Тельма
Thelma
6.4
7
2017, ужасы, фантастика, триллер
Дания, Франция, Норвегия, 1 ч 56 мин
18+

В ролях: Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Грета Эльтерваг, Марте Магнусдоттир Солем, Андерс Мосслинг
и другие
Тельма поступает в университет и впервые начинает жить отдельно от родителей, гиперопекающих христиан. Девушка не поддается соблазнам, не пьет и не курит. Однажды она знакомится с однокурсницей Аней, которая принимает ее в компанию своих друзей, девушки становятся подругами. Тельма смущена новыми чувствами, а вдобавок у неё начинаются похожие на эпилептические припадки.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тельма

английское название:

Thelma

год: 2017
страны:
Дания, Франция, Норвегия, Швеция
слоган: «Sometimes the most terrifying discovery is who you really are.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Якоб Ире
композитор:
художники: Эллен Дэли Истехеде, Роджер Розенберг
монтаж:
жанры: ужасы, фантастика, триллер, фэнтези, мелодрама, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 47500000
Сборы в России: $41 917
Сборы в США: $147 391
Мировые сборы: $1 463 727
Дата выхода
Мировая премьера: 20 августа 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 56 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика, триллер, фэнтези, мелодрама, драма, детектив

Видео к фильму «Тельма», 2017

Видео: Тизер-трейлер (Тельма, 2017) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер-трейлер

Постеры фильма «Тельма», 2017

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тельма», 2017

Пришло моё время.

Ох и удалось меня удивить Йоакиму Триеру. Фильм однозначно заслуживает внимания. Уже примерно на тридцатой минуте я понял, что это будет минимум восьмёрка. Я очень критичен в выборе оценок. Десятку получить практически невозможно, девятку примерно так же, восьмёрку, например, я как раз поставил Тельме, так как считаю, что фильм заслуживает именно такой средней оценки.

Пришло время тяжёлых фильмов. Да-да, это тот самый фильм, который «не для всех».

Очень крутой подбор актёров!

Главная героиня в исполнении Элли Харбоа получилась просто обалденной. Нету более цензурных слов. Она отлично себя показала в этой роли. Прекрасная, талантливая и красивая актриса.

Ей в пару подобрали Каю Уилкинс. Описать мой восторг просто невозможно! Кая Уилкинс, очень круто сыграла, я бы хотел увидеть побольше фильмов с ней, она очень талантлива! Кстати, кто не знает, она ещё и исполнитель песен под псевдонимом «Okay Kaya».

Ну ладно. Это всё были первичные эмоции.

Фильм пытается донести до наших голов, что… всё не так просто в этом мире. «Ой, да все это знают!» — скажите вы. Ну… знают то все, только дураками так и остаются, хех.

Фильм как раз и пытается раскрыть немного этот вопрос. Если человек одинок — ему нужен человек. Если человек близок к совершению ошибки — протяните ему руку. Но при этом не стоит быть фанатичным. Вообще ни в чём не нужно быть фанатичным. Даже в религии, что присутствует в фильме. Я бы даже сказал особенно в ней нельзя быть фанатичным. Иначе реальный мир просто уплывёт от вас.

У ребёнка проблемы, первая любовь всё-такое, первая тусовка. Нужен хороший родительский совет, но вместо этого вам говорят «почитай молитвы». И ты начинаешь метаться, вроде бы тебе с детства вбивали в голову что хорошо, а что плохо и ты начинаешь корить себя даже за какие-то плохие мысли, которые на самом деле не являются таковыми. Человек начинает замыкаться в себе, страдает от психических расстройств. А всего-то нужно было немного указать направление…

Вот о таких вещах заставляет задуматься фильм. Это только малая часть того, чего я бы хотел высказать после просмотра данного фильма, но мы здесь пишем рецензии, поэтому я вынужден остановиться, дабы не раскрыть сложных сюжетных поворотов.

В этом фильме каждый найдёт что-то для себя и более того, в этом фильме каждый сможет найти себя. В человеке, в поступке, в эмоции и в чём угодно.

Кстати ещё хотел высказаться по поводу интересной съёмке фильма. Выбраны очень интересные ракурсы, события показываются с разных сторон, я был приятно удивлён подобному стилю съёмки.

Обязательно советую к просмотру! Два с половиной часа пролетят как 5 минут и будут напоминать о себе ещё в течении некоторого времени. Вы будете задумываться над своими поступками, над своими словами. Вы поймаете себя на том, что стараетесь помочь и лучше видите тех людей, которым на самом деле плохо. В любом плане физическом или духовном.

В фильме присутствует немного мистики, но я объясню чем она обусловлена для тех, кто не очень всё это дело любит, хотя странно, как вы тогда вообще наткнулись на этот фильм? Лично я вбил «Норвежские ужастики». Серьёзно, да, я иногда ищу именно по странам.

Но именно в этом фильме мистика обусловлена тем что… Понимаете, сейчас мы с вами живём в такое время, где что-то сказать, высказать, показать, особенно в фильме, который будет смотреть некоторая аудитория, ну немного сложновато. В том смысле, что высказать напрямую. Особенно когда дело касается религии, родителей, психических заболеваний, здесь в общем-то даже однополые связи присутствуют, в общем высказываться на такие темы в фильмах это очень скользкая дорожка. Автор лично для меня в очередной раз показал некий абсурд всего этого и при помощи добавления мистики, просто прикрыл, так сказать, тылы. В том плане, что вот вам и вроде как какое-то зло внутри девочки, вот вам и мысли мол: «это грех и всё такое», вот вам и терзания после выпитой банки пива, а тут бац и исчезновение человека! По какой причине? Правильно, мистика. Но вы всё это увидите и поймёте, о чём я, при просмотре.

Это показывает, что иногда нужно просто убрать из жизни человека. Причём это может быть даже ваш родитель. Кровная связь никогда не являлась и не является самой прочной. Самая прочная связь — это то, что вам нравится и кто вам нравится. Это ваши друзья, которые вытаскивали вас из таких передряг, о которых родители даже не в курсе. Но убрать в плане: просто перестаньте слушать всякий бред, перестаньте всему глупо доверять, просто знаете что…

Фильм вам прямо скажет: будьте собой!

Вот так вот просто. Но чтобы всё понять вам всё равно нужно посмотреть Тельму. Не прям всё, конечно, но фильм поможет вам подумать, побыть наедине с собой. А может решите посмотреть этот фильм с девушкой или парнем? Идеально!

От себя добавлю: если вам, что-то нравится — изучите это! Например я как раз наткнулся на этот фильм изучая Норвегию и ужастики. Я не просто не пожалел, оказалось, что этот фильм стал лучшим, что я смотрел за последнее время. Я даже решил написать рецензию, что делаю… ну в общем-то почти не делаю, это третья.

На этом всё. Спасибо тем, кто дочитал, а те кто не дочитал, надеюсь просто ушли смотреть фильм.

8 из 10

1 декабря 2020

Добрая христианская девочка

Что это за девушка и где она живёт? Ну, а вдруг она не курит, а вдруг она не пьёт? Тельма и правда не курит и не пьёт. И сексом тоже ни разу в жизни не занималась. Воспитывалась в богобоязненной христианской семье. Поэтому, как только бедная девушка начала процесс социализации в школе, так сразу вылезли все подводные камни её воспитания, и начали серьёзно мешать её жизни. Ведь, заниматься сексом — это грех, а если девушка влюбится и начнёт этого желать? Против Бога попрёт? Сексуальные фантазии девушки показаны взаправду и мистически, как в фильме «Чёрный Лебедь». Это объясняется большим количеством таблеток, которыми набожный отец пичкал Тельму в детстве. Тельма то и дело попадала в неловкие ситуации со своими сверстниками. В итоге, всё это привело к нервному срыву бедняжки.

Помимо всего прочего, Тельма обладает паранормальными способностями, которым позавидовал бы сам профессор Ксавье (из фильмов «Люди X»), и это ещё больше осложняет её положение. Актриса играет великолепно, весь фильм пронизан гнетущей атмосферой и аурой беспомощности перед обстоятельствами и перед внутренним «Я». Тельма пытается решить внутренний конфликт с Богом, внешний конфликт с родителями, да ещё вдобавок обуздать своё мистическое паранормальное естество. Получится у неё или нет, вы узнаете, посмотрев этот завораживающий и холодный как чешуя змеи фильм.

9 из 10

24 сентября 2020

Норвежский кинематограф не так часто радует нас своими картинами не потому, что они хуже по качеству, чем, например, голливудские блокбастеры, а просто потому, что изначально направлены на отечественную, т. е. норвежскую аудиторию. Случается, что фильм замечают на каком-либо кинофестивале, его тут же замечают кинопрокатные компании, которые там же покупают права на прокат. Несколько лет назад одной из таких картин стал мистический триллер «Тельма».

Синопсис Тельма, простая девушка из глубоко религиозной семьи, переезжает из сельской глубинки в Осло, где поступает в университет на факультет биологии. Там она знакомится со студенткой Аней, к которой начинает испытывать незнакомые для нее чувства. Будучи воспитанной в традициях христианского фундаментализма, Тельме начинает казаться, что она совершает что-то плохое. Но настоящим потрясением становится проявление эпилептических припадков, во время которых вокруг героини начинают происходить необъяснимые паранормальные явления.

Игра актёров В фильме в большинстве своём задействованы норвежские актёры малоизвестные российскому зрителю. Но несмотря на это, этот факт нисколько не исказил общее впечатление от их игры. Элли Харбоа, исполнительница главной роли Тельмы, воплотила образ девушки, прожившей большую часть своей жизни в ежовых рукавицах своих родителей, а посему накопившей за эти годы огромную массу негатива, которая в жутких формах непреднамеренно обратилась против тех, кто ей действительно дорог. В принципе актриса успешно справилась со своей работой, передав ту зажатость и бурю чувств и страстей, которые накопились внутри героини.

Режиссура Йоаким Триер (дальний родственник того самого Ларса фон) снял многогранный артхаусный микс, в котором под соусом бергмановского психологизма решил объединить сразу несколько жанров, но при этом у него с каждым из них получилось «недо…». Вроде бы он снял мелодраму о лесбийских отношениях, но тут же он прерывает эту историю, не успев даже раскрыть характеры персонажей, чтобы зритель сумел понять, насколько героини друг другу близки. Вроде Триер снял мистический триллер приправленный щепоткой фэнтези, но и тут режиссер не доводит дело до конца и демонстрирует способности главной героини очень туманно, оставляя сомнения в принципе их существования. Вроде режиссер пытается раскрутить из истории детективный триллер, который пролил бы свет на причины происходящих событий, но и тут всё как-то оказывается просто и очевидно. При этом вся история развивается настолько медленно, сонно и неспешно, а серые краски сурового норвежского севера еще больше сгущают эти ощущения, что любое более-менее яркое событие ты ждешь, как из печки пирога. Уж слишком томная и затянутая атмосфера у фильма.

Сценарий Сюжет фильма, с одной стороны, отличается оригинальностью, с другой, чрезмерная монотонность и неспешность в развитии не сыграла фильму на руку. Тем не менее, несколько затронутых тем таких, как одиночество, первая любовь, принятие своей сексуальной ориентации, выход из-под родительского контроля, личная жизнь и пространство — все эти темы были метафорически разыграны на фоне мистически обострённых чувств, которые своими масштабами раскрывали истинный внутренний мир главной героини, ее внутреннее противостояние с самой собой. Собственно сюжет закручивается вокруг Тельмы, молодой девушки, недавно приехавшей в Осло из норвежской глубинки, из очень религиозной семьи. Она — прилежная студентка биологического факультета, ведет скромный образ жизни, ежедневно отчитывается по телефону перед своими родителями о том, что делала, что ела, с кем разговаривала. Хотя у нее есть определенная доля свободы, даже аккаунт в фейсбуке и инстаграме, она все равно испытывает дискомфорт при общении со сверстниками, считая себя неполноценной по сравнению с ними. Всё меняется со знакомства с Аней, открытой, честной и просто привлекательной девушки, к которой Тельма начинает испытывать ранее незнакомые ей чувства, на которые Аня отвечает взаимностью. Проблема в том во время сближения с Аней у Тельмы проявляются эпилептические припадки, сопровождающиеся необъяснимыми сверхъестественными явлениями: то птицы начинают врезаться в окна, то мерцает свет, то без вести пропадают знакомые Тельме люди. Героиня пытается разобраться в причинах происходящего, пролить свет на правду, которая позволит ей не только найти корни этих явлений, но и взять их под контроль.

Итог В целом «Тельма» — необычная многогранная психологическая драма с оттенком мистического триллера и увесистым уклоном в сторону артхауса. С одной стороны, тебе в принципе интересно узнать, чем закончится эта история, с другой, настолько медленно развивающийся сюжет может заставить изрядно поклевать носом. Но в принципе рекомендуется к просмотру.

7 из 10

1 мая 2020

Тельма

Я вообще-то не большой любитель артхауса, но среди тонн бессвязной чуши иногда попадаются настоящие бриллианты, и «Тельма» — как раз такой случай. Будучи отличной историей, поднимающей извечные вопросы и приправленной щепоткой мистики, фильм не является претенциозным зрелищем для киноснобов, хоть режиссер и оставляет заметный авторский отпечаток на своем творении.

Фильм повествует о Тельме — молодой девушке, выросшей в строгой религиозной семье. При этом она не производит впечатление нелепой и забитой куклы для насмешек, как, например, Кэрри из одноименного романа Стивена Кинга. Нет, Тельма достаточно социализирована, однако на поведении девушки все же оставлен отпечаток ее христианского воспитания. Но однажды жизнь сводит Тельму с Анной — куда более раскрепощенной девушкой, с которой у нашей героини быстро завязываются дружеские отношения, в скором времени перерастающие в нечто большее.

«Тельма» является смешением сразу нескольких жанров — тут вам и триллер, и мистика, и драма, и лав-стори, однако стоит понять одну вещь. Весь фильм это по сути личностный конфликт главной героини, внутри которой происходит борьба между ее традиционным религиозным воспитанием и вбитыми с детства ценностями с одной стороны и «запретными» чувствами и желаниями — с другой. И фильм на самом деле отлично передает этот внутренний конфликт Тельмы через призму ее паранормальных способностей. Практически каждое проявление сверхъестественных сил девушки — это метафорическое изображение ее душевных терзаний, догадаться о смысле которых не составит особого труда.

«Тельма» — лента с весьма медленным повествованием, однако она завораживает и без особого труда притягивает внимание зрителя. Не в последнюю очередь за это нужно поблагодарить исполнительниц ключевых ролей — Элли Харбоа и Кая Уилкинс воплотили образы Тельмы и Анны соответственно. Девушки очень органично смотрятся на экране, а химия их отношений вполне естественна и в достаточной степени эмоциональна.

Я намеренно практически целиком опустил мистическую составляющую картины, потому что, как я уже сказал, силы Тельмы в рамках ленты выполняют по большей части сугубо метафорическую роль, так что любителям ужастиков здесь ловить точно нечего.

«Тельма» — это отличное произведение, которое мне по-настоящему понравилось. Я бы даже сказал, что это то самое Искусство, с большой буквы, а не просто продукт, как можно охарактеризовать большую часть современной поп-культуры. К просмотру рекомендую, но все же с оговоркой, что эта лента доставит удовольствие далеко не всем.

23 апреля 2020

Отличный сценарий, красивая девочка, спокойная атмосфера.

Фильм описывает психологическую травму детства, которую получила героиня, будучи ребенком, когда в ее семье появился братик. Она не смогла это пережить, а ее отец вместо того, что бы разобраться с психиатром, начал лечить ее сильнодействующими психотропными веществами.

Отсюда вытекает не любовь к отцу, не любовь ко всему мужскому роду в целом. Лесбийская тяга только это подтверждает.

Фильм будет полезен широкому кругу зрителей, у кого в семье любовь родителей перешла к младшему брату\сестру. У кого в семье процветали атмосфера унижения, господство родительского гнета. У кого в последствии возникли серьезные проблемы со здоровьем, отчуждение общества, сложность в общении со сверстниками. Фильм об этом.

9 из 10

14 декабря 2018

Тельма — это артхаусный фильм, музыкальное сопровождение практически отсутствует, пространство заполняется тишиной и эмоциями Тельмы.

Тельма — это девушка из верующей семьи, которая недавно поступила в университет и стала жить самостоятельно. Ну как самостоятельно — родители контролируют каждый ее шаг, следят за тем, чтобы она не встала на кривую дорожку соблазнов. Вследствие этого Тельма неуверенна в себе, всерьез думает над вопросами морали, боится попасть в ад, а природная ее суть, любовь к Анне и паронормальнве способности, постоянно подавляются.

Фильм построен хорошо. В течение фильма главная героиня преобразуется, так что в итоге из робкой и неуверенной девушки она становится хозяйкой своей жизни, принимает себя и обретает гармонию. То, что вначале выглядело одним, оказалось совсем другим — родительская забота и любовь оказались фантомными, а дьявольские силы, которыми была одержима Тельма, ее припадки, оказались вышедшей из подсознания естественной способностью, которой можно управлять.

Из за артхаусной атмосферы фильм может казаться нудноватым, но все же эта атмосфера — то что делает фильм уникальным.

8,5 из 10

17 ноября 2018

Подавление и любовь

Слабо населенная северная страна, где господствует вера в бога и семейные ценности. Одинокая девочка вдалеке от семьи учится налаживать контакт со сверстниками. Классическая история о закрытом подростке и патриархальных родителях, которые звонят каждый вечер в одно и то же время — проверить, что же девочка ела и ела ли вообще.

Такие истории сплошь и рядом — особенно если действие происходит в отдаленной уединенной стране на берегу моря, а то и вовсе на острове. Мир воспринимается иначе, детей от него будто прячут, опекая до самой старости. А чтобы объяснить этот мир, используют библию. И когда подросток вдруг пытается выбраться из-под крыла родителей, он встречает агрессивное недовольство, за которым следует еще большее закрепощение.

Тельма учится в городе, вдали от родительского дома. И чтобы все было под контролем, каждый вечер она отвечает на одни и те же вопросы усталой от беспокойства мамы. Порой ей приходится разрываться между необходимостью ответить на звонок и пойти в бар с однокурсниками. В паузах между мамиными вопросами проскальзывает что-то от папы про церковь и бога. Тельма старается держаться подальше от тусовок, не выпивать, быть хорошей дочкой. Но по эту сторону экрана ощущается сильное родительское давление и внутреннее сопротивление девочки. Особенно когда у нее завязывается дружба с красивой девушкой из университета.

Но проблема лежит гораздо глубже, и объяснить ее северным менталитетом не получается. Тельма — девочка особенная, ее с детства окружали странные происшествия. И религиозность отца стала решением для сложившейся ситуации. Родительский контроль работал до поры до времени — пока девушка не осознала, что хочет жить полноценно, без постоянных ограничений, без оглядки на библейские заветы.

Она отчаянно хочет быть такой, как сверстники, быть среди них, развлекаться, выпивать и общаться. И когда излишняя опека со стороны семьи становится помехой, она отдаляется и закрывается еще больше. Но при этом — со страхом и любопытством, несколько сопротивляясь им, идет навстречу новым ощущениям, своим собственным способом познавая окружающий мир.

С Тельмой снова происходят странные вещи, но теперь она их принимает, делая шаг за шагом все дальше от родительского дома.

И когда мы, наконец, узнаем, с чего начиналось закрепощение особенной девочки, обвинить родителей в ее закомплексованности уже не выходит. И классическая история о набожных фанатиках и пострадавшем от этого ребенке оказывается вывернутой наизнанку. Причины и следствия меняются местами, и становится понятно, почему Тельма теперь так отделяется от семьи.

Правда, одна фундаментальная вещь остается на месте: непонятый ребенок всегда несчастен и мечется. А если родители совершили ошибку, выбрав неподходящий вариант поведения, ребенок может вырасти травмированным. И это чревато непредсказуемыми последствиями.

Другой вопрос — решение родителей воспитывать ребенка вместо того, чтобы отказаться от него. Разные родители бывают, и кому-то проще сдать ребенка в нужное учреждение: избавиться от проблемы и забыть о ней. Родители Тельмы так не поступили, и вот тут уже ответственность за выбор формата воспитания лежит на них. Но они не отказались от девочки и не вымещали на ней свой страх и злость. То есть, вроде не все так плохо, но все равно что-то пошло не так.

Тельма выросла и приняла себя — в отличие от родителей, которые все еще пытаются использовать ошибочный метод воспитания. А посему девушке приходится самой принять решение, как поступать со своей жизнью и как взаимодействовать с семьей. В конечном итоге, ее зрелость берет начало там, где утрачивается контроль.

И ни отец, ни мать не могут более повлиять на ее мировоззрение, поступки, выбор.

Эта лента — тягучая, холодная и красивая драма с элементами триллера. Она не шокирует, но оставляет в напряжении — и с множеством вопросов. Скандинавский минимализм совмещается с атмосферным пейзажем, а малое количество диалогов компенсируется прекрасными визуальными включениями — воспоминаний, снов, фантазий; и все это вместе собирается в историю взросления с мистическим базисом.

Пожалуй, кому-то «Тельма» покажется нудной историей, так как жанр довольно специфичный. Но вся прелесть как раз в том, что действие происходит не активно вовне, а плавно внутри. Внутри главной героини, в первую очередь.

Я такие истории люблю за смесь драмы и мистики, где центральный персонаж явно отличается от окружающих. И где красивая девушка отчаянно ищет себя в процессе взросления, натыкаясь на самые различные барьеры. Приятно, что такой период в жизни любого подростка — временный, но зато как легко надломить еще не сформировавшегося человека, породив жертву или монстра. Именно эта тонкая грань, которая здесь отражена через взаимодействие религиозности и необъяснимых событий, меня интересует более прочего.

31 октября 2018

«Чти отца твоего и матерь твою»

Этот фильм действительно крайне идеологизирован.

Главная героиня растёт в христианской семье и не может реализовать свои сокровенные желания, поскольку сама идея христианства довольно чётко указывает на то, что семейные отношения допустимы только между мужчиной и женщиной, т. е. протагонист изначально оказывается закован в некоего рода рамки, поэтому отсюда возникают необъяснимые припадки, которые явственно олицетворяют страдания героини от патриархального гнёта.

Если изначально мы видим некое разрушение взглядов Тельмы (а чего стоят твои взгляды, если они разрушаются из-за одного человека) и активную перестройку личности на новый лад, то в дальнейшем фильм начинает обретать краски вполне добротного триллера. Однако если бы в нём отсутствовала конъюнктурная составляющая, то моя оценка была бы куда выше, а фильм получился бы куда лучше, поскольку визуальная составляющая и операторская работа в нём безупречны.

Если говорить вкратце о моей претензии: мы видим плохого отца-патриарха, который пугает маленькую девочку адом и языками пламени, мать, которая соглашается с отцом и поэтому не может «встать на ноги», и Тельму, желающую освободиться от многовековых традиций и наконец-то удариться дёснами со своей подругой. Идея чрезвычайно примитивна, но она находит спрос: а спрос, как известно, рождает предложение.

И я искренне надеюсь, что подобные фильмы всё-таки сгорят в огне неугасимом, поскольку они рассчитаны лишь на повестку дня.

4 из 10

9 октября 2018

Тельма

Скандинавский кинематограф давно воспринимается как один из лучших представителей европейского кино. И действительно каждый год выходит всё больше качественных картин в самых разных жанровых направлениях. Норвежский режиссер и сценарист Йоаким Триер довольно известная фигура в фестивальных кругах, но массовому зрителю не очень знаком. Данная лента стала самой изобретательной и оригинальной в фильмографии режиссера. Она получила большое признание и с успехом прошла в мировом прокате. Если вы не знакомы с фильмами из страны фьордов, то эта картина отличный повод начать своё знакомство со скандинавским кинематографом, правда есть своеобразные нюансы. Какие именно? Сейчас разберемся.

Довольно трудно определить жанр этой картины. Взяв элементы самых разных кинематографических направлений, режиссер представил весьма оригинальный проект. Перед нами мелодрама про лесбийские отношения, религиозная драма, психологический триллер с элементами детектива, а также мистический фильм. Из одного жанра картина постепенно переходит в другой, правда местами подобные перемены выглядят сумбурно и плавностью не отличаются. Это авторское кино, но режиссер пытается сделать его интересным широкому кругу зрителей. И по большей части ему это удаётся.

Картина перекликается со многими произведениями прошлых лет. Можно провести параллели с «Антихристом» Ларса фон Триера и романом «Кэрри» Стивена Кинга. Однако даже заимствуя некоторые элементы, лента выглядит нетривиальной и самобытной. Хотя и не обходиться без штампов и клише, но они не раздражают и уместно вписываются в общую структуру фильма. Фильм насквозь пронизан метафорами и оставляет место для различных интерпретаций. Это история о взрослении и принятии себя, о подавленной сексуальности и страхе перед взрослой жизни. Однако нам подают всё в паранормальной обвертке. Подобная манера повествования далеко не всем придется по душе, но своего зрителя безусловно найдёт.

Визуальное оформление вне всяких сомнений одно из главных достоинств ленты. Прекрасные пейзажи дикой природы позволяют насладиться красотой Скандинавского полуострова. Ещё одним важным элементом является атмосфера. Минимальное музыкальное сопровождение, медленное движение камеры и уместное использование тишины позволяют создать крепкий саспенс. Тревога нагнетается постепенно и заставляет ожидать нетривиальной развязки. Однако важно понимать, что у фильма есть недостатки. Это весьма неровная вторая половина, раскрытие некоторых мистических элементов, которые вполне можно было представить в завуалированном виде. И хотя фильм выглядит загадочным, он мог стать великолепной головоломкой будь автор более смелым.

Главную роль исполняет молодая и вне всяких сомнений талантливая Эйли Харбо. Девушка с довольно специфичной внешностью предстаёт на экране отстранённой и неустойчивой в психологическом плане личностью, что и требовал подобный образ. Она отлично справляется со своей задачей. Кайя Уилкинс исполняет роль возлюбленной главной героини, но полного раскрытия не получает. Хорошо отыгрывают и актеры исполняющие роли родителей Тельмы.

Тельма это оригинальная картина созданная на стыке нескольких жанров. Сочетая элементы психологического триллера, мистической драмы и мелодрамы, режиссер снял кино, которое можно отнести, как к массовому кинематографу, так и артхаусу. Если вы любите нетривиальные картины с непростым сюжетом, предлагающим различные трактовки и интерпретации, то это отличный вариант. Однако это специфичное зрелище, что важно учитывать перед просмотром.

7 из 10

8 апреля 2018

Могло быть лучше.

Скандинавское кино всегда славилось своей холодной картинкой, в которой нет ничего лишнего. «Тельма» не стала исключением, ведь визуально она смотрится просто великолепно. Однако, за тусклыми светофильтрами и статичными съемками, разыгрывается интригующая драма про влияние неожиданно появившихся сверхспособностей на психику обычного человека.

Студентка Тельма, воспитанная в строгой христианской семье, вдалеке от дома сталкивается с порочным современным миром, который медленно, но верно начинает ее засасывать. Она начинает вкушать запретные плоды, не только посещая тусовки с обилием алкоголя, но и познавая свою внезапную гомосексуальность. На фоне юношеских переживаний у Тельмы начинаются странные приступы, сопровождаемые сверхъестественными событиями. В поисках ответов начинают открываться страшные подробности её детства…

Стоит похвалить создателей за то, что не стали эксплуатировать популярные нынче проблемы общества. Ведь тема «запретной» любви здесь сюжетно оправданна, так как добавляет героине душевных терзаний по поводу ее грехопадения. Не смотря на свою «фестивальную» направленность, фильм не оставляет после себя вопросов, отвечая на все поднятые темы. Героиня символично постигает порочную для истинных христиан жизнь, принимает саму себя и находит свое место в мире. Жаль, что отличная задумка на деле получила довольно слабое исполнение. Кино вышло слишком затянутым и скучным, а главная героиня почти не вызывает эмоций. Может стоит подождать американский ремейк? Здесь есть все шансы.

6 из 10

21 марта 2018

О даре/проклятье, как о «зле, несущем благо» или «благими намерениями — в ад»

Несмотря на то, что повествование немного медленное и слегка затянутое, саспенс нарастает, и интрига поддерживает неподдельный интерес к просмотру. Режиссёр смог создать простую для понимания и восприятия историю по ту сторону реальности достоверной, неожиданной и неординарной. Сумел сломать стереотипы, подогревая зрительское любопытство, и рассказать о необычном без назидания и моралите.

Героине необходимо познать и принять свою сущность, чтобы адекватно существовать. Её внутреннее развитие, взросление, становление и переходный момент в познании себя, когда человек становится независимым, обретая себя и принимая своё предназначение, показаны, как игрой актрисы, так и режиссёрскими приёмами качественно, просто и весьма изобретательно.

Мы видим, как невежество близких и родных может навредить и уничтожить всё, как божественный дар способен стать проклятием и наоборот, и, как человек сам приходит к осознанию своего бытия и совершает выбор, который меняет всё, и рождается смысл возможного счастливого существования…

И чтобы не «спойлерить» напишу лишь, что авторская стилистика, режиссёрские приёмы на меня произвели хорошее впечатление, и как метафоры, и как образы сделаны мастерски на высоком уровне в тесном единстве интеллекта и хорошего вкуса авторов.

Подлинным ценителям кинематографа непременно стоит смотреть «Тельму».

P. S.

В фильме ненавязчиво подняты два основных вопроса экзистенциализма. Поступки ли определяют природу человека, и выбор свободен, и каждый несёт за этот выбор полную ответственность. Или, напротив, человек совершает определённые поступки, так как это уже заложено в него природой, и всё бессмысленно, и никто ничего не может изменить.

13 марта 2018

Враги — близкие наши.

«Давно сердечное томленье теснило ей младую грудь…» хочется воскликнуть при просмотре данного совместного норвежско-французского фильма. Это — то ли триллер, то ли ужастик. На самом деле довольно тонкая и нервная драма о зарождении чувственности, сексуальности и собственного естества.

О чем. Главная героиня уезжает из дома родителей в университет. Живет самостоятельно. Пытается завести друзей. Переживает о своем временном одиночестве (на самом деле одиночество всегда сопровождало ее). Мечется между попытками стать самостоятельной и навязчивой опекой родителей. Тут еще и первая влюбленность в свою новую подругу. Вроде бы сюжет простой и обычный. На данную тему снято множество фильмов. Хороших и плохих, чаще всего комедий. Начиная от пошлого Американского пирога (хотя мы все его смотрели) до неглупой и очень растиражированной сейчас Леди Бёрд. Однако фильм не об этом. Вернее не только об этом.

Не буду раскрывать сюжет. Его действительно формально можно отнести к интеллектуальным фильмам ужасов, которые так любят снимать европейские режиссеры, но только лишь формально. На самом деле героиня, обладая некой сверхъестественной способностью, невольно совершая жуткие необъяснимые вещи, пытается найти себя и свое место в обществе, где большинство не обладает какими-либо необычными качествами. Да, она хочет любить. Да, она хочет дружить. Да, она хочет веселиться. Как же все это воплотить, если ты не такой как все? Европейское толерантное сообщество уже давно вынесло на щит идею ценности каждого конкретного человека, независимо ни от каких внешних и внутренних фактов. Эти принципы сейчас подвергаются жесткой проверке действительности, но без сомнения важная часть культурной парадигмы. Не секрет, что все непонятное пугает. Общество старается выплюнуть из себя «белых» ворон. Происходит это везде и даже в демократичной Европе.

Фильм ставит и другой важный вопрос. Нужно ли себя ломать? Спрятаться в скорлупе? А еще жестче: как быть с теми, кто нас ломает и прячет в скорлупе? Чаще всего это наши близкие, которые из желания защитить, вступают в бой с нашей правдой. Знакомо всем. В фильме эти идеи показаны через «мистические метафоры». Героиня не желая этого, причиняет боль, даже губит людей. Но что же ей остается. Да и она ли это делает. Природная сила внутри нее, подавленная чувственность пробивает себе дорогу и убирает препятствия. Мы не виним животное, которое загнанное в угол, рвет на части врага. Героиня как раз и олицетворяет ту самую стихию, которую раньше называли ведьмовством, а, по-сути, являющейся проявлением женского естества. Она находит в себе силы все преодолеть, пусть и заплатив огромную цену. Погрузившись в ледяное прекрасное и одновременно жуткое озеро, в прямом и переносном смысле, она принимает себя и больше не будет оборачиваться назад. Пуска даже позади ее дом и родители. Главное — позади вина за себя и свои желания.

Фильм наполнен красивыми норвежскими пейзажами. Впрочем, это всегда присутствует в скандинавском кино. Благо натура располагает. Эти суровые красивости норвежской природы очень хорошо иллюстрируют и внутренние переживания героев. Выбор отца, сдавленность внутреннего горя матери, смелость дочери, любовь подруги.

Не могу сказать, что фильм обязателен к просмотру. Меня он не смутил. Не поразил. Уж точно не развлек. Тем не менее, это образец крепкого европейского неглупого кино, что уже не мало.

4 марта 2018

Очень длинная короткометражка

Набожная провинциалка Тельма приезжает в город на учебу. Там она встречает сокурсницу Аню, к которой постепенно начинает испытывать теплые чувства. Поняв, что влюбилась, она разрывается между чувствами и долгом перед Господом — душевные терзания, в конце концов, высвобождают в ней страшные способности, контролировать которых она не в силах…

Честно говоря, я не знал, чего ожидать от фильма, когда начинал просмотр. Меня привлекла фамилия постановщика Йоахима Триера, который, если верить Википедии, является дальним родственником небезызвестного Ларса фон Триера. Не скажу, что являюсь большим поклонником творчества датчанина, но не признать его талант и мастерство не могу — неважно как вы относитесь к его персоне и фильмам, его картины никого не оставляют равнодушным. Сам этот факт говорит о том, что творчество фон Триера заслуживает если и не любви, то как минимум, внимания. Так, увидев в титрах знакомую фамилию, я решил познакомиться с картиной норвежца, но, к сожалению, после двух часов просмотра, фильм для меня так и остался непонятным (последствия разочарования), как и первые его сцены, где отец наводит дуло винтовки на ничего не подозревающую дочь. Что ж, давайте разбираться, чего именно не сумел донести автор до одного из самых больших поклонников скандинавского кино.

Я уверен, что не одному мне во время просмотра казалось, что вместо цельного кино, смотришь какую-нибудь фестивальную короткометражку — если не считать пару эффектных сцен и внутренние терзания главной героини в течении всего фильма, все задумки автора можно было вместить в 10—15 минут хронометража. Искусственная растянутость картины временами настолько очевидная, что некоторые сцены, показав которые авторы пытаются донести свои задумки до зрителей, используются повторно без какой-либо надобности, просто в других локациях и в несколько измененной форме. Конечно, если включить на полную силу фантазию и внутреннего эстета, то можно в каждой сцене разглядеть какой-то смысл, но это уже из мира современного искусства — вот тебе экспонат, пойми как хочешь. Вместо самоповторов, можно было бы внести в фильм дополнительную сюжетную линию или идею, как того сделали создатели недавнего блистательного шведского «Квадрата» — но нет, видимо, Триер посчитал свой главный посыл слишком важным и серьезным, чтобы разбавить его еще чем-то. Так же не самым лучшим образом в фильм вставлены флэшбеки — кадры, в основном, с детства главной героини. Создавалось ощущение, что две временные линии снимались отдельно, независимо друг от друга и в конце режиссер с монтажером так и не придумали как грамотно ввести их в сюжет. Дополнительный материал ответы на вопросы, конечно, давали, но при этом создавали неровности, вроде бы, в грамотно выстроенном сюжете. Но европейское кино на то и европейское, что оно не церемониться со зрителем, как голливудское — как говорится, ешь что дают.

Другое дело — уникальный подход к работе самого Триера — у него достаточно крепкая рука постановщика и толк в том, что делает, знает. Неторопливая манера повествования у норвежца в этом фильме вышла на новый уровень — длиннее кадры только, наверное, у Белы Тарра. Постановщик умело играет с саспенсом, грамотно создает нужную атмосферу за счет света и крупных планов, а еще эффектнее совмещает эпичную музыку с напряженными сценами — сцена в театре получилась очень впечатляющей. Но нужного эффекта не получилось бы добиться без восхитительной игры главной героини. Страх, подавленность, смирение, любовь, гнев — спектр эмоций у этого молодого дарования не знает границ, она одинокого убедительна как в роли набожной провинциалки, так и могущественной «злодейки». Так же неплохи в своих ролях другие актеры — загадочная подруга главной героини, ее родители, случайные незнакомцы — вообще, у скандинавов с талантливыми актерами никогда не бывает проблем, и крупным голливудским студиям и продюсерам почаще нужно обратить свой взор на Европу, когда нужно найти исполнителя на сложнейшую роль.

«Тельма» — не самый удачный представитель своего жанра, который неподобающим для подобных фильмов открытым образом пользуется такими прямолинейными метафорами, как заползание змеи (греха) в рот во время любовных утех и возгорание «грешного» отца. Другое дело, что все это показано красиво и стильно, и ради такой качественной съемки, фильму можно простить некоторые идейные промахи. Но если вы еще не начали просмотр, но хотите посмотреть по-настоящему глубокую историю о свободе выбора, страхе и любви, то выберите картины Бернардо Бертолуччи или Федерико Феллини — кроме заплаканных глаз Тельмы, из этого фильма вы больше ничего не запомните.

6 из 10

18 февраля 2018

Кроткая сила, сверхъестественная любовь.

Кормите своих демонов, потому что ваши демоны и есть вы. Кормите их, иначе они съедят сами себя, и останется лишь обёртка от того, чем является человек.

«Господин Никто»

Норвежские леса, застывшее озеро. Отец, дочь и олень под прицелом. Секунда и ружьё медленно движется к виску девочки… Тихо.

Тельма выросла. Перед нами девушка особенной, не яркой и статной, а скорее какой-то меланхоличной красоты. Она впервые в Осло. Впервые живет одна, первые допросы (исповеди?) родителей, первые знакомства, первые занятия в университете. Тихо.

«Очень тихий фильм» — говорю я подруге на ухо. И, кажется, меня слышал весь кинозал — такая тишина висела в воздухе. Но не спокойная и мягкая, а та, что бывает перед грозой. Заряженная тишина.

Первый выстрел прозвучал в библиотеке: знакомство с Аней. Удивительные глаза ­- чёрные, но теплые, милое, открытое лицо, прекрасное тело. Улыбается уверенно с фоток на Facebook, увлеченно обращается к Тельме, смотрит с интересом прямо в глаза.

Первый бокал вина, первая затяжка никотина, первый поцелуй — вот и второй выстрел. И он вполне может стать убийственным для Тельмы, ведь она выросла в очень религиозной семье. Вот только родители отнюдь не похожи на ярых фанатиков Иисуса… Может у них были причины наполнить жизнь дочери Богом и молитвой больше, чем родительской теплотой и любовью? «Господь, избавь меня от этих мыслей» — повторяет она сама себе. Но мысли — не наши слуги, а желания — не рабы. Зачастую всё с точностью наоборот.

Нарастающий, словно крещендо, внутренний конфликт Тельмы, внешне проявляется в непонятно откуда взявшейся эпилепсии. Будто само её тело отвергает эти «грязные» мысли, наказывая загадочными припадками. Болезнь, которая не имеет никакого физического обоснования и не поддаётся исследованию, приводит к ужасающим догадкам о ведьминской сущности, проклятии, демонах и еще Бог весть о чём…

«Ни в коем случае не теряй контроль. Это внутри тебя, Тельма».

Один за одним, словно фонари на вечерней улице, включаются на первый взгляд шаблонные приёмы хоррора: бьющиеся в окна птицы, леденящие сознание флэшбэки в прошлое, таинственные перемещения людей и предметов в пространстве… Но шаблонны они лишь на первый взгляд, а если задуматься — глубоко метафоричны. Символизм, так захватывающе используемый Триером в этом фильме, читается во всем. Он раскидан по картине, как ребусы в старых газетах, но не тех, что скучно открывать. Еще долго, после того как титры пойдут по экрану, ты будешь разгадывать ту или иную метафору, объяснять сам себе значение того или иного кадра.

Норвежский режиссер снял головоломку, понятную и простую лишь на первый взгляд. Вроде бы вот он, на поверхности — фильм о конфликте между либеральным Осло и консервативной глубинкой, современной, свободной молодежью и агрессивным традиционализмом, о столкновении религии и сексуальной раскрепощёности, о проблеме отцов и детей в конце концов. Кто-то скажет, что это ещё одна «Кэрри», кто-то увидит ужастик об изгнании дьявола, кто-то — картину о лесбийской любви по типу «Жизнь Адель». И те и другие и третьи будут правы, так как «Тельма» — существует в каждом из этих контекстов и в то же время не принадлежит ни одному их них.

Картина вобрала в себя сразу несколько концепций, объединила вопросы невероятно актуальные для зрителя и облекла всё это в форму холодного нордического эротизма. На первый взгляд разворачивающиеся неторопливо события в итоге полностью захватывают внимание и вот уже вспышки белого света до боли бьют в глаза. Та самая атмосфера, показавшаяся тихой в начале, раскачивается с каждой минутой, звук нарастает, динамика усиливается. И вот, согласно всем логическим законам, концовка должна обрушиться штормом на наши головы. Но Триер не так предсказуем: неожиданно он призывает на сцену ещё одного игрока и этот игрок решит исход всей партии.

Это природа.

Она тихо присутствует на протяжении всей картины, будто посмеиваясь над слабым человеком, который пытается пойти против своей животной сущности. И лишь в конце, будто не в силах больше терпеть наивность и глупость происходящего, она вырывается наружу и перевертывает всё с ног на голову: минус на плюс, землю на небо, зло превращает во благо, а мертвое в живое.

Вода, огонь и воздух — стихии жизни, самое естественное и первозданное, непредсказуемая мощь, способная стать убийственной. Как и мы — когда пытаемся задавить свои желания, задушить Змея-искусителя, забывая, что он является продолжением нас самих. Чрезмерная религиозность, потакание общественному мнению, родительский надзор, транквилизаторы — мы найдем способ. Только что в итоге? Не человек, а сухой остаток. Безэмоциональные роботы, пустые оболочки лишенные самой жизни.

«Победить своих демонов невозможно. Можно лишь не делать себя их рабом».

«Доктор Стрэндж»

Выпускайте своих демонов наружу, потому что это и не демоны вовсе, а мы сами. Возможно, они сразу обретут крылья и вас наконец научат летать. Обернут любое зло во благо: ненависть в силу, страх в смелость, а похоть в любовь. Не стоит бояться своих желаний, также как не стоит слепо потакать им. Стоит найти равновесие, нащупать ту самую золотую середину, которая отражает вашу суть. Быть в гармонии и любви к себе — самое важное, и только когда эта любовь есть в нас самих — мы становимся способны разместить её в ком-то ещё.

Всем советую к просмотру этот холодный, но такой притягательный и многозначный скандинавский триллер. Он из тех, в которых живешь не два часа в кресле кинотеатра, а много дольше и после титров. Терпкое послевкусие и голова в кучевых облаках автоматом прилагаются к вашему билету.

7 февраля 2018

Ужас, который горит лишь при температуре арт-хауса

С темами готического ужаса, сексуального пробуждения женщины и сверхъестественной натурой «Тельма» присоединяется к пантеону картин, заданных «Ведьмой» Эггерса. Начинается кинолента, скажем так, подходящим образом. Отец и дочь идут по замерзшему озеру, а затем пробираются сквозь заснеженный лес. Когда девочка видит оленя, она столь прикована внешностью грациозного зверя, что даже не замечает, как отец целится совсем не в животное. Тихая нервозность открывающей сцены плавно перетекает в атмосферу паранормального триллера, раскрывая ставящий в тупик начальный отрывок, и при этом кинокартина исполнена в формате аллегорического повествования о Боге и сексе, нравственности и подавленном желании.

Тельма — новичок в университете и впервые вдали от своих ультраконсервативных родителей. Те, в свою очередь, регулярно названивают дочери и, как любые набожные христиане, всерьез обеспокоены вопросами морали. Тельма же влюбляется в девушку Аню и, ошеломленная новыми свободами и сексуальным влечением, титульная героиня открывает в себе паранормальные способности.

Вообще в «Тельме» происходит достаточно много событий, причем зачастую это повторение каких-то общих структур любого мистического триллера о сверхспособностях. Однако эти выедающие мозг клише здесь уступают основной истории, чья суть заключается в поисках ответов на тайны мрачного прошлого и, наконец, в исследовании самого понятия «совершеннолетия», показывая в виде метафор стресс человека, покинувшего рамки родительского дома.

Некоторые аспекты фильма работают лучше остальных. Так лично мне понравилась больше всего именно детективная работа Тельмы, собирающей свое прошлое по осколкам. Отчаянные сексуальные чувства и отношения с Аней с последующими мучениями, конечно, важны для общего раскрытия сюжета не меньше, однако я всё же считаю, что лесбийская тематика здесь добавлена по большей части для провокации. Подобно «Кэрри» и, наверное, даже в чем-то превосходя нетленку Кинга, «Тельма» работает на подсознательном уровне, проявляя страхи женщин в фантасмагорической форме. Но, опять же, как и «Кэрри», история неплохо раскрывается и при конкретном повествовании об исключительном опыте отдельно взятой девушки.

Физические и духовные конфликты, разворачивающиеся в «Тельме», зачастую не поддаются точному описанию в текстовой форме. Имею в виду, что с визуалом здесь полный порядок; должно быть, «Тельма» снята лучше, чем написана. Видно, что к созданию этого фильма приложили максимум усилий. Всё снято в нейтральных тонах бежевого и светло-серого, отражающие попытки персонажей заглушить свои чувства. Магические и при этом реалистичные сцены сновидений, а также эффекты стробоскопа в ряде моментов, превращают происходящее во что-то бесконечно неудобное, само воплощение слова «беспокойства».

С другой стороны, попытка сыграть на экзистенциальном страхе, который заставляет ждать не что-то пугающее, а, скорее, когда это всё же произойдет, рождает стиль без четкой цели. Существует разница между триллером, который медленно генерирует напряжение, и просто медленным триллером, также, как и есть разница между двусмысленность и отсутствием ответа. Идеи, следующие через весь фильм (расширение прав женщин, проблема религиозного воспитания, проявление либидо и т. д.) отбрасываются и заходят в драматические тупики.

Хотя «Тельма» своим существованием обязана, на мой взгляд, Стивену Кингу и Ингмару Бергману не меньше, чем режиссеру Йоакиму Триеру, приглушенный кинематографический портрет страдающей девушки выглядит стильным и оригинальным. Красивый, наполненный символизмом и, будем честны, весьма затянутый триллер впечатляет, однако в сценарии есть слишком много занудных и неопределенных вещей, что точно мешает рекомендовать «Тельму» всем. Этот чуткий и меланхоличный арт-хаус подходит больше всего, на мой взгляд, людям чувственным, так как согласно главной идеи «Тельмы» любая эмоция, даже самая незначительная, имеет свое предназначение.

7 из 10

4 февраля 2018

Норвежский бес

Простое совпадение или закон кинематографической природы? Фильмы, названия которых состоят только из имени, как минимум — неплохие, как максимум — настоящие шедевры. К Амели, Леону, Елизавете, Рэю, Джуно, Ханне и Нелл присоединяется норвежско-французско-датский триллер «Тельма».

Норвежский папа, издалека похожий на Леонида Ярмольника, ведёт симпатичную шестилетнюю норвежскую дочку на охоту в норвежский лес. Девочка останавливается на замёрзшем озере и пристально смотрит под чёрный лёд. Так пристально, что начинаешь волноваться, но ничего не происходит. Как только выдыхаешь, тут же папа целится из ружья в голову дочке, пока та заворожённо глядит на выскочившего из чащи оленя. А что вы хотели, страна победившего барневарна, — довольно ворчит понимающий зритель и зачерпывает ещё горсть семечек.

Симпатичная норвежская девочка (догадливый зритель уже смекнул, что это и есть Тельма) превращается в симпатичную норвежскую девушку. Папа сменил ружьё на тотальный контроль христианского типа — всё ж милосерднее, чем в голову стрелять. Тельма идёт в институт и начинает непривычную, новую, самостоятельную жизнь: от родителей только ежедневные звонки да нечастые визиты. Для начала она знакомится с красивой смуглянкой Аней и бьётся в припадке, который позже будет диагностирован как психогенный неэпилептический. Пока врачи изучают медкарту и втыкают в девушку проводки, зритель узнаёт тайну Тельмы раньше самой Тельмы.

Бьющееся о стекло чёрное вороньё и перебои с электричеством во время припадков довольно быстро дают нам понять, с каким жанром мы имеем дело. Суть сверхъестественной суперспособности героини зритель постигает к середине фильма (не потому что он такой умный, а просто флэшбек), Тельме же предстоит пройти более длинный путь. Этот путь познания своей сущности — где волей случая, где галлюцинациями, а где и при помощи медикаментов — формирует основу неторопливого, но отнюдь не вялого сюжета.

По-скандинавски минималистичная картинка тут и там украшена тревожным симфоническим саундтреком, перистыми разводами крови в молоке и подводными заплывами в воображаемых и реальных водоёмах. Подобно угловатому снаружи, но уютному внутри скандинавскому домику, фильм Йоакима Триера (нет, не родственник) умудряется вместить в себя короткую, но достоверную романтическую историю, которую отец Тельмы принижает до бегства от одиночества, а понимающий зритель с семечками — до ненавистной ЛГБТ-пропаганды (но взгляд от экрана не отводит ни на секунду). Эта история, хоть и фрагментарная, но осторожная, чувственная и воздушная — с нечаянными касаниями тыльной стороной пальцев и любованием отдельными волосками.

Почему «умудряется вместить»? Да потому что всё-таки это фильм не о любви, разве что в самом широком смысле, в том, что вообще всё и всегда — о любви. Любовь к Ане — один из инструментов, помогающих Тельме осознать скрывающуюся в ней страшную силу, которая может стать красотой только выйдя из тени, при полном контроле и доброй воле.

Извлечение насильно загнанной суперспособности из глубин бессознательного совпадает по времени со становлением личности, с преодолением одиночества и отчуждения. Тельма покидает родительское гнездо и подвергается основным искушениям: секс, наркотики, алкоголь, модернистское представление в опере. В очередной галлюцинации ей даже приходится зрелищно проглотить и выблевать обратно зелёного змея-искусителя, чтобы уже никаких сомнений. У каждого родителя есть причины долго провожать из гнезда своего птенца жёлтым немигающим взглядом, а уж у родителей Тельмы эти причины особенно веские. Понять их можно, простить нельзя, несмотря на то, что папаша — бородач. А нечего было в голову целиться.

И нечего дома сидеть. Если вы выберетесь на «Тельму», то увидите не слишком мрачный, не очень страшный, но тревожный и холодный драматический триллер. Посочувствуете симпатичной и растерянной норвежской девушке. Поймёте наконец, что если уж накачивать человека, обладающего летальной суперспособностью, психотропными препаратами, то стоит убедиться, что он вас не видит и не подозревает.

30 января 2018

Можно побыть пророком? Знаете, какая мысль первой возникла после просмотра? Очень скоро Йоаким Триер должен снять настоящий шедевр, вне концепции, вне околокиношной деятельности и вне прочих грехов, что отличают творческое произведения от запланированного проекта.

«Тельма» — серьёзнейший прорыв для этого режиссёра, причём наглядно демонстрирующий, в какую сторону он может развиваться. Грань между артхаусом и авторским кино, которая размывается только лишь по причине нечёткой истории, у которой есть структура, но одновременно, эта структура ни на что не влияет.

По крайней мере, я в большом восторге от двух ключевых факторов, тесно переплетённых между собой, — мистического символизма и работы камеры. Демонстрация взросления девушки, приобретение самосознания, выхода их рамок детства и поставленных ими ограничений — всё это проявляется в психотическом состоянии, чередующим реальность и мечтания, снабжая их воспоминаниями, которые сознание поспешило забыть. Тут же момент нелинейности сюжета, тут же символы, придуманные Триером — всё это, с одной стороны, утяжеляет картину, с другой — раскрывает внутренний мир произведения.

Давно не помню, чтобы существовало настолько явное использование саспенса и демонстрация его в каждом кадре, которое, даже будучи зачастую наивным, работало и весьма успешно. Будь то стакан, змея или лодка. Визуально-наглядным методом понятно, но опасение вызывает в любом случае, причём больше опасения таинственные. Символы здесь читаемы, они как четверостишие, в котором нет ничего вожделенного и необычного, но после которого возникает ощущение неподвластной гармонии от того, как слова могут компактно и совместно сосуществовать.

Именно так здесь существуют саспенс, аллегории, мистика и саквояж психологических проблем в одном флаконе, вместе друг с другом. И именно поэтому произведение Йоакима Триера крайне захватывающе смотреть. Не стоит ждать истории и линейного сюжета, с первых кадров можно легко окунуться в каждый из видов чувств, от момента, когда отец наводит ружьё на свою маленькую дочь до того, как она, выросшая, целуется со своей подругой, испытывая к ней первую необъяснимую любовь. Ощущение этой клокочущей суматохи трепетных состояний бросается из крайности в крайность внутри самой героини, отображаясь при этом на каждом экране, решившем разбавить суточный тайминг просмотром этой притягательной ленты.

Тем безумнее возникает интерес к этой атмосфере, тем более неправильными становятся собственные суждения, в чём и заключается победа режиссёра — зритель забирает мироощущения героине себе, будь то помощь символов или операторской власти.

Искренне веришь, что этот фильм — не просто история из жизни, а вручную написанная картина.

27 января 2018

Тема религии всегда вызывает спорные дискуссии. А если религиозный набожный человек вдруг потеряет контроль? Выпивка, курение, любовь.. но любовь совсем иная… Родители главной героини-христиане, которые контролируют каждый шаг своей дочери. Тельма уже повзрослела, поступила в университет, впервые оказавшись так далеко от родителей и постоянного контроля. Девушка знакомится со своей сокурсницей, пробуждая в себе чувства, желания… и странные способности.

Сразу стоит сказать, что фильм не для всех. Рекомендовать его каждому-это гиблое дело. Многие его выключат, даже и не просмотрев половины.

Сюжет фильма условно можно поделить на 2 части, драма/мелодрама и триллер/детектив. При просмотре не покидало ощущение, что я смотрю не один фильм, а сразу 2. Расписывать эти части я не буду, без спойлеров тут не обойтись. Но картина от этого раздвоения, в принципе, не пострадала. Первая половина мне больше понравилась, особенно своей метафоричностью. К примеру, змея в библии-это символ искушения, именно она соблазняет Еву полакомиться запретным плодом, так и в фильме у персонажа происходит надлом. На постере изображена птица, а это символ возрождения. Картина просто дышит символизмом. Фильм многослойный, нам не пытаются донести что-то определённое, здесь гораздо больше пищи для размышлений. Великолепные пейзажи и прекрасная операторская работа.

Фильм не попкорновый, поэтому, если и надумаете смотреть, то настройтесь думать.

18 января 2018

Тельма — особенная или нет?

Кому-то этот фильм покажется неинтересным и скучным, странным и растянутым, непонятным и бессмысленным. Но для любителей скандинавского кино или тех, кто ищет чего-то нового в кинематографе, эта картина станет настоящей находкой.

Фильм начинается с того, что маленькая девочка со своим отцом идет по зимнему лесу. Ребенок идет чуть впереди и тут они замечают впереди олененка. Девочка заворожено за ним наблюдает, а отец-охотник берет ружье и целится, но не в животное… Мужчина целится прямо в затылок дочери. Однако через несколько секунд все же опускает ружье, от шороха олененок пугается и убегает. «Что за чушь опять наснимали эти европейцы?!» — подумают некоторые. Но не торопитесь делать выводы, во второй половине фильма все встанет на свои места.

О чем кино? О девушке по имени Тельма, которая поступает учиться в один из университетов Осло. Ее родители — весьма набожные люди, которые тщательно присматривали за дочерью всю жизнь и продолжают в том же духе, хоть и на расстоянии, даже когда их дочь уже достаточно взрослая девушка. И вот Тельма начинает медленно, шаг за шагом, познавать, что такое свободная жизнь современной молодежи, раскрепощенной и не зацикленной на каких-то серьезных вещах. Конечно, такой резкий переход не так-то просто дается главной героине. И в довершение ко всему она еще влюбляется в девушку Аню. А потом начинают происходить странные вещи…

Но это сюжет, а о чем же кино по сути? Наверное, о том, как не надо воспитывать детей, и о том, что дух свободы, данный от природы, все же может вырваться из клетки религиозных предрассудков и закомплексованности. И о том, как порой тяжело найти гармонию между миром внутренним и внешним.

Это кино — тонкая психологическая драма с элементами триллера и мистики. Любители подобного жанра будут смотреть с особым интересом, так как история, рассказанная создателями картины, интригует и сюжет никак нельзя назвать банальным. Актеры играют весьма неплохо, главное — не забывать, что это не голливудское кино, где зачастую эмоции героев не просто обнажены до предела, но даже гипертрофированы. Перед нами все же скандинавский фильм, а это — определенная атмосфера. Даже картинка выглядит отличной от голливудских лент — не такая яркая и насыщенная, но при этом по-скандинавски стильная (есть даже немного спецэффектов, которые как нельзя кстати вписались в общий, мрачновато-холодный, колорит).

Общее впечатление от просмотра сложилось очень положительное, а потому и высокая оценка.

8 из 10

29 декабря 2017

Когда самое лучшее в фильме — постер

Надеюсь, людям, написавшим столько хвалебных отзывов на этот фильм, заплатили его создатели, поскольку при принятии решения о просмотре я повелась именно на сплошь положительные рецензии. И смотрела до последнего, борясь со сном и охватившей скукой, дабы достигнуть того пика, который вырвет из меня восхищённое «вау».

Но ничего такого не произошло. Ни откровения, ни восхищения, ни «вау».

«Вау, какая тоска!» — подумала я под финальные титры.

В принципе, в описании сюжета содержится всё, что вы должны знать о «Тельме». К этому ведёт больше часа хронометража, а остальные 40 минут зритель проводит в наряжённом ожидании, когда его «накроет» нечто незаурядное, либо это просто закончится.

Картинка, нужно отдать должное, действительно является положительной составляющей данного произведения, начиная от постера и заканчивая визуальным рядом. На этом, собственно, и всё. Невозможно два часа проехать только на картинке.

Про паранормально одарённых людей написано много книг и снято приличное количество фильмов. От комиксов до ужасов, от экшена до драмы. Нас уже не удивишь телекинезом, кажется, увидь мы его воочию в очереди на кассе. Рассуждения о природе добра и зла подобных феноменов успешно находили своё воплощение в «Зелёной миле» или «Неуязвимом». Это было не только ново и интересно, это оставляло послевкусие.

Не спорю, возможно, как человек, лишённый гениальности, я не смогла рассмотреть гениальность в «Тельме». А жюри нашей толерантной современности наверняка довольно потирают руки от выдвижения подобного кино на «Оскар». Для меня недавний просмотр «Тельмы» явился очередным подтверждением того, каким обманчивым бывает шквал положительной хвалы, а сам фильм попадает в ранг «посмотрел и забыл».

3 из 10

27 декабря 2017

Тельма потрясает своим символизмом и красотой, глубоким смыслом и острой проблематикой. Да, картинка действительно красивая. Каждый кадр фильма похож на выдержанное вино — чем дольше смакуешь, тем больше раскрывается вкус. Тельма росла в обычной семье, но у нее обнаружились удивительные способности из-за которых случилась трагедия. Далее таблетки, жесткие рамки религии. Только вот проблема -религия без любви всего лишь свод правил, который рушится при первом соприкосновении с внешним миром. Бабушка, умирающая в доме престарелых от рака (точнее от безмерного чувства вины), мать с суицидальными наклонностями в инвалидном кресле. У этой семьи явные проблемы. Вместо того чтобы поговорить с маленькой Тельмой и попытаться дать первые социальные навыки родители решают лучше кормить ее таблетками и воспитывать по жестким христианским канонам. Но, чему быть того не миновать — девочка выросла и отправилась учиться. Без родителей конечно. Хотя и тут они пытаются контролировать каждый шаг. Получив свободу, Тельма начинает чувствовать, как рушатся в ней стены, что заботливо возвели родители. Девушка совершенно лишена понятия дружбы и при первом искреннем интересе и любви к другому человеку вспыхивает сексуальность, которую та просто не умеет сдерживать. Религия сталкивается с любовью. Змей-искуситель заползает внутрь Тельмы, она его выплевывает, чуть позже так же она поступит и с объектом своей иррациональной любви и вожделения.

- Ты получаешь то, чего искренне хочет твое сердце и душа.

Кульминация, катарсис: Тельма отбрасывает нормы и правила. Птица — символ возрождения. Она хочет исправить, то, что натворила. Ее больше не мучает чувство вины, неуверенность и страх. Да, чего-то уже не вернуть, но мы можем жить дальше и учиться любить и сострадать.

16 декабря 2017

«Дай мне чистое сердце, силы для новой жизни»

Для меня это без сомнений лучший фильм за последний год, но при этом я бы не стала его рекомендовать каждому. И не из-за того, что он перемудренный и сложный для восприятия, наоборот в нем довольно прямолинейные отсылки и символизм школьного уровня. Тем не менее, он не подойдет для неспешного просмотра дома в постели после работы, для него нужна вовлеченность и внимательность к деталям.

Это фильм матрешка и по мере повествования меняется смысл происходящего и контекст. Красной нитью через весь фильм проходит тема отношений детей и родителей и осознанности своего выбора. Затрагиваются темы взросления и определения своего места в мире, управление своими «тараканами»/сверхспособностями и самобичевание за «жизнь во грехе» (бонусом идет — лесбийская lovestory).

Фильм настолько разноплановый, что не укладывается в голове как это можно было так органично укомплектовать в рамках не такого уж длинного хронометража. Пс подсказка: абстрагируйтесь от мистической подоплеки и сосредоточьтесь на психологических моментах фильма, коих там не мало. Если перестать воспринимать историю как что-то не взаправдашное, это позволит увидеть много второстепенных тем.

Ну и актриса. Внешне очень похожа на модель Victoria’s Secret Бехати Принслу, но с интеллектом в глазах. Раскрывается постепенно, что для меня было большим удивлением. Да и вообще фильм сплошное удивление, которое не вписывается ни в один жанр. Когда азиатское кино уже не цепляет, то самое время переходить на норвежское.

9,6 из 10

11 декабря 2017

Качественное кино с намеком на гениальность.

Рекомендуемая новинка норвежского кинематографа уже с первых секунд ярчайшего трейлера обращает ваше внимание на пугающую атмосферу своей истории, но, несмотря на это, данное кино вполне можно и даже нужно смотреть. Лично я вообще рекомендую это сделать на большом экране, чтобы всецело ощутить на себе всю гамму восторженных эмоций миллионов зрителей. Удивительно странное и в то же время великолепное кино! Уверен, что данная картина заинтересует многих, тем более что фильм выдвинут от Норвегии на Оскар и является прямым конкурентом нашей «Нелюбви». В любом случае «Тельма» заслуживает внимания, на которое можно смело потратить свое драгоценное время.

Новинка от режиссера с яркой фамилией Триер, но не того самого, конечно, а простого Йоакима Триера, которого многие могут помнить по отличной картине «Реприза». На этот раз новый фильм режиссера погружается в мрачную атмосферу мистической драмы, в которой уже с первых минут зритель удивляется шокирующим сюжетным поворотом, словно через эмоциональный эффект мы растворяемся в таинственном мире гипнотического пространства, где живет милая девушка Тельма, которая хочет от жизни всего лишь любить и быть любимой. И что здесь сложного, спросите вы? Оказывается, что все-таки есть трудности, особенно если у тебя неподдающиеся объяснению фантастические способности. Как жить среди людей таким как она? Что делать и как быть, если не в силах остановить надвигающуюся опасность? Все это, вы увидите в данной картине и поверьте, вы не останетесь разочарованными, потому что сюжет затягивает, сценарий впечатляет, постановка поражает, а главная героиня просто-напросто восхищает. В этом фильме идеально практически всё, начиная от самой картинки и заканчивая бурей пережитых эмоций.

Многие, возможно, отвернутся от просмотра, так как здесь показана однополая любовь двух юных девушек, хотя, конечно, куда теперь без этого, особенно в европейском кинематографе. Но если вы пересилите себя, то получите массу эстетического удовольствия от богатой и насыщенной истории, которая полна глубоким драматизмом и ярким финалом. Сам по себе сюжет прост, хотя вся прелесть именно в его понятности и легкой доступности для зрителя. Вся красота скрывается в атмосфере происходящего, антураже, в завораживающей музыке и нагнетающих аспектах сюжетного повествования. Даже простейший на первый взгляд первый поцелуй главной героини режиссер превратил в настоящий визуальный взрыв, который хочется пересматривать несколько раз.

В общем, если вы любите качественное кино с намеками на гениальность, то милости прошу к экранам.

10 декабря 2017

Кинговская Кэрри Уайт реинкарнировала и очутилась в Норвегии — теперь она Тельма и учится на биолога в Осло. Тельму, подобно Кэрри, снедают давление религиозных родителей, неохотное примирение с окружающими людьми, «неправильная» любовь и, как следствие, пробудившиеся сверхъестественные способности.

Флегматичные норвежцы на этот раз поражают небывалым (ну, насколько это возможно для них) накалом страстей. Сквозь привычную скандинавскую картинку с ее холодом, отстраненностью, прямотой линий, операционной стерильностью прорывается к нам чувственная и прекрасная история — отменно снятая, отменно сыгранная.

Лента под стать своей героине полна «противоречий» — в «Тельме» уживаются мейнстрим и фестивальное кино; тягучий темп и моментально увлекающие атмосфера с сюжетом; доступность метафор и их «гениальная простота»; понятный сценарий и нелинейность, многожанровость (тут и мелодрама, и драма, и триллер, и мистика, и детектив).

А вообще, зачем я это все говорю? Лучшей рекламой для норвежского авторского фильма является тот факт, что его показывают в российских кинотеатрах — норвежские картины до нашего проката добираются еще реже, чем отличные, но обычно игнорируемые азиатские.

8 декабря 2017

Трудный ребёнок

Действительно ли строгое воспитание идёт детям на пользу? Или же, напротив, когда человеку всё запрещают и вгоняют в определённые рамки, ему ещё сильнее хочется нарушить правила? Вот и Тельма росла в строгой, консервативной, пусть и понимающей, религиозной семье и, естественно, отправившись в коллеж, она захотела попробовать всё новое. Однако она страдает от мук совести и, если курение сигарет и потребление алкоголя не кажутся ей критическими пороками, влечение к девушке переворачивает её рафинированное сознание, взращенное в определённых рамках, настолько, что у главной героини начинаются приступы, её тело физически отвергает «дурные» мысли и наказывает её. Или всё далеко не так просто как кажется?

Главный плюс этого европейского мистического триллера определённо — визуальная составляющая. Каждый кадр — это холодная, мрачная, но невероятно притягательная картина. Все локации просты и минималистичны, образы выверены до мелочей, здесь просто нет ни единой лишней детали, даже одежда персонажей выбрана так, чтобы соответствовать сухому и гнетущему, но столь идеально подходящему фильму повествованию. В общем, даже если Вас не особенно порадует сюжет, эстетическое удовольствие от просмотра точно обеспечено. По стилизации фильм чем-то напомнил мне «Черного лебедя». Аккуратное симметричное лицо Элли Харбоа идеально контрастирует с таким «неправильным» и пугающим внутренним миром её героини. Невероятная атмосферность картины Йоакима Триера, в которую погружаешься с самого начала фильма, несомненно, заслуживает высшей отметки. Иногда хочется просто нажать на паузу и насладиться каким-нибудь кадром подольше.

Не знаю, насколько мистическая составляющая сыграла на руку картине, или же она сделала её чуть хуже, но это точно было интересно. Я лично предпочитаю как можно более реалистичную человеческую драму, где всё объяснимо логически, но, наверное, порой можно сделать и исключение. Хорошо или плохо всё закончилось — решать Вам. Освободиться от тяжелого гнета — это прекрасно, но как Тельма может и будет влиять на окружающую её действительность, и имеет ли она на это право — вот вопрос. В любом случае посмотреть картину, скорее, стоит — она не забудется сразу после титров, оставив приятное, а возможно даже, и не очень, но, всё же, запоминающееся терпкое послевкусие.

8 из 10

30 ноября 2017

Фантастика, в которую можно поверить.

1. Спасибо прокатчикам за возможность просмотра в ближайшем кинотеатре, еще и с субтитрами. Хоть режиссер снимает кино не для всех, последняя работа «Громче, чем бомбы» принесла известность широкому кругу зрителей, по понятным причинам, без добавления к фамилии приставки «фон».

2. «Тельма» отличается от предыдущих работ, и признаюсь, больше всех впечатлил… из-за мистических начал, пейзажами в ужасающих обстоятельствах и актерской игрой. И возможно, хоть каким, но счастливым концом. Я всем поверила, и даже допускаю возможность жизни близких по способностям людей. Элли Харбоа справилась с ролью превосходно. Смотреть лучше одному или в близком кругу людей, без напитков, ненавистных попкорнов, в тишине. А тем, кто ждал картину, разочаровываться не в чем.

3. Музыка написана подходящая, полностью передает настроение, переживания, общую суть фильма. Заслуживает отдельного упоминания.

10 из 10

29 ноября 2017

О грехах, нравственности и свободе

Довольно интересный фильм с большим количеством спорных моментов. Очень неплохой визуально, но проседающий по части хоррора и саспенса, нарочито затянут, что, скорее, плюс, чем недостаток.

Главная героиня, выросшая в христианской семье, которая оторвавшись от родного гнезда чувствует непреодолимую тягу к приобщению ценностям университетской молодежи, ощущает громадный дискомфорт от несоответствия своих новых увлечений и устоявшихся правил поведения и мышления. Ее вероисповедание заключается больше в почитании отца, нежели вере в бога. Отец для нее ключевая фигура бытия, высокого роста, работающий врачом и спасающий жизни, спокойный и уверенный, он является ее наставником, исповедником и мерилом существования. Впервые пробуя алкоголь, гомосексуальную связь и пытаясь приобщиться к наркотикам, она испытывает дискомфорт от давления этой фундаментальной, для нее, фигуры. Ей жизненно необходимо раскаяться перед отцом, который, что характерно, в христианской манере прощает ей самые страшные преступления и грехи. Несложно догадаться, что отец готов к смирению в самых высших проявлениях (что мы видим во вступлении), но ее это не устраивает и самое главное вы увидите сами.

Фильм оставляет приятное впечатление и простор для рассуждений, настоятельно рекомендую.

6 из 10

29 ноября 2017

Интеллектуальное кино

Скандинавский кинематограф никогда не бывает банальным. Там, где в американском кино я давно разгадала бы все сюжетные повороты, в скандинавском фильме я только удивляюсь неожиданным решениям.

Очередным шедевром оказался фильм «Тельма» Йоакима Триера. Да, шедевром. Не побоюсь этого слова.

Фильм начинается как мистическая драма: тревожная музыка, таинственные приступы у героини, сопряжённые с необъяснимым поведением птиц, мерцанием света, загадочным шелестением ветра в листьях деревьев.

И ты, наученный многолетней кинотрадицией, ожидаешь, что героиня окажется одержимой, затем с ней проведут обряд экзорцизма и кто-нибудь обязательно умрёт. Кажется, всё ведёт к этому: набожная семья, молитвы героини об избавлении её от греха, блеклые тона в эпизодах, где появляется дом родителей Тельмы, отсылают нас к небезызвестному фильму «Шесть демонов Эмили Роуз».

Сначала у Тельмы диагностируют эпилепсию, но эксперимент (весьма жестокий) не подтверждает диагноз. Не в силах справиться с внутренними противоречиями, героиня возвращается из Осло в отчий дом, где становится заложницей как собственных страхов и ощущения безысходности, так и воли деспотичного отца.

Впрочем, фигура отца не так однозначна. Йоакиму Триеру удалось показать и трагедию родителей, столкнувшихся с непознаваемой силой в теле собственного ребенка.

А вот финал превосходен. Мысль о том, что дарованная нам сила может быть использована как во зло, так и на благо (и это остаётся личным выбором человека), наделяет эту картину философской глубиной.

25 ноября 2017

Ужасы Тельма на большом экране с 2017 года, его режиссером является Йоаким Триер. Кто снимался в кино, актерский состав: Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен, Грета Эльтерваг, Марте Магнусдоттир Солем, Андерс Мосслинг, Ванесса Боргли, Стейнар Клоуман Халлерт, Ингрид Гьявер, Оскар Паск, Камилла Бельсвик, Марта Кьёрвен, Ингрид Йоргенсен Драгланд, Ларс Берге, Вибеке Лундквист, Сигве Бёэ.

Расходы на кино составляют примерно 47500000.В то время как во всем мире собрано 1,463,727 долларов. Производство стран Дания, Франция, Норвегия и Швеция. Тельма — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.