Большой дом
7.6
2023, детектив, история
Россия
12+

В ролях: Виталий Кищенко, Борис Хвошнянский, Артур Ваха, Никита Волков, Илья Коробко
и другие
Ленинград, 1965 год. Подполковнику КГБ Михаилу Широкову сообщают, что в Ленинграде замечен его давний враг Александр Строганов по кличке Граф — бывший каратель и диверсант, работавший во время войны на немецкую разведку. При помощи остатков белогвардейского подполья, саботажной группы «Зигзаг» и «крота» в рядах милиции он пытался осуществить изощренный план по уничтожению города: взрыв пяти символов революции, в том числе Большого дома. Молодой Михаил Широков, тогда еще оперативный сотрудник НКВД, и его учитель старший лейтенант Еремеев предотвратили эту катастрофу, но Графу удалось уйти. Широков проверяет всех Строгановых, ныне проживающих в Ленинграде, подозрение падает на киномеханика. И действительно, он и его жена Лора заброшены в СССР американской разведкой. Их цель — похищение крупного физика-ядерщика и вывоз его за границу. Широков и его опергруппа идут по следу.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Большой дом

год: 2023
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Константин Панасюк
композитор:
художник: Андрей Свердлов
монтаж:
жанры: детектив, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
детектив, история

Постер сериала «Большой дом», 2023

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Большой дом», 2023

Достойно!

Достойное поведение героев - именно это больше всего и понравилось. Истерики - это какой-то болезненный тренд вообще мирового кинематографа. Стало почему-то модным показывать картинные слёзы и чрезмерный надрыв, выглядит мерзко. Здесь не так, тут персонажи ведут себя в лучших традициях советских сериалов про разведчиков. Кучищу их пересмотрела и так досадовала, что нет хорошего современного сериала про разведку/контрразведку, а теперь вот есть. И это замечательно! Хорошо, что службистов показали как дОлжно, как интеллектуалов, собирающих по крупицам цельную картину, которую от них при том пытаются скрыть. В общем, настоящие рыцари пера и шпаги. После ушатов кинематографической грязи на НКВД/КГБ/ФСБ приятно видеть достойное поведение героев, прямо, глаза радуются. В сериале много моментов, где, в общем, показывают, что было разное: и у нас предатели, и у них нам сочувствующие, и жадные, и трусливые, и нечестные люди. В общем, люди как люди, такие разные. Сильно показана атмосфера блокадного Ленинграда, по крайней мере, для меня, мне всегда трудно такое смотреть. Но тут хорошо, что тему блокады не завалили ни в тотальную скорбь, ни в 'пир во время чумы', главной темой как будто звучит 'Мы будем жить!' И тоже показывают, что во время блокады было всякое, а главное - что люди работали и продолжали жить. Эстетика Советского Союза нормальная, пошарпанные стены показаны там, где они, скорее всего, на момент действия и были пошарпанными. Не хватало у государства ресурсов материальных и трудовых до идеального вида довести все-все больницы и учреждения в стране. Например, в Смоленске ещё двадцать лет после войны в центре пустые коробки вместо домов стояли, как раз до шестидесятых, так что по антуражу всё вполне сбалансированно. Общим эпитетом к сериалу я бы выбрала 'Достойное!' И визуально достойно, и поведение героев достойное, что весьма радует.

11 февраля 2024

Так кто, все таки, победил?

Сериал захватывает с первых минут, интересна работа оператора, лица, тембр голоса главных героев, музыка и пр., и пр. Потом обнаруживается традиционное изображение убогости периода Советской власти: больницы, квартиры - все облезлое, грязное. И главное: непонятно, как Красная армия и вся страна смогли мобилизовать свои силы и победить. Куда ни глянь, везде доблестные бывшие белые, киношные мстители, одерживают победы. Они мотивированны, они убедительны. Со стороны Советов только: забавные молодые офицеры КГБ и НКВД, деморализованные люди в блокадном Ленинграде, хапуги и жулики и предатели, очень много предателей. Сильно озадачивает фраза из уст врага: Город большевиков должен быть разрушен и восстановлен из пепла САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Так, кто, все же, победил по версии авторов?

23 января 2024

«За наш Большой дом!»

Российское кинопроизводство имеет неизмеримый потенциал и множество возможностей для его раскрытия. Увы, его развитие в сравнении с голливудским кинематографом движется медленно, в том числе по историческим причинам, что проявляется в неидеальной форме подачи информации, в простоте сценария и недостаточном исследовании духовной жизни личности.

В первую очередь, указанное проявляется на содержательном уровне. Невозможно рассматривать произведение в отрыве от создателей сериала и государственного заказа, по которому они работали.

Так, выполнена поставленная цель - в лучших традициях Вергилия и Корнеля показано, как должен выглядеть идеальный гражданин, исполняющий долг перед государством, а также обозначен современный враг нашей страны.

Напоминание о богатстве и ужасах истории России, в частности, во времена Великой отечественной войны, никогда не будет лишним. СССР выстояла под безжалостными ударами врага благодаря непоколебимой вере его народа.

При этом особого выделения требует идея бесперспективности культурной изоляции. Культурно отгораживаться от немецкого или иного искусства по политическим причинам нельзя. Искусство не имеет нации.

Во-вторых, приведенные идеи не удалось вписать в довольно сжатый хронометраж. Казалось, что сериал идет по верному пути: сосредотачивается на немногих линиях повествования и не распыляет внимание на безмерное множество персонажей, однако сюжет не смог дышать полной грудью при всем имеющемся потенциале.

Характеры персонажей не переливаются возможными оттенками человеческой души. Особенно эта возможность исследования моральных вопросов упущена в сценах о блокаде Ленинграда. Намеки на нюансы личностей предателей Родины нивелированы цветовым изображением и антуражем их внутренних монологов. Красный свет и одинокий стул в холодных стенах комнаты допросов.

Не услышаны истории персонажей, которые этого заслуживали, например, Лора Крутецкая.

Кажется, что форма построения истории как лекции главного героя любопытным студентам использована в начале, благополучно забыта и впоследствии «на скорую руку» вставлена в конце.

Кроме того, однобокий взгляд на «белых», которые изображены только как враги государства, не оставляет хорошего послевкусия. Бывшие зажиточные крестьяне, русская буржуазия и интеллигенция, русские офицеры – верные подданные Российской империи низведены до предателей Родины в связи с происхождением антагониста сериала. Другие участники белого движения в сериале не представлены никаким образом.

История натурально и атмосферно развернулась на экранах благодаря колоссальной работе художника-постановщика. Сценический дизайн успешно возвращает зрителя в прошлый век.

В итоге получился поверхностный, добротный и интересный русский нуар.

5 из 10

28 октября 2023

Хребет Государства

- Сколько я Вас повидал? Карателей! Предателей! Стяжателей! Спекулянтов! Мародёров! Торгашей! Сколько душ невинных Вы погубили, детей, стариков и товарищей моих... Вы, самая настоящая тьма, которая почему-то до сих пор ползёт по моему городу... Но бойтесь меня! Бойтесь, пока я жив!

'Большой дом', 2023, реж. Е.Кончаловский

Понравилось? Не понравилось? Понравилось... Интересно? Не интересно? Интересно... Стоит смотреть? Нет? Стоит. Непременно стоит. И чем больше будет зрительская аудитория - тем лучше! Почему? При всех огрехах, кино, правильное. Нужное. Тут чёрное и белое в стыке оскала. И жизнь на кону ставкой. Две идеологии схлестнулись. Кривда правду на лопатки желает положить, а та ей дули под нос крутит в ответ...

Если ЦК КПСС - это голова государства, то её хребет, конечно же КГБ. От хребтовой мощи всё и танцуется. Руки, ноги, кости, мышцы... Переломлен хребет - считай всё пропало. 'Большой дом' ныне это про воинство света в борьбе с тьмой. НЕ ДОЖДЁТЕСЬ!

Подполковник КГБ - Михаил Широков (Борис Хвошнянский) приглашён к молодёжи лекцию прочесть. Но вместо академичности урока предлагает реальное дело из собственной практики завтрашним лейтенантам... и я был зелёным юнцом когда-то - много прыти, да мало опыта. За двадцать с лишнем лет пришли и хладнокровие, и прозорливость... Началом службы - блокадный Ленинград и гады всех мастей нарывом гноя Северной Столицы. Холод, голод, смерть. Люди - большей частью доходяги, пайки хлеба в выдачи - по граммам нормы. До людоедства доходило. Кто-то жирел, состояния наживал скупая за продукты художественные полотна, золото, драгоценности... Кто-то на врага работал - листовки, прокламации, диверсии, убийства. А мародёры? А грабители? А рвачи? Обострилось всё сразу как-то...

Режиссёр оборачивает сериал в обёртку шпионского триллера. Сын белого офицера - Граф в центре сюжета. Во время войны он диверсант гитлеровский разведки, сначала борьба с партизанами его послужным списком, затем - переброска за линию фронта... В середине 60-х он замаскированный агент заокеанских хозяев готовящий операцию похищения физика-ядерщика. КГБ выходит на его след и вот уже не законченная дуэль в духе 'двадцать лет спустя' с постаревшими, но всё теми же персонажами в противостоянии. Чья возьмёт?

Флэшбэки раскачиванием маятника туда-сюда. Из вчера в сегодня и обратно на протяжении всех восьми серий. Документальные кадры хроники передачей духа того времени - саночки с покойниками, заснеженный город не вставший на колени и вот уже потом, потом, в середине 60-х - мирный, запруженный людом, с ёлками к Новогоднему празднику, дышащий... ВЫСТОИЛИ! ПОБЕДИЛИ!

Сериал лишён чисток устраиваемых 'Отцом Народов'. Нет тут воронков под шелест знаковых - 'Враг Народа'. Тут даже - 'ПО ЗАКОНУ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ' - с расстрелами на месте, при задержании с поличным НИЧЕГО, НИ РАЗУ... Да и сам НАРОД здесь, иной. Понятный. НКВДшники же заняты лишь откровенными врагами. Сценаристы не ставили себе целью обелять-очернять 'воинство'. Тут просто оно на ином фронте сконцентрировано. Под иным углом происходящее подаётся.

'Противостояние'(1985) приходит на память с предателем Родины, чудовищем, Николаем Кротовым (Андрей Болтнев) в сопоставлении с 'Графом и Ко' на параллели. И там, у режиссёра Семёна Арановича, мы точно также то в годы войны переносимся, то в мирный день сыщиков окунаемся... А ещё, конечно же 'Судьба резидента'(1970) - персонаж Ростислава Плятта тогда тоже пробавлялся скупкой художественных ценностей у блокадников. И также висел на крючке вражеской разведки.

Сильны актёрские работы Виталия Кищенко, Бориса Хвошнянского, Артура Ваха, Ольги Белинской. Остальным - спасибо за участие. Спасибо.

7 из 10

15 октября 2023

Мода на так называемый 'советский детектив', кажется, и не сходила с российских телеэкранов. Бесчисленные сиквелы приключений майора Черкасова (бедный Андрей Смоляков!), 'Крик совы', 'Убить Сталина', да много различных примеров можно привести... Но вот не на телевидении, а на онлайн-платформах выходит с виду очередной представитель жанра от потомственного режиссера Егора Кончаловского, 'Большой дом'.

И вроде как Кончаловский своим новым проектом выполнял госзаказ, а вроде уж больно напоминает его 'Большой дом' своей атмосферой недавнего фестивального лауреата 'Капитан Волконогов бежал'. Причем не только атмосферно, но и стилистически - сериал отнюдь не обеляет органы и напротив не очерняет преследуемых ими лиц, да и полноценно воспринимать его всерьез не получается - 'комиксность' здешнего Советского Союза на лицо, и в первую очередь это заметно в визуальном плане.

Все персонажи делятся здесь на гэбистов и тех, кого они ловят. Главный герой подполковник КГБ Широков (органичный в такой роли Борис Хвошнянский) или его шеф и наставник Еремеев (усатый Кищенко, обычно игравший злодеев и подлецов) то и дело рефлексируют по поводу наиболее тяжелых в моральном плане эпизодов начала своей службы в блокадном Ленинграде и признают, что не всегда был прав. Пострадавшие и задержанные то и дело выступают со своими полуоправдательными монологами в 'красной комнате' (ха-ха), и под конец эти монологи натурально утомляют и начинают раздражать (чисто мое мнение). Особенно психоз Лыкова - хотя своего мерзкого тараканоподобного персонажа сыграл добротно.

Сюжет крутится вокруг очередного нацистского преступника-коллаборанта, которого ищут в Ленинграде 60-ых. Не самая оригинальная история (вспомним 'Палача' и 'Алекс Лютый', а сколько было в реальнос и таких расследований), и конечно беглец-предатель вернулся в СССР не просто так. Здесь же на первый план выходит еще одна проблема ленты - постоянные временные скачки между 40-мы, 50-ми и 60-ми, и иногда трудно сориентироваться между событиями сериала, во многом из-за резких переходов между некоторыми сценами.

Да и волшебные совпадения и случайности сценария отнюдь не положительно влияют на реализм ленты. Например, абсолютно все разрабатываемые чекистами лица случайно связаны с главной злодейской организацией. Или странный подход к Советскому Ленинграду оттепельной эпохи, где взрослые мужики самостоятельно воспитывают приемных детей (женщины-то куда подевались?).

Экшн в сериале есть, его относительно много, вполне стандартный для проекта подобной тематики. Редкие перестрелки, погони - в принципе, ничего особенно запоминающегося. Да и детективная линия стандартная - но в совокупности с качественным визуальным рядом и атмосферой получается добротное кино.

Чем оно привлекает? Не каждый день нуарный комикс о расследованиях чекистов в альтернативном Союзе, искаженном (или преображенном) оптикой широкоугольного объектива, что и придает визуальному ряду сериала особый шарм.

6,5 из 10

7 октября 2023

Приятное удивление

Вот уж действительно, я испытал приятное удивление от просмотра новой работы Егора Кончаловского - мини-сериала (8 серий, чуть больше 5 часов) 'Большой дом', снятого по заказу телеканала SТС и показанного только что, 28 сентября 2023 г. (причём я посмотрел его уже 1 октября онлайн в 'Одноклассниках' без каких-либо ограничений и рекламы!).

Да, работа очень серьёзная, вдумчивая... И мне наплевать, происходили ли эти события в действительности или нет (нигде ведь не оговаривается, что сериал снят на основе реальных событий, как и '17 мгновений весны'), но, думается, что такое вполне могло иметь место (мы до сих пор далеко не всё знаем о ВОВ и работе нашей контрразведки, КГБ, а о блокаде Ленинграда до сих пор открываются всё новые и новые печальные подробности...)

Мне сразу вспомнились строки Александра Градского из финальной, 'подтитровой' его песни к фильму 'В июле 44-го': 'Маятник качнётся, Сердце замирает...' Только в нашем сериале это, скорее, не маятник, а знаменитый ленинградский блокадный метроном, уже вневременной: раз- и мы в 1942-м году, два- и мы в 1965-м, в том же городе. Порой это качание неспешно, а порой просто молниеносно- так того требует драматургия. А она здесь на уровне. Егор Кончаловский мастерски использует, как я бы сказал, приёмы психоделика: внезапно, в красных тонах на экране появляются герои картины и, как на исповеди, начинают 'колоться' перед зрителями. Вообще-то приём не нов, но он работает и впечатляет! Да и вся манера съёмки- настоящая 'киношная', а не новомодная, клиповая, 'эффектная'. И скромная компьютерная графика- строго 'по делу'. Да и бюджет сериала, судя по всему, был не очень велик (не Эрнст же с Добронравовым его заказывали!). Так что- побольше 'реализьма'!

О малом бюджете говорит и то, что в актёрском ансамбле не замечено суперзвёзд вроде Миронова, Маковецкого, Хабенского, Пореченкова, Поляковой и т.д. Да оно и хорошо! Все сыграли добротно, ровно и пристойно. Ну, или почти все. Хотя... Всё же один актёр перетащил 'одеяло на себя'- Александр Лыков ('Диверсант', 'Турецкий гамбит' и т.д.). Здесь, на странице сериала, его просто НЕТ! А в самой работе у него хоть и небольшая, но мощная роль, да с его-то богатейшей фактурой! Что я говорю- сами увидите!

Напоследок кое-что малоизвестное. Композитор 'Большого дома' Виктор Сологуб- известный, старый питерский рок-музыкант (проекты 'Странные игры', 'Игры' (с которыми я в качестве стёб-рок-барда Красного Огурца вместе выступал и был немного знаком),'Популярная механика' покойного Сергея Курёхина и проч.) С 2003-го года работает и как кинокомпозитор. Его 'рокерство' ощущается и в нашем сериале.

Наипоследнейшее. По первому просмотру я какой-то явной кинолажи не нашёл (буду обязательно пересматривать). Да, в 1965-м году мне было всего 3 года. Только что сместили 'Хруща'. Но вряд ли тогда уже появились анекдоты про заменившего его Брежнева, один из которых, недосказанный, присутствует в последних сериях. Хотя могу и ошибаться...

2 октября 2023

Детектив Большой дом на большом экране с 2023 года, его режиссером является Егор Кончаловский. Кто снимался в кино, актерский состав: Виталий Кищенко, Борис Хвошнянский, Артур Ваха, Никита Волков, Илья Коробко, Карина Разумовская, Евгений Санников, Игорь Угаров, Сергей Шоколов, Алексей Белогорцев, Михаил Титов, Анна Королёва, Божена Жарина, Константин Каримов, Егор Кончаловский.

Страна производства - Россия. Большой дом — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.