Бонифаций-сомнамбула
Boniface somnambule
7
5.7
1951, комедия
Франция, 1 ч 26 мин
В ролях: Андре, Габи Андре, Андре Роанн, Рауль Марко, Жюльен Мафр
и другие
После разоблачения преступной банды, Бонифас стал детективом в универмаге, где ему поручено следить за ювелирным магазином, который привлекает алчные взгляды грабителей. Однако главный герой фильма страдает лунатизмом — он имеет привычку ходить по ночам. С этой особенностью Бонифация связаны все комические ситуации фильма. Случилось так, что он стал приходить ночью в магазин и сам похищает дорогие украшения. Трое злоумышленников, осведомленные об этой ситуации, решают использовать её для своей выгоды.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бонифаций-сомнамбула

английское название:

Boniface somnambule

год: 1951
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Пьер Левент
композитор:
художники: Поль-Луи Бутье, Жан-Луи Бути
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 26 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Бонифаций-сомнамбула», 1951

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Бонифаций-сомнамбула», 1951

Лекарство от сна

Уже через несколько минут после начала просмотра этой комедии я понял: возможно, сам того не подозревая, сюжет этого фильма позаимствовал Вуди Аллен для своего гениального «Проклятие нефритового скорпиона», с той только разницей, что герой Вуди Аллена грабил богатеев, для которых сам устанавливал сигнализации и антиграбительские ловушки, под действием гипноза, а мсье Бонифаций делал тоже самое в сомнамбулическом состоянии. Все остальное — герои, хитрые бандиты, решающие воспользоваться недугами наших героев, любовная линия, туповатые полицейские детективы, ситуации, в которые попадают герои — довольно похоже. Кстати, фильм Вуди Аллена рассказывает как раз о времени, в котором происходит действие «Бонифация-сомнамбулы». Правда, в «Проклятии» много традиционного алленовского юмора, иронии и бесконечной комической саморефлексии мэтра, комедия же Мориса Лабро, снятая ровно за 50 лет до создания «Проклятия нефритового скорпиона» — классически французская, то есть наивная, очень легкая, слегка авантюрная и лишенная каких-либо рассуждений.

И, конечно, в отличие от Аллена, который превратил этот сюжет в разветвленную многофункциональную сеть, где запутались с истинно алленовским остроумием решенные проблемы секса, любви, противостояния полов, мужской и женской инфантильности и т. д., а также были превосходно спародированы классические нуар-триллеры 40-х гг., «Бонифаций-сомнамбула» построен исключительно на забавных похождениях лунатика Бонифация и их последствиях.

Однако, здесь есть ряд таких сильных плюсов, что эту комедию необходимо посмотреть всем поклонником классического европейского кино. Разумеется, первый и самый главный из них — гениальный Фернандель, самый обаятельный французский комик. Человек с лошадиными зубами, выпученными глазами, ртом, в который, казалось, может влезть кулак, квадратным подбородком, обезоруживающей улыбкой, хитрым прищуром, гортанным смехом, огромным даром перевоплощения, необъяснимым для такой весьма сомнительной внешности шармом и божественным умением быть смешным. 40—50-ее гг были годами безраздельного царствования Фернанделя в комедийном жанре французского кино. Каждый год выходило по 3—5 фильмов с ним в главной роли и все они имели бешеный успех, и, хотя далеко не все они запоминались зрителю больше, чем на один день, работоспособность актера поражает воображение.

Вообще Фернандель не относился к тем актерам, что играют каждую роль, как последнюю. Нет, найдя в свое время удачную комическую маску, Фернандель не расставался с ней до конца дней, используя во всех фильмах одни и те же комические приемы, и охотно соглашался на любые роли, прослыв в одно время штамповщиком и эксплуататором собственного образа. Я, честно говоря, не так много фильмов с Фернанделем видел, чтобы сказать — так или не так оно было на самом деле, но скажу лишь, что образ обаятельного, хитроватого, но при этом добродушного и неглупого волокиты, француза среднего класса, охотно пускающегося в самые разные авантюры, ему, несомненно, очень идет. Характер Бонифация создан именно в такой стилистике. Впервые образ появился в комедии того же Мориса Лабро «Героический господин Бонифаций» в 1949 году и имел огромный успех, подвигший режиссера на продолжение. Залог успеха Бонифация у зрителя — в его невозмутимости, ребяческом энтузиазме, с которым он с головой бросается на защиту интересов среднего класса, в его любви к красивым женщинам, простодушии и огромной самоиронии.

Несмотря на примитивное, детское представление о лунатиках (они здесь, как зомби, ходят с вытянутыми вперед руками), Фернанделем с большим юмором обыгрывается каждая дурацкая ситуация, в которую вляпывается его Бонифаций в своем сонном состоянии. Его поход к любимой женщине через окно, обхождение им самим расставленных ловушек, ловко осуществляемые кражи, а в финале — уморительная беготня по крышам и драка с настоящими преступниками на лестнице, перекинутой между крышами двух многоэтажных домов, при этом и Бонифаций и преступники панически боятся высоты — все смотрится очень живо и весело. Но самый смешной эпизод фильма связан с появлением в картине другого гениального комика — Луи Де Фюнеса, когда Бонифаций просыпается в кровати между молодой женщиной и ее очень ревнивым супругом, которого и играет де Фюнес.

В начале 50-х де Фюнес еще не наступал Фернанделю на пятки и для великого комика был всего лишь еще одним зарвавшимся молодцем, возомнившим себя гением комедии. Фернандель не любил де Фюнеса, а когда тот в конце 50-х быстро и навсегда уже обошел его и в мастерстве, и в славе, просто возненавидел. И зря, потому что и эта крошечная сцена, сыгранная просто гениально, и эпизоды в других фильмах, в которых два великих комика появляются вместе, говорят, что из них мог бы получится потрясающий дуэт. В конце концов, личная неприязнь не помешала Жану Габену и де Фюнесу создать вместе 3 шедевра, но Фернандель оказался слишком горд и самолюбив для игры на равных с маленьким всклокоченным человечком, которого он когда-то, как последнего статиста трепал в кадре этого и других фильмов. Сейчас время так распорядилось, что имена де Фюнеса и Фернанделя стоят на всех двд-изданиях (и наших и западных) рядом, причем на наших имя де Фюнеса вообще стоит впереди.

Конечно, мы не увидим противостояния двух актерских гениев на экране. У Фернанделя — главная роль, у де Фюнеса — крошечный, но очень смешной эпизод. Другое дело, что и поклонникам де Фюнеса, и поклонникам Фернанделя иметь этот фильм в коллекции просто необходимо!

В фильме нет ни тонкой психологии, ни тонких взаимоотношений. Это легкомысленная французская комедия, очень смешная, очень добрая, очень наивная. Я смотрел фильм вечером, но меня, несмотря на «сонное» название фильма, в сон ничуть не клонило. Наоборот. Свою развлекательную задачу этот фильм выполняет отлично. Людям, любящим французскую комедию и двух великих комиков, он, я уверен, будет в радость.

10 из 10

1 апреля 2009

Комедия Бонифаций-сомнамбула появился на свет в далеком 1951 году, более полувека тому назад, его режиссером является Морис Лабро. Кто играл в фильме: Андре, Габи Андре, Андре Роанн, Рауль Марко, Жюльен Мафр, Андре Нюмес сын, Ривер Каде, Мишель Ардан, Матильда Казадезю, Ив Деньо, Лейла Лампи, Лилиан Берриал, Лео Кэмпион, Eliane Corteyn, Люче Хуэт.

Страна производства - Франция. Бонифаций-сомнамбула — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.