Александр Великий
O Megalexandros
6.7
7.5
1980, драма, история
Греция, Италия, Германия (ФРГ), 3 ч 30 мин
В ролях: Омеро Антонутти, Тула Статопулу, Танос Грамменос, ,
и другие
Это притча о собственности и власти. Ее главный персонаж - Александр Великий, явившийся в 20 век из далекого прошлого со своей тяжёлой ношей, «мраморной головой в руках», чтобы снова пройти путь от бунта против тирании к тирании, от освобождения к завоеванию.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Александр Великий

английское название:

O Megalexandros

год: 1980
страны:
Греция, Италия, Германия (ФРГ)
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Йоргос Арванитис
композитор:
художники: Гиоргос Зиакас, Микес Карапиперис, Kostas Papahristos, Тирелли
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 сентября 1980 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Видео к фильму «Александр Великий», 1980

Видео: Фрагмент (Александр Великий, 1980) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Александр Великий», 1980

Сквозь века

Великий греческий режиссёр Тео Ангелопулос всегда стремился в своём творчестве к предельному минимализму в использовании средств художественной выразительности. В 70-х годах двадцатого века совместно с оператором Йоргосом Арванитисом (своим ближайшем соратником) он выработал уникальный, неповторимый стиль, которому были свойственны растянутый во времени, тягучий темпо-ритм и длинные кадры-планы с изощрённым внутрикадровым монтажом.

Исследование в фильмах «Реконструкция», «Дни 36-го», «Комедианты», «Охотники» механизмов власти, жизни индивида в авторитарном государстве, страхи правящих элит привело Ангелопулоса к обобщениям высшего порядка. Картина «Александр Великий» 1980 года становится для режиссёра предельным в развитии жанра исторических символических притч, в котором он преимущественно работал.

Преодолевая политическую ориентировочность своей «греческой трилогии», Ангелопулос создаёт историческую картину о власти вневременного характера. Некий Александр, военачальник античного мира и освободитель греков (не имеет отношения к Александру Македонскому), перемещается в рубежный 1900 год, в начало 20 века. Греческое марионеточное правительство под влиянием Англии отбирает землю у крестьян в горной местности. Александр — глава местных головорезов — сбегает из тюрьмы и берёт в плен английских лордов с целью шантажировать англичан. Потрясающий эпизод, где лорды идут встречать в Парфенон первый рассвет нового века, являет нам образ авторитарного правителя, символ 20 века, пришедший из далёкого прошлого.

Он возвращается победителем в деревню, где родился и вырос. Она представляет собой крестьянскую коммуну, где нет частной собственности. Тут-то и начинается конфликт частного и общественного, где закономерно первое подавляет второе. Будучи приверженцем левых политических взглядов, Ангелопулос в данной картине избавляется от иллюзий по поводу государства всеобщего равенства и справедливости, замечая корыстные тенденции среди крестьян, который моментально после освобождения стали делить землю по родовому принципу.

Разрозненностью общины пользуется Александр и устанавливает личную диктатуру, основанную на репрессиях и вождизме. Режиссёр представляет нам собирательный образ всех тоталитарных режимов двадцатого века: от Советского Союза до Третьего Рейха. Но при этом размышляет на тему ответственности человека перед обществом, защитником которого он себя возомнил. Как и в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна (один из любимых фильмов Тео Ангелопулоса) режиссёр акцентирует внимание на сомнениях диктатора, его монологе о «тяжести власти, представленной мраморной головой в руках», что заставляет убивать неповинных людей. Объяснение жестокости правителя преподано с философских и метафизических позиций.

Для этих двух фильмов также характерно эпическое построение с музыкальными интермедиями, составляющими особый экранный мир и свидетельствующими о связи с народной культурой.

Но главное то, что автор помещает фигуру мифического героя прошлого в современность, чтобы продемонстрировать отсутствие в нынешней действительности места для мифов, подвигов, неделимого мироощущения человека, непосредственно ощущающего себя важной частью Истории.

«Александр Великий» был удостоен главной премии среди экспериментальных работ и приза ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции. Также последующее творчество Ангелопулоса будет отмечено сменой тематики и отказом от явной метафоричности, что обусловлено началом сотрудничества между режиссёром и итальянским поэтом и сценаристом Тонино Гуэррой, который писал сценарии к фильмам Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Андрея Тарковского.

1 июня 2021

1980. Александр

У каждого свои взгляды на искусство. Кто-то тяготеет к академизму. Вероятно большую важность приобретает сохранение традиций. Кто-то стремится к поиску новых форм, оторванности от реальности, оригинальности. По мне, так самое важное — это баланс между интересным и художественно насыщенным. Да еще и чтобы конструктивизм был. Впрочем, это ведь не означает, что все остальное я не приемлю.

Ну вот, к примеру, захотел Теодорос Ангелопулос снять масштабное полотно-притчу про тень великого воина. Ну и снял. Делов то. Фильм ведь получился по сути малобюджетным, хоть и неимоверно длинным. Деревенский пленэр. Скучные выгоревшие пейзажи. Само по себе это еще не о чем ни говорит — множество греческих картин снимались именно с таким багажом. Камерно снято — ну так это уж выбор режиссера. Как не принять? Темп сумел свой навязать. Медленный. Ну и ладно.

А когда начал проясняться концептуальный посыл этого фильма, то я уж совсем расстроился. На мой вкус — неимоверно просто. Все равно, что показать жизнь простой российской деревни и добавить «мужика с усами, трубкой и грузинским акцентом». Ведь при любых художественных решениях получится абстракция на тему Сталина и деревни. То же самое будет если заменить последнего на высокого мужчину в Петербурге. Пройдется Петр Великий по современному городу, взглянет на Марсово поле и Парнас — любая реакция будет трактоваться с усиленным рвением. Ну а греческий маэстро интегрировал Великого Александра в повседневный быт обычной деревушки. Без войны тут не обойдется, репрессий и расстрелов. Очевидно, что не без подтекстов кино. Причем, вероятно, подтекстов сиюминутных, пропагандистских, осторожно вплетенных.

В моем понимании, о зрителе нужно больше думать и помимо спорных философских конструкций насыщать фильм и динамикой. Господин Теодорос очевидно придерживался сходной с Тарковским позиции о том, что пожелания публики вторичны и стремление им угодить для мастера недопустимы. Условно конкурируя с «Тенью воина» Куросавы, вышедшей в тот же год, картина полностью ей проигрывает. Оба фильма наполнены визуальными сентенциями, метафорическими отсылками и аллюзиями. Только вот картина Куросавы оказывается попросту смотрибельнее. Отсюда и оценка — ну не могу я поставить выше за фильм, который представляется мне недостаточно интересным. При всем уважении к тому позитивному образу Ангелопулоса, который сформировался в кинематографической литературе

3 из 10

14 мая 2014

Драма Александр Великий появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Тео Ангелопулос. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Омеро Антонутти, Тула Статопулу, Танос Грамменос, Elpidoforos Gotsis, Haris Pisimisis, Giorgos Kovaios, Гиоргос Бэртис, H. Stamatelos, Fotis Papalabros, Норман Моццато, Клод Битан, Илиас Зафейропулос, Haralabos Timotheou, Panagiotis Botinis, Thodoros Boukogiannis.

Производство стран Греция, Италия и Германия (ФРГ). Александр Великий — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.