Без царя в голове
Svitati
5.7
4.2
1999, комедия
Италия, 1 ч 28 мин
12+

В ролях: Эцио Греджо, Мэл Брукс, Джули Кондра, Рик, Пьетро Гисланди
и другие
Перед смертью истеричный папаша мистера Бернардо Пуччини дает своему отпрыску задание найти Джейка Гордона, который много лет назад спас ему жизнь. По иронии судьбы Джейк Гордон находится в психиатрической лечебнице и его проблемы с головой очевидны. Похищение пациента психушки и все проблемы с его транспортировкой оказались лишь цветочками. Самое интересное ожидало Бернардо по возвращению домой...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Без царя в голове

английское название:

Svitati

год: 1999
страна:
Италия
слоган: «Ti faranno ridere...da matti!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Лука Робекки
композиторы: ,
художники: Джанни Раваньяни, Лиа Бевилакуа
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 февраля 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Отзыв критика о фильме «Без царя в голове», 1999

Нерадивый ученик

- Так нельзя!

- Почему?

Эцио Греджо — личность в кинематографе довольно известная, но не слишком, на мой взгляд, удачливая. Итальянский актер, режиссер, сценарист и продюсер, он всю свою сознательную жизнь, по всей видимости, тяготился славой заокеанских коллег, таких, как братья Цукеры, Вуди Аллен или Мел Брукс, которые удачно совмещают в себе все эти творческие ипостаси, но не в пример более успешны. Эцио Греджо с самого начала карьеры старательно копировал американских комедиографов, неоднократно пытался пробиться в Голливуд, но самым удачным его голливудским фильмом до сих пор остается пародия «Молчание ветчины», старательно копирующая гротескные находки Мела Брукса, а самой, наверное, запоминающейся ролью — блистательный лейтенант Де Паскуали из не слишком удавшегося «Шестого элемента», где солировал Лесли Нильсен.

В родной Италии Греджо знают лучше, в основном благодаря успешной комедии «С пистолетом наголо» (привет Цукерам) и двум частям «Рождественских каникул» (привет «Нэшнл Лампуун»), но с Вилладжо, Челентано, Гассманом и Бениньи ему не тягаться. Собственного стиля Греджо так толком и не выработал. Его игра — это отчаянная клоунада, смесь к месту и не к месту используемых фишек Бениньи, Брукса и де Фюнеса, при том, что внешне сильно похож на Де Ниро!

Не оставляя попыток вывести свое кино на международный уровень, Греджо не только старательно подстраивается под стилистику голливудских комедий, но и ангажирует для них американских звезд, или бывших американских звезд, которых даже в родной Италии любят и знают больше, чем его самого. Мел Брукс — один из таких уважаемых людей. К 1999-му году он: величайший комедиограф Америки, живая легенда Голливуда, непревзойденный «человек-оркестр» и король комедии, человек, вернувший в кино «эпоху братьев Маркс» и «великого немого» ушел на заслуженный отдых, красиво завершив режиссерскую карьеру пародийным шедевром «Дракула: мертв и очень этим доволен», изредка озвучивая мультфильмы, появляясь в титрах римейков своих старых шедеврах в качестве сценариста или продюсера, короче, спокойно почивая на лаврах.

«Без царя в голове» (в оригинале — «Подожди!», в американском прокате «Screw Loose», что можно перевести как «Шарики за ролики») — первая актерская работа Брукса после роли Ван Хельсинга в его же «Дракуле». Эцио Греджо давно признавался в глубоком почтении и уважении к мэтру, у которого он, можно сказать, учился жанровым основам, хотя и был не самым лучшим учеником в классе. Уже в 1993 он пригласил Брукса в камео в «Молчании ветчины», Брукс ответил ему тем же, дав забавному итальянцу камео в «Дракуле», а когда график великого режиссера освободился, Эцио наконец-то решился позвать живую легенду на главную роль в свою очередную комедию «по мотивам голливудской классики». Тем более, что это обычная практика для итальянского кино — приглашать американских звезд, вспомним Иствуда или того же Нильсена.

За то, что он вытащил старика в большое кино, ему, конечно, большое спасибо. Тем более, что Брукс отрывается там на славу, а вот к самому фильму есть некоторые претензии.

Сюжет, в общем-то, довольно голливудский и для эксцентричной комедии положений весьма удачный. Комедия напоминает классическую «Психкоманду», в которой психи оказались на воле в большом городе, где «нормальные люди» ведут не менее сумасшедшую жизнь, и изо всех сил стремится в высоты бруксовского гротеска. Но зависает в неудобнейшем положении, не в силах бороться со своей нарочитой «итальянистостью», неумелостью постановки и неистребимым желанием режиссера быть везде и сразу. На экране царит полная неразбериха — то ли суматошная итальянская клоунада, то ли американский капустник с попытками создания мюзикла.

Если бы фильм ставил сам Брукс, это был бы шедевр. Если бы Эцио Греджо сосредоточился на функциях только режиссера, было бы тоже гораздо лучше. Во-первых, Греджо слишком уважает Брукса, или боится, или то и другое сразу. Он слишком бережно и трепетно обходится с копившейся 4 года в бездеятельности лавиной остроумия, хорошего сумасшествия и блестящих актерских находок. Он просто не в силах Бруксом управлять. Он, наверное, сам пожалел, что позвал Брукса. Тот мог здорово подпортить самолюбие режиссера. И дуэта нормального у них из-за этого не получилось. Могучий старикан забирает внимание, а Греджо довольствуется жалкими крохами, пытаясь компенсировать свою ненужность на экране отчаянным кривляньем, переигрывая и цепляясь за последние лоскуты пресловутого одеяла.

К тому же его, скорее всего, выбивает из колеи обязанность быть режиссером, продюсером и актером сразу, режиссировать себя удается очень немногим, Аллену, Бруксу, Бениньи… Но не Греджо. Решается это просто — делается выбор, чего ты хочешь больше — блистать на экране или за экраном. Тот же Бениньи здесь смотрелся бы гораздо выигрышнее. Греджо не справился со своими многочисленными обязанностями, в результате многие комедийные сцены, изначально веселые (хоть и украденные из других комедий) кажутся натужными и слишком надуманными (как сцена в монастыре), хотя есть и ряд удачных гэгов, таких, которым и сам Брукс был бы рад.

Мел Брукс спасает картину. Вспомнив горячую молодость, видавший виды комик наполняет даже самые провисшие эпизоды комедийной экспрессией, кипучей жизненной энергией, мастерством, и уверенно обходит на виражах более молодого и вялого Греджо, хотя в других фильмах последний смотрится очень даже живчиком. Тем самым Брукс доказывает, что мастерство не стареет и на пенсию не выходит. Для 73-х летнего актера он сказочно подвижен, как всегда безголосо-голосист, пластичен, задорен и взрывоопасен. Он играет симпатичного психа, живущего на полную катушку и роль эта, ему очень идет. Он и сам, наверное, немножко такой, этот Мел Брукс! С такой простотой и непосредственностью он реагирует на мир вокруг, так наивно спрашивает «почему» на жестокое «Так нельзя!».

Греджо постарался сделать все, чтобы мэтру было комфортно в его фильме. Сделал ему пару эстрадных номеров, которыми был отмечен каждый фильм самого Брукса, вложил в его уста несколько уморительных скетчей, но, в отличие от требовательного к себе Брукса, сам как-то не особо старался.

В итоге получилось неровно, хотя и вдохновляюще. Нельзя не подивиться, как Брукс мастерски и довольно сильно управляется с доставшимся ему слабым сценарием и дает сто очков вперед итальянскому коллеге, почему-то посчитавшему себя «итальянским Бруксом». Старая гвардия еще вполне способна дать прокашляться кому угодно, и это радует и вдохновляет. С другой стороны, все-таки немного обидно — все это могло получиться на порядок лучше, не будь у Эцио Греджо бруксовских амбиций.

И еще — как мог этот недотепа променять роскошную бестию Рэнди Ингерман на какую-то полупрозрачную блондинистую квашню? Брукс бы такого себе не позволил. Может, Греджо и не итальянец вовсе!? Упустить такую дамочку. Вот уж действительно — «без царя в голове»!

24 октября 2010

Комедия Без царя в голове на широком экране впервые с 1999 года, дебют состоялся более 25 лет назад, его режиссером является Эцио Греджо. Список актеров, которые снимались в кино: Эцио Греджо, Мэл Брукс, Джули Кондра, Рик, Пьетро Гисланди, Роберт Доусон, София Милош, Лучана Литтиццетто, Этторе Бруно, Дино Кассио, Маурицио Табани, Андреа Монтуши, Ники Лауда, Дэниэл МакВикар, Уитни Р. Хантер.

Страна производства - Италия. Без царя в голове — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.