Воскресение
7.9
7.8
1960, драма
СССР, 3 ч 29 мин
6+

В ролях: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Василий Бокарев
и другие
Мимолетное увлечение молодого князя ломает судьбу юной девушки, в конце концов приводя ее на каторгу. И тогда же к князю Нехлюдову приходит раскаяние и чувство вины...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Воскресение

год: 1960
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператоры: Сергей Полуянов, Эра Савельева
композитор:
художники: Абрам Фрейдин, Давид Виницкий, Ганна Ганевская
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 ноября 1960 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 3 ч 29 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Воскресение», 1960

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Воскресение», 1960

Воскресение - есть раскаяние, раскаяние души… грешной.

Неделя новогоднего просмотра, совмещённая с неделей просмотра экранизаций русской классики 18-19 веков. Фильм 2-й.

Продолжаем наш новогодний просмотр экранизаций русской классики. И сегодня у нас на очереди Лев Николаевич Толстой, с одним из самых ярких своих романов - «Воскресение». Этот прекрасный фильм очень подробно, почти постранично повторяет сюжет романа великого классика русской литературы. Главная героиня романа - по имени Екатерина (Катюша) Маслова, чью роль в фильме блестяще исполнила Тамара Сёмина, впоследствии получившая за неё премию на МКФ в Локарно (Швейцария). Она девушка трудной судьбы, падшая женщина. В начале произведения она предстаёт перед судом как одна из трёх обвиняемых в отравлении и похищении денег. Присяжные окружного суда, где слушается дело, приговаривают её к четырём годам каторги в Сибири. Позже будет установлено, что это результат судебной ошибки, и на самом деле девушка была невиновна. Среди присяжных присутствует и князь Дмитрий Нехлюдов, когда-то соблазнивший и бросивший Екатерину и тем самым погубивший её. Он намерен исправить ошибки молодости и спасти девушку от каторги. И начинается бесконечное хождение по инстанциям, прошения, бюрократия, волокита и т.д. и т.п. И кажется, что это будет длиться бесконечно. И всё как сейчас, коли есть деньги, так и возможности есть, а коли денег нет, то не стоит и начинать, только нервы истреплешь, да здоровье подорвёшь. Грустно всё это, очень грустно…

Двухсерийный фильм Михаила Швейцера до сих пор остаётся в ряду самых тонких, тактичных и в результате самых удачных экранизаций прозы Льва Толстого. В фильме «Воскресение» Михаил Швейцер проявил самые лучшие черты своего «литературного» постановочного стиля - аналитическое внимание к классическому тексту, умение отойти от буквализма, если того требует дух, уменье мыслить самыми широкими категориями и тем самым быть посредником, вовлекающим демократические слои публики в мир Толстого, в духовные его искания, в систему нравственных его категорий.

Роман «Воскресение» экранизировался не однажды и чуть ли не во всех развитых кинематографических странах. Как заманчиво было, прикрываясь именем великого писателя земли русской, взять в объектив криминальные приметы интриги - обитательница публичного дома на скамье подсудимых по обвинению в убийстве, и среди её судей - он, коварный соблазнитель неопытной девушки, толкнувший её на бедственную жизнь, на мытарства и, в конце концов, на панель и на каторгу… В противовес этим кощунственным тривиальностям этот фильм стремится рассмотреть не историю насильника, а механику общества целиком, снизу до верху, - коварство и вероломство многих богатых мужчин, имеющих всё в этой жизни, и беспомощность и слабость простых бедных людей, попавших под это коварство.

Любители кино с удовольствием вспомнят Тамару Сёмину в роли Катюши Масловой, может быть, лучшей из её ролей, и, должно быть, с интересом встретят Евгения Матвеева в роли Нехлюдова - сегодня и облик и манера игры популярного актёра связываются в нашем восприятии совсем с иными ролями.

Игра актёров в фильме великолепная! Тамара Сёмина в роли Катюши сумела настолько правдоподобно изобразить и невинную романтичную девушку и её душевный надлом от предательства Нехлюдова, и Катюшу повзрослевшую и циничную, что просто диву даёшься. Она действительно полностью вжилась в образ. По моему мнению, эта актриса идеально подошла на роль Катюши Масловой. Евгений Матвеев тоже очень убедителен в роли князя Нехлюдова, да и вообще, все актёры в этом фильме потрясают своей игрой. В эпизодической роли здесь можно увидеть молодого Василия Ливанова, которого сразу узнаешь по голосу.

Скажу вам честно, фильм настолько драматичен и шедеврален, что я несколько раз начинала плакать по ходу просмотра, а потом ревела почти без остановки, едва успевая вытирать нос платком. Давно со мной такого не было. Конечно, мне сразу захотелось в очередной раз прочитать роман Толстого «Воскресение». Я прочитала запоем свои любимые главы романа (полностью читать, дня не хватит), «на одном дыхании». Что могу сказать, фильм так же гениален, как и роман великого писателя! Рекомендую всем посмотреть сначала фильм, а потом прочитать книгу.

Жизнь - это прежде всего люди и наши усилия по её улучшению, в том числе и через самосовершенствование. Великолепная экранизация классики. Вообще, роман Толстого основан на реальных событиях. Есть свидетельства, что эта история подслушана автором в судебном заседании. Впрочем, фантазия автора тоже поучаствовала. Но это настоящий Толстой, классику - позволительно.

Потрясающий фильм. Какая же чистота царила в советском кинематографе тех лет! Я тут даже не упоминаю художественные достоинства фильма, а они более чем бесспорны. И только в кино можешь понять в полной мере насколько же тяжек был крест покаявшегося Нехлюдова! Один только эпизод, где он в очереди среди бедноты прогонялся в тюрьму на свидание с Катюшей, чего стоит. Он, князь, среди всего этого люда! Да тут сквозь землю хочется провалиться, но провалиться нельзя. Актёрская работа Матвеева мне особенно запала в душу в этом фильме. По моему, фильм - и в самом деле блестящ во всех отношениях: от сценарно-режиссёро-операторских работ - до прекраснейших актёро-исполнительских: Матвеева и Сёминой, а также снятых в эпизодах, буквально масса наших замечательных известных советских актёров, премного украсивших своей эпизодической игрой нашу прекраснейшую из всех и всяких зарубежных - русскую литературную классику. В общем, прекрасный фильм, вполне заслуживший вместе с главными исполнителями - зарубежных призов, а молодая Тамара Сёмина (22 года всего) - стала кинозвездой.

Очень сильная постановка романа Толстого. Эмоционально сильная по воздействию на зрителя. И актёры подобраны идеально - Матвеев и Сёмина. Оба страстные, яркие, красивые… Может я скажу крамольную вещь, но для меня этот роман очень толстовский - с его душевными мучениями, принятием неизбежного и воскрешением к новой жизни.

10 из 10

2 января 2022

Воскресение

Я очень высоко оцениваю эту экранизацию классического произведения. Выделю главные моменты.

Во-первых, самых положительных оценок заслуживает стилистика фильма. Декорации, костюмы, актерская игра — все относит нас к зарубежному кинематографу. Это совсем не случайность, что фильм структурно и стилистически отправляет нас к ленте «Истина» (вышедшей годом ранее). И в этом сходстве нет ничего провального — если бы не озвучивание, то фильм Швейцера вполне можно было бы принять за французское кино. Для советской классики такая стилистическая свобода была неожиданной находкой. Возможно потому фильм так и не получил статус культового, несмотря на вполне достойные отзывы.

Во-вторых, весьма точно продумана главная женская роль. С ролью Кати можно было легко ошибиться, если делать ставку исключительно на пошлость, а именно — сексуальность главной героини. Тамара Семина сделала свою героиню яркой и эффектной, но при этом не лишенной душевности. Именно поэтому таким искренним оказывается ее окрик «Не виновата я»…

В-третьих, тут нужно подробнее рассказать о фразе женщины о своей невиновности. Здесь Швейцер зафиксировал «дно колодца», неистовый накал и полный взрыв.

Я полагаю, что известная всем фраза Светличной в ленте Гайдая есть не что иное, как отсылка на ленту Швейцера. Причем, отсылка резкая, почти бранная, опошляющая все одухотворение первоисточника. Что уж тут поделать, образ Катерины для каждого мужчины различен.

В заключение я хотел бы отметить, что фильм имеет и ряд недостатков. Например, полностью пробуксовывает темп во второй серии фильма. Да и многие ударные моменты во второй серии смазаны. Но это, в данном случае, не так существенно. Уж слишком яркой вышел образ Катерины. Уж слишком интересным получился суд. Такая классика оживляет литературные первоисточники.

8 из 10

31 июля 2020

Толстой-революционер.

Поиск утраченного согласия с совестью, того что дает только детская доверчивая чистота, единение с окружающими, чуждое корысти,- вот о чем «Воскресенье». Ранние произведения Толстого описывали этот мир естественных отношений. Мир, в котором люди не испорчены, где конфликты, даже вражда казаков и горцев гармоничная часть того мира, которому они не изменили. Отсюда корни убеждения писателя в пагубности отрыва от природы, подмены ее испорченностью цивилизации корыстолюбия и эгоизма. Могущество победы над природой разорвало естественные связи сопереживания, по необходимости выпятив значение каждого. Общество установило неравенство и соперничество. Согласие с миром в таких обстоятельствах стало для угнетаемых жертвенным, согласием-обидой.

Общество в котором между довольством угнетающих и унижением недовольных пропасть непонимания, неприятия держится противоестественным насилием. Для него порядок отодвигает любого из людей на роль подчиненную. Способ жизни подмял ее цель, люди потерялись в этом мире «установлений и уложений о наказаниях».

Возвращение к человеку из этого лабиринта Толстой видит в обратном движении к истокам чувства сопереживания, отбросив озлобление, ненависть, как ответ на обиды жизни.

Может ли человек свершить этот подвиг всепрощения. Умом это понять как выход, можно, как идеал это заявлено в Евангелии. Но в пошлости каждого дня, озлоблении заключенных в клетку обстоятельств так легко оправдать вынужденное зло тем, что возврата к детской наивной вере быть не может; время необратимо, а иллюзии прекраснодушия опасны в тесных обстоятельствах жестокого мира расчета.

Пропаганда, воспитание потребности добра, как мерила отношений между людьми-вот на чем остановил свой выбор писатель в своих страстных обращениях. Если порядок отношений изменить нельзя без изменения людей, этот порядок считающих наименьшим из зол (и лучшим чем беспорядок), то в рамках его остается все же возможность изменения видения людьми своего положения,-первый шаг в сторону человечности, создание системы отсчета, в которой совесть будет правителем поступков в межличностных отношениях,-там, где ее не заслоняют мнения и интересы навязанные обстоятельствами. Во времена Толстого понятие чести сохранилось еще как последний бастион достоинства-самоуважения. Вот его-то он и взял в союзники, чтобы быть понятным теми, для кого согласие в их душах было для них важнее прочего. Даже если все остальное у них было они были уязвимы в своей высокой самооценке-достоинстве.

Граф знал пружины общественного влияния, морального авторитета элиты, знал, что стронув мнение в сторону человеческого достоинства среди тех, для кого оно самое важное в их мировосприятии он вызовет и влияние в среде подражающей достойным, пробудит гражданственность в тех, кто был воспитан в рабстве. То есть изменит наполнение общества-залог изменения рамок этого общества. Это стоит любой революции порядка; это внутренняя революция, результаты которой самые прочные.

4 марта 2017

Жизнь в забвении

Сегодня новый день. Так же, как и вчера, он не принесет с собой ничего — ни радости, ни страхов, ни перемен. Ничего. Душе не больно. Сегодня, как и вчера, нет ни дождя, ни пронизывающе холодного ветра. Спокойно и удобно… И так вот уже сколько «сегодня» и «вчера» канули, оставив лишь пустоту. Но это не страшно, ведь есть мелочи. Сотни, тысячи мелочей, заполонивших мысли и самую жизнь. Они приходят, помогая забыть неудачи и все то плохое, что когда-либо было. Они приходят на смену радостям, приятно подменяя собою настоящие чувства. И так, постепенно и незаметно, эти мелочи становятся все для нас, и нет уже ни главного, ни второстепенного, ни прошлого, ни будущего, есть только они — окутавшие нас мелочи. И наступает забвение…

Сейчас уже мало кто помнит или вспоминает «старенький» советский фильм 1960-го года «Воскресение», снятый по одноименному роману Л. Н. Толстого. Он больше не будоражит умы, вскрывая многие и многие проблемы, которые и теперь не потеряли своего значения, он больше не захватывает дух, потрясая своим трагизмом и драматизмом, не прельщает своей добротностью и замечательной актерской игрой. Сегодня, как и вчера, нет ни дождя, ни пронзительно холодного ветра.

Наверное, в этом есть какая-то злая ирония, но фильм, несколько десятков лет назад буквально кричавший о забвении и воскресении от него, теперь сам оказывается забыт.

В чем же суть? В России XIX века, царской России, кажущейся нам теперь такой далекой, существовали все те же (в своей основе) вечные проблемы, что и теперь — проблемы человеческих ошибок и бегства от них, праздности, бедности, несправедливости, коррупции и чинопочитания. С ними-то и сталкивается князь Дмитрий Нехлюдов, видя на скамье подсудимых некогда погубленную им Катюшу Маслову. С этого момента в герое начинается мучительная, но единственно верная и необходимая внутренняя работа, в корне меняющая всю его жизнь. Слабые, едва заметные дуновения ветерка несут в себе…

И как же по-другому, по-новому начинает видеться окружающий мир, стоило только герою сойти с пьедестала, на который он сам, его тщеславие, его положение, его богатство и вездесущие низкопоклонство и прислужничество возвели его! Как же ясно теперь видны безразличие и пустота, кроющиеся за приторными словами «очень рад», за почтительными взглядами и всем прочим, что почитается окружающими как важное и необходимое. Как непринужденно, хлестко обличается в фильме верхушка общества, с готовностью дрессированного пса воздыхающая и проливающая крокодиловы слезы по словам некоего «проповедника», с едва скрываемым удовольствием и улыбкой говорящим о грешности всех нас и необходимости спасения. А ветер набирает силу…

Но фильм бы не нес и половины всей смысловой нагрузки, если бы герой не пытался всеми силами спасти ту единственную, которую только и любил когда-то, и которая теперь осуждена на каторгу и должна будет отправиться по этапу. И пусть путь труден, пусть будет больно, но что хуже жизни в страшном забвении? Природа замерла, иссохшая земля, клубы пыли — все в ожидании первых капель спасительного дождя…

Безусловно, крайне сложно экранизировать произведения Л. Толстого, ведь той глубины, той мудрости и высоты, что есть в его романах, достичь в кино невозможно. Михаил Швейцер — режиссер — видимо, понимал это, и потому стремился максимально полно отобразить главную линию — линию Нехлюдова-Масловой и идею перерождения, оставив в стороне прочие мысли и линии. К слову сказать, поначалу он все же увлекся деталями, которые в дальнейшем не оказали существенного влияния на ход фильма. Наверное, режиссер также поставил первоочередной целью достучаться до разума зрителя, нежели до его сердца, о чем свидетельствует регулярно звучащий голос «рассказчика».

А вот за что следует похвалить создателей фильма, так это за то, что в противовес речам и разговорам нам показывают много немых сцен, взглядов, кото-рые в данном фильме дают намного больше, чем слова. Именно это позволило в полной мере раскрыться талантливым Тамаре Семиной и Евгению Матвееву. (Кстати, здесь мы увидим в эпизодической роли и великолепного Василия Ливанова!)

При кажущейся холодности и мрачности, некоторые сцены смотреть мучительно больно — так сильно, с невообразимым эмоциональным зарядом они врезаются в самое сердце.

Досмотрев фильм, кто-то скажет, что все было напрасно. Поезд, дорога, и звон цепей, и снова дорога — для чего все? Но все же в этой истории важна не внешняя, но именно внутренняя сторона — спасительная внутренняя работа.

В итоге мы имеем крепкий, добротный фильм-экранизацию, конечно, не идеальную, ибо нет предела совершенству, но дающую главное — надежду.

А, быть может, завтра то ли с далеких полей, а то ли из глубины души пронзительно холодный ветер еле слышными отголосками донесет гул того самого поезда и звон цепей, а вслед за ним прольется исцеляющий дождь, и придет оно — воскресение…

9 из 10

28 декабря 2007

Драма Воскресение появился на свет в далеком 1960 году, более полувека тому назад, его режиссером является Михаил Швейцер. Кто играл в фильме: Тамара Сёмина, Евгений Матвеев, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Василий Бокарев, Лев Золотухин, Владимир Сез, Николай Свободин, Александр Хвыля, Владимир Ванышев, Сергей Калинин, Анатолий Касапов, Владимир Борискин, Николай Сергеев, Анастасия Зуева.

Страна производства - СССР. Воскресение — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.