Тени исчезают в полдень
8.3
7.5
1971, драма
СССР, 1 ч 6 мин
18+

В ролях: Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Сергей Яковлев
и другие
История небольшой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в таежной глуши, стала отражением судьбы огромной страны. Перед зрителем разворачивается широкая панорама народной жизни: от разгрома белых банд Колчака до первой борозды трактора на колхозной меже, от первых выборов в Верховный Совет до проводов зеленодольцев на фронты Великой Отечественной войны, от трудового подвига женских рук в тылу до Дня Победы, до первого послевоенного хлеба.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тени исчезают в полдень

год: 1971
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Петр Емельянов
композитор:
художники: Николай Маркин, Тамара Каспарова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 февраля 1972 г.
на DVD: 23 марта 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер сериала «Тени исчезают в полдень», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о сериале «Тени исчезают в полдень», 1971

После прочтения романа «Тени исчезают в полдень» с интересом посмотрела сериал. Если в книге больше всего захватывает само действие, то в фильме — образы героев. Благодаря игре актёров они получились очень объёмными и неоднозначными. Анисим Шатров (Лев Поляков) всю жизнь пытался искупить свою косвенную вину в гибели Марьи. Замкнутый, нелюдимый, он словно стал незримым защитником Зелёного Дола. И сколько же благородства и непроходящей боли в его взгляде! Нину Русланову сложно назвать красивой, но от её героини Марьи Вороновой просто невозможно отвести глаз. Как она была прекрасна, бросив к ногам Анисима добытую шкуру медведя, и сколько смелости и гордости было в ней, связанной на утёсе. В роли Захара Большакова невозможно представить кого-то, кроме Петра Вельяминова. Он не играет, а просто является единым целым со своим героем. Устин Морозов (Сергей Яковлев) неожиданно получился очень обаятельным героем, которому невольно сопереживаешь. Оказалось, что на протяжении всей жизни он пытался понять, в чём её смысл, и погиб, именно отчаявшись его найти. В конце фильма авторы несколько изменили судьбы некоторых героев, подарив счастье им и порадовав зрителей. За это хочется сказать отдельное спасибо.

31 октября 2019

Я читал «Тени», катаясь в автобусе по Европе. Может быть, как раз этим обусловлено возникшее ощущение — это одна из самых русских книг на моей памяти. Шут с ней идеологией, коей в книге предостаточно (а можно ли было в те времена не касаться ее?), тут надо смотреть на то, как показана русская деревня (Зеленый Дол) и природа (утес, Светлиха, леса, топи, луга) впитывать, пропуская через себя, описание народа.

- Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается.

Характеры и внешность героев схвачены так, словно это не придуманные образы, а реально существовавшие люди (и понятно, почему, например, утес, где проходили съемки фильма, переименовали в Марьин, а на реальном утесе-прототипе на Алтае установили памятник Вороновой — настолько мощную легенду создал автор, так тронул струны души, так угадал что-то народное, вечное). И люди эти точно такие, как у Лермонтова: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!» Богатыри, титаны, глыбы, высеченные из камня. Гнут их предатели, мучители, беды, а не ломают. И даже те, кого повергает подлый враг, своим примером, памятью о себе бьют этого самого врага еще шибче.

И неудивительно, что книга, так увлекающая, дарящая такое мало с чем сравнимое наслаждение в процессе чтения, получила почти идеальное киновоплощение в виде ставшего культовым у нескольких поколений сериала-саги, где едва ли не все актеры подобраны так удачно, словно это с них Иванов писал своих героев: и фантастическая Красная Марья (Нина Русланова) с ее бешеной энергетикой, и мягкий, но вместе с тем волевой Захар Большаков (Пётр Вельяминов), и магическая Серафима-Пистимея (Александра Завьялова) с одним из самых невероятных взглядов в истории советского кино, и суетливый пустобрех Тарас-Илья «Купи-продай» (Борис Новиков), и подлая Стеша (Элеонора Шашкова), и противоречивый Фрол Курганов (Валерий Гатаев). А вот один из центральных персонажей романа Устин Морозов (Сергей Яковлев) не вполне удался: в моем понимании он еще мрачнее, еще злее и гаже.

- Через год погибла и сама дочь, незаметно, без слез, отправившись на фронт мстить за своего мужа, за этого невидного зеленодольского парнишку. Очевидно, для нее он был самым видным на свете.

Самый интересный герой и книги, и фильма — Фрол. Марья и Захар — исключительно положительные, как Пистимея и Устин с Меньшиковыми — исключительно гадкие, подлые, гнилые. С ними все ясно. А вот Курганов — другой. Он до самого конца мечется, в его душе всю муторную и тяжкую жизнь идет сражение сил добра и зла. И, конечно, он один из титанов.

К прекрасному сериалу можно предъявить разве что несколько претензий в плане того, что обошли стороной несколько важнейших пластов книги: почти не показали одну из главных тем — отвратительную деятельность сект; сгладили грешки молодости Кости Жукова, будущего Устина, не показали, как он страшно убивал, будучи немецким старостой, Полюшку; менее жестко показали сцены с убийством Марьи и актами покорности Серафимы мужу. Но это можно объяснить цензурой, сейчас бы это были сами лакомые для зрителя, рейтинговые куски.

- Та девчонка, что на костре жгли, на горячих углях, — соплюха ведь была, горшком пахло еще от нее. У нее уже волосья затрещали, полыхнули огнем, а она голову вскинула: «Тятенька, ты учил меня стоя умирать». Стоя! Или не помнишь, забыл?! И они стояли все.

Впечатление от романа в итоге не смогли перебить ни Париж, ни Бельгия, а я еще полгода искал «Вечный зов», пока не купил два тома в Москве. Многие говорят, что «Зов» (и кино, и книга) еще круче. Мне пока не верится. Куда круче-то?

P.S. Если трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам» посвящен непосредственно Революции и Гражданской войне, то сага «Тени исчезают в полдень» повествует о борьбе красных и белых, которой нет конца не только в тридцатых, но и после войны, в мирное время. И борьба эта, как иной раз кажется, возможно, не окончена и сейчас.

8 из 10

30 декабря 2018

Главное — это жизнь

«Тени исчезают в полдень» — советская драма, состоящая из мини-сериала, который был снят в 1971 году. Данная кинолента очень сильная, жизненная и правдоподобная. Она раскрывает истинную правду, как жили советские люди и что им приходилось пережить. Фильм несомненно имеет кинематографическую ценность, и я его оцениваю положительно, более того, считаю, что «Тени исчезают в полдень» — это золотая коллекция и гордость советского кинематографа.

Мы видим жизнь героев, который жили в таежной деревушке. Бедные, советские люди ничего кроме работы и слез не видели. Их счастье было мимолетно. Они пережили сначала гражданскую войну белых и красных, а затем ужасное время Второй мировой войны. Мы видим судьбы героев, как они боролись и строили свой маленький мир, но среди них поселилось гнилое яблоко в лице бывших аристократов, которым пришлось жить бедно и забыть свои богатства…

Данный фильм очень трогательный и замечательный. Он снят масштабно и достойно, и при просмотре это ярко чувствуется. «Тени исчезают в полдень» — это сама жизнь советских людей, переживших ужасные времена войны. Режиссура была сильная у картины, и актеры все сыграли правдоподобно и чисто. С детства мне больше всех запомнилась Александра Завьялова, которая сыграла Пистимею. Она просто шикарно сыграла главную отрицательную роль, и теперь эта актриса у меня всегда ассоциировалась с этой ролью. Борис Новиков весьма глубокий актер. Он сыграл и комичного героя, и где надо драматичного. Фраза его смешного героя «Залетишь под Фанфары» мне запомнилась на всю жизнь. Галина Польских чудесная, советская актриса, и в этом фильме она была такая юная и милая, и было приятно на нее такую посмотреть. Ее роль была интересная и сильная, героини много пришлось пережить. Сергей Яковлев тоже шикарно сыграл истинного злодея, и после фильма мне хорошо запомнился. Что касается Пётра Вельяминова, то он прекрасный, советский актер, и снялся в двух моих любимых советских сериалов, еще в «Вечном зове».

Этот фильм просто потрясающий. Он глубочайший и точно раскрывающий то время и проблемы того времени. Герои истории были настоящие личности, и смотреть эту киноленту было действительно интересно. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков создали бессмертный, советский подарок.

10 из 10

26 ноября 2014

«Фрол, огромный, неуклюжий, пошевелился и чуть отодвинулся от Клашки. Помолчал и сказал неожиданно: — «Слышишь, живет? — «Кто живет?» — не поняла Никулина. — Озеро. А так вроде мертвое…» Тени исчезают в полдень. Глава 2.

Большой заголовок, не спорю. Придумывая его, мне хотелось показать именно цитату. А цитат много. И эта вспомнилась первой.

Уж не знаю другого фильма и другой книги, которая так вселяет человека в происходящее. Так приятно становится брать книгу и окунаться в мир Зеленого Дола, деревеньки, каких сотни. И так же приятно включать телевизор и… смотреть экранизацию.

Говорить тут мало. Я мог бы рассуждать о минусах… но не в этом фильме. Не хочется их замечать (может быть, потому что их нет?). Шикарная картина. Все умело выстроено режиссерами Краснопольским и Усковым (которые сняли еще и «Вечный зов» — не будем забывать)

Что обращает на себя внимание, так это постройка моментом и глав как бы «по времени». То есть сначала идет колчаковщина, потом годы после нее, приезд Жукова-Морозова, Серафимы-Пистимеи и Тараса-«Купи-продай», жизнь, Великая Отечественная и т. д. В книге все это — то, что сейчас называют флэшбеками.

Ну, что еще сказать? Все великолепно…

10 из 10

Отлично! И плюс такая же оценка «Вечному зову».

18 января 2014

Думаю, ни у кого сейчас не возникает сомнений в том, что полдень, зенит советской цивилизации пришелся на начало семидесятых годов. Именно тогда впервые появилась возможность (и очевидной стала необходимость) осмысления, систематизации, кристаллизации важнейшего («того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять») из огромного количества цивилизационных мифов, накопившихся за годы космогонических катаклизмов, великих страданий и великих свершений периодов становления, защиты от внешних врагов, культурного и геополитического самоутверждения, и оформления этих мифов — существовавших до того, совершенно по Лосеву, в виде максимально интенсивной, эмоционально напряженной реальности панегириков и плачей -

в единый и внятный народу эпос, повествовательно спокойный, идеологически ровный и взвешенный, богатый яркими, колоритными деталями, располагающий широким диапазоном отчетливых, характерных персонажей, имеющий в качестве несущей основы свой особый свод нравственных законов. И получилось так, что в из всех искусств важнейшем огромную эту задачу в основном решили два режиссера — Усков и Краснопольский, как раз в начале семидесятых вступившие в творческий союз с кряжистым сибиряком Анатолием Ивановым. Первая их эпопея создала вселенную советских былин, вторая эту вселенную конкретизировала и обживала.

Новый мир вырастает у них, как и положено, из стихии природной, языческой — в тайге, в сельце Зеленый Дол, под древним зачарованным утесом, над речкой Светлихой. Первые обитатели этого мира почти неотделимы от среды; уходя в прошлое, они сливаются с природой (как у Николая Клюева: «вскормили нас ущелий недра, вспоил дождями небосклон, мы — валуны, седые кедры, лесных ключей и сосен звон»…). Первая героиня — красная Марья — совершив, подобно былинным богатырям, ряд подвигов за други своя, и после смерти не покидает родимого края, отождествляясь в восприятии потомков с гранитным утесом — устремленным ввысь, стойким великаном, охраняющим главное в жителях села — чистоту их душ, силу их духа. Бессменным оберегом зеленодольцев на земле после смерти Марьи остается председатель Захар Большаков — крестьянин, современный Микула Селянинович, сильный не количественно, но качественно, нравственно: спокойный, стойкий, простой, чуждый стяжательства, отечески заботливый, сдержанный, благодушный, скромный. Он печется об общественном благе, ничего ничего взамен, обделенный самым естественным, самым человеческим — семейным счастьем, но в этом самоотречении чувствуется высшая правда, былинная, древняя, несокрушимая логика — жизнь для других несравнимо значительней жизни в себе и для себя. Несомненно былинны, архетипичны и прочие персонажи — удалый молодец, доблестный воин, озорной до баб, но онедуженный внутренним изьяном, подленьким, грызущим его страхом Фрол Курганов, виртуозно меняющий личины лукавый бес-мироед Устин Морозов, тихая, но полная невообразимой внутренней силы и властолюбия колдунья Пистимея… Само визуальное решение, типажный подбор и грим актеров — с истовыми, иконописными ликами, ярыми очами, платками и бородами до бровей — вызывают в памяти славянский и былинный циклы Константина Васильева. Во всем, кроме одного: персонажи Ускова и Краснопольского — еще и несомненно живые, узнаваемые, по-человечески близки всем нам, родившимся в той стране (и тем в том числе, кто Сибири, как я, и не видел никогда), не только на каком-то интуитивном, культурно-генетическом уровне, но и в осязаемой индивидуальной памяти.

«Тяга земная», сугубая привязка и привязанность героев к родному селу парадоксально, но глубинно внятно превращаются в повествовании в связи с огромной страной, малой частичкой которой чем дальше, тем ощутимее становится Зеленый Дол. Родимая сторонка, очерченная речкой, кромкой тайги, утесом, разрастается в родную ширь, родную даль, куда уходят эшелоны с зеленодольцами, встающими на защиту огромного — ради малого, родного, своего. Весь ужас войны далекой, но ранящей каждого по цепочке связей, по родственной включенности в народную семью — на лицах зеленодольских женщин, провожающих — скорбно и тревожно, поющих и работающих в одиночку — надрывно, заунывно, встречающих — в великой радости или с умирающей надеждой. Сознание народной силы доведено здесь до пределов смысловой и изобразительной мощи. «За князем — род, за серафимом — сонм, за каждым — тысячи таких, как он, чтоб, пошатнувшись, на живую стену упал и знал, что — тысячи на смену»…

Тени исчезают в полдень. Но полдень цивилизации проходит, наступают сумерки, и тени появляются снова, одолевают свет, горевший, казалось, неугасимо, сгущаются до полной тьмы, ставящей под сомнение сам факт того, что свет когда-то горел. Так вот, такие фильмы — это доказательство того, что свет был. И залог того, что настанет новый день и тени исчезнут снова.

19 февраля 2011

«Люди, люди, человеки!»

Сильный фильм, ничего не скажешь. Вышел бы в хорошем качестве — купил бы, не задумываясь. Ан нету. «Будем искать!»

Чем привлекательно такое кино лично для меня? Люди. Характеры. Судьбы. Интересно наблюдать, как всё это меняется с течением времени. А, кроме того, ценности. Они ведь, как ни крути, одни — истинные ценности, я имею в виду. И такие фильмы, как этот, даже с учетом их дополнительной идеологической нагрузки, очень помогают не сбиваться с пути в погоне за мимолетными, кажущимися идеалами, целями и пр. Посмотришь хорошее кино, погрузишься в его атмосферу, в проблемы героев, и вроде как на себя примеришь: поступки, слова. Задумаешься.

«Тени…» в этом плане очень качественное кино. Палитра персонажей просто широчайшая. На любой вкус. От законченного негодяя до положительнейшего героя. А уж тонов и оттенков — без счету.

Мне, к примеру, Анисим Шатров импонирует очень. Ну, во-первых, сыграно очень достоверно, а, во-вторых, не может не задеть его трагичная судьба. Самое интересное, что умом понимаешь, сам виноват он в том, что так сложилась его жизнь, но сердцем поневоле человеку сочувствуешь. Или, скажем, Фрол Курганов — колоритнейший персонаж. Бесконечно можно спорить, пытаясь оценить его действия. А потому что, опять же, как образ сыгран здорово!

Одно время я был ярым противником идеологии в фильмах, подобных этому, плевался было, дескать, фальшь, показуха, а теперь… Всё больше на другое внимание обращаю. На людей. На отношения. Другая то была страна, что и говорить. И в чем-то, думается мне, она была много лучше нашей нынешней. В чем именно? Смотрите кино — может, найдете ответ.

Да, кстати, а не 10 только потому, что «Вечный зов» — еще лучше.

9 из 10

2 февраля 2009

Энциклопедия русской жизни

Один из самых великолепных фильмов советского кинематографа. Одна из самых блистательных экранизаций масштабной литературной эпопеи. Энциклопедия русской жизни.

Действие происходит в деревне Зеленый Дол — начинается в преддверии Гражданской войны и заканчивается 50-ми послевоенными годами.

Жила-была гордая и красивая Марья Воронова (Н. Русланова). Трудолюбивая, отзывчивая. Неудивительно, что именно она стала первым председателем колхоза Зеленый Дол. А с ней ее верные друзья и соратники — Захар Большаков (П. Вельяминов), Андрон (И. Рыжов), Антип (Е. Шутов). Раскулачивание привело к тому, что богатые братья Меншиковы — Демид (Р. Филиппов) и Филипп (С. Полежаев) оказались разорены и соответственно озлоблены на всю советскую власть и на Марью с Захаром в частности. Это по сути и есть предыстория.

Единомышленников Демид Меньшиков находит в лице дочери золотопромышленника Серафимы Клочковой (А. Завьялова) и потомка хлеботорговца Константина Жукова (С. Яковлев). Они в компании Тараса (неподражаемый «Купи-продай» Б. Новиков) под вымышленными именами перебираются в Зеленый Дол. Теперь они пришлые люди — Морозовы Пистимея и Устин, а также их друг Илья Юргин (бывший Тарас).

Пришлые люди прочно пустили корни в Зеленом Доле. Их задача — отомстить советской власти, испортив жизнь избранным зеленодольцам. Кознями. Сплетнями. Обманом и просто всеми возможными проявлениями подлости.

Фильм, как и книга А. Иванова, интересен тем, что покрывает жизни нескольких поколений жителей Зеленого Дола. Здесь и коренные зеленодольцы Фрол Курганов (В. Гатаев), и уже упоминавшийся Захар Большаков, и Анисим Шатров (Л. Поляков). И более молодое поколение Степанида (Э. Шашкова), Наталья Меншикова (Л. Демидова), Ольга Шатрова (Г. Логинова). Судьбы всех героев тесно переплетены. Ведь у них общее дело. Общие заботы. Они любят. Страдают. Радуются. Ненавидят. Преодолевают тяжелые испытания.

В этом фильме собран великолепный ансамбль актеров. Поднимаются вопросы семьи, любви, уважения, добрососедства, честности, человечности. Впрочем, здесь есть множество и других вопросов и проблем.

Прекрасно прописанные и представленные герои. Лучшие представители русского национального характера. Это и работящий, заботливый, душой болеющий за колхоз и односельчан председатель Захар Большаков. И герой войны, трудяга без излишнего пафоса и амбиций Фрол Курганов — человек, которому нужна не столько семья и трудодни, сколько способность видеть звезды в отражении вод речки Светлихи. И Клавдия (Г. Польских) — сильная, самоотверженная и в работе, и в дружбе, и в любви. Положительные герои — образцы для подражания. Отрицательных типа Устина и Пистимеи ненавидишь до дрожи в пальцах и взрыва негодования от того, насколько далеко может завести приверженность идее и всесжигающая ненависть. Илья в виртуозном исполнении Б. Новикова вызывает и безудержный смех до колик, с одной стороны, и нервное презрение, смешанное с желанием придавить клопа, с другой.

Этот фильм по-прежнему показывают каждое лето и не по одному телеканалу. И его по-прежнему смотрят. Уже в который раз. Мы уже знаем, что будет в каждую последующую минуту. Зеленодольцы стали нам как родные. При этом бессмертное творение А. Иванова, мастерски выведенное на пленку режиссерами В. Усковым и В. Краснопольским и оператором П. Емельяновым не перестает бередить наши сердца. И в этом великая заслуга прекрасных актеров — П. Вельяминова, В. Гатаева, А. Завьяловой, С. Яковлева, Г. Польских, Б. Новикова и многих-многих других.

Эта великолепная картина — лучшая иллюстрация русского национального характера и жизни русского общества в лице лучших его представителей.

10 из 10

4 августа 2008

Драма Тени исчезают в полдень появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссерами являются Владимир Краснопольский, Валерий Усков. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Пётр Вельяминов, Нина Русланова, Галина Польских, Иван Рыжов, Сергей Яковлев, Александра Завьялова, Борис Новиков, Валерий Гатаев, Элеонора Шашкова, Лев Поляков, Геннадий Корольков, Виктор Шульгин, Николай Парфёнов, Роман Филиппов, Евгений Шутов.

Страна производства - СССР. Тени исчезают в полдень — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.