Подними красный фонарь
Da hong deng long gao gao gua
7.8
8.1
1991, мелодрама, драма, история
Китай, Гонконг, Тайвань, 2 ч 5 мин
В ролях: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цао Цуйфэн, Ма Цзинъу, Кун Линь
и другие
Китай, 1920-е годы. Молодая красавица Сунлянь становится четвёртой женой богатого феодала, и теперь девушке предстоит научиться жить и подчиняться жёстким правилам замкнутого сообщества феодального домохозяйства.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Подними красный фонарь

английское название:

Da hong deng long gao gao gua

год: 1991
страны:
Китай, Гонконг, Тайвань
слоган: «China, 1920. One master, four wives.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператоры: Лунь Ян, Чжао Фэй
композиторы: ,
художники: Цао Цзюйпин, Тун Хуамяо
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $2 603 061
Мировые сборы: $2 603 061
Дата выхода
Мировая премьера: 10 сентября 1991 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Видео к фильму «Подними красный фонарь», 1991

Видео: Трейлер (Подними красный фонарь, 1991) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Подними красный фонарь», 1991

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Подними красный фонарь», 1991

«Красный фонарь» побуждает проводить параллели с другой картиной Пятого Китайского Поколения — лентой Джоаны Чэнь «Сосланная», знаменующей собой скорый закат постреволюционного китайского авторского кино. Но если в последнем случае разочарование идеями коммунизма представлено буквально и явно, то картина Чжана Имоу приобретает характер, скорее, иносказательной экзистенциальной притчи, что достигается автором благодаря оперированию категориями вечности — будучи фильмом о крахе и разрушении, лента Имоу всё же соединяет собой времена: императорского Китая, социалистической КНР и нового времени.

Имперское прошлое представлено в фильме безвременностью традиций, а также безукоризненной, буквально геометрически выверенной стилистикой режиссёра и блестящей работой оператора. Благодаря сугубо китайской дотошной работе с пространством, старинная китайская усадьба выглядит словно ковчег, в котором остановилось время. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, время идёт и очень быстро. Поэтичные закаты и рассветы на фоне монументальной архитектуры, ещё более подчёркивая монументальность режиссёрского стиля, постепенно сменяются кризисами и запустением, что неизбежно случается со всякой старой, исчерпавшей свой ресурс системой. Здесь более всего видится намёк именно на крах коммунистической идеи в претенциозном её понимании. Наконец связь с новым временем достигается за счёт навязчивого лейтмотива фильма — этих специфических китайских ударных, что завлекают уже с начальных титров. (Надо сказать, что музыка в этом фильме просто великолепна! Она производит куда большее впечатление, чем само содержание ленты. Нельзя не восхититься этими звуками китайской флейты и особенно оперными предрассветными ариями!)

Все эти три временные составляющие как бы борются между собой внутри картины, подобно соперничающим в фильме жёнам. Они готовы растерзать друг друга и в то же время вынуждены держаться вместе. Известно, что Солнце испытывает на себе действие двух подобных противоборствующих сил: ядерного разрушения и гравитационного стягивания. Именно эти силы не позволяют звезде разлететься на части и в то же время не обрушиться, раздавив себя под собственным весом. Точно такой же принцип можно наблюдать в «Красном фонаре». Автор как бы примиряет пространство в этой неугасимой вражде и не даёт ему распасться, безупречно выдерживая ритмику фильма.

Тем не менее, все эти стилистические преимущества как раз и мешают в полной мере восхититься этой, бесспорно, очень яркой и важной картиной. При всей своей тщательной и по-конфуциански уравновешенной величественности фильм предлагает слишком мелкую для его калибра тематику. Сюжет крутится вокруг банальной ревности, да и всё поведение персонажей кажется каким-то мелочным и подленьким, не достойным статуса породистых самок господина (сцена с неуместным и злобным разоблачением служанки ярко это демонстрирует). Неприятное впечатление произвела главная героиня, поведение которой было по-подростковому нелогичным и неуместным, вызывающим лёгкое недоумение. Так и осталось непонятно, зачем она попёрлась в этот дом, если изначально его ненавидела? Если уж она так не хотела становится мебелью без имени, то зачем сама добровольно отправилась замуж как на войну? Был ли в этом её коварный план: разрушение традиционного института изнутри, подобно принесённой извне бацилле? Вряд ли. Не выглядела она столь уж дьявольски умной, хоть и училась в университете, о чём многократно упоминается в фильме. Но более всего вызвало недоумение её поведение сразу же после появления в доме господина… если уж она так презирала все эти, действительно, страдающие перегибами традиции, то почему немедленно в них включилась? Позиционируя себя не такой как все, она, тем не менее, с самого первого дня начала требовать почестей и становиться в позу (притом позу отнюдь не покорной самки). Нет, эта девушка, определённо, хотела включиться в эту систему, а не менять её — просто она в этом не преуспела, что и привело к печальным последствиям... Если честно, то это фильм, скорее, о конформизме, нежели о революции, хотя в этой картине равно противоборствуют обе эти полярности.

Вся эта мелочная грызня за внимание какого-то мужика, чьего лица мы не видим, будто бы он стёрт из этого пространства, словно то самое приведение, которым всех здесь пугают (тонкий намёк на дерзко брошенную фразу служанки, что «лучше иметь недовольное лицо, чем вообще его не иметь») — всё это не согласуется с высокой визуальной и в особенности аудиальной эстетикой фильма. Разделение на главы по временам года, конечно же, напоминает значительно более позднюю ленту Ким Ки-Дока, тематика которой как раз-таки более подошла бы этой картине — ведь куда интереснее, если бы всё действие происходило в древнем монастыре, где насельники решали бы важные экзистенциальные вопросы, а не занимались бы выяснением отношений из-за того, у чьего дома горит фонарь.

В общем, женщины в этом фильме выставлены какими-то мелочными и ревнивыми самками. Несмотря на то, что они были разных возрастов (снова намёк на связь времён!), все они выглядели какими-то преждевременно постаревшими, даже самая молодая. Жизнь взаперти явно не давала полной реализации их страсти, которая, если её запереть, приобретает характер отравляющей болезни и, в конечном счёте, приводит даже не к отчаянию, а к унынию. Может, это и лишнее, но в этом фильме не хватило откровенных сцен, количество которых здесь равно нулю. Если бы этих женщин запереть в этой усадьбе и дать им волю на реализацию всего сокровенного, то мы могли бы получить картину в стиле «Корриды любви», где женское начало раскрыто безудержно и максимально. Здесь же несчастных жён, у которых вместо имён лишь номера, лишили даже адекватной сублимации: жена №3 хотя бы пела (и притом потрясающе!), а вот жену №4 лишили фаллического символа — флейты, да ещё и принадлежавшей её отцу! Нет нужды напоминать, к каким печальным последствиям приводят подобные фрустрации...

За вычетом всех минусов, фильм прекрасен и обязателен к просмотру всем любителям авторского азиатского кино, в особенности тем, кто интересуется Китайским Пятым Поколением — это очень непродолжительный отрезок времени, когда творчество молодых авторов сохраняло в себе специфический национальный колорит, уже распрощавшись с официозом соцреализма, но ещё не перейдя к высокобюджетному мейнстриму.

22 мая 2022

Жены и наложницы

Верхушка славы Чжана Имоу. Мне так сильно нравится этот фильм, что я готов прокричать его. Имоу потрясающий режиссер, и он снимает фильмы, которые любят во всем мире. Данная его кинолента особенно мною любима. Картина получилась тонкой и глубокой, завораживающей и исключительной, таинственной и с двойным дном. Перед нами история, раскрывающая тайны традиционной, феодальной, китайской семьи 20-ых годов.

Мы видим молодую, симпатичную девушку, которой пришлось бросить учебу в университете из-за смерти отца. Из-за отсутствия денег, она вышла замуж за очень богатого феодала и стала его четвертой женой. В хоромах своего мужа девушка познакомилась с его тремя другими женами, которые по идеи должны стать ей семьей. За дружелюбными улыбками здесь таилось настоящее змеиное гнездо. Перед нами трагическая история, полная боли, одиночества, коварства и женского мира…

Фильм снят качественно и со вкусом. Чувствовалась хорошая рука режиссера. С большим интересом смотришь эту картину, и она чарует своей историей. Главную женскую роль Имоу в очередной раз отдал своей на тот момент музе прелестной Гун Ли. Она восхитительная актриса, и я ее люблю. В этом фильме зритель идет с ее героиней и попадает в череду тайн, изощренности и коварства. Женский мир очень жесток, и четыре жены у одного феодала — это жесткая тема. Победила та, которая его по-настоящему любила, которая была самой умной и хитрой.

Очень жаль героиню Гун Ли. Совсем юная, чистая девушка. Она вышла замуж за богатого человека и жила в достатке, но за это была большая плата, и героиня столкнулась с ежедневной лживостью и коварством окружающих ее других жен и наложниц. Возможно, все в этой истории было бы по-другому, если бы первая жена была авторитетом и хранила мир в доме, но она была пожилой женщиной, и ей было уже все равно.

Цуйфэнь Као после этого фильма мне запомнилась на всю жизнь. Ее героиня вторая жена удивила больше всего. За милой и дружелюбной улыбкой, может скрываться настоящее, чистое зло. Эта героиня была самая злая, но она ОДНА по-настоящему любила своего мужа, и она ОДНА хотела его по-настоящему, боролась за его внимание и делала все, чтобы он был с ней. Я уверен, что она победит еще многих молоденьких новых жен. Третья жена в исполнении Хэ Цайфэй была неким заблуждением для зрителя. Кажется, что ее надо бояться, но нет, она совсем другая, чем кажется.

Эта женская, костюмированная драма была горячо принята и зрителями и кинокритиками. Фильм стал лауреатом Венецианского кинофестиваля и Британской академии, а также получил номинацию на премию Оскар, как лучший иностранный фильм. Я люблю это кино, и оно находится в небольшом списке моих самых любимых и отборных кинолент.

«Подними красный фонарь» — глубокий и шикарный драматический фильм 1991 года от Чжана Имоу. Данный кинематографический подарок от этого режиссера является восхитительным фильмом на все времена. Я его ценю и всем любителям хорошего кино к просмотру рекомендую. Спасибо и приятного просмотра!

10 из 10

14 июня 2016

Чжан Имоу как всегда на высоте.

- Я все обдумала. Хорошо, я выйду замуж!

- Вот и славно! А за кого?

- За кого? Разве мне решать? Ты все время говоришь о деньгах. Почему бы не выйти за богатого?

- У богатого ты станешь лишь одной из наложниц.

- Пусть буду наложницей. Разве не такова женская судьба?

Что значат красные фонари? Неужели в них заключается весь смысл жизни? Неужели ради того, чтобы они зажглись, женщина готова пойти на все? И что происходят, когда вдруг они потухают… Какова судьба женщины в этом мире? Какая роль ей уготована и меняется ли что-то со временем — все можно проследить в этом фильме. Невероятно реалистичен, причем настолько оголен, что даже был запрещен на родине. И меня тут же раздирают вопросы — а почему? Потому что бояться, что женщина осознает, насколько ничтожное место она занимала раньше, а теперь, она смогла вырваться на свободу.

Казалось бы, выходя замуж за богача, вы должны быть довольны. Вам кажется, что все будет к вашим услугам, все ваши прихоти будут исполняться, все капризы немедленно удовлетворены. А на деле так? Не тут-то было. Вы тысячу раз проклянете свою жизнь и тот факт, что вы вообще появились на свет. Вы с полна хлебнете того, что называется женская доля. Вы говорите, что вам все равно, сколько жен у мужа, вас это не печалит, главное вы живете в достатке? Враньё, вас тревожит каждый его шаг. И любая измена заставляет гореть в муках ваше сердце. Вы говорите, что не соревнуетесь за право быть первой — враньё. Женщина всегда и во все желают быть лучше другой женщины, особенно если она претендует на сердце возлюбленного. Вы говорите, что богатство вас удовлетворит? — снова враньё, каждой из нас нужна любовь и ласка, и никакие деньги это не заменят. Вы думаете, что хорошо разбираетесь в людях, и в даже в такой атмосфере сможете найти близкого человека, с кем можно поделиться мыслями и переживаниями — вы все еще наивный человек, и жизнь еще много вас научит.

Шокирующий фильм. Он просто настолько прост и реалистичен, что шокирует именно своей правотой. От этого становится страшно. Потому что тут нет ничего развлекательного. На протяжении двух часов, вы видите лишь одни и те же стены, несменяющиеся декорации, всего несколько героев, которые постоянно в поле зрения и факты… одни лишь жестокие факты женской судьбы. Смириться? Противостоять? Надо подобрать удобное время, иначе ты будешь растоптан. Надо быть сильной, слишком сильной, чтобы побороть устои общества. Неужели так раньше было… а ведь правда, так и было. Насколько ужасна судьба женщины в те времена. А может они так не считали. Может им нравилась такая жизнь? А мы теперь, с высоты нашей достигнутой независимости, пытаемся разъяснить все что и как должно было быть.

Мое глубочайшее почтение Имоу, который не побоялся сотворить такое кино. Не всем придется по вкусу. Возможно вам наскучить такая атмосферы фильма, где нет никакого действа, все очень монотонно и скучно. И я, предполагаю, что кто-то выключит его после 20-ти минут просмотра. Я не буду говорить, что стоит смотреть ради концовки и дальнейшего развития — это было бы ложью. Потому что и дальше — не будет ничего, кроме правды, ничего кроме того, что ожидалось еще в самом начале.

Это просто судьба такая, женская…

12 апреля 2016

Чистое искусство

Творчество Имоу я полюбила давно. Мое знакомство с ним началось с «Дома летающих кинжалов», потом были «Герой» и «Проклятие золотого цветка». «Подними красный фонарь» решила посмотреть спонтанно, в первую очередь, из-за Гун Ли, любимую мной по «Мемуарам гейши» и всё тому же «Проклятию золотого цветка».

Фильм «Подними красный фонарь» захватывает с первых минут. Это шедевр, иначе и не скажешь! Это именно то, что называют красивым словом «киноискусство»! Здесь прекрасно всё от идеи фильма до ее воплощения: операторская работа, игра актеров, музыка, декорации. Такого гармоничного и атмосферного фильма я не видела, признаюсь, давно!

Сколько тайны, сколько сдерживаемых страстей в каждой героине! Четыре женщины, такие разные, заключены, словно узницы в этом огромном холодном доме. Время здесь как будто остановилось, всё мертво и недвижно… поразило полное отсутствие зелени, того, что олицетворяет саму жизнь. Здесь только холодный серый камень стен и красные фонари, которые являются своеобразным центром композиции.

Страшно представить, как может жить человек в этом мире! Без любви, без тепла, с одной лишь ненавистью и потаенной злобой. Каждая из жен только вещь своего господина, которую он может сломать, выбросить, заменить на другую. Человек не может долго жить в этом пустом, холодном, бездушном пространстве.

Примечательно, что жен не называют по именам, а только «первая жена», «вторая жена» и так далее. А сами они зовут себя «сестрами». Сунлянь живая, она переживает, плачет, доверяет, злится.. именно поэтому она выглядит такой чужой в этом мертвом застывшем мирке.. и именно потому сходит с ума, так и не научившись жить по его законам.

Особо хотелось бы отметить отсутствие так надоевших постельных сцен и обнаженных тел, которыми, к месту и не к месту, изобилует голливудский и европейский кинематограф. Ничто не отвлекает от наслаждения красотой картины и не нарушает целостность созданного художественного образа.

Фильм сильный, запоминающийся. И несмотря на то, что он о другом времени, о другой культуре, его способен понять и прочувствовать каждый. Это искусство, а оно безотносительно ко времени и к пространству, оно затрагивает самые глубины души зрителя, и потому некогда не устаревает. Побольше бы таких фильмов!

18 февраля 2015

Чувство собственной значимости в «гареме»

Совсем еще юная девушка девятнадцати лет вынуждена кардинально изменить свою судьбу. До смерти отца она студентка, у которой есть варианты, после смерти отца, она просто ненужная обуза мачехе, успевшая 6 месяцев отучится в университете, который, тем не менее, сделал ее «образованной» — повысив ее стоимость на рынке невест, куда ей теперь одна дорога. Грустное и медленное кино, о женщинах вынужденных быть не одной единственной, а одной из жен.

Замкнутый мир, где у каждой жены есть свое место в каменном склепе. Вместе с главной героиней мы узнаем каждую из них, не самое важное о них с глобальных позиций, но исчерпывающе с позиций маленького мира. Атмосферно и в отличных декорациях.

И в этом мире, где все упорядочено и размеренно благодаря традициям десятилетий, есть лишь один способ быть значимым — заиметь расположение мужа, хотя бы на один день. В этих каменных ячейках женщины готовы перегрызть друг другу глотки, каждый в своем стиле и наблюдение за этим — один из самых любопытных моментов.

А ради чего столь упорно жёны плетут интриги? Спать при свете и не с любимым мужем — сомнительное удовольствие, а на обед получить возможность выбирать блюдо для остальных жен при особом благоговении прислуги. Вот и наша главная героиня, сама того не понимая, начинает вписываться в эту замкнутую систему, где все явно сошли с ума и не понимают всю абсурдность их положения… Хорошо сделано и тема раскрыта, но местами все же уныло.

7 из 10

6 января 2015

Красное на белом

Я мало знакома с фильмами Востока. Наверное, как у многих, у меня срабатывают ассоциации с Шао Линем, Брюсом Ли, пуще того — Джеки Чаном и прочей экзотикой разного уровня таланта. И что-то отличающееся от этого очень впечатляет.

Фильм завораживает. Отдельными кадрами в том числе. Здесь работа оператора очень хороша, в таком довольно замкнутом пространстве он выстраивает целую философию, целую вселенную одной отдельно взятой семьи. Замкнут двор китайского поместья (или как правильно?), это тоже метафора, здесь нет простора и как будто нет воздуха, нет свободы, нет окружающего мира, всё здесь и сейчас. Всё на виду и в то же время всё так спрятано. Спрятано и загнано — кем-то извне или самим собой. Выхода нет. Лучше его не искать.

Актрисы (большинство ролей женские) играют так сдержанно, а в то же время столько страстей разыгрывается, что просто мороз по коже. И снег, снег. Красота необыкновенная, при этом холодно и страшно, страшно от того, сколько может скрывать человек, как тяжело с этим жить… И по-настоящему страшно тогда, когда что-то всё же вырывается наружу.

Ни одной постельной сцены нет, к которым нас усиленно Голливуд приучил, никаких телодвижений мы не увидим, но происходят настоящие трагедии, именно с этим связанные. Какую бурю поднимает в душе красный фонарь, который носят то туда, то сюда. И стук колотушек то там, то здесь… Делают эротический массаж ступней. Где-то… Кому-то…

Веет средневековьем и какими-то легендами.

Фильм необычайно красивый и глубокий.

10 из 10

9 февраля 2014

В потемках сильной души

Совсем недавно пересматривала антиутопию Замятина «Мы». И — какое совпадение — фильм Имоу тоже про человеческие нумера (жены Господина — первая, вторая, третья…), а красный фонарь — разновидность той самой розовой талонной книжки, чьи листы — разрешения на любовь, вернее, на дозволенный регламентом, уставом, законом секс.

Отношения мужчины и женщины как глубоко интимная (эмоциональная и духовная) сфера личности у Замятина находятся под полным контролем тоталитарного государства. Но разве в фильме Имоу семья не аналог такого общества? Разве в ней не царит тоталитаризм (диктат) от века данных моделей и образцов существования? Разве не каждый там — винтик одной большой и страшной машины, застывший двигатель которой — традиции умерших предков — возведенных в абсолют призраков фамилии?

Замятин на стороне тех, кто, отбросив розовые талончики, готов любить не по приказу, а по сердцу, по «дикой фантазии», на стороне тех, кто выбирает живительный хаос любви, а не регламентированный, упорядоченный (и уже потому неживой) космос формализованных отношений. Чжан Имоу тоже. Он приговаривает лицемерную, ханжескую, фальшивую, холодную традицию с помощью внедрения в нее горячего, трепещущего, плачущего, мечущегося, смелого, живого сердца (Сонлиан).

Такой подход — не новость. Еще один классик нашей литературы — А. Н. Островский тому пример. «Зажги красный фонарь» Имоу (как и «Гроза») представляет собой путешествие в «потемки души» сильной, свободолюбивой героини на фоне освещенного светом красных фонарей непогрешимо правильного ландшафта дома — мавзолея традиций и ритуалов, что неизменны веками, словно недвижные мумии.

Катерина Островского тоскует по воздуху, полету, свободе, правде, как и Сонлиан (4-ая жена). Они испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью, рвутся из неживого в настоящее, лучат искренностью в «темном царстве» фальши, звучат, а не молчат (помните флейту? это символ свободы, индивидуальности, особости, глубины героини в фильме), борются, а не сдаются. Хотя… по поводу сдачи — вопрос.

С одной стороны, отталкивает авторская позиция. Почему Имоу не спас Сонлиан? Или почему не вывел из темницы ханжества китайского Домостроя в добровольную смерть-полет (как Островский Катерину), или в побег (как Варвару; для меня ее аналог 3-я жена, которая умеет создавать вокруг себя шито-крытую свободу и переплавлять страх в отточенную до артистизма ложь)?

У Имоу в финале мы видим поверженную героиню, которая в начале фильма отчаянно бросала вызов всем призракам мертвого дома Господина. И вот — сдача на милость судьбе, капитуляция, крах независимости, погружение в болото безумия, полный паралич воли. Эпитафия по тысячам и тысячам по-настоящему живых, духовно здоровых людей, которые ломаются, потому что со своим чувством правды в атмосфере всеобщей лжи страшно одиноки, потому что с тотальным контролем несвободного мироустройства непосильно биться один на один.

Однако (если не брать в расчет финал) фильм в целом обнаруживает и другой — не трагический, а жизнеутверждающий пафос: срывание всех масок; энергия бунта: хоть в канаву, хоть в смерть, но без интриг и фальши; приоритет личности над массой безликих «я» внутри «тоталитарного государства» семьи, правила которой — тлен, пустая форма, т. к., будучи лишенными души, переплавляют любовь в средство манипулирования и доминирования, отнимают выбор и свободу.

Но не только «деканонизировать канонизированное», разоблачить мертво-формальное желает Имоу с помощью своей героини. Фильм не был бы открытием, увлекись режиссер лишь обличением ритуализированных, клишированных отношений социума-машины.

Он показывает постепенное проникновение несвободы (мелочности и трусоватой агрессии раба) внутрь свободного человека, сужение большой души, деформацию горячего сердца.

Страдания Сонлиан от закабаленности велики, но способ их облегчения — не только слова правды, не только мужественно выбранное изгойство, бунт, но и игра, ложь, ненависть, гордыня, маска — отблески адова пламени красного фонаря. Это не жизнь, а антижизнь после жизни, когда власть и месть кажутся милее единения с миром, с собой, приемлемее правды и независимости. Героиня мучительно пытается преодолеть разрывающую ее раздвоенность, совместить несовместимые полюса, но из этого мало что выходит. А ведь были подсказки и знаки, у судьбы они есть всегда.

Служанка и 3-я сестра — двойники Сонлиан. Служанка — мечта о фонарях, мечта о доминировании, первенстве, превосходстве (гордыня), а 3-я жена — мечта о свободе, праве самостоятельно выбирать, кого любить, кого нет (гордость, чувство собственного достоинства). Она могла бы разглядеть в них свое лицо, внять печальным предостережениям их зеркальных судеб, но предпочитает (столь же вольно, сколь и невольно) разбить их.

Личность ее и притягивает, и отталкивает одновременно. С одной стороны, вызывает безусловное сочувствие сопротивление Сонлиан разлагающим ее пыткам темных сил, но с другой, отвращает ожесточенное сердце, питаемое ядовитыми соками гнева. Змеей за пазухой, раковым наростом — изощренная ложь, обида, коварство. Призраки адски холодного дома, проникшие внутрь, чудовища ненависти. Алое леденящее пламя фонаря — судорожное пламя гнева — зачатки безумия…

Перевоплощение Сонлиан из одной себя в другую себя можно прочитать как развоплощение личности. Но если ее уход в сумасшествие доброволен, если это самоизвольное мученичество, тогда перед нами священное безумие героини — юродство как символ свободы, которая в мире несвободном и футлярном всегда аналог болезни, страдания, одиночества, отверженности.

И еще уход этот — защитная реакция на мертвенность бытия. Теперь Сонлиан ничему и никому не принадлежит. Себе тоже. Свобода ли это (внутри несвободы)? И был ли другой путь из механического мира в иррационально-хаотично-непредсказуемо свободный и живой?

25 июня 2013

Pussy Riot

О женщины, вам имя — вероломство!

Уильям Шекспир

Девочка-студентка, вооруженная звонким голоском и стреляющими глазками, покидает отчий дом, отправляясь служить четвертой женой преуспевающего господина. Свежеиспеченный супруг толкует ей про пользу массажа и китайских церемоний, а старшие жены демонстрируют барышне царственную холодность, притворное дружелюбие и капризный эгоизм. Безжизненные восковые лица буквально светятся готовностью благодарно принимать любые мучения, осень стартует обильными осадками, парикмахерский саспенс финиширует увечьем ушной раковины, а сцена обыска превращается в сцену избиения на почве дилетантской темной магии. Круговая порука мажет как копоть, женщины ищут, но находят лишь старость, и третья жена симулирует хворь истошным оперным воем, преследуя лишь одну цель — зажечь тот самый красный фонарь и озарить его светом собственные покои, живо напоминающие сырую темницу из стихотворения.

Создавая кино величественной медлительностью долгих статичных планов и закадровым бульканьем, маститый китайский режиссер Чжан Имоу демонстрирует зрителю возмутительное обилие чистейшей прелести — тут вам и слезы под радостную музыку, и обрамленная роскошными косами живописная челочка героини, и чахлые деревца, оформленные звонким чириканьем птичек. И фонари, фонари, фонари… Монолог превращается в диалог легким движением руки, флегматический монтаж с обязательным затемнением утюжит замкнутое пространство неповоротливой камерой, раскручивая камерную историю в полноценный эпик, а типичная для Имоу изобретательная работа с цветом соседствует со сценарной рубрикацией. Лето, осень, зима… И снова лето. Рассвет, полдень, закат, ночь… И снова рассвет. Комфортно располагаясь где-то над битвой, режиссер с дотошностью этнографа экспонирует житие героев в мельчайших деталях — вот молоточки для стоп, вот циклопические очки доктора, вот беззубая улыбка служанки.

И добропорядочность тысячелетних традиций проявляется кромешным адом портового борделя, и только безумие способно освободить от страданий покойной благодатью нирваны, и всесильный господин служит лишь декорацией, императором Цыси, богом из машины. Впрочем, это как раз очень понятно — еще Конфуций знал, что правильно строить отношения труднее всего с женщинами и низкими людьми; если приблизишь их к себе — они станут развязными, если удалишь от себя — возненавидят. В этой связи довольно любопытно наблюдать, как обозреваемое кино бросается из огня в полымя, подменяя поэтичную притчу о началах греха «Загадками женственности» Бетти Фридан. Нет, понятно, что коварные мужчины внушают наивным барышням мысли о ненужности карьеры, высшего образования и политических прав, следует только помнить, что Восток есть Восток (говорят, что там даже собаки хохлатые), и бессмысленно рассказывать китайцам про феминизм. Азия-с, не поймут-с. Именно поэтому всякий уважающий себя рецензент просто-таки обязан дополнить здешние рефлексии дополнительным содержательным объемом, раскрашивая великую стену маньчжурского шовинизма веселенькими красками излишних трактовок.

Если вдуматься, «Красный фонарь» и в самом деле не следует сводить к примитивному физиологическому очерку про блеск и нищету куртизанок, устраивающих собственную жизнь серпентарием на фундаменте стародавнего «et lupus est»; если вдуматься, фильм рассказывает нам про гибель Империи, генезис тьмы и неотвратимость рока. Когда триумфальная беременность оборачивается элементарным враньем, зачехляющим статусное освещение, а героини промышляют маниакальным садоводством, выращивая цветы зла, гнев без жалости и чуму без спасения. Проблема здесь исключительно в том, что все эти смыслы начисто дезавуирует эпизод, в котором та самая девочка-студентка напивается по случаю дня рождения и с потрохами сдает новообретенную подругу — ну нельзя девушкам пить, никак нельзя, пьянство не красит дам. И в итоге вы думаете совсем не о том, как старое и ветхое сталкивается с новым и прогрессивным. И не о том, как люди собственными руками строят концентрационные лагеря, принимая сколь угодно омерзительные иерархии доминирования. Нет-нет, вы думаете только о том, сколько же жен в самый раз — три или одна.

15 сентября 2012

В колодце

«Высоко висят красные фонари» — четвертый фильм Чжана Имоу. Красавица Сунлянь — четвертая жена господина Фэнь. Режиссеру необходимо превзойти две своих удачи и стереть из памяти зрителей единственный пока провал. Героине — не задохнуться в ядовитых испарениях цветника, где музыку, пищу и настроения заказывает та, вокруг постели которой сегодня горят фонари: господин любит, когда соблюдаются формальности… и когда все происходит при свете.

Новобрачная при трех здравствующих женах, «хозяйка» в доме, где женщины, точно куклы, разложены каждая в свою коробку, в свои уединенные покои вокруг двора-колодца. Бытие определяет ритуалы. Церемонные визиты из одной комнаты в другую, чаепития, прерванные по команде управляющего, поклоны чужих детей, настороженно приветствующих четвертую тетю. Осененные традицией перебранки с третьей сестрой, приемы пищи, телодвижения под пологом. Имоу, верный своей манере экспрессивного реализма, превращает активный фон в инструмент драматургии, изобретает все новые небывалые «китайские церемонии», условные, как пурпурный цвет гаолянового вина. Вся эта вычурность летом кажется маразматическим бредом отжившей свой век культуры, осенью — законами природы, а зимой — почти что спасением, ведь только она помогает заполнить безрадостные часы, придать существованию видимость цели, пусть эта цель сведена к тарелке шпината.

Благодаря сдержанной игре актрис и специфической манере съемки, чередующей крупные и дальние планы, режиссеру удается передать как внешнюю, так и внутреннюю сторону обрядности. Пепел мертвой традиции, особенно ревностно соблюдаемой теперь, когда за стенами усадьбы рушится Империя. А под ним — тлеющие угли всепроникающего грубого бессознательного вожделения. Неважно, что муж здесь просто символ, анонимный носитель нефритового стержня, божество, насылающее ливни социальных благ. Неподдельную готовность жен питает предвкушение торжества над соперницами и условные рефлексы. Крупным планом — фитиль, проникающий в фонарь, возжигающий пламя в этой багряной долине. Накатывающим стаккато — звук массажных молоточков, заставляющий медленно запрокидывать голову и потирать ступни всех женщин усадьбы, а ближе к концу фильма даже особо чувствительных зрительниц… Закатное золото проливается на черепичные холмы крыш, но не внутрь дворов. Здесь свое солнце, целое созвездие цвета радости, цвета рабства.

Традиционно для ранних работ Имоу, в фильме мало отрицательных героев и одновременно совсем нет положительных. Есть только сильные и слабые, живые и неживые. Но если в «Гаоляне», в «Цзюйдоу» его героини вызывали сочувствие и уважение, то Сунлянь, имеющая с ними одно лицо, похожа на раненое животное в лавке с фарфором, испуганно мечущееся, крушащее все на своем пути. Беда не в кознях наложниц, не в снисходительности божества, позволяющего своим игрушкам делать друг с другом что угодно, лишь бы не до смерти. Проблема в ней самой. Шестимесячное университетское образование обернулось порчей, фатальной неспособностью принять самостоятельно избранный удел. У нее нет того, что есть у других: ни мудрости, созревшей во мраке, где больше не светят красные фонари, ни снисходительной доброты, основанной на тайном знании, что ступни можно потереть не только об мужа, ни даже хитрости, помогающей выманить лишний солнечный день…

Камера, удаляясь, фиксирует, как Гун Ли бродит по двору, рассеянно мерит его шагами, точно ее героиня заперта в тюремной камере. Это похоже на сумасшествие, но разница не так уж очевидна: ведь выхода, избавления по-прежнему нет, а по меркам этого мира Сунлянь невменяема изначально. Она рискованно лжет там, где хватило бы улыбок и покорности, полагается на тех, над кем вчера торжествовала, бьет наотмашь в ответ на щипок, не понимая очевидной для остальных жен истины: глупо плевать в колодец, если ты уже живешь в нем. Сдержанно, чуть отстранено, лишь изредка ставя восклицательный знак эмоциональной сцены, мастер в своей неповторимой визуальной манере показывает надлом. Жесткость без прочности, удары в темноте и закономерный итог. Там где «женщины с сердцем скорпиона» годами вели позиционные бои, ранившие разве что гордость, девушка с оленьими глазами за три дня погубила двоих, даже не понимая, что делает… Четвертый фильм Чжана Имоу принес ему успех. Четвертый брак господина Фэня оказался неудачным.

15 сентября 2012

Восток — дело томное

Китай, 20-е годы ХХ столетия. В доме богатого господина поселяется четвертая, самая молодая жена. Её появление вызывает скрытую вражду, ревность и, в конечном счете, ненависть бывшей главной наложницы хозяина.

Но изощренные козни прошлой фаворитки выглядят ничтожными в сравнении с тоталитарной властью самого князя (лицо которого зрителю так и не удастся толком разглядеть на протяжении всего фильма), живущего по принципу: «хочу — караю, хочу — милую». Путь к нему на ложе — это не путь любви, а всего лишь повод для выбора будущей жертвы…

После эмоционально экзальтированной исторической фрески «Красный гаолян» кинематографический лидер Поднебесной Чжан Имоу снял камерную драму, выдержанную в традициях китайской живописной миниатюры. Отточенная стилистика и выверенная статика композиций этой философско-эзотерической притчи призваны создать иллюзию тихого омута, в котором обитают темные силы.

Уникальная способность режиссера извлекать глубокий бытийный смысл из череды житейских церемоний, будь то зажжение красных фонарей перед дверью очередной избранницы хозяина, или же обыденный ритуал массажа ступней, позволяют причислить фильм к категории вечных и нетленных ценностей.

4 сентября 2012

В безмолвии

Этот восточный фильм остается в памяти долгой, освященной веками церемонией, пусть даже и отраженная история — все та же вечная, простая, но волнующая человеческая драма. И режиссеру удалось отразить не только эфемерную красоту цветных одеяний, звуков, эмоций, но и в сочетании с гипнотической операторской геометрией, бесстрастно ударить по ее тонкому совершенству, обесценить ее витиеватую значительность. Все-таки трудно судить ее, традицию, испытанную временами и поколениями, отрешенную от преходящего, даже гибельную, где люди — марионетки, а счастье подменено одной лишь его фикцией — мечтой.

«Подними красный фонарь» чем-то напоминает джармушевского «Мертвеца». Как тот был замкнут в гитарном скрипе Нила Янга, так и фильм Имоу застыл в повторяющемся торжестве гаснущих и зажигающихся фонарей. И его образ времени, разделенного на главы-сезоны и все равно неизменного наводит на грустную мысль, что все здесь уже давно сошли с ума — одни от того, что наивно верят в лучшее, а другие, как и главная героиня — потому что уже никогда не смогут поверить.

8,5 из 10

18 апреля 2012

О массаже ступней и не только

Фильм снят был в 1991 году, сделав Чжан Имоу и Гун Ли безусловными звездами на любой кинофестивальной площадке мира.

Нужно сказать, что тематика фильма практически не пересекается с интересами современного общества. В действительности, отношения между четырьмя женами неизвестного господина из двадцатых годов двадцатого века в Китае — тема скорее историческая, нежели психологическая.

Между тем, Чжан Имоу снял фильм так, что сомнений не остается — он делал большое кино, а выбранный сюжет не более чем метафора. Что хотел донести до нас автор — вопрос спорный. В заданные рамки может попасть множество тем: от взаимодействия КНР и Тайваня, до гендерных вопросов.

Для меня фильм интересен в трех аспектах.

Во-первых, Гун Ли играет просто потрясающе.

Во-вторых, прекрасная работа с цветом. Перед художниками этого фильма можно ставить самые амбициозные задачи.

В-третьих, абсолютно фантастическая работа с пространством. Ведь весь фильм проходит практически в интерьере одного дома. Тем не менее, режиссер даже не позволяет задуматься о «замкнутости» пространства.

Через несколько лет, выйдет фильм Pulp fiction и будет поставлен вопрос о степени важности в отношениях между мужчиной и женщиной массажа стопы. Так вот, в фильме Чжана Имоу содержится более точный ответ: почему массаж стопы так важен в интимности.

8 из 10

31 марта 2012

«Вы все убийцы»

«Подними красный фонарь» — замечательный во всех отношениях фильм. Атмосферный в высшей степени интерьер поместья, музыка японского композитора Наоки Татикавы и куда более известного Чжао Цзипина, не только хороши, эти элементы не просто дополняет сцены, но и становится главным средством повествования. В общем, как говорили уже многие до меня, этот фильм — один из тех, которые можно смело охарактеризовать словом «великолепный».

Но кроме этого, «Подними красный фонарь» — великолепная метафора, причем не только на Китай начала XX века, но и на любое другое традиционное общество. Само оно и есть поместье феодала — мрачное, старое и держащееся исключительно на обычаях. О них новой в этом обществе Сунлянь говорят постоянно, им следуют все, считая, что так и нужно, и никто даже и не задумывается над тем, зачем это.

И это очень страшное место — оно способно изменять людей, превращать их в часть себя, заставлять мыслить так же, как мыслили все те, кто на протяжении веков жил и умирал здесь. Главные персонажи — абсолютно разные люди: оперная певица, студентка, не умеющая писать крестьянка, женщина, выращенная уже в таких условиях. Но их различия абсолютно не важны — потому что поместье заставляет их действовать так, как должно, как действовали все те, кто здесь жил, рождался и умирал. Они вынуждены играть по установленным тысячу лет назад правилам, врать, ненавидеть друг друга, хотя у этого, как подмечает главная героиня, нет никакого смысла.

Она бунтует, точнее, пытается бунтовать, видя, что система обычаев этого поместья приводит к тому, что люди умирают, причем понимает, что во всех смертях виновата в том числе и она — как и все прочие люди, живущие в поместье. Она бунтует, поднимает красный фонарь, правда этот бунт тоже не имеет какого-то смысла, цели, только причину — «Убийцы, вы все убийцы». Ее называют сумасшедшей — разумеется, как и всех тех, кто начинает говорить правду.

Этот фильм, не поймите неправильно, не критика чего-либо, и уж вряд ли критика современного Китая, как многие настаивают, хотя, конечно, такой человек, как Чжан Имоу, вряд ли совсем не имел этого в виду. Фильм, скорее, о любом традиционном, иерархичном обществе — в том числе и том, в которым живем сейчас мы. Имоу, на мой взгляд, не говорит о проблемах, он просто говорит о том, как это общество существует.

12 марта 2012

Поднимите фонари, зажгите фонари, накройте фонари…(с). Мир, в котором внешняя мишура преобладает над внутренними состояниями, над чувствами, где каждый прожитый день медленно доводит до смерти, будь то в душевном или физическом смысле. Жизнь, загнанная в чарующий с виду каменный серый двор, закрытый со всех сторон, приобретает очень причудливую и бессмысленную форму, уродливую до невозможности. Свет красных фонарей лишь создает иллюзию жизни, которой на самом деле по определению здесь быть не может.

Потрясающе красивая композиция — цвета, формы, движения, костюмы. Все имеет четкий определенный смысл, составляя в итоге совершенную гармоничную картину, при том, что такая традиция — зажигать красные фонари, как в показанных в фильме событиях, на самом деле не существала в реальности. Созданная авторами фильма фантазия необыкновенно точно находит свою незаменимую роль в этой истории, красочно обрисовывая как натуру китайских традиций, так и неся метафорический смысл — все зло, творящееся в этом доме, происходит при ярком торжественном свете, с безразличного позволения.

Вынесенный на первый внешний план вопрос — на что способны эти женщины, загнанные или же сами загнавшие себя в клетку? Равнодушный господин дает обитательницам его застенок полную безграничную свободу в отношениях между собой, совершенно не интересуясь, даже не развлекаясь от происходящего, лишь изредка подливая масла во всепоглощающий огонь злобы, интриг, ненависти, ревности, соперничества, несущего своей целью окончательное истребление. Но помимо этого, возможно провести ассоциацию и с обществом вообще, насколько это возможно терпеть какие-то условности и устои и даже прикрываться ими, в целях преследования лишь своих собственных интересов и вершения злодеяний и интриг.

Разные характеры, разные ощущения жизни. Для самой старшей уже ничего не имеет смысла, кроме взрослого сына. Опасной и хищной Чжуо Ин это место, вероятно, кажется подходящим и имеющим некий смысл — родить первенца, стать главной. Остальным же остаются либо поиски убежища — в еще возможных любовных отношениях, несмотря на текущее положение, либо полнейшая пустота, за которой не следует вообще ничего. Переоценила ли свои собственные силы Сон Лянь, недооценила ли она свое жизнелюбие, согласившись на такой шаг? Героинь, для которых подобная жизнь оборачивается трагедией, объединяет некая осмысленность и самодостаточность. Не идя изначально по пути жертв, они становятся ими в силу того, что тому, кто когда-то знал, куда хотел идти, потеря свободы означает неминуемую погибель.

20 февраля 2012

«А ради чего все это?»

Замечательный фильм китайского мастера Чжана Имоу, который стал известен широкой публике многим позже, благодаря таким фильмам, как «Герой» и «Дом летающих кинжалов»

Фильм повествует о небольшом мире, мире четырех жен богатого китайца. Это фильм не о любви, это фильм о ненависти, зависти, пороках. Здесь нет хороших персонажей, все одинаково плохие, но кое-кто не выдерживает всего этого и сходит с ума, а кто-то продолжает жить со всей этой злобой и ненавистью.

Очень красивая операторская работа, камера сосредоточена на лицах персонажей, в то же время практически нет планов, хозяина, господина, который собственно и владеет этими женщинами. Одна из трактовок этого фильма говорит о том, что это метафора жизни Китая начала века, когда он был разделен на враждующие лагеря, где один клеветал на другого и все бились непонятно за что. В пользу этой версии говорят монологи героини, которая спрашивает «А зачем это все, ради чего мы друг друга мучаем?»

Хорошо показана историческая нить, не зря фильм разделен на части, которые называются именами времен года, и все совершает кругооборот. Традиции, время оказываются сильнее людей, страстей, все в конце концов будет идти своим чередом, не важно кто умер, кого убили, кто сошел с ума, традиции сохранятся и все будет так же, как было.

В целом считаю, что фильм замечательный, интересный, красивый и вневременной, потому что он о вечном, о культуре, традициях, и о том, что будет всегда.

10 из 10

23 ноября 2011

Весна. Лето. Долгая зима. И снова лето.

Издавна в Китае, со времен 23 в. н. э., существовала традиция празднования Юаньсяоцзе, праздника фонарей. Обычно он приходился на весеннее время, и, имея многовековые корни, стал символом Главной ночи (в знак пришествия императора на трон). Этот праздник, распространяясь по всему Китаю, принес праздничную атмосферу в дома богатых граждан, некоторые из которых вкладывали особый смысл в зажжение красных фонарей…

Кинофильм, скорее женский, здесь нет ни одного мужчины, наделенного харизмой. Феодал, главный герой, и тот безлик. На протяжении двухчасового действия, камера ни разу не ловит его лицо, зато характер деспотичного мужа, своенравного и злого раскрывается в полной мере. Образ женщины — наложницы, а не жены, плетущей бесконечную паутину интриг, за внимание мужа, для которой главная радость — зажжение красных фонарей и выбор еды на свой вкус — напоминает олимпийца. Победитель получает в награду традиционный ритуал массажа ног, уносящий женщину в незабываемый мир грез, где она чувствует себя госпожой, а не рабыней.

В жизни все имеет свой определенный цикл, Чжан Имоу, на примере времен года, выстраивает сложный узор взаимоотношений героев, с весенними, девственными кознями, плавно перетекающими в зрелые, жаркие заговоры. Приходит лето и главная героиня осознает, сущность людей, с лицом Будды и сердцем скорпиона. Зима, с горестями, холодом и «прелестями» традиций дома, где человеческая жизнь обесценена, а скелеты в шкафу прибавляются, переходит в объятия лета. Того времени года, в котором ничего не меняется: слабая надежда, мелодией флейты замолкает, иллюзии молодости рушатся, а тирания живет и здравствует.

В картине есть определенные недочеты эмоционального характера, не хватает чувств, визуализированных в красном цвете, намекающих на возможную любовь, которой здесь вовсе нет. Нет зажжения красного «фонаря» ни в чьих сердцах героев. Есть только замершая душа «заложниц» дома, затерянная в снегах долгой, снежной зимы, пришедшей без осеннего листопада…

9 из 10

2 июля 2011

Вольер

В 1978 году, в столице Китая, была открыта первая пекинская киноакадемия, её выпускники начала 80-х годов, будут названы специалистами, как «Пятое поколение китайских кинорежиссёров». Именно такие авторы, как Чэнь Кайгэ, Тянь Чжуанчжуан и конечно же Чжан Имоу, принесут высшие награды европейских кинофестивалей и международную славу, почти полностью уничтоженному за годы «культурной революции», многострадальному кинематографу КНР.

Но именно Чжан Имоу, станет самым успешным из всех и наверное любимейшим постановщиком среднестатистического западного зрителя. Сочетая в своих работах исторический размах и изысканный декоративный пафос(даром, что начинал он профессией дизайнера), Имоу(в прошлом ещё и оператор), сделает своей фирменной творческой нотой- визуальную составляющую. Абсолютно такова его лента- «Подними красный фонарь», в своих идеальных планах-кадрах, отсылающая более всего к искусству живописи.

Как мысли писателя не даёт иной раз развернуться малый формат листа бумаги, так же здесь, действие фильма несколько сковывает каркас геометрически правильных рядов каменных пагод. Клаустрофобия камерной драмы начинается с музыки ударных инструментов и заканчивается «удавленным оперным воем» граммофонной пластинки. При этом, художественный вкус автора безупречен, он словно играет в цвета, где любой из палитры будет неминуемо вытеснен ярко-красным. Размеренной поступью китайских традиций, плывёт действие нешуточных шекспировских страстей, на деле оборачивающееся нравоописательством в манере интриг де Лакло. Попытка поэтически, на ритуальной образности строить сюжет, несколько усложняется ненужными в своей незавершённости, побочными сюжетными линиями.

На самом же деле, Имоу показал тектонический сдвиг эпох, когда на смену многовековой феодальной традиции приходит новое время, деклассирующее устои «великих предков». Хотя соединяя в своей работе традиционный китайский жанр с элементами европейской культуры, режиссёр и сам признаёт капитуляцию исключительности национального стиля, ставшего стереотипным пережитком.

8 из 10

1 июля 2011

На меня фильм произвел сильное впечатление.

Культура Востока необычна и ее трудно понять. Все, что необычно, зритель воспринимает или предвзято или как экзотику, красивую или просто непонятную.

Если внимательно вникнуть в то, что происходит на экране, то начинаешь сопереживать, и, представляя себе, что такое, действительно, могло когда-то произойти, понимаешь, насколько все связано с традициями и обычаями, по которым живут люди. Насколько бы они не отличались друг от друга, все они так или иначе живут по правилам, которые установлены обществом.

Правила и времена меняются, традиции тоже.

Люди или следуют им или нарушают правила, особенно если эти правила жестоки.

Так совершается история.

Тяжелый фильм, который, как ни странно, смотрится легко, может быть потому, что все происходящее на экране, кажется таким далеким, незнакомым.

Не смотря на это, как бы не отстраненно воспринимать этот фильм, после просмотра остается тяжелый осадок на душе.

Сложно представить себе жизнь молодой девушки, главными событиями в которой являются мысли о том, принесут ли красные фонари во двор к ней или к другой жене ее мужа, а также о том, кому из жен будут делать массаж ног… Чтобы понять, о чем речь, нужно посмотреть фильм.

К чему такие условия жизни могут привести?

Интриги, интриги и еще раз интриги…

Не может оставить равнодушным концовка фильма, жестко, страшно, по своему справедливо, опять же, нужно посмотреть фильм, чтобы понять…

Очень интересно…

8 из 10

14 июля 2010

Женский взгляд

Жуткая пустота каменных стен. Отвратительные красные фонари. Прекрасные и замкнутые женщины, чувственные, страстные, но слишком убогие внутри.

Картина вызвала неприязнь. Наверное, так выглядит мир хаоса — это женщины, прародительницы, богини и матери, запертые в клетки как животные. Не понимаю, не представляю и не желаю верить в то, что так можно жить. Так, как живут «четыре сестры», четыре жены Господина. В однообразии и скуке, в душевном опустошении, в заполняющемся гноем колодце.

Возможно, это шедевр. Равнодушия не будет, но вынесете ли вы что-то для себя нужное? Поймете, осознаете?

У меня осталось только горькое чувство тошноты, физическое ощущение реальности. И до того сложно избавиться от этих ощущений, что вряд ли я могу рекомендовать этот фильм к просмотру.

14 июня 2009

Месть как оружие

В фильме показаны отношения внутри китайского гарема, но по сути рассказывается о судьбах трёх жён Господина и небольшие истории окружающих слуг…

Операторская работа не впечатлила, движение камер были редки и несущественны, но сами ракурсы были как нельзя кстати

Очень красивые костюмы и убранство комнат. Фильм описывает события в ограниченном пространстве, что очень сильно помогает нагнетанию нужной атмосферы заточения жён в этом доме.

7 из 10

27 февраля 2009

Сонлиан, девушка из небогатой семьи, которая в силу ситуации стала четвертой женой аристократа. Жизнь в новом доме для нее в новинку. Правила и обычаи, отточенные столетиями властвуют в новом доме и девушка должна к ним привыкнуть.

Чжан Имоу автор неповторимой стилистики, который в своих фильмах отдает дань красивому визуальному фону, но при этом показывает сильные характеры, обычно женские.

Красные фонари в доме аристократа, где теперь живет Сонлиан, зажигаются в покоях той из жен, где «хозяин» проведет ночь.

По ходу ни одна из 4-х жен, не любит «хозяина» и «красные фонари» и «массаж ступней» — это лишь показатель того, кто главный на данный момент.

Женщины всегда были загадками. Они могут быть покорными, могут быть привередливыми, могут быть мстительными, могут быть умными, но при этом они могут совершать глупые и безрассудные поступки или же плести интриги и быть коварными. Именно весь диапазон женских эмоций и поступков мы видим в фильме Имоу.

Все 4 жены, которые проживают на территории огромного имения, по сути пленницы. Кто-то смирился с этим, а кто-то хочет показать кто же «в доме хозяин». К тому же женщины ужасно коварны и не перед чем не остановятся ради достижения своей цели, разве, что если их не «сломает» более опасная соперница.

Еще раз повторюсь, что визуальная составляющая фильма просто великолепна. Антураж Китая 20-х годов прошлого столетия воссоздан великолепно.

Фильм был номинирован на «Оскар» в категории Лучший иностранный фильм, но проиграл итальянскому «Средиземному морю».

7 из 10

22 февраля 2009

В замке Синей бороды

Китайский режиссер Чжан Имоу всегда специализировался на историях о сильных женщинах. И этих женщин зачастую играла любовница Имоу — несравненная Гун Ли. Мужчины в фильмах Имоу периода конца 80-х-начала 90-х зачастую присутствуют только лишь для того, чтобы подчеркнуть женскую силу. Они слабы и беспомощны без женщин. Однако жизнь немилосердна к последним, всячески проверяя их на прочность. И немногим удается с честью выйти из всех передряг и снести все невзгоды. История Китая изобилует трудными периодами и Имоу часто исследует поведение и жизнь людей в этих условиях.

«Поднимая красный фонарь» по книге Шу Тонга «Жены и наложницы» продолжает тему, начатую режиссером в «Красном Гаоляне» и других ранних картинах и повествует о нелегкой судьбе четвертой наложницы богатого китайца. На этот раз режиссер рассказывает об обычной повседневности, немного приоткрывая завесу в мир, который многим неведом, ввиду особой замкнутости и обособленности. Образно выражаясь, выносит сор из избы, показывая, что и здесь может царить страсть и бушевать ненависть. Фильм представляет собой образную притчу, наполненную как личными переживаниями режиссера, так и метафорами, крайне похожую на знаменитую сказку Шарля Перро «Синяя борода».

Юная девушка после свадьбы попадает вместо дома в настоящий террариум со змеями, где каждая из жен с переменным успехом плетет интриги против других с целью добиться расположения супруга на ночь и больше. Ведь, если муж выбрал тебя, то на твоей улице будут гореть красные фонари, и тебе будут оказываться всевозможнейшие почести со стороны прислуги. Здесь цель оправдывает средства. И чтобы победить, нужно усиленно потолкаться локтями. И не сломаться.

Тема семьи также проходит через все творчество автора. Только в отличие от того же «Гаоляна» или например, «Жить», здесь семья смертельно больна, она отравлена интригами, соперничеством жен и недоверием. Осталась лишь пустая форма с выеденным до донышка содержанием. Глава семейства смотрит на все сквозь пальцы, его совершенно не интересует происходящее, для него важна только его дорогая персона и ее непрестанное ублажение. И женщины, чувствуя, что им необходимо добиваться расположение своего господина любыми способами стараются перегрызть друг другу глотку. Ведь они зависят от этого человека, и его расположение сулит определенные жизненные блага. Оно даже дает небольшую власть над остальными женами.

Упустив развитие ситуации, муж уже не в силах контролировать необратимую реакцию, да и не особо хочет, обрекая своих жен на постоянную борьбу с непредсказуемым исходом. Для кого-то она закончится смертью, для кого-то спасительным безумием. Но вскоре сюда придет новая жертва за своей иллюзией счастья. Новая жертва в замке Синей Бороды, пожирающего все больше и больше невинных душ.

Через пятнадцать лет режиссер попытается повторить успех «Красного фонаря» практически полностью скопировав сюжетную фабулу в «Проклятие золотого цветка», правда, перенеся действие в древний Китай. Та же история, та же прекрасная Гун Ли, та же по сути семья. Но только на этот раз фильм окажется красивой и ненужной пустышкой, еще раз доказав, что второй раз в одну и ту же реку войти нельзя.

А здесь стиль у режиссера еще не разменян на купюры. Здесь зритель буквально погружается в атмосферу происходящего, наблюдая за вековыми обычаями и традициями Китая. Здесь еще можно сопереживать сильным женщинам, восхищаясь их жизненной стойкостью, хоть на этот раз Имоу не слишком к ним и расположен.

6 февраля 2009

Вы не пожалеете, если его посмотрите

Фильм повествует о соперничестве четырех жен китайского аристократа. Это история о девушке, ставшей четвертой женой и столкнувшейся с интригами, предательством, жестокостью.

Советую истинным ценителям хорошего кино. Оцень долго его искала в свою коллекцию.

10 из 10

14 августа 2007

Мелодрама Подними красный фонарь впервые показанa в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Чжан Имоу. Кто снимался в кино, актерский состав: Гун Ли, Хэ Цайфэй, Цао Цуйфэн, Ма Цзинъу, Кун Линь, Цуй Чжиган, Эсперанса Пэм Таи Лан, Ци Чжао, Цзинь Шуюань, Динг Вэйминь, Као Чжэнинь, Чу Сяо.

В то время как во всем мире собрано 2,603,061 доллар. Производство стран Китай, Гонконг и Тайвань. Подними красный фонарь — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.