Декабристка
6.7
2018, драма
Россия, 49 мин
16+

В ролях: Дмитрий Муляр, Дмитрий Ячевский, Полина Сыркина, Елена Папанова, Кристина Рубан
и другие
Москва, 1950-е годы. Левицкий заработал репутацию адвоката, не знающего поражений. Однако его профессионализм очень не нравится старому знакомому, влиятельному прокурору Громову. Даже больше, чем споры в зале суда, его задевает, что обожаемая им Зина, отвергшая его чувства, в итоге выбрала этого выскочку Левицкого. После очередного конфликта между соперниками Громов фабрикует ложное обвинение, по которому адвоката отправляют в лагерь в Иркутскую область. Зина без раздумий оставляет свою благополучную столичную жизнь и отправляется вслед за любимым.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Декабристка

год: 2018
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Сергей Вальцов
композитор:
художники: Мавлодод Фаросатшоев, Максим Пазилов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 49 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер сериала «Декабристка», 2018

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Декабристка», 2018

СПИСОК ШИНДЛЕРА ПО-СОВЕТСКИ

Что там говорить — фильмов, тем более сериалов, на тему репрессий сталинской эпохи, в наше время совсем немного. Скорее наоборот, все больше появляется ретрофильмов или сериалов приукрашивающих или лакирующих наш советский ХХ век. Однако в год 100 -летия Александра Галича и Александра Солженицына тему сталинских репрессий замолчать никак не удается, и даже на федеральных каналах вынуждены готовить юбилейные передачи, где опять так пугающе актуально звучат тексты о тюрьмах и лагерях страны, «где так вольно дышит человек». И на НТВ появляется сериал «Декабристка», где на титрах анимированная карта ГУЛАГа опутывает колючей проволокой всю страну «от Москвы до самых до окраин».

И в тех же титрах заявлено — основано на реальных событиях. А события настолько уникальные в той стране в то время, оцепеневшей от страха даже в попытках оказать сопротивление несправедливому правосудию. Насколько я себя помню, в то время слова: «право», «права человека», «правосудие», «правоохранительные органы» редко звучали. Вот просто — «ОРГАНЫ» звучало гораздо чаще, и все было понятно.

Праобразом главной героини стала Зинаида Григорьевна Левицкая, коммунистка, вдова фронтовика, мать сына-школьника, которая работала заведующей канцелярией областного суда в Иркутске, имела доступ к делам в архиве и когда заметила, как часто судейские чиновники равнодушно штампуют бумаги, тайно начала печатать постановления о сокращении срока заключения. Эти листы она вкладывала в папку «на подпись». Председатель областного суда, как обычно, подписывал эти документы, не глядя, секретная часть ставила печать, а фельдегеря развозили их по зонам.

«Таким образом, из тюрем и лагерей на свободу вышло 410 (!) человек. — Из них 240 политических по 58-ой статье, а остальные по уголовным статьям, ну, вы же понимаете, что уголовные статьи были там за горстку муки, за колосок, там за 1 овцу, ну, и так далее» — говорит продюсер сериала Ефим Любинский. Левицкая так действовала около двух лет с 49-го по 51-й год, чуть ли не еженедельно, потом попалась. Что характерно, на нее донесла одна из тех, кого она недавно освободила. Левицкую осудили на 20 лет, но вышла на свободу она в 56-м, после ХХ съезда КПСС. Юлия Баева на основе судьбы реальной Зинаиды Левицкой написала сценарий, передав ее фамилию жениху главной героини. Второе название фильма «Жертвоприношение».

Режиссер сериала Ирина Гедрович не в первый раз работает над сталинской темой. Она непосредственно общалась с его дочерью Светланой и внуками, и в 2008-м сняла документально-художественный фильм «Светлана» — не путать с сериалом 2018 года. В 2012-м выпустила мини-сериал «Товарищ Сталин» с необычной версией кончины вождя, где Сергей Юрский создал, по-своему, обаятельный образ смертельно опасного для страны и мира параноика.

В новом сериале «Декабристка» вождь только на портретах, которые повсюду: в кабинетах чиновников, в зале суда, на вокзалах, на страницах газет, на стене барака в сибирском лагере. И хоть на дворе не 37-й год, а рубеж 50-х, возможность засудить и посадить по статье «вредительство» или «измена родине» ничего не стоит. Технологию тогдашнего судопроизводства нам показывают с первой до последней серии. Да, смотреть следует до конца, не отрываясь, ибо сюжет развивается одновременно «на воле» и в зоне, паралельно и непредсказуемо и характеры персонажей развиваются с самых неожиданных сторон.

Итак, о сюжетной канве фильма. По доносу корыстного прокурора Громова (Иван Мамонов), суд приговаривает его оппонента, адвоката Алексея Левицкого (Дмитрий Муляр) по 58-й статье на 10 лет лагерей. Невеста адвоката Зинаида Уварова (Светлана Иванова), как некрасовская декабристка отправляется из столицы в Сибирь, в стремлении каким-либо образом помочь любимому. Зинаида едет не одна, а с сыном Мишей, мальчиком 12 лет, чей отец погиб в Сталинграде.

В городе, до которого несколько суток добиралась героиня сериала, в первый же день в ее глазах меркнет миф о необычно богатом духовном мире советского народа. Это миф об особенной широте, доброте, щедрости и гостеприимстве сибиряков. В детстве я сам несколько раз смотрел фильм Пырьева «Сказание о земле Сибирской», и Зинаида Уварова наверняка тоже его смотрела в то время, поэтому так отчаянно смело поехала с сыном Мишей из Москвы в Иркутск. Но ведь с давних времен Сибирь место каторги и ссылки, здешнее население, по большей части — потомки ссыльных и каторжан. Вор-карманник и мошенник — первые иркутяне, которые встречают приезжих из Москвы. Недоверие, подозрительность, злоба буквально пронизывает атмосферу сибирского города. Пожалуй, душевность проявил к приезжим только постовой милиционер Котик (Анатолий Гущин), который устроил их на квартиру, да и у него была своя корысть, к «любвеобильной» хозяйке Катюше (Полина Сыркина).

Пожалуй, до сего дня я не видел столь острого, жесткого и достоверного в деталях изображения жизни советских людей в советской стране. Костюмы, реквизит абсолютно соответствуют эпохе. В этом большая заслуга режиссера, оператора и художника сериала. Для фильма не строили декораций. Тайшетлагерь снимали в реальной зоне под Сыктывкаром, построенной в 1937 году и используемой по прямому назначению вплоть до 2016 года. Заключенные из соседней колонии приглашались для съемок в массовке. Бараки, огромные штабеля спиленного леса — мрачную энергетику места постоянно ощущали артисты и статисты, играющие заключенных и их охранников. Визуальная ирония даже в изображении — шеренги «зека» в черных ватниках и «вохра», буквально белая и пушистая, в валенках, полушубках и ушанках из белой овчины.

Борис Каморзин очень убедителен в роли гражданина начальника лагеря — майора Макагона. Артисту равно хорошо удаются характеры положительных и отрицательных персонажей. В «Декабристке» сценаристка Юлия Баева ему предоставила возможность блеснуть в обоих качествах.

Другой майор НКВД Соболев превосходит Макагона в коварстве и жестокости. Он не только издевается над заключенными, но и подсиживает своего непосредственного начальника. Поразительно, но в его роли Вячеслав Манучаров — артист комедийного жанра, пародист, сыгравший улыбчивого мошенника Андрея Разина в фильме «Ласковый май».

В роли председателя областного суда Ильина — Сергей Пускепалис. Ему удалось передать неоднозначный характер этого важного советского чиновника, отправляющего на каторгу от имени Российской федерации на основании бесчеловечных советских законов десятки и сотни бедолаг.

Светлану Иванову я запомнил еще по одной из ее ранних ролей — девушки из белорусской деревни, которая полюбила немецкого солдата, в фильме «Franz+Полина». И там, и здесь она сыграла человека с сильным характером, в облике слабой и хрупкой женщины, осмелившейся пойти вопреки обстоятельствам на подвиг жертвоприношения, храбро отстаивая свое право на счастье быть вдвоем с любимым. Кстати, и тот фильм был основан на реальной истории.

8 из 10

15 декабря 2018

Памяти всех, кто там был…

Я очень редко оставляю комментарии, еще реже пишу рецензии, но мимо этого сериала пройти не смог.

Проблемы, затронутые в нем, так или иначе, связаны с каждым из нас, с историей нашей страны. По крайней мере, тема репрессий, подавления личности государством, исправительно-трудовых лагерей, коснулась моей семьи лично, поэтому «Декабристка» вызвала у меня большой интерес.

Многие диванные «эксперты» сразу же обрушились с критикой на сериал, на его сюжет, неправдоподобность изображения, наивность главной героини Уваровой, мягкость председателя Иркутского суда Ильина, жестокость начальника лагеря Соболева. Ошибки и ляпы действительно есть, но самое главное, что удалось режиссеру и сценаристу (за что им отдельное спасибо), — это поднятие проблемы и привлечение к ней внимания. Самое ценное именно это. Сериал заставляет задуматься. Не стоит искать в нем подводные камни, скрытый смысл, ошибки, нестыковки и неточности, все это в нем есть, и это неизбежно. Намного важнее посмотреть на ситуацию со стороны и хорошенько задуматься, постараться ответить на вопросы: «почему так произошло?», «что это было за время?», «зачем так поступила героиня».

Немного о героях.

Зинаида Уварова. Пожалуй, только к этому персонажу есть претензии, точнее, к актрисе, ее сыгравшую (Светлана Иванова). Наивная, хрупкая, спонтанная девушка все бросает и отправляется на край света за своим возлюбленным (не мужем!), да еще и с десятилетним ребенком от первого брака, при этом оставляет в Москве пожилую больную мать. Возможно, сериал бы выиграл, если Уварову сыграла другая актриса, так как Иванова, по правде говоря, не понравилась.

Алексей Левицкий. Дмитрий Муляр просто великолепен. Он не играет, а живет ролью, проживает ее на протяжении всего сериала. Поначалу наивный, он не сразу «вливается» в лагерную жизнь. Терпит лишения, страдает, но не унижается и не сдается, не теряет своего достоинства, и в итоге судьба его вознаграждает встречей с бывшим подзащитным Петуховым, после чего его статус в лагере меняется. Для маленького человека, живущего в условиях тоталитарного режима, это уже победа.

Сергей Ильин. Практически все роли Пускепалиса однотипны. Он не умеет играть по-другому, и с этим нужно смириться, однако в данном случае он, как кажется, оказался на своем месте и сыграл вполне убедительно. Порой удивляет его мягкотелость, например, когда он отдает все сбережения Савельевой, хотя имел возможность решить эту проблему по-другому. В целом же, ему удалось показать равнодушного советского чиновника-манекена, который никого не слышит вокруг, кроме своего начальства и плохо относится к людям.

Макагон и Соболев. Герои-антиподы. Бывший и будущий начальник лагеря. В сериале показан их скрытый конфликт, который перерастает в горячую фазу, где Соболев показал себя настоящим садистом. И Каморзин, и Манучаров неплохо смотрятся, каждый на своем месте, но линия с братом Макагона, который как две капли воды похож на него самого, на мой взгляд, здесь лишняя, что называется, притянута за уши.

Екатерина Дадашкина. Проститутка, отверженная, которую в городе в упор никто не видит, кроме власть имущих. Она оказывает услуги определенного характера, получая взамен еду. Ее трудовая книжка лежит в милиции (числится уборщицей, чтобы не сесть за тунеядство), а милиционер Котик — ее постоянный клиент. Полина Сыркина прекрасна в этой роли, она очень естественна и непосредственна, но сам факт того, что людям приходилось унижаться и торговать своим телом за еду, ужасен.

В итоге получился добротный сериал с крепкой фабулой, который так не понравился «экспертам» из-за обилия нестыковок, желания в очередной раз очернить Советский Союз, и прочая, прочая, прочая. Однако нужно уметь читать между строк и понять, что «хотел сказать автор». Привлечение внимания к проблеме — главное достоинство сериала, который лично я посмотрел на одном дыхании. Он вызвал эмоции, за героев хотелось переживать, а ведь именно это должно делать настоящее искусство.

28 ноября 2018

Надеюсь, верую, люблю.. .

Сериал поднимает тему массово несправедливо осужденных по пресловутой 58 статье, попавших наших соотечественников в жернова сталинского режима, сломанных, но не сломленных.

Сущность Советской власти показана не комфортными сценами лагерной жизни, особенно в лозунгах на транспорантах. Кто — то боится, кто — то верит, что эта власть защитит их…

Главная героиня Светлана Иванова в целом сыграла достойно убедительно, но вызвала противоречивые чувства: с одной стороны стремление помочь любимому человеку и простым ни в чём невиновным людям, с другой — маниакальная, глупая, одержимая страсть подделывать подпись и воровать печать.. .

Дмитрий Муляр принёс на экран ту трагическую судьбу, что выпала на его долю, но не потерял человеческого достоинства ни при каких обстоятельствах.

В целом сериал заставляет задуматься над своей историей страны, о судьбах наших соотечественников, у которых выбора нет, но поступиться совестью своей они не смогли. Остаётся какая — то надежда.. . Надежда на справедливость, добро и любовь.. .

24 ноября 2018

Драма Декабристка на большом экране с 2018 года, его режиссером является Ирина Гедрович. Кто снимался в кино, актерский состав: Дмитрий Муляр, Дмитрий Ячевский, Полина Сыркина, Елена Папанова, Кристина Рубан, Александр Левин, Юлия Калашникова, Георгий Тополага, Александр Давыдов, Дмитрий Митин, Елена Мелентьева, Наталия Колоскова, Елена Грибова, Ирина Ермилова, Александр Дуденков.

Страна производства - Россия. Декабристка — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.