Парень из тайги
6.1
1941, драма
СССР, 1 ч 22 мин
В ролях: Иван Переверзев, Владимир Гардин, Ростислав Плятт, Михаил Державин, Александр Чебан
и другие
О трудовых подвигах золотоискателей, старого партизана Федора Потанина и его сына передовика Степана.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Парень из тайги

год: 1941
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Анатолий Солодков
композитор:
художник: Вячеслав Иванов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 мая 1941 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Парень из тайги», 1941

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Парень из тайги», 1941

Золотишники

Всё познаётся в сравнении. Например, последний российский император Николай II писал в своём дневнике в 1913 году: «Я считаю, что кинематография — пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Всё это вздор и никакого значения этим пустякам придавать не следует» В 1943 году Сталин считал по-другому: «Хорошая картина стоит нескольких дивизий!» Именно по этой причине подавляющее большинство картин того периода имели идеологическое и пропагандистское значение. Но далеко не все они превозносили идеалы социалистического строя. Создание некоторых лент было целиком продиктовано отдельными перекосами в экономике. А снимались такие картины, исключительно для того, чтобы сгладить накал недовольства отдельных категорий граждан и показать преимущества нового метода хозяйствования.

'Парень из тайги' крайне редкий и ценный фильм по целому ряду причин, но главная - в нём показан удивительный 'симбиоз' государственного золотодобывающего предприятия и индивидуальной добычи одиночками-старателями. Чтобы понять, почему картина вышла на экраны именно в этот период, нужно обратиться к истории. Высшее руководство СССР прекрасно понимало, что войны с Германией не избежать, поэтому Сталин золотодобычу держал под личным контролем. К этому времени в СССР золотой запас достиг исторического максимума - 2800 тонн. (В 1917 году золотой запас России составлял от 850 до 1000 тонн.) Как известно, денег много не бывает, поэтому поэтапно добыча увеличилась. Желание руководства отрасли перевести как можно больше людей на госдобычу привело к тому, что количество старателей за два года (1937–1939) со 120 тыс. человек уменьшилось до 70 тыс., а старательская золотодобыча сократилась с 46 до 26 тонн.

Руководители отрасли А. П. Серебровский (начальник 'Союззолота') и Э. П. Берзин (начальник 'Дальстроя') были отстранены от работы и впоследствии расстреляны. Принятое ими решение было признано ошибочным, льготы старателям не только вернули, но и в значительной степени увеличили. Всё это необходимая предыстория, чтобы понять и правильно оценить картину, которую доверили снимать Ольге Ивановне Преображенской. Сценаристу Александру Филимонову ничего особенного придумывать не пришлось, потому что фильмы о 'перерождении' частника-индивидуалиста в героя-стахановца снимались тогда по определённым 'лекалам'. Ничего плохого в этом не вижу, потому что подобный подход совсем не ограничивает создателей картины в изображении самого процесса 'перерождения'.

Режиссёр это сделала мастерски, в качестве завязки показав правдоподобную размолвку отца и сына. Весь фильм от начала до конца постоянно подбрасывает зрителю вопросы, на которые непременно хочется получить ответ - иначе картину не понять. Например, у главного героя Степана Потанина (Иван Переверзев) под пиджаком надето... три жилета! (Оказывается, в 19 веке считалось особенно модным и элегантным надевать по два, а то и три жилета одновременно. В начале 20-го века жилеты подчёркивали живот, а живот - показатель достатка.) Став передовиком золотодобычи, Степан уже одевается в дорогое пальто, шляпу, и надевает... четыре жилета! Это уже не демонстрация достатка, а чисто - 'для форсу'. Коли уж речь зашла о золотодобытчиках, или как они себя называют в фильме - 'золотишники', встаёт сакраментальный вопрос о человеческой жадности.

Стяжательство, скряжничество, скопидомство, алчность, ненасытность не имеют ничего общего с естественным желанием человека жить лучше, а для этого нужно больше зарабатывать. В одной из сцен окружение Степана озвучивает сколько он заработал за одну смену - более 1000 рублей! В то время начальник прииска получал 3000 руб., геолог — 2000, горный мастер (десятник) — 1000 руб. в месяц! По стране средняя зарплата составляла всего 300-400 рублей в месяц! (Для справки: грамм золота в 1940 году стоил около 6 рублей, а сегодня — 4 300 руб. Выходит, на среднюю зарплату 80 лет назад можно было купить 50-70 грамм золота, а сегодня — не больше 20 грамм!) Теперь становится понятно, почему сценарист сделал акцент именно на этой сцене - фильм демонстрировался по всей стране, а стране позарез нужно было золото. Но чтобы его добывать нужны люди! В любом советском фильме производственная тематика служит исключительно для демонстрации возможностей человека в новых реалиях. Этому же подчинена вся киноистория - показать духовный рост героя.

При этом, режиссёр не пытается лишить Антона его индивидуальности. Каким он предстаёт в первых сценах - вспыльчивым, грубым, непреклонным - таким он продолжает оставаться и в финале. С одной небольшой оговоркой: пройдя сквозь испытания, он научился контролировать себя. Формирование его личности происходит не только в забое шахты, но и во взаимоотношениях с Галиной Сергеевной Полевой (Алла Казанская). 'Я не баба - я горный инженер!' - такая характеристика как нельзя лучше подходит красивой, по-мужски жёсткой, но очень ранимой женщине. Совсем другой типаж у Нюрки (Людмила Занковская). Желание любыми способами вернуть Антона в тайгу, заставляет её пойти на откровенное предательство, а такое не прощают. И всё же чисто по-человечески её очень жаль: любовь слепа, а порой и бессердечна по отношению к тому, кого любишь.

Производственную драму того времени трудно представить без разного рода 'люмпенов'. В данном случае речь идёт не об откровенном асоциальном типе, а о его талантливой мимикрии под нужные лозунги. Васька Щербак в блистательном исполнении Ростислава Плятта - уголовник, лодырь, очковтиратель. Сыграл безупречно. Без участия его героя фильм стал бы 'преснее', потому что в то время в тайге на золотодобыче хватало всякого рода проходимцев. Удачной и убедительной получилась роль секретаря райкома Панкова (Александр Чебан). Его образ вовсе не 'лакировка' в попытке приукрасить партийного работника. Панков и отец Антона - Фёдор Кузьмич Потанин (Владимир Гардин) - старые друзья ещё по партизанскому прошлому. Поэтому отношение секретаря райкома к сыну друга соответствующее: 'Для старателей - честное слово дороже золота, дороже всего!' Точнее не скажешь, потому что совесть ни за какие деньги не купишь...

29 января 2023

Довоенный гротеск

Да, и в довоенном СССР была халтура...

Ну уж сильно переигрывает т-щ Потанин-мл. Так и режут глаз его мимика, жесты и манера речи. В погоне за 'живостью' и притягательностью персонажа режиссёрская команда, видимо, превысила скорость или проморгала финишную отметку и получился на выходе почти карикатурный герой. И, думаю, карикатурным он казался даже тогда, когда лента увидела свет. Да и его неудавшаяся невеста (по характеру классическая 'кабаниха', только молодая) - также карикатурна. Такое впечатление по стилю повествования иногда складывалось, что съёмочная группа создавала фильм не в 1940-м году, а в 1925-29 гг.

Да и в некоторых моментах уж какое-то откровенно стяжательское завлекание зрителя на золотые прииски, где зашибаются бабки, льётся рекой алкоголь в задымлённых от 'первоклассного' табака кабаках и гнутся прилавки от 'всячины всякой', где все могут одеться с иголочки в модный костюмчик с шляпкой и в два-три жилета, скупить все билеты в кино: вишь сколько зарабатывают! Не то что, вы - челядь - в своих колхозах и шахтах, да у станка или у доски в школах и ВУЗах.

На мой субъективный взгляд очень неудачная попытка пропаганды определённого ремесла: давить на алчность и сребролюбие. Нехорошо это и недостойно образа советского гражданина.

Из плюсов для наблюдательных зрителей можно отметить лишь то, что даётся в ленте неплохой образец безумно 'любящей' бабёнки (не путать термины баба и Женщина!), которая готова на подлости и грязные подлоги ради того, чтобы приковать цепями к себе вожделенного кавалера. И показывается результат таких потуг: синица вроде в рукаве, да и даже она улететь норовит, не обращая на владелицу 'рубахи' никакого внимания. На этом плюсы ленты завершаются. Да, разве что и молодой Плятт забавляет, всё, в общем.

Ну и образ политработника, являющийся какой-то компиляцией образов Сталина, Орджоникидзе, Микояна, тоже не добавляет баллов ленте при её созерцании. Да и созерцать этот фильм трудновато.

В общем, довоенная халтура. И такое бывало.

6 из 10

13 октября 2021

Драма Парень из тайги появился на свет в далеком 1941 году, более полувека тому назад, его режиссером является Ольга Преображенская. Кто играл в фильме: Иван Переверзев, Владимир Гардин, Ростислав Плятт, Михаил Державин, Александр Чебан, Пётр Репнин, Владимир Уральский, Виктор Третьяков, Павел Герага, Алла Казанская, Л. Занковская.

Страна производства - СССР.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.