Инспектор ГАИ
7.7
7.2
1982, драма
СССР, 1 ч 19 мин
18+

В ролях: Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Марина Левтова, Николай Парфёнов, Виктор Ильичев
и другие
Скромность и принципиальность приводит инспектора ГАИ Петра Зыкина к конфликту с начальником станции технического обслуживания Труновым, который, нарушив правила дорожного движения, пытается воспользоваться своими связями и «поставить на место» не в меру ретивого милиционера. Однако ничто не может заставить Зыкина изменить своим принципам: ни связи, ни положение человека, совершившего правонарушение...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Инспектор ГАИ

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Михаил Роговой
композитор:
художник: Дмитрий Богородский
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 мая 1983 г.
на DVD: 29 февраля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 19 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Инспектор ГАИ», 1982

Видео: Фрагмент (Инспектор ГАИ, 1982) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Инспектор ГАИ», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Инспектор ГАИ», 1982

Есть много советских кинофильмов, которые превозносят служебный подвиг милиционеров, и я обоснованно полагал, что это один из них. Я ошибался...

Великолепно, просто гениально сыграл свою роль Никита Михалков! Ему исключительно хорошо удаются роли утончённых негодяев. Очень хорош и Сергей Никоненко в роли ГГ, удачно подобран актёр, и сыграл безупречно.

Концовка испортила весь фильм, из-за неё он получился упадническим, пессимистичным, лишённым надежды на лучшее будущее. Мне удивительно, почему так неблагоразумно подошли авторы картины к этому вопросу, ведь стоило лишь чуть-чуть изменить последнюю фразу антигероя, и вся картина заиграла бы радостными красками, вселяющими оптимизм и веру в лучшее. А то, что получилось, – лишь убеждает зрителя в бессмысленности подобного гражданского подвига, и во всесилии подобных подонков и поддерживаемой ими системы.

К сожалению, из-за концовки фильма главный герой выставлен посмешищем, тупым солдафоном: с одной стороны, хочется гордиться подвигом его принципиальности и высоконравственной жизненной позиции, с другой стороны, в его лице подчёркивается бессмысленность подобных стараний. Мораль фильма в результате отсутствует, потому что порок здесь лишь обнажён, а благоразумных средств для его лечения не предложено. Отчаянные попытки пробивать стену головой и постоянно держать удар не дают здесь желаемого эффекта, или хотя бы нравственной поддержки.

Единственный поддержавший нашего героя – его начальник – лишь дискредитирует его таким образом, потому что поддержка от лица такого персонажа омерзительна. Вместо борьбы за законность, герой Ефремова постоянно пытается тут скрестить ежа с ужом, и аккуратненько постоять в сторонке, – как бы чего хуже не вышло. «Товарищ майор» тут непрестанно «вибрирует» в волнах чужого мироощущения или собственных закоренелых привычек, не имея своей чёткой жизненной позиции в желании всем угодить, как Кот Леопольд.

Лучшей концовкой были бы слова Трунова: «Молодец! Мужик! Уважаю! Я бы так не смог». Или что-нибудь подобное. Вместо этого Трунов лишь снисходительно подчёркивает очевидное для всех: для себя самого, для только что оплёванных им друзей, для инспектора ГАИ, и, что хуже всего, – для зрителя. С этими словами зритель окончательно должен утратить надежду на лучшее, – всё бесполезно, ничего не изменится, «все звери равны, но некоторые равнее».

Вывод. Фильм оставляет неприятное ощущение. Как одна из первых ласточек в ожидании грядущих «маленьких вер», «интердевочек» и «дочерей ментов».

23 ноября 2023

Мир спасают чудаки

Интересный фильм. Одновременно и простой, и сложный. Фильм, задающий вопросы своему зрителю, приглашающий его подумать.

Все просто. Два неплохих парня инспектор ГАИ Зыкин и директор автосервиса Трунов — два похожих человека, радеющих за общее дело. Но один изменяет своим принципам (Трунов), и движется вверх по карьерной лестнице. А другой (Зыкин) остается верен себе, и неумолимо катится вниз по той же самой лестнице. Что и делает их героями-антиподами.

Зыкин. Глядя на него, задаешься вопросом: откуда в нем столько внутренних сил, чтобы, несмотря ни на что, оставаться честным и абсолютно несгибаемым человеком? В конце фильма врезается в память, брошенная им фраза, объяснящая его жизненную позицию:'… если я на своем месте такой, а другой на своем месте… то, может, и будет — как надо». Звучит, как девиз адекватных чудаков, на коих держится еще мир наш!

Трунов. По всему видно, раньше был, как Зыкин, полагающий, что закон — один для всех. Но жизнь обломала и покалечила этого человека внутри. И, хотя совсем не изуродовала, он прогнулся. Встреча с Зыкиным напомнила Трунову о человеческих ценностях, за которые он отказался бороться. Пожалуй, он смог позволить себе почувствовать это особенно остро, когда в состоянии алкогольного опьянения, напялив рыжий цвета волос инспектора парик и на какое-то время став Зыкиным, сказал прямо в лицо городскому бомонду, что все они — паноптикум.

Так что же в итоге оказалось? Успешный менеджер и «автомобильный бог» Трунов страшно завидует внутренней силе и человеческим качествам обычного инспектора ГАИ.

Смотрится фильм легко. Он удался. Удался благодаря создателям, среди которых немало больших мастеров киноскусства.

25 апреля 2020

Правила для средних людей

Трудно сказать почему, но мне очень нравится этот фильм-сказка начала 80-х. Может из-за постоянной актуальности взаимоотношений «водитель-инспектор», может из-за глубокого философского подтекста, присутствующего в фильме (действительно, почему одним можно все, а другим — как положено. По сути еще одна теория Раскольникова), но, скорее всего, из-за атмосферы фильма. Той самой, неповторимой и непередаваемой атмосферы советского времени, которая ужасна, но так будоражит воспоминания. Нечто похожее испытывает большинство, тех, кому минимум 40 лет.

Фильм очень проблемный для своего времени, остается таковым и сейчас. Честный и неподкупный представитель власти в форме лейтенанта ГАИ (играет Сергей Никоненко) по фильму рыжий и полностью оправдывает этот свой цвет. Что только с ним не делают — и начальством стращают, и через родственников давят, и бюрократизмом мучают, а ему все нипочем. Подобный мифический ориентир приятно видеть, хотя бы на экране. И при этом он показан вполне реальным человеком. Не особенно образованным, но душевным, способным на заботу о ближних и даже любовь к девушке.

Отрицательный персонаж, несознательный блатной директор автосервиса, достался Никите Михалкову, который очень органично вписался в этот образ. Настолько, что и играть особенно не пришлось. Одна из лучших ролей Михалкова. Бравые ребята из местного ГАИ представлены начальником Олегом Ефремовым и подхалимом-инспектором Виктором Ильичевым. Да и вокруг мелькают знакомые лица — Парфенов, Кузьмичев, Левтова, Рязанова. Такие фильмы быстро становятся золотым фондом советского кино.

10 из 10

21 марта 2019

Инспектор ГАИ

Насколько этот фильм политкорректен, настолько буду неполиткорректным я. Смотрел «Инспектора» дважды или трижды, в первый раз довольно давно, и никогда не знал, что режиссер — Уразбаев, тот самый, который «Транссибирский экспресс». Повторить «Экспресс» не получилось: «Инспектор» вышел гораздо менее удачным и в целом довольно простеньким. Картина по всем параметрам вписывается в правильную андроповскую эпоху, когда Юрий Владимирович вел борьбу с наследием и наследниками своего главного политического противника Леонида Ильича. Даешь бой коррупции, лени, кумовству, тунеядству, алкоголизму и т. д. — это все прекрасно, и очень жаль, что Андропов не успел осуществить даже толику всего им задуманного. И особенно жаль, что ему не хватило времени на то, чтобы правильно взрастить своего протеже Михаила Сергеевича, который впоследствии, не имея нужного политического опыта, набедокурил по полной программе. В картине играет известный конъюнктурщик Михалков: почуяв новые веяния, он без колебаний согласился в ней сняться. И правильно сделал: в образе «блатного» советского мажора он просто шикарен. Многие зрители даже за глаза посчитали, что Никита Сергеевич сыграл самого себя. Никоненко абсолютно достоверен в роли честного, но простоватого милиционера, поскольку уже играл такого героя раньше. А вот его начальник Ефремов мне совсем не нравится (как, впрочем, и во всех остальных своих ролях). Роль Виктора Ильичева — то, что на Западе называют comic relief: персонаж, абсолютно не нужный сюжету, но способный, когда надо, рассмешить зрителя. Любовная линия в «Инспекторе» вообще не пришей кобыле хвост; сцена поцелуя неуместна до смущения и, хуже того, не получает практически никакого развития, если не считать такого любовного диалога: «Пойдем сегодня в кино? — Я работаю допоздна. — Ну, тогда пойдем на последний сеанс? — Пойдем. — Ну, пока».

Однако фильм правилен по сути. И, в принципе, не совсем и плакатен. Герой Михалкова не есть однозначный негодяй: да, он пользуется связями (а кто не пользуется), да, он способен нарушить закон (а кто из нас не ездил зайцем) и даже устроить подлянку, но при этом он «эффективный менеджер», лучше, чем и бывший, и будущий начальники его учреждения. Менеджер, которого даже, в конце концов, начинают мучить угрызения совести. Вот что прикажете с таким делать? Авторы фильма не дают ответа. Здесь нет ни грустного конца, ни веселого — никакого. Как и в жизни.

7 апреля 2017

Как это грустно всё. Вот есть человек с принципами, правильный, честный, неподкупный и бесстрашный. И что его ждёт в этой жизни? Страдания от своей правильности. Потому что, как правило, люди неправильные, беспринципные, нечестные и коррумпированные имеют гораздо больше власти и связей, чтобы сживать со света людей правильных. Вот об этом и весь фильм.

Вот только инспектору Зыкину всё же повезло, что Трунов может слышать своего оппонента и даже постараться понять его. А в глубине души даже зауважать. Но до этого нужно ещё столько гадостей сделать. Как относиться к образу Зыкина? Брать с него пример и восхищаться, или задуматься, как бы он поступил при нравственном выборе, когда Правила нарушаются по уважительной причине. Такое же, наверняка, бывает. Нравственного выбора нам не показали, но та принципиальность, с которой Зыкин сражается с наглым и не таким, как все, Труновым, не может не радовать. Даже хочется, чтобы вообще в правоохранительных органах было побольше таких людей.

Расписываю тут драму, хотя фильм-то комедийный, лёгкий, с очень яркими персонажами, каждый из которых прекрасен в своём образе. Диалоги прописаны очень здорово, конфликт интересов влиятельного Трунова и настырного Зыкина служит мотором повествования. Кстати, Михалков тут прекрасен, роль для него и про него. А как он кричал толпе: «Это вот это вот люди? Сволочи! Дерьмо!» и прочее. Есть мнение, что камера в эти минуты работала совершенно случайно.

В целом, мне полюбился этот фильм, а ещё больше полюбились персонажи в исполнении этих актёров. Среди них хоть есть и явно отрицательные личности, подлые, я бы даже сказал, но даже они какие-то забавные. Самое ценное, что фильм начали комедией и ею же и закончили, без нагнетания и драмы. А то ведь сердечко ёкнуло, когда Трунов начал ходить с ружьём. Казалось, всё, фильм закончится кровью. Но хорошо то, что хорошо кончается.

8 из 10

3 марта 2017

Закон против!

Владелец станции технического обслуживания автомобилей является любителей быстрой езды. Инспектор ГАИ придерживается противополжной позиции: «Необходимо соблюдать правила, всем!» Из столкновения двух убеждений произрастает сюжет этого фильма. С одной стороны закон, с другой — действительность.

Зыкин (Сергей Никоненко) — инспектор ГАИ. Прямолинеен, имеет чёткие убеждения, что правила нужно соблюдать каждому, вне зависимости от статуса и положения в обществе. Увлекается «спидвеем». Порой эмоционален. «Ничто земное ему не чуждо».

Трунов (Никита Михалков) — типичный делец, у которого всё под контролём. Мог ли быть такой человек без нужных связей? Думаю, что нет.

Майор Гринько (Олег Ефремов) — к закону относится снисходительно, больше думает о моральной стороне. Главное предупредить, а не покарать. В глубине души уважает Зыкина.

Адрианов (Виктор Ильичев) — милиционер, ведёт себя заискивающе и с подобстрастием. Типичный приспособленец. Полная противоположность Зыкину.

Можно ли жить по закону соблюдая все без исключения правила? Иногда, в определённых обстоятельствах забываешь обо всём лишь бы выполнить поставленную задачу. Приходится рисковать и брать на себя ответственность.

Прямолинейность Зыкина мешает ему в его увлечении мото-гонками. «Попробуй по внутренней стороне, что ты всё по внешней» — говорит ему тренер. Но инспектор упорно стоит на своём. Как мне кажется, нужно обладать гибкостью в принятии решений. Это позволит избежать однобокости.

Есть такие футбольные арбитры, которые придерживаются «буквы закона». Для них показать карточку или назначить одиннадцатиметровый удар — рутина. Да, я соглашаюсь с его решениями, но сам матч теряет в зрелищности.

Но мне всегда вспоминаются слова Шарапова из легендарного фильма: «Если закон один раз подмять, второй, потом дыры им начать закрывать как нам с тобой удобно, то это уже не закон будет, а кистень».

Фильм оставил приятное впечатление, а его продолжительность располагает к просмотру, даже без знакомства с рецензиями. Достаточно посмотреть кто исполняет главные роли и является сценаристом.

8 из 10

25 ноября 2013

Один из образцов социально-политического заказа. Можно сказать, один из лучших в своем жанре.

Инспектор Зыкин (Сергей Никоненко), рыжий во всех смыслах, вызывает противоречивую реакцию сослуживцев и начальства, не говоря уже об автолюбителях, поскольку штрафует независимо от социального статуса и должности. Но однажды он нарывается на нового директора местного автосервиса гражданина Трунова (Никита Михалков), который пытается доказать ГАИшнику, что правила писаны не для всех.

Поскольку фильм создан в 1982 году, не воспринимать его как пропагандистское сопровождение кампании по борьбе с привилегиями невозможно. Да и не нужно. При этом фильм получился вполне искренним и не слишком оптимистичным — финал открыт: можно предполагать и торжество высоких принципов советской морали и победу надвигающегося класса «новых русских», вступивших в союз с номенклатурой. Фильм, а он такого рода не один, в очередной раз показал коррозию советской системы, жившей по принципу: если нельзя, но очень хочется, то — можно. Для особо приближенных, конечно. Другое дело, что сама система могла позволить себе подобную критику, несмотря на прилепившийся к ней ярлык «не демократическая». Тут вам и каста чиновников под вывеской «рука руку моет», и «рыжий» ГАИшник (явное исключение из правил), и «фирмачи», и «блат», и кадровая политика не по заслугам и т. д. В общем, полезное кино.

Что касается факторов киношного свойства, то лучшее — это, безусловно, сценарий. Александр Бородянский, прославившийся впоследствии сотрудничеством с Кареном Шахназаровым, впервые опробовал социальные реалии своим пером, что впоследствии вылилось в знаменитого «Курьера». Никита Михалков в очередной раз сыграл самого себя (по ощущениям во всяком случае), а значит наслаждение зрителю гарантировано. Другое дело — Сергей Никоненко. Все-таки изображение железобетонного чудака выглядит задачей потруднее. Как это у него получилось, судите сами, но то, что он дела не завалил — факт. Режиссура в таком раскладе ушла на задний план, да и бог бы с ней — припомним, что кино не авторское, а политически заказанное. Но Эльдор Уразбаев по крайней мере профессионал. Впереди у него «Визит к Минотавру», подтвердивший статус. Наверное, просто он милицию любит. Налицо тот случай, когда чувство совпало с пожеланиями руководства (это я шучу — режиссер не так уж плох).

А вообще-то неплохое проблемное кино, во многом актуальное и сегодня. Тому доказательством гибель сразу нескольких губернаторов из-за несоблюдения ПДД на земле (Евдокимов) и в воздухе (Лебедь и кто-то еще), пусть даже не они были за рулем. Почему-то ныне в качестве госзаказа снимается «Ночной дозор».

8 из 10

23 августа 2012

Актуальное кино или закон писан не для всех

Смотря это кино, немного можно найти отличий от современной действительности, разве что автомобили сейчас стали мощнее (превышение не на 20 км, а на 120); наличие сотовых телефонов (они бы быстрее «решили вопросы» и уменьшили бы фильм вдвое); и стиль одежды сейчас всё-таки не советский (хотя и местами далеко не ушёл). Ещё можно присовокупить нынешнее расширение и увеличение коррупции. А в остальном это абсолютно актуальное произведение, повествующее нам о том, что на протяжении всей человеческой жизни мы подразделяемся на тех, кто может закон нарушать и на тех, кто должен его соблюдать.

Этот фильм представляет собой этакое пособие для сотрудников ГАИ в частности и для нас всех в общем. Уверен, что такие люди, как Пётр Зыкин есть и сейчас: честно работающие, законопослушные, упрямые и наивные в своём стремлении уравнять всех и свято верящие в то, что человек рождается таким, как и все, и не может он себя противопоставить законам и правилам общества. Думаю, что на таких людях и держится человечество.

Что касается актёрской игры, то здесь представлен великолепный треугольник артистов: Сергей Никоненко, Никита Михалков и Олег Ефремов. Прекрасно переданы задуманные образы.

А нам остаётся надеяться на то, что определённое исправление, которое вроде как перенёс начальник станции техобслуживания тов. Трунов, перенесёт кто-то и в реальности. Поживём — увидим!

8 из 10

18 октября 2010

одним можно, а другим нельзя

Если вы не автолюбитель, то все равно вам будет интересно посмотреть данную работу. Фильм не только о беспристрастном сотруднике ГАИ в частности, но и о справедливом и честном человеке в целом. О конфликте между людьми, имеющим разное представление о дозволенном.

Кино подкупает своей идеей, которая состоит в том, что есть принципиальные и честные ГАИшники, несмотря на стереотипное представление общества. Больше всего о коррумпированности органов кричат люди, сами частенько нарушающие закон. В частности ПДД, на примере этого фильма.

Картина маслом. «Крупная шишка» Трунов, с философией «потому что одним можно, а другим нельзя», с нарушением попадается инспектору Зыкину, чья рыжая голова славится своей упертостью. Но Трунов тоже из упертых. В итоге разгорается конфликт и противостояние двух, можно сказать, «миров». Которые в силу своей природы пойдут до конца в своих устремлениях. Т. е. инспектор Зыкин считает, что правила едины и для всех. Трунов же другого мнения. Оба персонажа уверены в собственной правоте. В общем, довольно интересная задумка, особенно для отечественного зрителя. Позабавила сцена, когда у инспектора не выдержали нервы:

- «За что?»

- «За то, что вы подонок, мерзавец, подлец!» - с особым пристрастием, инспектор прокалывал права Зыкину.

Стоит отметь первоклассную игру Никиты Михалкова, который отлично вжился в образ самоуверенного и блатного начальника станции технического обслуживания. А как он произнес «Аллёу» в начале телефонного разговора, до сих пор вспоминаю. Так же запомнилось его появление в американской армейской куртке М65 в финале картины. Словом, Михалков не только выдающийся режиссер, но и талантливый и харизматический актёр.

8 из 10

Стоящее отечественное кино, чья тематика актуальна по сей день.

4 февраля 2010

Мы не такие в большинстве своем…

Я люблю этот фильм во многом потому, что поступил бы не так, как Зыкин. Да, думаю, я как и многие другие, если признаться честно — отстали бы от Трунова от греха подальше. Зыкин человек не гибкого ума, но именно это придает ему такой стойкости, что сильные мира сего так и не согнули инспектора.

Никакого криминала, чисто психологическое противостояние «крутого дяди» и честного инспектора. Потрясающая ломка в сознании, сыгранная Михалковым. Все действительно без пафоса и построено на великолепной актерской игре. Балл снял исключительно за то, что Зыкин был больше упрямым, чем идейным — впрочем и здесь могу ошибаться!

9 из 10

2 сентября 2009

Класс!

Вот это кино! «Потому что мне можно, а ей — нельзя!» против «Потому что я такой, и другим быть не хочу. И не буду!» Блистательный Н. Михалков против несгибаемого С. Никоненко.

Потрясающее противостояние. Превосходный сценарий. Неповторимая атмосфера лучшего советского кино. Великолепные актерские работы. Простота и изысканность одновременно применительно к идейной составляющей картины. Ни одного слабого места. Определенно один из лучших фильмов великой страны. Минимум пафоса и демагогии. Убеждения против реальной действительности. Вечный бой. Заслуженный успех. Овации. Я покорён.

Только

10 из 10

26 января 2009

Хороший фильм о порче в обществе. Английское Corruption — означает не только взяточничество. Это порча, гниение, разложение.

Вот так начинается порча в чиновничьих рядах одного городка, когда туда прибывает новый начальник СТО. Чиновники пытаются угодить ему, ведь этот паразит — единственный источник жизненно важного ресурса: запчастей и механиков, без которого престиж любого человека падает до уровня простого рабочего.

Однако Петр Зыкина еще не испорчен. Видимо сделан из антикоррозийного сорта стали. На него смотрят как на юродивого: «ребенок, романтик, неужели ты не можешь понять, что грач не будет летать как воробей?» Но нет никаких грачей и воробьев, есть люди и есть сволочи. И есть закон который охраняет первых от вторых. А он — страж этого закона.

Фильм о важной, актуальной теме с хорошим юмором. Никакого папфоса и геройства. Никакого добра и зла. Лишь люди и сволочи, как в жизни.

13 ноября 2008

Драма Инспектор ГАИ появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Эльдор Уразбаев. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Марина Левтова, Николай Парфёнов, Виктор Ильичев, Раиса Рязанова, Юрий Кузьменков, Николай Засухин, Анатолий Ганшин, Гусейн Ахундов, Никита Михалков, Евгений Перов, Данила Перов, Вадим Захарченко.

Страна производства - СССР. Инспектор ГАИ — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.