Человек со стороны
1973, драма
СССР, 1 ч 51 мин
В ролях: Анатолий Грачев, Ёла Санько, Леонид Броневой, Юрий Лихачев, Анна Антоненко
и другие
Предприятие покидает сотрудник. Его переманивает «конкурирующая фирма», начальник хорошего управленца отпускать совсем не хочет, не отдает документы, вместо прощания через секретаря сухо сообщает «Передайте ему, что у него есть три месяца. Месяц я в отпуске, два месяца в Бельгии. Я не хочу с ним прощаться». Тем не менее он уезжает, при этом грубо нарушая партийную дисциплину. Его ждет новое предприятие.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Человек со стороны

год: 1973
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Александр Шапорин
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 51 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Человек со стороны», 1973

Homo Soveticus: трудящийся Гамлет

Анатолия Эфроса, титана московского театрального мира 60-х и 70-х, последующие поколения узнают уже в качестве режиссёра запечатленных на плёнку кино- и телевизионных постановок. «Человек со стороны» — одно из таких целлулоидных свидетельств бытия Эфроса.

Пьеса Игнатия Дворецкого изначально была поставлена в театре на Малой Бронной, откуда и перекочевал в ТВ-версию актёрский состав. Тончайшая животворная химия между актёрами, отсутствие театральной велеречивой пафосности и почти физическое ощущение пульсации живого нерва по ту сторону экрана поражают воображение на первых минутах просмотра… Как страстно, воодушевленно, подчас перебивая друг-друга, общаются меж собой герои! Торопливость, гиперэмоциональность вообще свойственна героям эфросовских постановок, достаточно вспомнить нашумевший в своё время фильм «Шумный день» с актёрами «Современника». Порою кажется, что действующие лица «Человека со стороны» и есть те молодые персонажи «Шумного дня», — повзрослевшие, но не утратившие восприимчивости и тонкости мироощущения. Эта тревожность, эмоциональный накал, превращает производственную драму о «Человеке…» в экзистенциальную, а героя — в шекспировского трагика с его мятущейся душой и всеми присущими «быть или не быть».

Что гложет главного героя, инженера Чешкова? Талантливый управленец, 32 лет от роду, он приглашен в Ленинград из провинции, «со стороны», начальником в кризисный заводской цех для повышения его производительности. Казалось бы: классический киногерой тоталитарной эпохи, обычно обладающий несокрушимой твердостью духа и непоколебимой верой в идеалы революции. Однако Чешков — совсем не типичный субъект архетипичных пролетарских фильмов. Противоречивый, с одной стороны он скуп на эмоции, прямолинейный, деловитый, уверенный в себе; с другой — терзаемый неопределенным беспокойством, внутренне надломленный, с прорывающейся во взгляде, в нервных движениях рук или в срывающемся голосе тревогой. И очередной парадокс: характер героя, при его неослабевающем нервном напряжении, не кажется тяжеловесным; он необъяснимо лёгок и привлекателен.

Внешне успешного Чешкова так и просится назвать Героем своего времени; в его портрете отчётливо прослеживаются черты эпохи. Кризис идеи приоритета коллективного сознания над индивидуальным, разочарование в построении идеального общества, парадокс абсурдного размаха великих строек коммунизма «для будущих поколений» при полном пренебрежении к отдельному индивиду, живущему сегодня, сказались на мироощущении советского интеллигента 70-х. Живший для общества, для будущего, человек настоящего дошел до самоотрицания. Ощущая себя одиноким, песчинкой в массе людской, он с тревожным пророческим предчувствием вглядывается в будущее: если уже сейчас, среди подобных себе, он никому не нужен, что будет дальше, когда государственная система, приходящая в негодность, подмятая колесом истории, рухнет и обратится в прах?

Однако герой кризисного мироощущения со своей экзистенциальной тоской и обреченно-отчаянным протестом известен в европейской культуре задолго до века ХХ. В любом обществе, утверждающем гуманистические идеалы (в том числе и идеалы хрущевской оттепели), для человека, ради которого якобы существует мир, всегда есть опасность оказаться разобщённым с «народной массой»; в своём провозглашенном величии он один на один с природными стихиями, с мировыми катаклизмами, а главное — с самим собой, с эмоциями, с которыми трудно совладать, со слабостями, со своей неповторимой индивидуальностью, которая кажется никому не интересной. Тогда и воцаряется в его душе дисгармония, порожденная тоской и бессмысленностью существования, диссонансом заявленного титанического величия — и ощутимого бессилия, возвышенного жизненного идеала — и обыденности, убеждающей в невозможности достижения этого идеала. В этом смысле, инженер Чешков — очередной Гамлет, понятный и близкий и сегодня, подавленный фатальной непреодолимостью данс макабра и, одновременно, сверхчеловечески энергичный.

Впрочем, финал «Человека со стороны» лишен шекспировской патетики, — скорее, он характерен для продукта тоталитарного и массового кинематографа, выполняющего функцию идейного рупора от истеблишмента.

Реалистичные, психологически достоверные персонажи сосуществуют в рамках этой производственной поэмы, лишенной как присущей последующим десятилетиям чернушной натуралистичности, так и свойственной минувшим десятилетиям типизации образов (простого советского пролетария, простой советской свинарки, простого советского кулака). Здесь нет классовых врагов, вредителей, нет карикатурных пороков, с которыми боролся бы главный протагонист. Однако фильм несёт собой конкретную социалистическую идею, носителем которой является главный (и, несмотря на противоречивость, положительный) герой. Заключается она в утверждении ценности труда, а так же в прославлении Личности как индивида, умеющего раскрыть свой потенциал и обратить его на благо общества. Аппеллирующий к отдельному человеку, с учётом ошибок прошлого — в котором люди воспринимались как материал, неодушевлённая рабочая сила, не щадящая живота во имя светлого, но абстрактного будущего, — фильм всё же создан с оглядкой на массы, воспитывает их, скованных цепью единой идеологии и ценностной системы. Это не камерная драма отдельного индивида, и человек (любой, но в первую очередь сам Человек-со-стороны), несмотря на все свои слабости, ещё велик, целостен, ещё являет собой центр мироздания и олицетворяет воплощение универсальных добродетелей. «Человек со стороны» это экзистенциальная драма одного исключительного типа человека — советского гражданина.

17 ноября 2013

Драма Человек со стороны появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Анатолий Эфрос. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Анатолий Грачев, Ёла Санько, Леонид Броневой, Юрий Лихачев, Анна Антоненко, Константин Агеев, Наталья Медведева, Борис Кудрявцев, Семен Соколовский, Николай Волков мл., Исаак Кастрель, Аркадий Песелев, Александр Ширшов, Кирилл Глазунов, Мария Андрианова.

Страна производства - СССР.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.