Грачи
7
6.5
1982, драма, криминал
СССР, 1 ч 30 мин
18+

В ролях: Леонид Филатов, Ярослав Гаврилюк, Виталий Шаповалов, Юрий Гребенщиков, Ирина Бунина
и другие
Виктор Грач и Леонид Осадчий — опасные преступники. Считая себя сильной и независимой личностью, которой все позволено, Виктор хочет видеть таким же и своего младшего брата Шурку. И тот, подчиняясь авторитету Виктора, становится невольным участником тяжких преступлений и, в конце концов, оказывается на скамье подсудимых. Долго не выносится приговор, потому что судье важно понять степень виновности каждого из братьев, докопаться до истины, выяснить, что превратило обыкновенных парней в грабителей и убийц.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Грачи

год: 1982
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Александр Яновский
композитор:
художник: Эдуард Шейкин
жанры: драма, криминал
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 января 1983 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, криминал

Постер фильма «Грачи», 1982

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Грачи», 1982

Психологическая драма «Грачи», как и всякое произведение искусства, прежде всего ставит вопросы, а не отвечает на них. Ответить должны зрители. Не увидел здесь ничего о социальных лифтах. Фильм прежде всего о человеке, и о борьбе за него. Если с двумя из троих преступников всё ясно, то за третьего идет борьба, как и положео, двух начал. Темное начало символизирует герой Леонида Филатова, светлое — судьи, в исполнении Петренко. Судья здесь прежде всего не палач, не формальный блюститель закона, а Человек, переживающий за судьбу младшего Грача. Именно поэтому первые кадры начинаются именно с появления судьи, причем в образе еще не судьи, а простого человека — рассказчика этой истории. Фильм снят мастерски: сцены и убийства, и повседневной советской жизни впечатляют своей правдоподобностью. Игра актеров на высоте. Если сначала герой Филатова еще может вызвать какую-то симпатию, то по нескольким его фразам становится понятно, какая это мразь. Советую посмотреть всем, кто ценит настоящее киноискусство, а не беготню со стрельбой, которая забывается на другой день.

9 из 10

22 декабря 2017

Про ГРАЧЕЙ.

«Грачи» — художественный фильм моего детства, имевший шумный прокат в начале 80-х… взрослые по поводу фильма шумели, но зачем, почему шумели, мне в десятилетнем возрасте было не понятно. Наверное хладнокровие убийц, запредельное по тем временам для советского кинематографа, цепляло за живое… да ещё в исполнении обаятельнейшего и любимейшего Леонида Филатова — разрыв шаблона. А возможно разрыв шаблона был совсем в другом месте — под художественный фильм, на самом деле, замаскирован фильм документальный… поэтому кино это было и остаётся не про фантазии режиссёра, а про реалии того советского времени — на самом деле фильм не о парадном, а о НАСТОЯЩЕМ СССР, который был сложным криминальным миром местячковых авторитетов, из которого в 90-е выросла простая криминальная война организованной преступности.

Фильм прямо, без всякой двусмысленности, говорит о том социальном лифте СССР, разговор о котором в СССР был табуирован до полного замалчивания проблемы, как будто этой проблемы не было, а она не просто была — в ней жили и взрослые и дети того времени, и именно об этой, о настоящей жизни советского народа этот фильм. Для того времени это, конечно, шумное произведение.

Фильм не отвечает ни на один вопрос, зато ставит вопросов предостаточно:

1. Почему Грачи, живущие всю жизнь в глубокой провинции в ветхой халупе в нескольких метрах от железной дороги — на самом дне, в бомжатнике, как сказали бы сейчас, одеты как дети столичных дипломатов? В «штаны иностранного производства» по выражению судьи.

2. Почему Грачи одинаково хорошо владеют двумя языками — гражданским и криминальным, и криминальный язык используют не для общения друг с другом, что было бы логично, а для защиты / нападения во время конфликтов с гражданским обществом?

3. Почему Грачи бегут в другой город после «драки с мальчиком» по выражению их матери? Я вот, например, как раз в то время дрался с мальчиками почти ежедневно, но моей семье ни разу не пришлось бежать в другой город. Что это за мальчик такой должен был быть тогда, после драки с которым пришлось бы бежать всей семьёй?

4. Почему младший Грач разрывается между братом и правдой до потери сознания? Как будто из двух правд должен выбрать одну, а на самом деле выбора нет — обе правды это одна и та же правда.

5. И самый главный вопрос, вопрос судьи, оставшийся в фильме без ответа — независимым ОТ ЧЕГО хотел вырастить старший брат младшего? От морали? От общества? От халупы? От себя? Этот вопрос — главный вопрос этой темы, главный вопрос этого лифта… кого поднимает этот лифт мы более-менее понимаем — его пассажиры у нас перед глазами, но вот КУДА поднимает их криминальный лифт СССР?

В Википедии, под кратким изложением содержания этого фильма, есть ссылки на авторов, которые пытались исследовать феномен именно криминальной стороны советского строя. Видимо, уже после краха СССР. Наверное можно попытаться разобраться в этой теме, если есть к ней интерес. Но у меня есть подозрение, что ответа на главный вопрос фильма не будет. Вернее так, можно найти массу ответов на вопрос судьи «От чего?» — пусть даже от советского строя, от государства, от общества… но так и останется без ответа вопрос «Куда?» Ведь те, кто как и я, жили в СССР — помнят, что социальных лифтов у нас тогда было с десяток, но СССР был одноэтажным зданием.

Поэтому по-молодости забравшись в тот или иной лифт мы усиленно делали вид, что едем на нём — нажимали важно на кнопку тысячного этажа, сами изображали «как работает трансформатор» — у-у-у-у-у, сами потряхивали кабину, в конце концов годам к сорока лифт наш становился загаженным нами настолько, что нам приходилось вылезать из него куда-нибудь в чистое поле, зарываться с головой в стог сена, и плакать.

Ни один советский социальный лифт не вёз никого никуда. Все так и оставались там, откуда пытались уехать, от чего пытались стать независимыми. Мудрыми были те, кто оставался собой, не бежал от себя. В общем — фильм хороший. Возвращает в 80-е как на машине времени, и ты опять видишь себя пацаном, царапающим на стене лифта свою судьбу.

6 октября 2015

Драма Грачи появился на телеэкранах в далеком 1982 году, его режиссером является Константин Ершов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Леонид Филатов, Ярослав Гаврилюк, Виталий Шаповалов, Юрий Гребенщиков, Ирина Бунина, Земфира Цахилова, Людмила Логийко, Константин Линартович, Витольд Янпавлис, Александр Ануров, Елена Чекан, Раиса Пироженко, Марк Гресь, Александр Милютин, Наталия Днипренко.

Страна производства - СССР. Грачи — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.