Рябиновый вальс
7.3
6.9
2009, драма, военный, история
Россия, 1 ч 38 мин
18+

В ролях: Сюзанна Акежева, Карина Андоленко, Мария Бердинских, Полина Ражникова, Дарья Колпикова
и другие
Это история о подвиге юных сапёров, которые ценой своей жизни обезвреживали минные поля и дороги. В соответствии с постановлением Госкомитета обороны в 1944-1946 годах на территории Вологодской области проводились работы по разминированию Оштинского района, освобожденного от немцев. Были подготовлены минеры - в основном 17-20-летние девушки. Яркая и короткая любовь главных героев - инструктора Алексея и молодой вдовы с ребенком Полины. Неожиданно возвращается живым с фронта муж Полины Егор. Извещение о его гибели было ошибочным.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Рябиновый вальс

год: 2009
страна:
Россия
слоган: «They were young, their life was in bloom and their hearts were longing to love.»
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Александр Смирнов
композитор:
художник: Александр Гиляревский
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 июня 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Видео к фильму «Рябиновый вальс», 2009

Видео: Трейлер (Рябиновый вальс, 2009) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Рябиновый вальс», 2009

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Рябиновый вальс», 2009

Военная тема в кинематографе не сезонная, а постоянная. Если русская литература вышла из «Шинели» Н. В. Гоголя, то советский кинематограф из «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна. Мы знаем, что Великая Отечественная война не обошла ни одну семью в стране, поэтому фильмы о ней неизменно приковывают к себе интерес зрителей и выходят практически каждый год. Советские режиссеры, снимавшие подлинные шедевры, полагали, что требуется еще много времени, чтобы появилось что-то по-настоящему великое, как «Война и мир» или «Тихий Дон». Надо же вдуматься, понять, осознать подвиг народа. Осознать! Годы идут, а осознания в культуре (ни в коем случае не говорю про общество) нет и не предвидится. Лишь изредка появляются «тихие шедевры», как «Рябиновый вальс». Громкие картины, как-то: «Утомленные солнцем» или «Сталинград», масштабны, но безлики. Даже не просто безлики… мне они отвратительны.

Картина «Рябиновый вальс» раскрывает тему участия женщин в разминировании Карелии, ранее оккупированной территории. Финские и немецкие войска оставили после себя изуродованные деревни, разруху и запустение. Но самое страшное — после войны осталось множество не обезвреженных минных полей. Деревни обезлюдели: большая часть населения эвакуировалась, мужчины ушли на фронт. Поэтому страшную повинность несли молодые девушки, почти дети.

Вспоминаются темы школьных сочинений: «Чудовищная нелепица войны в изображении Михаила Шолохова», «Бессмысленность войны в изображении Льва Толстого», «У войны — не женское лицо» по роману «А зори здесь тихие». Как страшны у Шолохова обращенные к солдатам слова старика: «Милая ты моя… говядинка!». Андрей Болконский, наблюдая за купающимися русскими солдатами, которым предстоит кровопролитное и заранее проигранное сражение, произносит: «Мясо, тело… пушечное мясо!». Борис Васильев писал: «Женщина для меня — это воплощенная гармония жизни. А война — всегда дисгармония. И женщина на войне — это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений». Как бессмысленно и быстро подрываются девушки в «Рябиновом вальсе». А ведь им еще жить и жить, рожать и воспитывать детей, любить и быть любимыми.

8 ноября 2016

Торжество Жизни над Полем смерти

Кино можно по-разному определить. Например, оно может быть режиссерским или продюсерским. В первом случае, режиссер загорается творческой идеей и мучительно ищет деньги для ее реализации. Во втором — идеей загорается продюсер. Кино в данном случае — проект, для реализации которого он набирает рабочую команду. Часто такие проекты преследуют коммерческие цели.

«Рябиновый вальс» — приятное исключение. Кино это однозначно продюсерское, но фильм вышел совершенно некоммерческим. Началось все с того, что Владимир Есинов узнал о том, как в годы войны девушки занимались разминированием минных полей. Кое-как обученные, кое-как оснащенные. Он поехал в Вологодскую область и снял документальный фильм об этих женщинах. Тема настолько сильно держала его, что Владимир не удержался и решил снимать художественный фильм по реальным событиям.

Возможно, поэтому кино получилось таким настоящим. Каждая героиня, пришедшая на обучение саперному делу — яркая, запоминающаяся. В атмосфере, возможно, не хватает ощущения нависающей над страной суровой войны, но зато внешний вид, стиль общения — всё пропитано духом того времени. Впрочем, кто из нас помнит то время? Все мы родились гораздо позже. Но все мы помним огромное количество советских фильмов, снятых про военный период. И «Рябиновый вальс» удивительно похож на эти них. Владимир Есинов пояснил, что это не случайно: «Изначально я поставил задачу снимать «как в советском кино». У нас приглушены цвета, камера снимает без резких наездов, статические съемки».

Сюжет развивается неспешно, но он не затянут. В село приезжают саперы-инструкторы: суровый подполковник, сдержанный капитан и весельчак-лейтенант. Из местных и приезжих девушек создается отряд саперов, которых после короткого обучения посылают на минное поле, оставшееся после боевых действий.

Женщины в этом фильме играют, несомненно, ярче мужчин. На момент съёмок все они были молодые начинающие актрисы. Главная героиня — молодая вдова Полина в исполнении Карины Авдоленко — сразу привлекает своей народностью. Валерия Ланская, напротив, играет городскую утонченную девушку Марусю. Но, тем не менее, они становятся подругами. Также бросаются в глаза две «папины дочки» — Лиза Арзамасова и Даша Мельникова. Первая играет младшую сестру Полины Лену, вторая — одна из юных саперш.

В фильме немного смертей, причем, ни разу гибель героя не появляется в кадре. Нет ни крови, ни кусков мяса, ни каких-либо других проявлений модного нынче натурализма. Смерть показывают через реакцию других героев, через нагнетание атмосферы — ощущение невероятно гнетущее и тяжелое.

Самые эмоциональные сцены связаны с этими смертями. После первой гибели командир сгоняет девушек вместе, велит гармонисту играть, а сам заставляет девчонок пить самогон и танцевать. Они плачут и пьют, пляшут и плачут. Сцена страшная и какая-то нереальная. Жутко! Так просто не могло быть! Каково же было мое потрясение, когда в документальном фильме одна из старушек буквально дословно описала эту сцену! Так всё и было на самом деле.

Как было страшно этим девочкам! Ведь завтра каждой из них придется снова идти на поле, играть в прятки со смертью. И не сбежать. Потому что накажут и потому что это — измена. Перед мужьями, отцами, братьями, которые гибли на фронте. И вот они заливают страх и боль самогоном. Пляшут у еще не остывшего тела. Заставляют себя забыть о страхе. Забыться.

Но этот ужас оказался ничем по сравнению с тем ужасом, когда девочка Лена вынесла на Поле смерти кукол. Она сделала куклу каждого человека в деревне. И военных, и девушек-саперок. Всех. И отдала их Полю, чтобы оно больше не забирало живых людей. Словно пробудились в советском ребенке древние ужасы. Смерть, которая оказалась рядом, которая бродит среди них незримо, будит в людях глубоко упрятанные, но не исчезнувшие дикие страхи. И девочка одушевила поле, забирающее жизни. Дабы задобрить недоброе божество, она кладет требы (приносит жертвы), чтобы откупить дорогих ей людей. Впрочем, не только дорогих — девочка хочет спасти всех! В каком-то смысле она приносит в жертву и себя, ведь девочка понимает, что у нее мало шансов выйти с Поля. Кукол ведь можно было и с дороги покидать. Но Лена прошла в самый эпицентр смерти, а это уже мотив христианского самопожертвования: спасти всех ценой своей жизни.

При этом, «Рябиновый вальс» — это не мрачный, переполненный негативом фильм. Рефреном всей картины является итоговое торжество жизни. Каждый день, рискуя умереть, девчонки, тем не менее, живут. Мечтают, влюбляются. Немало здесь и юмора — хорошего светлого. Сцена допроса девушек после несчастного случая с лейтенантом Цветковым настолько смешная, что поневоле забываешь о том, что рядом, среди этих людей ходит смерть.

А потому, в этом фильме неуместный вроде бы хэппи-энд как раз уместен. Сельчане слушают по радио известие о Победе и ликуют. Главная героиня фильма — Полина — тоже слушает и радуется. На руках у нее — новорождённый ребенок. Жизнь которого ещё до рождения оказалась богата на потери.

Но Жизнь торжествует всегда.

9 из 10

16 ноября 2015

Рябина — ягода красная…

Я просто хочу сказать — я поражена и удивлена, что в нашем современном кинематографе еще могут (если очень захотят!) снимать такое кино. Такое чистое и пробирающее до дрожи, радостное и горькое одновременно… А название — «Рябиновый вальс», словно это вальс, — но не веселый, а кровавый, цвета пролитой героями крови, ведь рябина — ягода красная. Но все же, это вальс.

Что же тут радостного? Закончилась война, те, кто остался жив и невредим, а еще и молод впридачу, готов любить и радоваться чистому небу и солнцу — вот в чем эта вечная и неколебимая радость любого человека. Этим фильм цепляет, сразу внося зрителя в атмосферу той, послевоенной жизни, славно снят он не в циничном 21 веке и жадными продюсерами, а во времена наших бабушек и прабабушек, когда именно вот так и должно было выглядеть человеческое счастье — синее небо и туман на лугах в предрассветной тиши. И никакой бомбежки и стрельбы, криков и плача. Огромное спасибо за эту удивительную черту режиссеру и постановщикам!

А что же грустного тут, когда все молоды и полны сил восстанавливать страну и жизнь? А то, что эти девчонки и мальчишки каждый день занимаются разминировыванием снарядов, на поле, рядом с деревней. тут шли бои и лилась кровь, и как сказала героиня Валерии Ланской, «поле было живым, а теперь оно словно мертвое, его люди сделали таким». Это поле не для урожая и сенокоса, это поле — поле смерти, причем смерти внезапной и страшной, от разрывы мины. Раз — и нет человека, молодого и жизнелюбивого… А слепоглухонемой государственной машине нет до этого дела. Привезли людей, быстро обучили, и — бросили один на один с гнетущей тишиной и смертоносной землей под ногами. Кто-то погиб, кто-то стал калекой. А «машине» и государству все равно, надо выполнять указание «сверху». Вот это и правда, страшно и горько.

И вместе с этой основной драматической составляющей, идет линия отношений и любви — куда же без неё? И это снято настолько здорово и профессионально, что слезы набегают на глаза. Все мы люди, все смертны и все способны на хорошие и плохие поступки. Кто осудит Полину, которая ждала мужа, но так бывало сотни и тысячи раз на войне — пропал без вести и т. п. И она встретила другого, отличного во всех отношениях мужчину, и они друг друга полюбили. Но у их любви был недолгий век, вернулся муж и все. Точка. Но война-то кончилась, все должно быть позади! Я честно, надеялась, что он никогда не вернется, именно надеялась на режиссера, что Полина останется с героем Леонида Бичевина, но… Человек вернулся из месива войны и вернулся он не куда-нибудь, а в свой дом. А там его не совсем ждали, честно сказать. Там уже начинали жить по-другому. И тут я поняла, насколько сильный этот фильм — мне не хотелось видеть живым мужа Полины, но и опять же, человек остался жив. И я себя одернула. В этом сила фильма.

История грустная, но со светлыми искорками, которые и делают её такой замечательной. А после этой чистой и сильной любви остался ребенок — это ли не чудо? Конец фильма уравнивает все действия и все беды героев — есть жизнь и жизнь будет всегда, пока есть любовь на Земле.

Обязательно посмотрите этот фильм.

10 из 10

7 января 2014

Кто знает, где эта Ошта

Очень жаль, что почти никакой рекламы, совершенно случайно наткнулась на этот фильм, чему была очень рада.

Сама очень не люблю, когда начинают в исторических фильмах цепляться к мелочам, но было очень трудно смотреть, потому, что знаю окрестности Ошты и Вытегры, на которые натура совершенно не похожа, не знаю, где снимали, может не нужно было такой географической привязки, тем более, что скорее всего подобные ситуации были во многих освобожденных областях, достаточно было дать титрами в конце или в начале, что события фильма аналогичны происходившим в Вологодской, Новгородской, Псковской и других областях. Еще мешала некоторая чрезмерная эмоциональность героев на экране, на северо-западе вологодчины как раз очень удивляла мало проявляемая внешняя эмоциональность, мама говорила, что просто северяне скупы на внешние эмоции. Это скорее не упрек, а личная заусеница, которая мешала в полной мере порадоваться в остальном очень понравившемуся фильму.

Произвела впечатление очень неплохая игра актеров и их подбор. Совсем молодые сумели вжиться в роли и передать не только внешний рисунок роли, но и ее эмоциональную подложку, кусочек мироощущения поколения наших бабушек, имевшееся тогда ощущение, что вся страна- это вторая линия обороны воюющих частей, а не просто территория государства участвующего в войне.

Потрясающе сыграл мальчишка — сына героини Карины Андоленко, ту самую безапелляционность и максимализм не успевшего, но с лихвой хлебнувшего поколения, о котором писал Пикуль и Конецкий.

Очень непривычное для нашего военного кино практическое отсутствие надрыва и однозначности трактовки персонажей на положительных и отрицательных. И к героям в полной мере приложим эпитет РАЗНЫЕ и при этом сплоченные и какие-то удивительно стихийные и природно настоящие.

О чем фильм? О любви, о самопожертвовании, о материнстве и родственности, о жизни и смерти, о человечности, о бессилии перед роком и еще о многом. На самом деле все это составляющие бесчеловечности ВОЙНЫ, о которой этот фильм.

Думаю, что этот фильм достойно встал в ряд качественного военного кино.

9 из 10

и очень советую не пропустить это хорошее кино.

11 октября 2013

Выпускной на минном поле

Искренне, настоятельно советую смотреть «Рябиновый вальс» всем тем, кого воротит от чернушных, тенденциозных или чисто приключенческих киноэксплуатаций войны, которые так распространены в нынешнем отечественном кинематографе.

О тенденциозности: по словам режиссера Семеновой, на показах фильма на Западе многие иностранцы интересовались — что же это она в ленте не грянула обличением тех, кто детей выгонял поля от мин освобождать. А в том дело, что она о живых людях, о наших с вами бабушках снимает — здесь взгляд не обличительный, снаружи, а сострадательный — изнутри. И равнодушным такой взгляд на Великую — нашу с вами, еще не отгремевшую до конца войну — равнодушным никак оставить не может. С любовью снято и с состраданием.

А ведь надо еще иметь в виду, что у одного из режиссеров — Семеновой — это игровой дебют (единственная ее предыдущая киноработа — документальная лента о все том же — «Выпускной на минном поле»).

Есть, конечно, и провисы, есть излишества, но в общем и целом — стройно и целомудренно снят «Вальс» (поминала режиссер где-то, что продюсер изначально требовал снимать «под советское кино» — за что и ему, конечно, спасибо).

И — страшно, уважаемые, по-настоящему мучительно страшно после фильма становится от понимания того, какой невероятной, исключительной ценой была куплена великая победа. Гибли люди, народ целый погибал, стар и млад, гибли тысячами — и очень часто лишь из-за халатности, тупоумия или банальных ошибок не экономящих жизни «серой скотинки» властей предержащих.

Вечная память первым, вечное проклятие — вторым.

Ну вот, сам в обличение ударился. Посмотрите фильм — он живее и сильнее любой агитки. Очень хорошее кино.

Создателям низкий поклон.

27 июня 2013

Фильм — откровение. Фильм — как глоток свежей воды, когда тебя мучает жажда. И все здесь прекрасно и гармонично. Настоящий русский фильм, для русской души, которая, как известно — потемки.

И сразу хочу сказать вот что — как жаль, что наше, российское кино, так мало цениться! Почему, почему бы не провести хорошую рекламную компанию? Почему бы не сделать так, чтобы много россиян узнали об этом фильме? Почему мы знаем, что такое «Сумерки» и пишем к этому фильму восторженные рецензии, но мы не знаем, что такое «Рябиновый вальс», мы не знаем актеров, которые в этом фильме снимались. Да после такого фильма эти актеры должны были проснуться знаменитыми и купаться в отличных ролях и славе! Но нет… отличная работа режиссеров, композиторов и актеров… но как мало поощрения и обожания у нас, простых зрителей…

Как я уже писала, фильм — настоящий, русский, именно такой, какой любит моя русская простая душа. Великая Отечественная война — это столько историй, столько покалеченных судеб, столько несбывшихся надежд. Каждый раз, когда читаешь про это, слышишь про это, видишь это — наворачиваются слезы и ты невольно ставишь себя на место этих героев. «А смог бы я также? А мои руки также бы тряслись, когда я прикасался бы к мине? А я смог бы пережить столько горя и боли? А смог бы я остаться верным, когда мир катиться в тартарары?»

Великолепная работа режиссеров. Такие родные пейзажи русской глубинки. Сердце щемит, когда видишь эту красоту. Слезы наворачиваются на глаза, когда ты понимаешь, что эту природу, нашу природу, губили фашисты и предатели. Невозможно представить, сколько людей погибло в этой войне. Но люди шли на войну добровольно. Подставляли себя под град пуль — добровольно. Делали то, что невозможно сделать — и только для того, чтобы наша Родина была свободна. А сколько нитей судеб было порвано и переплетено? Когда завтра может не быть, когда хочется простого женского счастья, а вокруг только смерть и копоть. Когда нечего есть, когда ты работаешь на пределе сил, только чтобы наша Родина была свободна…

Нет, никогда нельзя забыть. Нельзя забыть, что судьбы людей разрушались под натиском войны. И все ради светлого будущего.

Отличная работа актеров. Точное попадание в роль каждого…

«А это облако в форме рояля. У тебя наверное глазки устали. Ты закрой их и опять открой, и ты увидишь, что это облако -рояль. А это значит, что ты станешь великой артисткой…»

4 февраля 2013

«Рябиновый вальс» (2009) режиссеров Алены Семеновой и Александра Смирнова — тяжелый и трогательный фильм про ВОВ, основанный на реальных событиях. По сюжету 15—17-летних девушек учат обезвреживать минные поля, но времени на подготовку мало, поэтому сразу понятно, что без жертв не обойдется. Но се ля ви, особенно во время войны. Здесь есть не только война, но и любовь, и дружба, и измены, и предательство.

При всей серьезности поднятых тем и глубине раскрытия военных вопросов, от которых на глаза наворачиваются слезы, сценаристы оставили зрителю и возможность умилиться трогательности отношений тех лет, а в некоторые моменты даже посмеяться с диалогов персонажей, но последнее преимущественно в первой части, когда девочки еще не приступили к разминированию на практике. Понравилась игра Карины Андоленко, Сергея Бичевина, Валерии Ланской, Даши Мельниковой и Лизы Арзамасовой.

В общем, рекомендую любителям фильмов военной тематики, поданных с острым сентиментальным соусом)

12 марта 2012

'… Душа темна, пути лукавы, но образ твой, твой подвиг правый до часа смерти сохраню…»

Начну с того, что очень давно хотела посмотреть этот фильм, но все как-то не решалась… И вот сегодня все-таки решилась… И несколько об этом не пожалела… Фильм немного отличается от современных военных фильмов, но именно в этом и его изюминка! В процессе просмотра возникает ощущение, что ты смотришь старый советский фильм…

Сюжет очень интересный. Трагическая история любви, конечно, на первом плане, но кроме этого мы видим еще и некую «детективную» линию, которая делает фильм еще более интересным и «насыщенным».

Актеры… Они бесподобны. Карину Андоленко (Полину) до этого я видела только в одном фильме «Розы для Эльзы». Но здесь она просто покорила своей игрой. очень убедителен и Леонид Бичевин в роли Алексея. Действительно, этот образ отличается от его предыдущих работ. Второстепенные персонажи тоже очень убедительны. Люба Синица, Лена (сестра полины), Петрович, Майор Дорофеев, Лейтенант Цветков, сын Полины все они смотрятся очень органично. Меня смутила только игра Валерии Ланской. Те же жесты, та же мимика как и в некоторых других работах, но все это компенсируется великолепной песней в ее исполнении.

Музыка… Много говорить, думаю, не следует, когда увидишь имя композитора.

Мне очень понравился этот фильм: легкий, не затянутый, смотрится на одном дыхании. Поэтому с большим удовольствием поставлю

9 из 10

Советую посмотреть этот фильм, не пожалеете.

20 июня 2010

Кино непривычное современному зрителю. Похоже на советские фильмы, которые трогали за душу, оставались в памяти. Реально красивая картинка, отлично стилизованная под «старое» кино. Непростой сюжет: трагическая любовь, преступления против собственной совести, невинные смерти. Кино цепляет. Редкость в наши дни. Интересно было смотреть на Л. Бичевина, который в картине совершенно не такой, каким мы видели его в картинах Балабанова. Здесь он — герой, человек с внутренним конфликтом, непомерным обаянием, храбрым сердцем и своими страхами. Он готов на подвиг. За полтора часа что идет фильм его герой взрослеет, становится лучше. Очень идет Бичевину играть положительных персонажей. Кто бы мог подумать) Идет так, что влюбляешься в него безвозвратно. Порадовала работа девочек из «Папиных дочек». В «Рябиновом вальсе» они совершенно неузнаваемы, как будто стали старше. Играют что надо, с сильным эмоциональным посылом. В общем, я даже всплакнула в конце фильма. Реально очень хорошее кино. Советую.

26 января 2010

Драма Рябиновый вальс в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссерами являются Александр Смирнов, Алёна Райнер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сюзанна Акежева, Карина Андоленко, Мария Бердинских, Полина Ражникова, Дарья Колпикова, Максим Емельянов, Константин Милованов, Денис Сухомлинов, Игорь Пушкарев, Леонид Бичевин, Владислав Ветров, Сергей Горобченко, Валерия Ланская, Дарья Мельникова, Елизавета Арзамасова.

Страна производства - Россия. Рябиновый вальс — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.