Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бонифаций-сомнамбула |
английское название: |
Boniface somnambule |
год: | 1951 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Морис Лабро |
сценаристы: | Жерар Карлье, Жан Манс |
продюсеры: | Люсьен Массон, Роже Рибадо-Дюма |
видеооператор: | Пьер Левент |
композитор: | Луиги |
художники: | Поль-Луи Бутье, Жан-Луи Бути |
монтаж: | Жермен Фуке |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 апреля 1951 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Уже через несколько минут после начала просмотра этой комедии я понял: возможно, сам того не подозревая, сюжет этого фильма позаимствовал Вуди Аллен для своего гениального «Проклятие нефритового скорпиона», с той только разницей, что герой Вуди Аллена грабил богатеев, для которых сам устанавливал сигнализации и антиграбительские ловушки, под действием гипноза, а мсье Бонифаций делал тоже самое в сомнамбулическом состоянии. Все остальное — герои, хитрые бандиты, решающие воспользоваться недугами наших героев, любовная линия, туповатые полицейские детективы, ситуации, в которые попадают герои — довольно похоже. Кстати, фильм Вуди Аллена рассказывает как раз о времени, в котором происходит действие «Бонифация-сомнамбулы». Правда, в «Проклятии» много традиционного алленовского юмора, иронии и бесконечной комической саморефлексии мэтра, комедия же Мориса Лабро, снятая ровно за 50 лет до создания «Проклятия нефритового скорпиона» — классически французская, то есть наивная, очень легкая, слегка авантюрная и лишенная каких-либо рассуждений.
И, конечно, в отличие от Аллена, который превратил этот сюжет в разветвленную многофункциональную сеть, где запутались с истинно алленовским остроумием решенные проблемы секса, любви, противостояния полов, мужской и женской инфантильности и т. д., а также были превосходно спародированы классические нуар-триллеры 40-х гг., «Бонифаций-сомнамбула» построен исключительно на забавных похождениях лунатика Бонифация и их последствиях.
Однако, здесь есть ряд таких сильных плюсов, что эту комедию необходимо посмотреть всем поклонником классического европейского кино. Разумеется, первый и самый главный из них — гениальный Фернандель, самый обаятельный французский комик. Человек с лошадиными зубами, выпученными глазами, ртом, в который, казалось, может влезть кулак, квадратным подбородком, обезоруживающей улыбкой, хитрым прищуром, гортанным смехом, огромным даром перевоплощения, необъяснимым для такой весьма сомнительной внешности шармом и божественным умением быть смешным. 40—50-ее гг были годами безраздельного царствования Фернанделя в комедийном жанре французского кино. Каждый год выходило по 3—5 фильмов с ним в главной роли и все они имели бешеный успех, и, хотя далеко не все они запоминались зрителю больше, чем на один день, работоспособность актера поражает воображение.
Вообще Фернандель не относился к тем актерам, что играют каждую роль, как последнюю. Нет, найдя в свое время удачную комическую маску, Фернандель не расставался с ней до конца дней, используя во всех фильмах одни и те же комические приемы, и охотно соглашался на любые роли, прослыв в одно время штамповщиком и эксплуататором собственного образа. Я, честно говоря, не так много фильмов с Фернанделем видел, чтобы сказать — так или не так оно было на самом деле, но скажу лишь, что образ обаятельного, хитроватого, но при этом добродушного и неглупого волокиты, француза среднего класса, охотно пускающегося в самые разные авантюры, ему, несомненно, очень идет. Характер Бонифация создан именно в такой стилистике. Впервые образ появился в комедии того же Мориса Лабро «Героический господин Бонифаций» в 1949 году и имел огромный успех, подвигший режиссера на продолжение. Залог успеха Бонифация у зрителя — в его невозмутимости, ребяческом энтузиазме, с которым он с головой бросается на защиту интересов среднего класса, в его любви к красивым женщинам, простодушии и огромной самоиронии.
Несмотря на примитивное, детское представление о лунатиках (они здесь, как зомби, ходят с вытянутыми вперед руками), Фернанделем с большим юмором обыгрывается каждая дурацкая ситуация, в которую вляпывается его Бонифаций в своем сонном состоянии. Его поход к любимой женщине через окно, обхождение им самим расставленных ловушек, ловко осуществляемые кражи, а в финале — уморительная беготня по крышам и драка с настоящими преступниками на лестнице, перекинутой между крышами двух многоэтажных домов, при этом и Бонифаций и преступники панически боятся высоты — все смотрится очень живо и весело. Но самый смешной эпизод фильма связан с появлением в картине другого гениального комика — Луи Де Фюнеса, когда Бонифаций просыпается в кровати между молодой женщиной и ее очень ревнивым супругом, которого и играет де Фюнес.
В начале 50-х де Фюнес еще не наступал Фернанделю на пятки и для великого комика был всего лишь еще одним зарвавшимся молодцем, возомнившим себя гением комедии. Фернандель не любил де Фюнеса, а когда тот в конце 50-х быстро и навсегда уже обошел его и в мастерстве, и в славе, просто возненавидел. И зря, потому что и эта крошечная сцена, сыгранная просто гениально, и эпизоды в других фильмах, в которых два великих комика появляются вместе, говорят, что из них мог бы получится потрясающий дуэт. В конце концов, личная неприязнь не помешала Жану Габену и де Фюнесу создать вместе 3 шедевра, но Фернандель оказался слишком горд и самолюбив для игры на равных с маленьким всклокоченным человечком, которого он когда-то, как последнего статиста трепал в кадре этого и других фильмов. Сейчас время так распорядилось, что имена де Фюнеса и Фернанделя стоят на всех двд-изданиях (и наших и западных) рядом, причем на наших имя де Фюнеса вообще стоит впереди.
Конечно, мы не увидим противостояния двух актерских гениев на экране. У Фернанделя — главная роль, у де Фюнеса — крошечный, но очень смешной эпизод. Другое дело, что и поклонникам де Фюнеса, и поклонникам Фернанделя иметь этот фильм в коллекции просто необходимо!
В фильме нет ни тонкой психологии, ни тонких взаимоотношений. Это легкомысленная французская комедия, очень смешная, очень добрая, очень наивная. Я смотрел фильм вечером, но меня, несмотря на «сонное» название фильма, в сон ничуть не клонило. Наоборот. Свою развлекательную задачу этот фильм выполняет отлично. Людям, любящим французскую комедию и двух великих комиков, он, я уверен, будет в радость.
10 из 10
1 апреля 2009