Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Господин Великий Новгород |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Салтыков |
сценаристы: | Юрий Лиманов, Алексей Салтыков |
видеооператор: | Александр Рябов |
композитор: | Юрий Буцко |
художник: | Василий Щербак |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 апреля 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
О почтиперестроечном советском фильме «Господин Великий Новгород» 1984г. я случайно узнал, благодаря ДОБРЫМ товарищам с Кинопоиска. Причём узнал в негативном ключе, мол данный фильм – это ранний образец попыток натянуть на ВОВ православные мотивы. Ну вот этот миф, что мол ВОВ – это божье наказание СССР за вероотступничество и расстрел царя, а победа в ВОВ это результат не стойкости и геройства а того что советские люди «покаялись», снова уверовали и разумеется потому что Сталин вернул патриаршество и икону по фронтам возил. Короче то, что сегодня пытаются до нас донести современные российские фильмы про ВОВ (Мария: Спасти Москву, Дом образцового содержания, Русский крест и др.)
И судя по аннотации, я ожидал увидеть именно это. Как чекисты будут спасать новгородские колокола; в процессе они уверуют в Бога; поймут из-за чего на самом деле война случилась и закончится всё тем, что они, стоя в линию, сбросят с себя фуражки и начнут перекрещиваться. И напоследок ещё будет цитата из Библии в духе, - «Веруй и спасёшься».
По итогам же, я рад, что ошибался. Фильм совсем не про это. У него очень хорошая идея, но при этом он технически слаб.
Достоинства
Итак, август 1941г. Немецкие войска оккупируют Великий Новгород. Местный горком вынужден уйти в подполье и заняться формированием партизанских отрядов. Но помимо спасения людей, перед чиновниками стоит ещё одна задача – спасти церковные колокола. И вот первое удивление, спасти их хотят не, потому что это «богоугодно», а потому что это памятники русской культуры, которые немцы наверняка захотят уничтожить.
И если подумать, это очень сильный посыл. Ведь действие происходит в сталинском СССР, где религия была под запретом; где церкви взрывались; священников расстреливали; действовал Союз воинствующих безбожников; те же колокола скидывали. И тут представители этой советской власти реально озабочены проблемой спасти символы вражеской для них идеологии.
Собственно про это и фильм. Партийцы и партизаны всячески борются за храмы, эвакуируют и закапывают колокола. Рискуют при этом жизнями.
И наверняка некоторые будут в недоумении, зачем они это делают? Ведь надо спасть людей, а железки можно восстановить. Зачем тратить силы и ресурсы на колокола и храмы?
И в фильме это озвучивается, почему. Потому что храмы Новгорода – это памятники русской культуры. Новгород – это колыбель русской истории. Эти храмы и колокола несут в себе дух России, поэтому они так важны. Вообще если подумать, это мало освещаемая тема. Все знают, что немцы хотели уничтожить всех славян, но редко кто вспоминает, что немцы также уничтожали культурные ценности (Ясная поляна, Михайловское, музей Циолковского в Калуге, Янтарная комната и др.). Ведь у них была задача масштабнее – уничтожить Россию как страну. Поэтому советское правительство эвакуировало и ценности.
Это мне напомнило, кстати, американский фильм «Охотники за сокровищами» 2014г. Там тоже американские музееведы спасают произведения искусства из лап нацистов и тоже главный герой (Джордж Клуни) озвучивает схожую идею, что картины – это наша культура, за которую мы сражаемся. Они также важны, как и люди. Две страны, а мысли схожие!
При этом, нет, никто в фильме не кается и крестится и не пытаются советских показать православными. Зато хорошо показывают жестокости нацистов. Нацисты напрямую говорят, что пришли покорить этот народ, а не осчастливить его. Храмы для них это символ враждебной культуры и они пытаются весь фильм их уничтожить.
Есть даже мощная сцена как немецкие солдаты устраивают факельное шествие вокруг памятника «1000-летию России», делая из него свастику. А один вермахтовец залезает на памятник и пьёт. Вот без преувеличений. По безумию эта сцена напомнила мне «Иди и смотри» когда немцы сжигали деревню и выносили на улицу кровать с парализованной бабулей.
А ещё в фильме есть довольно странные флэшбеки с Александром Невским, который сражается с тевтонцами. И этим самым, в духе советской истории 30-ых, проводится параллель о связи поколений. Это очень странно-спорное решение, но задумку я понял. Судя по всему, именно этим фильм вдохновлялись создатели фильма «Русская жертва» о двух исторических линиях.
Но, назвать фильм хорошим сложно:
1) Мелочи. Фильм начинается сценой, как немецкий отряд окружает крестьянина с косой. При этом у одного из немцев борода-эспаньолка! Он что, барбершоп посещал перед боем?
- Сам крестьянин, с косой кидается на танк! Он тупой? Похоже, вот чем вдохновлялся Михалков для сцены в «Утомлённых солнцем-2» где красноармеец штыком пытается танк остановить.
- В сценах стрельбы из пистолетов и винтовок отчётливо видно, что пули не вылетают, а персонажи даже отдачу не хотят изобразить.
- В одной из сцен немцы всей гурьбой бегут на ворота, которые осиливают закрыть два персонажа! Может лучше было бы пострелять? Ах да, у вас же пули не вылетают.
- Технически фильм снят паршиво. Очень мутная съёмка.
2) Многие сцены сняты под церковный хор. Как по мне, это уже перебор. В этот момент, я всё ждал, когда в небе появится богородица, сквозь дым, как в «Штрафбате».
3) Самый главный – скукота. В фильме хороша идея и персонажи. Но в остальном фильм снят очень медленно, без малейшей динамики и в итоге, он такооой скучный, что ты постоянно на часы смотришь. Вот бывает такое. Этот фильм очень скучно и неинтересно снят. Причём первая половина ещё смотрится за счёт эвакуационный действий, а вот вторая половина я даже не помню про что.
Вывод: Как я сказал, главная проблема фильма – очень скучный, местами перебор с церковным хором. Но сказать, что фильм плохой я не могу.
В фильме очень хорошая идея про то, что памятники страны это также важно, как и люди страны. И фильм сделал хорошую попытку примерить советскую и церковную стороны. Вот жалко, что дальше идеи это не пошло и фильм просто не интересно смотреть.
Вообще, смотря такие советские фильмы как «Господин Великий Новгород», «Восхождение», «Иди и смотри», «Это мы, господи!» понимаешь, что если бы советскому кинематографу дали время то он бы грамотно переработал тему «Советы и церковь». Но ему шанса не дали, вот и получаем мы то Александра Петрова в облике Христа в нацистском концлагере (Т-34) то историю как отрёкшаяся от родителей энкавэдэшница везёт в Москву спасательную икону (Мария: Спасти Москву).
6 из 10
20 июля 2023
Господин Великий Новгород. Эти три слова объединили в себе историю русской земли, Новгородской Республики. Целые века стояла республика, независимая, мятежная. Многие хотели подчинить себе её земли — от чужеземных неприятелей до «центральных» князей и царей Московских, Владимирских. Фильм именно об этом.
Символом сопротивления, свободы стал Колокол. Почему с большой буквы? Потому, что колоколов много, но он един в своём многообразии. Когда-то давно Иван Грозный потопил в крови Новгород, он убивал жителей и отрезал языки у колоколов. Делалось это потому, что колокола, их звон возвещал о свободе, о русском вольном духе, который так хорошо чувствуется особенно в этих, новгородских краях. Когда-то ещё раньше, и это было показано в фильме через исторические вставки в сюжет, немецкие рыцари делали то же самое, что будет делать потом Грозный — вырывать языки у колоколов. Делали они это и по другой причине — завоевать, насадить свою культуру, чрезвычайно отличную от своей.
Сейчас, вот в XX веке — совсем рукой подать, всё повторяется. Теперь щиты и мечи сменились оружием серьезней. Однако нравы у немцев совсем не изменились, они снова хотят насадить свою культуру. Да, это пришла уничтожать низшие племена славян высшая раса, культурные боги, культурная нация. Само сочетание слов ‘культурная нация’ и ‘убийство’ парадоксально.
Вернёмся к фильму. Мне показалось удачным соотнесение упомянутых выше исторических врезок времён Александра Невского. Интересна идея режиссера создать связь с прошлым и настоящим не только с помощью этих вставок, он крепко связал разные эпохи актёрами. Да! Актёры существуют в военном Новгороде и одновременно в тех, древних временах. Может быть, это герои сами отождествляют себя с героями прошлого. А может быть это далёкие предки поразительно похожи на современных людей.
Герои типичны для своего времени. Новгород в киноленте — военный, почти взятый гитлеровцами. Люди готовятся защищать древние стены. Но выходит приказ оставлять город. Эвакуированы люди, увозятся из Новгорода историческое достояние. Остаются колокола и то, что физически невозможно увезти. Колокола закапываются по известным причинам.
Тут то и вырисовываются герои — партизаны. Воплощение мятежа, несогласия, той основы Новгородской земли. Появляются и злодеи — лощеные немецкие полковники, генералы, отборные солдаты и полицайский мусор. Немцы хотят вывезти всё ценное, разобрать, найти, наконец, эти пропавшие колокола! Которые — для справки — должны были напоминать Гитлеру в Берлине о победе. А после обогащения взорвать древние стены.
В общем-то, сюжет незамысловат — он состоит из противостояния этих сил. Финал для меня не стал сюрпризом, всё было так, как и ожидалось. В других случаях подобный предугадываемый финал это минус фильма, но тут это не важно. Важна история, которая происходила, протекала именно в том или почти в том виде как это было показано в картине.
Технически фильм отвечает 1985 году, тут нет никаких нареканий. Композиционно тоже составлен грамотно. Музыка где-то понравилась, а где-то не очень.
Если подводить определенный итог, нужно вспомнить о том, как мало фильмов снимается о Великом Новгороде. Именно художественных, а не документальных. Документальных снято предостаточно. Это один из немногих художественных фильмов. Это та картина, которая заставляет задуматься о том, что начиная с 1941 года, в Новгороде жило партизанское движение, а оккупация города длилась очень долго, до января 1944. Фильм о том, что в 1944 от города остались несколько уцелевших домов, некоторые представляли собой «коробки»; о том, что немцы разобрали памятник «Тысячелетие России». И он же о том, что, спустя 40 лет памятник вновь стоит на своём месте, город жив и дышит. Тут ощущаются свободолюбивые предки — древние с мечами и партизаны с винтовками. Город жив по их воле.
10 из 10
6 апреля 2016