Добровольцы
8.2
7.1
1958, драма, военный
СССР, 1 ч 37 мин
В ролях: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова
и другие
Действие происходит в 30 — 50 годы. Неразлучные друзья Кайтанов, Уфимцев и Акишин добровольно стали первыми метростроевцами. О них и их подругах Леле, Маше и Тане и других друзьях и товарищах рассказывает этот фильм. Свою дружбу и единство они пронесли через всю жизнь. Трудовой фронт, испанские добровольные бригады, Вторая мировая война и снова послевоенный труд уже в мирное время, радости и печали, победы и утраты, любовь и счастье…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Добровольцы

год: 1958
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Игорь Шатров
композитор:
художники: Петр Пашкевич, Эльза Рапопорт
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 20 октября 1958 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Постеры фильма «Добровольцы», 1958

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Добровольцы», 1958

Как же я буду жить? - Счастливо!

История СССР в жизни трёх друзей-комсомольцев, которые с момента начала прокладки метро в Москве жили по принципам комсомола.

Да, это 'агитка', это пропаганда... Да, сейчас это смотрится устарело и многое - непонятно, но главные принципы: верность, дружба, любовь, красной нитью проходят в фильме, и это понятно всем и всегда.

Самый старший из героев - Николай Кайтанов, в исполнении М.Ульянова, самый горящий пламенем в душе комсомолец - метростроевец, встречает любовь всей своей - Лёлю (красавица Элина Быстрицкая), жизни при стройке метро. Их жизненный путь неразрывно связан с его активной деятельностью по помощи на стройках страны и восстановлении в послевоенной Германии метро. Она - верная и любящая жена, сын вырос и стал таким же верным и активным комсомольцем и строителем.

Второй - Слава Уфимцев (Пётр Щербаков), красавец и активист, ставший лётчиком-испытателем после войны, встретивший верную любовь уже в зрелом возрасте, внезапно и навсегда, в лице Тани -вчерашней выпускницы школы.. Он неожиданно уезжает, приезжает, как испытатель, попадает в аварии... Но она верно ждёт и понимает всё как настоящая офицерская жена... Он всегда с юмором и задором, как мальчишка, она - рано повзрослевшая девушка, как всё поколение 30-40 х годов.

И, наконец, самый обаятельный, трагичный образ и в жизни, и в кино - герой Леонида Быкова, Алёша Акишин. Тщедушного телосложения, скромный и неуверенный даже в себе, молча переживающий свою влюблённость в Лёлю, при этом, ни на йоту не изменив в дружбе к Николаю, закаляется при работе и службе на подводной лодке, мужественно сделал выбор и спас товарища, когда лодка погибала.

Весь фильм - это светлая часть той страны, которая была... Несомненно, в чём-то идеализировано, но подобная дружба была, и верная любовь - тоже...

Фильм схож с 'Офицерами', такой же основной мотив и ситуации. Рекомендован к просмотру, так как и морально, и зрительно даёт только положительные эмоции.

4 декабря 2021

Юноши пылкие со взглядом горящим

Три друга-комсомольца — большие энтузиасты, готовые с головой нырнуть в любую работу на благо родины. Строить метро? Всегда готовы! Воевать? С удовольствием — хоть в Испании, хоть с немцами, хоть с японцами. Они взрослеют, женятся, заводят семьи, разбегаются в разные стороны, но энтузиазм не гаснет, как не гаснет их крепкая дружба. Собственно, о сути фильма все. Перед нами простая и несерьезная соцреалистическая драма о простых людях. И мечты у них простые и ясные, и отношения тоже. И ценности простые и вечные, и ни возраст, ни опыт, ни что-то еще их не изменят.

Сейчас эта агитка воспринимается скорее как комедия, а не как драма. Все эти красивые речи, плакатные позы, ясные глаза и общая атмосфера праздника на стройке были актуальны тогда, но в наши дни всерьез уже не воспринимаются. Даже военные сцены какие-то пафосно-кукольные. Впрочем, таких фильмов в пятидесятые снимали много, и это вполне объяснимо: за плечами война и долгое восстановление, реальность достала, пусть хоть экран развлекает! Даже если на нем происходит все то же, что и в жизни. «Добровольцы» — фильм своего времени, не более того. Но фильм хороший — радуют и актеры, ухитрившиеся изобразить кукольных, в общем-то, героев людьми, и цвет (цвет в советском кино пятидесятых — вообще тема отдельная), и грим качественный (герои действительно убедительно стареют), да и атмосфера при всем своем пафосе приятная. А вот со звуком проблемы — громкость прыгает вверх-вниз. О штампах жанра уже поговорили. Героев тоже можно сюда отнести: это стереотипные мальчишки-комсомольцы, и ничего больше о них не скажешь. Нет в них глубины.

Это были пятидесятые, и тогда такие фильмы были нужны. В наше время они воспринимаются скорее как забавные безделушки из прошлого. Посмотришь, порадуешься и поставишь на полку, пусть украшает коллекцию просмотренного кино.

7 из 10

5 сентября 2020

Романтики тридцатых или Гимн целому поколению

Драма, мелодрама. Экранизация одноименного романа в стихах советского поэта Евгения Долматовского. Как же я счастлив, что добрался наконец до этой замечательной картины, которая просто обязана была быть просмотрена мной. Многие мои знакомые и друзья очень сильно рекомендовали мне сей шедевр советского кино — и они оказались правы. И жалею я сейчас только об одном — что не посмотрел эту картину раньше. И вот вам мое краткое мнение — гимн целому поколению. Хочу предупредить заранее, что минусы я рассматривать не собираюсь, ибо нет таковых, а о технических замечаниях упомяну в конце этого мнения. Мне уже не терпится выразить всю гамму чувств, нахлынувших на меня, так что давайте остановимся на запоминающихся моментах сего шедевра.

Итак, вот они:

1. История — казалось бы банальность — картина повествует о трех закадычных друзьях, на плечи которых легли поистине тяжелые испытания: строительство московского метро, гражданская война в Испании, Великая Отечественная и война с Японией, послевоенное восстановление огромной страны. За полтора часа нам показали жизнь целого поколения наших бабушек и дедушек, руками которых Страна Советов из хаоса Гражданской войны превратилась в могучий Советский Союз, который снес хребет фашизму, наследием которого мы пользуемся. Именно они — романтики тридцатых, комсомольцы творили нашу историю. Картина в полной мере раскрывает этих людей, их надежды, их победы, их мировоззрение, которое сейчас многим будет непонятно, к сожалению, от этого никуда не деться. Мне, как романтику и человеку творческому, эти люди близки по духу. Моя бабушка была такой(Царство ей Небесное). Поэтому не погрешу против истины — эта картина заслуживает таких громких слов как «гимн целому поколению».

2. Настоящая любовь — помимо суровых испытаний в картине показана так же настоящая любовь. Причем настолько крепкая, которую сейчас редко встретишь. Долгие годы расставания ее никак не ослабили, даже наоборот — укрепили. Да и актеры постарались на славу. Между ними чувствовалась та самая «искра», которая заставляет сердце каждого человека радоваться. Кстати об актерах.

3. Замечательные актеры — о троице друзей ничего говорить не буду, поскольку разберу их ниже, но о других упомяну. Леля в исполнении великолепной Элины Быстрицкой меня воистину поразила. Женщина с сильным волевым характером, которая добьется своей цели только своим голосом. К своему стыду не видел Элину в других картинах, знаю лишь что на снималась в советском «Тихом Доне». Дядя Сережа в исполнении Сергея Плотникова так же порадовал. Старый трудоголик, пример которого сильно вдохновлял нашу троицу. Да тут можно всех перечислять, тут даже в эпизодической роли появилась Нонна Мордюкова. Характеры героев раскрыты буквально с помощью пары фраз.

4. «Комсомольцы-добровольцы» — эту песню я знал еще до просмотра сего шедевра, поскольку она является скажем так его «визитной карточкой». Простые слова, переделанные в стихи на которых положили музыку — и песня стала настоящим хитом. Учитывая, что автор романа был сценаристом картины — то ничего удивительного в этом нет, поскольку Евгений Долматовский — поэт-песенник, написавший не одно произведение.

Немного о главных героях:

1. Николай Кайтанов в исполнении Михаила Ульянова — лидер всей компании и самый старший из них. Представитель классического рабочего класса, ни дать ни взять. Замечательная роль молодого Михаила Ульянова, где уже можно вовсю разглядеть его талант и задатки будущей роли всей жизни — маршала Георгия Константиновича Жукова!

2. Вячеслав Уфимцев в исполнении Петра Щербакова — весельчак и балагур и настоящий очаровашка. Немного напоминает этакого интеллигента. Замечательная роль Петра, герой которого мне очень напомнил моего дядю.

3. Алексей Акишин в исполнении Леонида Быкова — самый несчастный из троицы. Типичный интеллигент с плохо развитой мускулатурой, но с пылким сердцем и горящими глазами, роль которого исполнил этот замечательный артист. Тут он еще молод, но энергия так и прет и не оставляет никого равнодушным к судьбе героя. Еще одна из замечательных ролей Леонида Быкова!

Картине не помешала бы реставрация изображения и подтяжка звука, поскольку звук то громкий, то тихий, а на картинке так и вообще присутствуют непонятные фильтры, которые режут глаз при просмотре. Держатели прав! Убедительная просьба вам издать данный шедевр советского кино на BLU-Ray в высоком качестве с разными звуковыми дорожками, субтитрами и с дополнительными материалами, что бы можно было продавать данную картину не только в странах бывшего Советского Союза, но и по всему миру, поскольку эта классика кинематографа, за которую не стыдно!

В итоге имеем настоящий шедевр советского кино о поколении романтиков тридцатых годов, на долю которых выпали тяжкие испытания, с замечательными актерами, культовой заглавной песней и историей настоящей дружбы и любви!

10 из 10

26 марта 2020

Наверное, великий фильм — это все же не только признание критиков, историков искусства, знаменитых режиссеров и т. д. Великие фильмы — это те, что входят в твою судьбу, меняют тебя и сопровождают в твоих поступках и мыслях. И парадокс в том, что они могут быть с точки зрения самого кино наивными и простыми, но в данном случае это совершенно неважно.

Иной раз смотришь фильм «Добровольцы» и не понимаешь: что же тебя уже в который раз приковало к экрану? Ведь не почти схематичный сюжет о комсомольцах-добровольцах, не остающихся в стороне от проблем своего времени: и метро они первыми бросились строить, и в Испании воевали, и в Китае, прошли Великую Отечественную… И не прописные истины о ценности дружбы, верности и мужества нас тянут к фильму. Не образы, словно срисованные с агитплакатов 1920-х годов. И уж точно не стихи, сопровождающие все происходящее на экране.

Видимо, есть в этой картине какая-то искренность, которая создает особую художественную правду на экране: да, образы шаблонны, но сыграны они так честно, что не верить им невозможно; да, стихи слишком уж очевидны, но в них столько какой-то прозрачности, что даже если они смешат своей некоторой неуместностью, то ни в коем случае не вызывают раздражения. И даже в пропаганде «Добровольцы» стоит на голову выше своих собратьев, которые сегодня для зрителя уже канули в Лету, оставив вслед за собой только снисходительное пренебрежение. Поэтому, наверное, лично для меня образ Гражданской войны в Испании и самой страны визуализировался лишь кадром из фильма, где «товарищ Слава» катапультируется из падающего самолета, и что Москва эпохи «до метро» — это тоже кадры из фильма с Элиной Быстрицкой в красной косынке в центре.

Эти и многие другие кадры вкраплениями поселились в нашей картине мира, формируя тот или иной образ реальности — нашего прошлого, его убеждений и идеалов. И если с эталоном женственности все ясно (это, безусловно Леля в исполнении Элины Быстрицкой), то собирательный образ мужественности складывается сложнее и многоуровневее: это и отчаянный смельчак и балагур Славка Уфимцев (Петр Щербаков), и немногословный и упорный Коля Кайтанов (Михаил Ульянов), и мягкий, но несгибаемый Алеша Акишин (Леонид Быков). Как сказал однажды Уайльд, «одна из величайших драм моей жизни — смерть Люсьена де Любампре». Так вот вслед за ним могу повторить, что гибель Акишина — это тоже моя личная драма, и его последняя запись в бортовом журнале можно было бы хранить как настоящую реликвию.

Режиссер Юрий Егоров снял замечательные фильмы: «Простая история», «Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды». И в этом ряду «Добровольцы» занимает, наверное, не главное место, но очень важное. Потому что оно рассказывает о настоящих людях, в которых хочется верить, которым ты можешь доверять, равняться на них. И потому хочется верить, что над глубинной правдой этого фильма не властны политические веяния и идеологические перемены.

6 мая 2017

О лучших сынах и дочерях нашей Советской Родины

Решил всё таки попробовать написать рецензию на этот фильм, постараюсь дать свои комментарии к сюжету, но по возможности воздержаться от пересказа. Посмотрел его совсем недавно, до этого про него не знал даже — сейчас такие фильмы не показывают по тв, они не популярны. Но впечатления оставляют самые сильные, хотя там не будет ни голливудских спецэффектов, ни какого-то сильно замысловатого сюжета. Если кратко, это фильм о советской молодёжи, раскрывающий самые лучшие человеческие качества и чувства — дружбу, трудолюбие, любовь, верность, доброту как ребят, так и девушек. Фильм о судьбах простых людей, отдающих себя без остатка ради общего дела.

Трое комсомольцев: Коля Кайтанов, Славка Уфимцев и Лёшка Акишин, идут добровольцами на строительство московского метро, знакомятся на отборочном пункте, далее попадают в одну бригаду, где бригадиром является девушка — Лёля. Не всё сразу идёт так, как они хотели, но упорным трудом на благо Родины ребята добиваются успехов и признания. Время идёт, у Коли и Лёли возникают взаимные чувства и вскоре они женятся. У Славки тоже есть девушка — Маша, с которой они вместе учатся летать в лётном кружке. Но не всё в жизни гладко, стремясь исследовать нечто новое, может быть считающееся невозможным, Маша идёт на риск и погибает. Далее судьбы друзей расходятся — лишь Коля Кайтанов остаётся работать на строительстве метро, а Славку и Лёшку судьба заносит на другие стороны света. Но этот свет не бывает спокойным долго — уже набирает обороты маховик германского фашизма и японского милитаризма. Герои фильма не остаются в стороне. Не буду тут вдаваться в подробности, кто захочет — посмотрит сам. Далее наступает 1941 год. На кануне Великой Отечественной Войны судьба всего-лишь на один день сводит уже Героя Советского Союза, лётчика Уфимцева с выпускницей одной из Московских школ Таней, которая ждёт его потом всю войну! Может кому-то показаться из моего описания, что фильм напоминает семейную мелодраму, но это совсем не так — в нём есть местами очень сильные моменты, о которых я умолчу сознательно. Каждый откроет такие моменты для себя сам, они не пройдут не зацепив струны человеческой души, конечно у тех, у кого она есть.

Эту рецензию я хочу закончить словами легендарного пограничника, Героя Советского Союза, десятки, если не сотни раз рисковавшего своей жизнь и задержавшего сотни бандитов, контрабандистов и диверсантов, Никиты Карацупы. Эти слова полностью соответствуют героям фильма:

«Мы были искренними. Мы были преданы делу — тяжёлому, трудному, которое граничит с подвигом. Хотели мы того или нет, такой была наша жизнь, и нужно было этой жизни соответствовать. А как иначе?»

24 марта 2016

А годы летят…

Наверное, самая короткая рецензия из всех. Обсуждать этот фильм, это всё равно, что обсуждать жизнь наших отцов и дедов, силами которых и построена эта жизнь.

Потрясающая игра актёров и мощный энергетический посыл зрителю никого не оставит равнодушным к этой монументальной картине.

Актёры, многих уже нет в живых, всегда останутся с нами через своих героев, на которых когда-то равнялись поколения!

Почему-то сейчас стало модным по первым каналам нашего телевидения стало показывать старые советские киноленты. С чем это связано? С тем, что у народа упадок сил, потерян смысл жизни? Или может нет современного российского кино, которое взывало бы к лучшим чувствам?

А может и того и другого!

Давайте смотреть и снимать хорошее кино, друзья!

10 из 10

4 ноября 2013

Добровольцы не Офицеры

Этот фильм я посмотрел после фильма «Офицеры» и невольно их сравниваю, так как по сюжету они очень похожи. Добровольцы не дотягивают до Офицеров. Чего-то фильму не хватает, чего — я и сам не знаю. Фильм добрый, простой, искренний, немножко агитационный но это его не портит.

По актерскому составу фильмы равноценны, по игре актеров тоже, на высоком уровне, но какой-то детальки не хватает. Из-за этого на твердую четверку (для советских фильмов (не чета американским)) фильм не тянет.

Несмотря на свою критику я советую посмотреть этот фильм, а потом «Офицеры».

7 из 10

6 февраля 2010

Драма Добровольцы появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссером является Юрий Егоров. Кто играл в фильме: Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая, Людмила Крылова, Микаэла Дроздовская, Сергей Плотников, Виктор Чекмарев, Никифор Колофидин, Александр Сашин-Никольский, Юрий Киреев, Н. Старов, Павел Винник, Владимир Трещалов, Людмила Марченко.

Страна производства - СССР. Добровольцы — имеет очень высокую оценку среди кинокритиков, более 8 баллов из 10, его просто необходимо увидеть.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.