Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Атлантика |
английское название: |
Atlantis |
год: | 1913 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Август Блом |
сценаристы: | Эксел Гарде, Карл-Людвиг Шрёдер, Герхарт Гауптман |
продюсер: | Оле Олсен |
видеооператор: | Йохан Анкерстьерне |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 декабря 1913 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
Очень старые фильмы любопытны своим несоответствием более поздним кинематографическим формулам сюжета, устройства интриги, самой по себе логики нарратива и проч. Они близки скорее литературе, нежели искусству визуального воображариума. Так, и в «Атлантике» скорее ощутимо влияние «великого повествующего», нежели внутренних законов синематографа.
Кстати, с устройством кинонарратива все в полном порядке. Очень ранняя дата фильма смущать не должна. Сто лет назад Дания была как минимум в тройке ведущих школ самого молодого искусства XX века, и Август Блом создает историю крепкую, без провисов и видимой невнятицы, способную заинтересовать и сейчас. Но так как четкого отделения кино от литературы еще не случилось, то фильм демонстрирует именно этот «страх влияния». Достаточно указать на самой упоминаемый по частотности момент сюжета: крушение парохода, на котором плывет герой. Этот мотив несомненно архиактуален и сенсационен всего-то в следующем после крушения «Титаника» году, и создатели ленты постарались на славу, сняв агонию судна и даже затопив реальный корабль. Конечно, мы давно привыкли к совсем другой масштабности, весьма скромным эпизодом гибели уже не удивить, хотя на тот момент это смотрелось, должно быть, колоссально.
Однако самое интересное, что данный эпизод сложно назвать доминирующим по хронометражу и даже центральным композиционно. Все-таки главный принцип фильма, снова повторюсь, литературен. Это история человека, его семейных мытарств и их искупления. И это гораздо интереснее стоящего особняком факта, что в «Атлантике» кинематограф едва ли не впервые подступился к эффектам морского крушения. В меру чувствительная, в меру назидательная, одновременно назидательная и серьезная, история главного героя ценнее отдельных эффектов, что охраняет фильм от полной архивности до сих пор.
7 из 10
26 февраля 2019