Прощальные гастроли
7.2
6.6
1992, мелодрама, приключения
Россия, Беларусь, 1 ч 10 мин
18+

В ролях: Нина Усатова, Ольга Остроумова, Ольга Левитина, Виталий Дудин, Элина Быстрицкая
и другие
В одном купе на гастроли в Москву едут четыре актрисы провинциального театра - Гаранина, Щипалина, Рудакова и Донцова. Всех их связывает любовь к одному человеку - режиссеру и руководителю этого театра. Правда у кого-то все в прошлом, а у кого-то в настоящем. А самая старшая - прима театра знает его главную тайну: почему молодой, подающий большие надежды режиссер много лет назад вынужден был покинуть столицу и уехать в провинцию. И вот судьба дает им шанс получить признание, начать новую жизнь: гастроли в Москве.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Прощальные гастроли

год: 1992
страны:
Россия, Беларусь
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Сергей Зубиков
композиторы: ,
художник: Владимир Дементьев
монтаж:
жанры: мелодрама, приключения
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, приключения

Отзывы критиков о фильме «Прощальные гастроли», 1992

Инерция заката

Это один из тех многочисленных фильмов начала новой эпохи – развала отечественного кинематографа – когда постановщики и актёры ещё работали на совесть, профессионально, но в условиях зарождающегося капитализма с его продюсерами, рейтингами, отсутствием финансирования кино видится несколько камерным, снятым вроде как «для себя». На это указывает и бессменная почти локация – купе поезда (которое лично мне показалось каким-то слишком просторным; может, в Союзе они такими и были?), и бросающаяся в глаза «отдельность» Гурченко, которая снималась одна, без партнёрш, после того как Быстрицкая отказалась от съёмок, а времени у других актрис не было, и некоторая что ли наивность. Ну и тот факт, что картина не вышла на экраны, а шла исключительно по телевизору, накладывает свой отпечаток.

Но ни одно из вышеперечисленных свойств фильма не являются его недостатками – напротив, всё это мгновенно погружает в атмосферу, не давая опомниться и подумать о чём-то отвлечённом. Нина в исполнении Гурченко (как она здесь хороша) и впрямь ведь «отдельная» – на особом счету, всё понимающая, всё пережившая и уже почти отчаявшаяся. Вера – разбитная, иногда даже до карикатурности смешливая, что иногда пугает – видно, что за этой буффонадой прячутся боль, неустроенность, тоска. Женя – надломленная, но ещё не убитая, хотя глаза грустные-грустные. И милая Вика, подчёркнуто театральная, почти неестественная, хотя в минуты откровения заметно, что она просто «боится догадаться» обо всём.

Это фильм и о жизни провинциальных актрис, для которых глоток свежего воздуха – поездка в столицу, и о женской судьбе, гонящейся за синей птицей, а в общем – о переломе жизни, случившемся на фоне перелома всего в начале 90-х. Браво актрисам, спасибо сценаристу и режиссёру.

9 из 10

7 марта 2022

Озорной сюжет, где актрисам в общем-то не надо сильно копаться в поисках правильных элементов собственных характеров и реакций для правдоподобной экранной жизни персонажей - ведь их роли это актрисы же и построение существования происходит из личного опыта или близко виденного. И это легко и воздушно получается у 'срединной' части актёрского коллектива - Усатовой и Остроумовой, последняя удивляет открытием грани естественной весёлости, ведь известные роли уже в современном кино играются ею в образе похожем на персонаж Гурченко, молчалива, авторитетна, прохладно-доброжелательна. Лишь только Людмила Марковна отходит от этого образа, то включившаяся синтетика её таланта тут же начинает рвать структуру задумки повествования. Хорошо и харизматично существуя в кадре Рябова своими схематичными репликами прогибает сюжет. Особенно в сцене 'эмоционального' монолога, где ритмичность повествования были жестоко нарушены, но появление 'срединных' актрис и тут помогает 'запустить' сюжет по новой линии - уже со стремительным падением в настроении - замечательно отыгранной всеми актрисами. Окончательно добила моё положительное отношение к фильму сопливо-ноющее упоминание о 'страданиях' режиссёра от неких злых людей - читай чиновников или партработников.

Фильм - милый пустячок, почти капустник с естественными Усатовой и Остроумовой, красивой Рябовой и устоявшейся Гурченко, как переходный фильм из одной стадии кинематографа страны в другую, где есть ещё аура смыслов, но только лишь их лёгкая, ускользающая тень...

5 из 10

29 сентября 2021

Прощальные гастроли

Фильм очень хороший и явно нераскрученный. Может, поэтому он несколько недооценен.

Четыре актрисы из провинциального театра едут в одном купе на гастроли в Москву. И самое интересное, что их всех связывает любовь к режиссёру этого театра — Льву Николаевичу. Две из них — его бывшие жёны, одна — нынешняя, а четвёртая женщина — прима театра — его единственная любовь на всю жизнь (недаром она прима — «первая»).

И удивительная рекурсия — актрисы играют актрис, которые не прочь бы сыграть актрис в новой постановке режиссёра. Когда все роли сыграны, так хочется сыграть себя — пожить, наконец, собой. Ведь, как сокрушается героиня Ольги Остроумовой, они живут чужими жизнями, говорят чужими словами. Она же говорит: «Жизнь прошла». Жизнь сломана — и кем? — любимым человеком. Для одной теперь единственной отрадой стали кошки, для другой — огород, а третья, та что первая, та единственная, к кому ревнует молодая жена… Она как была, так и остаётся для отвергшего её мужчины, ангелом — хранителем, всюду и всегда за ним следовавшая, всегда поддерживающая, как никто другой знающая…

Фильм — о переломном моменте в печальных судьбах героинь, с первого взгляда разных, но таких похожих. Москва забрасывает цветами, даёт им признание, надежду, что не всё ещё потеряно. «Эх, Москва… Студенчество… Лучшие годы моей жизни». Героини чувствуют себя королевами на сцене — очень красочный эпизод. Режиссёра приглашают в столицу, конечно, он заберёт с собой и своих любимых актрис.

Но, к несчастью всех героинь, фильм называется именно «Прощальные гастроли». Один из лучших последних советских фильмов.

2 октября 2011

Мелодрама Прощальные гастроли на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Виталий Дудин. Список актеров, которые снимались в кино: Нина Усатова, Ольга Остроумова, Ольга Левитина, Виталий Дудин, Элина Быстрицкая, Людмила Гурченко, Светлана Рябова.

Производство стран Россия и Беларусь. Прощальные гастроли — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.