Пиф-паф, ой-ой-ой
7.7
7.6
1980, мультфильм, короткометражка
СССР, 17 мин
В ролях: Ролан Быков, Ян Арлазоров, Владимир Качан, Ирина Муравьёва, Вячеслав Богачёв
и другие
Пародия на театральные штампы, разыгранная на сюжет популярного шуточного стихотворения.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Пиф-паф, ой-ой-ой

год: 1980
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
видеооператор: Игорь Шкамарда
композитор:
художник: Виталий Песков
монтаж:
жанры: мультфильм, короткометражка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 17 мин
Другие фильмы этих жанров
мультфильм, короткометражка

Отзывы критиков о мультфильме «Пиф-паф, ой-ой-ой», 1980

И вечный стёб, покой нам только снится…

Если накопившиеся впечатления дали правильные подсказки, только последняя часть (про оперу) осталась нетленной. Кто видел этот замечательный пародийный «пентамерон» в год Московской олимпиады или чуть позже, отмечали тогда и не скроют сейчас, что драма про зайца только разогревала публику, оперетта подвешивала не очень скучную паузу, третья часть (детский утренник) уже в те годы не очень смешила…

Тут уж взгрустнуть впору, а не хихикать. Хотя некоторые особо зоркие подмечали элемент догорбачёвской политической сатиры. Поскольку последний просмотр всего комплекта «Пиф-паф» был недавно, легко вспомнились лучшие достижения кино о настоящих проблемах детского театра. Например, зубодробительные фрагменты фильма «Дура», особенно крылатая фраза про храм искусства (храм-хрум-хрум и нет тебя).

Про четвёртую часть сейчас уж и сказать толком нечего: лица «Песняров», стёб над рок-оперой… И тогда, и сейчас не смешно, а грустно, особенно на фоне суеты с Евровидением (не в обиду Little Big).

Опера спародирована на все 100%! Что в итоге-то? Увы, ряд искусств мумифицировался. Понятнее эти пять мультпародий и тогда, и сейчас взрослым, но и дети вникают, если родители образование малышей не проспали. Если оценивать всю пятисерийку целиком, оценка чуть ниже, чем одного оперного номера.

8 из 10

15 мая 2020

«И ещё неоднократно…»

… Наконец-то я нашёл и сам этот (давно полюбившийся, но лет 30 не смотренный!) мультик, и время для его просмотра, и сайт (спасибо КиноПоиску, а то в Рунете, по большей части, он не полностью). Сразу скажу (думается, и другие зрители-рецензенты со мной согласятся): если бы все 5 частей мультика были бы художественно равноценны, поставил бы ему 9 из 10. Увы, самой сильной, известной, запоминающейся, «пошедшей в народ» и до сих пор цитируемой оказалась 5-я часть «Опера», которую, вырывая из контекста фильма, уже столько лет используют/показывают наши телеканалы. Потому новые поколения зрителей и думают, что собственно мультик- это только его последняя часть «Опера» (сейчас проведу «ликбез» на Фейсбуке). В предыдущих рецензиях о «Пиф-паф, ой-ой-ой» сказано много, хорошо и правильно. Дабы не повторяться, сосредоточусь на некоторых важных деталях.

… Извините, но этот мультфильм всё-таки исключительно для взрослой публики, небольшую часть из которой составляют те, про кого он и снят и кто реально понимает весь гротеск, всю пародийность «постановок». Кстати, напомню, что в советские времена пародировать/высмеивать наше, советское искусство было как-то не принято. Поэтому такие пародии тогда и были огромной редкостью. Тот же любимый многими поколениями зрителей мультик «Фильм, фильм, фильм!»(младший брат нашего), вероятно, спасло только то, что он был весёлым, и тогдашний партийно-художественный худсовет, откровенно «поржав» над ним, решил-«Да пускай будет». Скорее всего, и в случае с нашим «зайчиком» (извините, свечку тогда не держал- чисто домысел!) сработал тот же «механизм». Учтём ещё то, что в проекте ТО «Экран», вообще-то редко работавшего над мультфильмами, были задействованы очень значимые и уважаемые деятели советского искусства, от режиссёров Гарри Бардина, Виталия Пескова и сценариста Юрия Энтина до настоящих «звёзд» той поры вроде Максима Дунаевского (после сериала про мушкетёров с его музыкой- чисто «неприкасаемый»!), Яна Арлазорова, певицы Жанны Рождественской и настоящего оперного певца, солиста Большого театра Вячеслава Богачёва («Зайчик» в 5-й части). Забавно, что в части «экспериментальной постановки», музыку для которой (за исключением цитат из рок-оперы «Иисус Христос-Суперстар») написал Максим Дунаевский, он «простебал» не только ансамбль «Песняры» (на картинке), но и свой ансамбль «Фестиваль», с которым, похоже, и записывал саундтрек (официального подтверждения тому я пока не нашёл). Впрочем, в том же 1980-м году я видел в зале Воронежской облфилармонии рок-спектакль «Звёздный скиталец» группы Тамбовской филармонии «Молодые голоса» (впоследствии распалась на «Круиз», «ЭВМ» и «Альфу»): что-то близкое…

Но вот что самое главное и, увы, печальное. Наш мультик остаётся актуальным! Вся эта халтура, плагиат, псевдотворчество, высмеянные в нем, до сих пор живут и даже прогрессируют, прикрываясь «современным прочтением классики», «новаторством» и тому подобными оправданиями собственной бездарности и амбициозности. Первыми, кто обратил на это внимание советских граждан, были Ильф и Петров, показавшие во всей красе театр «Колумб». Наш мультик поддержал тему много лет спустя. Смотрите его, смейтесь, вникайте в него и боритесь со множеством современных российских «Колумбов», не имеющих никакого отношения к настоящему искусству!

8 из 10

2 апреля 2017

Автор думал, слова подбирал!..

Первая и последняя миниатюры — отличная вещь, я даже не могу выбрать, какая мне больше нравится. В оперетте я, признаюсь, ни разу не была, так что оценить, насколько хорошо прошлись по ее штампам во всей полноте не могу, но на мой взгляд, миниатюра затянута. Утренник и рок-опера по-своему неплохи.

Гениальна сама идея взять как пример оригинального произведения простенькую, навязшую в зубах считалочку. Из, в общем-то, полной ерунды можно попытаться сделать Великое Произведение Искусства, чем, по мнению авторов мультфильма, нередко и с переменным успехом занимается театральный мир.

Множество отличных фраз: «Когда вы будете знать текст!» (О «раз, два, три, четыре, пять»), «Есть в этом какая-то натяжка…» (глубокомысленно, о смерти Зайчика), «Пиф-Паф женат! Умираю от смеха», «Вы съесть изволили мою морковь!», «И еще неоднократно выйдет Зайчик погулять!» (хор в опере). Тонкие наблюдения: презрение к собственной работе в постановке детских утренников, попытка выдать за Глубокую Философию бессмысленный эпатаж в артхаусных постановках, апломб бездарного композитора, не стесняющегося плагиата…

Ирония Бардина здесь, как всегда, блистательна, но пока еще достаточно мягка и незлобива. Хотя мультфильм не сказать чтобы детский, он не несет на себе клейма «мультфильм для взрослых», так что его можно смело смотреть всем.

27 августа 2012

…и кто говорит «плагиат», я говорю «традиция» (с)

В то время как американская мультипликация давно и упорно эксплуатирует жанр пародии, отечественные авторы обращаются к нему крайне редко. Тем значительнее появление в 1980 году короткометражного мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой», иронично пародирующего театральные штампы. Режиссер Гарри Бардин успешно экспериментировал в подобном направлении (можно вспомнить «Ивашку из Дворца Пионеров», «Серого волка энд Красную шапочку», «Кота в сапогах»), умело соединяя сатиру с некоторой долей пародийности.

В «Пиф-паф, ой-ой-ой» представлены пять основных театральных жанров: драма, оперетта, детский утренник, экспериментальная постановка и опера, объединенных общим сюжетом, а именно историей о том, как некий Заяц, совершавший прогулку, стал жертвой нападения Охотника.

Отрывок «Драма» демонстрирует нам мучительный процесс репетиции — актер, играющий кукушечку не может запомнить текст, охотник-гринписовец не желает убивать зайца, а режиссер, талантливо озвученный Яном Арлазоровым, агонизирует в муках творчества.

«Оперетта», на мой взгляд, — наиболее слабая часть, однако, все традиционные для этого жанра каноны — любовная интрига, иностранный граф, обманутая женщина — соблюдены.

В «Детском утреннике» пародия приобретает еще и социальный оттенок. Зайчика Непослушайчика играет полная женщина в годах с внушительным бюстом, пытающаяся донести до детей прописные истины о том, что «нужно слушать мамочку, хорошо есть морковку, и вовремя ложиться баиньки», а в зрительном зале представлены школьники всех сортов — от всезнайки в очках до вечно жующего толстячка-нигилиста.

Для «Экспериментальной постановки» авторами была позаимствована мелодия из популярного мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». В итоге получился коктейль из легкого арт-хауса, эстрады и рок-оперы.

Пятая часть «Опера» — самая смешная и наиболее узнаваемая в мультфильме, своеобразный апофеоз пародийности. Опера наполнена тонким юмором и аллюзиями на «Евгения Онегина» и «Пиковую даму». Заячьи страдания в духе романтических героев завершаются вполне оптимистичным бравурным хором «И ещё неоднократно выйдет зайчик погулять!..»

Надеюсь, что подобные примеры удачной пародии в отечественной мультипликации еще неоднократно будут радовать нас.

8 из 10

20 января 2010

Мультфильм Пиф-паф, ой-ой-ой появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссерами являются Гарри Бардин, Виталий Песков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Ролан Быков, Ян Арлазоров, Владимир Качан, Ирина Муравьёва, Вячеслав Богачёв, Жанна Рождественская.

Страна производства - СССР. Пиф-паф, ой-ой-ой — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.