На другом берегу
3.1
2023, драма, история
Беларусь, 1 ч 55 мин
12+

В ролях: Даниил Чуп, Антонина Дивина, Иван Батарев, Алексей Лонгин, Руслан Чернецкий
и другие
1925 год. В Западной Беларуси уже четыре года происходят волнения, идёт партизанская война, работают агенты советской разведки. А попытки местных жителей отстоять хотя бы собственную веру и церковь заканчиваются жестоким подавлением.
Дополнительные данные
оригинальное название:

На другом берегу

год: 2023
страна:
Беларусь
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Вячеслав Дунаев
композитор:
художник: Владимир Романовский
монтаж: ,
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 сентября 2023 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «На другом берегу», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «На другом берегу», 2023

Непростой фильм о непростой эпохе

Молодой белорус Павел Смолич живёт со своей матерью в Западной Беларуси – недалеко от границы с БССР. После мирного Рижского договора вся Западная часть Беларуси оказалась под властью Польши. Его старший брат Антон – партизан, борется с поляками. В отличие от него Паша занимает нейтральную позицию. Его жизненное кредо: пусть другие воюют, а я буду жить по своим правилам. Смерть близкого человека заставляет его задуматься о простых человеческих ценностях: о близких, о родине, которая сейчас разделена границей. Встреча с советской разведчицей Лесей Рубцовой коренным образом переворачивает всю его жизнь.

Мне понравилось то, что персонажи в фильме говорят как на русском, польском, так и на белорусском (насчитал как минимум 5 персонажей) языках, в том числе и на «трасянке». Создатели пытались тем самым сохранить атмосферу самой эпохи, что им вполне неплохо удалось. Считаю это одной из главных заслуг киноленты. Вся эта растерянность, обстоятельства непростого времени, очень хорошо переданы через личные драмы героев, их переживания. Так, Павел и Антон – братья, оказавшиеся по разные стороны отношения к происходящему. И если Антон вступил в ряды «лесных братьев», что вместе с другими членами КПЗБ борется против поляков, то младший Павел выбрал позицию «приспособления». Он просто «по инерции» живёт дальше – мастерит в корчме местного еврея, тайно встречается с его дочерью, помогает матери. Но когда та в муках умирает после инцидента с защитой местной церкви, парень задумывается. И, как всегда, помогает любовь… Куда уж без неё в таком-то фильме?

Если серьёзно, фильм вполне стоит посмотреть. Нет, в нём нет «агитки» или «зашоренного» советизма, как может показаться из написанного мною ранее. Андрей Хрулёв вместе с автором сценария Иваном Криворучко предлагают зрителю самому пережить ситуацию, сделать вывод. Рабочее название фильма («Мы едины») в этом плане показательно. Хотя, если честно, выпадают в этом плане комментарии диктора в самом начале, и уж тем более конце фильма – они показались мне неуместными, будто наталкивающими зрителя на «нужные», очевидные, выводы. Конечно, чтобы понять историческую ситуацию той эпохи, нужно какое-то пояснение, но пусть зритель сам осмыслит и воспримет происходящее.

С динамичной точки зрения сюжет сложен вполне крепко. Одни события сменяют другие, не давая зрителю передохнуть. Тут есть и погони, перестрелки, и интриги с заговорами – так что фильм должен найти самого широкого зрителя. Очень много исторических моментов, немного, конечно, переигранных, но имевших место в действительности. Так, эпизод с устранением свидетеля в суде явно напомнит людям «в теме» судьбу Сергея Притыцкого, спад к 1925 году партизанского движения, «ходки» за кордон – как средство спекуляции и выживания (кто читал романы очевидца-современника Сергея Песецкого, меня поймут), митинги на советской стороне – БССР (где есть как радостные, так и скучающие дети – ведь они всего лишь дети, которые многого не понимают) и многое другое. Так что видна рука историков-консультантов.

Честно говоря, меня удивило наполненность зала в кинотеатре – самая различная аудитория. Мама с двумя детьми, что, видимо, пошла на праздник и решила заглянуть в кинотеатр (был на показе 17 сентября в День народного единства), несколько влюблённых парочек, были и люди в возрасте – зал практически полностью заполнен, что, согласитесь, для белорусских премьер – диковинка. И это не был специальный показ «для школьников» или рабочих предприятия. Хотя в последующие недели будет и такое. И меня это порадовало. Возможно всё дело в активной промо-компании: за месяц до премьеры ролик фильма активно показывали на всех каналах страны, так что реклама фильма сделала своё дело. Белорусский кинематограф мне интересен (уже люблю или не люблю – зависит от конкретной картины), и стараюсь не пропускать ни единой премьеры.

Заметил, что большинство актёров – молодые и пока не примелькавшиеся зрителю. Что удивительно – никто из них не переигрывает, достаточно хорошо передавая характер своего персонажа. Конечно, хочется отметить Антонину Дивину в роли бесстрашной и бойкой разведчицы Леси Рубцовой, что яростно бросает советские лозунги налево и направо (также примета эпохи) и искренне верящей в истинную линию «партии товарищей Ленина – Сталина». Душевные метания Даниила Чупа в роли Павла были более тонки, оттого, возможно и не столь заметны.

Порадовала и «старая гвардия». Конечно, какая наша картина не обходится без Тамары Мироновой – мэтра и титана белорусского кино. Её присутствие в фильме – уже показатель, и пусть роль соседки матери Павла не столь большая, отыграла она её на отлично, да и внесла немалую лепту в осмысление происходящего вокруг. Как и настоятель местной православной церкви, которой грозит закрытие, его духовные наставления герою. Впрочем, не совсем понятно то, как создатели пытаются показать стремление поляков к закрытию церкви и контраст тем самым с положением «на другом берегу» – если учесть, что на советской стороне её ждало как-раз тоже самое?

Фильм выглядит атмосферным и благодаря отменной работе оператора Вячеслава Дунаева. Подбор локаций для натурных съёмок оказался очень важным элементом. Осенние пейзажи, частый туман – как фон происходящего выглядят шикарно и вполне подходяще. К слову, съёмочная группа в поисках лучших мест объездила множество регионов. В итоге съёмки проходили в Несвиже, Гольшанах, под Минском, в районах Ракова и на реке Ислочь.

В целом, фильм неплох. Повторюсь, главным её успехом для меня стала хорошая передача атмосферы непростого времени. Нечто подобное видел в своё время в сериале «Волчье солнце» (2014) от того же «Беларусьфильма» – кстати, отечественный кинематограф не так часто обращается к той эпохе. Так что выход этого фильма – событие. Приятного просмотра.

9 из 10

1 октября 2023

Совсем забыли гражданскую войну

Посмотрел нашумевший фильм «На другом берегу», который натолкнул меня на ряд интересных рассуждений.

Советско-польская война 1919-1921 гг. и последующая за ней экспансия Польшей западной территории БССР в результате Рижского договора 1921 г.– это следствие, прежде всего, революционных событий 1917 г. и Гражданской войны 1917 – 1922 гг., которая к моменту описываемых фильмом формально уже закончилась, но по факту еще продолжалась. Поэтому, когда анализируем подобные фильмы, исходить нужно из того, что русский народ стал жертвой геноцида, устроенного большевиками в годы Гражданской войны. Экспансия Польши стали лишь следствием.

Этот факт, к сожалению, фильм никак не отражает. Единственное, что бросилось в глаза, это то, что в штабе советской разведки, куда приходила разведчица Алеся для доклада, висел агитационный плакат с надписью «Красный террор». Очень показательно, поскольку именно развязанный ленинско-большевистской идеологией красный террор стоял у истоков гражданской войны, к которой, как известно, сам Ленин призывал еще задолго до ее начала.

Конечно, трагедию революции и затем войны почувствовали на себе простые жители тогдашней территории БССР, которая оказалось, по сути, разделенной причем не в результате Советской-польской войны, а позорного Брестского мира, заключенного большевиками в марте 1918 г. И то, что поляки так себя нагло по-хамски вели без какого-либо уважения по отношению к жителям БССР, что видно по поведению польского следователя по отношению к Павлу и его брату, который оказался жертвой раздутой поляками провокации, стало тоже следствием этих событий. Русские люди оказались в плену навязанных большевиками революционных идей. И Польша как раз «вовремя подоспела» со своим наполненным формализмом католицизмом и постоянным стремлением расширения своего влияния за счет угнетения других народов.

В фильме как-то очень неуверенно показана Русская Православная церковь. Священник, отпевающий покойника, произносит совсем не те возгласы, который он действительно произносит по канонам во время отпевания. Видать, этого создатели фильма совсем не учли. Не консультировались с представителями Церкви в момент киносъемок. А это нужно было сделать, потому что времена далеко не советские, и информация это не является закрытой.

Имперской культуры, которая в БССР существовала еще менее чем 10 лет назад по отношению к происходящим событиям она в фильме тоже не показана. Судя по говору героев, проживающих по сюжету в деревнях, складывается впечатление, что после 1917 г. все жители территории Беларуси резко стали говорить на белорусском языке, что отнюдь не соответствовало действительности, потому что большая часть народа говорила на русском языке. Польский же язык, как и белорусский, активно навязывался, что, кстати, в фильме также не затронуто.

Еще в фильме есть киноляпы. В одном эпизоде раненный показан как раненный, истекающий кровью, а в следующем же кадре – без крови. Это даже невооруженным глазом заметно.

В остальном же фильм весьма годный к просмотру, потому что в нем есть все, с чем человек сталкивается и может столкнуться в обычной жизни – измена, заговоры, предательство, дружба, верность и т.д. И когда герои сталкиваются с этим явлениями в обычной жизни, как те же Алеся и Паша, это заставляет зрителю им сопереживать.

Фильм предназначен больше для домашнего ТВ-просмотра. Это даже видно по тому, как его снимали. Технология очень похожа на ТВ-сериалы, так что рекомендую смотреть его дома с семьей, когда он выйдет на широкие киноэкраны.

6 из 10

23 сентября 2023

Драма На другом берегу на большом экране с 2023 года, его режиссером является Андрей Хрулев. Кто снимался в кино, актерский состав: Даниил Чуп, Антонина Дивина, Иван Батарев, Алексей Лонгин, Руслан Чернецкий, Олег Филипчик, Тамара Миронова, Светлана Никифорова, Виктор Рыбчинский, Игорь Подливальчев, Татьяна Фёдорова, Максим Дубовский, Андрей Дудко, Александр Душечкин, Елизавета Шукова.

Страна производства - Беларусь. На другом берегу — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.