Мустанг
Mustang
7.2
7.6
2015, драма
Франция, Германия, Турция, 1 ч 37 мин
18+

В ролях: Гюнеш Шенсой, Дога Зейнеп Догуслу, Элит Ишчан, Туба Сунгуролу, Илаида Акдоган
и другие
В деревне на севере Турции пятеро сестер-подростков возвращаются из школы, беззаботно резвясь с мальчишками. Консервативные воспитатели считают эти невинные игры непозволительными и всерьез берутся за воспитание девушек. Жизнь юных сестер круто меняется: дом становится тюрьмой, школу заменяют уроки домашнего хозяйства, начинаются приготовления к принудительным свадьбам. Но жизнелюбивые девушки не собираются мириться с традициями, ограничивающими их свободу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мустанг

английское название:

Mustang

год: 2015
страны:
Франция, Германия, Турция, Катар
слоган: «Their spirit would never be broken»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператоры: Давид Шизалле, Эрсин Гок
композитор:
художники: Сердар Емисчи, Селин Созен, Туркер Исджи
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1300000
Сборы в России: $7 204
Сборы в США: $845 464
Мировые сборы: $5 274 664
Дата выхода
Мировая премьера: 19 мая 2015 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Мустанг», 2015

Видео: Трейлер (Мустанг, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Трейлер №2 (русский язык) (Мустанг, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2 (русский язык)
Видео: Трейлер №2 (русские субтитры) (Мустанг, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2 (русские субтитры)
Видео: Фрагмент (Мустанг, 2015) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Мустанг», 2015

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мустанг», 2015

Не только родители учат детей, иногда и дети учат родителей

Фильм «Мустанг» попал на мои глаза совершенно случайным образом. Один-два раза в неделю появляется свободное время и пробуждается желание расслабиться и отвлечься от обыденности и окунуться в мир кинематографа. Поиск фильма — для меня очень скрупулезная работа, которая отнимает достаточно много времени. Среди сотен фильмов, которые сходят с конвейера «фабрики» с маркировкой «Страна производитель США» — достойных, заслуживающих потраченного ресурса — времени, к сожалению, не много. Все штампуется по уже хорошо отработанной схеме, которая показывает удовлетворительные результаты, чтобы, собственно, что-то менять. Поэтому, ценителям кино, ищущих не только способа развлечения, но и искусства — нужно переводить свои взгляды на другие страны производителя. Там, чтобы получить мировое признание, славу и зеленый свет в Голливуд все еще нужно как следует потрудиться. В кресле режиссера у нас женщина, выходец из Турции — Дениз Гамза Эргювен, которая, на мой взгляд, отлично справилась со своей работой. Её картина получила мировое признание, победила во многих кинопремиях, однако главной получить не смогла, уступив картине о войне «Сын Саула».

Фильм знакомит зрителя с пятью сестрами — юными девушками, которые по окончании учебного года, с улыбками на лицах возвращаются домой, попутно невинно играя с одноклассниками. Впереди их ждут прекрасные летние каникулы, море развлечений, приключений и незабываемых воспоминаний. Но прогулка пляжем не осталось не замеченной и глазами религиозно подкованных воспитателей девушки могут навешать клеймо на весь род своим неподобающим поведением, поэтому решают серьезно взяться за их воспитание. Происходящие нам показывают глазами младшей из сестер, тринадцатилетней Лале (которую прекрасно сыграла совсем молодая турецкая актриса Гюнеш Шенсой). Она, находясь в юном возрасте, не совсем понимает, что происходит вокруг. Что требуют от нее и от её сестер. По одну сторону имеем воспитателей, которые могут только наказывать и требовать, при этом не обосновывая, понятным языком для подростков, причин. По другую сторону — дети, которые не знают правил игры во взрослом мире. Дети, которые не понимают до конца, за что их наказывают и в ответы на вопросы только слышат: «я старше», «так надо», «делай как я говорю» и т. п. Некоторые послушные и не смеют ставить под сомнение слова старших, а некоторые «Мустанги», которые в олицетворение протестов стремятся добиться свободы поступков и воли мысли. Маленькая Лале является прекрасным примером последних, мятежная, брыкливая девушка. И что ей делать, как бороться? Правильно, бунтовать. Дети не способны выразить свою точку зрения, а те, кто способны — «Кто их будет слушать?» — спросите Вы. Лале всеми возможными ей средствами пытается бороться с системой, которая образовалась в доме. С системой, которая идеально работает на протяжении поколений, правильность и практичность которой никто не хочет ставить под сомнение. Такая тенденция воспитания присуща многим странам, но, к счастью, по чуть-чуть отходит в прошлое, где-то быстрее, где-то медленнее. Каждый ребенок — личность и сдерживать их интерес к окружающему миру отнюдь не нужно путем ограничения свободы. Детям нужно личное пространство, внимание и в определенный момент они начинают задавать вопросы, на которые было бы не плохо дать максимально объективный ответ, который бы удовлетворил их интересует. Научить отличать что есть добро, а что зло, залить прочный фундамент, а остальные доверить им самим — работу архитектора собственной жизни, но быть рядом, когда будет нужно помочь выбрать правильную кирпич для очередной ступени. Но многие родители пытаются воспитывать своих детей, так как их воспитывали их родители. И, очень часто бывает, это играет плохую шутку с ними и их потомками. Безусловно, они это делают с наилучшими пожеланиями, но время не стоит на месте и что было нормой сегодня, завтра будет уже в прошлом. Нужно считаться с миром и иногда просматривать свои методы воспитания.

Подытожим. Дениз Эргювен удалось передать всю проблематику, как об несовершенных методах воспитания, так и об ограничении прав женщин в чересчур религиозных патриальхалных странах. Возможно все благодаря тому, что в образе малой Лале она видела себя. Все пережитое главной героиней картины, было так знакомо и испытано на собственной шкуре, что в результате вылилось в этот замечательный фильм о тонкостях жизни в мусульманском мире. Кто знает… Казалось бы, простые традиции, которые для мам и пап наших родителей были в порядке вещей, могут вылиться в море негативных, а иногда и трагических, последствий для детей. Фильм стоит потраченного времени. Рекомендую для расширения кругозора. Кому-то все, что происходит на экране сразу сдастся неприемлемым, а для кого-то, возможно, будет толчком и частично откроет глаза на происходящие и заставит задуматься. Любите своих детей, ведь они же самый ценный скарб, что есть у нас. Приятного просмотра.

8 из 10

P.S. Любителям настоящего авторского кино — рекомендую картину «Клык» одного из лучших, по моему мнению, режиссеров артхаусного кино на сегодняшнее время, грека по происхождению — Йоргоса Лантимоса. Фильм о способах защиты детей от пагубного влияния окружающего мира (правда куда более жестоких чем здесь).

12 января 2020

То, что для любого народа важно чтить свои традиции и обычаи, не поддается никакому сомнению. Но традиции, как и общество, должны идти в ногу со временем, а не укореняться до такой степени, что в итоге ограничивают личную свободу, тем самым только отторгая от себя их носителей. Особо остро эта тема проявляется во время взросления, когда человек стремится познать мир, раскрепостить себя, самостоятельно определить свое будущее. И «Мустанг» — это как раз фильм обо всем этом.

Синопсис Пятеро сестер из небольшого поселка на севере Турции, где еще сильны мусульманские традиции, неожиданно сталкиваются жестким сопротивлением взрослых. Расценив обычные юношеские забавы девочек за неподобающее поведение, они сразу ограничивают их личную свободу, отобрав все средства связи с внешним миром, заставляя ходить в скромных платьях, а вместо школьных знаний изучать домашнее хозяйство. В конце концов их собственный дом превращается в личную тюрьмы, но ситуация обостряется, когда родители решают выдать сестер замуж за незнакомых им людей.

Несмотря на юный возраст основных исполнителей, актрисы превосходно вжились в свои роли, передав те душевную боль и обиду, которые испытали героини. Особо хотелось бы отметить Гюнеш Шенсой в роли самой младшей, но, пожалуй, самой сильной духом сестры Лале, которая не смирилась с предстоящей участью затворницы, а решила бороться за свою свободу. Также нельзя не упомянуть имя Нихал Колдаш в роли бабушки девочек, которая по факту воплотила в себе будущую участь внучек.

В плане режиссуры фильм отдаленно напоминает ранние работы Софии Копполы. Хотя я могу ошибаться, но во время просмотра чувствовалась автобиографичность картины, поскольку режиссёр Дениз Гамзе Эргювен очень тонко передала мысли, чувства и эмоции героинь. На мой взгляд, пять сестер — это воплощение пяти вариантов судеб, одни из которых примирились со своей участью (кому-то даже повезло), другие решили дать отпор. Кто-то нашел выход в пуле в голове, кто-то, осознав, что больше терять нечего, решил просто навсегда сбежать из дома. В любом случае, в «Мустанге» очень хорошо показано, насколько деструктивным может быть чрезмерная приверженность средневековым традициям, которая, пыталась сохранить семью, а в итоге её и разрушила.

Сценарий Действие сюжета фильма разворачивается на черноморском побережье на востоке Турции в месте, где еще сильны мусульманские традиции. Лале, Нур, Есэ, Сельма и Сонай — пятеро сестер-школьниц, у которых начались летние каникулы. Сразу после школы девочки решают в качестве забавы искупаться в море. Местная бабулька, расценив это как развратное поведение, тут сообщает об увиденном бабушке и дяде девочек, и с этого момента в жизни героинь наступает черная полоса.

Итог На самом деле, «Мустанг» — это не просто хороший дебют турецкой женщины-режиссера, но также само по себе сильное кино, которая тяжело смотреть из-за царящей на экране несправедливости и обреченности, против которых «не попрешь». Фильм действительно цепляет до глубины души, заставляя сопереживать героиням и ждать, к чему же приведет их история.

9 из 10

29 ноября 2018

Рецензия будет длинная, однобокая и сверх субъективная. И рецензия не сколько на сам фильм, сколько на образ ближневосточного кино, что я посмотрел в своей жизни. И имею на это право. Также как авторы этого фильма показывают не конкретных людей, а собирательные образы.

Я не люблю ближневосточное кино. Мне не нравятся ни стиль, ни сюжеты. И довольно долго не смотрел фильмы оттуда. Мне не нравились эти немного наивные, совершенное прямолинейные морализаторские фильмы-притчи. Но после разговора на днях с одним хорошим человеком, которому эти фильмы нравятся, я подумал, что нужно глянуть какой-нибудь, вдруг, кино стало другим у них, интересным. Этот человек посоветовал посмотреть фильм 2015 года «Мустанг».

Фильм повествует о 5 девочках, запертых в средневековых дурацких традициях и в собственном доме. И тут у меня сразу первый вопрос. Почему именно 5? И нет, я не придираюсь. Мой вопрос вполне логичен, так как эти девочки почти ничем не отличаются. Нет сильных и ярких характеров. Все их оценки и действия делятся на два варианта — принять или бороться. Поэтому спокойно можно было оставить две девочки. Я не запомнил никого кроме самой маленькой. Я не узнал о каждой из них ничего уникального, ни с одной я не сблизился. Это просто собирательный образ девочек и это ужасно скучно. Моё мнение, если посадить главных героев вашего фильма за стол и сделать так, чтобы что-то серьезное случилось за столом или, герои узнали о чем-то серьезном. И если хотя бы два героя из всех присутствующих одинаково оценят событие и одинаково себя поведут, то с вероятностью 90% у вас в сценарии лишние персонажи. Здесь же все 5. Почему автор фильма не подумал об этом, не проработал своих персонажей совершенно? Ответ дам ниже.

Вопросы к дяде и бабушке девушек. Что они такое? Откуда такое отношение. Что они любят, что не любят. Хоть бы на минуту они изменились. Но нет, одной краской весь фильм злой дядя и страдающая бабушка. Скучно.

Оценивать художественную составляющую таких фильмов, как и актерскую игру я не могу — это здесь лишь сухой инструмент для освещения социальной проблемы авторами. Этому не придается важное значение. Так как герои здесь марионетки, то и актерам достаточно лишь доносить идею и быть естественными. А это скучно.

Главное, зачем снимаются такие социальные фильмы. Это лежит на поверхности и в каждом кадре таких фильмов. Привлечь внимание к таким социальным проблемам, рассказать об этом. И я не против этого. Эти вещи ужасны и рассказывать о них нужно, и привлекать к ним внимание тоже нужно. Но, мое мнение, немного по-другому. Не так прямолинейно, не так явно. Понятно, что в условиях жесткой цензуры трудно рассказывать миру о чем-то. Но, вспомнить серебряный век. Поэты тоже кричали, что есть мочи о проблемах социальных, но делали это изящно, в искусстве, а не используя искусство как рупор. Блок не писал напрямую, что разочаровался в революции и что, революция плохо вот этим и этим, но написал поэму «12», которая вызвала больше волнений чем какой-либо прямой призыв.

Я даже не сопереживаю девчонкам в этом фильме, потому что они не настоящие и я к ним не приблизился. Я ничего о них не знаю, не знаю — любят ли они козюли жевать или есть ли у них заветные мечты; какие теневые стороны и демоны у них. Я как зритель соединяюсь с героем и ему сопереживаю только, когда я чувствую подсознательно, что он живой, настоящий, но здесь такого нет. Как показать «живость» персонажа? Через оценки и выборы в драматических ситуациях. Здесь они однообразные и предсказуемые. Плюс за весь фильм не было ни одних отношений глубже бытового уровня. И это скучно.

Кино итак стало слишком политичным, слишком сильным социальным оружием. И авторы зачастую, в погоне за целью докричаться до общественности, забывают зачем вообще есть кино — вызывать эмоции, чувства, ощущение другой жизни, приносить эстетические и душевные переживания и только потом (но совсем необязательно) иметь социальную цель. Ведь можно рассказывать о социальных проблемах поэтично и художественно — «В поисках Эрика», «Ида» «Трещины», первое, что приходит на ум.

И если я всё же доберусь до большого кино, то буду снимать и защищать художественные до мозгов костей фильмы. Ведь именно такие фильмы делают кино самым популярным и сильным видом искусства современности.

П. С. Если взять во внимание, что этот фильм — дебют режиссёра Дениз Гамзе Эргювен, то нужно отдать должное очень качественной для дебюта режиссуре.

Я поставил оценку 4 из 10 фильму «Мустанг»

#Mustang #kinopoisk

25 февраля 2018

То, что обожает Канн

По окончанию фильма такое ощущение, что он склеен из множества частиц придающий характер неживости. Какой-то он слишком сырой, недоработанный что ли. Повествование сопровождается грубейшими ошибками и откровенной ложью. В Турции абсолютно исключено чтобы родители могли не впускать детей в школу. Второе, что ярко бросается в глаза, это поведение Огуза и его родителей в брачную ночь. Хотя должен признать, по глупости этот эпизод выделятся как луна среди звезд.

Однако в Канне не придают большого значения к таким глупостям и ошибкам режиссера. Пожалуй главный критерии для них критика традиционных ценностей восточных народов. И чем драматичнее это происходит, тем больше шансов урвать какой-нибудь призок.

6 из 10

9 декабря 2017

Человек обречен на свободу (Ж.-П. Сартр)

21 век. Что значат эти слова и какой смысл в них вложен? Для многих из нас — это синоним прогресса, развитости, эволюции, современности взглядов и свободы действий. Несмотря на то, что мы все живем в 21 веке, традиции каждой нации по-своему наложили большой отпечаток на сегодняшнюю жизнь ее представителей.

Действие картины переносит нас в нынешнюю Турцию, в глубинку наподобие нашей деревни вдали от «цивилизации» и столицы. Пятерых девочек-подростков, сирот, воспитывают бабушка и дядя. И если сердце пожилой женщины может простить им многие девичьи грешки, понять слабости и порой закрыть глаза на некоторые выходки, то дяде этого всего принять не дано (возможно, поэтому он по-прежнему холост и живёт с матерью?). Дядя девочек — тиран, бессердечный, жестокий, грубый человек, помешанный на том, чтобы скорее выдать замуж всех своих племянниц, и таким образом «сплавить» их на содержание другой семье. Как человек по-своему одинокий, не познавший любви, он не видит смысла в каких-либо чувствах как в собственной семье, так и в отношениях между будущими молодожёнами. Даже самоубийство третьей «невесты» в доме не наталкивает его на мысль о том, что он что-то делает не так, не заставляет задуматься и ощутить свою вину перед бедными детьми (а ведь они действительно всё ещё дети).

Все происшествия мы видим глазами самой маленькой из сестер, Лале, единственной из всех, кому пока ещё не грозит помолвка с нелюбимым, да что там, даже незнакомым человеком. Она смотрит на старшую, влюблённую сестру, видит её свадьбу и счастливые глаза, замечает и вторую, несчастную, что рыдает вдали от гостей и доказывает собственную невинность родителям жениха. Настойчивость бабушки и дяди шокируют девочку. Последние родные сестёр отнимают у них все вещи, что могут «сопутствовать разврату», среди которых банальный телефон или майка со стразами. У девочек крадут детство, жестоко и нахально ущемляя их права как детей, как девушек, как представительниц прекрасной половины человечества.

Лале не хочет мириться с этим. Она и сама не подозревает, как становится феминисткой, как не может соглашаться с такими глупыми правилами, как хочет жить в современном 21 веке, где девочки могут свободно играть с мальчиками, девушки — выбирать себе мужей, женщины — идти на футбол, учиться, работать наравне с мужчинами и не бояться мнения соседей, не стыдиться своего равенства и не стать жертвой сексизма. Смерть третьей сестры становится последней каплей, после чего героиня планирует план побега и спасает тем самым себя и свою ещё одну, последнюю, оставшуюся с ней в бабушкином доме, невесту-сестру.

Название фильма весьма символично, ведь все знают, что мустанг — это дикий конь американских прерий. Название мустанга происходит от испанского слова «mestengo», что означает «без хозяина». Они принадлежат «la mesta» — всем и никому. Символ мустанга — это и есть девочка Лале, которая не подчинилась правилам, обуздывающим всех женщин в округе, и доказала, что любые рамки можно сломать.

Странно смотреть и осознавать, что сегодня в мире есть много государств, в которых существуют проблемы, диковинные для нас. Среди них — проблема ущемления женских прав, поднятая женщиной-режиссёром в данной киноленте. Мы, «женщины 21 века», привыкли к тому, что свободно можем ходить на выборы, одеваться, во что хотим, краситься, как хотим, учиться, работать и делать многие другие, такие обычные для нас вещи, не задумываясь о том, что где-то, совсем рядом, женщины уже с раннего возраста страдают, не имея возможности вздохнуть свободно, почувствовать себя человеком, почувствовать себя прекрасной, нужной, любимой. Ведь женщина — это не родильная фабрика, не кухарка, посудомойка, уборщица, она такой же человек, как и мужчина. С такими же желаниями, потребностями, чувствами и переживаниями.

Эта тема всегда затрагивает меня до глубины души и заставляет переживать ещё как минимум несколько дней после просмотра фильма.

Актуально, просто, невинно, искренне.

20 июля 2016

Турецкий режиссер Дениз Гамзе Эргювен решила поднять в своем дебютном фильме важную социальную тему места современной женщины в турецком патриархальном обществе. Причем по вполне понятным причинам ей не удалось найти финансирование для своего проекта на родине, поэтому она познакомилась на съемках «Августины» с француженкой Алис Винокур, которая и помогла ей подправить сценарий, что принесло их совместному проекту аж девять номинаций на премию «Сезар». Для пущего эффекта они назвали социальную драму «Мустанг», чтобы подчеркнуть свой феминистический манифест. Нет ничего удивительного в том, что европейскому зрителю пришлась по душе история, где не прям нарушаются права женщин, но ограничивается их свобода на личную жизнь, выбор спутника по жизни и т. п.

Но на самом деле фильм немного о другом. После весьма фривольного поведения пятерых сестер строгий дядя посадил девочек под домашний арест. Причем под арест в прямом смысле слова с решетками на окнах и воротами на замке, а также предварительной проверкой у гинеколога. Но нельзя сказать, что подобное наказание было несправедливым и чрезмерно суровым. Во всяком случае, даже по нашим нормам морали не каждая девушка залезет на шею парню и будет беззаботно плескаться в воде, не вызывая осуждающих взглядов со стороны. А уж в Турции с таким поведением тем более сложно выдать девушку замуж за парня из хорошей семьи. Вот поэтому бабушка-опекун решила ускорить процесс и выдать своих внучек скорее, пока они не набрались скверны. Я понимаю, что приятного мало в том, что тебе приводят какого-то жениха и решают всё без твоего согласия или какого-либо участия. Но в поведении бабушки всё же больше заботы, чем строгости. Пока старшие сестры покорно одна за другой пошли под венец, как послушные кобылки, которых ведут за поводья в семейное стойло, самая младшая Лале не прельщается подобной перспективе и готовит свою диверсию с побегом.

С одной стороны забавно смотреть, на какие хитрости идут девушки, чтобы попасть в слепую зону пронзительных глаз взрослых. Особенно забавный момент был, когда родственницы из женской солидарности прикрывали поход сестер на футбол. С другой — удивляет, как самая маленькая девчонка не побоялась пойти наперекор старшему мужчине в доме. Но даже не это самое главное, на мой взгляд. Больше всего всё-таки возмущает отношение к молодым девушкам и щепетильность турков к репутации, доходящая до абсурда. Лишь бы соседи чего дурного не подумали и не сказали. Когда в первую брачную ночь родители мужа стоят под дверью и ждут простынь с кровью — это абсурд! И не меньший абсурд всей толпой вести невесту ночью к гинекологу!

Вообще мне кажется, что режиссер хотела показать, сколько лицемерия в подобном поведении и двойных стандартов морали. Строгий дядя требует от девочек целомудрия и послушания, что не мешает ему самому захаживать в их спальню по ночам. Дениз Гамхе Эргювен показала парадоксальность ситуации, когда среди множества запретов самые ярые блюстители морали нарушают их в первую очередь. Да и подобная система воспитания не приносит должного результата, поскольку молодежь всё равно находит способы вступить во внебрачные связи или же психологически не справляются со стрессом в переходном возрасте, что приводит к печальным результатам. Так стоит ли пытаться обуздать буйный нрав мустангов и выдрессировать их? Или же дать им необходимую свободу, чтоб не соблазнять запретным плодом? Вопрос, конечно, риторического плана. В фильме показали две крайности, а открытый финал вовсе не говорит о том, что свобода лучше неволи. Как-то так…

7 из 10

26 апреля 2016

Пять сестёр-школьниц выросли в деревне на севере Турции в семье своего дяди. В какой-то момент их суровому воспитателю, а также бабушке, надоело выслушивать от соседей жалобы на их слишком вольготное и даже «развратное» поведение, и девочки попали под домашний арест по всем законам жёсткого восточного воспитания женщин. Отныне только серые одежды, работа по дому допоздна и замуж за того, на кого укажет любимая бабуля. Разумеется, девушки не готовы так просто мириться с новыми реалиями своей жизни и будут сопротивляться гнёту до последнего.

Фильм «Мустанг» для меня это тот самый случай, когда вроде и фильм снят хорошо, и темы затронуты острые и актуальные, и к сценарию особых нареканий нет никаких, а всё равно не цепляет. И чёрт его знает почему. Не хватает какой-то магии кино, какого-то особенного надрыва, каких-то эмоциональных «крючков»: вот и получаются на выходе те самые фальшивые ёлочные игрушки, которые не приносят радости. Может быть, такому зрителю как я, с моими возрастом, полом, национальностью и окружающей обстановкой эти проблемы просто не могут казаться слишком уж близкими — всё-таки у нас не Турция. Да и там далеко не везде такие проблемы возникают.

Мне, конечно, жалко восточных девушек, которые вынуждены жить под паранджой и в уcловиях тотального отсутствия возможности собственного волеизъявления, хотя я и понимаю, что даже в самых строгих из таких стран, типа Саудовской Аравии, всё далеко не так просто, как кажется на первый взгляд и у себя дома за высокими стенами эти самые девушки вольны делать гораздо больше, нежели какая-нибудь российская забитая домохозяйка под пятой у мужа-козла. Однако в этом фильме главная трагедия заключается не столько в самом факте вопиющего морального и порой даже физического домашнего насилия, сколько в том, что девочкам пришлось привыкать в этому стилю воспитания уже будучи достаточно взрослыми. Жили-жили себе, и тут — бац, и решётки на окнах. И вот как раз этот-то аспект и хотелось бы раскрыть поподробнее. Казалось бы, в этом вся соль, ан нет — переход от одной системы к другой получился у режиссёра, во-первых, недостаточно резким, а во-вторых, не таким уж и всеобъемлющим.

Одним словом, хоть я ещё не видел других прошлогодних претендентов на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», что-то мне подсказывает, что «Мустанг» в этом списке лично для меня не будет в числе лидеров. Хороший фильм, но немного недокрученный и недосказанный.

7 из 10

30 марта 2016

Дьявол — в крайностях

Почему «Мустанг»? Он ли был спасением? Спасением была воля, жажда жизни и желание бороться за право жить самой младшей из сестёр. Но почему ребенок должен сражаться за священное право жить?.. Известно, что в мире нет более жестоких людей, чем фанатичные идеалисты. Яростно отстаивая свои постулаты, они забывают о главном. О любви. Посадить детей в клетку для них лишь естественная потребность «воспитания». Истина находится посередине, но в этом фильме ярко показаны крайности подавления и освобождения.

Превосходно показана тема сестринской дружбы, атмосфера переходного возраста.

Тягостное чувство оставляет конец картины, не совсем ясно, счастливое ли это пристанище?.. Ведь это был всего лишь детский план, а не мастерски продуманный путь бегства взрослого человека, имеющего законное право голоса и свободы.

Рекомендуется к просмотру борцам за детские права.

7 из 10

2 марта 2016

Переломный момент

Феноменальный дебют. Аплодирую.

итак:

В фильме очень старались показать обычность этих людей, и кстати это у них получилось. Зачастую, чем меньше и отдаленнее город/деревня, тем больший вес имеет общественное мнение. А в добавок это еще и мусульмане с их огромным «сводом» правил.

Момент взросления, с которого начинается эта повесть — золотое яблочко. Наверняка в разных верах по-своему воспитывают детей и в каждой из них свои особенности, но воспитание взрослых детей имеет не просто различия, это совершенно разные дороги в каждой из религий. В фильме же четко отрезано детство старших (они уже подростки) но как мы знаем, младшие учатся у старших, поэтому «взросление» сказывается и младших.

Показанные эмоции детей, осознающих, что им, женщинам, разрешено очень мало, гнетет каждую из них и все волнуются друг за друга. Родной дом становится тюрьмой, огражденный «частоколом». Как быть? Что делать? Когда в тебе столько сил и энергии, ты молода, ты летаешь в мечтах о будущем, ты строишь планы тайком от других и чем то делишься. Ты хочешь любить и быть любима… А в итоге в достаточно юном возрасте, (точно не совершеннолетнем, примерно 15—17 лет, возраст не указывается), тебе приводят «женишка» и будь добра, люби/цени. (если повезет то бок-о-бок, а может еще выйдешь замуж и будешь ждать из армии, при этом проживая с его родителями). Конечно же они, так сказать, «ломаются». Показана актуальная проблема, действительно возмущающая, в мире который стал таким демократичным, стал таким свободным, — но для кого? Точно не для мустанга. Основная идея ясна и проста.

Не обошлось и без вопросов:

-Удивительное совпадение, что оператор на футбольном матче столько внимания уделил одной компании болельщиков во время напряженного матча, а этими болельщиками оказались главные героини (кто бывал на стадионах — поймет);

-Парнишка учивший Лалу кататься на авто, ну ангел-хранитель прям. Только так я могу обьяснить его вклад;

-Необыкновенная любовь к учительнице?

-Зачем же дядя все таки заходил в комнату?

Актерский состав своей игрой вызывает восторг!

Женственность юных дам зашкаливает. Светлые добрые лица. Каждая из девочек играет отдельную личность, но не забывая о том, что они одно целое. Так же актеры второго плана прекрасно вжились в роли: строгий усатый дядя, который то и дело доказывает свое главенство; вечно переживающая бабушка, которая переживает лишь о том чтоб успеть «устроить» всех внучек. Стоит отметить прекрасную работу закадровой группы: прекрасные виды, особое внимание к мелочам, полнота кадра, простые и понятные всем диалоги.

В целом я получил удовольствие от просмотра фильма, сопереживал героиням, был возмущен некоторыми действиями, прежде всего, что у меня в стране не «принято так», а так же был заворожен красотой… Не зная практически ничего из культуры этого народа, я был впечатлен фильмом.

8 из 10

2 марта 2016

Тройная свежесть

Свежестью восприятия себя женщиной, прежде всего, обращает внимание фильм. Было бы бессмысленно рассуждать сейчас о бесправии слабого пола в мусульманских странах, хотя бы потому, что чужая культура не так проста как может показаться заглянувшему туда на мгновение гостю. Примеров влиятельных дам, отбросивших на деле и чадру, и не приглянувшиеся им традиции, но умело делающих вид, что играют роль второй скрипки, хватает — одна такая шейха рулит сейчас всеми мужами Катара сверх успешно для страны. А вот поразмышлять о том, что сегодня восточная женщина не хочет искать обходные пути, не желает быть тем ручейком, что тихо обогнет по касательной тяжелый камень на своем пути, не стремится исподтишка достигать поставленных целей, но предпочла бы громко заявлять о том, чего она добивается, и ожидает, что с ней будут считаться мужчины, стоит. Сила решимости действовать тут обратно пропорциональна возрасту героинь. Бабуля полностью по власти традиций, старшие девочки бунтуют в душе, но выбирают тихие методы протесты, а вот самая юная дева готова к открытой конфронтации и смелым рискованным поступкам. Малышке суждено определять будущие тенденции турецкого общества.

Свежей кровью очаровывает кино. Пятеро молодых прекрасных актрис — такие же новички в большом кино, как и сама режиссер, их отыскавшая, не играют ничего концептуального, сложного, а просто остаются собой — свежими, полными сил и надежд, расцветающими день ото дня пылкими и дерзкими юными созданиями. Девушки готовы и хотят сделать и увидеть больше, чем уготовано им традиционными рамками, довольствоваться приготовление домашних пирогов не позволяет им их буйная природа, их сердца рвутся узнать, что же там за пределами изгороди, которой укрыли их близкие. Напор силен, и преградам рано или поздно суждено быть если не сметенными напрочь, то как минимум проломленными. В этом не остается сомнений, когда наблюдаешь за ленивым томлением красавиц, чьи мышцы сильны и готовы к стремительному движению чуть только привязывающие их «цепи» слегка ослабевают. Это ощущение возведенного курка держит в напряжении и является самой сильной стороной повествования. Не будь его на первый план вышла бы излишняя документальность и простота сюжета, напрочь лишенного каких-либо художественных ярких приемов, врезающихся в память, но задор юности позволил закрыть глаза зрителю на многие слабости фильма

Свежим взглядом берет дебютантка Дениз Гамзе Эргювен, турчанка по происхождению, ныне француженка европейцев. Они финансируют ее работу, помогают со сценарием и даже выдвигают фильм на Оскар, как лучший иностранный, при очевидном многообразии собственных. Не удивительно, ведь в спокойной и благополучной Европе нет таких животрепещущих не политических проблем, которые могли бы найти отклик у людей разного уровня дохода и образования, а тут сто процентное попадание в умы и меткий удар по чувствам белого зрителя, обреченного на сопереживание. Надо лишь отдавать себе отчет в том, что подобная картина могла родиться лишь на границе слияния востока и запада. Да, режиссер, вне всякого сомнения идентифицирует себя с девочкой-мустангом решительной Лале, делая свои воспоминания об Анкаре частью истории подростка, но ведь посмотреть на прошлое другими глазами Эргювен помогли европейское образование, европейские ценности и европейская коллега. И, возможно, это единственный путь развития, ведь взаимопроникновение культур всегда рождает что-то новое и прекрасное.

22 февраля 2016

Освободите мустанга!

Спорить о том, хорош или нет полнометражный дебют Дениз Гамзе Эргювен, не приходится. Номинация на Оскар тому подтверждение. Фильм действительно заслуживает внимания. И не только по той причине, что поднимает актуальную (увы!) проблему о праве на свободу, но прежде всего потому, что история о пяти сестрах, воспитывающихся вдалеке от шумного города, весьма увлекательна и интересна. В события, происходящие в неторопливом темпе и раскрывающие первые сложности взросления и становления в традиционном обществе, втягивает с первых же кадров. И дело, видимо, не только в относительно небольшом хронометраже, или же наличии определенного интереса, интриги, которые, несомненно, появляются, стоит нам только обратить внимание на человека, вот-вот вступающего в жизнь взрослую с ее увлекательными играми без правил. То, что так подогревает интерес зрителя, рождает любопытство, заставляющее досмотреть все затеянное режиссером действо до финальных титров, без сомнений, исходит от пяти очаровательных героинь, источающих чистую, живую, бурлящую и неподдельно-завораживающую энергию юности. Развивающиеся на ветру волосы на фоне золотистых лучей солнца, еле сдерживаемый смех и искренность веселья подкупают мгновенно. И уже невозможно быть равнодушным, невозможно остаться в стороне, когда, казалось, давно решенная проблема набирает мощные обороты в далекой маленькой глубинке.

История о своеобразном противостоянии традиционного уклада жизни и реалиями, порожденными процессом мировой глобализации, по ходу своего развития порождает не один вопрос. Поэтому фильм, чья оболочка так привлекательна, показался мне не столь однозначным по своему содержанию.

Не так просто разложить все по полочкам в семье турецкой с ее обычаями и устоями, когда ты сам человек из страны европейской. Но, пытаясь вникнуть в образ мыслей и уклад жизни, меня несколько смутила та жажда свободы, граничащая с элементарной невоспитанностью и выраженным отторжением любых авторитетов, которую так страстно выражала самая младшая Лале. Подобное видится весьма странным (учитывая, что страна мусульманская), но вполне объяснимым с точки зрения юношеского максимализма. Остальные сестры были либо хитрее — действовали тихо, видимо, осознавая в силу большего опыта до тошноты явную безнадежность открытого противостояния, либо вторили Лале на свой лад. В любом случае, сложно представить (по крайней мере, мне), что их бунтарские выходки были следствием осознания всей трагедии несправедливого отношения к женщинам в обществе. Скорее, это всего лишь многочисленные попытки сделать глоток свежего воздуха, вырваться из дома, сердцевина которого начала источать неприятный запах. Отсутствие родительского тепла и ласки, неразумное соотношение суетливой заботы и излишней назидательности в воспитании со стороны бабушки, кривотолки соседей, да сомнительные визиты дяди в спальню девочек по ночам. Подобные обстоятельства нагнетают и без того незавидное положение девушек, которым изо дня в день вторят, какой должна быть их жизнь. Каждая из сестер находит свой путь решения.

Финал не расставляет точек над i и не дает четких ответов, что лишний раз побуждает задуматься, задавать вопросы и самим искать решение проблемы. Это ли не признак хорошего кино?

7 из 10

17 февраля 2016

Их нравы.

Фильм рассказывает о жизни пяти девочек сирот, воспитанных бабушкой и строгим дядей в глухой провинции, где-то в Турции. Режиссер в первую очередь пытается рассказать о судьбе женщин, чья доля предопределена заранее и мало зависит от них самих.

Патриархальность, религиозность общества и дань традициям — все то, что современному человеку кажется диким и безумно несправедливым. Так кажется и самим девочкам, воспитанным любящей и, по видимому, не очень строгой бабушкой. Именно участь бабушки в воспитании девочек, как мне кажется и сыграла роль в том, что растут они с огромным чувством несправедливости в душе. Она, с одной стороны, позволяла им больше, чем ожидал от нее суровый дядя, тем самым дав девочкам почувствовать некую свободу. Но с другой стороны, именно она и не видит, что соблюдая обряды и традиции, отдавая совсем еще юных девочек замуж, вся семья рушит их жизни. «Стерпится, слюбится»,- повторяет бабушка, приводя в пример свою собственную жизнь. «Я тоже не знала своего будущего мужа до свадьбы», -безумная логика бабушки. Раз страдали поколения до вас, то и вас ожидает такая участь. Бабушке и в голову не приходит, что может-то быть и по-другому, и не обязательно так торопиться выдавать юных созданий замуж.

Фильм, по моему мнению очень нужный. Не потому что он номинирован на Оскар, а потому что он может научить чему-то многих, и не только тех, кто живет в стране с договорными браками и безумными традициями, а каждого, кого так и тянет сказать: «А мы в ваши годы!» или «Женщина должна…». Никто никому ничего не должен, потому что нужно уважать самостоятельный и осознанный выбор человека, его желания и стремления.

9 из 10

15 февраля 2016

Не для всех

Считаю, что нельзя такие фильмы, где показаны внутренняя культура и связанные с ней особенности региона, пускать по миру. Человеку неосведомлённому всё восточное кажется диким, средневековым, не имеющим права существовать в современном мире.

В общем, история о пяти сёстрах, где-то от классов 11—10 и ниже. Европеизированные, свободные, ничем, кроме мальчиков и крутых шмоток, голова не забита. Но наступает переломный момент, бабушка и дядя начинают задумываться, что не смогут выдать их замуж и одним махом хоронят пташек в четырех стенах. Ну, а дальше всё по фен шую.

Была очень удивлена, что так однобоко всё показано было, но оказалось, что режиссёр — женщина, и «ну теперь всё ясно». В общем, кино не то что феминистки, но определённо антипатриархально настроенной особы. Или это одно и то же? Фильм сам мне понравился, игра актёров, вся эта естественность, повествование от лица самой младшей, ещё очень юной, наивной и прямолинейной, как она видит происходящее, но сам сюжет был очень негативным. Проскальзывало одно осуждение, что не оставляло шансов зрителям хоть как-то оправдать намерения и заботу старших. Я-то поняла, что виновато взрослое поколение, которое слишком поздно спохватилось и допустило большую дыру в воспитании, такое не раз и в нашей среде наблюдается, но для человека с европейским мышлением, мне кажется, разница между хорошим и плохим будет не так ясна.

8 из 10

9 февраля 2016

Неукротимый дух свободы

Художественный фильм «Мустанг» один из пяти номинантов на соискание премии «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке» в этом году. Дебютный полнометражный фильм турецкой женщины-режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Я выделил тот факт, что режиссером данного фильма является женщина, потому что «Мустанг» рассказывает историю об ограничении прав и свобод юных девушек в мусульманских семьях, свято чтящих традиции. Только женщина способна перенести на экран эту историю, и в полной мере показать всю боль, которую испытали главные героини фильма.

Мустанг — одичавшая домашняя лошадь, живущая в прериях Северной и Южной Америки. Какие ассоциации это вызывает у вас? У меня в голове возникают мысли о скинутых с плеч оковах и неукротимом духе свободы, бьющем в небо слово фонтан. Название очень точно характеризует сам фильм, попутно настраивая зрителя на нужный лад перед просмотром. «Мустанг» довольно во многом перекликается с «Белой лентой» Михаэля Ханеке, в которой, как и в «Мустанге», поднималась тема ограничения прав и свобод детей своим воспитателями.

Турция. Наши дни. Пятеро сестер-подростков, живущих в небольшой северной деревушке, в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира, становясь заложниками традиций, по которым живут их воспитатели (дядя и бабушка). Застав их однажды за безобидными играми с представителями противоположного пола, дядя и бабушка решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их не смущает даже, мягко говоря, юный возраст подопечных и их категорическое нежелание принимать уготованную им реальность.

Фильм затрагивает множество тем, главная из которых — столкновение цивилизаций. Культура современного быстроразвивающегося мира лбом к лбу сталкивается с культурой традиционного мира, в котором и по сей день правят устоявшиеся давным-давно стереотипы, весьма спорные в наши дни. И как бы не было грустно, но данная тема, как нельзя актуальна в контексте нашей современной действительности. То, что случилось в данном фильме, отнюдь не редкость, не выдумка автора. Такие явления очень и очень часто происходят по всему миру, даже в самых технологично развитых странах, не говоря уже о глубинке Турции, где и живут главные герои фильма.

Также хочется отметить то, что история рассказанная в фильме далеко не однобока. Воспитатели девочек, в лице бабушки и дяди, показаны не злобными варварами пытающимися любым способом «насолить» сестрам, а людьми, которые любят их, но не понимают того, что причиняют им вред своей «заботой». Не понимающими, что сестры не желают той жизни, что они им уготовили. В этом и есть главная мысль фильма — то, что для одних хорошо, для других — плохо.

8 из 10

27 января 2016

Еще один фильм о стыке цивилизаций, в большей степени предназначенный апеллировать мужским предрассудкам укоренившимся в территории современной Турции. Но фильм оказался то ли каким-то личным, то ли существенно субъективным, и его попадание в пятерку «Оскара» — это лицемерная игра на чувствах поклонников современного женского движения.

Пятеро милых сестер после окончания учебного года покупались в водичке с парнями из класса и получили слегка ремня от бабушки. Они живут вместе с ней и своим дядей в доме, а сами потеряли своих родителей давно. День за днем девушки пытаются изо всех сил привлечь внимание мужской половины, возраст как говориться. У некоторых из них это получается, а некоторых успевают сосватать и выдать замуж.

В «Мустанге» обсуждают только плохое — замужество против воли, навязывание соблюдения правил приличия, запрет на предлагающуюся одежду и тому подобное. Режиссер Дениз Гамзе Эргювен пытается сказать, что турецкие девочки-подростки тоже «хотят», чему наверное браво аплодирует любой оппонент восточной культуры и ценностей.

Но история «Мустанга» не имеет никакого обратного общения, вместо конструктивного диалога мы видим какой-то извращенный монолог. Если хотели показать общественные и культурные проблемы — было сто других способов как это сделать. Зато фильм цинично исключает любые положительные стороны восточного воспитания, напрочь зациклившись на похоти и принципе женской свободы.

4 из 10

25 января 2016

Мустанг

«Мустанг» — блестяще выстроенная, крепкая картина с проработанной драматургией, с косвенным символизмом, не режущим глаз, но запоминающимся с первых кадров. История бунта девочек-подростков против патриархального воспитания, их сопротивления гендерным стереотипам рассказана с бойкой, даже боевой интонацией, лишь тематически, а не стилистически сближаясь с картиной С. Копполы «Девственницы-самоубийцы». В данном случае абсурдность мусульманского патриархального воспитания, лишающего человека права свободного выбора предстает во всей своей «красе», вызывая в памяти шедевры иранского кино «День, когда я стала женщиной» М. Мешкини и «Яблоко» С. Махмальбаф.

Однако, Турция — более светская, чем Иран, страна, хотя усилиями Эрдагана она стремительно превращается во второсортную мусульманскую шариатскую державу. В фильме поднимается также интересная тема патриархального воспитания, видящего грех во всем и зачатую во особо извращенной форме: что же таится в головах людей, если они подозревают такое?! Во-вторых, после «Офсайда» Панахи возникает проблема допуска женщин на футбольные матчи и половой сегрегации в этом плане, свойственная мусульманским обществам.

В то же время образ непокрытой женской головы становится символом того, что в Турции не все так плохо, по крайней мере в столице. Действие «Мустанга» разворачивается на окраине, в деревне, чем объяснятся неистовость патриархального давления на подростков. Автором сюжета становится не только турецкий режиссер, но и помогавшая ему французская сценаристка, благодаря чему драматургия приобретает отчетливый феминистский пафос и мощь социальной критики, потому сама проработанность нарратива свидетельствует о том, что, к сожалению, сценаристы мусульманских стран (если только это не гениальные самоучки, как Махмальбаф) не всегда способны видеть символические возможности реалистических деталей и изгибов фабулы, для этого им нужна помощь тех, кто прошел западные киношколы.

Арабское кино тонет в бытовом реализме, помочь выбраться из него может лишь западное кинематографическое образование. Тема образования, образ эмансипированной учительницы не случайно становится в «Мустанге» символом свободы, к которому стремятся девочки, преодолевая препятствия ценой больших усилий. «Учение — свет» — известная истина, получающая в картине надлежащее воплощение.

24 января 2016

Столкновение двух миров…

Что такое мустанг? Мустанг — дикая лошадь живущая в прериях Северной Америки. Какие ассоциации вызывает это слово? При слове «мустанг» в моей голове возникают мысли о неукротимом дух свободы, о создании которое невозможно приручить, или обрести над ним контроль другими способами пока оно само этого не захочет.

Название очень точно характеризует этот фильм. Однако по началу, зная о нем не так уж и много можно подумать что это очередной фильм про любовь подростков, которые встречают на своем пути массу препятствий но в итоге обретают друг друга. но это далеко не так.

Фильм поднимает множество проблем, главная из которых столкновение стремительно меняющегося современного мира и мира, как принято считать, мира устаревшего, со своими «жесткими» традициями и принципами. И как бы печально это не звучало, этот вопрос становится все более и более значимым в контексте наших сегодняшних реалий. и Турецкая глубинка, по моему, хороший пример того, к чему может привести это противостояние в современных условиях.

Пятеро сестер в один момент оказываются вырванными из своего привычного мира и и становятся заложниками традиций. Застав их однажды за беззаботными безобидными играми с мальчиками их воспитатели (да именно воспитатели, в лице дяди и бабушки, потому что родители их давно погибли) решают их перевоспитать, а вместе с тем и поскорее выдать замуж. В этом вопросе их даже не смущает, мягко говоря, юный возраст подопечных.

Конечно человеку воспитанному целиком и полностью на западных идеалах и априори считающему «восточные» обычаи и традиции чем то диким и неуместным в современном обществе будет тяжело посмотреть на эту историю с разных точек зрения, но если взглянуть на происходящее с точки зрения Воспитателей и их понятий что такое хорошо и что такое плохо то можно сказать что они вовсе не желают зла девочкам. Наоборот, хотят чтоб их жизнь сложилась как можно лучше. Но по видимому их представления о том что лучше не сходятся с представлениями детей. а хотят они только одного — свободы! И эта жажда свободы заставляет их идти на любые ухищрения для того чтобы ее обрести. И несмотря на все эти ухищрения они оказываются настолько одинокими и беззащитными в своей борьбе за эту небольшую долю своды, что даже не все выдерживают такого давления.

Надо сказать что для Эргювен эта картина по настоящему замечательный дебют и лента заслуженно претендует на Оскар.

Фильм, хоть и не радостный, но заканчивается все-таки на хорошей ноте, хотя не ясно что случилось с героями потом. И хоть концовка и после титров заставляет опасаться за судьбу девочек, фильм оставляет приятный осадок и заставляет задуматься о многом.

8 из 10

21 января 2016

Пусть они смогут

На самом деле, этот фильм не произвел на меня сильного впечатления. И только почитав чужие рецензии, мне захотелось и самой о нем написать.

Фильм о пяти девочках-подростках, которые живут в обществе с устаревшими устоями. Живут с людьми, рьяно пытающимися защитить честь и достоинство девочек.

Вроде бы, всё так и есть. И можно было бы списать все проблемы на традиции и кажущееся влияние общественных взглядов. Можно оправдать родственников. Якобы они желают девочкам только добра, но в их понимании это оно и есть. Не умеют они по-другому.

Так и мне казалось в начале фильма.

В нём, действительно, всё подается ненавязчиво. В этом есть проблема «Мустанга». Самое ужасное может пройти незамеченной.

Прочитав рецензии, я даже немного засомневалась. Может мне показалось? Но нет.

И тут всё-таки на первый план выходит (для меня; я не могу принимать или оправдывать такие вещи) жестокость человека. И жестокими являются и дядя, что не вызывает сомнения, и потворствующая бабушка. Каким бы невежественным не было ближайшее общество, разве может человек не видеть зла? А он всё видит. И всё, что делает, чтобы исправить ситуацию говорит:«Прекрати это». Разве тогда не является он участником того зла?

Конечно, фильм достоин внимания. Он поднимает проблему узких взглядов общества. Но возвращается и к частному, к насилию в семье, к трагедии одного человека.

18 января 2016

Расплата за европеизацию

Фильм «Мустанг» рассказывает о пяти юных сестрах (их возраст не оговаривается, но предположительно от 16—15 и на понижение), которые живут в небольшом поселке на севере Турции, воспитываются бабушкой и дядей и, судя по всему, растут как трава.

Пять сестер — пять судеб. Картина рассказана от лица самой младшей — Лале. Может быть, именно её неиссякаемое жизнелюбие и детская упрямость внесли столько света в этот фильм.

Жизнь сестер до переломного момента, с которого и начинается картина, ловко дрейфует на грани двух миров — мира свободы и мира традиций. Но достаточно одного инцидента — недвусмысленного заигрывания с мальчиками у всех на глазах — чтобы родственники спохватились, что их воспитанницы недостаточно целомудренны для девиц, а, значит, пора их «переделать», а еще лучше — побыстрее выдать замуж.

История рассказана так легко и даже радостно, что до некоторых поворотных пунктов я готова была отнести её к жанру драмеди. В фильме так много света, такие живые юные лица актрис, что просто не хочется верить в худшее. Но на самом деле это фильм про жестокий и сложный мир, у нас такие темы любят показывать как чернуху: с грязными подробностями и гнетущим послевкусием. Мир, где тринадцатилетних девочек силой выдают замуж — тогда, когда им ещё страшно даже выполнять супружеский долг. Тогда, когда им хочется ходить в школу, а не учиться домашнему хозяйству. Мир, в котором свобода — это жизнь, и отнять эту свободу, значит, забрать и жизнь.

«Мустанг» показывает Турцию изнутри, сложносочинённую, живущую одновременно в двух мирах — в европеизорованной современности и закостенелом прошлом.

И всё-таки нужно выбирать что-то одно, чтобы избежать двойных стандартов и внутренних конфликтов. Особенно это важно, когда воспитываешь детей. Птица, выросшая в неволе, не знает, что её пленили. Но главные героини «Мустанга» — это птички, выросшие на воле. Весь фильм показывает то, как им ломают крылья и закрывают в клетке. Но мечту о свободе нелегко уничтожить. На горизонте, как волшебная сказочная страна, мелькает Стамбул — в котором все иначе, в котором можно расправить крылья и полететь.

Фильм обрывается на позитивной ноте — но все-таки не заканчивается, а обрывается, оставляя много вопросов и тревог о судьбе девочек. Открытый финал всегда дает почву для размышлений, и размышлять должны, в первую очередь, те, кто в ответе за таких вот птичек. То ли клетку сделать золотой и уютной еще до того, как проснется самосознание, то ли все-таки выпустить на свободу. А то так и напрашивается поговорка о двух зайцах.

7 из 10

17 января 2016

Золотой Глобус марафон. Фильм девятнадцатый: «Женщины должны быть целомудренны и чисты, должны знать своё место. Им не подобает громко смеяться на людях и вести себя вызывающе. Женщины должны беречь свою честь»

Должны-то они должны, мне ли не знать как восточной девушке, да только смех тут ни при чём, а моральные принципы — они внутри, они впитываются с молоком матери. Нельзя заставить быть такой, хоть под сколько клеток ни сажай, сколько ни бей, сколько ни ругай. На самом деле страшно осознавать, что то, о чём мне рассказывала бабушка в виде сказок (про то, что выдавали замуж в 13 лет, проверяли простыни и т. д.), существует и по сей день. Кстати, давно хотела посмотреть «Дифрет», которую спродюсировала Джоли в том числе. Там примерно похожая тематика, только дело было в Африке. Поверить в то, что такое происходит в Африке, гораздо легче, чем в то, что это происходит в Турции, довольно развитой стране. А если учесть «феминистическую» ситуацию в Европе и США (которая тоже, кстати, нездорОва и олицетворяет собой другую крайность), то вообще.

При просмотре фильма я искренне сопереживала девочкам, попавшим в клетку запретов и условностей консервативного, как оказалось, общества. Да, дело происходит в глубинке, однако это уже тревожный знак. Думаю, турки на такой фильм денег бы точно не дали, хорошо, что подвернулись французы, которые согласились помочь.

Откровенно говоря, в этом фильме как будто извратили понятия о чистоте и чести девушки, ибо борьбу за них превратили в настоящую тюрьму и издевательства. Не думаю, что бабушка и дядя виноваты на 100%, они сами пленники законов, по которым жила эта деревня. Но дядя, правда, — ещё и как человек, мягко говоря, не очень. А вот бабушка — полная заложница узкого мышления, зомбированная мнением «тётенек с соседнего подъезда». Она думает, что если выдать внучек поскорее замуж, то всех их проблемы решатся, и им завтра не надо будет думать о хлебе насущном. Это все её мысли. Размышления о моральном состоянии девочек — это что-то на грани фантастики для неё.

Я бы назвала этот фильм «5 мустангов». Думаю, что название предназначалось Лале, младшенькой, которая действительно очень похожа на дикую лошадь, рвущуюся на свободу, однако в моём понимании свободы добились все пять сестёр, каждая своим путём. Да, кто-то из них морально сильнее, кто-то слабее и ведомее, однако ни одна не сдалась. Пусть чьи-то тела сломили, но души всех пятерых остались непокорёнными!

Надеюсь, этот фильм, номинированный на Золотой глобус и теперь Оскар, а также представленный на многих фестивалях, поможет осознать проблему тем странам, в которых творится подобное. Я не говорю, что надо двигаться в сторону феминизма и матриархата, считаю этот путь неверным, однако мустанги не должны жить в клетках! Выпустите их на свободу!

8 из 10

17 января 2016

«В рамках Оскар-марафона»

Фильм «Мустанг» у меня давно мелькал перед глазами, но я всё время откладывала его просмотр. Но после объявления номинантов на Оскар, я обязана его посмотреть.

Думаю, что многим будет сложно понять правила, по которым должны жить женщины Востока. Представить, что такое где-то на самом деле — мурашки по коже.

Красивые молодые актрисы, играющие сестер, похожи не только внешне, но и по эмоциональной подаче характеров. Перед зрителями не зажатые турчанки, боящиеся подать голос, а современные свободолюбивые и раскрепощенные молодые женщины, несмотря на юный возраст. Фильм посвятил меня в какие-то потаенные углы из жизни пяти девочек (сестры, разного возраста), которые живут где-то в отдаленном поселке Турции.

Мне сначала показалось, что начнут показывать типичных бунтующих детишек, как в Америке, которым не разрешают гулять допоздна, курить травку с мальчиками и так далее. Но постепенно я раскрывала себе глаза на то, что, во-первых, события происходят в Турции — и этот консервированный устой актуален до сих пор. Во-вторых, нам показывают настоящее взросление пятерых девушек, что превращает это кино в настоящую драму про подростков.

Понравилось, что в фильме нет никакой излишней жестокости, каких-то крайностей, есть драматизм, но он показан мягко. Понравилось то, как нам показывают быт и жизнь этой местности. То, как готовят девочек к домашнему быту. Старшие девочки, как мне показалось, более восприимчивы и терпимы к той участи, которая их рано или поздно бы настигла — нечто вроде проверки со стороны гинеколога, проверка простыни, выдачи замуж. Нам в большинстве случаев показывают взгляд со стороны самой младшей — вот она как раз по большому счет относится к этому не с пониманием, а бунтарской стороны.

Весь фильм картина держит в напряжении. Мустанг- это история о бунте, на который способны не многие, и что уж совсем редкость в Турции, где женщин за людей не считают вообще, они для мужчин там как вещи.

Я всю картину переживала за сестер. Несмотря на то, что актрисы мне не знакомы, отмечу, что они играли замечательно, им веришь! Режиссер в картине передала очень хорошо жажду к жизни и молодость, недаром фильм назван «Мустанг». Мустангов — диких лошадей называют «детьми свободы» недаром, они готовы погибнуть, но в неволе жить не будут.

Фильм определенно стоит посмотреть. Я считаю, что Мустанг — это достойная картина Турции. Ставлю:

8 из 10

16 января 2016

В клетке невинности

Об этом фильме я постараюсь коротко. Сюжет разворачивается в одном городке, недалеко от Стамбула, а история рассказывает нам о пяти девушках, ну там среди них девочка есть, ну ладно, это не меняет сути. И вот их всех по пути к взрослению, просто срочно нужно выдавать замуж. Даже вопреки их воли. И название картины — «Мустанг». Полностью характеризует происходящее. Их сопротивление (конечное), похоже на буйство упрямого коня.

Стоит добавить, что может, как многие подумали, фильм архаус. Спешу вас уверить, нет, это актуальный, жизненный фильм. Наполненный добротой к зрителю. В нем есть прекрасные актрисы (очень красивые), мудрая бабушка, и конечно же строгий дядя. А само действие в основном разворачивается в доме, где и живут эти девочки. И наблюдать за этим очень интересно. Нет, не сказать, что прям диалоги в фильме прям сильные или прописанные просто они очень честные и жизненные.

Турция (не только эта страна) разнообразна своими законами и традициями. И не всегда они идут на благо. Собственно фильм как раз об этом. О не принятии этих самых традиций, о рамках что навязало общество. Как и что делать, что не нельзя, а что можно, все это решают за тебя. Никакой жизни! Очень интимное кино, которое опирается как я уже сказал на законы семьи. Я бы посоветовал посмотреть этот фильм, но много не ждите, просто развели из одного дела большую трагедию. Но безусловно он должен каждому понравится, ведь в нем видны многие подростковые черты, например как юношеский максимализм и желание делать все по своему.

13 января 2016

А строга ли бабушка?

Этот фильм вызвал у меня неоднозначные эмоции. С одной стороны — красивые виды, чудесная музыка, трогательная и грустная история, достаточно просто и понятно рассказанная. Проблема столкновения традиций и поколений уже не нова, но достаточно интересно раскрыта. С другой — у меня пока больше вопросов чем ответов.

Во-первых, мы не знаем никакой предыстории, кроме того, что девочки — сироты и остались на воспитание бабушки и дяди. Не знаем ничего, например, о любимой учительницы Лале, и о многом другом. Как будто часть истории осталась за кадром. Это делает для меня фильм немного поверхностным.

Во-вторых, а строга ли бабушка? Семья представлена в фильме как консервативно-традиционная мусульманская, где девушек отдают замуж по договору в 17 лет, проверяют простыни после первой брачной ночи и заставляют надевать платья до пят. Однако как же так вышло, что в такой семье взрослые девушки совсем не умеют готовить, и бабушка учит их этому перед свадьбой? Сестры ничего не делают по дому (валяются на ковре, загорают в купальниках, жуют жвачки, едят, играют, болтают, переодеваются и бегают в майках и лифчиках)… Это ли строгое восточное воспитание, которым, спохватившись, занялась бабушка? Непонятно.

Что непонятно совсем — так это эмоциональная составляющая. Увидев сестер на футболе, бабушка готова сознание потерять, какой ужас!! А после трагедии с одной из них семья достаточно быстро приходит в себя. Ни тебе кругов под глазами, ни бессонных ночей, ни горя в глазах. Я не думаю, что это недоработка актеров, их игра, на мой взгляд, превосходна. Скорее недоработка режиссера. Или — что может быть — мне непонятна задумка.

Ну и наконец «непонятки» с дядей. Что происходит у него с сестрами, что за отношения? Почему так радикально реагирует на его замечания одна из девушек и зачем наведывается он к ним в комнату? Мне кажется, этот момент не раскрыт, показан как второстепенный, а ведь он скорее ключевой. За что отчитывает его (надо сказать, спокойно и без нервов) бабушка на кухне? Либо я недопоняла идею, либо фильм не столько про традиции, сколько про маниакальных родственников и представлять историю надо немного в другом свете.

Большое спасибо актерам за прекрасную игру, и особенно девочкам! Но… для меня идея и история остались непонятными, хотя наверняка многие зрители со мной не согласятся.

4 из 10

13 января 2016

Когда бабушка недостаточно строга

Этот фильм вызвал у меня неоднозначную реакцию. С одной стороны, бесспорными кажутся абсурдность унизительных средневековых традиций в современном обществе и правомерность борьбы с ними. Проверка на девственность, вывешивание простыни после первой брачной ночи, принудительный брак, мужской шовинизм и мракобесие дядюшки — это и многое другое ничего, кроме возмущения, у современного человека вызывать не могут. И я полностью поддерживаю борьбу женщин Востока и Африки за свои права. Эфиопский фильм «Дифрет» сходной с «Мустангом» тематики на прошлогоднем фестивале «Молодость» я посмотрела с большим волнением и сочувствием.

Но по сюжету «Мустанга» у меня возникло много вопросов. И в первую очередь вызвал сомнение сам прецедент, приведший к террору. Я внимательно почитала критические статьи, ссылки на которые дает Кинопоиск. Все критики пишут о невинности игры девочек с одноклассниками. То есть, надо полагать, что когда 16-летняя девушка, воспитанная в условностях традиционной культуры глухого турецкого городка, взгромождается на шею одноклассника, уже, стопроцентно, буйно мечтающего о сексе, у них даже мысли не возникает ни о чем таком? Мне как-то в это не верится. Я воспитана в СССР, где, как известно, «секса не было». Но лет этак с восьми мы уже прекрасно чувствовали неоднозначность и запретность таких вот моментов. Думаю, турчанки это чувствуют еще лучше. Для тех мест поведение сестер было действительно вызывающим. И они не могли об этом не знать. То, что маленькая бунтарка, младшая из сестер, накидывается с кулаками и оскорблениями на соседку, сообщившую бабушке о неприличном поведении сестер, тоже весьма неоднозначно. С одной стороны, люди, распускающие сплетни, могут вызвать праведный гнев, но с другой стороны, это не дает права младшим оскорблять старших. Да и было ли это сплетней в полном понимании? Соседка могла сказать бабушке (из лучших побуждений): «Присмотри за своими внучками, они ведут себя неприлично». Для восточной женщины эти «игры девичьи» действительно выглядели крайне неприлично.

Бабушка признается сыну, что давала внучкам слишком много свободы. И у меня нет оснований ей не верить, судя по тому, насколько сестры раскованы и вольнолюбивы. Очевидно, бабушка баловала их, жалея сироток, рано потерявших родителей. Возрастая в такой вольности, девочки не усвоили должным образом правил поведения восточной женщины. Они привыкли, что их желания выполняются: ноутбуки, мобилки, современные шмотки — пожалуйста, все, что душе угодно. И тут вдруг их начинают резко зажимать. Конечно, это вызывает у них протест. Вызывает это протест и у зрителя, воспитанного в европейской культуре. Но надо понимать, что бабушка поступает так из большой любви к внучкам, из лучших побуждений. Просто она, прожившая жизнь в заштатном мусульманском городишке, не знает иной доли для женщины, кроме удачного брака. Она не понимает, что в современном мире женщина может сама себя прокормить. Поэтому бабушка в панике, что ее горячо любимые внучки из-за молвы не смогут выйти замуж и, когда она умрет, останутся без средств к существованию. Этим, на мой взгляд, и вызвана поспешность, с которой она пытается пристроить их. Когда старшая сестра бунтует против выбранного родственниками жениха и говорит, что будет только со своим парнем, которого уже любит, бабушка не возражает. Единственное ее условие: чтобы любимый внучки сделал предложение и немедленно женился. То есть, в действиях бабушки нет злого умысла, есть желание исправить ситуацию. Есть любимый, готовый сделать предложение, — хорошо. Нет? Ну что же, отдадим за кого-нибудь из хорошей семьи. Стерпится — слюбится. Она ведь сама выходила замуж по такому принципу. И действительно полюбила позже своего мужа.

Трагизм ситуации, вызывающий сочувствие, заключается в том, что один необдуманный поступок приводит к необратимым последствиям, что девочкам не дано второго шанса. Но в жизни часто так и бывает, к сожалению.

В общем, все эти неоднозначности мешали мне полностью сопереживать сестрам. Хотя, конечно, не могу не отметить чудесную игру девочек. Они все так красивы и естественны, что просто невозможно ими не любоваться. Это ощущение молодости и жажды жизни передано в фильме очень хорошо. Также вызывает уважение, что режиссер оставила место для иного взгляда на события, сделав образ бабушки сложным и неоднозначным. Вижу в этом высокую степень объективности повествования. Однако не могу полностью принять позицию автора. Поэтому снижаю оценку.

7 из 10

31 октября 2015

Когда бабушка монстр

- Будьте добры один билет на «Мустанг».

- Что-то, какой фильм?

- «Мустанг».

- У нас нет такого фильма!

- Как нет, вон же у вас написано…

- А, секунду… Точно. Просто у нас ещё никто не покупал билет на этот фильм!

Можно было бы назвать этот диалог с кассиршей показательно-печальным, если бы не одно «но»: классическое фестивальное кино, выдвинутое на «Оскар», по странному и счастливому стечению обстоятельств было добавлено в репертуар обычного «мейнстримного» 14-зального «Люксора», торгующего блокбастерами и хоррором уровня «Паранормального явления-5». Причём загнали «Мустанга» в последний, самый маленький зал под номером 14 — видимо, заранее зная, как мало народу захочет зайти туда после жирного ужина в KFC. И не прогадали — первые 10—15 минут в пятирядном помещении я наслаждался абсолютной и единоличной властью, после чего до самого конца впереди меня нежилась ещё какая-то парочка. И всё. Три человека на 45 мест. Это было логично.

Итак, что же такое «Мустанг»? Можно было бы назвать его просто фильмом о подростках или одой молодости, но тогда рассказ сразу приобретёт оттенок нарко-хиппарского секс-угара, которым полны тысячи подобных картин. Поэтому я скажу так: лента Эгювер — это целомудренно-приземлённая драма о детях, о потребности человека в минимальной естественной свободе передвижений, мыслей и желаний. О том, насколько глупыми и беспомощными против изобретательной детской фантазии могут быть взрослые с их идиотской показной моралью и обычаями. При этом здесь нет никакой излишней жестокости, никаких крайностей, никакого драматизма через край: «Мустанг» идёт спокойным шагом, периодически позволяя себе выписывать лёгкие вертеля и несильно гарцевать, не грозя скинуть тебя с хребта. По-женски нежно, красиво, вкусно (кстати, сценаристку — также даму — зовут Алис Винокур) — будто родные дочки режиссёрши, оберегаемые её тёплой рукой, бредут героини сквозь события, пока оператор украдкой ловит на камеру их воздушную женственность. И в то же время рядом, на кухне, утонувшая в религиозных догмах бабуля и её последний сын так и норовят прервать эту идиллию домашними арестами, пошивом всё более закрытых платьев и построением всё более высоких стен вокруг дома, не понимая, что в созданной Эгювер реальности прорваться сквозь тихий девочкин мир просто невозможно.

Не знаю, насколько своевременен фильм в нынешней России, но и такая грустная мысль приходила мне в голову при его просмотре — никогда не знаешь, что ждёт твоих детей через десять, двадцать лет, когда всё, что окружает тебя самого уже сейчас, начинает напоминать некую чудесную смесь из социализма и теократии. Параллели подтвердило секундное, но чудовищное сходство экранной бабушки, сидящей в очках в профиль, с Еленой Мизулиной — чуть ли не ярче, чем Путина с Добби из «Гарри Поттера». В этот-то момент всё и стало ясно… Если же продолжить тему сходств, то волшебная Лале, сыгранная 13-летней дебютанткой Гюнеш Шенсой, дюже напомнила мне 10-летнюю Брук Шилдс из «Прелестного дитя» — только у турецкой девочки глаза в сто раз осмысленнее и живее. Вообще, конечно, половина всей красоты «Мустанга» держится на ней, на нежном персонаже-рассказчике, ближе всех расположенном к детству и лучше всех знающем путь на волю. Лапочка!

Очень приятная, солнечная, спокойная лента, вполне достойная быть номинированной на премию Американской киноакадемии. Желаю ей удачи!

9 из 10

17 октября 2015

Coming-of-age по-турецки

«Мустанг» — турецко-французская лента, выдвинутая последней на соискание «Оскара» и благосклонно принятая фестивалями и критиками. Она стала полнометражным дебютом 37-летней Дениз Гамзе Эргювен. Дебютом удачным, дерзким и талантливым.

В турецкой глубинке до сих пор царят консервативные порядки, зачастую граничащие с глупостью и, как принято сейчас говорить, мракобесием. Эту горькую истину придется во всей ее полноте познать пяти сестрам, растущим под строгим надзором бабушки и дяди. Стоит им однажды поиграть с мальчиками после уроков, вполне невинно резвясь в море и срывая яблоки в чьем-то саду, как по деревне разносятся слухи о неподобающем и позорящем семью поведении сестер. Разве можно такое простить? И, как отмечает младшая из сестер (от ее имени и ведется повествование), с тех пор их жизнь превращается в дерьмо. Джинсы сменяются традиционными нарядами, а дом становится тюрьмой с курсами для будущих примерных домохозяек. Ведь как иначе смыть с семьи позор, не выдав девочек замуж?

История, рассказанная в «Мустанге», сначала кажется слегка абсурдной и местами вызывает усмешку и ощущение несерьезности. Чего стоит один эпизод с побегом девочек на футбольный матч (так и напрашивается сравнение с «Оффсайдом» Панахи). Но с тем, как растут решетки на окнах дома-тюрьмы, растет и драматичность происходящего. В какой-то момент она способна раздавить вас или довести до слез. При этом Эргювен не позволяет себе абсолютно никакой сентиментальности. Вся ее картина — жесткая, если не сказать жестокая, по отношению к зрителю и самой себе. Финал же здесь держит в напряжении как первоклассный триллер.

И все-таки в первую очередь «Мустанг» — история о взрослении. Пяти сестрам приходится резко и быстро повзрослеть, раскрыть свою сексуальность и столкнуться с противодействием консервативного общества. Поэтому «Мустанг» — это еще и история о бунте, на который не все оказываются способны. И, безусловно, это история о поиске и силе свободы. Той свободы, которая способна пробиться через все, что угодно.

При желании здесь можно найти и множество высказываний о положении дел и нравах в современной Турции. Вот, например, эпизоды сватовства, когда родственники обсуждают и расхваливают друг другу потенциальных молодоженов, и, посадив их рядом, тут же констатируют, что «они друг другу понравились». «Стерпится, слюбится» — убеждает одну из сестер заботливая бабушка. Девочек везут в больницу, чтобы подтвердить их невинность, а новоиспеченные родственники со стороны мужа с нетерпением ждут увидеть кровь на простыне после первой брачной ночи.

Положение женщин — это то, что, безусловно, интересует, задевает и, наверняка, возмущает Дениз Гамзе Эргювен. Дядя увлеченно слушает, как по телевизору вещают о том, какой скромной и покорной должна быть настоящая женщина. Все женщины примерно готовят и смотрят сериал, в то время как мужчины собираются смотреть футбол. Выбивается из этой классической ситуации только младшая из сестер — Лале — просящая посмотреть футбол. Она же кричит донесшей на девочек соседке: «Завернулись в свои тряпки поносного цвета и думаете, что можете всех судить!»

Она в принципе оказывается наиболее свободной и способной к бунту против консервативного патриархального общества. Здесь можно усмотреть еще один мотив: именно самая младшая из всех оказывает сопротивление авторитетному дяде, своими чертами напоминающему президента Эрдогана. Режиссер словно возлагает свои надежды на самое молодое поколение, видит в нем ту свободу, которая позволит восстать против тупого консерватизма турецкого общества.

Обрамляет эту сильную историю музыка Уоррена Эллиса. Австралиец, весьма далекий от всего турецкого, он сочиняет мелодии, вдохновленные местной культурой, и потому органично вписывающиеся и задающие динамику происходящего на экране.

Дениз Гамзе Эргювен создает историю о взрослении и свободе, мощную, дерзкую и живую, как сама юность. И каждый зритель, сумевший прочувствовать ее, унесет с собой часть той неистовой энергии, лежащей в ее основе.

8 из 10

16 октября 2015

Драма Мустанг на широком экране впервые с 2015 года, его режиссером является Дениз Гамзе Эргювен. Кто снимался в кино, актерский состав: Гюнеш Шенсой, Дога Зейнеп Догуслу, Элит Ишчан, Туба Сунгуролу, Илаида Акдоган, Айберк Пекджан, Бахар Керимоглу, Бурак Йийит, Эрол Афсин, Сюзанн Маррот, Зерифе Кара, Айнур Комекоглу, Sevval Aydin, Enes Sürüm, Aziz Komecoglu.

Бюджет фильма составляет около 1300000.В то время как во всем мире собрано 5,274,664 доллара. Производство стран Франция, Германия, Турция и Катар. Мустанг — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.