Лесорубы
Les grandes gueules
7.3
6.9
1965, комедия, драма
Франция, Италия, 2 ч 8 мин
12+

В ролях: Бурвиль, Лино Вентура, Мари Дюбуа, Джесс Хан, Жан-Клод Роллан
и другие
Эктор возвращается на родину, где он унаследовал лесопилку. Дела его начинаются не ахти, поскольку конкурент не брезгует никакими средствами, чтобы помешать ему преуспеть. Лоран вместе с товарищем Ролланом нанимаются к нему лесорубами, предложив взять еще кроме них условно освобожденных заключенных, которых не сможет переманить конкурент. Лорану это нужно, чтобы заполучить заключенного Рештмана, с которым у него счеты. Однако Рештмана из тюрьмы не отпустили, зато прибыл десяток бывалых рецидивистов.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лесорубы

английское название:

Les grandes gueules

год: 1965
страны:
Франция, Италия
слоган: «The Tall Trees Couldn't Hide...The Innermost Secrets of These Strange Men and Their Women!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Жан Боффти
композитор:
художник: Жан Соссак
монтаж: , ,
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 октября 1965 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «Лесорубы», 1965

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лесорубы», 1965

Привыкли руки к (ш)топорам, или Франция эпохи комиссара Мегрэ

Видимо не зря сценарист Жозе Джованни дал главному герою фильма, владельцу старой лесопильни на склонах Вогезов, имя гомеровского героя — Эктор (Гектор). Персонажу в исполнении Бурвиля предстоит решить много воистину трудных задач. Наладить работу своего малого предприятия, выжить в борьбе с наглым и агрессивным конкурентом, да ещё и заставить работать бывших уголовников. Эктор — совсем не идеалист, просто он, как утопающий за соломинку, хватается за предложение своего работника Лорана (Лино Вентура) нанять на работу заключённых. Ну а уж раз нанял, то и обращаться с ними он будет как принято обращаться с людьми, и таким образом даст им возможность заново социализироваться, ощутить себя полноценными личностями.

Фильм действительно вызывает ассоциации с советским кино той эпохи. «Неподдающиеся», «Джентльмены удачи», «Калина красная». Перед нами не просто уголовники, а настоящие мужики, которые пусть и нехотя, но втягиваются в работу на благо общества.

Сюжетно незатейливую и неторопливую историю режиссёр Робер Энрико поднимает до эпических высот. Вспоминаются как работы итальянских неореалистов 40—50-х годов, так и «Однажды в Америке» Серджио Леоне. Эктор прибывает из Канады в ковбойской шляпе, да и музыка Франсуа де Рубэ создаёт ощущение французского вестерна.

Для вдумчивого зрителя будет интересен образ французской провинции 60-х. Там ещё практически продолжается XIX век. Архаичное оборудование на лесопилке, ткацкие станки Жаккарда на местной фабрике явно пережили не одно десятилетие. Население городка, кое собирается в воскресенье на мессу и в праздники на незатейливые аттракционы, женщины в скромных платках и плащах (внешне мало чем отличающиеся от жительниц советской провинции тех лет), транзисторный приёмник как предмет роскоши, общество, где каждый занимает строго определённую социальную позицию, и где «уголовник» — это клеймо на всю жизнь. Та самая Франция эпохи комиссара Мегрэ, ныне исчезнувшая, как Атлантида. Обратите внимание на мощную профсоюзную традицию (она сохранилась во Франции до наших дней). Даже с работниками на частном предприятии владелец рассчитывается по профсоюзным расценкам.

Если в советских фильмах всегда ощущался второй и третий план — за героями была большая страна, то в «Лужёных глотках» позитивное мироощущение скорее лишь пробивается сквозь тучи. В буржуазном обществе человек одинок, и государство в лице вежливого офицера по воспитанию в штатском быстро упакует всякого, кто оступился.

Фильм оставляет сложное впечатление. Проще всего было бы охарактеризовать его как детектив на производственную тематику, но режиссёр и сценарист явно замахнулись на социальную драму. Комик Бурвиль вроде бы и не выходит здесь из привычного амплуа, но роль у него получается почти трагическая. Лино Вентура в привычном образе надёжного мужика, который даже желая зла в итоге творит добро.

Ощущение, что история не доведена до конца, видимо не оставляло и сценариста Жозе Джованни, поэтому в 80-е годы в качестве режиссёра он снял фильм «Богач», который смотрится как продолжение приключений персонажа Лино Вентуры из «Лесорубов».

Фильм для вдумчивого и внимательного зрителя.

16 декабря 2018

Джентльмены неудачи

Тематически фильм напоминает «Джентльменов удачи»: хороший человек берется перевоспитать трудом бывших заключенных. В роли идеалиста Гектора Валентина — комик Бурвиль.

Гектор вернулся во Францию из Канады в роли наследника лесопилки. Он хочет восстановить семейный бизнес, но сырьевые зоны на аукционах достаются более опытным и хитрым конкурентам. Помочь Гектору поставить дело на финансовые рельсы вызываются два типа — некие Лоран (Лино Вентура) и Мики (Жан-Клод Роллан), люди трудолюбивые, умелые, но с сомнительной репутацией. Скоро они предложат владельцу лесопилки новых помощников — досрочно освобожденных заключенных. Но каждый, как понимает зритель, играет в свою игру.

Единственная внятная сюжетная линия фильма — задумка Лирана и Мики, которые поджидают некого Райзмана. Но вот зачем Гектору понадобилась морально и технически устаревшая и совершенно бесперспективная лесопилка, почему бывшие заключенные изображают из себя стахановцев, и «что хотел сказать автор» — загадка, не поддающаяся логике. Да и сама постановка Робера Энрико какая-то… неуклюжая. Она напоминает третьеразрядные американские фильмы, где потасовки имеют куда большее значение, чем сюжетные ходы.

Такие истории должны быть реалистичными, тогда они могут оказать какое-то воздействие на зрителя. В противном случае может получиться клюква. «Лесорубы» застряли где-то между.

6 из 10

16 ноября 2015

«Луженые глотки»: Тяжелый труд и нелегкая жизнь.

Словосочетание «Les Grandes Gueules» современному франкоговорящему зрителю известно скорее как название квебекского дуэта комиков, однако в истории мирового кинематографа существует одноименный фильм 1965-го года, создатели которого по заслугам получили статус культовых фигур мира кино. Режиссер Робер Энрико, чье творчество всегда, так или иначе, касалось социальных проблем, рассмотренных с позиций антропоцентризма, рассказывает в «Луженых глотках» историю о праведности формальной и истинной, а также о том, что возможность искупления должна быть доступна каждому. Под музыку талантливейшего Франсуа де Рубе, прошедшего путь от самоучки до принятия в академических кругах, исполины драматического мастерства в лице Бурвиля и Лино Вентуры, воплотят на экране историю о наивном лесорубе и его не столь наивных работниках.

Гектор Валентин возвращается в родную французскую провинцию после десятилетий проведенных в Квебеке, надеясь возродить работу на лесопилке отца. Он, однако, не встречает со стороны местных жителей дружелюбного приема, что в конечном итоге сильно ограничивает его бизнес-возможности. На помощь Гектору приходит находчивый малый Лоран, который предлагает взять на работу заключенных, чей срок подходит к концу. Хотя вышесказанное кажется исчерпывающим описанием сюжета, но это лишь малая часть той саги, действие которой будет показано в «Луженых глотках».

Основной постулат фильма, который будет исчерпывающе раскрыт режиссером, заключается в утверждении о том, что социум представляет собой систему, хотя внешне и благопристойную, но при этом очень жестокую, в которой синонимом конкуренции становится готовность уничтожения ближнего своего, если последний мешает планам или же просто отличается от общей серой массы. Главное это, конечно же, маркеры отличия, которые заключаются не в вызывающем поведении, а в стремлении быть честным человеком и ожидать того же от своих сограждан. Робер Энрико не приемлет категоричности, в своих суждениях о природе зла, он сходен с воззрениями Виктора Гюго. У великого французского писателя не было деления на зло априорное и совершенное в результате объективных внешних факторов. Натура ли толкает на преступление или же «война всех против всех» является причиной злодеяний? Размышления — это удел читателя/зрителя, а обязанность творца предоставить исходные данные, основу для дальнейших суждений. «Луженые глотки» в этом плане являют собой образцовый материал.

Вторая сюжетная линия — вопрос о возможности повторной социализации индивида, совершившего преступление, с точки зрения Голливуда был бы рассмотрен соответственно стандартной схеме, где все герои хороши, просто им нужен еще один шанс. Однако, «Луженые глотки» картина, не согласующаяся с линейной простотой рисованного идеализма. Поэтому бывшие заключенные отнюдь не трепещущие агнцы, которых отвергает общество, у них есть свои дурные и хорошие черты. Иными словами, они люди со своими мыслями и чувствами, а не шаблонные персонажи, все действия которых в итоге носят положительный характер.

Рисуя масштабное полотно, режиссер Энрико не пропускает мельчайших деталей. Вот Гектор, видя халатное и хамское отношение своих подчиненных к работе, бросается сам перевозить дрова, при этом он обут в замшевые ботинки и одет в сшитый по фигуре костюм. Или же один из заключенных, впервые за долгие годы, выйдя на улицу, идет ни в бар и ни к девочкам/мальчикам легкого поведения, а в кондитерскую, чтобы выйти оттуда, чувствуя себя счастливым человеком, у которого теперь есть две коробки пирожных. Технически фильм выполнен на высшем уровне и внимание к деталям проявляется не только относительно сюжета. Каждый, даже самый малозначительный относительно экранного времени персонаж, в «Луженых глотках» обладает своим характером и продуманным костюмерами и гримерами внешним видом. С подробным рассмотрением каждого персонажа связан же и главный недостаток картины — некоторые линии не будут доведены до конца. Конечно, это не критично, но ощущение некой недосказанности остается. Зато у фильма замечательный саундтрек, написанный Франсуа де Рубе — одним из наиболее заслуженных и известных, если не среди широкой публики, то в музыкальных кругах, композиторов мира кино. К слову, приобрести OST легче, чем найти DVD «Луженых глоток», так как несколько лет назад было выпущено переиздание альбома в рамках дискографии де Рубе.

При рассуждениях о фильмах, с момента выхода на экран которых минуло более 20-ти лет, правомерно затронуть тему их актуальности не только в плане предлагаемых ценностей, но и относительно того, насколько легко современный зритель, пресыщенный развивающимися визуальными технологиями, сможет воспринять эти произведения. «Луженые глотки» за исключением зернистости изображения и несколько блеклых цветов (и первое и второе обусловлено особенностями пленки и длительностью ее хранения), ничем не выдает своего возраста. Планы и ракурсы представляют собой классику, которую используют режиссеры, не ставящие оригинальность визуализации в качестве приоритетной цели, а в поведении героев нет никакой наигранности.

Великие Бурвиль и Лино Вентура отвечают в «Луженых глотках» за главные роли, конечно, их имена для многих теперь не более чем пустой звук, но популярность для истинного дарования не важна. Мир Бурвиля навсегда ушел в прошлое, разве что порой кто-то на Red Nose Day надет футболку с его изображением, да программа «Le Grand Journal» время от времени упомянет его имя. «Научиться нельзя, нужно просто жить ролью», — сказал как-то Марчелло Мастроянни, и исполнители титульных ролей этого фильма знают об этой формуле не понаслышке. Это ли не главный комплимент таланту?

Современный зритель скорее всего не даст фильму эпитетов лучше, чем «старье» и «занудство» — стандарты кинематографа принятого в качестве общественно полезного изменились слишком сильно. Если раньше Робер Энрико мог позволить себе более чем двухчасовое рассуждение в русле философской антропологии, оставив при этом финал открытым, и подобный фильм с легкостью получал широкий прокат, то теперь кино как искусство ушло с больших экранов, отдав их бизнес-дельцам, которые с успехом разделили публику на две большие группы. Одна из которых хочет развлекаться, не позволяя себя даже намека на размышления — для них существуют условные «Стражи Галактики» (хотя и среди блокбастеров порой попадаются шедевры вроде «Зимнего солдата). А вторые жаждут «концептуализма» и ощущения собственной значимости (про рефлексию речь также не идет), которую с лихвой дает им условная «Нимфоманки». Таким образом, если «Луженые глотки» чем и способны заинтересовать мальчиков и девочек сегодняшнего дня, так это тем, что по стандартам MPAA картина без сомнения заслуживает возрастного рейтинга «R», так как будет здесь и обнаженная натура и кровавое насилие. Но хорошее кино всегда найдет своего, пусть и немногочисленного зрителя, который оценит и скрупулезность режиссера, мастерство сценаристов и будет сопереживать Гектору Валентину в его попытках найти человеческое в окружающих людях. Мир вокруг нашего героя по большей части настроен против проявлений доброты, но испытания нужно принимать с честью и не бояться трудностей.

7 сентября 2014

Год 1966. Лесорубы Робера Энрико

Несколько бывших заключенных работают на лесопилке. В центре внимания их тяжелый труд и непростые, но иногда по-детски честные и трогательные отношения

Фильм «Лесорубы» поставлен по сценарию Жозе Джованни. Это определенная гарантия качества для фильма. Известно, что Джованни в свое время был в банде и даже был приговорен к смертной казни. Получив помилование он стал писать книги, а вскоре и попал в кино.

В своем творчестве Джованни очень автобиографичен. Неудивительно, что история, рассказанная в «Лесорубах», кажется чрезмерно правдивой. Правда, возможно именно в силу этого обстоятельства, фильму не хватало некоторого сценарного усиления — дополнительные сюжетные линии пошли фильму бы на пользу. Дело в том, что фильм получился немного, на мой взгляд, незаконченным — такое впечатление, что некоторые сюжетные линии были вырезаны.

В то же время, взаимоотношения мужчин, наполненные молчанием, характером и вспышками экспрессии очень напоминают фильм «Второе дыхание» Мельвилля. Что, собственно говоря, неудивительно, ведь в создании того фильма также приняли участие Лино Вентура и Жозе Джованни.

В итоге: замечательная актерская работа Бурвилля. Ну, а самому фильму, мне кажется немного не хватает интриги.

5 из 10

26 августа 2012

Жестокая реальность, как водится, оказалась сильнее

«Лесорубы» — фильм не всем известный (о чем я сожалею), но очень трогательный. Сценарий великолепен, музыка вызовет слезы даже у глухих, актеры как на подбор талантливы, и, конечно, нельзя не отметить работу Робер Энрико и поблагодарить его за этот подарок. Грустная история и грустный конец, но не все так плохо, если смотреть фильм с пониманием и понять этих героев, встать на их место, то можно заметить и даже хорошо прочувствовать лучи солнца в этом фильме.

Эктор трудолюбив и добр. В общем, неплохой человек, как может немного показаться. Не каждый может доверить охрану денег человеку, который признался ему, что он сидел за то, что проводил махинации, связанные с деньгами, не каждый может так привязаться к заключенным, которые стали почти его семьей, хоть он этого сильно не показывал. Эктор хороший человек. Рабочие тоже хорошие люди, хотя и приносят Эктору много проблем, но он им это даже прощает.

«Лесорубы» — это фильм, которым проникнет в вашу душу…

6 апреля 2012

Комедия Лесорубы появился на свет в далеком 1965 году, более полувека тому назад, его режиссером является Робер Энрико. Кто играл в фильме: Бурвиль, Лино Вентура, Мари Дюбуа, Джесс Хан, Жан-Клод Роллан, Рейне Куртуа, Nick Stephanini, Роже Жаке, Франсуа Вайберт, Мик Бессон, Мишель Шаррель, Мишель Константен, Марсель Перес, Фредерик Сантайа, Марсель Бернье.

Производство стран Франция и Италия. Лесорубы — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.