Восставший
Joiuchi: hairyo tsuma shimatsu
8.1
8.3
1967, боевик, драма
Япония, 2 ч 8 мин
16+

В ролях: Тосиро Мифунэ, Ёко Цукаса, Го Като, Тацуёси Эхара, Эцуко Итихара
и другие
Предводитель клана отвергает свою наложницу и заставляет молодого самурая жениться на ней. Когда обстоятельства меняются, и клан требует ее вернуть, самурай и его отец бросают вызов традиции безоговорочного подчинения.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Восставший

английское название:

Joiuchi: hairyo tsuma shimatsu

год: 1967
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Кадзуо Ямада
композитор:
художник: Ёсиро Мураки
монтаж:
жанры: боевик, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 мая 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма

Видео к фильму «Восставший», 1967

Видео: Трейлер (Восставший, 1967) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постер фильма «Восставший», 1967

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Восставший», 1967

Воплощение света

Исабуро Сасахара не владычествовал в клане, но его имя произносилось с почтением. Верный последователь бусидо, жесткий глава семейства, строгий отец и великолепный фехтовальщик, о чьем умении владеть катаной ходили легенды, с юности был скован цепями долга и свято верил в мудрость господина. И повеление взять в жены своему сыну бывшую содержанку властителя, изгнанную за агрессивные повадки, Исабуро принял с достоинством. Женщине в его доме не были рады, но годы стерли первоначальное неприятие — молодые люди составили прекрасную пару. Тем оглушительнее прозвучал новый приказ господина — отозвать жену в замок для воспитания рожденного ею наследника на смену трагически погибшего. Отец и сын Сасахара отказывают феодалу, сознавая, что расплата за неповиновение не заставит себя долго ждать.

Классический эпос Масаки Кобаяси имеет два названия, но «Восставший» точнее передает содержание. При упоминании словосочетания «Бунт самураев» в голове всплывает картина кровавых столкновений бывших соратников, которых развела по противоположным сторонам идеология, однако концепция режиссера основывается не на войне безвинно притесненных с жестокими угнетателями. Важнее элегантных сражений на мечах — могучее в психологическом отношении проявление воли уважаемого вассала, занимающего высокое положение в иерархии клана. На непроницаемом лице Тосиро Мифунэ, воплотившего Исабуро, не прочесть эмоций, но глубокое разочарование эгоизмом господина угадывается в глазах. Он и на бунт поднимается как на решительный штурм цитадели. Как и положено самураю, Исабуро проповедует три главных добродетели: верность, справедливость, мужество — и о них же рассказывает Кобаяси.

Почтительное отношение к старшим по возрасту и положению, беспрекословное следование их воле — основа верности в феодальной Японии. Как оказалось, прежние устои стали отмирать не от губительного влияния времени, а по преступной вине отдельных правителей. Исабуро встает перед нелегким выбором: кому хранить верность — бессердечному господину или собственной семье, которую намереваются лишить жены и матери. Завязавшиеся ожесточенные споры между бунтарем и эмиссарами сегуна с операторским акцентом на мимике персонажей подчеркивают тяжесть поступка. Менее необходимым, впрочем, от этого он не становится. Самураю приходится защищать не абстрактные догмы, которые так и не обрели конкретных очертаний, а зримое счастье самых близких людей. Понятие об ответственности, которые так долго было для Исабуро синонимом безрадостной повинности, переросло в священный долг, которому он и не думает противиться.

Блистательный воин понимает, что эту кампанию ему не выиграть, но продолжать сражение велит сердце, справедливости в котором оказалось значительно больше, чем у циничного сюзерена. Бунт начался локальным происшествием, таким оставался до самого конца, но тем и интересен, как вскрытие давно зревшего нарыва. Феодал предал не своего вассала, а целую общность, держа в голове только свои интересы, а, по сути, ублажая прихоти. Словно наместник Бога на японской земле, сам дал — сам взял, но если речь идет не о каком-нибудь изысканном мече, а о любящей и любимой женщине, то настоящий мужчина не останется в стороне, даже если это погубит всю его семью. Кроме защиты собственной обители Исабуро борется за восстановление попранной высшей справедливости. Ему не страшно оказаться в этом сражении покинутым всеми, включая собственного сына. Осознание правоты добавит ровно столько сил, чтобы их хватило для последней битвы.

Уделяя пристальное внимание нравственной подоплеке бунта, Кобаяси не оставляет в стороне эстетику дзидайгэки. Продемонстрированное в боях мужество занимает небольшую часть фильма, но запоминается символичным сочетанием одежд. Отдавший старшинство в семье сыну, Исабуро встречает карательный отряд в белом кимоно и выглядит воплощением света, противостоящего тьме. Как это обычно и бывает в затяжных конфликтах, настает момент, когда увещевания заканчиваются, и начинает проливаться кровь. Воспитанный вековыми традициями, Исабуро не страшится смерти, но примет ее без совершения сэппуку, как того требует прогневившийся феодал. Лишь в честном бою с достойным противником он отдается своей судьбе. Картина позволяет заглянуть в потайные уголки самурайской души, где и хранится честь, передаваемая из поколения в поколение.

Масаки Кобаяси не воспевает бунтарское начало в человеке. «Восставший» — лента о служении настоящим идеалам, важность которых понимается с годами. О них написано в бусидо, но смелости постичь хватает далеко не всем, и по этой причине Исабуро Сасахара в своем походе одинок. Но надломлен ли он этим? Отнюдь, для самурая нет участи почетнее, его горделивая фигура говорит об этом. Превозмогая боль и вкладывая все свое мастерство в разящие удары, он по-настоящему обретает себя и долгожданную свободу. Награда за храбрость, которая стала грозным оружием в борьбе с могущественным эгоизмом, нашла героя и приумножила его славу. Немеркнущий успех киноленты даровал вечную жизнь подвигу.

16 августа 2017

Ты отступаешь до тех пор, пока есть куда отступить, но когда отойти больше некуда, ты идешь в наступление

Фильм Масаки Кобаяси «Восставший», известен так же под другим названием «Бунт самураев».

Чёрно-белый, исторический фильм о простом маленьком человеке и о его чувстве собственного достоинства. И так же как предыдущий фильм Кобаяси «Харакири», котором самурай продал свой меч, чтоб помочь близкому человеку, в этом фильме в центр истории поставлена история самурая и его семьи, непростая история любви в нелёгких условиях законов общества того времени.

Япония, семнадцатого века. Мы стаём свидетелями жизни самурая Исабуру Сасахару. Глава клана, могущественный сёгун решает женить его сына на своей наложнице. Сасахару против этого брака, потому как и сам стал жертвой подобного решения и всю жизнь прожил с нелюбимым человеком. Но девушка оказывается кроткой и доброй. Между ней и сыном Сасахару, Егоро завязываются трогательные отношения, переходящие в настоящую любовь. Но тут сёгун решает забрать заложницу обратно. А законы сегуната меж тем подразумевают полное и безуговорочное подчинение.

И тогда Сасахару и Егоро бросают вызов могущественному сёгуну и всей системе.

Времена меняются, люди остаются те же, что там, что тут. Герои фильма пройдут через жесточайшие испытания, предательство семьи будет не самым страшным испытанием в их списке. Но любовь, она и в Японии любовь, так же, как мужская честь и человеческая совесть.

Ипотеряет Сасахару всех, кого любил, и останется у него только грудной ребёнок, внучка. Дочь его сына, последний смысл его жизни.

Ближе к концу Сасахару придётся скрестить свой самурайский меч с лучшим другом Татеваки. Это тоже будет испытание на характер и на честь. О поединоке невозможно говорить словами, его надо увидеть, надо посмотреть в глаза Тосиро Мифуне и Тацуя Нкадзи, исполнителей ролей Сасахару и Татеаки. Почему я об этом говорю. Да потому, что в самурайском фильме увидел глубокую психологическую и философскую драму. То самое быть, или не быть?

Не всегда можно победить, но всегда можно быть. Быть человеком, честным, смелым, бескомпромиссным. Достойным, того чтоб тебе верили, на тебя надеялись, тебя любили. Быть готовым в любую минуту отдать свою жизнь во имя тех, кого любишь по закону человеческой совести и мужской чести.

Мужская честь. А ведь смотришь японские фильмы, эти бои на мечах, харакири, и думаешь, ну гипертрофированно это всё. Ну, слишком уж.

А может не слишком. Может, правы эти непонятные японцы. Мужчина должен быть в первую очередь мужчиной, а женщина женщиной, и честь человеческая должна быть неподкупной, и любовь должна быть настоящей.

А иначе не должно быть, потому, что в противном случае мы будем жить, так, как мы живём.

А живём мы большей частью пошло. И всё что мы делаем, дешёвкой попахивает. И смысл жизни своей всю жизнь ищем и никак найти не можем.

6 января 2015

Масаки Кобаяси — Восставший

Масаки Кобаяси снимал этот фильм на самой вершине собственного успеха. Сразу же после «Харакири» и «Квайдана», фильмов ставших культовыми на множество десятилетий вперед. И, вполне логично, что режиссер потратил очень много сил на то, чтобы «сохранить и приумножить», нежели искать новые формы. Отсюда очевидное сходство с «Харакири». Опять нам предлагается странная самурайская история, в которой взаимоотношения между людьми лишены привычного для многих увлекательных книжек и фильмов — романтизированного изящества. Самураи у Кобаяси — это обычные люди, а вот их господа нередко представлены кровавыми и бессердечными глупцами, готовыми ради своих прихотей пойти на любые злодеяния. И, нужно сказать, что парадигма Кобаяси оказывается куда реалистичнее, чем те же милые и увлекательные самурайские эпосы от Акиры Куросавы. Речь ведь идет о Средневековье. Красивого там было не так много.

Сам по себе сюжет потрясает своей абсурдностью, тем самым приближаясь к жизни. Так ведь оно все и бывает. Господин настаивает на том, чтобы самурай женился на его бывшей любовнице, а после, когда уже появилась семья, спокойствие и ребенок — настаивает на том, чтобы женщина вернулась к нему. Тут возмутился бы уже любой нормальный и имеющий самолюбие человек. Бунт не имеет смысла, но в такой системе координат теряет смысл и сама жизнь. Решительный герой Тосиро Мифуне это прекрасно демонстрирует. Венчает фильм традиционный для Масаки Кобаяси яркий финал. Скучные две трети полностью компенсируются взрывом — все возможные переговоры провалились, а это означает борьбу. Нет. Не элегантное сеппуку, а жестокое противостояние. Оставленный один в кустах, вместе с семейными свитками, младенец — лучшее и возможно самое яркое визуальное решение этого фильма. Нет нужды цитировать Хагакурэ Цунэтомо, Кобаяси не просто пишет заново историю — он предлагает качественно иной взгляд на дзигай-гэки. Тем самым, автор очень четко и мудро в очередной раз противопоставил себя Куросаве. Да, что там лукавить — оставляет далеко позади себя. А ведь, в 60-х, пожалуй, несмотря на множество других успешных лент, именно Кобаяси выдвинулся в настоящие и бесспорные лидеры.

7 из 10

15 ноября 2014

Разновидности долга

Дзидайгэки — специальный термин, которым в кинематографе называют фильмы, построенные на сюжетах Средневековой, феодальной Японии. Конечно же, главными действующими лицами подобных картин являются прежде всего самураи — воины, для которых главенствующими понятиями были не сила и доблесть, а долг, долг не столько перед своим господином, сколько перед самими собой. Самурай не мог струсить. Самурай не мог сбежать. Самурай не мог не подчиниться приказу. Самурай вообще много чего не мог, если уж говорить начистоту. Однако, как в случае с мсье Кэнди, которому довелось наткнуться на «исключительного ниггера», так и главе клана Андзу пришлось столкнуться с исключительным самураем.

Исабуро всю жизнь был несвободен, 20 лет он прожил с женщиной, которую не любил, прожил потому, что так пожелали другие люди, пожелал его господин. 20 лет он смиренно исполнял глупые прихоти что своего господина, ведь это нужно было для «благополучия клана». Но в этот раз не смог. Впрочем, здесь лучше обойтись без отрицания. Исабуро смог. Смог сбросить оковы лживого, несправедливого долга, который угнетал его, почувствовать себя живым, увидеть, наконец, что такое настоящая любовь, на примере своего сына.

Восставший против семьи, против господина, против кодекса чести самурая, Исабуро впервые не стал восставать против самого себя. Он впервые поступил не так, как нужно эгоистичному мерзавцу-господину или жалким пресмыкающимся ничтожествам, которые назывались семьёй самурая. Он освободился от законного долга, чтобы вернуться к долгу настоящему, естественному. Долгу перед ним самим.

И что же стало катализатором этой чудесной метаморфозы? Что сподвигло старого уже человека на коренные изменения в мировоззрении, в восприятии, в отношении к окружающему миру? Ответ прост, банален, но невероятно поучителен. Любовь, дорогие друзья, та самая любовь, которая, как говорила мать Кендарат, правит миром.

Это что касается истории, сюжета и, собственно, идейной составляющей фильма. Ну а если разобрать фильм по остальным критериям, то мы имеем:

1. Как всегда непревзойдённая игра Тосиро Мифунэ, его знаменитая «львиная» пластика.

2. Хороший, проработанный, увлекательный сценарий(за что и люблю фильмы самурайской тематики того времени, созданы Бог знает когда, но до сих пор смотрятся на одном дыхании)

3. Замечательная игра со светом и цветом, спасибо Масаки Кобаяси (сцена прочтения господином послания-отказа Исабуры, экспозиция поединка-месива в доме, использование контраста белого и чёрного в одежде самураев)

4. Прекрасная операторская работа, спасибо Кацуо Ямаде (что статичные, что кадры в движении, всё выглядело классно, особенно отмечу «наезды» камеры, очень здорово)

5. Глубокая философская проблематика (живший без любви находит освобождение лишь в смерти, если сформулировать коротко и ясно, подробно расписывать не буду, потому что не получается столь сложные мысли на бумаге излагать, куда проще объяснить устно)

Итог — глубокая экзистенциальная драма, основанная на сюжете из феодальной Японии, превосходно поставленная и невероятно интересная. Один из лучших дзидайгэки, наряду с картинами «Семь самураев», «Расёмон», «Телохранитель» и «Харакири».

9,5 из 10

22 декабря 2013

Смысл картины

Эта картина снята не о пустоте, как обычные голливудские фильмы. Эта картина снята на основе глубокой мысли, которая на мой взгляд выглядит так — ты жив пока отстаиваешь свои идеалы, а идеалы за которые ты готов отдать добровольно жизнь должны быть истинными, то есть человечными, иначе же ты за них не будешь готов отдать жизнь, а следовательно не сможешь и отстаивать. А если ты отказываешься от своих идеалов, или отказываешься их отстаивать, то ты перестаёшь существовать в этом мире как личность по факту, то есть это и есть духовная смерть при жизни, до наступления окончательной смерти человека.

Но конкретно этот самурай, сделал правильный выбор и его дух жив, не смотря на смерть, а все его враги мертвы и проиграли бой до его начала, из-за того что выбрали сторону смерти духовной заранее.

29 августа 2013

Слишком поздно для приказов

«Бороться с несправедливостью и отстаивать правоту нелегко. Более того, если ты будешь стараться всегда быть праведным и будешь прилагать для этого усилия, ты совершишь много ошибок. Путь — это нечто более возвышенное, чем праведность. Убедится в этом очень трудно, но это есть высшая мудрость…» Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ. Из Книги Первой

В эпоху Эдо, в 1725 г. глава клана отвергает свою жену, отдав вассалу. Семья с послушанием принимает девушку. Молодая пара живет в согласии и все вроде бы улеглось. Но не так все беспрепятственно, глава клана решает вернуть невесту. Исабуро Сасахары (герой Тосиро Мифунэ) берет на себя ответственность как отец, и принимает решение, от которого зависит и его честь, и судьба всей семьи.

С технической стороны замечательно практически все: отличная режиссура, мастерская работа оператора и черно-белые тона способствуют плавности и неторопливости повествования, что в свою очередь погружает зрителя в атмосферу того далекого мира. По ходу фильма события разворачиваются спокойно и непринужденно, но до самого последнего скрещивания самурайских мечей, фильм интересно смотреть.

Поневоле сравниваю «Бунт самураев» с картинами Акиры Куросавы. Так вот для меня данный фильм стоит в одном ряду с его самыми именитыми работами. А финал фильма, даже больше, чем когда-то «Расемон», поразил меня и оставил после себя уйму пищи для размышлений.

История, поражающая своей драматичностью и одновременно своей торжественностью, торжественностью силы духа и принятия неизбежного.

Отличное кино, советую смотреть.

8 из 10

14 января 2011

САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДЕДУШКА НА СВЕТЕ

В 60-х годах любимый актер Куросавы часто снимался в многочисленных исторических фильмах «про самураев и их нелегкую жиснь», так что стал для японского кино того времени примерно тем же, что и Жан Габен для французского. Что интересно, роль даже в каком-нибудь проходном кинце сделана Мифунэ с силой такой убедительности, что в общем-то из героев именно его и запоминаешь.

Внушают уважение люди, так не позволяющие себе халтурить! Сказалось ли знакомство с системой Станиславского, или с главным японским фанатом Достоевского — Акирой Куросавой? В любом случае, Тоширо Мифуне — украшение любого фильма. Его роль в «Бунте самураев» показалась мне психологически очень сильной и производящей большое впечатление, особенно драматическая концовка, которая в исполнении каких-нибудь других актеров неизбежно произвела бы фальшивый мелодраматический эффект. Сильная роль красивого человека и актера. Девушки, обратите внимание! Всем любителям хорошего кино — посмотреть обязательно!

18 декабря 2008

Боевик Восставший появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Масаки Кобаяси. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Тосиро Мифунэ, Ёко Цукаса, Го Като, Тацуёси Эхара, Эцуко Итихара, Исао Ямагата, Тацуя Накадаи, Митико Оцука, Тацуо Мацумура, Масао Мисима, Еми Ямада, Такамару Сасаки, Норико Кавадзири, Тэцуко Кобаяси, Хисано Ямаока.

Страна производства - Япония. Восставший — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.