Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трудное счастье |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Александр Столпер |
сценарий: | Юрий Нагибин |
продюсер: | Лазарь Милькис |
видеооператор: | Александр Харитонов |
композитор: | Николай Крюков |
художник: | Алексей Пархоменко |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 октября 1958 г. |
на DVD: | 28 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
«Порывистый ветер посвистывал, кружило в степи вороньё. Искал я повсюду неистово цыганское счастье моё…»
«Трудное счастье» — двенадцатая по счёту работа Александра Столпера, к которой он подошёл уже известным и состоявшимся режиссёром с двумя Сталинскими премиями: «Повесть о настоящем человеке» (1948г.) и «Далеко от Москвы» (1950г.). Трудно сказать, чем руководствовался режиссёр при выборе материала для своего следующего фильма, но материал этот обладает поистине бездонной глубиной, потому что сценарий к картине написал Юрий Маркович Нагибин. Русский писатель-прозаик, литературовед, знаток кино, живописи и музыки, автор многих монографий о деятелях искусств, журналист, он перед самой войной закончил сценарный факультет ВГИКа, начав литературную деятельность ещё будучи студентом.
По его сценариям снято 47 фильмов, среди которых множество незабываемых лент: «Председатель» (1964г.), «Дерсу Узала» (1975г.), «Гардемарины» 1987г.,1991г.,1993г. и многие другие. При этом сам писатель довольно скептически относился к данному роду деятельности, о чём в разные годы писал в своём «Дневнике»: «Мне надо всерьез обновить отравленный кинохалтурой организм»; «Сценарии меня расхлябали». Как бы то ни было, но исключительно благодаря его труду мы можем сейчас смотреть ни на что не похожие фильмы, большинство из которых в состоянии всколыхнуть зачерствевшие в нынешней киносерости сердца.
В основе сценария лежит повесть писателя «Трудное счастье», написанная Юрием Нагибиным в 1956 году на основе более раннего рассказа «Трубка» (1953г.). Кто смотрел фильм, тот сразу поймёт, почему именно слово «трубка» вынесено в заголовок рассказа, да и в повести она играет далеко не маловажную роль, являясь своеобразным связующим звеном не только между двумя разными людьми, но и между двумя противоборствующими политическим системами. Сам фильм будто разбит на две неравнозначные по времени и по эмоциональному настрою части. В первой говорится о нелёгкой цыганской вольнице, за которую порой приходится расплачиваться очень дорогой ценой. Во второй части наступил 1925 год, ситуация в деревне обостряется из-за проводимой уже в течение нескольких лет продразвёрстки.
Это всего лишь политический фон, который ровным счётом ничего зрителю не скажет, если не воспринимать всё происходящее через призму актёрского мастерства. И вот здесь происходит самое настоящее чудо. Советские фильмы всегда отличались «глубиной погружения» в тот временной срез, о котором снималось кино. Если к этому приложить талант писателя и искусство режиссёра — на выходе получается работа, которую смотреть без душевного трепета невозможно. Для Михаила Козакова — это уже четвёртая роль в кино, но как же он похож на повзрослевшего цыганёнка! Олега Ефремова за жгуче-рыжей шевелюрой и веснушками почти невозможно узнать! А Леонов! Это уже седьмая его роль, но как он трогателен и наивен в объяснении с невестой!
В фильме есть ещё один персонаж, которого не показывали, но чей голос добавлял глубины и фактурности самым эмоциональным и пронзительным сценам — Народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. Именно его участие и заставляет безоговорочно верить в происходящее на экране: глаза или тело солгать могут, но такой голос — никогда. И пусть юношеская фигура Михаила Козакова не всегда гармонировала с голосом Сличенко, зато всё это было от души: «Как часто я ночкою тёмною мечтал о тебе до утра. И звёзды светили бездонные сквозь порванный полог шатра. Как часто тайком пробирался я вдоль тёмных неведомых сёл. Как долго по свету скитался я, покуда тебя не нашёл…»
2 января 2016
Ну что, собственно, можно сказать по поводу этого фильма? Для того времени кино весьма типичное. И хоть в нем будут проскальзывать нотки благих мыслей, все равно фильм до ужаса наполнен агитационными вещами. Я не люблю такие вещи. Хотя, по своему такие картины интересны. С точки зрения истории. Но не сточки зрения искусства.
В этом фильме рассказывается история жизни человека, который ищет свое счастье. И ему приходится выстрадать его. А точнее, как мне показалось, он его так и не получил. Потеряв самое дорогое в жизни, вряд ли будешь счастливым. Однако, данная лента убеждает нас в том, что счастье в борьбе. В вечной борьбе за правду. Вот только один факт не учли — у каждого эта правда своя.
В фильме играют замечательные актеры, среди которых есть и Леонов. У него роль не сказать, что запоминающаяся, но, тем не менее, весьма примечательная. Хоть и далеко не главная.
16 марта 2012