Валентина
7.5
7.1
1980, драма
СССР, 1 ч 40 мин
12+

В ролях: Инна Чурикова, Юрий Гребенщиков, Сергей Колтаков, Дарья Михайлова, Лариса Удовиченко
и другие
Небольшой таёжный поселок. Здесь всё на виду. И Валентине - 18-летней буфетчице - не скрыть своей любви к приехавшему следователю. Она и не скрывает, а потому и покоряет его жёсткий и неуживчивый характер. Но на пути к их счастью - безнадежно влюблённый в неё Павел, который насильно овладевает ею, надеясь, что она станет его женой...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Валентина

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Леонид Калашников
композитор:
художник: Марксэн Гаухман-Свердлов
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 октября 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Валентина», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Валентина», 1980

В этой истории показаны замечательные типажи, каждый со своим особенным характером и эмоциями. Но всех объединяет одна общая черта – они прямые и непосредственные, даже в своих мелких подлостях и глупостях. Пожалуй, эта черта присуща людям, живущим близко к природе... От всех в этой особенности отличался лишь следователь, человек приезжий, городской, и потому закрытый, смертельно уставший от жизни, с печатью глубокой депрессии.

Самый эпичный эпизод – с пистолетом. Очень мощный! Грыз ушанку зубами. Второй по силе – признание в любви. Удивительно, как чисто и проникновенно сыграно!

В фильме тонко подмечена и передана способность женщин – воодушевлять мужчин, и легко менять их намерения. Понятно, не у всех и не всегда, но всё же.

Ещё одна особенность данной картины – в кратких диалогах или даже репликах действующих лиц часто отражалась целая жизнь отдельных героев, вся их судьба, с пережитыми радостями и печалями.

Кино получилось камерным, всё снято в одной небольшой локации, практически, на перекрёстке возле деревенской «наливайки». Благодаря заложенным смыслам и умелой актёрской игре, не потребовалось больше ничего для создания шедевра, и часто здесь лишь один взгляд стоил очень многого!

Что касается смысла, я не понял одного, почему Валентина пошла с Павлом? Тут может быть много разных версий, от самых замысловатых до примитивных, но показанная история об этом умалчивает. Легче всего ответом на этот вопрос можно считать «загадочную русскую душу».

Особое. Палисадник здесь – как отдельный участник этой истории. Он нужен здесь лишь для того, чтобы подчеркнуть неопытность и наивность главной героини, которая ещё не знает жизни и людей, так сказать, в полный рост. Вместо скромных попыток достучаться только до совести односельчан, ей бы следовало действовать более радикально (привязать проволокой и т.п.) Особенно с учётом, что прошлый опыт не давал результата. Странно тут другое, что никто из причастных к этому ежедневному «священнодействию» не посоветовал ей, как поступить более правильно, хотя бы из жалости к человеку. Разумеется, совет махнуть рукой тоже был неправильным.

Вторым незримым героем этой картины является песня «Рассказ ямщика», регулярно звучащая на фоне. Старинная песня, которую тут красиво исполняют, и жаль, что лишь кусочек.

Вывод. Фильм оставляет сложные впечатления, одно из которых – словно тебе «по мордасам» надавали букетом ромашек. Во всяком случае, это очень интересный фильм, эмоционально насыщенный, с мощной интригой и неприятной драматичной концовкой. Картина ощущается как обнажённый нерв жизни, выставленный на морозный ветер.

13 декабря 2023

СССР, таёжный посёлок; 1970 год

Владимир /Родион Нахапетов/ - следователь, в бывшем успешный горожанин, лишившийся всего из-за своей принципиальности и честности; находится в состоянии усталости и даже некоторой депрессии

Зина /Лариса Удовиченко/ - аптекарша, любовница Владимира, которой тот ничего не обещает, но женщина, конечно, на многое надеется

Анна /Инна Чурикова/ - буфетчица, мудрая женщина, страдающая от ссор в семье, кажется слегка грубоватой, но в целом добрая

Афанасий /Юрий Гребенщиков/ - муж Анны, ветеран войны, всю жизнь винит её в том, что она не дождалась его с войны, родив сына неизвестно от кого

Валентина /Дарья Михайлова/ - официантка, молодая девушка, не пожелавшая, как вся молодёжь, уехать в город; порядочная и добрая, влюблена во Владимира

Павел /Сергей Колтаков/ - сын Анны, всю жизнь понукаемый отчимом и, по сути, являющийся «бельмом на глазу», провоцирующим конфликты в семье матери; влюблён в Валентину, агрессивен и вспыльчив

Иннокентий /Всеволод Шиловский/ - бухгалтер, одинокий мужчина средних лет, которому нужна хорошая жена; постоянный посетитель чайной, придирчив и дотошен

Фильм является экранизацией пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». В очередной раз восхищаюсь талантом режиссёра, Чуриковой, Колтакова и понимаю, что творения Вампилова – это отдельный вид удовольствия, поражающий своей глубиной, достоверностью и актуальностью и в наши дни.

Фильм снят, как фильм, конечно, это не телеспектакль. Но то, что изначально это пьеса – очень ощущается в обилии диалогов, в постановке отдельных кадров, вообще во всём. И смотреть на подобное лично для меня ещё один вид кинонаслаждения.

Все герои невероятно живые, у каждого, даже у тех, кто играет лишь второстепенные роли в происходящем, чувствуется и характер и жизненные истории, и ты каждому и сочувствуешь, и сопереживаешь. Даже какой-то гадкий поступок ты можешь если не оправдать, то понять, поскольку герой показан в столь непродолжительном хронометраже практически со всех сторон.

Вот, к примеру, Павел. Гад гадом был, и такое сотворил, что просто ужас ужаснейший, правда. Но всего одна сцена с матерью, всего одна его горькая фраза, и ты испытываешь к нему жалость, как испытала её Валентина, что и погубило её в итоге.

А какова игра Сергея Колтакова! Определённо, это один из моих любимых актёров, каких только героев ему не приходилось играть, и везде он буквально влезает в шкуру своего персонажа. Видела я его и в роли побитого жизнью арестанта, к которому испытываешь сострадание; и в образе криминального авторитета – обаятельного и сексуального; теперь вот в образе молодого парня, которого не научили любить, которого всю жизнь тюкали просто за то, что он родился и напоминает о грехе матери – и при этом сам неприятен, озлоблен, агрессивен… Превосходно сыграна роль. И другие актёры, конечно, тоже играют великолепно.

В общем, это превосходная картина, которая стала одной из моих любимых. Очень рекомендую.

21 июля 2023

Валентина (1980)… Девушка в палисаднике

Пьеса-дыхание Августа Лета красного. О начале августа упоминают её герои. Александр Вампилов родился 19-го августа; погиб 17-го числа августа, за пару суток до 35-летия.

… Утром Шаманов обращается к Валентине, и судя по всему, говорит правду, что давным-давно у него была любимая, и Валентина на неё похожа. Он её вдруг «разглядел».

Валентина живёт неумышленностью чистоты своего восприятия. Не принадлежит бытовому кругу интересов. Валентина существует параллельно, где-то за ажурной резьбой старого палисадника. Измерительная шкала такой личности гораздо сложней рисочек «невинность» и «отсутствие опыта».

Иннокентий Мечеткин, хоть и в «потешной шляпе», а цельность натуры Валентины, понимал, видел.

Аптекарша Зина работает «женщиной» весь фильм. С утра она предъявляет свою ночную результативность, разминаясь на балкончике мезонина нечёсаной, и обращается к тому, кто в комнате, но при этом она следит за улицей. Для улицы Зина и говорит, т. к. от того, кто в комнате, реакции нет. Говорит Зина всё подряд, но так, чтобы услышали те, кто в Чайной.

Лариса Удовиченко слишком тонка, слишком красива, и незаурядно харизматична для этой роли. По пьесе Зина вся усреднённая. В этом фильме она почти не виновата и очень страдает. В пьесе Зина не всхлипывает плечами, а прошнырливо хитрит.

Смотришь фильм — и непонятно, почему Валентина совсем не среагировала, увидев Зину/Удовиченко у своего дома. Удовиченко/Зина сыграла такую человеческую тревожность, что полное отсутствие реакции у Валентины смотрится странно.

В фильме отменно обыграны «опасные зазубрины». К примеру, эмоционально объёмный диалог Шаманова с Зиной, когда Шаманов не позволил ей пробить — его собственное, крепнущее в подсознании, что-то светообразующее. Как бы «неряшливо» отмахнулся.

Павел. Личностно он — не негодяй и не дурак. В пьесе Павел, схлопотав материнское проклятие на свою голову, отвечает Валентине: «Пожалела? Не надо». Потом, улыбаясь, кидается чинить калитку:' Ну подписалась ты, Валюша на этот палисадник!» Правильно, что Глеб Панфилов оставил тот момент, когда Павел открыто рассказывает Валентине, что Шаманов заявил ему утром.

Сергей Колтаков всегда был обрушающе справедлив игрой без лишних нависаний-врастаний в кадр.

Типажно и смыслом игры, близок, я так считаю, к Хельмуту Бергеру. Похожи автономностью, персональным пространством в кадре.

В фильме Шаманов как-то по-дурному выбирает способ «отправки сообщения» Валентине. Построй он другую цепочку, и «стелющийся мрак» (выражение Вампилова) по дороге в д. Потеряиху остался бы обескровлен.

С наступлением природной темноты обстановка фильма являет не только любовные, но и обоюдные сложные гендерные мизансцены: освоенного — с чуждым, близкого — с чужим. Валентина приближается к Павлу… Шаманов оживлённо разговаривает с Зиной…

Родион Нахапетов сыграл главное в Шаманове. Он пренебрегает условностями общественного быта ввиду личного отсутствия смысла публичной субординации вообще. Считаю, это не из-за «случая год назад», а больше от его профессиональных качеств.

Дальний цикличный гул от дизеля. Это притягивающий меня звук в этом фильме. Как у Автора обозначено, уходящий свет во второй половине кинокартины. Яркая лампочка, огнём в зрачке тёмного глаза ночи, гипоцентр надвигающейся самой тяжёлой сцены. Самой тяжкой сцены для всех героев.

Моя психика «не тянет» вот этот диалог в фильме. Внутренне до слёз. Не знаю почему.

В. — Нет, Вы не такой.

Ш. — А какой?..

В. — Вы прямой и смелый.

Ш. — Да?

В. — Да.

Она хотела сказать, что Он надёжный. Это в нём основное. А люди только замечают, с какой стороны он утром пришёл.

10 из 10

11 сентября 2021

Глеб Панфилов: от революционного кино к экранизациям Солженицына (часть 5)

Всем хороша «Валентина» — внимательная, бережная к литературному материалу экранизация пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» (один их трех великих текстов лучшего советского драматурга), только кинематографичности ей не хватает: длинные планы, ощутимый налет театральности, режиссерский упор на актерские работы, минимальный монтаж и почти полное отсутствие смелых постановочных решений. Но это и не важно, ведь главной своей цели — выразить остановившееся в провинции время, разрушающиеся в болоте повседневности человеческие судьбы, она вполне достигает. Как и в «Утиной охоте», в этой драме Вампилов исподволь, а иногда и открыто цитирует Чехова (особенно в сцене с подстреленной птицей — аллюзия на аналогичный эпизод в «Чайке»).

Однако, если в «Утиной охоте» драматург ориентировался прежде всего на «Иванова», то здесь — на «Чайку» и «Трех сестер». Панфилов очень хорошо чувствует не только чеховскую тоску в пьесе Вампилова, но и хорошо понимает, что для этого великого драматурга двусмысленный комизм автора «Вишневого сада» неуловимо испаряется из «застойной» советской жизни, становясь откровенной трагедией для героев. Безупречное попадание актеров в типажи и роли (трудно себе представить кого-то вместо выбранных режиссером), насыщенность конфликтностью при минимуме средств и камерности самой драмы делает «Валентину» высококлассным актерским кино, где даже дебютанты (Колтаков и Михайлова) работают изощренно и нюансировано.

Впрочем, чеховская децентрированность нарратива, сохраняемая в лучших пьесах Вампилова, в данном экранизации отсутствует намеренно: Панфилову важно выделить из сонма героев одну — представительницу так любимого им идеалистического типа, символически не перестающую чинить забор, даже тогда, когда все ее усилия кажутся тщетными. Именно поэтому режиссер назвал фильм по имени этой героини, для него она — надежда на то, что пока кто-то упорно продолжает делать что-то во имя людей, даже тогда, когда это никому не нужно, значит не все еще потеряно. Панфилов понимает, что драматургический материал, предложенный Вампиловым, чурается увлекательности, им трудно захватить внимание зрителя: здесь нет ни философских диалогов, ни внятного сюжета, герои говорят стертыми фразами и сами по себе, вне захватывающего их конфликта, не интересны.

Источником же самой коллизии у Вампилова, как и у Чехова, становится повседневность, которая как турбина, как болото, всасывает в себя и изничтожает любую инициативу, любое стремление к лучшему. Для Панфилова русская провинция становится увеличительным стеклом, сквозь которое виден общенациональный «застой», пассивность и депрессия, захватившие людей. Особенно любопытен герой Нахапетова: вроде бы красавец и хороший человек, он совершенно не верит в то, что у него есть будущее, обстоятельства сломили его. Также и Павел — хоть и мерзавец (исполнение совсем молодого Колтакова близко к гениальности — столь детализировано он работает), но все же уродливое дитя провинции, без которой представить его трудно.

Инна Чурикова в «Валентине» вытаскивает (по замыслу режиссера, конечно) почти второплановую роль на передовую конфликта. Наверное, впервые она играет достаточно циничную и грубую женщину, хотя и не лишенную сострадательности (пронзает в частности ее финальный разговор с Колтаковым). Внутри достаточно узких типажей сумели хорошо развернуться и Удовиченко с Шиловским (последний играет своего рода «резонера», над которым Вампилов не перестает подтрунивать, это, наверное, самый неприятный персонаж пьесы, марионетка социальных клише). А вот для Дарьи Михайловой лишь сцена разговора со следователем, исполненная на крупных планах, в полной мере удалась: она хорошо сыграла любовное томление, смешанное с застенчивостью, а вот в других эпизодах она работает несколько скованно, однотонно, что, впрочем, можно списать на возраст (с другой стороны, юность не мешает Колтакову работать очень мощно, значит дело — не в опыте).

Распылив конфликт по всей нарративной ткани пьесы, Вампилов смог добиться его депрессивного сгущения в финале, что у Панфилова работает очень точно (впрочем, такой экспрессивный финал трудно было бы загубить) за счет статичной съемки одной единственной декорации. В любом случае, «Валентина» Панфилова — кино, не просто добротно, крепко, профессионально сделанное, но и вписывающиеся в контекст «морального кинобеспокойства» в СССР. Это, конечно, не без промаха бьющий в цель Авербах, а порой ошибающийся (как показала лента «Прошу слова») Панфилов, но и такой режиссерский подход, как мы уже заметили, разбирая его фильмы, работает вполне кинематографически корректно, то есть без сбоев, не расширяя границы киноязыка, но и не тормозя его развитие.

7 июня 2020

Невнятность повествования.

Что-то не так с игрой актёров. Каждый по отдельности представляет из себя яркого персонажа, а ансамбль не складывается. Одно-два предложения из диалогов начинает звучать в унисон — затем опять диссонанс. Актёрская подача какая-то усреднённая, без привязки к событиям, времени, месту, не подводящая интонационно и реакциями к смыслам фильма, схематичная настолько, что из ожидания производственной драмы или драмы взросления в любви — выросла драма моральная. Что это за драма смог определить уже сильно близко к концу, когда пошла соответствующая музыка.

Авторам не удалось передать и время, описанное в фильме — долго гадал какое десятилетие представлено. Да, конечно, такая история вне временна, но реакции людей разные, отличные по шкале времени.

Для меня это не удачный фильм, на материале который мог остаться, действительно, моральным ориентиром для многих поколений, а кроме не удачно исполненного пересказа, к сожалению, не увидел и не почувствовал ни чего. Возможно это личностная аберрация, хотя в «Летаргии» понял и понял с детства, в «Пацанах» — аналогично, да много где ещё, а тут — нет картины и все смыслы утекают сквозь невнятность рассказа.

4 из 10

14 февраля 2019

Экранизация пьесы «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова — любимца советских театралов и даже кинорежиссеров (хотя обилием декораций и кинематографичностью он не обладает). Конечно, это не лучший фильм Панфилова, но тема одиночества человека и в нем раскрыта с удивительной точностью, безжалостно, но с сочувствием…

В основе полудетективная история и любовный пятиугольник (а может и больше). Все действие происходит на пятачке буфета провинциального города, у которого в фильме и названия-то нет, где разворачивается драма трех женщин (они все же центральные героини, несмотря на то, что мужчин больше). Две из них (Зинаида и Валентина) влюблены в следователя Шаманова. Сам герой не влюблен ни в кого — его трагедия не личная, а натурально общественная — его дело (сейчас бы это однозначно нарекли бы коррупцией) «завалено» большим начальством, и он целиком поглощен этим, словно бы не замечая, как жизнь течёт вокруг без его участия — вечная драма большого мужского мира (амбиции, стремление переделать мир) и малого женского (мир, где есть любовь…)

Занятно, что искусство ставит жертвой большого малое, а, значит, женщину. И в Валентине происходит то же самое — и зав. буфетом и Валентина и Зинаида несут на себе крест любви, в котором есть вечная тема русской жертвенности и женственности.

Есть и тема России, в которой правит вечное «если нельзя, но очень хочется, то можно». О том, что попытка сократить путь, будь то в законе, в любви или в обществе (в данном случае — это выламывание одной и той же доски в заборе) не приведёт к гармонии. Попытка Валентины блюсти каждодневной работой цельность пути (пусть он и выражен в восстановлении вечно порушенной досочки забора) наивна, но отказ от неё приводит героиню к трагедии. Но, пожалуй, только сама Валентина и реагирует на нее единственно правильно — возвращением к ожиданию и к каждодневному труду…

Правда, некую безысходность (недаром фильм вышел в разгар застоя) преодолеть не только не получается, но тема даже усугубляется. Финальный запил из этнического искусства северных народов добавляет загадки и не добавляет оптимизма… Вспоминается другие панфиловские фильмы — «Тема», в которой этот лейтмотив тупика решается внутри интеллегентского класса и «Прошу слова», в котором большое на макроуровне (идея коммунизма) неизбежно выродилось в мелкое (построить за несколько лет мост…). Валентина берет пласт пониже и поднимает тему быта и трудовой этики в русской провинции. Хорошо ли там? Вряд ли. Безысходность, в которой угадывается застой, имеет у Панфилова совсем уж циклический характер — с чего все началось, тем и закончилось. Тот же забор, те же досочки, те же герои — пьющие вольные охотники и самокопатели-интеллигенты и те же женщины, несущие крест и приносящие себя в жертву не то мужчинам, не то вечным законам российского бытия

14 декабря 2015

Фильм был снят по последней пьесе гениального Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Автора таких шедевров, как «Старший сын» и «Утиная охота». Кино, умное и трагичное. Несмотря на то, что за основу был взят не тот вариант пьесы, который заканчивался самоубийством Валентины, а в финальной сцене полисадник чинит уже Шаманов. Забор этого полисадника по праву можно назвать полноценным действующим лицом пьесы. Валентина упорно и настойчиво чинит его каждый день, надеясь, что «они поймут, вы увидите. Должны же они понять — в конце концов. Я посею здесь маки и тогда…» Но люди не понимают, им лень пройти лишние 50 метров, и Валентине всегда есть куда приложить свои силы.

Трагичны в фильме буквально все персонажи. И Шаманов, уставший бороться с системой и плюнувший не только на нее, но и на себя. И Пашка со своим «люблю, как умею», а умеет он, мягко говоря, не очень. И его мать, испытывающая постоянное чувство вины за давнюю измену. И отчим, любящий жену и бесконечно страдающий, а оттого, разумеется, пьющий. И даже Зинаида, блестяще сыгранная моей любой Ларисой Удовиченко, любящая совсем пропащего Шаманова.

Помимо своих личных трагедий каждый переживает некий общий «комплекс захолустья». Всем им тоскливо и скучно в этой глуши…

«А что хорошего-то? Какое здесь житье?.. Ну нам еще, старикам, ну ладно, а для молодежи? Добра-то в нашем Чулимске. Одно комарье. Куда ни повернись — тайга в любую сторону на сотни верст. Другой раз как подумаешь — душно делается»

Так и живут люди в этой духоте, кто своими страстями (как семейство Пашки), кто мелкими заботами, кто просто по инерции. Людям определенно нужна капитальная встряска, и они ее получают…

Фильм отличный, и обязателен к просмотру, как и остальные картины по пьесам Вампилова.

10 из 10

20 мая 2015

Прошлым летом в Чулимске

Достаточно непростое по восприятию кино. Таежный поселок, темные краски, тоска и безысходность судьбы каждого героя. Сложный любовный треугольник с тремя проигравшими.

Валентина. Честная, чистая девушка, которая прозябая в глуши, не в силах пойти против воли отца и уехать из поселка. С одной стороны от главной героини Павел, местный непутевый парень, любивший ее с такой силой, что готов силой добиться её расположения, что он и попытается сделать. С другой стороны от Валентины городской следователь Шаманов: увидевший в тихой официантке Вале то, что остальные вокруг не замечают. Но увидел немного поздно…

Колоритные герои второго плана: родители Павла — несчастная Анна и её пьющий от не прощенной измены супруг, Зинаида, завязавшая от скуки роман с командировочным Шамановым…

Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что тема безнадеги российского захолустья и его влияния на людей, живущих в нем, актуальна по сей день.

19 октября 2013

Драма Валентина появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Глеб Панфилов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Инна Чурикова, Юрий Гребенщиков, Сергей Колтаков, Дарья Михайлова, Лариса Удовиченко, Всеволод Шиловский, Максим Мунзук, Анатолий Панфилов, Василий Корзун, Родион Нахапетов.

Страна производства - СССР. Валентина — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.