Родные поля
6.8
6.1
1944, военный
СССР, 1 ч 35 мин
В ролях: Борис Бабочкин, Елизавета Кузюрина, Елена Тяпкина, Зоя Толбузина, Виктор Кольцов
и другие
Ноябрь 1941 года. Один за другим уходят мужчины, в деревне Быковка остаются лишь старики, женщины и дети. Председатель колхоза Иван Выборнов тоже рвется на фронт, но, подчиняясь партийной дисциплине, остается в деревне и продолжает умело и энергично руководить колхозом, мобилизуя односельчан на отправку хлеба для фронта и голодающих городов.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Родные поля

год: 1944
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
видеооператоры: Тимофей Лебешев, Александр Сигаев
композитор:
художники: Евгений Свидетелев, Евгений Куманьков
жанр: военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 февраля 1945 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
военный

Постер фильма «Родные поля», 1944

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Родные поля», 1944

«Фашист подавится и уйдёт!»

Совместная работа известного актера Бориса Андреевича Бабочкина и театрального художника Анатолия Федотовича Босулаева вызывает недоумение, а в некоторой степени — даже оторопь. Всё дело в подаче материала и в самом сюжете картины — сценарии, написанном Михаилом Григорьевичем Папавой. Пожалуй, это один из самых «неожиданных» фильмов о Великой Отечественной войне вообще и о деревне военной поры в частности. Здесь совершенно нет традиционной пафостности, надуманности, театральности, так свойственным сталинским лентам о колхозах. Здесь всё неожиданно, нехарактерно, непривычно, свежо. И это тем более поразительно, что для обоих режиссёров фильм явился дебютом! Поистине — невероятный дебют, от которого «веет» лентами совсем другого исторического отрезка — 60-ми годами с «Председателем» (1964) и «Бабьим царством» (1967).

При написании сценария рабочее название картины было другим — «Быковцы». «Сценарий удивлял очень вольным композиционным построением. Сцены шли одна за другой, без видимой и обязательной сюжетной связи. Жанровые куски и лирические объяснения, шумные собрания и сокровенные ночные разговоры — все вольно, прихотливо перемежалось в этом сценарии о жизни деревни военных лет. Его невыстроенность, разбросанность смущала многих деятелей кино и критиков. Картину упрекали в растянутости, некинематографичности.» (Ю. Ханютин, «Климат военного времени»)

Связь между изменением сюжетных приемов и новой точкой зрения, новой мерой проникновения в действительность была уже ясна некоторым художникам: «Наши сценарии, строящиеся по тематическому плану, часто отличались очень легкой конструкцией… должен быть герой, для озеленения должна быть девушка, для утепления старик. Все концы драматургически сводились с концами. Если ружье висело на стене, значит, оно стреляло. Если в одном эпизоде герой говорил «а», то в другом он обязательно говорил «б». И получался мир иллюзорный, мир неправды… Сейчас у нас появляются произведения многослойные, которые берут жизнь во многих опосредованиях», — так говорил в 1943 году Борис Горбатов, и наблюдение его оказалось точным. Начали появляться «многослойные» произведения и среди них «Родные поля».

При обсуждении картины один из выступавших членов Художественного совета бросил авторам упрек, что у них призывники уходят на фронт, как в 1914 году; не чувствуется, что это идут воевать колхозные юноши. Действительно, идут парни в обнимку с девушками, надрывно голосят частушки — перекричать, заглушить куражом тоску. Оператор отстаёт от них, разворачивается, и мы видим окаменевших в глухом горе матерей. Они остались за околицей, по стародавнему обычаю лишь взглядом, молча провожая своих сыновей. И вот уже только цепочка маленьких фигур виднеется в поле.

«Ничего не приукрашивая, ни о чём не умалчивая, Папава и Бабочкин показали подлинные картины жизни советского русского села начала 40-х годов. И потому что их интересовала вся эта жизнь с её горестями и радостями, с мучительным ожиданием вестей с фронта и тяжкой работой на полях, с её смертями и рождениями, потому что им был важен каждый человек,- поэтому им пришлось отказаться от жестокого сюжетного каркаса, не пускавшего в фильм всю полноту многосложной жизни.» (Ю. Ханютин) Всё это лишний раз утверждает в мысли, что по своим кинематографическим воззрениям фильм намного опередил своё время — достаточно вспомнить несколько сцен: скрипачка, играющая самозабвенной, но до игры которой простым колхозникам нет никакого дела. Председатель — будто постаревший Чапаев — уезжающий в город, обязательно прихватив шашку, словно он не собирается возвращаться домой, а прямиком — на фронт.

Абсолютное «неформатное» для того времени кино, но именно в этом — его сила и неповторимость.

6 февраля 2016

В основе сценария фильма «Родные поля» положены события начального периода Великой Отечественной войны. Село Быковка Горьковской (Нижегородской) области находится в глубоком тылу. Но и там происходят драматичные события.

Мой отец увидел этот фильм весной 1945 года в Польше. Представляете! Увидеть в кино родину! Знакомые имена, фамилии, названия… А вот в самой Быковке фильм встретили плохо. Реальность расходилась со сценарием и художественным вымыслом авторов.

19 сентября 2008

Военный фильм Родные поля появился на свет в далеком 1944 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Борис Бабочкин, Анатолий Босулаев. Кто играл в фильме: Борис Бабочкин, Елизавета Кузюрина, Елена Тяпкина, Зоя Толбузина, Виктор Кольцов, Анатолий Елисеев, Ольга Викланд, Анастасия Зуева, Нина Никитина, Нина Зорская, Василий Ванин, М. Томкевич, Владимир Балихин, Марина Гаврилко, Мария Волкова.

Страна производства - СССР. Родные поля — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.