Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Транспорт веществ через биологические мембраны |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Кобрин |
сценарий: | Владимир Кобрин |
видеооператор: | Михаил Камионский |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 20 мин |
Этот фильм – череда вопросов без ответа, которые, наверное, каждый из нас когда-нибудь задавал себе; чем дальше – тем проще становятся вопросы и тем сложнее становится найти на них ответ.
С первых же кадров зрителя погружают в странно-особенную атмосферу фильма: камера хаотично движется по темному лесу, то ли пытаясь найти выход, то ли убегая от кого-то. Субъективная камера затягивает тебя внутрь происходящего на экране – и уже «ты» бежишь по лесу, не оглядываясь.
Начальные титры дробят изображение на неравные куски, и этот бег по лесной чаще превращается в некие отрывки из бесконечного сна.
В первые минуты фильма режиссер задает приемы, которые затем эксплуатирует на протяжении всей картины: например, отъезды и наезды, наложения нескольких изображений, ускоренная съемка…
Натюрморты в фильме будто бы взяты из художественного игрового фильма: они не выглядят как иллюстрация, а представляют собой некий символ, образ или даже совокупность образов и символов.
Предметы, а точнее, объекты в фильме тоже приобретают символическое, философское значение: часы, крест, счеты, которые какая-то неведомая сила постоянно перебирает, двигая колечки из стороны в сторону.
Медленные наезды «в неизвестность» пугают и в то же время открывают нечто спрятанное за рамкой кадра: мы будто становимся частью происходящего таинства.
С первого кадра зрителя в этом путешествии сопровождает музыка: то ли космическая, то ли ритуальная. Вместе с ней появляется ключ – сначала как плывущее поверх стен пещеры изображение, затем как реальный предмет, с помощью которого можно завести часы, открыть двери, найти ответ…
Ускоренная съемка ползающих по дереву муравьев или бегающих людей внутри замкнутой холодной башни превращает все происходящее во что-то механическое, мелкое и будто бы бесполезное; неизбежно возникают ассоциации и параллели.
В этом фильме Владимир Кобрин поднимает, наверное, самые важные темы: жизни и смерти. Что есть талант жизни или талант смерти? Почему живое живет и не стремится к неживому, к хаосу? Рассказ «о том, что такое клетка и мембрана…» поднимается гораздо выше биофизических рассуждений, становится философским размышлением о бытии, о времени.
Клетка организма в этом произведении становится человеком с правом на свободу и выбор, со своей целью и задачей. Жизнь организма – как жизнь человеческого общества, как система, где каждый важен по-своему. Но на протяжении всего фильма Кобрин напоминает нам, что как бы ни был самостоятелен тот или иной объект, предмет, человек, все равно будет «нечто» стоящее где-то наверху и смотрящее в подзорную трубу на происходящее у него под ногами.
Режиссер постоянно уходит от частного к общему, что, безусловно, раздвигает границы рассуждений и мыслей.
«Механически безупречная, но такая наивная модель обернется технологией уничтожения человека, человечества, природы… все сменяется, двигается… а для чего? » – так говорит Кобрин о человеке, и, наконец, задает свой главный вопрос:
«Понимаем ли мы, что происходит на самом деле, ведь спектакль жизни в самом разгаре?» и «… это мы задаем вопросы природе или она задает их себе с нашей помощью?»
10 из 10
24 мая 2022