Пазолини
Pasolini
5.6
5.9
2014, драма, биография
Франция, Бельгия, Италия, 1 ч 24 мин
18+

В ролях: Уиллем Дефо, Риккардо Скамарчо, Нинетто Даволи, Валерио Мастандреа, Мария ди Медейруш
и другие
История последних дней жизни итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Пазолини

английское название:

Pasolini

год: 2014
страны:
Франция, Бельгия, Италия
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , , , , , ,
видеооператор: Стефано Фаливене
художники: Игорь Гэбриел, Россано Марчини, Amenah Mna Monem
монтаж:
жанры: драма, биография
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $520 435
Дата выхода
Мировая премьера: 4 сентября 2014 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, биография

Постеры фильма «Пазолини», 2014

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Пазолини», 2014

'Я так отчаянно люблю жизнь, что это для меня не может кончиться плохо.' - Пьер Паоло Пазолини

Зрительская аудитория, условно называемое поколением 'Marvel', вряд ли даже что-то слышала про такого деятеля искусств как Пьер Паоло Пазолини, равно как и о его творчестве, которое отображалось в кинематографе, поэзии и прозе. А между тем именно Пьер Паоло Пазолини в середине прошлого столетия стал символом борьбы с буржуазной властью, ведь по своим политическим взглядам Пазолини был приверженцем коммунистических идей, явно симпатизируя Советскому Союзу. Пазолини своим творчеством с лёгкостью шокировал публику, где он мог соединить казалось бы несоединимое, например, тему религии с сексом, мифологию с политикой. Для многих Пьер Паоло Пазолини был, есть и остаётся неоднозначной фигурой на горизонте искусства, но безразличными его деятельность не оставляет никого. Кто-то может с широко распахнутыми от ужаса и отвращения глазами смотреть его 'Сало, или 120 дней Содома' (1975), окончив просмотр уже спустя первые минут десять этого провокационного фильма; а кто-то может восторгаться его непредсказуемым авторским стилем и отвагой снимать такое кино. Своей эпатажностью Пазолини нажил себе немало врагов и 2 ноября 1975-го года его убили, а это преступление осталось нераскрытым, хотя подозреваемые были...

И именно об этом необычном со всех сторон человеке, а точнее о его последних днях и пойдёт речь в байопике независимого американского режиссёра Абеля Феррары, который наиболее известен по острой криминально-драматической ленте 'Плохой лейтенант' (1992) с Харви Кейтелем в главной роль. В 'Пазолини' образ центрального персонажа воплотил Уиллем Дэфо, который славится тем, что может оказаться в настоящем блокбастере типа 'Человек-паук' (2002), но при этом чередует это с ролями в низкобюджетном авторском кино, работая с самыми известными независимыми кинематографистами, и не чураясь ролей равнозначных минутным камео. И можно говорить, что Абеля Феррару и Уиллема Дэфо объединяет не только совместное творчество, ведь 'Пазолини' стал их четвёртым фильмом, но и дружеские отношения. А также хотелось бы добавить, что на роль Пьера Паоло Пазолини довольно сложно представить себе более подходящего актёра. И не дело не только в том, что Дэфо набрался огромного опыта в инди-кино, но и в том, что Уиллем столь же неоднозначный актёр для многих, как и сам Пазолини, но никто их гениальность не отрицает. А ещё Дэфо - это какая-то нынешняя квинтэссенция Клауса Кински, которому были даны все роли и образы.

И всё же байопик Абеля Феррары оказывается несколько скучным. Если зритель не понаслышке знаком с творчеством главного персонажа фильма, то он представляет себе, что лента о нём будет насыщена его скандальными репликами, которые отточены политическими и социальными взглядами, которые в свою очередь могут шокировать окружение режиссёра. Но 'Пазолини' изобилует многочисленными затянутыми сценами, которые отличаются как своей многозначительностью, так и недосказанностью. То есть, Феррара, как и Дэфо, хотели сказать многое и глубокое, а получалось так, что далеко не всё остаётся понятным, а наличие некоторых сцен вообще смущают своим нахождением в фильме, словно они были добавлены в ленту только для увеличения хронометража. И при этом они абсолютно ничего не говорят о масштабе личности, которую представлял Пьер Паоло Пазолини. И получается, что мы наблюдаем за какими-то мучительными и немногословными хождениями главного героя под изрядно затемнённый фон. И постепенно это всё вгоняет если не в тоску, то в сон, который вот-вот и победит, несмотря на желание узнать каким же образом Феррара обставит дело с убийством Пьера Паоло Пазолини.

И, кстати, финальная ретушь 'Пазолини' не вызывает каких-то особых чувств по отношению к главному герою, потому что за всё остальное время, предшествующее трагическому финалу, тебе так и не дали понять каким же человеком был главный герой и что он принёс этому фильму. А рассуждения по поводу скандального типажа Пьера Паоло Пазолини и его творчества занимаются весьма небольшую часть байопика, а ведь именно эти сцены, поставленные в формате интервью, оказываются самими интересными событиями в 'Пазолини'. И как не старался Уиллем Дэфо отдать должное своему герою, ведь воплощение таких людей - это дань уважения уже самому актёру, ведь он это заслужил и своим талантом и своей работой, Дэфо это так и не удалось. Актёр пытается придать большего эмоционального разнообразия своему персонажу, хочет сделать его интригующим и уникальным, но сюжет был прописан как-то поверхностно, поэтому экранный Пьер Паоло Пазолини уже с первых минут демонстрирует каким он будет на протяжении всего фильма и никакого развития в нём не замечаешь. И остаётся отметить, что в фильме принял участие Нинетто Даволи, которого с Пьер Паоло Пазолини связывали не только творческие отношения, а мы же его прекрасно знаем и любим по роли Джузеппе в комедии 'Невероятные приключения итальянцев в России' (1973).

На мой взгляд, такой деятель, как Пьер Паоло Пазолини, несмотря на всю его неоднозначность шокирующего творчества, заслуживает более глобального и масштабного подхода к съёмкам биографического фильма. Я не умоляю при этом заслуг Уиллема Дэфо, который действительно старался быть интересным зрителю, а при подготовке к воплощению образа он вдохновлялся работами своего будущего экранного персонажа, то есть проделал Уиллем Дэфо действительно профессиональную работу, но этого оказалось мало. Так что даже для Абеля Феррары 'Пазолини' - одна из его самых слабых работ. И только из-за уважения к величию Пазолини не буду окрашивать рецензию в красный цвет.

5 из 10

2 июля 2022

Повседневная жизнь Пазолини

Хорошие биографические фильмы попадаются редко. А хорошие фильмы о кинорежиссерах еще реже. Причина в том, что основная публика таких фильмов — поклонники этого режиссера. Снимает же фильм другой, который данной публике может не понравиться.

При попытке же поделиться историей о великом человеке со всем миром чаще всего выходит статья из википедии, воспроизведенная на экране, не несущая никакой художественной нагрузки.

Абель Феррара хоть и снял «свой» фильм (брутальный, в темных тонах, немного немецкий и как бы документальный) старался максимально внести в него что-то от самого Пазолини. Во-первых, фильм на итальянском. Во-вторых, воспроизведена атмосфера смутного того времени в итальянской истории (до которой большинству не итальянцев нет дела). В-третьих, показан итальянский быт с кучей мелочей, присущих только итальянцам. Одним словом, фильм снят с любовью и трепетом.

Личность Пазолини как общественного деятеля (коммуниста) и творца раскрыта мало. Но ведь фильм воспроизводит последние дни его жизни, а не выбирает самое значительное из всей. Показаны повседневные события его жизни, неожиданно закончившиеся убийством.

Не вполне понятно зачем режиссер внёс в фильм историю отца и сына, которые ищут как бы родившегося миссию, а потом и рай ищут тоже. Это как бы два персонажа фильма Пазолини оказались в фильме о нём. Они немного выбиваются из общей документальности повествования.

Пазолини был гомосексуалистом и само собой тогда было отнюдь не меньше людей, которые нетерпимо относились к этому. Пазолини был жестоко убит и убийство до сих пор нераскрыто. Феррара решил взять за причину его сексуальную ориентацию.

Хотя у него было много врагов из-за его антифашистской и коммунистической деятельности.

Можно сказать, что это лишнее в фильме о великом творце так акцентировать сексуальную сторону его жизни. Но именно в этом фильм наиболее преуспел. В отличии от большинства голливудских оскароносных драм о тяжелой жизни людей нетрадиционной ориентации, этот фильм хотя бы немного пытается преподнести всю поднготную. А жестокая сцена убийства надеюсь не оставит равнодушными даже нетолерантных людей.

Как всегда молодец Уиллем Дефо, который чередует роли в посредственных боевиках с ролями в серьезном кино.

Фильм жестокий. С натуралистичными сценами гетеро и гомосекса. С обильным матом. Всё это радует в настоящее время прилизанного кино. Жаль, что в России официально такое не пропустят.

7 августа 2015

«Я яростно и отчаянно люблю жизнь. И я верю, что эта ярость и отчаяние станут причиной моего конца…» П. П. Пазолини.

В пригороде Рима, в местечке под названием Остия стоит тихая, безветренная ночь. Волны спокойно и размеренно омывают безлюдный берег. Футбольное поле, огороженное остатками старого, где-то поваленного забора, медленно остывает после долгого солнечного дня. Неподалеку от грунтовой дороги, ведущей к пляжу, лежит бездыханное тело. Лица умершего разглядеть не удается, оно уткнулось в землю, словно в припадке молитвенного экстаза, раскаяния и любви. Эта-то земля, преступная, дикая, отчаянная, бедная земля Римских пригородов и окраин и была музой, звездой и путеводной нитью на протяжении почти сорока лет творческой деятельности умершего. Эта же земля его и уничтожила.

Это бездыханное, неподвижное тело, еще хранящее на себе отпечаток последнего жеста «воли к жизни», стремительно и неотвратимо разлагающееся на атомы, всего пару часов назад принадлежало самому живому, активному, «яростному» и воинственному деятелю культуры, а возможно и всего мира. Писатель («это прежде всего. Так написано у меня в паспорте!»), поэт (совершивший революцию в диалектальной поэзии), журналист, критик, сценарист, блестящий педагог (за немногие годы воспитавший сразу несколько знаменитых итальянских поэтов), отличный спортсмен, глубокий знаток итальянской живописи Ренессанса (что определяла композицию кадра в фильмах) политик, активный член итальянской коммунистической партии, публицист, ну и, конечно, режиссер с мировым именем. И это далеко не все области, в которых Пьер Паоло Пазолини оставил заметный след.

Его всеядность, общительность и жажда жизни не знали ни социальных, ни политических, ни экономических преград. Он на равных общался как с интеллектуалами мирового значения, так и с преступными юношами с окраин, представителями его любимого социального слоя люмпен-пролетариатов. За его столом вы запросто могли встретить сидящих вместе Бернардо Бертолуччи, Федерико Феллини, Франко Росси, и каких-нибудь семнадцатилетних грабителей и гомосексуалистов, уже, несмотря на возраст, отмотавших не один срок. Вечером, после посещения какой-нибудь светской вечеринки с мировыми звездами типа Мастроянни, Лорен или Катрин Денев, он садился в свой новенький Мазератти и отправлялся бродить по окраинам в поисках приключении… Часто на утро на его лице красовались следы ночных прогулок.

Вся эта жизнь находила отражение в его творчестве. Диалектическое единство и борьба противоположностей. Крестьянская чистота души, нагота и нищета римского бедняка на фоне красочного, удивительного антуража, пейзажа, словно с полотна Караваджо. Такими были все его фильмы. Кроме последнего.

«Сало или 120 дней содома» (с монтажа которого и начинается фильм Феррары) — это вовсе не фильм, но радикальный политический выпад. Акция несогласия, акт сопротивления, куда более радикальный нежели марши, митинги, демонстрации. Его волна и до сегодня не утихла в сердцах и умах людей, унося с собой все новых и новых сторонников. В последние годы, потерпев немалые личные потрясения (скажем, женитьба Н. Даволи и рождение ребенка — вот почему так важен эпизод в кафе в середине фильма), заставили его обратиться к политике (памфлеты, статьи, встречи). Демократы, неофашисты, неокапиталисты, попы, либералы, революционеры и даже коммунисты подверглись нападками. Он был один. Против всех. И нажил себе не мало врагов.

Убийство так тщательно отраженное в фильме может носить как заказной, так и судьбоносный характер. Но не так важно, кто его убил, как сам факт этой жестокой насильственной смерти, в которой слишком много совпадений. Воспеваемые им пригороды, преступные элементы, футбольное поле (он был отчаянным любителем) и, что самое интересное, причина смерти — невероятной силы удар в пах (всю жизнь Пазолини был открытым гомосексуалистом), вызвавший обильное внутреннее кровотечение. Эта смерть словно срежиссерована. Но кем?

Кто-то говорит, что самим Пьером Паоло. Вот и Уиллем Дефо, приглашенный на роль знаменитого скандалиста, замечательно выявляет какое-то роковое предчувствие, а может и его тягу к смерти. В немногих сценах ему удается передать очень многое. Усталость, отвращение, бунт Пазолини по отношению к неокапитазму. Его твердую убежденность в необходимости борьбы, в том числе и с самим собой. Последнее происходило посредством творческой сублимации.

Чуть ли не половина фильма уделена именно фантазиям режиссера. Социальному роману «нефть» (про убийство предпринимателя, которое П. сам расследовал), новому сценарию в стиле «Птиц больших и малых» и т. д. Что они отражают? Пессимизм, крах надежд, отчаяние последних лет автора, одинокого, преследуемого и вечно судимого (не менее 3 судебных исков в год с 1961 года).

Актриса и давняя подруга Лаура Бетти, в замечательном исполнении Марии де Медейруш иногда разгоняла мрак души, которые вскоре вновь опускался с очередным вынужденным интервью (в фильме отраженное довольно средне). И только роковое проклятие сексуальности, изменившее его судьбу, могло даровать ему свободу и отдохновение…

Только если вы прочли все вышеизложенное, а также ознакомились с рубежными фильмами Пазолини, то вас сможет заинтересовать эта картина Абеля Феррары. Но даже и тогда множество имен и полунамеков (писем Альберту Моравия, Эдуардо ди Филиппо) останутся неясными. Несмотря на блестящую игру Дефо, де Медейруш и Даволи фильм оставляет ощущение недосказанности. Вполне вероятно, что так и задумывалось («Конца не существует»), ведь в какой-то степени Пазолини жив и сейчас. Видимо, фильм и не предназначался для широкого проката, а только для фестивальной публики и отчаянных любителей творчества режиссера. Последние 24 часа жизни не могут вместить и объяснить всего и не стремятся к этому. Скорее это дань памяти и уважения героической жертве, павшей в битве с этой «жестокой жизнью»…

Оглушительный удар по голове. Пазолини почти теряет сознание, но не способность мыслить. Он тут же сдергивает рубашку и прикладывает ее к открытой ране. Мелькает мысль «нужно спасаться». Но двое молодых парней (совсем как в его последнем фильме) поднимают его и расставляют ноги. Третий встает прямо перед ним, вырастая мощной фигурой молодости, воли, красоты, силы — тем, на что Пазолини молился как на икону. «Е. аный ху. сос!» — последние слова, обращенные в адрес великого мастера при его жизни. Оглушительный удар в пах, приносящий по-настоящему адскую боль…

Тут сознание Пьера Паоло Пазолини, воплощающее великолепное, красочное, синтетическое единство культур (и столь неугодное миру промышленного капитала) прерывается. Вместе с этим терпит непоправимый урон только нарождающаяся философия свободы тела и духа, вытесненная машинным производством и капиталистическими отношениями. Революция души человека становится все более призрачной мечтой. Что ей помешало — судьба или политика? Это уже не важно.

11 мая 2015

Скромное экспозе от Абеля

Пазолини. Его можно ненавидеть, можно им и восхищаться. Можно считать конъюнктурщиком, а можно усмотреть в нем нон-конформиста. Можно осуждать его, можно и считать гением. Можно дискутировать о его кинематографе, стилистике, образе жизни, недостатках и грехах (а кто без греха?), политических взглядах и многом другом. Свое талантливое экспозе добавил и Абель Феррара.

Благо, Мастер не стал делать клишированный голливудский байопик (родился, «женился», фрустрировал, работал, умер), а постарался уловить течение времени. Кстати, штука нелегкая — доказать зрителю в нескольких разрозненных новеллах, что он является свидетелем последних дней Пазолини. И каждая из сюжетных линий должна нам открыть что-то новое в известном человеке. Интервью — где, перед нами будет вещать застывшая глыба — продемонстрирует его социальные воззрения. Ночной променад со случайным молодым знакомым недвусмысленно намекнет на личную жизнь Пьера. А будут еще и случайные эпизоды прогулок по городу или бытовых бесед — они-то как мне представляется и получились самыми ценными, будто аккумулирующими сияние прошлых моментов.

Впрочем, при всей неоднозначности Пазолини и безусловном таланте Абеля, фильм показался мне совершенно пустым и безынтересным. Было видно, что Абель балансировал между поэтической стилистикой позднего Феллини и сухой документалистской эстетикой Франческо Рози (вспомните «Дело Маттеи»). И делал он это весьма успешно. К тому же, филигранно подобранный для Уиллема Дэфо образ делал просто небывалое по тождественности сопоставление с Пазолини, что добавляло реалистичности. Но за всей этой стилистической эксцентрикой неожиданным образом упорхнул смысл.

Ну вот, согласитесь — что еще можно сказать о Пазолини? Подробности его смерти? Политическую непримиримость? Показать страдания матери, узнавшей о смерти? Это все уже дела минувших дней, которые все еще памятны многим и наверное не слишком актуальны для широкого зрителя. Ферара не столько предложил свое осмысление фигуры Творца, сколько предложил свою форму эпитафии. Тут нет рассудительной стойкости, а преобладают лишь эмоции. Кстати, благодаря которым так стильно и отчетливо просматривается силуэт самого Пазолини, дух которого будто вселился в Дэфо. Пусть несодержательно и совершенно лишено эффектности, но худых слов ведь в адрес фильм и не скажешь. Даже несмотря на явно проваленный в высокопарных нотках финал.

5 из 10

19 апреля 2015

Конца не существует

Ни для кого не секрет, что личность Пьера Паоло Пазолини, а конкретнее его кончина, была одной из самых скандальных и нераскрытых за все время. В этом фильме нам просто показывают последний день жизни режиссера, писателя и поэта.

Абель Феррара — замечательный режиссер. Я всегда восхищался его ранними лентами, но последние шесть-семь лет стиль его картин кардинально поменялся. Конечно, сказывается возраст, смена настроений, в конце концов все меняется. И я не могу сказать, что в худшую сторону. Просто теперь старина Абель снимает монотонные, почти бездейственные кинофильмы, в которых старается раскрыть именно главных персонажей, вне рамок и конкретного места. Разумеется, я говорю про три его последние картины.

Признаюсь, я очень ждал этот фильм. Признаюсь, мне действительно нравится Пазолини, особенно совсем ранние работы. Я смотрел их в глубоком детстве и не понимал их смысл, чего уже таить, я до сих пор не понимаю политические аллюзии в его картинах, но мне все равно очень нравятся его труды. Есть в его картинах что-то недосягаемое и одновременно максимальное близкое. Именно поэтому мне было очень интересно увидеть байопик об этом персонаже. К тому же, посмотрите на этого скуластого старика Дефо, он действительно очень сильно похож на Пазолини.

Что можно сказать о самом фильме? Начнем с того, что у фильма необычайно малый хронометраж. И сделано это разумно, потому что режиссеру нужно было исходить из письма и недописанной рукописи Пазолини, в которой рассказывалось о двух людях, которые поднимались к Раю. Вот и получается, что за 80 с лишним минут нам показывают отснятую рукопись (к сожалению, не самим писателем) и остальное время — догадки на тему смерти Пазолини. Вот и все. Но мне, честно говоря, хватило это с лихвой. Фильм необычайно красиво снят, а итальянские актеры и сам Уиллем Дефо — выше всяких похвал. Особенно порадовала Фабьяна из Криминального Чтива.

Возвращаясь к раскрытию персонажа скажу, что личность Пазолини действительно показана очень натуралистично, за какие-то десять минут нам дается возможность узнать о его видении мира и жизни людей в целом. Знаменитые очки и излюбленный жест «ладонь к морщинистому лбу» — прилагаются.

В заключении можно сказать, что фильм важно посмотреть всем, кто любит творчество Пьера Паоло Пазолини (его любимые фишки включаются в перечень) и кто любит творчество Абеля Феррары. Для остальных — ничего интересного здесь увидено не будет.

Что-нибудь обязательно произойдет.

29 марта 2015

Драма Пазолини на экранах кинотеатров с 2014 года, с момента выхода прошло чуть больше 10 лет, его режиссером является Абель Феррара. Актерский состав, кто снимался в кино: Уиллем Дефо, Риккардо Скамарчо, Нинетто Даволи, Валерио Мастандреа, Мария ди Медейруш, Адриана Асти, Франческо Сичильяно, Джада Колагранде, Damiano Tamilia, Роберто Дзибетти, Лука Лионелло, Сальваторе Руокко, Дуня Сычева, Пьетро Анджелини, Роза Дилетта Росси.

В то время как во всем мире собрано 520,435 долларов. Производство стран Франция, Бельгия и Италия. Пазолини — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.