Хайтарма
Haytarma
7.7
7.2
2012, драма, военный, история
Украина, 1 ч 27 мин
12+

В ролях: Ахтем Сейтаблаев, Андрей Мостренко, Андрей Саминин, Леся Самаева, Алексей Тритенко
и другие
Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа – 18 мая 1944 года – сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма – летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Хайтарма

английское название:

Haytarma

год: 2012
страна:
Украина
слоган: «История одного народа»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Владимир Иванов
композиторы: ,
художники: Шевкет Сейдаметов, Надежда Кудрявцева
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1500000
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Видео к фильму «Хайтарма», 2012

Видео: Трейлер (Хайтарма, 2012) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Хайтарма», 2012

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Хайтарма», 2012

Правда времен Великой Отечественной войны

Фильм убивает своей правдивостью и до сих пор возмущает, несмотря на то, что крымских татар я видел только на практике в крымской глубинке. Самые, кстати, теплые воспоминания остались, эти люди безвозмездно подвозили меня несколько раз, когда мне нужно был в Симферополь, чтобы не топать 12 километров пешком.

В фильме описываются события мая 1945 года, когда депортировали крымских татар. Собственно, ужасающие кадры фильма обращаются к сердцам еще и тех, чей мозг пытается оправдать сталинские репрессии, называя их необходимыми мерами. Понятно, что нас в ближайшее время ждет нечто похожее и сейчас готовится почва, что те самые несколько миллионов доносов, о которых писал Довлатов, были написаны реальными («людьми» хотел написать, не буду), что потомки карателей, сами нынешние каратели, вертухаи и всякая прочая нечисть — это у нас огромный массив на теле народа, хуже раковой опухоли. И у каждого еще и близкие («люди» тоже не буду писать).

Фильм до мелких подробностей, четко и неумолимо показывает как людей выгоняли из домов, сажали в поезда и отправляли на восток. Доехали далеко не все, нездоровые, старики и дети были уже обречены. Да и просто попробуйте посидите несколько дней без воды. Их трупы вытаскивали из вагонов на станциях и закапывали. В общем, лет прошло много, до крымских татар никому дела нет, а я по-прежнему возмущен.

Сюжет строится на биографии реального персонажа, дважды Героя СССР, летчика Амет-Хан Султана. Удачный угол зрения, потому что именно его глазами, не подлежащего депортации человека, и можно было увидеть максимально больше и получить наиболее объективное объяснение происходящего. Снят фильм очень прилично, знакомые пейзажи степного Крыма навевают воспоминания.

10 из 10

1 февраля 2019

Вечное возвращение…домой

В истории крымскотатарского народа, на чью судьбу и без того выпало немало горестей, маленьких и больших трагедий, самые черные ее страницы связаны с майской триадой дней 1944 года, с восемнадцатое по двадцатое. В те теплые дни, все еще окрашенные кровью солдат бушующей Великой Отечественной и слезами матерей, ничто не предвещало беды, однако по велению свыше более чем стотысячный народ, населявший тогда земли полуострова Крыма, коренной народ был обвинен в коллаборационизме, предательстве и измене Родине, пособничестве нацистам и прочих грехах, в глазах большинства являющимися такими, что не нуждаются в процессе ирредентизма и искупления. Если лишь только кровью. В лучшем духе тоталитарной машинерии НКВД с 18 по 20 мая совершило полную зачистку полуострова от крымских татар. Они были брошены далеко от своей Родины: на Урал, в Казахстан, Таджикистан, Кострому. Но отнюдь не все выжили и совсем мало кто сумел приспособиться к новым условиям уже не жизни, но существования.

Первый в истории крымскотатарского народа полнометражный художественный фильм молодого режиссера и актера Ахтема Сейтаблаева, фильм «Хайтарма» 2012 года(с крымскотатарского языка слово сие означает «Возвращение») и не мог быть иным, кроме как посвященным главной трагедии в жизни этого не такого уж многочисленного народа, живущего на территории Крымского полуострова. Взяв в качестве центрального протагониста и выразителя всех авторских идей в картине дважды героя Советского Союза, летчика Амет Хана Султана, в роли которого выступил и сам достопочтенный режиссер, и расширив впоследствии историю одной личности до границ всецелой универсальности, сотворив по сути в картине миф о Герое, ставшем одним их тех сотен тысяч репрессированных и депортированных, Ахтем Сейтаблаев тем не менее в своей ленте предельно аккуратен, не склонен к излишне резким выпадам и чрезмерной политической заангажированности, представляя на суд публики незавуалированный, честный и беспристрастный взгляд на трагедию, за давностью лет своих не забытую и не исковерканную домыслами и измышлениями.

Перейдя от конкретной судьбы человека, брошенного в вихрь истории не своевольно, к лапидарным жирным мазкам обобщения, режиссеру удалось сохранить авторскую сбалансированность и цельность насыщенного повествования, ведя зрителей от сцен легких по тональности, но пронизанных ощущениями предчувствий грозы, к формату греческой трагедии, когда все одним махом, вся жизнь разрушаются окончательно и бесповоротно в угоду политической воле и злому умыслу, суть которого сведена к попытке победить и уничтожить всех, кто все еще продожал дышать свободно, вне пут тоталитарной системы, уравнивающей в себе что генералов, что простых людей, ибо если ты пошел против системы власти, если ты ей неугоден и неприятен, то тебя по-любому постараются стереть из памяти, сжечь до состояния пепла, превратить в прах и ничто, лишить человеческого образа, уравняв до сущности немого и глухого раба. И возвращение, неизбывная, ноющая в сердце хайтарма для Амет Хана и всех остальных стало сродни пути к Земле Обетованной через Голгофу страданий, которые длились не часами, а годами.

И крымские татары не были одиноки в своей трагедии, ведь в жернова депортации попали, помимо них, еще целых десять народов, по тем или иным, отчасти своей откровенно надуманным причинам, выселенные вне пределов своих привычных мест проживания. Великая этническая чистка началась при непосредственном руководстве Отца всех народов, мнения о сути личности которого и до сей поры воздвигают этакие ментальные берлинские стены непонимания между людьми не только разных возрастов и поколений, а даже ровесников и свидетелей и очевидцев событий, и для одних он — самый лучший правитель Руси во всея века, а для других — тиран и монстр, игравший миллионами людских жизней, на которые ему было глубоко наплевать. И эта этническая чистка стала одной из вершин режима, про которую и сейчас говорить не принято и не сказать, чтоб было приятно.

И «Хайтарма» через призму трагедии одного маленького, но гордого народа рассматривает депортацию как некий, не имеющий внятного прояснения кошмар, порожденный больным разумом. Это трезвая констатация факта без явного историко-политического анализа, а всего лишь мастерски исполненное художественное переосмысление, не достоверная историческая реконструкция или байопик, а фильм, близкий по тональности к притче. Предельно архаичный по режиссерской стилистике, «Хайтарма» едва ли претендует на канон в своей художественной нише, и даже не рывок вперед, но и не назад тоже. Предельно кинематографическое творение, лишенное острых углов и тенденциозности, не бьющее стрелой укора, а впивающееся в сердце своей безысходностью без надежды и просвета. Лаконичная история народа, обреченного на вечное возвращение домой.

16 августа 2015

Возвращение

Фильм действительно получился сильный и самобытный.

Перед просмотром я боялся, что лента «Хайтарма» напоминает по стилю «Поводыря», с кучей недоделанных сюжетных ходов, попсовой подачей украинской истории, а также самой психологии персонажей, бессовестными кражами американского стиля кино и ненужными в фильме такого формата цитатами тех же американских лент.

Нет! «Хайтарма» вышла довольно качественным продуктом. Конечно не без огрехов, но в конце у меня стоял ком в горле, я забыл обо всём, кроме ленты и трагедии, которая произошла 70 лет назад с крымскотатарским народом.

Во-первых, хотелось бы отметить изысканную операторскую работу. Режиссеру (Ахтем Сеитаблаев, он же исполнитель главной роли) и оператору (Владимир Иванов) удается постепенно нагнетать сюжет ленты. Чего только стоит сцена, когда перед зрителем чередуется показ того, как едет Кротов на военном джипе, и параллельно семья и соседи Амет-Хана Султана (Героя СССР) празднуют его прибытие на «побывку». Или когда свет ночных фар легковушек, наполненных военными, рассекает ночную темноту сквозь окна спящих домов.

Во-вторых, давно так не радовал красивый сюжет ленты (!), где правильно дозировано художественность и историчность событий.

В-третьих, композиторы ленты (Джемиль Кариков и Сергей Куценко) постарались на славу. Очень качественный саундтрек, в котором синтезированы народные мелодии крымских татар и сопровождение симфонического оркестра.

В-четвертых, игра актеров. Все постарались на славу, даже больше (отрывок из др. Статьи): «Люди стояли под искусственным дождем по семь часов со своими внуками… Режиссер в какой-то момент просто начал ругаться и Выгон, потому что понимал — это опасно для здоровья. Надо или менять одежду, но на это нет времени, или менять людей. 500 человек, достаточно много надо было снять. Но НЕ уходили с площадки ни дети, ни взрослые. И это было Самым высшим показателем акта самопожертвования людей. И очень часто режиссера старики останавливали и просили: «Не выгоняй»'

Давно не видел отечественной ленты такого высокого качества, без преувеличений.

А хуже всего то, что история повторилась через 70 лет. Страшно это все и гадко на душе от того, что мы допустили такое и допускаем вновь и вновь. Но это уже совсем другая история…

14 июля 2015

Чтобы помнили

Так уж сложилось, что по иронии судьбы фильм производства своей страны довелось посмотреть за границей на мероприятии, посвященном годовщине депортации крымских татар. Да и, честно говоря, узнала о самом фильме только спустя почти два года после премьеры, хотя и стараюсь не пропускать возможности поддержать отечественный кинематограф своим билетом в кинотеатр. Как-то прошел этот фильм мимо моего внимания, а ведь, надо признать, оказался весьма достойным.

Фильм о трагедии крымско-татарского народа, о покалеченных человеческих судьбах, об обидной несправедливости, о которых не принято было говорить в недавнем прошлом. Да, собственно говоря, поэтому и так мало людей знают об этих событиях 1944 года (в числе последних была и я до недавнего времени).

Главным плюсом, как мне кажется, есть то, что в первую очередь фильм показывает эти трагические события с точки зрения крымских татар, ведь режиссер (он же исполнитель главной роли), как и большинство актеров — представители этого этнического меньшинства, многие из которых ещё помнят произошедшее. Красиво показаны самобытность народа, национальные особенности, в то же время подчеркивается его гармоничное существование в обществе представителей других национальностей. Но в общем счете фильм заслуживает хорошую оценку не только за сюжет, но и за хорошую работу оператора, постановку режиссера и, конечно же, красивые крымские пейзажи с высоты птичьего полета.

Минус, на мой взгляд, в том, что некоторые сюжетные линии не до конца раскрыты, хотя это ожидаемо при таком небольшом хронометраже.

В целом, фильм получился интересным, эмоциональным и атмосферным. Нужно помнить историю, какой бы печальной и трагической она не была. Стоит посмотреть, стоит задуматься, стоит помнить.

9 из 10

17 мая 2015

Возвращение

Фильм Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма».

Историческая драма из новейшей истории, посвящённая трагедии крымско-татарского народа. Фильм страшный. Страшный, скрупулёзно отображённой реальностью и самой настоящей человеческой болью. Этот фильм просто необходимо посмотреть каждому порядочному, и считающему себя порядочным, человеку.

Может, кто и подзабыл, а кто и не знал, но есть такая дата в истории нашей страны18 мая 1944,когда года по приказу Сталина была начата операция депортации крымско-татарского народа. Скорбная и позорная дата.

В центре сюжета фильма судьба военного лётчика-истребителя гвардии майора, дважды Героя Советского Союза, Султан Амет-Хана и его семьи.

Итак, 1944 год, Севастополь, советские войска ведут ожесточённые бои в борьбе за освобождение Крыма. В одном из таких ожесточённых боёв был убит Андрей, боевой друг Ахмет-Хана, а сам Ахмет-Хан попадает под прицел прикомандированного особиста. Дабы разрулить ситуацию, командир отправляет Ахмет-Хана в трёхдневный отпуск, домой в Алупку. И так получается, что первый день отпуска совпадает с началом операции по депортации всего народа.

В фильме снимались непосредственные жертвы депортации и дети тех, кто выжил, и кто не выжил, те, кто у кого сохранились в памяти рассказы близких людей о том страшном времени. Скажу больше, в фильме снимались люди со всего Крыма. А ещё скажу, никогда раннее ни в советское время, ни после не снималось ничего подобного. Это первый фильм о депортации крымско-татарского народа снятый с громадным опозданием, только в наше время.

Поверьте, этот фильм заставит не только сопереживать, он заставит сочувствовать, он заставит задуматься о том, что боль человеческая это действительно боль, это страшно, это жутко, это просто не должно повторится. Никогда. И нигде. И ни с кем.

Но снова уже в наше время бедствия крымско-татарского народа продолжаются. Снова они лишние на земле предков. Почему так?

В двадцать первом веке история делает крутой вираж. Неужели правители прогуливали уроки истории, или спали на уроках, или умышленно их игнорируют.

Я не буду недоумевать, неужели?, я спрошу проще почему?, почему жизнь человеческая до сих пор гроша ломаного не стоит. Почему война на Украине каждый день забирает человеческие жизни? Жизни невинных людей?

«Хайтарма», танец о возвращении. Но к чему мы возвращаемся? К прошлому. К советскому? К страху, ужасу и безысходности?

Давайте, наконец, задумаемся, что за цифрами статистики стоит неподдельная боль человека. Каждого. Единственного. Неповторимого. Такого же, как мы с вами.

Жизнь, это хорошо, да? А негатив, это плохо, да?

Ну, убили где-то на Донбассе парочку, или какую тысячу человек, я то, при чём, Меня то за что? А не за что. Для ровного количества. Для того, чтоб снаряды зря не пропадали. Потому, что так в генеральном плане наступления прописали. Потому, что ты на земле этой лишний. Как крымско-татарский народ в 1944 году.

13 декабря 2014

«Печальные страницы истории Крымского народа».

По совету друга ознакомился с этой картиной. И могу сказать, что такого давно не видел, пронзитильнейшая военная драма, давно такого не видел, я совершенно не пожалел полутора часов времени которое потратил на просмотр сей киноленты. История 1944 года о депортации Крымских Татар с родной земли одна из самых печальных и тяжёлых в этой главе Отечественной истории. К тому же в фильм основан на реальных событиях, в его основе лежит рассказ о судьбе дважды Героя СССР, летчика Амет-Хан Султана. Но по большому счёту этот фильм не о нём, просто события происходят на фоне его жизни. Данный фильм, я бы даже сказал, это больше просто драма нежели военная, это страничка жизни одного народа, одной нации, одной республики, одного полуострова. К сожалению учитывая и политическую линию в данном фильме, он запрещён к показу на Российском телевидении, хотя как мне кажется именно эта часть Отечественной истории осталась в тени, и для общего обозрения этот фильм не мешало бы посмотреть многим, но не стану здесь развивать эту тему подробным образом.

Говоря же о достоинствах фильма, отмечу, что больше всего мне здесь понравилась операторская работа, много интересных ракурсов, сцены самолётов в небе просто шикарные, ну и Крымским пейзажам много внимания уделено, хотя это слабость почти всех операторов работавших в Крыму, но это и не удивительно, глядя на них, невозможно оторваться, и даже когда их видишь на экране отдыхаешь душой и телом.

Далее не могу пройти мимо актёрской игры, мне очень понравился Ахтем Сеитаблаев выступивший и в главной роли Амет-Хан Султана и в роли режиссёра-постановщика, но больше всего зацепил своей игрой Алексей Горбунов в роли особиста Кротова, как по разному он раскрывается в фильме от момента к моменту. Все остальные артисты тоже большие молодцы, столько эмоций, столько драмы и простой человечности, всем ставлю по пятёрке за этот фильм.

Ну и конечно пронзительная музыка двух композиторов Джемиля Карикова, Сергея Круценко только придала особого колорита и драматизма картине.

Подводя итог всему сказанному скажу так, как известно зрители делятся на две категории: те которые смотрят кино глазами, и те которые смотрят кино головой, так вот этот фильм скорее для тех, кто смотрит кино головой. Здесь нет ни боевика ни экшена Голливудского, излишней чернухи, и даже сцены насилия многие за кадром остались, этот фильм не похож на Советский «Они сражались за Родину» или американский «Перл-Харбор», здесь ставка больше делается на человеческие взаимоотношения и чувства. Отдельно хочу сказать, что мне понравились сцены где персонажи разговаривают на родном языке, как это глупо не звучит, в большинстве своём я не понимал о чём они говорят, поскольку не знаю их языка, но именно благодаря этим диалогам, было ощущение, будто я не кино смотрю, а там в Крыму, в центре событий оказался.

Навязывать своего мнения не стану, сколько людей столько и мнений, кому-то это кино понравится, кому-то нет, кто-то вообще после просмотра может прийти к выводу, что это обыкновенная антисоветская агитка, но одно точно могу сказать, равнодушным этот фильм не оставит никого.

9 из 10

30 ноября 2014

Депортация

В истории крымскотатарского народа, на чью судьбу и без того выпало немало горестей, маленькиих и больших трагедий, самые черные ее страницы связаны с майской триадой дней 1944 года, с восемьнадцатое по двадцатое. В те теплые дни, все еще окрашенные кровью солдат бушующей Великой Отечественной и слезами матерей, ничто не предвещало беды, однако по велению свыше более чем стотысячный народ, населявший тогда земли полуострова Крыма, коренной народ был обвинен в коллаборационизме, предательстве и измене Родине, пособничестве нацистам и прочих грехах, в глазах большинства являющимися такими, что не нуждаются в процессе ирредентизма и искупления. Если лишь только кровью. В лучшем духе тоталитарной машинерии НКВД с 18 по 20 мая совершило полную зачистку полуострова от крымских татар. Они были брошены далеко от своей Родины: на Урал, в Казахстан, Таджикистан, Кострому. Но отнюдь не все выжили и совсем мало кто сумел приспособиться к новым условиям уже не жизни, но существования.

Первый в истории крымскотатарского народа полнометражный художественный фильм молодого режиссера и актера Ахтема Сейтаблаева, фильм «Хайтарма» 2012 года(с крымскотатараского языка слово сие означает «Возвращение») и не мог быть иным, кроме как посвященным главной трагедии в жизни этого не такого уж многочисленного народа, живущего на территории Крымского полуострова. Взяв в качестве центрального протагониста и выразителя всех авторских идей в картине дважды героя Советского Союза, летчика Амет Хана Султана, в роли которого выступил и сам достопочтенный режиссер, и расширив впоследствии историю одной личности до границ всецелой универсальности, сотворив по сути в картине миф о Герое, ставшем одним их тех сотен тысяч репрессированных и депортированных, Ахтем Сейтаблаев тем не менее в своей ленте предельно аккуратен, не склонен к излишне резким выпадам и чрезмерной политической заангажированности, представляя на суд публики незавуалированный, честный и беспристрастный взгляд на трагедию, за давностью лет своих не забытую и не исковерканную домыслами и измышлениями.

Перейдя от конкретной судьбы человека, брошенного в вихрь истории не своевольно, к лапидарным жирным мазкам обобщения, режиссеру удалось сохранить авторскую сбалансированность и цельность насыщенного повествования, ведя зрителей от сцен легких по тональности, но пронизанных ощущениями предчувствий грозы, к формату греческой трагедии, когда все одним махом, вся жизнь разрушаются окончательно и бесповоротно в угоду политической воле и злому умыслу, суть которого сведена к попытке победить и уничтожить всех, кто все еще продожал дышать свободно, вне пут тоталитарной системы, уравнивающей в себе что генералов, что простых людей, ибо если ты пошел против системы власти, если ты ей неугоден и неприятен, то тебя по-любому постараются стереть из памяти, сжечь до состояния пепла, превратить в прах и ничто, лишить человеческого образа, уравняв до сущности немого и глухого раба. И возвращение, неизбывная, ноющая в сердце хайтарма для Амет Хана и всех остальных стало сродни пути к Земле Обетованной через Голгофу страданий, которые длились не часами, а годами.

И крымские татары не были одиноки в своей трагедии, ведь в жернова депортации попали, помимо них, еще целых десять народов, по тем или иным, отчасти своей откровенно надуманным причинам, выселенные вне пределов своих привычных мест проживания. Великая этническая чистка начаталась при непосредственном руководстве Отца всех народов, мнения о сути личности которого и до сей поры воздвигают этакие ментальные берлинские стены непонимания между людьми не только разных возрастов и поколений, а даже ровесников и свидетелей и очевидцев событий, и для одних он — самый лучший правитель Руси во всея века, а для других — тиран и монстр, игравший миллионами людских жизней, на которые ему было глубоко наплевать. И эта этническая чистка стала одной из вершин режима, про которую и сейчас говорить не принято и не сказать, чтоб было приятно.

И «Хайтарма» через призму трагедии одного маленького, но гордого народа рассматривает депортацию как некий, не имеющий внятного прояснения кошмар, порожденный больным разумом. Это трезвая констатация факта без явного историко-политического анализа, а всего лишь мастерски исполненное художественное переосмысление, не достоверная историческая реконструкция или байопик, а фильм, близкий по тональности к притче. Предельно архаичный по режиссерской стилистике, «Хайтарма» едва ли претендует на канон в своей художественной нише, и даже не рывок вперед, но и не назад тоже. Предельно кинематографическое творение, лишенное острых углов и тенденциозности, не бьющее стрелой укора, а впивающееся в сердце своей безысходностью без надежды и просвета. Лаконичная история народа, обреченного на вечное возвращение домой.

10 из 10

5 июня 2014

Хайтарма. Неуничтожимое прошлое

«Прошлое неуничтожимо; рано или поздно все повторяется, и одним из повторений есть намерение уничтожить прошлое…» -

Хорхе Луис Борхес, «Натаниэль Готорн».

В этом году мир увидел первый художественный игровой крымско-татарский фильм «Хайтарма» (Qaytarma), который вызвал неоднозначные отзывы и даже дипломатическую войну между украинской и российской сторонами. А все только потому, что фильм, основанный на реальных событиях, слишком обличителен и иллюстративный насчет одной из величайших трагедий крымско-татарского народа — принудительного выселения из собственных земель, вошедшее в историю как Сюргюн (от крым. S?rg?n — изгнанник). Россияне до сих пор не хотят признавать своих преступлений времен Советского Союза (к которым, кстати, относится и геноцид украинской нации — Голодомор), и любые упоминания о тогдашних зверства воспринимают как провокации, таким образом провоцируя разве агрессию в свою сторону.

Отступая от политической составляющей, ведь хочется все же говорить об искусстве, должен сказать, что фильм просто феноменальный! Нашим режиссерам стоило бы поучиться у съемочной группы «Хайтармы», как надо делать настоящее и хорошее кино! Это касается художественных фильмов как в плане построения, так и в плане смыслового наполнения, сюжетных поворотов и развязок. Оформить реальную историю в такие полусимволические образы, оснастить такими художественными средствами — и это в первой киноленте! Нашим кинематографистам, к сожалению, пока такое удается очень редко, если удается вообще…

Как по мне, одна из самых удачных находок картины — это образ майора Кротова (Алексей Горбунов). Это один из главных героев, который на протяжении фильма переживает перевоплощение из крайне отрицательного персонажа в героя-спасителя (на самом деле, это происходит только в глазах зрителей, ведь отрицательным персонажем как таковым майор Кротов и не был — просто режиссер очень правильно подошел к показу героя с разных точек зрения).

Относительно сюжета, то он почти идентичен в соотношении с настоящими событиями, которые имели место в мае 1944 года. Советский летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза по прозвищу «Король тарана» Амет-Хан Султан (Ахтем Сейтаблаев) во время краткосрочного отпуска вместе со своими боевыми товарищами приезжает к себе домой в Алупку. Его визит совпадает во времени с началом операции по выселению крымских татар. Перипетии, показанные в фильме, почти полностью соответствуют воспоминаниям и историческим фактам тех времен, в массовых сценах принимали участие тысячи крымских татар, многие из которых помнят события, изображенные в фильме, из собственной жизни. Амет-Хан, будучи крымским татарином, сам едва не погибает во время депортации его родителей и соседей, будучи спасен лишь усилиями его «белых» друзей и благодаря своему высокому званию. В конечном итоге, трагедия целого народа для отдельно взятой семьи заканчивается, если можно так высказаться, хэппи-эндом: родителей Амет-Хана не депортируют, сам Амет-Хан возвращается на службу и ведет бои до конца войны, после чего до самой трагической гибели 1 февраля 1971 года во время испытаний Ту-16ЛЛ он работает летчиком-испытателем.

Фильм наполнен культурными и религиозными элементами крымско-татарского народа, поэтическим языком подачи и символизмом, героизмом местных жителей во времена оккупации, а также иллюстрацией истинного лица карательной машины НКВД. Вероятно, именно последнее и вызвало такую волну возмущения официальной Москвы.

Насчет отдельных художественных достижений фильма я должен отметить, что меня поразили съемки полетов — это далеко от банальных русских фильмов, штампованных по заказу Кремля для прославления «героического советского народа». Ведь в нашем фильме видно, что актеры действительно садятся за настоящие штурвалы, самолеты являются действительными боевыми машинами того времени, а не нарисованными на компьютере игрушечными макетами, так же как и сами полеты сняты довольно искусно и они вызывают у меня восторг. Это далеко от дорогих лент Голливуда, но на ступень выше российского ширпотреба. Очень поражают своей красотой натурные сцены природы — красота крымских гор и лесов просто перехватывает дыхание, такое ощущение, будто ты действительно летаешь на параплане или самолете над всей этой красотой. Фильм приятно удивляет своей красотой, несмотря на свой тяжелый смысловой посыл.

Единственное «но» (или, скорее, знак вопроса) вызывает неразбериха с социологией в конце фильма, ведь цифры выселенных, погибших и выживших не соответствуют друг другу. Дело заключается, как я понимаю, в том, что цифры взяты из разных источников. Дело в том, что официальные данные советской социологии поразительно занижены по сравнению с настоящими реалиями, тогда как цифры крымско-татарские могут быть несколько завышены. В фильме они становятся рядом, через запятую, и от того рождается непонимание, какие же цифры соответствуют действительности, а какие являются попыткой скрыть правду?

Кому стоит смотреть: людям, которые умеют думать, лицам, которые любят документальные фильмы и кинобиографии, мелодрамы или военные фильмы; крымским татарам; россиянам, которые до сих пор не признают своих преступлений, или же преступлений своих отцов и дедов; украинским кинематографистам, лицам, интересующимся в подлинной истории Советского Союза. Фильм подойдет для семейного просмотра.

Кому не стоит смотреть: коммунистам; человеконенавистникам; представителям российского посольства; шовинистам (простите за тавтологию).

Ваш, Илько Билэнко-Шумахэр.

14 ноября 2013

Что такое «историческая клюква»

Многочисленные исторические несоответствия и художественные ляпы где-то к середине просмотра приводят к тому, что фильм воспринимается как чистый вымысел. Сопереживать героям в конце все равно как сопереживать Василисе Прекрасной, изнемогающей под гнетом Кащея.

Поделюсь некоторыми своими «открытиями:

- летчик летит в гости на боевом самолете,

- Алупка после оккупации смотрится достаточно богато. Жители упитанные, хорошо одеты, веселы. (Особенный контраст с разрушенными городами и изможденными жителями в центральной России). И еще там электричество в домах.

Что касается идейного уровня фильма, то по фильму совершенно не понятно, почему одни хорошие советские люди (солдаты) обижают других хороших советских людей (татар). Человек не знакомый с историей совсем ничего не поймет.

Отсутствие строгой (политической) позиции авторов по заявленной теме превращает серьезный фильм в слезливую попытку выжать рыдания жалостливых зрителей, которым просто «птичку жалко» (как говорил Шурик).

2 из 10

12 сентября 2013

О тяжеловесности мифа и исторической невесомости

«То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром. Атавизм старейшего идеала»

Фр. Ницше

Жил да был народ. Малый да удалый. Героев Стране Советов рожал видимо-невидимо, в войне праведной побеждал, житницы пред воинами-освободителями настежь отворял. Народ щедрый, народ гордый, народ справедливый. Так бы ему здравствовать и благоденствовать, но вероломный диктатор тёмной волею своей решает взять да и вывезти жён, детей и стариков с отчих земель в края далёкие и необжитые. С теми же, кто заартачиться вздумает — разговор короткий, аки очередь ППШ. И зачерпнул народ горя и хлебнул народ слёз.

Отвечает ли отец за сына? Сестра за брата? Жена за мужа? В демократическом обществе, как правило, нет. Однако советское общество было так же далеко от народовластия, как Лаврентий Берия от Вацлава Гавела. Отчасти поэтому в суровую годину ВОв порядка 10 этносов СССР подверглись тотальным преследованиям и высылке далеко за районы многовекового проживания. Кинокартина «Хайтарма» целиком посвящена горестной судьбине крымскотатарской народности, которая пребывала на территории Тавриды и до рассматриваемых событий насчитывала около ста девяноста тысяч человек, а после — число, близкое к нулю. В чём состояла вина многотысячного народа перед кремлёвским горцем и его режимом, перед партией и государством в ленте не уточняется, а лишь мельком проскальзывает слушок, что был, мол, определённый процент предателей, отправившийся во служение к Адольфу Эффенди. Дело, однако ж, в цифрах. В цифрах и фактах.

Мусульманское население Кавказа массово бойкотировало мобилизацию и уходило в горы, кабардинские аксакалы подарили рейхсканцлеру белоснежного красавца-скакуна, калмыки сформировали повстанческую дивизию. Треть мужского населения крымских татар ринулась служить в СС и Вермахт, тогда как до доблестных рядов Красной Армии было на первых порах рукой подать. По сути же в этой череде измен не было ничего из ряда вон выходящего. Подобным же образом поступали французы, голландцы, поляки и все те, кому не повезло очутиться под кованым нацистским сапогом. Понятное дело, что и среди славянских народов Советского Союза, русских, украинцев, белорусов, оказавшихся в зоне оккупации, были коллаборационисты в изрядных количествах. Но думается, что Верховным главнокомандующим двигали несколько иные цели, нежели слепая месть народу, породившему значительное число изменников. Однако ж фильм, естественно, не о том. Да и кому, вообще, интересно копаться в пыли прошлого? Вместо фактов предлагается лицезреть фатальные образы и бесчеловечные сцены, преисполненные трагизма и шагающего с ним рука об руку гротеска.

В картине мы воочию наблюдаем красноармейцев и бойцов внутренних войск, готовых и мирных татар поубивать и друг друга прикончить — лишь бы выполнить приказ. Видим одухотворенный народ в ореоле героизма и мужества, с достоинством несущий своё мученическое бремя. Поражаемся бездушию советских офицеров, отдающих команду стрелять на поражение по старейшинам и проливающих в собственных кабинетах кровь своих же подчиненных, посмевших ослушаться и противодействовать суровой директиве Кремля. И печально взираем на шокирующую статистику, приведенную перед финальными титрами, прогнозируемо оказывающуюся лукаво двоякой: выпячивающей одно, замалчивающей другое. Фундаментальных причин этнической катастрофы в остродраматическом кинорассказе мы не обнаружим, сколько бы ни искали.

Причины же, как видится, две. Никакими научными путями невозможно было предугадать, в какую сторону повернётся ход войны в сорок четвёртом и как поведут себя союзники после поражения Германии. Иметь в приграничной области потенциально враждебный ареал гражданского населения было, по меньшей мере, тактически неоправданно. Вторая же причина (и тут мы неизбежно уткнёмся в колючие иглы национального вопроса) состоит в том, что Сталин был последним лидером страны, пытавшимся заложить долгосрочный и прочный фундамент будущего политико-территориального пространства. Переселение отдельных народов и растворение их в генофонде титульной русской нации, ассимиляция малых этносов в русскоязычной среде и охлаждение очагов этнической напряженности на карте страны — вот тот геополитический итог, к которому, с высокой долей вероятности, стремился «отец народов». Однако ж благими намерениями, как известно, устлана дорога не в самое приятное место мироздания. Депортация по причине военного хаоса была организована из рук вон плохо, на отведенных для проживания местах подчас не хватало самого необходимого. Те же 110 тысяч несчастных и обездоленных, указанные в финальных хрониках ленты Ахтема Сейтаблаева в качестве погибших в результате насильственного переселения и мора, фактически пали жертвами последнего советского «царь-голода», унёсшего 1,5 млн. жизней по всей державе и спровоцированного послевоенной разрухой и нехваткой продовольствия.

Немыслимо позволить, кому бы то ни было, оправдывать насильственное выдворение целого народа. Преступно и антигуманно говорить о том, что принудительная депортация имела хоть какое-то моральное право быть претворенной в жизнь. Сегодня. А вчера англичане сгоняли буров в концлагеря из уютных и теплых домов, французы увлеченно перечерчивали на свои лады карту племенного расселения Сенегала и добровольно отправляли тысячи евреев в гостеприимно приоткрытые ворота Аушвица и Майданека. Североамериканцы искушенно и азартно вели самый успешный геноцид в истории, сжигая вигвамы, топя каноэ и запуская порции свинца во след гонимым племенам сиу и чероки, которым не посчастливилось встать поперёк интересам белого человека. Но вот незадача. Голову пеплом никто не посыпает, в грудь рукой не бьёт, прощения не просит и покаянных фильмов, соответственно, не снимает. О, как же ты далёк, край заповедного оптимизма и блаженного забвения!

20 августа 2013

Хайтарма — это парный танец, который символизирует цикличность вечного движения и возвращения жизни, единение человека, неба и земли…

Признаюсь честно: давненько я не смотрел настолько достойного фильма. Даже немножечко по-хорошему завидно, что создателем картины по умолчанию числится братская Украина.

В фильме повествуется об известных трагических событиях 1944 года, произошедших в Крыму, жертвой которых стало тамошнее крымскотатарское население. Впрочем, насколько эти события на самом деле известны большинству обывателей? Лично я, честно говоря, об описываемых событиях имел до недавнего времени достаточно поверхностное представление. Впервые о фильме я услышал в одной из передач на радиостанции Эхо Москвы, в которой ведется тщательный и увлекательный разбор различных исторических событий. Я, как человек, которому история весьма любопытна, взял себе на заметку фильм Хайтарма и вскоре с ним ознакомился.

Очевидно, во мне создатели фильма нашли своего зрителя. Думаю, все что режиссер хотел донести: свое видение тех событий, свою скорбь, боль и великую обиду к советской власти, любовь к своему народу, горечь по искалеченной судьбе целого поколения… всем этим я проникся в должной мере. Даже без какого-то предварительного самонастроя.

Собственно, что можно сказать о самом фильме? О депортации крымскотатарского населения есть возможность ознакомиться из многих источников, вряд ли стоит писать об этом в рецензии. Фильм мне полюбился прекрасной режиссурой, отменной операторской работой, где отвечающий за кинокамеру человек, не ленился экспериментировать с различными нестандартными ракурсами и точками съемки. Монтаж выглядит гладким и естественным, нет разрывов повествования и обрывков отдельных сцен. Достаточно сильная и проработанная музыкальная тема. Что касается игры актеров, то она, возможно, не самая выдающаяся, но лично в моем случае это никаким образом не сказалось на положительном восприятии фильма.

Хайтарма — это образец сильного, качественного европейского кино. Фильм, который изначально не стремится завлечь массового зрителя, но несет в себе крик души ни одного поколения людей, чьи судьбы и быт были в одночасье истоптаны в силу страшных, диких, невозможных в нормальном государстве обстоятельств.

10 из 10

28 июля 2013

Для тех кому не безразлична другая трагедия.

Да это именно тот фильм который заставляет человека сострадать, переживать трагедию. Да именно трагедию, причем ни одного человека, а целого народа. Народа который почувствовал на себе, что такое быть оклеветанным, ради оправдания преступления-депортации. Весь мир уже приравнял сталинские репрессии с гитлеровской Германией.

Но судя по негативным отзывам на данный фильм остались еще люди исповедующие фашизм, в их отзывах чувствуется злорадство и желчь.

Под написанием негативной рецензии они пытаются дать фильму негативный отзыв, чтобы меньше людей его посмотрело.

Почему история одного народа- потому что 18 мая 1944 года депортировали только Крымских татар.

В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.

Данные критики даже не удосуживаются прочитать сюжет фильма, не знают элементарных исторических фактов.

Советую всем ПОСМОТРЕТЬ фильм «ХАЙТАРМА».

И тогда вы увидите что всякие фразы типа: «Фильм на один раз, хоть фильм, не вжились актеры в свою роль, что сняли несколько отдельных кусков и склеили их в один — не чувствуется связи… плавности сюжетной линии, политич закаказ и. др.» НИЧТО ИНОЕ как полная чушь, провокация и глупость. Глупость людей пытающих очернить фильм который не видели и не собираются смотреть.

Но я верю, что в наше время много благоразумных людей не в зависимости от национальности, которые могут отличить правду, от попыток оправдать сталинские преступления такие как Депортации, ГУЛАГи, раскулачивание, голодоморы.

А на счет цен на билеты. Можете посмотреть в интернете такого ажиотажа в Крыму не припомнят даже руководители Кинотеатров.

В Киеве после премьерного показа продлили прокат еще на две недели. Уже поступили заявки со всех крупнейших городов Украины. Точно известно, что фильм покажут в г. Донецке, Харькове, Одессе и др. городах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

Так что успех у фильма «Хайтарма» есть и он будет только увеличиваться. Пусть критиканы не переживают окупиться он или не окупиться.

10 из 10

13 июня 2013

Пробегает дрожь..

Первые кадры фильма завораживают, когда танец хайтарму сравнивают с полётом истребителей это очень красиво под очень красивую народную музыку, пробегает дрожь по телу. Далее лошадь бежит под замедленные кадры это очень красиво, дух захватывает, операторы поработали отлично, кто бы их не критиковал.

Фильм смотрится на одном дыхании, ни на одном кадре не становится скучно и это главное. Хорошо показали Алупку, но режиссер не зацикливался на пейзажах, он сосредоточился на эмоциях людей. Те кто говорит, что людей переживших депортацию не осталось, просто лгут, так как старики и бабушки игравшие здесь в массовках были сами депортированными, они были детьми, но помнят каждую мелочь. Мой дедушка помнит каждую мелочь, такое не забывается!! И это правда!!

Предатели были у всех и крымских татар тоже. Но целый народ предателями обозвали только крымских татар. Просто Сталину нужна была причина очистить Крым, не только от татар, но от других нац меньшинств. Крымские татары воевали за СССР и не являлись предателями !! Сталин каждого 3-го, кто воевал за «Сталина», называл предателем. Населения СССР погибло больше от указов Сталина чем от рук фашистов. Среди крымских татар очень много героев, которые храбро защищали нашу родину. Этот фильм об одном из них, а точнее о страшной трагедии, которая произошла с семьёй Амет-Хана Султана и трагедией крымских татар. У Крымских татар нет другой Родины!!

Ладно далее продолжим о его художественных качествах. Игра актёров была на высшем уровне, слёзы были настоящие! Да было видно, что в массовке некоторые люди халтурили, но на общем фоне картины это не видно. Действительно впечатлили сцены с водой, где старик даёт НКВДешнику воду, а потом, когда при погрузке людей, смотрит ему в глаза. Отличная работа режиссера и оператора, когда Амет бежит хоть на боевой вылет, хоть вдогонку за поездом. В этом фильме прослеживается некоторые стилевые кадры многих знаменитых режиссеров. То что он делает кунг-фу, как выразился предыдущий рецензент, это обычная боевая подготовка, тем более офицер такого ранга должен уметь постоять за себя хоть он летает в небе, ну режиссер это показал красиво, но общей картины это не портит. Потому, что в это время у тебя проходят также мурашки по телу и сердцебиение учащается. Я знал, что депортация это было страшно, но после этого фильма это воспринимается сильнее и эмоции зашкаливают в душе. Некоторые цитаты из фильма врезались в голову: «Здесь Бог, память и хлеб. Человеку этого достаточно, чтобы жить». Единственное жалко, что он быстро закончился. А те люди которые ставят низкие оценки просто шовинисты или насмотрелись фильмов с компьютерной обработкой.

Это первый фильм для крымскотатарского народа и ИншАлла не последний!!

Настоящие кино ценителям этот фильм понравится!.

10 из 10

13 июня 2013

Фильм потрясающий. это правда так и было… И именно так все это дома я слышал от своих бабушек, а дедушка в то время сержант красной армии воевал в армии генерала Конева. Так оно и было пока наши деды воевали в рядах красной армии в труд армиях, их жен, матерей, стариков, детей, сестренок выселяли

Сразу видно кто пишет негативные рецензии, сами не знают историю, не видели фильм, не способны понять трагедию другого человека.

Они просто боятся того, что правда станет известна всему миру об их преступлениях, о желании, очернить и уничтожить весь крымскотатарский народ.

Не надо забывать о том, что в Крыму живут те самые нкведешники которые выселяли наш крымскотатарский народ, их подонки, ой извините хотел написать потомки

Они живут на чужой земле, в чужих домах незаконно, несправедливо и надо как то оправдать все это. А как ? Надо везде кричать, что крымские татары предатели, правильно что их выслали и т. п.

Ими движет страх, тупой животный страх, что справедливость восторжествует, что мир узнает правду, что коммунисты ничем не лучше фашистов, а даже хуже, что нкведешники хуже эссесовцев, что придется отвечать за свои преступления и за преступление своих предков.

Их последняя надежда те кто верит в сталинские сфабрикованные истории о предательствах, либо неграмотные необразованные люди т. е простым языком быдло(чего у нас в Крыму к большому моему сожалению хватает)

Так исторически сложилось что у каждого народа есть своя родина у украинцев- Украина, у немцев- Германия, у русских — Россия, у крымских татар — Крым. Так что если живете на ЧУЖОЙ земле то уважайте коренной народ, а нет вперед на историческую родину, в Крыму никого не заставляют жить. Крымские татары никого насильно не звали на свою родину. Мы сами прекрасно обойдемся без ваших подтявкиваний и провокаторов. Не нравится вам жить рядом с Крымскими татарами, пожалуйста чемодан, вокзал- куда хотите (если не знаете езжайте за консулом РФ)

Фильм покажут по всему миру, а вы: пишите что хотите сжимайте, в ярости свои кулаки, от вашего гнева результат ноль. Нет хотя есть — это увеличение канализационных отходов от страха. Вот так живете на нашей земле в Крыму и гадите и гадите.

В общем бойтесь и дальше справедливость восторжествует, а вам остается жить в страхе за свое будущее и осознанием того, что за все нужно отвечать и если посчастливиться ни в этом мире то в другом каждый ответит за свои поступки

11 июня 2013

за двумя зайцами

Спешу поделиться впечатлениями, точнее их отсутствием. Я сам крымский татарин, вырос на рассказах о депортации. Предусмотрительно запасшись платком, я отправился в кинотеатр, предвкушая нечто незабываемое (т. к. трейлер очень понравился), в итоге я не проронил ни единой слезы, а попытки вызвать у себя хоть какие-то эмоции оказались тщетны. Мой прадед погиб на войне, сражаясь за советский союз, все мои родственники воевали, фильм действительно снят на основе документальных фактов и рассказов очевидцев… и в этом главный его недостаток. Складывалось ощущение, что режиссер попытался угнаться за двумя зайцами, снять одновременно художественный и документальный фильм, в итоге не получил ни того, ни другого. Казалось, картина была снята из беспорядочного набора эпизодов, не связанных друг с другом. Отвратительна работа оператора, отвратительная игра актеров. Персонажи абсолютно не раскрыты, даже сам Аметхан Султан. Если кто-то был хоть раз в Алупке, тот знает, что в Алупке из любой точки видно море и горы, в Алупке нет ни одной ровной дороги, в фильме нет ни одного кипариса (юбк усеян кипарисами), я даже не увидел в фильме наших гор, все горы были сняты с обратной стороны, со стороны Бахчисарая! Крымские татары разговаривают на среднем диалекте (с ужасным акцентом), хотя должны на южнобережном! Но самой позорной была сцена, где люди танцуют хайтарму, я ее даже комментировать не хочу, кто видел, поймет. В фильме были сняты тяжелейшие сцены депортации, массового расстрела. Но они были на столько скомканы и не раскрыты, что абсолютно не вызывали сочувствия, возможно это связано с небольшим бюджетом фильма.

Однако есть и положительные моменты: очень качественное музыкальное сопровождение, монтаж, красивые пейзажи, хоть и не те, которые должны были быть, других достоинств я не увидел…

3 из 10

8 июня 2013

Есть правда!

Предатели есть в каждом народе — это факт! Таких людей достаточно и у русских, украинцев, белорусов, других национальностей, в т. ч. и крымских татар. Однако, никто не называет предателем целый народ.

Фильм рассказывает только об одном из героев крымскотатарского народа — Амет-Хане. Кто не знает других героев среди крымских татар? А если перечислить других Героев Советского Союза поименно: Узеир Абдураманов, Фетислям Абилов, Абдураим Решидов, Сейтнафе Сейтвелиев, Абдуль Тейфук, Сейтибраим Мусаев, полными кавалерами Орденов Славы стали Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев. Вторая мировая война обошлась крымскотатарскому народу очень дорогой ценой. В этой войне участвовало около 60 тысяч крымских татар, из числа которых более 36 тысяч погибло (более чем каждый второй). Кроме того, 17 тысяч парней и девушек были активистами партизанского движения, 7 тысяч участвовали в подполье. Более 20 тысяч крымских татар были насильно угнаны фашистами в Германию. Сожжены дома и стерты с лица земли 127 крымскотатарских сел и деревень.

Нельзя причислять весь народ в предатели. Необходимо наказывать истинных виновников вне зависимости от национальной принадлежности.

А фильм, в целом, основан на реальных событиях. Первый фильм, который снят именно про крымских татар, действительно является великим событием!

1 июня 2013

Первый крымскотатарский фильм «Хайтарма»

Пишу рецензию по просьбе моего друга. Он крымский татарин, и его очень расстраивают явно политизированные коментарии различных субъектов, кино не смотревших, но вопреки этому, поливающих его грязью. Когда я узнал стоимость билета на явно не самый качественный сеанс я сам был готов судить фильм «по всей строгости закона», и поэтому данная рецензия будет самой не предвзятой в мире. К тому же, поначалу я ничего не хотел писать про «Хайтарму». Ну не могу я писать, реакционную рецензию! Я пишу когда мне хочется. Когда идет. А когда не идет — я не могу писать. Я сразу сказал моему другу: не жди что я сейчас все брошу и начну строчить «симметричный ответ» субъектам, изволившим полить фильм грязью. Но, тем не менее, испытывая некий азарт, я все же взялся за написание мнения по поводу данного фильма. Благо, мне есть что сказать. И сначала я напишу не о его художественных достоинствах, а попробую, как человек не предвзятый, затронуть набившую всем оскомину, политическую тему (но судя по негласным правилам, задев политику, человек вымазывается в грязи с головы до пят, и его высказывание больше нельзя считать объективным).

Так вот, говоря по-простому о политике: в фильме ее нет. Фильм не политичен, как не политичен любой мемориал, посвященный памяти жертв ужасающей антигуманной трагедии. И это именно мемориал, материал из цикла «чтобы помнили». Здесь не показаны предатели (а они были), здесь почти нет отрицательных персонажей (что в историческом контексте совершенно верно), вместо них здесь есть ожесточившиеся, беспомощные перед судьбой персонажи (которые были и есть всегда). В целом, почти все персонажи реалистичны, и совершают адекватные ситуации поступки. Даже представитель кровавой гэбни в этом фильме (роль Юрия Цурило), по-сути не выглядит тираном, пожирающим детей. Да, он отдает приказы на расстрел, которые, в свою очередь, кто-то также отдает ему свыше. Эти приказы он отдает изуверам, способным совершить убийство без тени сомнения и даже испытывающим цинизм (и это тоже, на мой взгляд, совершенно реалистично). Но сам он, этот представитель гэбни, не людоед. Он пытается заглушить свою совесть, слушая граммофон, но любая музыка, даже самая прекрасная, не способна заглушить реальность. А реальность на то время была жестокая. Причем для всех. Поэтому, я не беру на себя смелость утверждать, что создатели данного фильма хотели каким-то образом политизировать фильм. Возможно так хотелось другим людям, и они с успехом это сделали после премьеры, но конкретно в фильме, в ткани повествования — никакой политики нет.

Но, в ткани фильма присутствует глупость. И я думаю, всему виной стремление продюсеров усидеть на двух стульях сразу. Ведь, с одной стороны — это фильм о трагическом событии, произошедшем с крымскотатарским народом, а с другой — рассказ об Амет-Хане Султане, о его семье и друзьях. На мой взгляд, было бы логичнее сделать линию Амет-Хана Султана в фильме не такой сильной. Но создатели решили снять своеобразный байопик, то есть рассказать нам историю борьбы одного человека за судьбу своих родных. Так вот, такой рассказ в фильме был явно лишним. Гораздо честнее было бы снять несколько отдельных историй о многочисленных семьях, прошедших через ужас депортации. Простое бытописание, придало бы фильму житейской глубины. А так получилось немного глупо. Амет-Хан таранит вражеский самолет. Амет-Хан делает кунг-фу, ворвавшимся в его двор СМЕРшовцам, Амет-Хан участвует в мексиканской дуэли… Ведь мы же никогда не узнаем, что тогда происходило с ним и его семьей на самом деле. Сильно приглаженная официальная биография, говорит нам, что Амет-Хан 18 мая присутствовал в Алупке. Но в ней и речи не идет о мексиканской дуэли…

Если же говорить об остальной части фильма, т. е. непосредственно о тяжелейших сценах выселки, об актерах, снимающихся во всех этих сценах, о постановке, о музыке, то тут все сделано очень качественно. Последние двадцать минут фильма сняты мастерски, многие сцены обладают эмоциональной и символической глубиной, вдавливают в кресло. Это памятник человеческой трагедии. Крымскотатарский народ получил свое трагическое и красивое кино.

И да, я считаю, что депортация крымских татар, была ужасающей антигуманной трагедией. Как и депортация армян, болгар, греков, итальянцев, немцев, цыган, румын, как вторжение фашистских войск на территорию СССР, как любое предательство, и любая война. Все это трагедии и они — антигуманны. Правда вообще антигуманна. Она не берет в расчет человека и его надежды, слабости, ожидания. Правда бьет сильно, по самому больному месту. Не буду сейчас говорить, что среди крымских татар не было националистов, встававших на сторону фашистов. Ведь это будет заведомой неправдой. Но скажу, что на сторону фашистов вставали и русские, и украинцы. И не нам этих людей судить. Они давно умерли, перед ними стоял тяжелейший выбор, для кого-то он был очевидным, а для кого-то — нет. Мы не жили тогда, и не дай нам Бог попасть в аналогичную ситуацию сегодня.

7 из 10

Возможно оценка слегка завышена, но это потому, что многие сцены действительно понравились. Очень хорошо сняты, выдержаны эмоционально. Фильм не ровный, но хороший, правдивый.

1 июня 2013

А ведь это правда…

О том, что фильм — потрясающий, уже написано не мало. А ведь — это правда… Неимоверно, но наш мир таков, жестокости человека можно только удивляться… Люди, далекие от истории, которые может и не слышали никогда о такой трагедии, как массовая Депортация 18 мая 1944 года, посмотрев фильм «Хайтарма», обязательно прольют слезы (женщины — явно, мужчины — где-то в сердце). Но они твердо будут уверены, что это режиссерская выдумка, что этого не может быть в цивилизованном мире, что таким не может быть человек. Но я повторюсь: Это правда… В оскароносный фильм «Список Шиндлера», который также исторически правдив, верят все, потому что факт геноцида еврейского населения признан в мире. Но, чтобы человек никогда не позволял себе быть сродни зверю, надо ему признавать все его преступления.

По поводу ядовитых высказываний тех людей, которые кричат о том что фильм -выдумка, так это трусость преступника. Не будет человек, который даже не видел фильм (а у меня есть все основания полагать, что все они не видели ничего, кроме трейлера) тратить свое время на то, чтобы бежать писать негативный отзыв, поставить негативную оценку, очернить фильм, народ. Посмотрите к примеру на историю оценок фильма на этом сайте, каждые 2 секунды кто-то, используя вымышленные имена из знаков и цифр ставит минимальные оценки. Да просто эти кто-то боятся признаться в своих преступлениях. Это небезразличие только доказывает правдивость фильма, силу, смелость, стойкость народа (поскольку этот народ выжил, вернулся и процветает, героизм многих его представителей таких как трижды (это не ошибка, так должно было быть) герой СССР Аметхан Султан!

10 из 10

30 мая 2013

Мысли в тишине

Когда закончился фильм и пошли титры, никто в зале не встал, чтобы уйти. Наверно потому, что кто-то с уважением читал информацию о создателях фильма, или кому-то нужно было время, для того чтобы вытереть слёзы с глаз и прийти в себя после увиденного. Но скорее всего и то, и другое.

Когда с экрана исчезли последние титры, люди потихоньку стали вставать и выходить из зала, и несмотря на то, что зал был полон, стояла тишина, никто не промолвил ни слова… Я никогда этого не забуду.

Когда мы супругой вышли из кинотеатра, первые минуты было тяжело говорить, потому что горло сдавило от переизбытка эмоций. Помню, первое, что мы сказали друг другу, это то, что фильм очень тяжелый, и его нельзя показывать нашим бабушкам. (Здесь кто-то писал, что свидетелей этих событий в живых уже давно нет. Моя бабушка и бабушка моей супруги являются живыми, дай им Аллах здоровья, свидетелями этой трагедии. Таких как они очень много. И все они рассказывают нам — уже третьему поколению, о том, что случилось тогда. И эти события очень точно показаны в фильме)

Сам фильм снят очень качественно, красивые кадры, насыщенные сцены, хорошо передана атмосфера того времени. Великолепное музыкальное сопровождение, хорошая игра актеров, особенно главных героев фильма. Очень понравилось то, что показана дружба между народами и отрицательные эмоции вызывают только слепо исполняющие приказ военные.

Во время просмотра фильма несколько раз было трудно сдержать слёзы, особенно в финальной сцене. Да, мужские слёзы. Не скажу, что я сентиментален, потому что не помню, когда последний раз мои глаза были мокрыми от эмоций. Причина в том, что всё это действительно происходило с моим народом, с моей бабушкой, её сёстрами и братьями (Всего в семье было 5 детей, и самый младший братик умер в таком же вагоне…). И если нам — молодому поколению, далекому от тех трагических событий, так тяжело смотреть этот фильм, я не представляю, как его будут смотреть наши бабушки и дедушки.

Многие говорят: «Почему показана только депортация крымских татар? Ведь выселяли и другие народы!» Да, всё верно, пострадали не только крымские татары. Но в фильме показаны события 18 мая, а греков, болгар и армян депортировали 27 июня. Да, можно было снять фильм под названием «Депортация», но для этого необходим бюджет побольше, потому что в нем нужно будет охватить больше событий, привлечь больше людей для съёмок и прочее. Создатели фильма показали то, что случилось именно с их народом, зачем же обвинять их в эгоизме? Тем более, что фильм готовился к показу именно 18 мая, и слоган «История одного народа» вполне объясняет такой сценарий.

Я верю, что после просмотра этого фильма, люди, которые раньше знали только определение слова «депортация», увидят его значение глазами наших родителей и поймут всю полноту трагедии 18 мая и 27 июня 1944 года.

10 из 10

29 мая 2013

спешу поделиться горячими впечатлениями прямо из зрительного зала (исправлено)

Сказать, что это фильм на реальных событиях-это ничего не сказать…

В фильме снимались не только профессиональные актеры, но и большое количество массовых сцен был снято при участии непосредственных участников трагедии 1944 года, а также их потомков, впитавших с молоком матери всю глубину трагедии того дня, и несших бремя отторгнутого народа на протяжении всех последующих лет вплоть до сегодняшнего дня.

Все сцены были старательно построены таким образом, чтобы максимально передать весь ужас произошедшего той ночью, всю нелепость и несправедливость ситуации, когда вся мужская часть населения воевала, отстаивая родину по призыву Сталина, а в это время глубокой ночью их жен, стариков и детей, по приказу того же Сталина, погрузили в скотские вагоны и отправили без еды, воды и даже возможности присесть во время нескольких суток пути-сотнями в каждом вагоне, давясь и задыхаясь без воздуха.

Еще до начала премьеры началась едва завуалированная информационная война. Направленная на цель- недопустить к просмотру как можно более максимальное количество людей, доселе незнакомых с имеющимся историческим фактом, и с наличием крымскотатарского народа вообще как такового. Десятилетиями после депортации спецслужбами велась активная борьба с народом и преследовалась цель стереть его с лица земли-если не физически, то информативно уж точно. И сейчас мало кто знает о народе как таковом.

Этот фильм не только отразил и раскрыл самую большую рану народа, он также вывел его в широкий мир, показал истину.

Для многих это даже далеко не художественный фильм, а словно документальная хроника.

На мой взгляд-единственным минусом фильм является его короткометражность- люди сидели в зале, с замершими сердцами и все без единого исключения не могли сдерживать слез — и 87 минут фильма было слишком мало, слишком коротко, чтобы передать все те ужасы, которые довелось испытать целому народу… Очень хотелось продолжения, еще больше подробностей и историй.

То, каким образом передан колорит народа, его быт, устои, менталитет — просто нет слов, все настолько реалистично и честно.

Понравились акценты на дружественность народа — на то, как за одним столом дружно сидят армяне, русские, евреи, украинцы и крымские татары. И как все дружны между собой.

Увы, после депортации этого не стало — всем остальным народам крепко было внедрено в мозг, -что крымские татары — предатели.

Очень красивые актеры, непередаваемые пейзажи, национальная музыка, это все надо видеть и слышать, словами не передать.

Я — простой обыватель и кинолюбитель, и лично для себя я искренне ставлю фильм на один уровень с фильмами — Титаник, Невероятное, Мальчик в полосатой пижаме, Невозможное. Все эти фильмы разных жанров построены на реальных событиях, отражающих действительность, все они трогают до глубины души, и являются тем сортом фильмов, которые нацелены не на поверхностное восприятие картинки, а на глубокий смысл.. .

10 из 10

24 мая 2013

«Возвращение»

Сегодня в Симферополе/Акмесджите представили первый крымскотатарский художественный фильм «Хайтарма» («Возвращение»).

В премьере фильма приняли участие председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, заместитель председателя Меджлиса Рефат Чубаров, представители Меджлиса, были также представители власти — вице-премьеры крымского правительства Георгий Псарев и Азиз Абдуллаев, председатель Совета представителей Лентун Безазиев, представители крымскотатарской интеллигенции, приглашенные гости. Необходимо отметить, что на премьеру первого крымскотатарского фильма приехали и гости из Киева народный депутат Украины, председатель Комитета ВРУ по правам человека Валерий Пацкан. Символично, что на премьеру была приглашена внучка дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана Вероника Амет-Хан, ветераны Великой Отечественной войны, товарищи и коллеги знаменитого летчика.

Перед гостями и зрителями выступили Мустафа Джемилев, Георгий Псарев, генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов, Вероника Амет-Хан. Не хватало только режиссера картины Ахтема Сейтаблаева, которые не смог приехать по причине болезни.

В киноленте снялись известные актеры — Алексей Горбунов, Юрий Цурило, Андрей Саминин, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков.

Сюжет разворачивается на фоне Второй мировой войны. По задумке создателей, картина раскрывает трагедию крымскотатарского народа — Депортацию. Главный герой — дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, которого сыграл режиссер картины Ахтем Сейтаблаев. По признанию самого режиссера, этот фильм — воплощение его большой мечты. Картина рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В мае 44-го года после освобождения Севастополя Амет -Хан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается Депортация крымских татар.

Все зрители с замиранием смотрели первый фильм, который затронул болезненную тему крымских татар Депортацию 1944 года 18 мая. Фильм прошел на одном дыхании. Присутствовавшие не смогли сдерживать слез, ведь в премьере приняли участие старики, которые пережили эту трагедию и своими глазами видели Депортацию.

После окончания показа генеральный продюсер фильма Ленур Ислямов поделился впечатлением от показа фильма: «Я переживал все ли пройдет хорошо, но все прошло хорошо, премьера состоялась».

Относительно бюджета фильма было отмечено, что наиболее затратной статьей расходов оказалось производство декораций времен Второй мировой войны, а также создание исторических костюмов. Кроме того, для съемок понадобилось оружие, поезда, автомобили и самолеты тех времен. В массовых сценах снимались более тысячи человек со всего Крыма. Большая часть из них — старики, пережившие трагическую ночь 18 мая 1944 года.

Средства на съемки фильма выделил владелец телеканала АТР — Ленур Ислямов. Съемки велись в октябре 2012 года в Алупке, Бахчисарайском районе и Судаке.

Режиссер фильма — Ахтем Сейтаблаев, оператор — Владимир Иванов (обладатель премии «Канские львы»), художник по костюмам — Надежда Кудрявцева, художник-постановщик — Шевкет Сейдаметов. Хронометраж картины составляет 87 минут -полнометражный, художественный фильм.

Отметим, что фильм «Хайтарма» до выхода на телеэкраны покажут в кинотеатрах Украины. Заявки на прокат стали поступать из Соединенных Штатов Америки. В кинотеатрах фильм будет идти в течение года. Также «Хайтарма» будет участвовать в кинофестивалях. Киноленту переведут на английский и турецкий языки.

10 из 10

18 мая 2013

Драма Хайтарма в кино с 2012 года, с момента выхода прошло чуть больше 12 лет, его режиссером является Ахтем Сейтаблаев. Актерский состав: Ахтем Сейтаблаев, Андрей Мостренко, Андрей Саминин, Леся Самаева, Алексей Тритенко, Дмитрий Суржиков, Динара Аваз, Ярослав Игнатенко, Андрей Сухин, Александр Спасенов, Ирина Демидкина, Юрий Михайловский, Екатерина Прилепская, Николай Боклан, Даниил Белых.

Примерные затраты на создание фильма составили 1500000. Страна производства - Украина. Хайтарма — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.