Клетка для канареек
7.5
7.1
1983, драма
СССР, 1 ч 17 мин
16+

В ролях: Вячеслав Баранов, Евгения Добровольская, Алиса Фрейндлих, Борис Бачурин, Семен Фарада
и другие
Олеся и Виктор - подростки. Сейчас в их жизни момент серьезного внутреннего кризиса. В общем-то, ситуация достаточно обычна для столь юного возраста - но героям фильма от этого не легче. Они чувствуют себя запертыми в клетке, из которой так хочется вырваться на волю... По мотивам пьесы А. Сергеева «Случай на вокзале».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Клетка для канареек

год: 1983
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Михаил Биц
композитор:
художники: Совет Агоян, Леонид Свинцицкий, Ирина Белякова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 октября 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Клетка для канареек», 1983

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Клетка для канареек», 1983

Покинули клетку

Фильм без красивой для глаз правды, живой и насыщенный событиями двух несчастных юных душ.

Актеры, игравшие молодых, безумно талантливо исполняют роли, особенно хочется отметить Вячеслава Баранова. Как обладатель весьма колоритной внешности, он идеально вписался под сюжет.

Актриса тоже достойна восхищения особенно для дебютной роли.

Да, что хочется сказать о сюжете. Устаешь наверное от фильмов с идеально красивыми сценами, финалами которые должны очевидно вкладывать веру в любовь и светлое будущее. Этот фильм ценен именно сюжетом, и отчасти именно конечной сценой.

Да! Все не так гладко в этой жизни. Да! Смерть — это то от чего никуда не деться. Да! Насильно мил не будешь. и Да.. птицы открыли клетки

1 июля 2020

Ужасно! Терпеть не могу чернуху, а это именно она и есть. Притом не могу сказать, что фильм снят плохо. Нет, всё в нём попадает в точку: и промозглая осень, и тёмная ночь, и неуютный вокзал с неприкаянными пассажирами. И актёрам претензий нет: хорошо играют, скорее всего, именно то, что и задумывал автор, но сама задумка ерундовая.

Единственный вызывающий хоть какую-то симпатию персонаж — милиционер. Нормальный честный человек без претензий и истерик. Главный герой абсолютно не симпатичен. Дело даже не в том, что он слабохарактерен, ограбил квартиру и т. д. Нет, в принципе его, наверное, можно было бы даже пожалеть, а вот нисколечко не жалко. Главная героиня откровенно раздражала своей подростковой экзальтацией. Ходить с поводком давно умершей собаки, рассуждать про музыку, которая должна быть внутри каждого человека, одухотворённо закатывая глаза, задумчиво произносить «я не знаю, почему, но это так» — это не сложность внутреннего мира и не его глубина, это претензия и напыщенность. А уж шёпот в телефонную трубку «Алёша, поговори со мной, пожалуйста» и воспоминания о высокопарных папиных словах у постели больной дочери получились совсем уж в стиле дешёвой мелодрамы.

Подозреваю, что здесь была попытка сделать что-то вроде Достоевского: униженные и оскорблённые герои в сложный и неоднозначный момент их жизни, одинокие в неуютном мире. Попытка не удалась, не вышел из Витьки Раскольников, а из Олеси — Соня Мармеладова. Герои Достоевского даже в самой неприглядной обстановке внутренне красивы, а эти — просто психопаты, у которых ничего за душой нет. Я действительно не понимаю, чем Олеся так уж сильно лучше своей мамы. Только та барахло зарабатывает для семьи, а эта хотела бы клещом вцепится в папу и провести с ним всю жизнь, глядя друг другу в глаза и не обращая внимания на мир вокруг. Задуманный подростковый бунт против обывательства взрослых с такой героиней получиться не мог. Да и со всех сторон якобы положительный папа на поверку выходит каким-то пофигистом, достигшим в своей личной скорлупе нирваны — а это скучно.

История про хороших детей в отвратительном мире не вышла. Мир действительно отвратителен, но якобы хорошие дети ещё хуже. От фильма один негатив.

3 из 10

27 января 2015

Музка в душе

В который раз душу мою тянет ностальгия по ускользнувшей эпохе. В этих фильмах 80-х помимо отточенной драматургии, блестящей режиссуры и актёрской игры на высочайшем уровне, не зависимо от количества времени присутствия на экране героя, есть ещё что-то, что я всё стремилась поймать, но оно, как туман, проходило сквозь руки. И грустно, а объяснить себе не могла от чего.

Но вот сейчас, кажется, поняла, что меня в них так зовёт. Это были последние свидетельства того типажа, которого сейчас уже нет. Достойных сынов отечества с эполетами и именными шпагами на пороге 17-го года мне тоже жаль терять, но до этих, образца 80-х, кажется, ещё можно дотянуться руками, ведь я в те годы родилась, а значит, это отцы моего поколения. Но я их не вижу, не вижу вокруг. Как страшная красная волна смыла всё в начале 20 века, так иная волна, совсем другого лагеря перемолола в муку тех людей.

Как всякий любящий свободомыслие человек, я не по совку грущу, и не по «товарищам» канувшим в небытие. А по тем понятиям чести и совести, по тем вопросам, которые люди ставили перед собой, по тем лицам, в конце концов.

«Клетка для канареек» (1983г) Павла Чухрая, которая разбередила меня, не об этом даже. Это пьеса на двоих (хоть в эпизодах мы и увидим прекрасные актёрские работы Алисы Фрейндлих, Семёна Фарады и многих других), подростковые поиски себя и своего пути в жизни, принципов, на которые можно опереться и тут же подвергнуть их сомнению, что свойственно юношескому максимализму.

Первая работа в кино 17-летней Евгении Добровольской и её первого мужа Вячеслава Баранова (для дебютантки это будет начало великого актёрского пути, у неё ещё будет 4 детей, среди её бедующих мужей — тоже великий, но сдавшийся змию, Михаил Ефремов, и данная справка здесь, может, и ни к чему, но именно после передачи, где мне открылись неизвестные ранее факты из жизни Добровольской, я и стала смотреть этот фильм).

Но Чухрай не был бы Чухраем, если бы из драмы, на первый взгляд романтической, не родилась социальная драма. Приметы времени и типажи той эпохи мы видим в эпизодах. Где такие милиционеры? А где такие внимательные и неравнодушные люди в очереди, проводницы? А сцена встречи родителями сына — военного, это всего лишь штрих, несколько секунд на экране, без слов, а у меня комок в горле, потому что нет больше таких людей. И, может, нам сегодняшним, кажется забавным и наивным, когда в фильмах тех лет говорят, что фарцовка — это плохо. Пожужжала, пожужжала общественность в те годы, а потом спросили жены у мужей, а матери у сыновей, а сыновья, в свою очередь, у отцов, которые этим вовремя не занялись: «А ты где был?» Но если отбросить сегодняшние наши понятия о честном предпринимательстве и свободной торговле, то давайте признаем, что в те годы спекуляцией занимались, действительно, не самые морально устойчивые личности. И дело не в том, что сейчас это нормально и смешны претензии к такому роду деятельности, а в том, что порядочный человек тех лет не способен был на такое, вот и всё. Да, были ещё единицы-лидеры, те, которые всегда в любых условиях плывут против течения и способны его изменить. Этакие Ретты Батлеры, но у них другие мотивы, скорее даже, не жажда наживы, а не желание жить по стандартам, и их сложно представить в малиновых пиджаках, потому что это снова стандарты.

Но фильм то, конечно, не о том. Это всё случилось потом, а Чухрай запечатлел эпоху на грани исчезновения.

«-Понимаешь, в тебе нет музыки… В каждом человеке должна всю жизнь звучать музыка. А в некоторых людях её нет… Не знаю почему.

-А в тебе то самой она есть?

-Есть, я каждую секунду её слушаю, а если она кончится я…умру».

11 ноября 2014

Случай на вокзале.

Тридцать лет назад Павел Чухрай снял прекрасную картину по пьесе Анатолия Сергеева (Чупринского) «Случай на вокзале». Это забытое кино рвёт душу на части, особенно его финал. В свете того, что снимается сейчас, весьма возможно оно не будет иметь успеха у широкой публики, но тем кто ценит хорошее кино, этот фильм не может не понравиться. Примечателен и тот факт, что это дебютная лента популярной российской актрисы Евгении Добровольской. И дебют ей не просто удался, а стал знаковым в судьбе этой замечательной и талантливой актрисы. Роль Олеси стала трамплином для творчества, ну а по другому и быть не могло, ведь у руля стоял не кто-нибудь, а Павел Чухрай. Что же до героя в исполнении Вячеслава Баранова, то здесь просто смело давать Оскара и другие всевозможные премии. Настолько тонко, настолько пронзительно исполнено, просто снимаю шляпу.

Но всё вышеперечисленное никоим образом не умаляет и заслуг режиссёра, который смастерил глубокое и многогранное кино. Здесь и конфликт поколений и судьба отдельно взятых людей и проблема человека в целом и отношения между людьми, словом начинок много и это естественно заставляет и думать и чувствовать и понимать, что хотел сказать Чухрай. За одну мысль о том, что в человеке должна звучать музыка уже этот фильм достоин внимания. И подана эта мысль так мастерски, так ювелирно, что понимаешь в СССР были и есть хорошие режиссёры.

Подросток Виктор не закоренелый преступник, но и не пай мальчик. Казалось бы ни с того, ни с сего взял и обчистил одну квартиру. Но к концу разумеется выяснятся мотивы его поведения. Молодая девушка Олеся не может простить матери, что та бросила отца и приехала на вокзал в надежде снова его увидеть, ведь она отбила ему телеграмму. Это не новость двадцать первого века, когда девочки любят своих отцов и он для них и кумир и идеал мужчины. Но здесь немного другая ситуация. Почему другая? Описывать не буду, надо просто посмотреть. Исходя из обычной логики естественно предположить, что эти два одиноких существа пересекутся, что собственно мы и видим. И в их встрече нет романтики, нет охов и вздохов и нежных признаний, но насколько эта встреча значима для обоих! Такая встреча ни много ни мало, способна переменить жизнь человека, заставить его по другому взглянуть на мир и на своё месть в этом мире, пусть даже этот человек ещё относительно молод и юн.

Как итог: психологически мощный фильм с внутренней нравственной канвой и твёрдым стержнем под достойное музыкальное сопровождение. Смотреть всем, особенно молодым и юным.

10 из 10

10 января 2014

Драма Клетка для канареек появился на телеэкранах в далеком 1983 году, его режиссером является Павел Чухрай. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Вячеслав Баранов, Евгения Добровольская, Алиса Фрейндлих, Борис Бачурин, Семен Фарада, Валентина Ананьина, Галина Комарова, Александр Коняшин, Михаил Чигарёв, В. Анужене, Марина Левтова, Аудрюс Хадаравичюс, Владимир Сичкарь, Л. Степанова, Анатолий Васильев.

Страна производства - СССР. Клетка для канареек — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.