Похороните меня за плинтусом
7.1
7
2008, драма
Россия, 1 ч 50 мин
16+

В ролях: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Константин Воробьёв, Валерий Кухарешин
и другие
Фильм о 8-летнем мальчике Саше Савельеве. Он живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Похороните меня за плинтусом

год: 2008
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Владислав Гурчин
композитор:
художники: Мария Гринь, Ольга Фарафонтова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $1 136 883
Мировые сборы: $1 132 237
Дата выхода
Мировая премьера: 23 декабря 2009 г.
на DVD: 26 января 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 50 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Похороните меня за плинтусом», 2008

Видео: Трейлер (Похороните меня за плинтусом, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Похороните меня за плинтусом», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Похороните меня за плинтусом», 2008

СССР; середина 70-х годов XX века

Саша /Александр Дробитько/ - воспитывается бабушкой и дедушкой, которые не позволяют матери видеться с ним, поскольку недовольны её выбором спутника жизни

Бабушка /Светлана Крючкова/- фанатично воспитывает внука, видит в нём кучу болезней, которые с удовольствием лечит, таская его по врачам; домашний тиран, грубая, несдержанная, истеричная женщина

Дедушка /Алексей Петренко/ - народный артист СССР, так же, как и жена, не одобряет выбора дочери, но относится к ней мягче, чем его жена; тоже бывает груб и несдержан

Ольга /Мария Шукшина/ - мать Саши, актриса, вынуждена была оставить сына родителям из-за карьеры, а теперь страдает из-за того, что те не позволяют ей видеться с мальчиком даже в его день рождения

Толик /Константин Воробьёв/ - муж Ольги, любитель выпить, что является одной из причин того, что родители его жены недовольны выбором дочери

Я читала эту книгу лет 15 назад. Я была глубоко впечатлена, я ненавидела и книгу в целом, и героев её в частности. Я не понимала, что такого в ней прекрасного, а в то время она была, что называется, бестселлером. Я не знала в тот момент ни об актёре Санаеве, ни о его дочери актрисе, ни даже Роланом Быковым не интересовалась. Я помню, что и во время чтения, и после мне было гадко, больно и невероятно грустно. И ровно то же самое я испытала после просмотра фильма, снятого по мотивам одноимённой книги.

И фильм, и книга достаточно известны, думаю, многие знают, что это автобиографичная история известного ныне писателя, чьим отчимом являлся Ролан Быков /против которого и были его бабушка и дедушка/, матерью – актриса Елена Санаева, известная, к примеру, по роли Лисы Алисы в фильме «Приключения Буратино». А дедушкой – народный артист СССР, великий и всемогущий Всеволод Санаев, крайне популярный в своё время актёр театра и кино.

И вот от осознания того, что книга и фильм, по сути, правда, становится жутко до мурашек. Маленький мальчик. Его разрывают между собой мать и бабушка. Кому он нужен на самом деле? Можно ли сказать, что его не любят? Нет. Но какая же странная вся эта любовь со всех сторон. Гиперопека. Унижения. Запреты. Оскорбления. Крики. Приступы психически нестабильной женщины. Навязываемое чувство вины. Ужас. Ужас. Ужас, реально, ужас.

Для меня эта история одна из самых гадких и страшных. Когда дело касается детей, я не могу спокойно реагировать на происходящее. Это ужасно, ужасно, ужасно, я просто не могу подобрать других слов. У каждого ребёнка должно быть счастливое детство. Да, бывают трагические случаи, когда малыш сирота и воспитывается в детском доме без любви и заботы. Но когда истинной любви ему не дают родные люди – это страшнее, как мне кажется.

Сам Павел Санаев был недоволен сценарием, поскольку он сильно урезан. Сцен с тем, как бабушку его бросало от дикой ярости до удушающей нежности, нет. Сцен доброй и ласковой бабушки нет вообще, хотя Крючкова утверждала, что они были, и лично она настаивала на их включении в конечный вариант картины. Но их нет. Перед нами вечно недовольная, злая, неуравновешенная, грубая старуха, отыгрывающаяся на своих домашних и, в частности, на ребёнке не пойми за чьи грехи.

Если честно, я не помню сцен нежности и в кинге. Я запомнила бабушку главного героя именно такой, какой она показана в фильме. Я его рекомендую, на самом деле. Фильм хороший, история полезная для многих родителей. Просто лично я её пропустила через себя что 15 лет назад, читая книгу, что сейчас, посмотрев фильм. Это были ужасные эмоции. Но это были настоящие эмоции. А разве не в умении насыщать нас эмоциями и состоит смысл искусства?

26 июля 2023

Мой кинематограф!

Хулиганка ты!

Ничего, это его бабушки жопа…

(примерно 103-я минута фильма)

Похороните меня за плинтусом

Мальчик Саша живет вместе с бабушкой и дедушкой. Старики не отдают Сашу матери. Бабушка считает, что он больной. Пичкает маленького ребенка таблетками, возит по каким-то гомеопатам и т.д. Саша хочет только одного – увидеть маму. А еще чтобы его похоронили за плинтусом…

Есть такое слово на букву П. Вот кино “Похороните меня за плинтусом” от некоего режиссера Снежкина – это полный П. Не могу иначе описать словами весь ад, который тут происходит. Начинаешь задумываться, что хуже – жить в приюте или с подобными родственничками.

Эмоции бьют ключом (заранее извиняюсь за сумбур), но здесь ведь реально можно тронуться рассудком. Хотя нам показали только день (ну, пару дней) из жизни Саши, не более. Санаев прошел через сущий ад. Кино прошибает до слез, выворачивает твою душу наизнанку. Кстати, я вообще не сильно люблю драмы, где в центре сюжета стоит ребенок.

Объяснял уже как-то, потому что это грязный ход, но “Похороните меня за плинтусом” покорил и восхитил. Жалко абсолютно всех героев. И бедного деда (народного артиста, черт возьми). И эту бабушку (она же несчастная женщина, о-х-х, ребята). Про Сашу даже говорить не буду.

Сцена с магнитофоном – шедевр. Сцена с монологом бабушки, когда она рассказывает по телефону про свою молодость – шедевр. Сцена в ванной – шедевр. Не перечислить, каждые пять минут происходит что-то запредельное. Крючковой, положа руку на сердце, нужно отдать Оскар.

Давненько я не видел таких героинь. Она не просто давит, она прям разрушает, размазывает тебя по плинтусу. Крючкова отыгрывает на максимальном уровне – веришь! Да и остальные актеры молодцы, чего уж там. Мальчишка классный. Короче, выл вместе с ними. “Похороните меня за плинтусом” – драма о том, какими же все-таки жестокими (и даже очень) бывают именно родные друг другу люди.

Книга лучше? Пускай. Фильм великолепный. Еще раз – Крючковой поклон до пола, вот что значит старая школа, учитесь…

8 из 10

28 февраля 2022

Любит так, как умеет

Фильм 'Похороните меня за плинтусом' впервые я посмотрела, когда еще была ребенком. Впечатления после просмотра у меня остались не на несколько дней, недель или месяцев, а на много лет вперед. Для меня, еще тогда, эта картина стала самой сильной, которую я только видела. И вот совсем недавно мне удалось пересмотреть фильм, а эмоции остались прежними.

Этот фильм, вообще, снят по горькому, автобиаграфическому произведению Павла Санаева. А сам фильм - по книге.

Мальчик - Саша, которому всего 8 лет живет с бабушкой, которая его постоянно унижает. Но делает этот под предлогом, что очень сильно любит мальчика, не то что его мать. Поэтому бабушка запрещает общаться матери с сыном. Считает ее распутной девицей, которая живет с алкоголиком. А ведь и правда, бабушка любит внука так, как умеет. Она старается делать для него все, но вот только какими способами... И дочку, которая была тоже 'вечно больная' в детстве, она воспитывала также. Конечно, проявление такой 'любви' имеет свои отголоски. Не мало вероятно, что родители бабушки вели себя также. Но этого нам фильм не показывают, поэтому остается только додумывать самим.

Также я восхищаюсь такой потрясающей и правдоподобной игрой главных актеров. Например, Светлана Николаевна Крючкова - актриса, исполнившая роль бабушки в фильме. На самом деле, очень здорово, что она не побоялась сыграть такую нелегкую роль: некрасивой, лицемерной, с отвратительным характером женщину.

А вообще, фразу: 'Похороните меня за плинтусом' я часто слышала еще с детства. Это означает, что за плинтусом никто тебя не тронет, как таракана, которого убили. И этот таракан, о котором все забыли, лежит себе там спокойно. Очень здорово, когда фильм заставляет задуматься после просмотра, а даже над самим названием.

В общем, на мой взгляд, это потрясающе снятая драма, которая заставляет зрителей задуматься. А актеры играют великолепно. Планирую в будущем прочитать книгу.

29 ноября 2021

Слепая любовь к ребёнку

Я вообще не особо люблю русские фильмы, говорю честно. Но это — просто шедевр. По-другому не скажешь. Настолько сильно трогает, что от него ещё отходишь несколько дней. Вводит в сильный шок, переворачивает взгляды на всё вокруг.

Увы, книгу я не читала, но в скором времени обязательно планирую. Думаю, что впечатления будут не менее сильные. Что я могу сказать о самом фильме…

Очень многие важные проблемы затронуты. Показано, как несправедливо порой относятся к детям, как это влияет на их жизнь, как тяжело может быть такому маленькому и доброму существу в такой жестокой жизненной ситуации.

Слепая любовь к ребёнку. Любовь, которая душит его, которая не даёт ему ничего хорошего, которая приносит лишь бесконечные муки. Действительно, как сказал режиссёр, показана борьба с «уродливым советским наследием».

Цепляет до самого сердца, до мурашек. Слёзы лились ручьём. Было бесконечно жаль Сашеньку, маму его тоже… Такая сильная любовь между ребёнком и родителем. Грустно видеть, как их разлучают, причём их же родственники. Хотя, я не много не понимала маму. Не понимала, что мешает забрать своё чадо, забрать силой, украсть его, сбежать с ним. Это ведь её ребёнок… Сложно представить, что чувствовал мальчик в этом ужасе. На мой взгляд, фильм прекрасно передаёт все детали этой истории, очень проникновенно и сильно.

Актёрский состав просто потрясающий. Невероятно точно, великолепно были отыграны все роли. Сразу видно, что режиссёры действительно старались, вложили в это творение всю свою душу, все силы. Потому и смотреть этот фильм-одно удовольствие. Пересматривала его много раз и каждый раз, как первый, на одном дыхании.

Хочется просто сказать огромное спасибо за возможность испытать такие сильные эмоции, так прочувствовать эту историю. Фильм просто потрясающий, над ним старались, это сразу чувствуется. Рекомендую его к просмотру каждому, несомненно. Надеюсь, что вас он зацепит также.

9 декабря 2020

Жил был мальчик Саша

Общее впечатление: На повестке дня непростое кино о воспитании ребенка. В центре сюжета 8-летней мальчик Саша Савельев (Александр Дробитько). Он живет у бабушки (Светлана Крючкова), потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери (Мария Шукшина), у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.

Российский фильм, снятый по мотивам одноимённой повести Павла Санаева, которая является автобиографической, написанная в 1994 году на основе его детских воспоминаний. Хочу подчеркнуть — по мотивам, а это значит что расхождения с сюжетом или какими-то моментами вполне допустимы. Т. е. за основу взята идея, а вот ее видения было изменено режиссером, в данном случае — Сергеем Снежкиным. Поэтому если вы читали повесть, имейте ввиду, фильм другой, и это нормально! Потому как есть экранизации, когда фильм является точной копией, а есть по мотивам, не обязательно быть точной копией, и фильм может расходится с оригиналом. Разобрались? Вполне. Двигаемся дальше.

Определенно тема сложная, воспитание ребенка всегда нелегкое дело. И если дети растут в обстановке благоприятной, то и в дальнейшем их жизнь складывается хорошо. Почему говорят что многие (не все!) проблемы прямиком из детства, потому что когда ребенок растет, он впитывает как губка, а если вместо радости, одни запреты, ссоры, то что можно получить? Замкнутого, забитого, не имеющего своего мнения ребенка.

Бабушка Саши — Нина Антоновна тиран, она пичкает мальчика таблетками, запрещает ему ходить в школу, обзывает всячески (не прочь и на дедушку покричать, унизив тем самым), но самое главное — запрещает видится Саше с его матерью — Ольгой. Та нашла другого мужчину, а вот сына вернуть у бабушки-деспота не получается. Ведь Нина Антоновна уверенна, мать та еще бестолочь и потаскуха. На деле же раскрытия персонажа матери нет. Для нас — зрителей, это образ светлый, добрый. На этом все. Саша же под кроватью прячет самое дорогое — небольшую коробку, в которой хранит старенький флакончик духов, да портрет матери. Бабушка всячески настраивает внука против его мамы, но в детском сердечке таится любовь, ведь это мама.

Прям вот чернухи, лично я не увидела. Потому как хоть бабушка и тиран, в ней проскальзывает и забота, и любовь. И в эти минуты видно как сильно она любит своего внука. Да и сам внук порою при ссорах испытывает сострадание. Манипуляция чувствами зрителей в картине имеется, без нее никак, тема такая. Но все же, если уж и смотреть на ужасные события в фильме с такой же темой о воспитании, то рекомендую «Волчок» Василия Сигарева. Депрессивное, мрачное, не оставляющее надежды кино.

Главная фокусировка в фильме на тандеме бабушка-внук, и хочется отметить насколько здорово играет этот дуэт! Актриса Светлана Крючкова, сыгравшая обезумевшую бабушку выворачивает все эмоции, завораживает своей игрой, к слову, и маленький Саша Дробитько великолепен! В далеком 2008 совсем еще маленький актер, а талант огромный. Стоит посмотреть этот фильм хотя бы ради игры.

Повествование у ленты ровное, нет рваных эпизодов, а вот окончание довольно странное, не могу описать, т. к. будет спойлер, но скажу что оставляет незаконченный финал. Тем не менее, в целом, я рекомендую посмотреть этот фильм и сделать выводы.

7 из 10

26 ноября 2020

Сложная Жизнь

Сравнивать книгу и фильм не буду, так как каждый видит происходящее по-своему, скорее скажу только про фильм. Понравился ли он мне? Трудно сказать, но сказать, что он плох тоже не могу. Данная картина показывает острые проблемы жизни в СССР и проблемы психологического состояния людей. Всё это, мы видим глазами ребёнка. Произведение одназначно получилось мрачным, хотя изначально, смотря трейлер, оно было чем-то похожим на комедию, но нет, первые впечатления были обманчивы. Герои так же противоречивы, что бабушка, которая показана тираном и ужасным человеком, что мать, которая при желании могла бы сделать жизнь своего ребёнка лучше, но видимо не велико желание.

Хочу отметить очень хорошую актёрскую игру, Крючкова смогла как нельзя лучше передать характер Бабушки мальчика Саши. Её характер передаёт особенности человека, имеющего явные проблемы с психическим здоровьем. Акртиса удалось это показать, встретив её на улице, я бы не смогла отличить её от больного человека.

Фильм получился довольно тяжёлым к просмотру из-за непростой жизни героев картины. Для тех, кто незнаком с сюжетом переживаний и мыслей хватит на несколько дней вперёд.

Я считаю, что фильм обязателен к просмотру в семейном кругу. Если по какой-то причины отношения в вашей семье зашли в тупик, то возможно, данный фильм сможет их улучшить и укрепить.

Подводя итог, хочу сказать, что в целом картина получилась красочной и колоритной, захватывающей и интересной.

8 из 10

20 октября 2020

На стиле

Фильм в трейлерах позиционирует себя как комедия, нам показывают несколько забавных сцен. Но, если копнуть глубже, те, кто читал книгу или хоть сколь немного знакомы с сюжетом, оценит фильм скорее как страшный, психологически гнетущий.

Так и я долгое время не решалась его посмотреть, ибо мне он казался со стороны беспробудной чернухой. Но фильм оказался замечательный. Там много мрачных моментов, но есть и то, что переводит фильм на другой уровень и заставляет смотреть. Итак, причины почему стоит посмотреть фильм:

1) Хорошая игра и проработка всех персонажей-как главных, так и второстепенных (участковый врач, гомеопат) На них хочется смотреть, их хочется слушать.

2)Юмор- на грани, который однако не дает скатиться в полнейший мрак.

3) Костюмы и обстановка. Детальное воссоздание атмосферы, стиля той эпохи. Все эти меховые шапки, дубленки -это не просто одежда, это отдельные персонажи, которые проживают свою жизнь. Не побоюсь назвать фильм стильным, его надо показывать как пособие, для тех, кто снимает фильмы о прошлом-там отличнейшая работа художника по костюмам.

4)Наконец сама история, которая как бы заставляет заглянуть в детские страхи, увидеть то, что обычно укрыто от глаз, прожить это вместе с персонажами, проникшись каждым и оправдав его.

10 из 10

5 сентября 2020

Как бы кто не изъяснялся, участь периода советского застоя в кинематографе предрешена заведомо. Не смотря на то, что серьёзных потрясений СССР в предперестроечные годы не испытывала, понять это можно было ещё за пару лет до выхода ленты Сергея Снежкина, когда Балабанов сочинил одну из самых громких и противоречивых своих картин. Но если «Груз 200» является невероятно сконцентрированным сюром на обстановку общую, то «Похороните меня за плинтусом» это психоделический полу-триллер уже внутрисемейной ячейки. И как это не страшно — полу-триллер достаточно реалистичный и без лишней чернухи.

В центре повествования мальчик Саша, живущий под гиперопекой своей эксцентричной бабушки (в прошлом перспективной киевской актрисы) и отрешенным дедом-интеллигентом. Сам антураж нафталинной и запылённой локации, в которой происходит основное действо, сразу намекает на разложение той самой интеллигенции и приближающийся крах империи. Но Снежкин не уходит в оценочное суждение действительности, разворачивая суровую драму между двумя силами — ополоумевшей от своей странной любви «Бабаней» и бесконечно больным Сашенькой.

Автор биографичной истории Павел Санаев, по завершению проекта не оценил труды режиссёра, который, в отличии от оригинальной книги, не оставил какой-либо светлой силы в той аутентичной совковой квартире. Но что более важно, не смотря на полнейший деспотизм и то, через что пришлось пройти молодому актёру Дробитько (а Светлана Крючкова заставит некоторых зрителей ловить ужасающие флешбеки из детства), по финалу приходит некое понимание происходящего. Да, для многих это будет дичайшим арт-хаусом, ничего не имеющего с действительностью, но наверняка будут и те, кто припомнит и свою бабулю. Любовь то, она вообще странная вещь.

7 из 10

9 апреля 2020

Сложная судьба, сложная любовь

Прекрасный и трогательный фильм — если в двух словах. Книгу не читал к сожалению, каюсь.. могу судить только по экранизации сценария.

Картина противоречива: пересматривал несколько раз в разные возрастные периоды и наверное в 30 могу сделать окончательное заключение. Бабушка — с одной стороны деспот и тиран, аморфный дедушка первый мой взгляд лет 10 назад. У каждого из героев прошлого поколения сложная актерская судьба, сложные отношения с дочерью, чему виной кто знает? Возможно упущение родителей, недостаток любви к дочери, излишнее высокомерие, а может быть и сама дочь в чем-то провинилась между родителями? — Кто знает, главная мысль не в этом и поэтому данная расть сценария остается на праведный суд зрителя…

НО ведь картина совсем не об этом. Повторюсь еще раз: пересмотрев фильм несколько раз я пришел к мысли о том, что здесь все таки огромную роль автор предает любви бабушки (в меньшей степени дедушки) ко внуку. да да именно любви, не той любви, которую мы привыкли черпать от наших бабушек и дедушек: любви полной похвалы, конфеток и лести. Именно настоящей голой, грубой и в тоже время очень сильной любви к единственному внуку. страх его потери, страх перед его заболеванием, неизвестность о том, сколько ему еще осталось жить на этом свете… Все это конечно порождает негатив в лице артистичной персоны бабушки, но ведь она его очень сильно любит, возможно даже больше, чем многие бабушки своих внуков. просто веё любви нет лести и ласки, а есть только забота, страх и переживания за любимого внука, которые тоже не взялись из неоткуда.

Я рекомендую посмотреть этот фильм, пересмотреть его еще раз — если с первого раза остались сомнения и постараться понять его, но уже по своему. Всем хорошего просмотра!

19 декабря 2019

«Груз 200», версия лайт

Оговорюсь сразу: книжку Павла Санаева, по которой снят этот фильм, я читал давно, ещё в подростковом возрасте. Она на меня произвела неизгладимое впечатление: мир ребёнка, оказавшегося в обществе людей, которые его слепо любят, но любовь их — удушающая, растаптывающая, выглядит одновременно и смешным, и страшным. Но вот эпитет «чернуха» к ней применить никак нельзя. Если прочитать её полностью — становилось понятно, что Павел, он же Саша Савельев, всё равно любил своих психически нездоровых родных (в том числе и бабушку), и простил им все их выходки, потому что они были не со зла.

Но так было в книге. А что же в фильме Сергея Снежкина?

Дистимичная серая атмосфера, зима, Москва начала 80-х годов. Квартира, в которой живет народный артист СССР в исполнении Алексея Петренко — самодовольный напыщенный индюк, обделённый интеллектом, чувством юмора и сострадания. Его жена (Светлана Крючкова) — настоящее исчадие ада, с первого взгляда на которую можно понять, что она безумна, и что ей место — на Канатчиковой даче. Её образ вызывает только отвращение и ужас, и ни капли светлых чувств. Она обращается с маленьким внуком, как с ничтожеством, называет его последними словами, бьёт и унижает. И даже те редкие моменты, когда она вроде бы ведёт себя нормально, она выглядит не как добрая бабушка (как было в книге), а как герой Джека Николсона из фильма «Сияние», шагающий с топором к жене и бормочущий, что не сделает ей больно, а просто вышибет ей мозги.

За мальчика борются мама в исполнении Марии Шукшиной и отчим, сыгранный Константином Воробьёвым. Героиня Шукшиной по своим моральным качествам — не менее отвратительна и тупа, чем её родители (ей говорят, что у её сына неизлечимый муковисцидоз, а она пляшет пьяные танцы со своим сожителем). Её же избранник смотрится мерзким, опустившимся ничтожеством. Тем самым, угроблен ещё один конфликт оригинальной повести — в книге это был добрый, умный и сильный человек. А алкаша образца снежкинского фильма никто бы не пожелал видеть рядом со своей дочерью.

Почему так получилось? Режиссёр сказал, что «боролся с уродливым советским наследием», и поэтому сместил акценты. Только вот никакой «борьбы» тут не чувствуется. Получилась облегчённая версия «Груза-200», в котором абсолютно каждый герой — полнейший моральный урод, на которого противно смотреть, и которому абсолютно невозможно как-либо сопереживать.

К актёрской игре — никаких претензий. Крючкова, Петренко, Шукшина и мальчик играют безукоризненно хорошо. Вопрос в том — кого они вынуждены играть. А играют они тупых, злобных, лицемерных мразей, ни на что не годных, унижающих друг друга и самих себя. Смотреть это можно только через ладонь, прижатую к глазам.

Если бы фильм снял сам Санаев (а так изначально и планировалось) — он бы вышел совсем другим. Но Павел не захотел этого сделать, по ряду причин. Неудивительно, что он больше не продаёт права на экранизацию своих произведений. После такой промашки я бы поступил точно так же.

Читайте лучше книгу. Она намного лучше.

3 из 10

5 ноября 2018

После просмотра осталось достаточно тягостное настроение. Вроде и тяжелый для просмотра, но и очень интересный. Фильм о взаимоотношениях в семье, где всем заправляет бабушка-тиран. Очень сложный персонаж: злобная, агрессивная, слегка сумасшедшая, но в тоже время очень ранимая, и по своему любящая. Свой ужасный характер она получила из-за своего трагичного прошлого, в котором её все предавали, В то время когда она отдавала всю свою любовь своим детям, в свойственной ей манере. Постоянные оскорбления у неё перемежаются с минутами нежности к своему внуку. Всё это исходит из её неудавшегося брака, последующей смерти сына и предательство родной дочери. Предательство, которой заключалось в уходе от матери к мужу «алкашу». Весь свой негатив она и изливала на своего внука, ругая его и чрезмерно опекая, запрещая видеться с родной матерью. Если бабушка предстает перед нами, в роли постоянно ругающейся, то дедушка по большей мере молчит, но в нем тоже ощущается разочарованность от жизни, но иногда в нём просыпаются тёплые чувства, как тогда, когда он сказал, куда они поедут с внуком, дочери.

И один из самых главный героев фильма, мальчике Саше, запуганном, ни с кем не общающимся, кроме бабушки и дедушки и многочисленных врачей. У него не было нормального детства. Вместо сказок ему читали медицинские энциклопедии, постоянно твердили, что он обуза и нынешний муж его матери желает ему смерти. Очень страшно слышать такое от собственной бабушки. Фильм не для всех. Но посмотреть его всё-таки стоит. От этого фильма не стоит ожидать каких-то приятных эмоций. С самого начала и вплоть до конца фильма мы будем переживать, то что ощущает каждый герой в фильме.

Это страшно, когда такое происходит и в твоей семье, но как бы это ни было грустно, это реалии жизни. В настоящее время можно достаточно часто встретить таких семей. И в завершении, на протяжении всего фильма мы видим вражду матери и дочери. Дочь, которая была в ужасе от обращения собственной матери к её сыну.

Но больше всего испугал конец фильма, где можно увидеть, как все те черты, которая мама Саши так ненавидела в собственной матери, проявились и у неё. То с какой злобой она отдернула своего сына от могилы и приказала стоять смирно, заставляет задуматься, что мальчик лишь меняет одну тюрьму на другую.

В целом, к просмотру рекомендую

8 из 10

10 июня 2018

За плинтусом здравости.

Несмотря на то что, фильм по автобиографии Санаева преувеличен относительно реальной истории, эта картина отражает сущность многих семей, миллионов детей, в особенности того поколения, чьи родители и их родители прошли через лишения, страдания, страх и все превратности судьбы, кои так безжалостно одаривает война и времена восстановления после нее.

Как хочется посочувствовать бабушке, которая вцепилась последней надеждой во внука, чтобы хоть на немножко почувствовать свою значимость и право на заботу и любовь, какой бы они ни были. Но сердце разрывается, оттого что этот беззащитный малыш находится в полной власти безумия и жестокости. Родителей не выбирают — наверное, это тоже относится и к воспитателю. Но, сдаётся мне, каждый, кто хоть на грамм приближен к воспитанию, должен проходить как минимум тесты на разумность и несклонность к насилию. Это ли не насилие что творилось у него в доме.

Мне сразу захотелось прочитать биографию Санаева, и узнать сломала ли его такая жизнь в аду, и каким образом он мог скомпенсировать это отсутствие свободы и любви во взрослом возрасте. Ведь это колоссальная травма, чьи рубцы до конца дней не могут зажить полностью. Если отпрянуть от самого содержания, то роль Крючковой заслуживает аплодисментов, ведь сыграть в едином порыве, сочетающим в себе ненависть, боль и отчаяние, может не каждый. Недаром, она оказалась в реанимации после съемок очередного дубляжа ее пребывания в гробу, ведь работа в этом фильме на износ — высасывает и не дает ничего взамен.

И наконец, закончу моралью: Уважаемые родители, ваше чадо-не груша для упражнения и накачивания своих мышц значимости, ума и власти, а хрупкий кувшин, уже заполненный любовью и мудростью, и ваша единственная задача-не растрясти его, а пронести ко взрослой и независимой жизни. За это вам воздастся сполна, от здорового и любящего Сына!

Ах как болит, за всех израненных чужими травмами детей, которые уже и так похоронены за плинтусом здравости и права на счастье.

17 мая 2017

Читайте книгу

Большинство книжных экранизаций уступают оригиналу, так и случилось в этот раз. В фильме совершенно не показаны положительные моменты жизни Саши — только деспотизм бабули. А ведь в книге было столько всего забавного. Ещё что не понравилось, и это немаловажно, что Саша перестал быть центровым персонажем. Я понимаю, что это экранизация «по мотивам», то есть в основном представляет собой режиссёрскую отсебятину, но всё же это решение довольно странное.

С образами угадали на 100% — особенно Крючкова и Петренко, не могу не отметить шикарную работу с исполнителем роли Саши — то, что мальчик так натурально сыграл — заслуга режиссера.

Не понравилось мне, как был изображён мамин ухажёр: какой-то бестолковый забулдыга, тогда как о его пристрастию к алкоголю в книге мы узнаём только со слов бабушки и дедушки, что, соответственно, далеко не факт и сказано ими было лишь для того, чтобы очернить его перед маленьким Сашей и заставить его бояться и ненавидить. В книге он — хороший человек, который любит Сашу и его маму, помогает Оле в нелёгком выборе и твёрдо отстаивает её решение перед прежде всего бабушкой.

Большинство книжных экранизаций уступают оригиналу, так и случилось в этот раз. В фильме совершенно не показаны положительные моменты жизни Саши — только деспотизм бабули. А ведь в книге было столько всего забавного. Ещё что не понравилось, и это немаловажно, что Саша перестал быть центровым персонажем. Я понимаю, что это экранизация «по мотивам», то есть в основном представляет собой режиссёрскую отсебятину, но всё же это решение довольно странное.

С образами угадали на 100% — особенно Крючкова и Петренко, не могу не отметить шикарную работу с исполнителем роли Саши — то, что мальчик так натурально сыграл — заслуга режиссера.

Не понравилось мне, как был изображён мамин ухажёр: какой-то бестолковый забулдыга, тогда как о его пристрастию к алкоголю в книге мы узнаём только со слов бабушки и дедушки, что, соответственно, далеко не факт и сказано ими было лишь для того, чтобы очернить его перед маленьким Сашей и заставить его бояться и ненавидить. В книге он — хороший человек, который любит Сашу и его маму, помогает Оле в нелёгком выборе и твёрдо отстаивает её решение перед прежде всего бабушкой.

8 из 10

6 марта 2017

Пересмотрел я «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. На этот раз он понравился мне меньше.

Знаете, в чём главная проблема фильма? То, что в отличие от повести, негатива слишком много. В оригинале тонны ненависти и страданий очень удачно разбавлялись. Но не здесь. Кроме того, образ мамы совершенно никуда не годится. Ни характера, ни эмоций. Почему она профурсетка? Почему она ей не является? На этот вопрос нам дают крайне расплывчатый ответ. Образ дедушки в принципе не поддаётся объяснению. То он помогает, то на части разорвать готов.

Что является плюсами? Да вот та самая тонна ненависти и страданий. Ненависть передаётся слишком реалистично, что аж зубы скрипеть начинают. Сюда же присовокупляется образ бабушки-тирана со своими собственными взглядами и своей историей. Смотреть тяжело. Но занимательно.

Актёры. Светлана Крючкова… Поразительно. Лучше увидеть самим. Алексей Петренко в целом понравился. Мария Шукшина отыграла на уровне, но у неё слишком слабый персонаж, чтобы говорить о чём-либо точно.

Великого, тем не менее, в картине я ничего не увидел. Однако, однозначно плохого в ней также ничего нет.

5,5 из 10

20 февраля 2017

Возможно, каждый в этой истории найдёт образ из своей жизни, или даже узнает себя в одном из персонажей картины Сергея Снежкина. Как зачастую бывает, мы открываем в литературных героях или героях экрана такие же черты характера, которые присущи нам самим и окружающим нас людям. А может, переживая вместе с этими героями, становимся ненадолго ими. В фильме, снятом по мотивам одноимённой повести Павла Санаева, есть определённые отступления в раскрытии событий от первоисточника. Но режиссёру удалось передать саму атмосферу быта, судьбы действующих лиц, можно сказать, в целом культуру заката советской империи.

Восьмилетний Саша живет в квартире бабушки и дедушки, отношение которых к своей дочери (его матери) и её новому сожителю, мягко говоря, недоброжелательные. Внук тоже для них обуза, ведь избалованные в прошлом народной славой, пожилые люди эгоистичны, да и между собой они всегда в разногласиях. Бесконечный поток бабушкиных оскорблений в адрес Саши, периодически меняющийся упрёками и бранью на супруга, в прошлом известного актёра, оставляют удручающее впечатление. Позволительно ли старшим считать детей неполноценными, никчёмными сволочами? Именно «сволочь» было излюбленным бабушкиным изречением к Саше. Думаю, сейчас любой воскликнет, что нет! Но меняются поколения, идеологии, эпохи, а мы снова зачастую наблюдаем сцены из жизни, как родители кричат и унижают своих детей, а бабушки и дедушки ворчат на «непутёвую» молодёжь.

Эта социальная проблема, с некоторым сарказмом, отражена в ленте Снежкина. И если кто-то из поколения, рождённого в СССР, узнают в мальчике Саше себя, переживают и сочувствуют ему, то фильм, безусловно, стоит высокой оценки. Как и игра замечательных актёров советской школы Светланы Крючковой (бабушка), Алексея Петренко (дедушка), и уже постсоветского кино Марии Шукшиной (мама), Константина Воробьёва (отчим).

7 из 10

7 января 2017

Трудно оценить и как-то описать фильм «Похороните меня за плинтусом». И не потому, что в нем что-то плохое, отвратительное, неудобоваримое. Нет, в фильме мы видим куда более страшное — бессилие и бессмысленность.

Это настоящее хитросплетение, тот узел который можно лишь разрубить. Но все герои картины настолько увязли в собственной слабости и подавленности, что не способны к настоящим действиям, которые могли бы оздоровить их жизнь.

Новый ухажер матери мальчика достаточно интересен. Как лицо новое в семейных отношениях, погруженных во мрак озлобленности и равнодушие, он менее всего подвержен происходящему психозу. Как ни странно, но человек, пристрастный к алкоголю, он высказывает наиболее трезвые мысли, что видно, например, в диалоге про новую болезнь мальчика. С этим героем связано, наверное, хоть что-то светлое и свежее в душном мире семейных и душевных склок.

Дедушка мальчика, который то играет роль, то пытается влиять на ситуацию. Казалось бы, он помогает дочери, но ставит ей же в вину эту помощь. То пытается хот как-то посочувствовать мальчику, но тут же теряется при появлении своей жены.

Мальчик же, оказывается самым незащищенным героем фильма. К сожалению, открытый к новому разум юного мальчика поглощает весь опыт человеческих склок, конфликтов, лицемерия, эгоизма. Он доверчив, его поступок с кратким рывком из дома показывает нам, что возможно, хоть в нем есть тот росток способности к поступкам.

Самыми сложными и безнадежными оказываются отношения матери и дочери. Взаимные обвинения, ощущение того, что каждая из них лишь использует друг друга для своих целей… По ходу фильма закрадывается мысль, что мальчик по-настоящему не нужен ни матери, ни бабушке. Мальчик выступает лишь в качестве трофея, мерила победы противостояния матери и дочери. Кто его обретает — тот обретает возможность вечной правоты, ощущения собственной необходимости и важности.

Персонаж бабушки зрителю открывается максимально полно. Безусловно, все что мы видим в ее поведении, трудно назвать здоровым. Но, тут стоит задуматься. Ведь многое, что мы видим в ее поведении, иногда допускает каждый из нас. Обман, лицемерие — средства неприятные, формально неприемлемые, но часто применяемые многими. Ощущение геройства и жертвенности, когда бабушка уверяет всех, что он живет только благодаря ей. Ощущение своей полной правоты, выражаемое в оценке поступков своей дочери. Все это так заметно, видимое со стороны! Но как бывает сложно оценить себя с тех же трезвых позиций.

Рассказ бабушки о своей жизни дает нам некий ключ. Неужели, все, что мы увидели, стало результатом накопления той же грубости, жесткости, лицемерия, только в адрес когда-то молодой бабушки? Ведь мы понимаем, что человек несет отпечаток того общества, в котором растет и развивается. Об этом же нам может сказать такая неожиданная чувствительность бабушки к обычной мышке, которая вряд ли кого либо обманет, бросит, как это делают люди.

Финальная сцена показывает, что маленький мальчик уже впитал в себя тот негативный опыт всей своей семьи. И что мать, заполучив его, не полюбила и не простила никого. Как бы ни было печально признавать, но бессилие и бессмысленность уже отпечатались в мальчике. Каким он вырастет? Сможет ли он увидеть в людях хоть что-то хорошее? Ответ на данный вопрос далеко не однозначен. Что оставляет горькое, но честное послевкусие этого фильма.

23 декабря 2016

Фильм очень сильный

Лично я в восторге от этого фильма. Было далеко не один момент, когда я ревела. Актёры подобраны просто чудесно. Сыграно просто шикарно. Смутил момент с бабушкой. Переборщили чутка. У неё ведь сверхзаботливость, а показали, будто она пытается убить внука. Не то, чтобы прям всё плохо, но в пару моментах перебарщивали. Дедушка — добрый и заботливый. Но он не ненавидит собственную дочь, как было показано в фильме. Мать — хороша. Любит сына и хочет его себе вернуть. По поводу отчима сказать ничего не могу, ибо в книге о нём слишком мало. И, наконец, мальчик — главный герой. К нему также нет претензий. Он хорошо отыгран и прожит. Эмоциям его и чувствам прям веришь и переживаешь за него до самого конца.

Немного не по книге, но при этом даже не отошли от основного сюжета, что не может не радовать. Добавили своё видение отношений матери и отчима с дедушкой и бабушкой, что не может не радовать. Фильм посмотрела буквально за раз и взахлёб. Буквально. В конце прямо рыдала.

Посмотрите эту прелесть, если вы любите наблюдать за борьбой старшего и младшего поколения. Показано именно видение этой борьбы со стороны маленького мальчика, против собственной воли втянутый в водоворот событий.

11 декабря 2016

Намного выше плинтуса.

Не так давно посмотрела, наконец, этот фильм, который советовали друзья-киноманы, и, о да, несмотря на мою нелюбовь к современному отечественному кинематографу, чудо произошло!

Сюжет зацепил с первых кадров, но заворожил не красотами или особой «атмосферностью», а жесткой подачей без прикрас простой жизненной истории одной семьи, которых, ко всеобщему ужасу, в России миллионы! Увы, в некоторых чертах героев мы находим всплески и ряда своих нелицеприятных качеств.

Игра актеров великолепна, Светлана Крючкова в роли деспотичной бабушки выше всяких похвал. Она будит такие сильные эмоции, что рискует надолго стать заложницей яркого образа и даже вызывать к себе антипатию людей, которые склонны переставать разделать роль и реальность служителей десятой музы, как это часто случается у актеров.

Чувства фильм вызвал противоречивые. Маленький мальчик стал заложником взрослых противоречий, с одной стоны его зомбирует своей правдой бабушка, которая ненавидит его мать, потому что та решила жить своей жизнью, а не по ее указаниям, с другой — пытается вырвать из цепких лап «тиранши» не очень умная и незрелая психологически мама.

Все это разворачивается с молчаливого согласия деда-подкаблучника и нового сожителя матери, который выпить иной раз любит больше, чем свою новую пассию. В общем, семейный котел с адской смесью.

Но мне показалось, что не все так дуально: в бабушке-деспоте, порой, проскальзывают человеческие нотки, есть ощущение, что внука она все-таки любит, хоть и слишком по-своему, просто обиды красной пеленой застилают разумное. А в итоге меня и вовсе поразил момент, что когда получила обратно сына, мать в итоге стала обретать черты ровно той, с кем она боролась все эти годы.

Фильм говорит нам каждой строчкой, что мы разучились любить, причем, не только друг друга, как люди, а даже самых родных и близких. Наше поколение безнадежно больно недолюбленностью с детства, что сказывается на перекосах психики всю жизнь, и хронической нехваткой душевного тепла. После осознания масштаба этого момента, так вышло, что даже жалость к самому ребенку отошла у меня на второй план.

Режиссерская работа сильная, бьет в цель по оголенным нервам, заставляет задуматься о себе и окружении, для меня кино оказалось более страшным, чем любой фильм ужасов или триллер. Но однозначно рекомендую, такие вещи надо смотреть обязательно.

9 из 10

Почему не 10?

За один лишь маленький момент переигрывания при расцарапывании себе лица, но это лишь мое субъективное мнение.

4 ноября 2016

Разбитые надежды

На одном дыхании прочитав повесть, я осмелилась посмотреть фильм. Лучше бы струсила.

Все положительные ожидания по поводу экранизации рухнули с первых минут просмотра, когда Нина Антоновна впала в бешенство. Крючковой удалось сыграть разъяренную бабку, что рвет и мечет по любому поводу и без, но никак не удалось передать зрителям настоящего персонажа. Смотришь фильм — видишь умалишенную психопатку, ненавидящую свою жизнь и внука. Читаешь книгу — видишь неврастеничку с рухнувшими надеждами, с тяжелой судьбой, но любящую внука больной, гипертрофированной любовью. В фильме же любовь к Саше всплывает только со слов в телефонном разговоре, но, исходя из предшествующих событий, начинает казаться, что бабаня нагло врет собеседнику, выгораживая себя, бедную и разнесчастную. К такой бабушке не проникаешься, как в книге. Ее просто не понимаешь и побаиваешься.

Касательно Саши. Саша — не вечно несчастный и забитый ребенок, который гадит в штаны, боится своих стариков (но при этом почему-то не раз называет их сволочами) и жутко, истошно и отвратительно истерит при любой возможности, доводя зрителя своими воплями до нервного истощения. Саша — это хитрый и интересный ребенок, глубоко рассуждающий на темы любви или нелюбви к бабушке, дедушке и маме; это мальчик с искалеченной бабушкиным характером психикой, завистливый к здоровым малышам, ненавидящий медсестер и врачей, уничтожающий их в своих сокровенных фантазиях; это маленький человек, носящий в себе целый мир размышлений, невероятные эмоции и чувства, тщательно скрываемые ото всех. Внутри него яркая дилемма: остаться с бабушкой-жизнью, или уйти с мамой-счастьем, заполнить счастьем жизнь.

Об остальных героях и говорить не хочется. Никакущий дедушка, меланхоличная мать с лицом флегмы, Толик-алкоголик.

Фильм скуп не сцены. Где же МАДИ и цемент? Где парк культуры? Где санаторий в Железноводске? И где же финальная сцена у дверей квартиры Оли и Толи, которую я так ждала? Ведь там произошло столько событий, которые и объясняют нам нынешние состояние, миропонимание и чувства Саши.

И еще. Ожидалась хоть какая-то ирония, но на деле мы видим тяжелое детство брошенного ребенка. Танец мамы и Толи не в счет.

Не советую смотреть фильм тем, кто прочел повесть. Не советую читать повесть увидевшим фильм. Это почти что полные противоположности.

3 из 10

8 августа 2016

Спасибо за кино!

Никогда не писал отзывы, но тут я просто не могу иначе. Столькими мыслями, переживаниями и чувствами хочется поделиться со всеми, кто смотрел, и с теми, кто не смотрел этот замечательный фильм. Я не буду разбирать его, критиковать или размусоливать и пережёвывать его каким-либо другим способом. Это за меня сделало множество различных кинокритиков и киноманов. Но я обязан сказать своё спасибо за этот фильм всем тем людям, которые его сделали.

Фильм произвёл на меня очень глубокое впечатление. Во многом это связано с тем, что у меня много общего с мальчиком Сашей из данной картины. У меня у самого в детстве стоял диагноз муковисцидоз, и до первого класса я воспитывался у бабушки, в дали от матери. И нет — общего у моей бабушки с героиней замечательной актрисы Светланы Крючковой практически нет. НО! Несмотря на это, как же много в моей памяти эта картина воскресила из того, что стало стираться под грузом других разнообразных событий и переживаний в моей жизни. И я считаю, что люди росшие, как и Саша, в то время, согласятся со мной, что при просмотре этого фильма где-то в глубинах нашей памяти мы находим похожие слова, похожие жизненные сцены из нашей жизни или из жизни нашего друга или подруги со двора, невольными свидетелями чьих семейных сцен мы стали. Скажу ещё, что помимо прочего, «Похороните меня за плинтусом» показывает какая ещё и какая разная бывает любовь.

Советую к просмотру всем тем, кто любит отечественные драмы.

8 из 10

26 апреля 2016

Я не хочу в снегу лежать. Похороните меня за плинтусом. (с)

Российский фильм, снятый по мотивам одноименной автобиографической повести Павла Санаева, номинированной на Букеровскую премию.

В картине речь идет о судьбе 9-летнего мальчика Саши Савельева (Александр Дробитько), который живет у бабушки (Светлана Крючкова) и дедушки (Алексей Петренко). Они не доверяют воспитание мальчика своей «беспутной дочери, которая променяла ребенка на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой». Чрезмерная опека бабушки превращается в настоящую тиранию, а за возможность воспитывать мальчика начинается борьба между бабушкой и матерью Саши.

В отличие от книги фильм сосредоточен вокруг дня рождения Саши Савельева. Таким образом, за пределами фильма остались многие яркие эпизоды книги.

Долго не решалась посмотреть фильм из-за отзывов и рецензий. Представляла себе картину жесткого насилия над ребенком, тяжелую психологическую драму, оставляющую негативные эмоции.

На деле же фильм оказался довольно реалистичным и жизненным. Хотела бы отметить игру Светланы Крючковой, если ребенок (Александр Дробитько), на мой взгляд, где-то переигрывал, то бабушка — настолько колоритный и самодостаточный персонаж! Это потрясающе! Пожалуй, на ней весь фильм и держится.

К каждому персонажу ты не испытываешь только лишь положительные или отрицательные эмоции. Ты ставишь себя на место каждого и где-то понимаешь его поступки, где-то жалеешь, где-то восхищаешься и негодуешь — испытываешь всю гамму чувств.

У меня после фильма не осталось какого-то угнетенного состояния, ведь всю картину пронизывает пусть «своя», пусть безумная, но все же любовь.

8 из 10

16 сентября 2015

Холодное лето детства

Не секрет, что пик популярности самого известного произведения Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» совпал с его экранизацией, которой давались различные оценки. Написанная и опубликованная в последнем десятилетии прошлого века автобиографическая повесть о жизни младшеклассника Саши Савельева умещает в себе целый ряд важных проблемных вопросов, включая классическую тургеневскую формулу конфликта поколений. Лёгкий для восприятия, но, вместе с тем, крайне психологичный авторский язык рисует настолько самостийные детали и портреты недалёкого прошлого, что поначалу трудно было заставить себя поверить в их жизнь на экране.

Главной жертвой профессионального подхода Сергея Снежкина, как и ожидалось, стала хронология. Сведение многостраничного детского анализа окружающей действительности длиной в несколько лет к одному-единственному по-летнему тёплому дню рождения в жизни мальчика, это заведомо неблагодарное решение. Режиссёру в определённой степени удаётся поймать удушливую атмосферу коллективного семейного конфликта, но вырваться оттуда нелегко, и это заметно: слишком тесное переплетение деталей, эмоций и здравого смысла. Даже в более-менее спокойных моментах камера будто бы сама собой ищет и фиксирует исключительно холодные кадры. Примечательно, что в фильме напрочь отсутствуют флешбэки, призванные уменьшать нагрузку в подобного рода историях и гармонизировать восприятие, зато имеется не всегда объяснимый сарказм.

Есть и другие, более мелкие шероховатости в картине, которые отпадают сами собой на фоне идеального воплощения образа Бабушки Нины Антоновны, в адрес которой хочется разразиться громкими аплодисментами. Блистательной Светлане Крючковой досталась неимоверно сложная работа, ведь за кажущейся прямотой и брутальностью её героини скрывается чрезвычайно многогранный и тонкий характер. Как барометр, Бабушка Саши, «кровью прикипевшая к нему», фиксирует малейшие изменения в своём доме, и горе тому, кто осмелится испытать на прочность её нервную систему. Данный образ далёк от идеала всеми любимых и уважаемых советских бабушек, но фильм, пусть частично и несколько сумбурно, всё же позволяет взглянуть на странную женщину другими глазами и даже простить ей некоторые поступки.

Наряду с Бабушкой, ключевая роль в фильме отведена тексту. Почти все фразы героев, включая угрозы и проклятия, являются оригинальными и призваны ещё больше разжигать костёр взаимной вражды между родственниками. Мальчик же так и остаётся разменной монетой, его в буквальном смысле слова тянут в разные стороны, грозя порвать на части. Но «книжный» Саша и «киношный» — не совсем одно и то же. Если Санаев делает основной акцент на советских чертах школьника, страдающего душой и телом, но смиренно несущего свой крест в лице нерадивых близких, Снежкин даёт возможность своему герою более чётко балансировать между плохим и хорошим, что есть в жизни. Для него возможны кража денег, драка с бабушкой и дедушкой, это как бы уже человек будущего с зачатками пока ещё здорового цинизма.

6 июня 2015

Маленькая трагедия одной ячейки…

Сначала выпьешь позинорм, потом эссенцеале…

Книгу Санаева, по которой был снят фильм я, к сожалению не читал. Знающие товарищи, подсказывают, что есть расхождения. Кто-то говорит большие, кто-то говорит — не очень. Поэтому я рассматриваю фильм как самодостаточное произведение. В данном контексте мне фильм очень понравился. Во-первых потому, что история, рассказанная в фильме вполне себе жизненная, многие эпизоды пересекаются с реальной жизнью очень близко. Конечно в фильме всё показано очень выпукло, гротескно. Но это как раз тот случай, когда понимаешь уместность художественных вольностей.

Конечно фильм тяжелый. Кому приятно смотреть на маленький дурдом вокруг ребёнка? Но в этом и ценность фильма. Не многие верят, что отдельный дурдом может существовать в совершенно обычной советской квартире. И главный вопрос фильма, каким же вырастит ребёнок под «опёкой» такой маниакально-депрессивной бабушки?

Бабушка, конечно, центральный гвоздь программы. Крючкова сыграла блестяще. Настолько блестяще, что смотришь не фильм, а подглядываешь в окно. А главное винить её, бабушку, тоже сложно, поскольку жизнь покалечила и война. Вот так далеко протянула свои страшные лапы война, добралась до Саши через десятилетия в 1983 году.

25 мая 2015

Порванный пиджак — порванное сердце.

Сразу скажу, что мне не было с чем сравнивать, потому что не было возможности прочесть книгу и поэтому я останусь не предвзятым в оценке фильма, особенно если брать за основу сравнение с оригиналом.

Крайне неприятный осадок в душе, я бы даже сказал противный, оставил мне фильм после просмотра, и я призываю каждого, кто держит у себя в планах просмотр картины — дважды подумать, прежде чем это сделать. Вопреки положительным рецензиям, я не смог не только не насладиться фильмом, но и даже понять его основную суть, которую хотел донести режиссёр.

Собственно, именно поэтому, чтобы как можно меньше вспоминать сей «шедевр», как смогли меня уверить многие советчики, я отойду от традиции написания развернутых текстов по фильмам и постараюсь быть максимально кратким.

Картина представится нам на фоне советской Москвы, где ключевым героем выступит ситуация, сложившаяся между женщиной и ее родителями. Однажды пошатнувшиеся отношения не смогли окончательно порваться, главным якорем этому послужил наш Саша Савельев, отразивший за период картины то, как чисты и невинны мы в детском возрасте и как легко нам что-либо внушить в вопросах: что такое хорошо и что такое плохо.

Обе стороны конфликта отчаянно отстаивали свои права на опеку и у вашего покорного слуги невольно родился вопрос, а не абсурдна ли ситуация, имеющая во всех исходных решениях свои изъяны, ведь вставая в вопросах двух сторон на третью, в лице сожителя Ольги, отстаивающего ей вполне оптимальную точку зрения — поставить под вопрос возможность полноценного содержания болеющего ребенка. Ведь даже опираясь на ее сторону, оставлять Сашу под опекой, действующей на момент начала фильма, немыслимо, ведь маниакальная женщина и ее муж, принимающий любое ее решение за правильное, рано или поздно довели бы ситуацию до непоправимых последствий.

Говоря в заключении, я уже обращусь к посмотревшим лицам, дабы помочь изъять положительный урок. Цените, что имеете. Цените своих родителей и крышу над головой. И помните о Саше Савельеве, который встречается зачастую и сейчас во многих семьях постсоветского пространства, как символ детей, ищущих материнскую любовь.

6 из 10

21 февраля 2015

«Она любила нас, но любила с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения». Павел Санаев

Посмотрев фильм, начала читать биографию автора книги, по которой снят фильм — Павла Санаева. Фильм производит очень тяжелое впечатление, несколько раз во время фильма даже хотелось его выключить, потому что эмоции злости, а временами даже ярости были зашкаливающими. Вообще этот фильм именно по ощущениям и эмоциям очень сильный и тяжелый. Всё переплетается в один комок: злость на бабушку, осуждение матери, которая не может забрать своего (!) сына от такой деспотичной женщины, непонимание и агрессия на дедушку, который не может защитить ни себя, ни ребенка… И во всем этом кошмаре как-то нужно выжить Саше, 8 летнему мальчику, личность которого только формируется и ему надо каким-то образом приспособиться к окружающему его хаосу.

«Не накаляйся так сильно, это всего лишь фильм», — думала я про себя, но тут же вспоминала, что работаю я детским психологом в приюте, и что такие случаи реальны, они не выдуманы, и таких бабушек я видела вживую, и искалеченных детей вижу каждый день… Бабушка в фильме на самом деле показана психически больной (с приступами мании и депрессии в своих клинических проявлениях), да и сама она рассказывает, что дед как-то положил ее в психиатрическую больницу. При этом она искренне убеждена, что любит своего внука, и что все, что она делает — это проявление ее любви. На самом же деле она совершает насилие над ребенком, и его болезненность (кстати, слабое здоровье было и у матери, методы воспитания то не изменились) связана с тем ежедневным стрессом, который он испытывает, так, что даже иммунная система не выдерживает. Портрет дедушки и мужа матери особо в картине не раскрыт, поэтому остается не до конца понятной их позиция в происходящем семейном конфликте.

Разочаровала концовка истории, фильм показался каким-то оборванным, ощущается сильная недосказанность. Непонятна до конца и реакция матери на последние слова сына, что вносит сумятицу в понимание личности матери. Что касается самой матери Саши, то она сломлена внутри, не может оказать стойкое сопротивление своей матери. К ней двоякое отношения: с одной стороны, дико бесишься от того, что это же ее ребенок, как можно оставить его в этой обстановке, ведь она сама наверняка испытала это на себе в своем детстве и должна была как-то оградить хотя бы сына от этого. С другой стороны, личность бабушки настолько сильна (или больна?), она настолько подавила свою дочь, что у последней нет никаких ресурсов для оказания сопротивления, и она в этом не особо то виновата.

Конечно, жалко прежде всего ребенка, который раздирается на части в прямом и переносном смысле. Ведь сам по себе это добрый, наивный и чистый ребенок, абсолютно не виноватый в происходящем и не заслуживающий такого отношения. И я никогда не перестану поражаться той силе и мощи человеческой психики и сознания, которые могут приспособиться к жизни в такой семье, и тому, как человек может вырасти адекватным, талантливым и быть в состоянии реализовать свои возможности (как это получилось у Павла Санаева в реальной жизни).

Впервые затрудняюсь поставить оценку фильму, не чувствую себя вправе судить этот фильм…

31 января 2015

Говоря прямо, книгу я не читала, а большинство негативных рецензий именно от тех, кто разочаровался в экранизации из-за «непохожести» и «очернения». Возможно, после прочтения повести Санаева мое мнение изменится, но пока что я буду рассматривать фильм как отдельно стоящее кино.

Сюжет рассказывает нам о мальчике Саше с достаточно тяжелой судьбой — родился он с ворохом букетов различных болезней, отца не помнит, а бабушка люто ненавидит его мать, свою родную дочь из-за того, что та сбежала с алкоголиком и «бросила» мальчика.

В целом, весь сюжет как раз-таки построен именно на этой ненависти — из-за нее мальчик разрывается между двумя близкими ему людьми. Персонажи неоднозначны и на протяжении просмотра узнаешь все новые детали. Стиль очень схож с чернухой и давит на психику, но полностью в этот жанр не уходит. Собственно, о персонажах.

Образно, главный герой — восьмилетний мальчик, однако не меньшее место в фильме занимает его бабушка. До самого конца я никак не могла определиться с чувствами к ней — ее хотелось поддерживать, жалеть и ненавидеть, в различных ситуациях она действовала по-разному. Светлана Крючкова сыграла просто великолепно — ее игре хочется верить, и ее игре веришь. Несомненно, бабушка — психически неуравновешенный человек, и отчасти это произошло из-за сильных стрессов и неудач в ее жизни. Возможно, свою дочь она ненавидит из-за этого — она боится, что девушка проживет свою жизнь так же, как и она, совершит те же ошибки, вырастет неудачницей. Очень неординарный персонаж, прекрасно сыгранный и прописанный.

Собственно, о мальчике. Наверняка в книге его мировоззрение прописано четко и более глубоко, но в фильме он ребенок в прямом смысле слова — он довольно умен, но его психика и мысли еще не сложились, он мечется от одного к другому. Ему трудно выбрать между любовью к матери или привязанностью к бабушке. Пожалуй, его образ — самый светлый и непорочный в этом фильме, и на протяжении всего просмотра мнение к Саше остается на уровне «бедный ребенок, крепись». Несмотря на юный возраст, Александр Дробитько сыграл более чем неплохо. Да, порой он переигрывает и словно читает диалоги по бумаге, но его глазам хочется верить. Очень хочется.

Остальные персонажи не так раскрыты и запомнились мало. Пожалуй, нужно выделить мать Саши. В чем-то она действительно неудачница — слабохарактерная, зависимая от своего мужчины и всем сердцем любящая своего ребенка, которая не может пробиться к тому даже на день рождения. Хочется спросить лишь одно: «Почему все сложилось так? Ты сильная, красивая женщина, и ты могла бы построить свою жизнь и карьеру, так почему ты осталась в таком невыгодном и шатком положении?» Мария Шукшина справилась неплохо, хоть и отчасти на руку играли лишь красивые глаза.

О самом фильме в целом — это жесткий психологический триллер с неплохой актерской игрой и сюжетной линией. В нем имеются недочеты, но глаза они не режут.

Когда-нибудь мне все-таки придется прочитать книгу и сравнить экранизацию с оригиналом — возможно, тогда я примкну к красным рецензентам. Но пока что моя твердая оценка -

8 из 10

И этот фильм действительно хорош для России.

18 августа 2014

«Бабушка была моей жизнью, мама — редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои.» (с)

Впервые услышала об этом кино именно тогда, когда оно вышло на экраны лет 5 назад. Была еще слишком мала, но уже тогда были мысли что-то вроде «не посмотрю этот фильм, пока книжку не прочитаю». Решила, что стоит это сделать в более осознанном возрасте. И вот недавно на днях я вспомнила об этом произведении, решила прочитать, ну а затем посмотреть фильм, что так привлек мое внимание несколькими годами ранее.

Книга оставила положительное впечатление, поэтому сразу же захотелось посмотреть фильм. Ну и что сказать… поначалу все шло не так плохо, даже несмотря на грубые отступления от книги, но дальше все становилось только хуже и хуже, и под конец весь фильм скатился на дно. Я вся иззевалась и думала, когда же, наконец, все это закончится. Думаю, что сие творение можно посмотреть лишь тем людям, кто не читал книгу или нестрого относится к значительной переделке произведений, потому что творение Павла Санаева и вот этот фильм — небо и земля.

Прежде всего, в фильме нет той изюминки, которая есть в книге: здесь упор делается на отношения между мамой и бабушкой с дедушкой, когда как в книге обращено все внимание на внутренний мир и переживания Саши, его отношение к родственникам. В фильме же бабушка затмила Сашеньку.

Не поняла еще, почему мальчик очень часто ревел, и зачем вдруг стали нужны эти фрагменты с Чумочкой и карликом Толиком, когда они вечно где-то сидели и обсуждали с огромным безразличием день рождения Сашеньки, или то, что Сашеньку нужно забрать, воспринимая это лишь как должное. Разве суть в этом? И разве мать может говорить так о своем ребенке? Когда я читала произведение, представляла в голове маму Олю, которая переживает за своего сына, очень страдает из-за того, что не может его забрать. Здесь же такого даже близко нет.

Если рассматривать, как сыграны роли, то стоит отметить лишь Светлану Крючкову. Бешеная бабка получилась, хоть она мне в книге казалась еще злее. Марию Шукшину уже давно не люблю и, увидев, что она снимается в этом фильме, поняла, что все пропало еще с самого начала. На мой взгляд, она даже самую маленькую роль способна загубить. Саша Дробитько вообще потерялся на фоне бабушки. Про него вспомнить можно было только тогда, когда он ревел во все горло. Наверное, поэтому-то он и ревел.

Если вдруг вы когда-нибудь заинтересуетесь этой историей, то стоит либо только книгу прочитать, либо только посмотреть фильм. Советую прочитать книгу всё же: и интереснее, и смысла в ней гораздо больше, чем в фильме. Вернее, в фильме смысл вообще теряется, его там нет.

Ставлю фильму:

1 из 10

За игру Крючковой.

30 июня 2014

В этой квартире никто не услышит твой крик…

Экранизация книги-бестселлера дело ответственное. Ведь за этим определением стоят тысячи людей купивших книгу и полюбивших это произведение, которым оно стало близко по той или иной причине. Героев которого они любят и ненавидят, некоторые фразы становятся цитатами и т. д. Возможность увидеть свою любимую книгу на экране перспектива волнующая. Ведь от того, кто встанет у руля постановки и будет зависеть результат. И если классические произведения периодически получают все новые и новые экранизации (как хорошие, так и не очень), то с культовыми романами такого обычно не происходит.

А «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева именно что культовая книга. Вышедшая в 1996 году, получившая признание критиков, но в массе своей прошедшая мимо своего читателя, она получила второе рождение уже в 2000-х годах. И теперь регулярно переиздается, а то, что в момент ее выхода ее практически не заметили, придает ей еще больше популярности сегодня.

Это потрясающая книга над которой можно до слез смеяться, и смеяться сквозь слезы. Одновременно жесткое и беспощадное, и в тоже время доброе и светлое произведение, которое мало кого может оставить равнодушным. И не оставило. Как только заговорили о перенесении текста на экран, фильм превратился в один из самых ожидаемых проектов. Самое потрясающее, что поставить фильм мог сам автор произведения. Ведь к этому времени за плечами Санаева уже было два полнометражных фильма. Но он на тот момент был занят другим кинопроектом, а продюсеры не захотели ждать.

И в итоге мы имеем то, что имеем. А точнее, вместо ностальгической, светлой и одновременно грустной истории о настоящей любви, — ведь чтобы не происходило в книге, в любви бабушки к внуку и ее теплому отношению к нему не сомневаешься ни разу. Вместо этого нам показали жуткий психологический триллер, про больную бабку, которая люто ненавидит своего внука и вообще весь мир. Это все равно что ремейк «Бетховена» сделать в стиле «Куджо».

В фильме практически все вызывает отторжение. Одно дело, что режиссер воспринял книгу как советский хоррор, но актеры тоже внесли огромный вклад в разрушении практически всех характеров из книги. Самый ответственный образ лежал на плечах исполнительницы роли бабули. И Светлана Крючкова сделала ее подлинным монстром, вечно орущим и недовольным, один сплошной негатив без единого светлого момента. Мария Шукшина, сыгравшая мать мальчика, которую он так сильно ждет все время, так не вышла из образа Марии Шукшиной из программы «Жди меня». Мальчик, по сравнению с другими нашими детьми актерами еще молодцом держится, но он на своих плечах фильм не вытянет.

В итоге картину смотреть физически больно. Сплошная чернуха без намека на просветление. Из книги о ярком и теплом воспоминании о детстве, которое уже не вернешь, нам показали последние несколько дней из жизни полоумной старухи. По степени ужаса и издевательств, мне фильм напомнил «Мизери» Стивена Кинга, только вместо писателя здесь маленький мальчик.

Единственное что мне хотелось сделать во время просмотра, то это как и мальчику в книге, оказаться где нибудь за плинтусом, чтоб не видеть этого кошмара.

1 из 10

9 июня 2014

«Межпоколенная коалиция», «Травмы поколений» или фильм как прекрасный пример для изучения психологии семьи

Прекрасный фильм, без лишних выдумок, который действительно снят по книге, а не только взята сама идея. Конечно, нужно прочитать книгу после или до просмотра фильма, потому что многое упускается, больше понимаешь поведение людей, причины такой трагической семейной истории.

Фильм, как и книга, гораздо более с глубоким смыслом, чем просто трагическая история, которая ужасает и учит «не давать таким сумасшедшим бабкам своих детей».

Это не просто история о «бабке», которая всех кругом «задрюкала», придумала болезни ребенку… Это намного масштабнее… это касается всех нас. Поэтому фильм и книга пользуются таким интересом. Чтобы было понятней, приведу отрывок из статьи:

«Идут послевоенные годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет.

В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий, такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.

Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»,по которой и снят фильм. А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»… Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…»

Самое страшное в этой патологически измененной женщине — не грубость, и не властность. Самое страшное — любовь. Когда, смотришь фильм, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает.

Мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.

А самое ужасное — что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное — чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности — не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить».

Прослеживаются и обиды каждого члена семьи(особенно, когда читаешь книгу). Бабушка, обиженная на мужа(деда)за то, что всю жизнь «тащила семью на себе»,когда тот «катался по странам, и его не волновала семья». Дед же смотрит на эту ситуацию по другому и тоже скрывает обиды. Он всю жизнь работал и работает, чтобы обеспечивать семью, ему не сильно то нравились «выходы в свет» по работе, которые его жена называла «разгульной жизнью» и упрекала его в безответственности. Уставшая женщина все обиды и заботу, которые не могла дать мужу, проецировала на детей, поэтому она так не любила дочь («неблагодарная», «только мужчины и интересуют»),а девочка тем временем росла в комплексах и негативных установках, ведь властная мать полностью задавила ощущение женственности и привлекательности у ребенка (в книге есть диалог, раскрывающий эту проблему). Вот почему мама мальчика была заинтересована отношениями с противоположным полом. Ей нужно было доказать себе, что она любима и привлекательна как женщина. Но это не значит, что она не любила своё дите.

Мать лишь только отступает, позволяя бабушке нести ответственность за ребенка, так как боится ее. А та всеми силами удерживает мальчика рядом, так как он ее «смысл жизни». Ребенок же плохо себя ведет или демонстрирует какие-либо проблемы, часто болеет. Именно так и проявляются все его переживания, с которыми маленький мальчик не может в одиночку справиться.

Надеюсь, что мой отзыв поможет посмотреть на этот фильм с иной стороны, чем просто на ужасную семейную трагедию! Спасибо за внимание!

27 мая 2014

Попытка не пытка

«Вся моя сдержанность ушла на то, чтобы не ответить на «чахотика» какой-нибудь из бабушкиных комбинаций, и на гомеопата ее уже не хватило.»

Прочла много отзывов и комментариев к фильму. Почему-то интересовали меня именно отрицательные — было интересно, не одна ли я осталась разочарованной.

Я считаю, что невозможно уместить все 5 лет этого ада с «бабаней» в один день. Ну даже если есть гениальный режиссёр, который сможет уловить нужные кадры и мимику.

У авторов фильма не получилось снять кино по книге. Уже на середине я полностью была уверена в том, что Сергей Снежкин придумал свой сценарий, который имеет общего с книгой разве что имена и внешности героев.

Я ожидала, что мальчик, сыгравший Сашу, будет более эмоционален, чем оказалось на экране. В его лице было максимум 2 выражения за всё время (плач и безразличие). Больше не увидела в нём ничего: ни радости от того, что он иногда подкалывал бабушку, ни расслабления от того, что бабушка в данный момент спокойна, ни любовь в глазах от воспоминаний о маме.

Бабушку Светлана Крючкова сыграла замечательно. Собственно, на «бабане» книга держится тоже, как и фильм. Но смутило меня то, что практически во всех сценах она говорила, а не кричала и не «выплёвывала жаб». Я с изумлением заметила то, что говорит она спокойно в те моменты, когда в книге орала благим матом.

Также есть вопросы с создателям: где сцена «лосося»? Где поездка в Железноводск и Лордкипанидзе? Где разговор дедушки с Лёшей? А самое главное: где те «руки», которые Саша протягивал к маме каждый момент своей жизни? В фильме не видно его любви, его горечи от того, что нет мамы рядом, нет трепета от воспоминаний о ней. Есть только тоска, глухая и тупиковая, от которой ничего не чувствуешь.

Ещё стоит сказать про Толю, жениха мамы. Он передан реальным алкашом, который не собирается завязывать, который равнодушен к ребёнку в целом и ему вообще плевать на него. Уж этого никак не ожидалось от фильма.

Ну и напоследок, скажу про маму, которая сыграла Шукшина: одно выражения лица за весь фильм и слишком много сцен с ней и её женихом. Не было ощущения, что она любит сына и во что бы то ни стало пытается быть с ним. Вместо этого она спокойно спит в свое кровати. Собственно, вы сами это увидите.

Жду с нетерпением другой версии экранизации этой книги.

2 из 10

24 января 2014

Драма Похороните меня за плинтусом в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Сергей Снежкин. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Константин Воробьёв, Валерий Кухарешин, Денис Кириллов, Роман Грибков, Анатолий Дзиваев, Лиана Жвания, Лариса Добровольская, Надежда Рязанцева, Дмитрий Головин, Маргарита Бычкова, Самвел Мужикян, А. Мужикян.

В то время как во всем мире собрано 1,132,237 долларов. Страна производства - Россия. Похороните меня за плинтусом — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.