Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс
The Last Truck: Closing of a GM Plant
6.6
6.9
2009, документальный, короткометражка
США, 40 мин
18+

В ролях: Попай Херст, Ким Клэй, Кейт Гейджер, Кэйт Дэй, Джойс Гилберт
и другие
23 декабря 2008 года, за два дня до Рождества, сборочный автомобильный завод в Морене в штате Огайо закрыл свои двери. 2500 рабочих и 200 управленцев остались без мест, в то время как сам факт закрытия неминуемо повлек потерю тысяч других, связанных с компанией рабочих мест и организаций. Однако сотрудники GM потеряли гораздо больше. Они лишись того чувства единения и духа товарищества, которые они разделяли на протяжении многих лет. Для уроженцев Морены и большей части региона Дейтон GM был не просто автомобильным заводом – это была жизненная основа сообщества. Фильм рассказывает о последних месяцах перед закрытием завода, показывая их глазами самих рабочих, в то время как те размышляют о своем труде и прогнозируют, чем займутся дальше. При помощи интервью, которые они берут у людей, считавших себя частью одной большой семьи, авторы картины показывают, сколь глубоки оказались эмоциональные потери сотрудников предприятия.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс

английское название:

The Last Truck: Closing of a GM Plant

год: 2009
страна:
США
слоган: «The inside story of the last days of a General Motors plant in Moraine, Ohio, as lived by the people who worked the line.»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Стивен Богнар
композитор:
монтаж:
жанры: документальный, короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 июля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 40 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка

Отзывы критиков о фильме «Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс», 2009

Прощай Джи-Эм СПб, а не, не СПб... х-м-м-м

Не самые качественные авто, из того, что я о них слышал. Но клепали их много когда-то. Может, и до сих пор.

Американцы всегда были очень хитрыми и алчными, если брать в расчёт бизнесменов, а не простых только работяг. В этом и проблема. Им побоку до людей - лишь бы урвать свой кусок зелени. Впрочем, бизнесмены всего мира по этому принципу работают... всегда работали ещё на заре цивилизации, на заре промышленной революции и появления первых крупных международных банковских систем.

Алчность и сгубила по большинству многие бизнесы в США, которые ради экономии когда-то начали переносить производства в места с дешёвой рабочей силой. К этому их толкала конкуренция ценовая, желание покупателей купить что-то дешевле при том же качестве. В принципе это всё закономерно. Из-за этой практики в итоге всегда третьи страны мира будут в выигрыше, так как при определённой стабильности таких регионов в эти 'третьесортные' государства будут переноситься производства всегда. Это принцип основополагающий капитализма. И это в чём-то хорошо, так как это подталкивает круговорот технологий и богатств, которые не задерживаются в одном месте.

Интересно ли смотреть на то, как что-то уходит в прошлое, в закат и не вернётся? Да. Эпично с какой-то стороны. Словно смотреть, как над СССР опускается занавес. Те, кто в нём жил, обычные работяги, врачи, военные и т.д., пускают слёзы. Проходимцы, бизнесмены, олигархи потирают ручки, чувствуя наживу, момент поживиться трупом недавно убитого зверя. Какие-то такие разнообразные чувства может вызывать этот фильм.

Вообще, странно, конечно. В СССР и США (когда-то) были стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Потом что-то поменялось. В Советах социализм как-то незаметно слился с капитализмом, в США, что бы они не говорили, всегда был капитализм с социалистическим уклоном, то есть государство всегда раньше думало о людях больше, чем о своей внешней политике и ведении войн за рубежом. Потом всё как-то попуталось. Деньги стали важнее всего. И к знаниям даже люди начали стремиться куда больше, потому как им разъяснили, что без знаний те вообще никому не нужны, разве что дворниками, кассирами или сборщиками какого-нибудь металлолома будете работать.

Я уже встречал истории, где у человека в трудовой по сотне и более записей было. Настолько часто люди начали сегодня менять места работы, место жительства, некоторые и гражданство во многом в погоне за деньгами. Производство товаров в современном мире идёт тем же темпом. Как понять, что производитель не надеется на то, что много будет на одном месте? Он строит здание для производства из материалов и конструкций не капитального строительства. Из таких материалов обычно строят некоторые отдельно расположенные гипермаркеты - очень быстро, дёшево. Срок эксплуатации такого здания обычно не превышает 50 лет (в лучшем случае). Там не глубокого фундамента, стены 'поролон' с обивкой железом, покрытым нержавеющей 'плёнкой'. Уже по такому зданию, где не используется кирпич и бетон (что-то более вечное, дорогое, более хозяйственное), можно судить о нравах и целях компании. В любой момент они могут дать дёру. К слову, словно карточные домики, из 'фанеры' обычно не строят здания диппредставительств, парламентов, даже тех офисов компаний-производителей - там строго стекло, железобетон и т.д. - всё долговечное, красивое. А работягам и так сойдёт поролоновая коробка практически без окон (ради экономии тепла, так как большая часть тепла уходит через окна, а обогрев больших помещений стоит очень дорог, особенно в суровых климатических условиях, как и кондиционирование).

Поэтому хорошо, что снимают подобные проекты. не надо слишком привыкать к какому-то месту, к людям, делать себя частью чего-то недолговечного. Любой союз в любой момент внезапно или закономерно может лопнуть, порваться, истереться. История нас этому учит.

Интересная подборка историй, историй-интервью с работниками завода. А больше ничего нет. Сам я в своё время вроде побывал минимум на двух автомобильных заводах иностранных и ещё на отдельном предприятии по сборке автозапчастей. Интересно. Но труд тяжкий, многие не выдерживают, вредность большая, особенно в грязных цехах сварки, окраски (даже с защитой органов дыхания), плюс монотонная однообразная работа со временем вызывает в любом случае боли в разных частях тела, поэтому должна быть ротация 'рабочих мест'. Эта работа не для всех. Вы в первые пару месяцев уже поймете для вас это или нет.

13 января 2022

Закрытие завода как трагедия

Фильм «Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс» — редкий документальный фильм об автопроме, номинированный на Оскар и заслуживающий внимания. Тут нет актеров, снимали обычных рабочих и их завод; самый интересный и запоминающийся герой среди них — слесарь по ремонту и обслуживанию штампов с забавным именем Папай, 52-х лет, с огромным жизненным опытом. О нем подробнее чуть дальше, сначала расскажу о том, что происходит в фильме. За 6 недель до Рождества работникам завода Моррейн корпорации GM в США было объявлено о его готовящемся закрытии и окончании их трудовых договоров. По новостным телеканалам заблаговременно была начата массированная информационная кампания (очевидно, заранее проплаченная GM), разъясняющая телезрителям, почему завод нужно закрывать: низкие продажи, нерентабельность, слишком высокие зарплаты рабочих, финансовый кризис 2008 года и так далее. Самое смешное при этом, что годовые объемы выпуска продукции за предыдущий год составили 280 тыс. автомобилей, самый грубый расчет дает 767 автомобилей в сутки — очень неплохие показатели по производительности для завода с численностью персонала 2400! Завод с высоким уровнем автоматизации, в самом фильме можно увидеть практически полностью роботизированную линию сварки кузова. Иными словами, цифры говорят нам, что дело не в производительности завода и ленивых высокооплачиваемых рабочих. Дело в том, каким путем высшее руководство корпорации решает собственные проблемы: вместо оптимизации, сокращения собственных бонусов и запуска новых смелых проектов (для повышения продаж) был выбран более простой путь — закрытие завода и увольнение работников без выходных пособий, в результате чего вкупе с персоналом компаний-поставщиков за бортом остались 10 тысяч человек.

Первые кадры и интервью мы видим за шесть недель до закрытия завода, последние — в последнюю смену, при прохождении по конвейеру последнего автомобиля; мы даже видим как гасят свет на прессовых линиях и главном конвейере перед началом демонтажа. Все достаточно предсказуемо: люди поначалу не верят в закрытие, всё надеются на новые проекты и продолжение работы, но чем ближе к Рождеству, тем больше осознают, что неизбежно останутся без работы — и оказывается, что вообще никто к этому не готов, так как жизнь каждого тесно связана с заводом и бригадой, и никто не хочет и не планировал менять свою специальность… Отношение большинства из них к своей профессии отражает вот этот яркий комментарий уже упоминавшегося слесаря по штампам Папая: «Как по мне, хороший слесарь — это несостоявшийся художник. Я ни краской, ни карандашом не рисую, но могу сделать что угодно из металла, и сделать это точно, сделать наверняка». Интересна реакция рабочих на показанные по телевизору пропагандистские данные по их часовой оплате труда: якобы на GM платят $75 в час, а на Toyota — всего $35. Вопрос об этом вызывает смех у одного из рабочих завода — он говорит: оп-па, а где я могу получить такие деньги?! буду, дескать, очень рад! Других это возмущает, так как таких денег никто из них отродясь не видел. Выясняется, что в целях подготовки общественного мнения по телевизору говорят о средней цифре $75, в которую включены… оплата пенсий и медицинских страховок компанией бывшим рабочим с большим стажем, а на саму зарплату из этой цифры уходит $20…30! Но про это все молчат, чтобы простые люди возмущались гигантскими зарплатами «ленивых» рабочих по сравнению с Hyundai и Toyota, и чтобы закрытие и слом завода состоялись без эксцессов и сюрпризов.

Надо сказать, что многие рабочие, несмотря на то, что ни у кого из них нет высшего образования, прекрасно понимают, что их закрывают не случайно, что таковы мировые тенденции, и что деньги у компании есть, но направляют их не на развитие производства в США, а на вывод всего что можно на аутсорсинг. Одна из женщин со сборки говорит: наша страна тратит миллионы долларов на ведение войн в далеких странах, а может, лучше будем тратить их здесь, на наших людей, на производство не важно чего, но здесь? А буквально за день до увольнения Папай говорит в баре о том, что он точно знает, что он жил и работал в лучших условиях, чем его отец, но вот его внук точно будет жить хуже, чем он. Это очень верно подмечено. За неделю до закрытия руководство милостиво разрешает рабочим забрать их «тулбоксы», ящики с инструментами, и мы видим, как Папай забирает инженерную краску, линейки, камни — все, что «скопил» за 16 лет работы на GM. Как бонус рабочим выдают фотографию завода в рамке с высоты птичьего полета — один из рабочих мрачно шутит, что подпишет эту фотографию так: «Тут была твоя работа, неудачник! И лучше ее у тебя уже ничего не будет». И он недалек от истины. Самая реальная перспектива у таких рабочих — устроиться за меньшие деньги в какую-то автомастерскую, без гарантий пенсии, страховки и т. п., либо грузчиком в сеть Walmart — типа «Ашана».

Почему этот фильм может быть интересен нам в России? Дело в том, что у нас еще более драматичное закрытие огромного числа заводов состоялось в 90-е годы, но продолжается и в наши дни: совсем недавно были уничтожены последние корпуса промзоны ЗИЛа, который хоть и не был ликвидирован сразу, но лет двадцать влачил абсолютно жалкое существование, и сотни заводов по всей стране либо остаются в таком состоянии, либо готовятся к закрытию, ну и в самом хорошем варианте — выкупаются иностранными корпорациями, которые вкладывают деньги и развивают предприятие (как получилось с ВАЗом). А бывает, что и иностранная компания закрывает свои новые заводы — как было недавно с питерскими Фордом и GM… За каждым из таких закрытых заводов остается интереснейшая история, которую никто не рассказывает и уж тем более об этом не снимают фильмы — этих заводов скорее стыдятся, а есть и такие, кто радуется. Пример того, как нужно относиться к закрытию производства в собственной стране показан нам в этом фильме.

Напоследок скажу о том, что прогнозы по поводу ухудшения условий работы в США полностью подтвердились: с распадом Советского Союза никаких стопов в области снижения или отмены социальных стандартов больше нет нигде, в том числе и в странах «первого мира», теперь почти всё и почти везде решает «рыночек», за которым как правило стоят интересы очень богатых людей типа Безоса из Amazon. Последние «рыночные» инновации в американском автопроме ожидаются от уже упоминавшегося предпринимателя Илона Маска: для новой фабрики Tesla Cybertruck в США планируется массово использовать труд неквалифицированных рабочих по цене $15 за час, то есть за столько же, сколько платят тем, кто кричит: «свободная касса!» или мусорщикам.

25 апреля 2021

До 2008 года General Motors считалась самой крупнейшей автомобильной корпорацией. Ипотечный кризис в США спровоцировал в сентябре 2008 года кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Столкнувшись с быстрым падением продаж автомобилей концерн, был вынужден прекратить производство на некоторых заводах, в том числе и на заводе в Морейне близ города Дейтон, Огайо. Более 2500 тысяч человек, работавших на заводе годами, за два дня до Рождества остались без работы.

Стивен Богнар и Джулия Райхерт, режиссеры фильма, делятся впечатлениями, что идея начать съемки к ним пришла после того как автоконцерн объявил о планах по закрытию крупного градообразующего предприятия. Они начали посещать завод, дежуря возле выходов, ходить в ближайшие бары, где собирались рабочие и записывать с ними видеоинтервью. Люди делились своими впечатлениями, рассказывали о том, как они пришли работать на завод и не скрывали отчаяния, что не знают, чем будут заниматься после сокращения. Один из главных вопросов, подымающихся в фильме — что происходит с людьми после того как они потеряли свои рабочие места, а так же изменение стереотипа о рабочих заводов, которые такие же люди со своими проблемами и маленькими радостями, присущими всем. Не имея доступа на сам завод, авторы фильма нашли, рабочих, согласившихся снимать процесс создания последнего автомобиля, выпущенного на заводе при помощи миникамер. Более 150 часов были смонтированы в 40-минутный фильм, который в итоге удостоился номинации на премию «Оскар» в категории короткометражной документалистики.

7 из 10

3 октября 2015

Документальный фильм Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс в прокате с 2009 года, премьерный показ состоялся более 15 лет назад, его режиссерами являются Стивен Богнар, Джулия Райхерт. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Попай Херст, Ким Клэй, Кейт Гейджер, Кэйт Дэй, Джойс Гилберт, Луис Картер, Дарлен Хенсон, Рик Стэйси, Кевин Клэйпул, Дэна Бэйкер, Dave Harris.

Страна производства - США. Последний автомобиль: Закрытие завода Дженерал Моторс — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.