно подчеркнуть что немецкая противопульная броня была крепче такой же нашей. Конечно по сравнению с самой правдивой книгой о войне Жукова прогресс налицо. Исаев намекнул что танков и самолетов у нас было больше. А Жуков говорил что в пять и более раз меньше. Правда сейчас уже издано 13 таких воспоминаний и размышлений, причем 12 из них после смерти Жукова. О какой исторической правде может идти речь?
19 февраля 2014
Наверное, лучшее в документалистике из того, что было снято в последние годы!
В 2010 г. вышли первые 8 серий, посвященных основным битвам и периодам Великой Отечественной: Барбаросса, Битва за Москву, Блокада Ленинграда, Сталинград, Курская дуга, Багратион, От Днепра до Одера, Берлин. В 2012 вышли еще 10 серий.
Рассказ идёт довольно подробный, освящается не просто ход событий, но и дается материал по полководцам, характеристикам боевой техники, некоторым особенностям тактики сторон, соотношению сил. На выходе имеем довольно красочную и понятную картину поистине Великой Войны.
Нет, не зря Драбкин издавал воспоминания ветеранов — сериал снят качественно. Приятно смотреть!
Довольно много компьютерной графики — в принципе весьма неплохой. В каждой серии есть много красивых стоп-кадров — застывают на лету пули, повисают языки пламени, замирают солдаты и техника.
Я бы показывал это школьникам на уроках истории. Учителю мало что останется добавить к показанному. Да и взрослым хорошо бы посмотреть, на 9 мая, например.
К несомненным плюсам также можно отнести и то, что авторам сериала удалась довольно трудная задача — по возможности беспристрастно осветить основные моменты войны. С одной стороны, отошли от многих штампов советских времен, с другой — что ещё больше порадовало — одновременно удалось держаться подальше от всевозможных либералистических мифов о Войне, заполонивших всё что можно в последние четверть века.
Люди, неплохо знающие историю, думаю, посмотрят все 8 серий с удовольствием, а не очень хорошо знающие — смогут узнать много нового.
Из небольших минусов — на мой взгляд, некоторые важные моменты не попали в серии, наверно из-за ограниченного хронометража. Например, в Барбароссе не упомянули о танковом сражении в районе Дубно в июне 1941 г. — всё же крупнейшем в истории войн, в Битве за Москву почему то не сказали о московском ополчении и его роли. В этой же серии в компьютерной графике с удивлением увидел осенью 1941 г. у немцев Т-IV с длинноствольной 75-мм пушкой, если не ошибаюсь, первый такие танки (модификация Pz.Kpfw.IV Ausf.F2) появились на фронте где-то в марте 1942 г. Для документального фильма всё же досадное упущение. Хотя может уже излишне придираюсь…
Впрочем, сериал в любом случае хорош, действительно хорош!
9 из 10
17 декабря 2013
Никогда не увлекалась историей Второй Мировой. То есть, уважение к этой странице истории я испытываю, патриотические настроения тоже, да и в школе училась хорошо, так что общую канву и основные понятия знаю, как и большинство людей моего поколения. Но без углубления в детальность.
Сериал случайно зацепила на ТВ, потом нашла в интернете и… невозможно оторваться от просмотра. Это главнейший плюс данного кинодеяния, на мой взгляд. Комментарий отчасти походит на обзор какого-то художественного фильма, а не документалки, но по-другому никак, ибо впечатление именно такое, и это потрясающе.
Современных школьников, да и молодежь, очень сложно заставить посмотреть такого рода фильмы, им бы все железных человеков и аватаров подавай. Даже я, взрослый относительно гражданин, с большим скрипом смотрю документальные фильмы, снятые в типичной манере исторической справки. В случае же с сериалом «Великая Война» получился, как минимум, очень увлекательный триллер. По мере просмотра переживаешь за героев (не только статистов и актеров, но и исторических личностей), за события происходящие на экране.
Каждый раз, когда дают историческую справку про военначальника Советской Армии вглядываешься в годы его жизни, чтобы «проспойлерить» его судьбу, умрет ли он на поле боя или доживет до Победы. События диктором описывается настолько понятным языком, схема ведения боевых действия наглядна, а остальная инфографика показательна, что даже школьник младших классов сможет разобраться что к чему.
Кадры кинохроники, современные реконструкции, графика, пояснения — все удачно состыковано, но не перемешано. Для себя узнала несколько новых фактов и имен. Сидишь как на иголках, как будто не знаешь наперед как все будет, подача материала изумительна. Особенно хочу выделить как показано ведение боевых действий на интерактивной карте, стрелки, границы, пояснения тактики сторон, а также музыкальное сопровождение, по тону музыки уже к третьей серии зритель сможет предполагать удачно сложится данная операция советских войск или нет. Саспенс нереальный.
За тембр голоса и манеру речи диктора вообще хочется поставить 10+, профессионал, ни излишней эмоциональности, ни унылого бубнежа.
Я понимаю, что можно придраться и к качеству 3D и к деталям реконструкции, но! Аналогов на отечественном ТВ просто нет и еще неизвестно когда будут. Вот на этот сериал надо было потратить те миллионы, которые отдали Михалкову на его отвратительную оскорбительную артхаусную ерунду (все поймут какую, я уверена). Именно этот сериал надо показывать школьникам в принудительном порядке, чтобы они знали за что должны быть обязаны своим прадедам.
Браво!
30 июня 2013
Фильм, несомненно, интересный и заслуживает высокой оценки. Сразу следует сказать, что есть два варианта — 10 серий и 18 серий. В варианте 18 серий есть и про Ржев многое другое.
Авторы нашли оригинальное и удачное сочетание хроники, документалистики, игровых сцен. Причем в игровых эпизодах нет известных генералов, одни рядовые и офицеры. О полководцах даются справки. Даются справки о технических характеристиках различных видов вооружения, показываются их преимущества и недостатки. Все делается на доступном уровне. Просмотрев уйму военных фильмов, я впервые понял ход боевых действий и планы операций.
Большое достоинство — авторы избегают
обвинительных выводов. О расстреле Павлова говорят, что при пристрастном рассмотрении его действия могли быть расценены как предательство. Упорное нежелание сдавать Киев объясняют боязнью Сталина разгрома армий на марше, и т. д.
Несколько снижает впечатление чрезмерная политкорректность. Упомянув, что в составе немецких войск были части из предателей, авторы называют именно грузинский батальон. Но ведь на стороне фашистов воевали и другие национальные части.
10 из 10
28 октября 2012
Первый фильм из документального цикла «Великая война» я посмотрела в день премьеры на ТВ — это было так называемое случайное «щелкание» каналов. Но, поверьте, я ни на секунду не жалею о том, что два года не переключила дальше и продолжила смотреть.
Первое, что бросается в глаза — художественное оформление фильмов. Режиссеры Анна Граждан и Валерий Бабич подарили зрителям не просто документальную хронику с закадровым голосом (именно приятным, размеренным голосом диктора); они действительно «заморочились» и разбавили видеоряд анимированными картами, ожившими фотографиями, добавили компьютерной графики и спецэффектов (что сейчас особенно привлекает молодежь). Не потрудились они и реконструировать отдельные эпизоды: военный быт, переживания людей, бои.
За реконструкцию, собственно, нужно благодарить операторскую группу и актеров. Смотрим на экран — и мы не видим сегодняшних попсовых ребят и девушек, мужчин и женщин, которых попросили переодеться в одежду 40-х годов за определенную сумму денег. Мы видим идеально подобранный актерский состав, всецело погрузившийся в жизнь своих дедушек и бабушек, отцов и матерей. В итоге, все картины выглядят реалистично, что, на мой взгляд, является одной из характерных черт воспроизведения военной жизни сейчас.
Стоит упомянуть и о музыкальном сопровождении. Композитор Борис Кукоба постарался на славу, как и его остальные коллеги по цеху: в самых напряженных кадрах — музыка, наполненная тревогой, в кадрах быта солдат — что-то более легкое. Никаких несовпадений между аудио и видео замечено не было.
Премьера цикла, несомненно, подобрана удачно, к 65-летию Победы. Как сейчас помню, каждый понедельник вечером садилась у телевизора и ждала новых серий. Не будучи ценителем просмотра ТВ, хочется назвать эти часовые фильмы редкими бриллиантами эфирного времени.
Отдельной строкой хочется написать, что по этим фильмам (в то время было только 8 серий по основным событиям войны; сейчас появился 2 сезон, состоящий из 10 серий) наша школьная команда готовилась к конкурсу по истории Великой Отечественной войны. Тем фактом я подтверждаю не только развлекательный характер цикла, но и обучающий (полезен не только тем, кто начал изучать историю ВОВ, но и тем, кто продолжает).
Суммируя все мои мысли, заявляю — фильм выполнил свою цель: не только привлекает своим ярким видеорядом взрослых и детей (и даже детей!), но и заставляет проникнуться зрителей атмосферой прошлого, прочувствовать всю трагичность событий и радость Победы.
10 из 10
3 августа 2012
Возьмем несколько критериев, по которым каждый зритель подсознательно оценивает любой фильм.
Сюжет.
В документальных лентах у него своя специфика. Образно выражаясь, история уже написала идеальный сценарий для режиссера и всё, что от него требуется, это удалить лишнее и скомандовать съемочной группе «Начали!». Ну и сам режиссер должен определиться, под каким углом лично он будет смотреть на взятые исторические события. Для нашей страны это очень важно, особенно сейчас, когда историки и их псевдоколлеги впадают в крайности при оценке всего, что связано с нашим недавним прошлым.
В принципе авторам фильма удалось удержать золотую середину с идеологической точки зрения, но в мелочах претензии к сюжету есть. Так как он слишком прилизан и пастеризован.
Ну например, первый период войны показан не как великая трагедия, провал (хотя именно так и было, никуда не деться), а как стихийное бедствие местного масштаба. Голос за кадром даже зачитывает с гордостью текст о том, что врасплох нас застали не совсем и мы встретили врага в небе уже на первых минутах, успев сбить несколько самолетов противника. Понимаю, что это было. Но слышится как оправдание и попытка подсластить горечь, хотя сладкое к таким горьким и острым блюдам не совсем подходит.
Также в картине делается упор исключительно на переломные моменты войны, что создает впечатление о Красной Армии, как о идеальной военной машине того времени, для которой война была не такой уж и кровавой. Ради исторической правды хотя бы одну серию авторы обязаны были посвятить тому же Ржеву, но увы…
Вообще всё повествование оказалось довольно парадным и оно контрастирует с теми жертвами, которые принес наш народ на алтарь победы. А ведь как правильно поется в песне, за ценой мы действительно не постояли. Никак не вяжется сериал с тем фактом, что в нашей стране нет семьи, которая бы не пострадала от той войны.
8 из 10
Историческая достоверность.
Ну, тут без длинных комментариев. Опираясь на свои знания истории, ляпов не заметил.
8 из 10 (-2 за то, о чем могли, но не захотели рассказать авторы, см. выше).
Игра актеров.
В этом фильме их нет и не может быть в принципе. Поэтому редкие крупноплановые вставки статистов в гимнастерках я не старался оценивать. Главным для меня был закадровый монолог и он, на мой взгляд, исполнен на отлично — не было в голосе дежурной журналистской или комментаторской механики.
10 из 10
Звуковой ряд.
Музыкальный фон подобран неплохо. Далеко не шедевр, но за всё время просмотра ни разу не возникло ощущение, что музыка оказалась не к месту. Напротив, порой она даже пробирала до мозга костей, органично вписываясь в картинку и текст за кадром. Но всё же, чисто субъективно, в ней чего-то не хватает.
8 из 10
Спецэффекты и декорации.
Увы, самая слабая часть картины, причем местами просто вопиюще слабая. Попытка внести что-то новое в документалку о войне понятна, но она провалилась.
Что нам дали трехмерщики и костюмеры:
- абсолютно нереальное движение техники, особенно танков, порой срывающихся с места похлеще болида F-1;
- режущие глаз колонны техники на идеально ровной круглый год(!) дороге, в которых машины клонированы, как ленточные сосиски (каждая последующая машина повторяет предыдущую один в один, от окраса и ржавчины до физики движения);
- сказку о том, что даже в самые тяжелые периоды, в любых полевых условиях гимнастерка красноармейцев всегда идеально чистая, без единой дырочки или складки (извольте, такую чистоту я видел только на городских парадах);
- текстуры компьютерной техники, которые настолько резко контрастируют с реально снятыми людьми на их фоне, что невольно возникают подозрения о желании авторов сэкономить на данной части как можно больше…
Конечно, сериал держится не на графике, это в конце-концов не блокбастер. Может и так. Но я не смог пропустить данный критерий по двум причинам:
1. Недостатки трехмерной графики довольно часто отвлекали от атмосферы фильма практически в каждой серии. Просто потому что как ни старайся, а не заметить этого нельзя.
2. Если уж вознамерились снабдить картину компьютерными танчиками, то постарайтесь оправдать собственные ожидания и зритель к вам потянется. Если не можете или решили схалтурить, сэкономив время и деньги, тогда верните старую добрую кинохронику.
За последний критерий 3 из 10. Не 2 только потому, что попадались кое-где редкие, но достойные кадры.
Да, если бы не криворукие трехмерщики, оценка была бы намного выше. А так один балл от нейтральной рецензии. Потому что если взялся за гуж, не говори, что не дюж. В любом случае сериал достоин внимания.
6 из 10
27 июня 2012
Я являюсь большим поклонником истории ВОВ. И не просто потому, что это интересная тема. Та страшная война прошла красной нитью через мою семью, как и через семьи миллионов людей. Меня всегда в высшей степени восхищало то мужество, отвага и героизм, с которым наши деды и прадеды защищали свою землю, свой народ, свою Родину. Поэтому, каждый документальный фильм о той далёкой и страшной войне, встречается мной с неподдельным интересом. Но до этого цикла, направленность повествования в других проектах была помещена в узкие рамки. Рассказы велись о конкретных сражениях, родах войск и отдельных полководцах или обычных солдатах. И Великая война сильно отличается на их фоне. Нет, предыдущие фильмы не были хуже. Просто пришло время других величин…
Первое, на что обращаешь внимание, это поистине невероятная масштабность всего происходящего. Просто невозможно представить, какую титаническую работу пришлось проделать создателям этого сериала. Даже искушенные в историческом плане люди почерпнут много нового из этого проекта. Детальное описание военных операций, обстановки на фронте и расстановки сил с обеих сторон. Множество фактов, архивных данных, воспоминаний солдат и офицеров враждующих армий, военной хроники. Причем, рассказывается это вполне доступным и понятным для самой широкой аудитории языком. За этими красными и серыми стрелками на карте, видна невероятная мощь.
Вторым пунктом следует наличие компьютерной графики, что для отечественных документальных проектов в новинку. Да, она не совершенна, но находится на очень высоком уровне и позволяет ещё больше окунуться в происходящее. Причем, подкреплена она и качественной исторической реконструкцией и отменной операторской работой. Иногда кажется, что находишься в самой гуще боя. Особенно это ощущается в серии, рассказывающей о Сталинградской битве. Где сражения велись буквально за каждый сантиметр родной земли, а напряжение достигло своего апогея.
Да, подобный сериал был нужен уже давно. Но наконец-то он появился, и это ещё один повод для гордости. Ведь остались ещё талантливые люди, способные создавать действительно потрясающие и необходимые вещи. Данный сериал, на мой взгляд нужно обязательно ввести в школьную программу, чтобы подрастающее поколение понимало, чего стоил сегодняшний мир, помнило трагедию собственного народа и историю его славных побед.
Так не хочется говорить о недостатках, но нужно быть объективным. К тому же их здесь немного. Ставка на масштабность себя оправдала, но за ней потерялась конкретика, за кадром остались подвиги обычных солдат. Личный вклад каждого, а именно из этого и состоит Победа. И малое внимание было уделено потерям, отступлениям и невероятной трагедии народа, которые принесли первые годы войны. Об этом вроде и упоминается, но как-то вскользь и нехотя.
Сложно описать все ощущения от увиденного и чувство гордости за тех кто не только пережил самую страшную войну в истории, но и принёс нам Победу, подарил мирное небо над головой. И за тех, кто отдал свою жизнь на алтарь этой Победы.
P.S. Не стоит поддаваться модной нынче тенденции и разделять победу на «нашу» и «не нашу». Каждая из стран внесла свой вклад к общую победу. Кто-то больший, кто-то меньший, но именно вместе и только вместе мы уничтожили самое великое зло в истории человечества.
9 из 10
28 октября 2010
Вначале показа по Первому каналу этого документального сериала о ВОВ, мне не терпелось посмотреть, чтобы увидеть работу историка Исаева, который участвовал в разработке сценария для «Великой войны». Его книги всегда выделялись описанием истории войны документальными фактами и отсутствием мифов и домыслов, которые сегодня зачастую выдают за правду.
Увидев первую серию, мне стало понятно, что в этом сериале будет объективно и достаточно правдиво отражена война, которая имела великое значение в будущем нашего государства. Следует отметить, что материал в сериале размещен по следующей формуле: описание основных событий военной операции-описание основных типов вооружения в период баталии-рассказ о командующих армиями, которые внесли большой вклад (грамотным и умелым управлением войсками) в достижение конечного результата операции. Военные баталии, смоделированные с использованием компьютерной графики, что добавляют сериалу зрелищность, а это всегда идет только на пользу.
Посмотрев данный цикл можно многое узнать подробней, понять какие трудности переносила армия и тыл во время войны, чего стоила нашей стране победа в Великой Отечественной Войне.
22 июля 2010
Случайно натолкнувшись на этот документальный фильм, в начале были сомнения-смотреть или нет. Но, просмотрев первую серию «План Барбаросса, я поняла, что фильм настолько интересен, объективен и увлекателен, что я скачала сразу все остальные серии.
Фильм действительно интересен. Сухие цифры статистики, планы, карты и биографии настолько увлекательно оформлены, что через некоторое время начинаешь понимать разницу между Юнкерсом и Мессершмитом, открываешь для себя доселе неизвестные имена полководцев как нашей, так и германской армии.
Да, согласна, на фоне всего этого документализма нет упора на жизнь простых людей во время войны, но я не считают это большим недостатком фильма. Фильм заслуживает самых высоких оценок зрителей
10 из 10
27 мая 2010
Великая Отечественная — это очень сложная во всех аспектах тема и создание качественного документального или художественного кино о ней всегда было задачей очень непростой. Тем приятнее, что хотя бы к 65-летию Победы в России наконец-то появился достойный документальный сериал, описывающий ход ВОВ «от и до». К сожалению, он обладает определенными особенностями…
Та Война — событие слишком обширное и, учитывая хронометраж, многого ожидать не приходится — лишь наиважнейших и самых известных сражений.
Все крайне упрощено, сказать что это действительно ВОВ язык не повернется. В фильме нет того самого «ощущения реальности» — голода, обжигающего холода и крови, трагизма, героизма «вопреки», местами глупости, местами — абсурда (как уход советских эшелонов с зерном в Германию в ночь на 22 июня), нет подробностей, отображение которых с трудом бы втиснулось в рейтинг «R»… нет самого духа той Войны!
Не было сказано и о многом слишком важном, о чем-то упомянуто вскользь:
об обороне Заполярья и северных конвоях, Крыма и Севастополя, Кавказа и Причерноморья, о Харьковской операции и Ржеве, о…
Но, несмотря на все вышесказанное, я ставлю высший балл и говорю «Огромное спасибо!» авторам фильма за:
- достоверность и точность.
- объективность: факты, только факты…
- доступность изложения: все разъясняется буквально «на пальцах», даже далекий от военной тематики человек вникает без труда.
- визуальное оформление: отличный монтаж и работа виртуального оператора, качественная подборка документальной хроники.
- компьютерная графика: целиком нарисованные сцены сражений, местность, «оживающая» хроника и эпичные стоп-кадры создают особый дух повествования. Учитывая, что кино документальное — оценка «5». Конечно, временами та или иная сцена выглядит слишком «нарисованной», но мне довелось видеть немало художественно-постановочных картин, где графика была выполнена на порядок хуже, а то и просто ужасно.
- и — главное — за то, что они взялись и сделали это! Необходимость в таком фильме ощущалась уже давно. Думаю, многие помнят учительницу истории, смутно представляющую что такое калибр, которая пытается объяснить особенность построения немецких танков клином. И в тысячный раз проводит ошибочную аналогию с построением рыцарей!
Это фильм лучше любого учебника, ведь Великая Война — это не очередные 4—5 параграфов, это наследие! Это все, что мы не имеем никакого морального права забыть! Почему бы не ввести этот фильм в школах как учебное пособие? Ведь ни один рассказчик не сможет передать, как выглядит картина лучше самой картины. И тогда, возможно, подрастающее поколение будет знать о Войне еще хоть что-нибудь, кроме дат ее начала и окончания.
10 из 10
21 апреля 2010
Великая война — документальный сериал о Великой Отечественной Войне. Действия в фильме разворачиваются практически от первого лица, чередуется «взгляд из народа» и рассказы о стратегических операциях, использованы документальные кадры хроники, фотографии и исторические документы. Всё сделано на высшем уровне с чёткой и точной подборкой фактов, практически без лирики, через весь рассказ идёт красной линией эпичность и важность событий, создатели не скатываются в часности. Но главное, выдержано без перехлёстов, нет обвинений и теорий кто виноват, что надо было делать. Компьютерная графика не вычурна и всегда к месту, в хорошем исполнении, каждый раз радует.
У фильма хорошие консультанты, основные — Артём Драбкин и Алексей Исаев. Упор делается на главные события, к примеру, битвы на море, в основном, рассказаны вскользь. В фильме честно описаны промахи и удачи Армии и командования. Отсутствует субъективная предвзятость о политике тех времён, негатива в отношении командующего состава, руководства страны, так и нет преувеличение их роли. Нет упора на «бедных и брошенных солдат, героически защищающих Родину, в то время как командиры почивают на лаврах в сухих землянках», штрафников и злых чекистов. Всем было трудно, было разное так зачем вспоминать только отрицательные стороны, о них нельзя забывать, но говорить только об этом — нивелировать победу! За последние 20 лет фильмов подобного уровня о войне, к сожалению, не было.
Что самое важное — создана атмосфера состояния перед войной, во время битв. Предан настрой людей. Каждый момент позволяет почувствовать как было тяжело во время войны всем и какова цена Великой Победы!
10 из 10
P.S.
Серия 1. План Барбаросса. Нашествие.
Серия 2. Битва за Москву.
Серия 3. Блокада Ленинграда.
Серия 4. Сталинград.
Серия 5. Курская дуга.
Серия 6. Освобождение Украины.
Серия 7. Освобождение Беларуси и Прибалтики.
Серия 8. Битва за воздух.
Серия 9. Освобождение Европы.
Серия 10. Битва за Берлин.
6 апреля 2010