Битва за Окинаву
Gekido no showashi: Okinawa kessen
6.6
6.9
1971, драма, военный, история
Япония, 2 ч 29 мин
В ролях: Кэйдзю Кобаяси, Юдзо Каяма, Тацуя Накадаи, Маюми Одзора, Кацухико Сасаки
и другие
Последней и наиболее крупной десантной операцией американских вооруженных сил на завершающем этапе Второй Мировой войны была операция «Айсберг», направленная на захват острова Окинава. Для японцев Окинава - это был последний рубеж на пути ненавистных американцев на прекрасную родину. Поскольку в живой силе Япония сильно проигрывала, основная надежда Японии возлагалась на смертников камикадзе.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Битва за Окинаву

английское название:

Gekido no showashi: Okinawa kessen

год: 1971
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Хироси Мураи
композитор:
художник: Ёсиро Мураки
монтаж:
жанры: драма, военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 августа 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный, история

Видео к фильму «Битва за Окинаву», 1971

Видео: Трейлер (Битва за Окинаву, 1971) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Битва за Окинаву», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Битва за Окинаву», 1971

По ту сторону кинематографа…

Очень тяжёлый фильм. Просто невероятно тяжелый. И причин у этой тяжести довольно много. Тут и стандартная для фильмов о войне психологическая тяжесть событий показанных в картине, и непривычный подход к съёмке, о котором я скажу чуть позже, но самое главное это абсолютно непривычный и даже чуждый менталитет как персонажей, так и создателей, который ощущается тем больше, чем дольше смотришь… А картина, к слову сказать, идёт почти два с половиной часа.

О фильме.

Первое, что бросается в глаза когда начинаешь смотреть ленту это абсолютно не свойственный подобным фильмам способ подачи материала. Понятное дело, что по началу для западного, а особенно американского зрителя «Битва за Окинаву» станет чем-то абсолютно чуждым именно из-за полностью непривычной режиссуры. С российским зрителем слегка другая ситуация. Есть в этом фильм какое-то воздушное, едва уловимое сходство с советским кинематографом, особенно в первый час ленты.

Впрочем, как только начнутся боевые действия, всё станет привычно и знакомо и для тех, кому не довелось посмотреть советской классики, ибо сцены боёв сняты, не побоюсь этих слов, в лучших традициях американских военных фильмов. Может чуть-чуть менее масштабно и выхолощено, но не стоит забывать, что и год производства 71-ый, а не 98-ой, как у Рядового Райна, или 2002-ый, как у «Говорящих с Ветром» и «Мы были солдатами». Но если исключить некоторую блёклость картинки и некоторые другие огрехи, например, краску вместо крови и заметную резиновость оторванных конечностей, то постановка боевых сцен ничуть не уступает таковой в Голливуде, а в чём-то даже превосходит. Очень порадовало то, что оператор не был с перепою или контужен, как это свойственно современным картинам с трясущейся почём зря камерой.

Отдельно стоит отметить обилие исторической хроники. Поначалу лично у меня создалось впечатление, что фильм практически документальный, но с дополнительными постановочными сценами, например, как на BBC, Discovery или Viasat History, но во втором часе хроника пропадает и больше не появляется. Кстати с этим связанна одна забавная штука. В первой половине фильма лично у меня создалось впечатление, что чем дольше паузы между хроникой, тем сильнее проседает картина.

Условно говоря, «Битву за Окинуву», можно разделить на две части: До первых боёв, и после них, так как картина действительно претерпевает очень сильные изменения.

О сути…

Ценность этой ленты, лично для меня, это разрыв шаблонов… Причём полный и абсолютный. Что (именно «что») такое японский солдат до просмотра «Битвы за Окинаву»??? Лично во мне американцы с их вечными победоносными высадками воспитали ряд чётких стереотипов, например: японский солдат громко кричит, быстро умирает, иногда успевает насадить кого-нибудь из второстепенных персонажей на штык или располосовать катаной, и всегда готов надеть повязку камикадце. Он вообще не думает. Его задача броситься на бравых амеровских морпехов и, обдав округу сочным красным фонтаном, завалиться в грязь, где и затихнуть.

Так вот — «Битва за Окинаву» практически о том же, только солдаты там боятся, паникуют, бывают недовольны командованием, собирают волю в кулак, чтобы проявить мужество и многое другое, что так свойственно любому простому человеку.

Отдельно хочется подчеркнуть практически полное отсутствие в фильме образа врага. Не смотря на то, что бои идут практически две трети ленты, американцы, как враги (имеется ввиду не противники, а именно враги) появляются только к концу. Опять-таки, вспомнить любой голливудский блокбастер, так там всегда найдётся ужасный вражеский командир с неправильным (читай: нацистским, японским, русским или любым другим не американским) гражданством, который в первую же минуту своего экранного времени с садистским удовольствием совершит какую-нибудь мерзейшую мерзость и с самого начала оправдает героического американца, который убьёт его в конце.

В этой ленте такого нет. Зачастую в штыковых замесах вообще не понять кто условно «свой», а кто нет. В пыли и дыму боя сцепившиеся и катающиеся по земле люди практически не различимы.

О менталитете.

Слава тебе кто-бы ты ни был, что мне довелось посмотреть довольно много картин Куросавы и вникнуть в них, иначе бы я точно не мог понять, почему все в этом фильме так жестко интонируют свои реплики и кричат друг на друга почём зря.

Очень интересно наблюдать за преемственностью ярких и самобытных поведенческих особенностей японцев.

С другой стороны как-то странно смотрится тот факт, что командование на местах с завидным постоянством обсуждает и даже иногда пытается оспаривать приказы вышестоящего начальство. Мне казалось, что у них было гораздо жестче с дисциплиной. Впрочем, и тут разрыв шаблонов.

Казалось бы, у фильма столько плюсов, что надо ставить 10 из 10 и заканчивать с писаниной, которой и так уже много.

Не получается.

О минусах фильма.

Самый главный и жесткий минус фильма это его продолжительность и однообразность. Кажется, что режиссёр поставил себе целью показать всю тщетность и самоотверженность японского народа, который сопротивляется изо всех сил, но уже к середине всё происходящее начинает утомлять. В двух словах всё это можно описать так:

Генерал молча слушает советников, те обсуждают стратегию, тут же кричат раненные, снуют медсёстры и периодически выходят в атаку рядовые, которых безжалостно косит американская очередь. Стреляют с той стороны мгновенно и точно, кто и сколько не показали ни разу. И так по кругу.

Режиссёр с каким-то особо странным рвением зацикливает внимание на сепарации конечностей и прочих перекатываниях из стороны в сторону людей в окровавленных повязках на всех местах. Нет, я не спорю, война ужасна и не стоит об этом забывать, даже стоит напоминать. Но не всё время же. Или если всё время, то хотя бы как-нибудь по-разнообразнее.

Места уже не хватит, потому напоследок о главном, с моей точки зрения, минусе фильма.

«В этом сражении погибло две трети жителей Окинавы.» Именно эту фразу говорит нам закадровый голос в самом конце. Честно, услышав это я с сарказмом хмыкнул, ибо последние минут двадцать нам показывают, как японцы стройными рядами заканчивают жизнь самоубиствами. Причём во всех возможных вариантах… Для генерала — харакири, для простых солдат — граната, для раненых — бритвой по венам, для врачей и медсестёр — яд, для крестьян — серпом по горлу. И трупы, трупы, трупы.

Чего режиссёр хотел этим добиться? Показать героизм людей, которые не даются врагу? С моей точки зрения это не героизм, а идиотизм… Когда солдаты гробят друг друга, вместо того, чтобы выйти и броситься в последний бой на врага (хотя такие в фильме тоже есть).

P.S. В общем же. «Битва за Окинаву» весьма любопытное зрелище, посмотреть которое стоит хотя бы для того, чтобы сформировать о нём своё собственное мнение.

6 из 10

Но с признанием достоинств картины.

28 октября 2011

Драма Битва за Окинаву появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Кихати Окамото. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кэйдзю Кобаяси, Юдзо Каяма, Тацуя Накадаи, Маюми Одзора, Кацухико Сасаки, Кэндзи Сахара, Хидэё Амамото, Итиро Накатани, Горо Мицуми, Такамару Сасаки, Акира Яманоути, Эидзиро Тоно, Сэйсиро Куно, Тётаро Тогин, Ватару Омаэ.

Страна производства - Япония. Битва за Окинаву — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.