Особенности национальной охоты
7.8
7.4
1995, комедия
Россия, 1 ч 33 мин
18+

В ролях: Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачев, Сергей Куприянов
и другие
Молодой финский специалист по охоте, «финик», уговаривает своего русского друга помочь ему поучаствовать в настоящей русской охоте, дабы познакомиться с нравами и привычками русских охотников. До боли знакомые нам бесконечные застолья с последующими приключениями, насыщенными крепким запахом водки, непрестанно удивляют и поражают «финика», но все же, сопоставляя традиции исторического прошлого со своеобразием настоящего, финн не жалеет о потерянном времени...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Особенности национальной охоты

год: 1995
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Андрей Жегалов
композитор:
художники: Валентина Адикаевская, Александр Тимошенко, Игорь Тимошенко, Татьяна Дорожкина
монтаж:
жанр: комедия
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 сентября 1995 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия

Постеры фильма «Особенности национальной охоты», 1995

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Особенности национальной охоты», 1995

Честно говоря, с кином у меня сейчас прет какая-то черная полоса, несколько фильмов подряд с трудом досмотрел до конца, не то, чтобы еще что-то писать про них. В итоге выдохнул, и включил бессмертную классику, которая никогда не подведет.

На первый взгляд, «Особенности национальной охоты» выглядят как глуповатая комедия про мужиков, которые поехали на охоту и бухают без перерыва все полтора часа экранного времени. Все это сопровождается рубленным монтажом, из-за которого фильм иногда напоминает не фильм, а нарезку охотничьих баек и таким же грустным звуком. Однако, если абстрагироваться от технических возможностей Рогожкина в 1995 году, окажется, что это в фильме вовсе не главное. И даже не шутки главные. А главное – это изрядное количество метких метафор. Режиссер показывает уже Россию глазами финна, приехавшего в наши края, чтобы посмотреть на настоящую русскую охоту. В итоге как раз охоты он особо и не увидит, зато Россией насытится настолько, что они с Кузьмичом (по-настоящему культовый образ Виктора Бычкова) к концу фильма начнут понимать друг друга без переводчика. В комплекте идут обязательная русская баня, широкая русская душа с её порывами и терзаниями, прекрасные русские девушки, хоровое пение «Черного ворона», нецелевое использование военной техники, совсем нецелевое использование военной техники, лучшие и кратчайшие тосты в истории кинематографа, блюз на балалайке, поучения медведя о вреде алкоголизма и доброта.

Кроме шуток это фильм изменил в России культуру охоты, превратив её для многих мужиков из беспрерывной пальбы по живым существам в душевные выезды на природу, для любования жизнью в хорошей компании. Если для этого нужна водка – что ж, лучше уж так, чем никак. И как многие культовые фильмы, «Особенности…» буквально целиком разошлись в народе на меткие цитаты.

14 марта 2024

Водка, корова на шпагате и пробегающий мимо Йети

Черная комедия Александра Рогожкина - очень странное кино. Странное в том плане, что арт-хаусный фестивальный фильм смог выбиться в 'мейнстрим' и стать поистине 'народным'. Удивительно, и больше нет слов.

Начну с того, что мне, в целом, понравился сценарий. Изобилуя отличным юмором, скетчами, крылатыми фразами, ушедшими в массы, картина выдалась очень локальной и чересчур клюквенной, но если же Вы не против факта, что мы высмеиваем самих себя, то хозяин - барин. 'Охота' - это сценарий-анекдот, прикол, рассказанный за очередной попойкой бухим бывалым воякой, сборник небылиц и мифов, которые воплотились в реальность. Срез мужского общества того времени (1990-е), для которых важна не сама охота, а очередной беспричинный сбор пьянствовать и забыть про дичь вовсе. Так сказать, выпить есть - повод найдется. Думаю, что большинству новых зрителей будет не хватать контекста: как временного, так и социального, а про зарубежных людей я и вовсе молчу - слишком чужой 'культурный код'. Картина напрямую демонстрирует данное кредо: повествование ведется через призму приезжего финна, который поехал на охоту, но так ее и не дождался, зато сполна поболел 'с бодуна', послушал жизненные истории, которые не понял из-за незнания русского языка, а так же успел покуралесить с доярками. На контрасте мы можем видеть параллельно смонтированные кадры реальной охоты, которая происходила сто лет назад (наверняка, не позже), где охота - реально охота, процесс добычи пропитания. Как все поменялось за столь короткое время: подмена понятий в рамках чистой русской души.

Актерские работы хорошие: Хаапасало, Булдаков, Бычков, Стругачев, Куприянов, Русскин, Гусинский - все хайпанули на данной картине и стали 'мемными' в народе. Операторская и монтаж неплохие: приятно видеть пленочную картинку 90-х, но будучи в современном ремастере. Саунд-дизайн потерпел фиаско: очень плохой липсинк, который местами портит впечатление. Прямо-таки фишка нашего кинематографа ушедших лет.

'Особенности национальной охоты' - это та картина, у которой все хорошо, кроме странного и неудачного третьего акта, где открытая концовка ни к чему не приводит и не ставит точку в повествовании. Изобилуя действительно крутыми шутками и смешными ситуациями, фильм является очень узконаправленным в контексте всего остального мира. Далеко не универсальная история, которая будет жизой разве что для наших мам-пап-бабушек-дедушек, но если абстрагироваться от наполнения и оценивать чисто форму с прикладной точки зрения, то я, скорее, остался с прохладным послевкусием. Но чего греха таить: закрыл еще один Гештальт. Интересно ознакомиться с 'рыбалкой'.

6 из 10

9 января 2024

Руководство пользователя по русской охоте

Во времена, когда трава была вечнозелёной и небо пылало голубизной была у меня кассета с двумя фильмами. На всех красовался Булдаков с сигаретой в зубах и ещё двое известных в то время мастеров ситуационной комедии. Ни разу не вставлял кассету в кассетник, но несколько раз натыкался по телевизору. А поскольку охота и рыбалка впитывается в нашем семействе с малых лет, я редкое исключение, так называемый 'урод в семье'. Но вайб от этих занятий в своё время словил в полной мере. Этот фильм в наших краях обрел статус культового и тем удивительнее, что знакомство осуществил буквально накануне. Поводом стало желание закрыть долги прошлого. Далее поделюсь впечатлениями от знакомства и некоторыми соображениями по этому поводу.

Повествовательный критерий или нарратив. Завязка напоминает программные комедии Гайдая. Финн пребывает в Россию, дабы исследовать национальные охотничьи традиции, как и Шурик в Кавказской пленнице. Правда для исследования главного народного промысла не обязательно быть филологом. Зато Финн обладает душой и детской непосредственностью, из-за чего его реакции на странности бытия охотников оказываются искренними и тёплыми. Весь юмор строится на разнице менталитетов и исследовательском ключе визита главного героя на охоту. Комедийный суперхит девяностых годов был разобран на цитаты, и не удивительно. Каждая ситуация хоть и сама по себе глупа, но окруженные таким контекстом они выстреливают и заставляют улыбнуться. Одна только корова чего стоит. Основного центрального посыла мне обнаружить не удалось, но всё же сделал для себя после фильма вывод - к хорошей охоте нужно хорошо готовиться. Патроны, ствол, выпивка, закуска и приятная компания способны составить позитивное впечатление от охоты, даже если с дичью не задалось.

Визуальный критерий или техническое сопровождение ленты. Операторская работа приятно радует, каждый кадр наполнен деталями и красотами российской глубинки: речки, леса, цветочки плюс контраст со снами Райво, где зима плавно переходит в весну и на охоту в исторические времена ходили целыми отрядами с гончими и погоняли лося. Чувствуется русская душа и наслаждение процессом, ведь именно это главное - удовольствие от процесса. Отдельные кадры так и просятся на интерфейс вашего декстопа. Соответствует общей атмосфере и музыка. Каждая мелодия создает настроение, весело, бодро и с огоньком. Отдельные композиции могут попасть в вашу музыкальную коллекцию и очень надолго.

Актерские работы - стержень фильма. Вилли Хаапасало здесь совсем молодой, еще не полненький. Райво изучает традиции русской национальной охоты, чтобы написать книгу. В этом он схож немного с Шуриком из комедий Гайдая. Не стало Алексея Булдакова и хочется отдать ему должное просмотром тех картин, что его прославили в народе - особенности национальной охоты и рыбалки. Очень ограничен в роли Михалыча. Здесь нужно видеть. Виктор Быков талантливо воплотил Кузьмича - вот типаж так типаж. Даже манера говорить уже располагает к улыбке. Тут никому играть не нужно. Просто группа людей вышла на охоту. Кто-то ходит к дояркам, Кто-то пьет самогон, а генерал Михалыч еще и тосты толкает короткие, емкие и правильные. Есть даже Актеры-животные, они также хороши: что медведь-Алкаш, что вышеупомянутая буренка. Они украли мое сердце.

В качестве вывода. Фильм очень настоящий, тем и подкупает. Сюжет понятен и прост, но он не для всех - он только российский. Неторопливый, без спецэффектов, но цепляющий фильм, в котором образ русской души складывается в картинку. Это попытка если не понять, то раскрыть ее другим. От меня рекомендация к знакомству, фильм подарит позитивный настрой и радостное чувство. Что-то в нём есть подкупающее. Всем здоровья, добра и хорошего кино!

26 июня 2023

Ну вы, блин, даете

Что ж, это еще один закрытый киногештальт - в детстве я видел тысячу отрывков из 'Особенностей', до ощущения необъятности фильма (бытовая киномифология, кстати). И вот до 31 годика я дорос с ощущением, что 'Особенности' - нечто фундаментальное, неисчерпаемое и почти артхаусное, вшитое в культурный кинокод нации так же, как в мой (за счет мифологии).

Но нет, это просто забавный фильм про бухающих мужиков. Ничего сверхъестественного, ничего, например, Ерофеевского. И, кажется, я отрывками в детстве весь фильм целиком и посмотрел - возможно, не раз.

Так что я был, конечно, разочарован - но это вопрос исключительно завышенных ожиданий.

Хотя если смотреть отстраненно, комедия симпатична и колоритна (а ход с царской охотой и вовсе суть лучшая находка картины), хорошо сыграна и так далее. Генерал, одаривший целое поколение ГОСТом на тосты, и вовсе шикарен (а за счет того, что замечательный Алексей Булдаков с какого-то момента замелькал на рекламных баннерах 'Брянскпива' и 'Заводских баров', воспринимается почти родным).

Но, повторюсь, ничего особенного - девяностые видали сабантуи и поэпичнее.

В общем, история про то, что мечте иногда лучше оставаться мечтой, а мифу - мифом.

18 сентября 2022

Весёлые 90-е

В эпоху, когда в нашей стране на фоне творящегося хаоса отечественный кинематограф и телевидение стали показывать всё больше мрачных криминальных постановок, зритель, несомненно, скучал по старым добрым наивным фильмам, в которых нет злобы и мрака, а только позитив — по фильмам, которые в изобилии дарил советский кинематограф. В 1993 году уважаемый советский актёр Михаил Кокшенов выступил в качестве режиссёра, представив на суд публики злободневный «Русский бизнес», который многих рассмешил до слёз, но у остальных вызвал лишь жалость и желание махнуть рукой на умершее российское кино. В 1996 году вышла семейная комедия «Котёнок», вызвавшая море умиления у всей страны, но даже в этом фильме присутствовала угнетённая обстановка и элемент криминала в виде рэкета, что в стране и наяву творилось сплошь и рядом. Нужен был фильм без всякого напоминания о том, что на данный момент гложет страну (как сейчас мы ценим каждое новое произведение искусства, в котором нет ни слова о коронавирусе), и вот выходит совершенно непринуждённая, не претендующая на лавры чего-то грандиозного, но направленная исключительно на душевный и зрительный отдых комедия, персонажи которой словно и не слышали о победившем капитализме, задержанных зарплатах, рэкете и всём прочем зле, охватившем Россию — эти бравые русские мужики просто собрались поохотиться, но какая русская охота без водки и развесёлых баек — именно эти два критерия выходят на первый план и оставляют фильм без сцен убийства диких животных — и перед нами комедия разговорно-ситуационного направления, поскольку здесь случится несколько из ряда вон выходящих ситуаций, виной которым отчасти (если не по большей части) станет привязанность русского человека к неограниченной выпивке.

В отличие от некоторых наших комедий последних лет, в которых тоже на первый план выводится пьянка, в первых «Особенностях» (которые, как мы знаем и видели, были далеко не последние) не демонстрируется моральное уродство и отвратительный пьяный дебош. Русский человек любит выпить, но показать это на экране можно с умом, а можно с извращённым видением русской души (отдыхай, Жора) — в фильме 1995 года, когда Россия и не слышала о компьютерной графике, а видела её только в видеосалонах в американском экшне, сумели показать весьма приличную картинку, хоть и без всякой зрелищной «движухи», но с грамотно снятыми живописными русскими пейзажами и с отличной операторской работой. Конечно, такое кино прежде всего оценила мужская часть населения, это само собой разумеется (многим жёнам восторженных русских мужиков, узнавших себя на экране, каковы они есть наяву или только в глубине души, приходилось ждать окончания «этой пьянки» на экране и включать «Санта-Барбару»). Фильм, может, и не блещет интеллектом и огромным количеством убойных шуток и ситуаций, но таковые здесь есть, хотя и порой теряются на фоне размеренной демонстрации отдыха русских охотников, для которых главный атрибут активного отдыха — это водка, и в этом, возможно, единственный изъян фильма, который показывает слишком много подробностей пьянки: в этом плане выигрывает сюжет третьего по счёту фильма в данной серии — «Особенности национальной охоты в зимний период» 2000 года, в котором, сократив хронометраж, авторы показали более живое и динамичное повествование с большим количеством убойного юмора, но, судя по рейтингам, в сердцах публики именно первый фильм, а также второй, посвящённый рыбалке, остались теми легендарными комедиями из 90-х, которые смотрели весёлой компанией и хохотали, завидуя персонажам, которые наплевали на творящийся в стране хаос и сумели позволить себе столь развязный отдых, о котором мечтает любой исконно русский мужик, который «зашивается» на работе и терпит дома попрёки от жены и тёщи. А, если в фильме есть душа, то это главное для искусства.

28 декабря 2020

Ну, за атмосферу!

«Особенности национальной охоты» это кино из разряда «чтобы было». Сам Рогожкин говорил, что хотел сделать «ни чем не загружающую картину» и у него это получилось с отдачей. Собственно, и сюжета, как такового, фильм не имеет. Просто ситуативный набор гротескных баек про русскую душу, водку и шапки ушанки, в которые накапали «чуток» откровенного сюра. И почему именно эта интерпретация возымела успех у публики в своё время, догадаться не сложно — та самая вылазка финского парнишки в чуждую среду обладает атмосферой. Атмосферой честной, притягательной и совершенно знакомой «мужицкой» части аудитории. Да и само кино — мужское. Мужские шутки, мужские жаргонизмы, Михалычи и Кузьмичи, списанные с доброй части сильного, по природе, населения.

Но до чего-то полноценного и завершенного ОНХ не дотягивают. Видно это и по обрывистому монтажу и самой скорости происходящих событий, где герои пьют, вляпываются в приключение, похмеляются и по новой. Можно, конечно, привлечь автора за пропагандистские наклонности в отношении алкоголя и культивировании не совсем «опрятных» образов, но кто же скажет, что всё это совсем не так?

Это не хорошо, но и не плохо. Просто это есть и ничего уже не поделать.

5 из 10

18 января 2020

Особенности национального кино в России #1.

Кто там сказал что мы не умеем снимать комедии? Мол, русские комедии это вонючие и отвратительные, мерзопакостные фильмы? Человек который сказал это, знаком с русскими комедиями нашего, XXI века, которые, мягко сказать, очень и очень плохие. Но он точно не видел этот Шедевр мирового искусства, возможно, лучшую комедию снятую после развала СССР. «Особенности национальной охоты.

Собрались наши чисто русские мужики на охоту. Взяли водку, ОЧЕНЬ много водки. И фина, Райво, на всякий случай. И понеслось..

Более подробно сюжет я пересказывать не буду по двум причинам. Первая, самая вероятная, вы уже смотрели фильм и знайте его на из суть, как впрочем, 99c/o россиян, (тогда не понято, зачем вы читайте рецензию, ну да ладно). Вторая, не поддающаяся логике причина, вы не смотрели фильм (как так то, блин) и я не хочу портить впечатление о нём.

Стоит ли говорить об актерах? Думаю, вряд ли. Все и так знают, что Алексей Булдаков (вечная память), Семён Стругачёв и компания справились на столько хорошо, что им всем полагается Оскар.

Но, конечно, главная жемчужина фильма — Виктор Бычков, сыгравшего, пожалуй, лучшего комедийного персонажа на постсоветском пространстве. Этот шедевральный персонаж сделал этот фильм. Вся русская, непонятная душа в одном персонаже.

Фильм может по соперничать с любой советской комедией по уровню цитат, ушедших «в народ». «-Семёнов, водку будешь? -Водку?» «Буду!»

' Какая сволочь стреляла?» И, наконец бессмертное «Жить захочешь, не так раскорячишься!» Фраза — жизненная позиция русских, е моё.

А фильм то, в принципе, об этом. О том, что никакому иностранцу, никакому «Райво», нас не понять, нашу туманную, загадочную русскую душу, можно лишь догадаться о нашей жизненной позиции, да и то, её знает только истинно русский человек…

Фильм о том, что нужно ценить, любить друзей, быть с ними. Иначе пропустишь много интересного. Пьяного медвежонка в бане, например…

Итог: Какой, к чёрту, итог? Всем и так понятно, что это культовая классика отечественного кинематографа, жемчужина нашей комедии. Это вам не «Корпоратив» и не» Война полов», блин. Это философское рассуждение о поиске разгадки русской души, завёрнутое в обёртку комедии про алкашей, что бы» тупо поржать». Но люди, будьте умнее. Рогожкин не умеет снимать тупое кино (максимум — спорное, «Кукушка». Ну не понимаю, почему все считают фильм гениальным. Фильм, если разобраться, не о чём. Ну да ладно, это уже вкусовщина, и по сути, тема для отдельной рецензии…). Он надевает маску тупой и пьяной клоунады. Он вас разводит. Ну, а для людей, которые кричат о пропаганде пьянства… «Ну вы блин даёте!»

P.S. Булдаков — гениальный актёр, вечная ему память, вечная.

10 из 10

20 сентября 2019

Ну а потом пришёл косолапый

Феноменальный фильм, до 100 % точности показывающий «яму во времени» — 90-е годы со средневековым бытом. Молодой финн (Вилле Хаапасало) решает принять участие в охоте. Его сопровождают парочка алкоголиков, которым всегда нечем закусить, а финну ещё лучше, так как можно ничего не делать.

Каждый герой — некий прототип русского нрава. Человек произносящий тосты — идеальная пародия на Ельцина. Старенький егерь (Е. Стругачев) — охотник со стажем, но всегда промахивающийся в цель. Их друзья не настолько старательны, чтобы очаровать финна, но всегда попадающие в разные неурядицы. Охота в поле заканчивается посиделками и выпивкой.

Итог: смотреть такое смешное кино спокойно дано не каждому. Перед нами шедевр уровня комедий Гайдая. Та же сатира, чёрненький юморок, местами фривольно законсервированный. Актёрское мастерство на уровне Голливуда.

10 из 10

19 февраля 2019

Ну, за справедливость!

Алкоголизм является переходным строем между нашим социализмом и коммунизмом. Эта шутка говорит в первую очередь о том, что никакого коммунизма и не предполагалось. На самом же деле, пьем мы в таких количествах исключительно из-за особенностей нашего менталитета. Тяжелый практицизм повседневности, то, что герои наших сказок так радостно задвигают, выдавая все это за духовность, на самом деле постоянно довлеет над нашим человеком и требует хотя бы иногда скинуть эту тяжесть. А поскольку жизнь чуть менее, чем целиком состоит из материального, то и скидывать все это приходится ежедневно. Плюс, ни много, ни мало, сверху это подкреплено государственной религией, постоянно напоминающей о том, что жить нужно в бедности и не стремиться к бездуховному. Ну, а поп, это всего лишь служащий, не обращайте внимания на его лимузины. То есть, по сути, инструкция о применении спиртного нам дана свыше.

Фильм когда-то привел массы в дикий восторг, такой, что они до сих пор в нем прибывают, когда каждое утро выстраиваются в очередь за пустырником, дал послабление спивающемуся народу в сложную годину середины 90-х (я сам был тогда в рядах), но, конечно, никого от пьянства не излечил, напротив, кого-то даже поддержал, дескать, ты не один такой алкоголик, не стесняйся, тебе нечего стыдиться своих корней. Проклятая наследственность виновата, традиции, финны, что понаехали со своими долларами.

Нужно ли говорить о том, что «Особенности национальной охоты» невероятно органично и естественно передали народную психологию, нужно лишь было выдрать из реалий кусок нашей повседневности, немного его подкрасить и выпустить в люди. Фильм я давно боюсь пересматривать, потому что даже в меня, человека, который так и не смог спиться, несмотря на серьезные попытки быть вместе со своим народом, тут же вселяется какой-то мистической потусторонний дух. Со всем нездоровым неистовым рвением моя рука начинает рефлекторно нащупывать стеклянные грани стакана.

Фильм невероятно смешной, более того — в нем истинный юмор, касающийся только наших аборигенов, никакой несчастный заграничный гусь не поймет всей глубины этого горького юмора. При этом он еще и оригинальный, патриотический (даже пистолетик по ходу сюжета имеется, чтобы эту родину защищать), философский и деградационный. Но, как сказал кто-то из великих, куда бы мы не двигались, мы все равно движемся к богу, даже если выбираем дорогу в обход или дорог у назад. Ну вот. Выпить захотелось.

Черный ворон, что ж ты вьешься. Водку буду. Русский слон — лучший друг финского слона. Сам я на охоте был только один раз и все было примерно также, как в этом фильме. Только еще хуже. В общем, не вижу смысла ехать незнамо куда, чтобы напиться, если до ближайшего бара три минуты пешком.

24 ноября 2018

Фильм как состояние души

Фильм вне времени и пространства. Он из 90-х, но совсем не о 90-х. И 13-й кордон может находится где угодно на этой планете, пересекаясь с мистическими пространствами и параллельными мирами.

Фильм о пережитом вместе приключении, которое сближает незнакомых до этого людей. Приключение далеко не всегда смешное. Порой оно грустное, как похмелье после очередного дня пьянки. Порой страшное — попробуйте представить себя в чём мать родила наедине с медведем или в неравной схватке со спасательной техникой, когда помощи ждать неоткуда, т. к. помощи ждут как раз от тебя.

Фоном фильму служит беспорядочно упорядоченное употребление алкоголя всегда и везде. Авторы не дают оценок моральному облику героев. Не пропагандируют, как считают некоторые неокрепшие умы, распитие спиртных напитков. Но и не осуждают его. Скорее вплетают в повествование притчу о вреде и сомнительной пользе пьянства, оставляя зрителю пространство для размышлений.

Кажется, что фильм совсем не про охоту. Но по рассказам охотников, часть поездок на охоту проходит примерно так же, только с меньшей концетрацией приключений. Во время ужина, когда охотник угощает тебя дичью, спроси у него об охоте — впервую очередь услышишь байки, из которых и сделан фильм. А о том, как убил он утку, зачастую и не услышишь — выстрелил и убил, больше разговоров, чем дел.

В фильме полно несуразностей ляпов, плохого монтажа — корова в самолёте просто ужасна. Но как ни странно всё это не портит фильм, а дополняет его. Атмосфера несерьёзности и абсурдности на 13-м кордоне мистическим образом передалась съёмочной группе и не покидала её до конца монтажа, что позволило достичь гармонии формы и содержания.

Да, фильм не об охоте. Фильм про тот промежуток во времени и пространстве, который был у каждого человека, и врезался в память. Когда судьба свела вместе людей и заставила пережить что-то незабываемое, а порой и невспоминаемое. Что-то смешное, что-то грустное и что-то страшное. Прошли события и никогда больше не повторятся, как нельзя повторить этот фильм, просто пересняв его. Остались воспоминания и ностальгия. И пусть приключение у каждого своё, воспоминание о важном, тёплом для души, моменте можно подытожить фразой героя Хаапасало: «Хорошая охота была».

3 апреля 2018

Национальные Особенности…

Кино 90-х это уникальный пласт, сумасбродный кусочек истории нашей великой страны. Отойдя от канонов советских картин и жесткой цензуры, режиссеры пустились во все тяжкие… опять же вопрос — плохо ли? Нет, просто каждому времени своё кино, да и в целом своя культура. Поэтому кино, как зеркало отражало итоги падения железного занавеса, но надо отдать должное, в отличии от сегодняшнего «сытого» времени, бедное и голодное время девяностых и начало нуливых, родило множество качественных картин, существенно отличавшихся друг от друга, каждая со своей идеей и воплощением, в отличии от сегодняшнего ширпотрепа под кальку, все одинаковое… меняется только количество денег и фамилия режиссёра, хотя и последние становится редкостью(в блокбастерах Бондарчук, в комедиях Вайсберг или Андреасян). Конечно можно долго упрекать фильмы 90-х в излишней вульгарности, бандитизме, карикатурности и тд, но мало кто поспорит в их самобытности, и вот довольно самобытный режиссёр Андрей Рогожкин явил новой России довольно простую комедию о друзьях собравшихся на охоту, ну и соответсвенно немного выпить… немного… в итоге получалась легендарная комедия о национальном русском характере, культуре пития и охоте.

В чем же секрет успеха?

Рогожкин грамотно подошёл к теме охоты и национального вопроса, вроде бы пьют мужики и все, ну с кем не бывает? А все потому, что по сути он ничего и не придумал, лишь приправил классическую пьянку на охоте несколькими уморительными историями соединив при этом классическую русскую охоту(как её представляют другие) с обычной охотой в России, получилась игра на контрасте, через призму воображения финна, картинка так и манит пойти с двухстволочкой в лес. Многие осуждают этот фильм за пропаганду пьянства, за ярлык медведи-баня-водка, за отсутствие юмора и ещё много чего. Как говорится на вкус и цвет… но в чем точно не упрекнёшь фильм, то это качество юмора, оно на высоте, причём самого разного сорта, так что если Вы не смеялись хотя бы раз, то это что-то про Вас. Хотя лично Я не понимаю зрителя который приходит на ужастик чтобы испугаться, а на комедию поржать, а если не испытал ожидаемого чувства значит фильм отстой, но оценивается фильм как целостное произведение, а не как жанровый канон т. е. и комедия может быть драматичной и умной, а не обязательно только ржач. В особенностях все сбалансированно, есть и где посмеяться и где подумать. В целом получается добрая комедия с абсолютно особенной атмосферой и воспринимать этот фильм нужно так же правильно, люди отдыхают на охоте, пьют, гуляют, веселиться и травят разные истории, на фоне красивой природы!

Подводя итог, как говорится все гениальное просто, главное снимать с душой и удовольствием, так и делалось кино 90-х на энтузиазме и любви к своему делу, денег тогда не было, а артисты зачастую неизвестные широкому зрителю, становились народными любимцами! Ругать или не ругать фильм за водку, пропаганду пьянства и прочие ярлыки… ну Я отписался чуть выше об этом, добавлю что важно правильное восприятие, а докапаться можно и до столба!

Спс, за добрую ностальгию и то, что даже в беспредельное время 90-х у людей находилось свободное время без злобы и зависти, на равных отдохнуть, выпить и поговорить, не важно кто генерал, а кто простой мент… все друзья, все равны!

10 из 10

16 октября 2017

Drunk crazy hunt

Охота это очищающий отдых, релаксация наедине с первозданной природой, окружающее равновесие, которое выводит из мозгов грязь, чистое равновесие с собой. Баланс, которого служит в поисках годной добычи, птицы, зверя. Охватывает это экзотическое хобби половину земного шара, от и до, порождая на своем неустанному ходу множество хохм, баек, анекдотов и былин.

Рано или поздно былины экранизируются, народ ожидал истории, которая могла уйти в их массы.

Кто бы мог подумать, что автор чернушного до одури фильма «Караул», создаст легендарную классику, невозбранно и любовно употребляемую народом в больших и малых дозах, цитируя крылатые фразы. Молодой, крайне наивный финн Райво приезжает на земли русские абы вкусить дух традиционной забавы, именуемой русская охота. Чтоб как древности гнать по морозным полям, икорочкой, блинком с визигой закусывать и куражом охотничьим пропитается чуждая финская душа. Райво не учел фактора, что если гуляют высшие армейские чины, последствия будут непредсказуемыми, беспощадными в своих выходках. К тому же компания затаривается неимоверным количеством водки, это сразу подталкивает финна на мысли о подвохе, но друг-переводчик, смачно затягиваясь сигаретой, успокаивает Райво-«Рашн хант традишн, май фрэнд».

Утрамбовав сомнения стаканом полным живительной огненной воды, финн проваливается в психоделический сон, где его сознание будет блуждать по сновидениям исконно русской, дворянской охоты. Компания тем временем, в числе которой и типичный бизнесмен 90-хх, и бравый генерал Булдаков, (внезапно не Иволгин, видимо снимая первую, Рогожкин не думал о сиквеле, и оставил, абы не мудрить, истинную фамилию, как знать.), и азартный любитель острот, и водки, Соловейчик. Водка пьется, компания неистово угорает, начав чудовищный распой c2h5oh еще на борту переправляющего их катера. Путь лежит в угодья Кузьмича, хозяина здешних мест, здешнего хутора. Гордый властитель сада камней, и просто коренной, охотничий мужик, всем своим видом доказывающий, что обычному человеку для счастья много не надо, а смекалка всегда на праведный путь авось и выведет. Моё почтение Виктору Бычкову, с одной стороны персонаж больно карикатурный, просто как аллюзия на того самого «деревенского мужика», но эти соображения быстро развеялись при просмотре. От деревенского алкаша, к метафизическому русскому пьянице-охотнику. Философ хутора, как местный леший, в пьяном угаре поможет, а в трезвом уме, просто кладезь высказываний, знаток доярок и местного зверя. Персонажи генерируют ситуации и диалоги на каждую минуту экранного времени, постоянно происходят эпичные диалоги, выяснение отношений под градусом, и просто милая, метафизическая шиза, вроде поездок к местным куртизанкам, а также водка, водка, водка. Этот напиток, и мотиватор и катализатор ситуаций, и мерило в конфликтах. Самое главное, что под воздействием зеленого змия, персонажи не творят откровенного зла, да они пренебрегают всеми мыслимыми формами безопасности, творят откровенную чушь, рискую жизнью ради абсурдных целей, просто веселиться. Без вреда для кого-то группа мужиков просто выехала на отдельный хутор, и там устроили себе свое пати-хард с блэк-джеком, заезжими ментами, и прочими увеселительными мероприятием, и что характерно, они никому не лезли бить морду, не отжимали имущество, или просто пошло хамили. Они группа заезжих, приехали, расслабиться мнят себя профи в охоте. На деле то таковыми не являются, а финн катализирует их пафос, давая повод для новых блистательных диалогов да споров. И при этом никакого злобного, насильственного подтекста, местами конечно чернушно, но не более и допустимых пределах, скорее черный юморок, нежели грязный. Персонажи это отдельная песня каждый бесподобен, глядя на них сразу вспоминаешь фразу «культура пития». Хотя нет культуры как таковой, есть банда закадычных шалопаев выбравшихся поохотится, и будь что будет, не такое переживали. Аминь.

16 мая 2017

Кинематографическая деградация

Сие творение от чего-то считается культовым. И по ТВ его транслируют чуть ли не в списке «Легенд нашего кинематографа». «Особенности», надо сказать, имеют соответствующую популярность. Я не смотрю фильмы потому, что они «популярны», особенно, если речь идёт об «американских пирогах», «форсажах» и прочих «играх престолов». Но в данном случае вдруг решил посмотреть…

Посмотрел, и понял, что российский кинематограф (тот что с 1991 года, и с советским никак не связан) объединяет отсутствие смысла. В «особенностях» он отсутствует полностью. Над чем тут можно смеяться, непонятно, а происходящее на экране кажется отвратительным. А главное, фильм укладывается в клюквенные представления о России: водка, водка, водка, медведь, и потом ещё несколько раз водка. Выходит так, что после распада СССР Россия вернулась к состоянию перманентно пьющей страны, где всё, кроме алкоголизма, столь же бессмысленно, как и фильм «Особенности национальной охоты». И более того, некоторые граждане этим умудряются гордиться, и заявлять, что «нас умом не понять».

Мне такое мнение всегда было обидно, а в данном фильме это «нотариально» заверенно. Ещё недавно Финляндия строила вместе с СССР АЭС и атомные ледоколы, а теперь финн обнаруживает, на 1/7 часть суши остались только водка и песня «Чёрный ворон».

Мораль сей басни такова: не думайте, что ваша национальность делает вас выше других.

2 из 10

25 февраля 2017

«Ну… за искусство!»

Есть такие фильмы и их очень мало, которые олицетворяют целую эпоху или даже поколение, а есть фильмы которые открывают для зрителя весь менталитет и духовность своего народа. Именно к такого рода фильмам я отношу работы Александра Рогожкина, а в частности «Особенности национальной охоты».

Наверное, в то непростое для нашей страны время как раз и был подходящий момент, чтобы снять такого рода фильм — с одной стороны, с простым и понятным для каждого сюжетом, с другой — показывающий сквозь призму всего происходящего абсурда на экране суть русской души. Количество, не побоюсь этого слова, крылатых фраз в этом фильме просто зашкаливает, это и размышление генерала: «Тост на охоте должен быть кратким как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется», и его же фраза: «Вы ещё подеритесь — горячие финские парни», а также фраза коменданта на аэродроме: «Да… Жить захочешь — не так раскорячишься» и многие многие другие…

Конечно, все те злоупотребления алкоголем на экране могли бы испортить впечатление от фильма, но в этом и есть его прелесть — показать русского человека на отдыхе, с друзьями, на природе. Как же без алкоголя? Конечно, никуда… Все те безумства, которые происходили на экране отлично сыграли все актёры, это было органично и очень смешно. Дикий восторг, лично у меня, вызывали моменты срывания в траве ананаса или появление в лесу снежного человека. Великолепная идея Рогожкина о вкраплениях на протяжении всего фильма фантазий фина Райво о дореволюционной охоте, придали фильму определённый шарм и даже сказочность. Но порой на экране звучали такие фразы или происходили события, которые наделяли его тем самым русским духом, который возможно и представляет наш менталитет, будь то эмоциональный монолог Соловейчика о том, что в водке спасения ищут, или отношение Кузьмича к своей корове, практически как к члену семьи, с переживаниями и заботой о ней.

Маленькая драма и тоска о лучшей жизни как тонкая нить вплелась в сюжет картины, тем не менее, не давая скулам на лице отдыхать от смеха, который невозможно было сдержать.

10 из 10

14 января 2017

Главное особенность не результат. а процесс…

Давно в 90-х был студентом первого курса. и как положено в студенчестве первые курсы прошли в пьяном угаре. фильм очень понравился. так как передал состояние души во время и после пьянки. Благововейное ожидание процесса употребления. подготовка. первое начало и разгар. Вся атмосфера передана с удивительной точностью. разговоры о вечном и последующее похмелье с ее философскими выводами о бренности мира и собственного существования. В процессе просмотра появляется мечта уйти от этой суеты рабочих будней в первозданную природу для уединения и отрыва от реальности. хотя бы на несколько дней. Бессмертны фразы генерала и других участников фильма. Глубокий смысл особенностей и заключается в загадочности русской души. которая может быть жестокой и одновременно доброй, смекалке и изобретательности русского человека. Русский не национальность, а состояние души. компания разношерстная из многих слоев общества, всех объединяет потребность в излитии собственной точки зрения о существующем мире. Алкоголь это как средство раскрепощения подсознания и рождении в спорах истины. Будучи студентом второго курса в мой город в мое учебное учереждение приезжал актер А. Булдаков и мне посчастливилось взять автограф, но к сожалению в процессе жизни утерялся.

10 из 10

23 июля 2016

Культовый фильм 90-х, немногие фильмы того периода хочется пересматривать как этот. Российская киноиндустрия не очень то и балует зрителя качественным продуктом. Фильм «Особенности национальной охоты» является приятным исключением из сложившейся печальной тенденции российского кинематографа. Прошло 20 лет после первого выхода на экран данного фильма. Много воды утекло с тех пор, и быть может, настало время подвести некий итог, в виде рецензии. Сразу отмечу, я попытаюсь рассмотреть фильм с двух сторон: с положительной и отрицательной. Ныне популярная американская серия фильмов «Мальчишник в Вегасе» по сути — скудоумный плагиат идеи нашего фильма. Конечно, скорее всего, невольный плагиат идеи, но всё же параллели между этими двумя фильмами заметны невооруженным глазом.

Что положительного?

Реплики героев фильма мгновенно разошлись на цитаты, которые до сих пор на слуху. Крылатые фразы нещадно использовались и используются в различных рекламах, шутках, и приобрели поистине народное признание. Чего стоят фразы: «Что это было?», «Ну вы, блин, даёте», «Жить захочешь — не так раскорячишься» и т. д. А фраза: «Думаете, что кончилась, Россия?» в свете последних событий приобретает яркий патриотический оттенок.

Краткие тосты-команды генерала, в исполнении Алексея Булдакова, тут же были подхвачены народными массами и употреблялись при любом удобном случае.

Великолепные диалоги Вилле Хаапасало и Виктора Бычкова на разных языках, вот где по-настоящему хорошая идея режиссера! Водка объединяет людей различных культур. Чем не философская идея? Конечно, это шутка, гротеск, но в этом, что-то есть.

В этом фильме прослеживается концептуальность, через сны Райво зрителя отправляют в прошлое, в царскую Россию. Дворянская охота на волка, некая аллюзия на киноэпопею «Война и Мир». Во снах Райво всё чинно и как положено, а наяву всё с точностью наоборот. Сама охота уходит на задний план повествования, главное это весёлые посиделки в хорошей компании. Смена эпох создаёт эту концептуальную неповторимость, которая исчезла в последующих продолжениях «Особенностей…»

В фильме много приятных сюрреалистических «бонусов», которые не все сразу заметят после первого просмотра. Например, Райво на ночном небе вместо Луны, наблюдает Землю, и говорит — «А из Финляндии её не видно».

Прекрасный актерский ансамбль, без ярко выраженных главных героев, создаёт впечатление у зрителя, некоего личного присутствия и наблюдения со стороны за всеми приключениями, происходящими в этом фильме.

Что отрицательного?

Вся штука и шутка в том, что весь фильм собран из анекдотов, стереотипов и абсурдного гротеска. Если фильм будет смотреть, со всей серьёзностью, какой-либо иностранный гражданин, ничего не знающий о России, то он придет в неописуемый ужас. Или если этот фильм будут использовать, как отрицательный пример для пропаганды против России, смотрите, мол, какие фильмы про себя, снимают русские! Они пьют водку гранеными стаканами, так часто и в таком количестве, что невозможно для любого нормального человека! Почему же у русских человеческие лица? Они пьют водку постоянно, без какой-либо горячей и жирной закуски, как обычную воду! У них даже медведи и те пьют водку!

Какой ещё неприятный вывод прослеживается? За пару бутылок водки, военные наплюют на Устав, инструкции и честь мундира. Военная техника используется не по назначению, все кругом пьют, полнейшее разложение, от начальствующего состава (генерал) до сотрудников правопорядка (сержант Семенов).

А эта фраза про русских женщин: «Смочи губы (водкой). Глотни — они это любят!» Как будто речь идёт не о деревенских доярках, а о дешёвых проститутках.

В общем, для ханжей и феминисток есть поле для дискуссий…

Фильм будет не понятен тем, кто никогда не выбирался на природу с друзьями, хоть на пикник, хоть на рыбалку, хоть на охоту.

Фильм не стоит смотреть несовершеннолетним, только потому, что, они будут пытаться повторить выпить такое же количество спиртного, что в реальности невозможно.

Всё-таки фильм нельзя отнести, в полной мере, к пропаганде алкоголизма и дискредитирования России. Скорее, это гротескная комедия с элементами сюрреализма и с некоторым количеством известных стереотипов о России. Сами герои не показаны такими уж потерянными для общества алкоголиками, а больше выглядят пьющими на природе философами, с высшим образованием, рассуждающими о высоких материях. Герои с широкой русской душой, которую не всем дано понять.

Для многих актеров, снявшихся в «Особенностях национальной охоты» это был звездный час и испытание славой одновременно. С одной стороны народная популярность, с другой за актерами закрепился образ героев данного фильма, который ещё долго преследовал их, и не давал актерам получить другие интересные роли, потому что все видели их только в этих образах.

Примечательно, что режиссер Александр Рогожкин не ожидал такой популярности своего фильма. Изначально у него не было задумки, что фильм будет комедийным. После просмотра готовой версии режиссер был расстроен результатом. Но зрители решили иначе!

Александр Рогожкин взял образы известных политических деятелей того времени и воплотил их на экране в некоторых героях своей картины:

Генерал Иволгин (Александр Лебедь);

Лева Соловейчик (Владимир Жириновский);

Сергей Олегович (Эдуард Лимонов).

Визуально герои фильма действительно, похожи на своих прототипов.

В фильме есть некоторые моменты, которые, при желании, могут трактоваться по-разному, но в целом, это хороший фильм, который можно смотреть бесчисленное количество раз. Фильм нацелен, в первую очередь, на мужскую аудиторию.

Классика. 20 лет прошло как мгновение.

31 июля 2015

«Ну, за охоту!»

90-е годы прошлого века были для российского кинематографа очень непростой эпохой. После развала Советского Союза экономическая и социальная база страны была подорвана и люди думали в первую очередь о том, как прокормить себя и свою семью, а не о кино, которое в принципе можно было не снимать самостоятельно, а приобретать за границей. Однако даже в такое непростое время находились режиссеры, которые хотели творить и все-таки умудрялись поставить свои фильмы несмотря ни на что. Конечно первая половина 90-х не может похвастаться россыпью подлинных шедевров, так как на арену отечественного кино вышли в основном молодые режиссеры, которые по счастливой случайности смогли добиться финансирования своих проектов и выпускали свои опусы, как теперь кажется, исключительно ради собственного счастья. Взять хотя-бы донельзя примитивный хоррор «Мутанты» с Борисом Щербаковым или же ужасные в прямом смысле боевики с Никитой Джигурдой. Но там, где есть кино есть и подлинные таланты, коих хоть и немного, но они все же смогли пробить себе путь. К таким, без сомнения, талантливым творцам можно смело отнести режиссера и сценариста Александра Рогожкина, чей фильм «Особенности национальной охоты» 1995 года породил самый настоящий культ и стал символом целого десятилетия в российском кино. На удивление приемлемые кассовые сборы, россыпь наград на разнообразных фестивалях и, главное, народная любовь — все это окутало творения Рогожкина сразу же после премьеры и впоследствии он поставил еще несколько сиквелов своей оригинальной ленты. Но начиналось все с той самой «… охоты», от которой мало кто ожидал прорыва, а она взяла и порвала все предрассудки и выстрелила на все сто!

Итак, сюжет фильма описывает нам невероятные приключения финна Райво (Вилле Хаапасало) в России. Герой всегда с особым трепетом относился к охоте и у себя на родине прослыл истинным поклонником сего действия. Но современные приемы Райво больше не интересны, а потому он с помощью своего друга напросился принять участие в исконно русской охоте, о которой он знает по историческим книгам и старым кинофильмам. Но, как оказалось, не все старинные обычаи прошли сквозь время и та самая русская охота в новом времени приобрела несколько иной оттенок. Первое, с чем столкнулся Райво при выезде на природу так это то, что все участники охоты в ненормированном количестве пьют алкоголь. На второй день подобное времяпровождение повторилось. На третий тоже… И так далее. Со стороны может показаться, что герои выбрались на охоту исключительно для того, чтобы как следует напиться, но это, конечно же, далеко не так. Александр Рогожкин предъявляет нам целую россыпь ярких, запоминающихся персонажей, которых совершенно невозможно с кем то спутать. И несмотря на нарочитую несерьезность происходящего создатели фильма открывают нам многие нюансы загадочной русской души, которая только сверху кажется вечно пьяной, а внутри поражает своей глубиной и осмысленностью. Но, как мы знаем, умом Россию не понять, а потому фарса и абсурда в ленте будет хоть отбавляй, ведь «Особенности национальной охоты» в первую очередь является развлечением, в котором документальность происходящего не приветствуется.

Почти вес происшествия, что случаются в фильме Рогожкина происходят после того, как герои употребляют алкоголь. И сюжет не зацикливается на одних лишь застольях, а демонстрирует нам множество занятных эпизодов. Так герои спаивают маленького мишку и проводят вместе с ним фото-сессию, отправляются на военно-воздушный полигон по самой глупой, но одновременно смешной причине и в конце концов отправляются на охоту, главной добычей которой судя по всему должна стать корова. Динамика постановки приятно порадует даже того зрителя, который до просмотра совершенно ничего не слышал о данном фильме. Это как раз тот случай, когда в кадре постоянно что-то происходит и смотрится все это вполне органично, без кардинальных перегибов в логике повествования. Отдельного упоминания стоят периодические лирические отступления, в которых наш старый знакомый Райво представляет себе исконно русскую царскую охоту. В его мечтах он и товарищи представляют из себя аристократию, которая выбирается в леса, дабы как следует погонять на конях и выставить себя в выгодном свете перед светскими дамами. Конечно лента могла обойтись и без подобных деталей, но в этих эпизодах чувствуется творческий стиль Рогожкина, который всегда старался привносить в свои работу щепотку романтики и от чего его картины никогда не спутаешь ни с чем другим.

Говоря об «Особенностях национальной охоты» нельзя не упомянуть по крайней мере нескольких героев, чьи образы и фразы моментально ушли в народ. Пальму первенства по популярности делят между собой егерь Кузьмич в исполнении Виктора Бычкова, а также генерал Михалыч от Алексея Булакова. И первого, и второго можно смело называть душой постановки. Что же касается конкретно Кузьмича, то именно он отвечает за, так сказать, культурный отдых героев. Егерь знает о дикой природе абсолютно все и лес является для него родным домом. А потому он совершенно не переживает за «пьяную» охоту, ведь у него все под контролем. Кузьмич живет в единении с окружающим миром и мир отвечает ему тем же. Генерал Михалыч прославился тем, что в его исполнении звучат четкие и лаконичные тосты, которые стали невероятно популярны на всевозможных застольях. Кроме того Михалыч старается найти в пребывании на природе некие высшие материи, причем водка для него, это только лишь инструмент познания загадочной русской души, а не повод валяться под столом.

В итоге хочу сказать, что «Особенности национальной охоты» закономерно пользуются популярностью даже в наши дни и являются одной из лучших российских комедий 90-х годов. Александр Рогожкин неожиданно для самого себя создал настоящий шедевр, который интересен абсолютно всем категориям зрителей. Конечно определенные люди могут посчитать картину одой алкоголизму, но лично я советую читать, как говорится, между строк и увидеть в картине множественные плюсы, которые, возможно, с первого раза кажутся не такими явными. В принципе каждый зритель может найти здесь для себя что-то особенное. Главное откинуть стереотипы и мыслить шире. Так что могу пожелать вам лишь приятного просмотра.

10 из 10

26 ноября 2014

For men

Совершенно «мужской» фильм. Мужикам от мужиков. И дело даже не в том, что «баня, водка, гармонь и лосось» — или, в данном случае, неуловимый «лось»… набор мужских типажей, женские персонажи совершенно безмолвны, но сексуально доступны, соленые шутки в ассортименте и никаких телячьих нежностей даже среди близких друзей.

Отношения все основаны на легкой агрессии — подначки, соперничество, иерархические игры. Многие мужчины предпочитают такой род дружбы, немало их даже считают таковой единственно существующим. К примеру, если взять Кузьмича и Райво — найдя общий язык, они практически только спорят и обвиняют друг друга в неумении рыбачить. И при этом они хорошо относятся друг к другу.

В общем, в плане психологизма фильм совершенно не мой. Я люблю сложные характеры и непростые отношения. Комедийный же план, хотя и одарил нас многими крылатыми фразами, слишком «разведен» в фильме. Недостаточна концентрация. Слишком редкие вкрапления абсурдистского юмора (вроде ананаса в огороде). Слишком смягченная социальная сатира. Слишком приличные и мягкие «солености». Сам режиссер говорил: «На самом деле я не считаю свой фильм комедией… я стремился снять обычное, спокойное кино». У него это всецело получилось.

Так что фильм может не понравиться женщинам, а еще эстетам и городской молодежи, потому что для последних «Особенности национальной» во многом уже анахронизм — и манерой подачи, и тематикой.

4 мая 2014

-Пьете, да? Все пьете и пьете…

Первые из трех по настоящему культовых «особенностей» (есть и другие, которые, право слово, стыдно и относить к серии) вышли на редкость удачным и, скажем так, смотрибельным фильмом. Я с превеликим удовольствием смотрю их не раз и не два в год, и каждый просмотр выливается, во всех смыслах этого слова, в очень приятное времяпрепровождение. Уже здесь были заложены все характерные черты культовой трилогии — водка, немного абсурдный юмор, водка, невероятная атмосферная душевность и еще раз водка! Словом на этих трех китах и держится весь фильм, а так же на невероятно сильной актерской игре и удачных природных планах.

Про актеров стоит сказать несколько добрых слов отдельно — характеры их персонажей прописаны и отыграны безупречно, герои по своей выпуклости и крылатости фраз вполне могли иметь место быть в старых добрых советских комедиях на вроде «Операции Ы». Особняком среди генерала, милиционеров бизнесменов и егеря стоит финн (по совместительству — первая крупная роль Вилле Хаапасало) — видно, что он далеко не все понимает из происходящего и как актер, и как человек, но это абсолютно не мешает, а напротив — придает дополнительной умильности его Райво.

По сюжету, которого, по сути, нет, этот самый Райво уговаривает его русского друга Женю взять себя на настоящую русскую охоту. Всё! Затем весь фильм распадается на ряд крайне смешных анекдотических зарисовок, скрепленных вялыми попытками начать охоту под аккомпанемент звона стаканов. Красной линией сквозь повествование идут грёзы финна о дореволюционной охоте, которые становятся явью лишь в конце фильма, придавая ему несколько фантастические черты. Зрителю же предлагается задушевная в своей непосредственности атмосфера, уйма запоминающихся диалогов и реки разливные с водкой. В итоге — не особо обремененное смыслом, но атмосферное и запоминающиеся кино. Всем рекомендую!

13 января 2013

Рогожкин-брэнд

Закадычные кореша во главе с генералом Иволгиным отправляются на выходные поохотиться в угодьях егеря Кузьмича. Заодно они хотят подобающим образом просветить молодого финского гостя, собирающего материал для книги о национальных особенностях русской охоты. Компания регулярно прикладывается к бутылке по самым разным поводам, и в результате все, кроме финна, забывают, зачем отправились на природу. В конце концов, всё-таки выйдя на охоту, они нападают на след большого лося, оказавшегося при ближайшем рассмотрении коровой…

Анекдотическая стихия у Рогожкина зиждется на брутальном мужском юморе, довольно точно отражающем специфику русского народного характера. Лукавое название картины сразу стало нарицательным, поскольку иронично подразумевало страсть русского человека к употреблению любимого алкогольного напитка — водки.

Фильм сделан как бы по касательной к жанру, однако жанровые недоделки всецело компенсируются узнаванием знакомых ситуаций и регулярными экскурсами в историческое прошлое. Перемещённые в далёкие времена те же самые герои выступают уже в княжеско-боярских ролях: гонят зверя на лошадях с оравой борзых и перемежают команды французскими словечками.

Автор самого безысходного отечественного фильма «Чекист» (1992) написал сценарий и снял комедию, которая стала одним из главных хитов российского кино второй половины 1990-х и имела несколько продолжений и подражаний, правда, во всех смыслах менее удачных.

Режиссер, вдруг открывший в себе незаурядный комедийный дар и создавший череду фольклорных персонажей во времена, когда российское кино, казалось, дышало на ладан, попытался затем создать целый сериал «национальных особенностей». Но особенность первого фильма не была преумножена последующими сериями, скорее паразитирующими на славе оригинала, положившего начало новой мифологии и ставшего чуть ли не единственным русским кино-брэндом ельцинской эпохи.

25 декабря 2012

Уж такая у нас охота. Присоединяйтесь!

Если Вы считаете себя тем, кто вырос в 90-х и с особой нежностью вспоминаете те непростые времена, то наверняка вспомните рекламный ролик про видеомагнитофоны Deawoo, где упоминалось о наличии лазерных головок. Реклама тогда имела свойство сильно влиять на неокрепшие умы бывших коммунистических, а нынче капиталистических жителей, что и вылилось в наше дикое семейное желание приобрести именно этот видеомагнитофон. Но вследствие таковой покупке надо же что-то было лицезреть с помощью оной и по совету друзей мы приобрели видеокассету, на которой стояла надпись: «Особенности национальной охоты». Вставив её в паз видеомагнитофона, начало фильма немало смутило: некая ретроспектива, в которой и не пахло комедией, но когда нас перенесли из 19-го века в нашу современность, тишина нашей квартиры не один десяток раз была нарушена громовым смехом. Это уже после третьего по счёту пересмотра «Особенностей национальной охоты» у каждого из нас появились свои любимые эпизоды. Лично для меня сначала таковым стал эпизод, когда Кузьмич вырубает у себя на огороде ананас и это где-то вблизи Финляндии, а затем я содрогался от смеха после того, как видел обезумевшие глаза финна, когда мимо того пробегает обезьяноподобное существо, по-видимому, снежный человек то был.

Но если среди любимых эпизодов могло произойти разделение, которое ни в коем разе не перерастало в ругань и вражду, то вот не было никаких особенных симпатий к представителям актёрского состава. Каждый из них занимал свою нишу в фильме, добавлял антуража и с каждым из них связано немало забавнейших сцен, которые и создали великолепную комедию середины 90-х прошлого столетия под названием «Особенности национальной охоты».

Немаловажным фактором при создании комедий и дальнейшем условием, что она станет любимой у публики — это наличие реплик, которые войдут в наш речевой обиход. «Особенности национальной охоты» имеют их, и они уже давно стали «крылатыми». Допустим, «Ну вы, блин, даёте!» или «Михалыч, а мы думали медведь» — эти изречения можно услышать чуть ли не каждую неделю из уст совершенно разных людей по социальному признаку, что говорит о любви к фильму различных аудиторий. Кстати, выточенный образ генерала от Алексея Булдакова, и его манера произносить тосты были в миг приняты на «вооружение» простыми обывателями, которые имели честь столкнуться с этой выразительной комедией (как выразился Лёва Соловейчик в исполнении Семёна Стругачёва: «Вот за что я люблю тебя, Михалыч, что тосты у тебя краткие и ёмкие»). К тому же все актёры без исключения легко показывали нам образы простых людей, которые сотнями встречаются нам ежедневно на улицах.

В общем, всем, кто ещё не видел эту картину, я её настойчиво рекомендую, а тем, кто уже видел её, могу сказать: «Ну, за классику!».

9 из 10

11 сентября 2012

Такое Голливуду не снять!

Могу однозначно утверждать, что «Особенности…» — это самый русский фильм. С русской душой, русским характером и русскими персонажами. Говорю не о национальности, а о состоянии души…

Фильм, который цепляет своей простотой, понятностью, иронией, душевностью… Да-да-да! Это всё здесь есть.

Сюжет повествует об обыкновенных русских людях, которые отправляются на 13-й кордон на охоту, взяв с собой финского писателя, дабы показать ему, что же это за занятие такое — RRH (Real Russian Hunter).

Актерский состав просто блеск! У очень многих Алексей Булдаков навсегда остался в памяти, как генерал Михалыч, Виктор Бычков, как егерь Кузьмич, а Семен Стругачев, как Лева Соловейчик.

Даже не знаю, что ещё такого можно сказать о данном фильме. Наверное лишь то, что фильм — обязателен к просмотру, а особенно тем, кому надоело лицезреть современные отечественные фильмы, которые просто-напросто позорят такой жанр, как комедия…

«Особенности национальной охоты» — поистине русский фильм; с русской душой, менталитетом и характером. Здесь есть множество фраз, ставших крылатыми.

К примеру: «Тост на охоте должен быть краткий, как команда, как выстрел, иначе времени на отдых не останется!» — генерал Булдаков

В общем, не буду ходить вокруг, да около… Мне этот фильм, как и сиквел, безумно нравится. Здесь нету пошлости и бездарной игры актеров, а это, я считаю, один из главных факторов хорошего фильма.

10 из 10

P.S. Ну ведь только русский человек может додуматься посадить корову в бомбардировщик, дабы передать её «свояку на дальний кордон»

15 мая 2012

Ну, за водку!

Один из последних опусов отечественного кино, несущий в себе хоть что-то. То есть, фильм уже насквозь «приельцин стайл», со всеми прибамбасами типа анархической свободы слова, беспредельной аморальности, etc, но при этом, последние издыхания совковой школы, типа совести и мастерства — присутствуют в мере «дофига». В совке было лучшее в мире кино, кто считает по-другому — лучше мне не попадайтесь. Когда советский режиссер брался за какую-либо идею, то до зрителя он ее доносил. И здесь, пусть не в самом безобидном и правильном контексте, но цель достигнута.

О широте русской души снимать фильмы весьма невозможно, потому что вся широта не поместится ни в одной идее. Кроме водки. Асоциальность, конечно, скрыли за, надо сказать, отличным остроумием, но фактум есть фактум, поэтому пить разрешили даже медведям. Главный герой в фильме — водка. Она обсуждается, восхваляется, выпивается и является единственным генератором развития событий. Все, что происходит на экране — происходит из-за нее, для нее, после нее, ради нее… Поэтому моралисты и зануды смотреть кино откажутся, и, конечно же, правильно сделают — пусть нудят себе подальше, не мешают мне смотреть. Алкаши и пр. будут чрезмерно довольны той же водкой и водочными конфузами героев, чем и покажут уровень своей человечности. А я… Я буду солидарен с теми, кто просто видит необъятную широту души русского мужика и гордится за себя и свою родину, какой бы очередной глобальный абзац с ней ни происходил.

Отбросив на время морали и контексты, обнаружим вполне неплохую киноработу киноработников. Качество опуса гарантируют постановка и актеры. Сюжет, как я уже сказал, нам близок, и отличное комедийное исполнение тоже не в угол рожей. Постановщик, скомпоновав это под единой и впечатляющей атмосферой, крайне радует кином в жанре увлекательных и смешных похождений.

К тому же, весьма доставляет сама охота, являя собой собирательный образ всех мужиковых развлечений на природе. Это я говорю, как специалист, регулярно плюющий на задолбавший городской кипиш и при каждом удобном случае уматывающий подальше в глухую глушь. И для всех мужиков, забывших, что они мужики, и проводящих тоскливое существование в интернетах и на кухнях, сообщаю: в фильме все правда. Даже медведь. И навевающая песня про «черный ворон, чо ты вьешься». Романтика…

Давайте, мужики, ломанемся в лес, отдохнем по-людски…

8 из 10

9 сентября 2011

Водка, тосты и много…

… приключений национального характера. Ибо, к примеру на западе, человек, направляясь на охоту, навряд ли будет заниматься чем-либо, что отвлечёт его от главного действа. То ли дело у нас (т. е. в этом кино) отдыхают на полную катушку… теряя оружие, подрываясь на динамите и охотясь на корову. И всё это, а также многое другое приправлено всегда весельем и похмельем.

Но всё-таки главное, что хочу отметить — это русский, точнее российский дух картины с его особенной природой и душой. Да и время повествования относится к середине 90-ых, которые уже стали частью истории.

10 из 10

7 мая 2011

Улыбка умиления, усмешка горькая и тихий, еле слышный стон

Первый фильм замечательнейшей киноэпопеи Рогожкина о национальных особенностях создает целую галерею колоритных, индивидуальных, но вполне узнаваемых, а значит близких к типичности, образов, вариаций на тему «русского характера». Понимая то фундаментальное и ужасное обстоятельство, что пьянство давно является неотъемлемой чертой нашей коллективной национальной души, самым образом отечественной жизни, режиссер принимает его неизбывность. В равной степени неизбывны и крайне навязчивы для русского человека ярко показанные в картине природная лень и непрактичность жизненных устремлений, склонность к праздности и аморфной экзальтации, асоциальная мечтательность и уход от общественных проблем. Эти черты режиссер пытается смягчить и поэтизировать, окружая трогательным любованием и наделяя необычайной художественной живостью, что свойственно было еще классической русской литературе второй половины XIX столетия. Но всё же, невольно проглядываются там и сям то горькая усмешка, то тихий стон, то недобрый сарказм автора по скорбной судьбе гибнущей век от века России.

10 из 10

18 января 2011

«Особенности национальной охоты» это замечательная кинокомедия Александра Рогожкина, ставшая первой ласточкой в цикле «Особенностей…». Не смотря на то, что с момента премьеры фильма минуло уже больше 10 лет, картина всё равно не утрачивает своей актуальности, искренности и сколько бы раз я её не смотрела, всё равно смешно до слёз и колик в животе.

Сюжет фильма пересказать невозможно, ведь он практически весь состоит из шуток, нелепых ситуаций и анекдотичных положений героев. А начинается всё так: собрались как-то русские мужики и один иностранец на охоту, прихватив с собой ружья и несколько ящиков водки. И понеслось: оказывается, что финн и русский, разговаривая на разных языках, могут превосходно вести диалог и понимать друг друга; только наши пилоты могут согласиться за бутылку водки перевести корову в бомболюке бомбардировщика; а в баню к горе-охотникам заглянул медведь, напугал всех и уничтожил некоторые запасы водки… и вот из таких маленьких баек и состоит весь фильм. «Особенности…» изобилует такими парадоксальными по своей нелепости ситуациями, которые с точки зрения здравого смысла просто никак не могли произойти, но если добавить к этому огромные запасы водки и национальное умение отдыхать от всей души, то ситуация приобретает гораздо более реальные очертания.

Нельзя не отметить великолепную актёрскую игру: Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Вилле Хаапасало, Семён Стругачёв, Сергей Русскин, Сергей Куприянов на съёмочной площадке собралось столько равно талантливых людей. Кажется, что актёры проживают свои роли, здесь нет никакой наигранности и фальши. Всё просто и естественно как в жизни.

Мой Вам совет, если Вы ещё по какой-то причине не смотрели этот фильм, то обязательно наверстайте упущенное. Увидев «Особенности…» один раз просто невозможно, не возвращаться к ним как к хрестоматии по русскому национальному отдыху. Огромное спасибо всем создателям данной картины.

3 октября 2010

Водка, лес и юмор!

Могу пересматривать этот фильм время от времени постоянно. Это просто комедийный шедевр, хотя когда-то я носом воротила, когда фильм показывали по ТВ, а отец советовал мне его посмотреть. Но что меня там могло привлечь: полураздетые, небритые русские мужики, которые кроме слов «Кузьмич» и «водка» больше и не знают.

Но вот как-то заставила себя посмотреть, а потом остановиться не могла, и пошла по всем остальным фильмам. Надо заметить, что «Особенности национальной рыбалки», «Особенности… в зимний период» и «Операция с Новым годом» меня не отпугнули от работ Александра Рогожкина, а наоборот. Они сотворены из того же теста, но с новыми добавками. Смотреть эти его фильмы — одно сплошное, большое удовольствие.

Не знаю всех тонкостей, но лично у меня создалось впечатление, что роли писались специально именно для этих актеров. Отдельно хочется заметить работы Семена Стругачева, Сергея Русскина и Сергея Гусинского — я над их репликами больше всего по дивану катаюсь при каждом просмотре.

А главное, какими бы не были смешными до фантастики ситуации в картине, они все имеют место быть в обычной жизни.

Советуется к просмотру, рекомендуется иметь эти фильм в домашнем киноархиве, поскольку, если требуется хорошее настроение — только запусти фильм и наслаждайся работой профессионалов.

10 из 10

3 августа 2010

Ну, за понимание!

Отличная комедия! Довольно жизненно удалось Александру Рогожкину передать «охотничью» атмосферу, пусть и слегка гиперболизировано. Но ведь в этом-то вся и соль!

Неожиданная параллель с королевской охотой, наличие любознательного финна, пляшущие доярки, неотъемлемые атрибуты всякой охоты: водка и баня-всё здесь к месту, смешно и со вкусом. Точнее, со смаком. Порадовали и виды природы-красота, да и только!

Удачно подобран актерский состав; образ генерала в исполнении Булдакова со своими краткими, но ёмкими тостами-вообще уже стал классикой. В картине масса смешных эпизодов: начиная от «раскоряченной» в бомболюке коровы до судьбоносного вопроса: «Чей был первый выстрел?».

Снятые после всё тем же Рогожкиным «рыбалка» и «зимний период» должного восторга у меня лично не снискали.

Смотрите с удовольствием!

10 из 10

5 ноября 2009

Лучшая комедия постсоветского периода

Фильм просто бесподобен. Первый раз посмотрел его в 1996 году и с тех пор пересматривал не менее 20 раз. Все шутки вроде бы знаю наизусть, но из уст актеров они звучат настолько органично, что заставляют улыбаться снова и снова. Лично у меня этот замечательный фильм и его продолжение (речь только об «Особенностях рыбалки») пробудил любовь к этому замечательному отдыху (не поймите меня неправильно).

Немного жаль, что ко многим актерам после этой серии приклеились штампы и это негативно сказалось на их карьере в серьезном кино. Хотя тот же Рогожкин в своей «Кукушке» очень неплохо показал другую сторону таланта Хаапасало и Бычкова.

10 из 10

мужчинам к просмотру обязателен.

24 октября 2009

Настоящий русский отдых

Александр Рогожкин снял на удивление жизненное кино. Спустя десятелетие оно не стареет. В далеком 1995 году нам была рассказана история о простых русских людях, собравшихся отдохнуть на охоте.

Этот фильм является бесспорным доказательством того, что на охоте главное не поймать зверя, а уединиться с природой, с прекрасным. Рогожкин раскрывает перед зрителем всю прелесть такой охоты.

P.S. Любителям хорошего отдыха рекомендуется к просмотру.

10 из 10

25 марта 2009

Комедия Особенности национальной охоты в кино с 1995 года, дебют состоялся более 29 лет назад, его режиссером является Александр Рогожкин. Список актеров, которые снимались в кино: Вилле Хаапасало, Алексей Булдаков, Виктор Бычков, Семён Стругачев, Сергей Куприянов, Сергей Русскин, Сергей Гусинский, Игорь Сергеев, Игорь Добряков, Борис Чердынцев, Александр Завьялов, Алексей Полуян, Михаил Кирилюк, Саара Хедлунд, Василий Степанов.

Страна производства - Россия. Особенности национальной охоты — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.