Минин и Пожарский
7.1
6.6
1939, биография, история
СССР, 2 ч 5 мин
6+

В ролях: Александр Ханов, Борис Ливанов, Борис Чирков, Владимир Дорофеев, Иван Чувелев
и другие
Исторический фильм о вторжении поляков на территорию Руси (1611), создании Мининым и Пожарским народного ополчения. Начало XVII века. Уже шестой год русская земля под игом интервенции. Осенью 1610 года польские паны в обманом захватили Кремль и пытались прорваться на север Руси. Повсюду вспыхивали восстания, но хорошо вооруженные интервенты разбивали разрозненные крестьянские отряды. Освободительное движение возглавили нижегородский купец Кузьма и князь Дмитрий Пожарский.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Минин и Пожарский

год: 1939
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Анатолий Головня
композитор:
художник: Константин Ефимов
монтаж: ,
жанры: биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 ноября 1939 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 2 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
биография, история

Постеры фильма «Минин и Пожарский», 1939

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Минин и Пожарский», 1939

Хвала и честь героям старины!

Минин и Пожарский чёрно-белый исторический фильм 1939 года, одного и первых теоретиков кино, Всеволода Пудовкина (Адмирал Нахимов, Суворов, Жуковский) снятого совместно с Доллером, относится к биографическому жанру, кстати, изначально Пудовкин собирался снимать Анну Каренину.

Сюжет основан на повести Виктора Шкловского «Русские в начале XVII века» повествующей об организации купцом Мининым и князем Пожарским, Второго народного ополчения во время польской-литовской интервенции 1611—1612 гг.

Шкловский совместно с Пудовкиным раскрывают перед зрителем три главных хронологических событий Смутного времени: сожжение Москвы интервентами, выступление нижегородского купца Козьмы Минина перед народом и разгром Ходкевича на Девичьем поле. Выражавшие по их мнению сущность героической борьбы русского народа в XVII столетии.

Пудовкин не просто один из мастеров кинематографа 20-х. Его отличие заключается в характерной манере обрисовки образов, индивидуализированном показе людей на экране. Пудовкин концентрирует внимание на крупных чертах характеров, напрочь лишая героев бытовой жизни в кадре. Оставляя за кадром изобилие бытовых деталей, которые могли бы привести к исчезновению ореола монументальности, былинности.

Врываясь в гущу сражения с камерой в руках, Пудовкин снимал мелкие на первый взгляд детали, то что невозможно натурально сыграть актеру раскрытые в крике рты солдат, вытаращенные глаза, мечи, утоптанную землю и облака. Достигая задуманной убедительности происходящего в кадре ужаса войны, смуты.

Консультантами фильма выступили, академики В. Лебедев и В. Пичета и историк Н. Протасов. Титаническая работа над эскизами декораций и костюмов, проделанная художниками Ефимовым и Уткиным, и сегодня вызывает восхищение. Они объединили творческое виденье художника с историческим анализом консультантов ленты, добившись нужного изобразительно эффекта задуманного режиссером. Уткин словно открывает перед зрителем макет Москвы XVII века с его архитектурными постройками.

Не мог сказаться на качестве фильма тот факт, что изначального наработанного создателями материала с лихвой хватило бы на две части, вместо одной. Добавило проблем сделанное в 1963 году, на киностудии им. Горького, восстановление или цензурирование картины, в результате продолжительность резко сократилось с 134 минут до 109 минут. Несмотря на потерю хронометража, картина просто и убедительно рассказывает зрителю о смутном времени, о тяжких боях с интервентами победах, одержанных большой ценой, такие фильмы и сейчас исключительно важны для граждан.

15 ноября 2019

Знать, помнить, чтить!

Фильм, который хочется смотреть и пересматривать всегда, при любом настроении. Почему я люблю этот фильм? Очень просто: я люблю Минина и Пожарского — подлинно народных героев, спасителей Отечества, которых мы все обязаны знать, помнить и свято чтить! Почему? Да потому, что в то время, недаром называемое Смутным, когда под большим вопросом было само существование Русского государства, нашлись люди, не оставшиеся безучастными к судьбе страны, готовые отдать последнее, пожертвовать всем, даже жизнью, чтобы спасти Родину. Они не пошли служить оккупантам, не стремились где-то спрятаться, отсидеться, переждать, не преследовали корыстные интересы, собирая деньги на ополчение, а боролись за свободу нашей Отчизны. Злопыхатели (неумные и сребролюбивые, замечу в скобках) могут заявить: князь Пожарский при ином раскладе мог бы стать царём. Наверное, мог, но ведь не стал. А что до Кузьмы Минина — то он-то царём бы не стал ни при каких обстоятельствах! И всем простым людям — безвестным героям той эпохи — какая была корысть? Шли за Родину, за свободу, за то, чтобы сохранить свою веру, родной язык, культуру, не кланяться Западу. Кто вошёл в ополчение? Самые разные люди. Но все они объединились, так как боролись с общим врагом, общей бедой. И потому выстояли и победили!

Многонациональный российский народ не раз вместе, сообща, совершал великие дела, преодолевал самые страшные невзгоды, сплотив силы, громил сильнейшего врага. Так было в Смутное время в 1612 году, при нашествии Наполеона в 1812-м, в Великую Отечественную войну. Есть известное выражение: «Пока мы едины — мы непобедимы». И именно благодаря единению народа наша страна побеждала захватчиков и воплощала в жизнь грандиозные проекты, одним из которых стала грандиозная эпопея покорения космоса.

Говорят, история не терпит сослагательного наклонения. Но давайте представим себе: что было бы, если бы Минин и Пожарский не собрали народное ополчение, если бы оно не победило польских интервентов и не изгнало их за пределы нашей земли? Что было бы, если бы поляки, победив, посадили очередного своего ставленника на русский престол? Давайте представим, что было бы, если бы Русь (в границах того времени) оказалась в составе другого государства. Причём не временно, а на века. Как это было, например, с Галицко-Волынскими землями. Где гарантия, что со временем поляки не навязали бы русскому народу или значительной его части унию либо просто католическую веру? Национальная идентичность русских была бы утрачена. Нужно понимать, сколько всяких бед было, да, наверное, и будет ещё из-за такого навязывания!

Окажись Русь в составе Речи Посполитой, было бы у нас освоение Сибири, Дальнего Востока? Открыли бы русские пролив между Евразией и Америкой, Антарктиду? Были бы у нас Ломоносов, Менделеев, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Суриков, Верещагин, Шишкин, Айвазовский? Создал бы Ползунов паровую машину, а Попов — радиотелеграф? Вряд ли.

И, конечно, если бы Русь стала частью иного государства, не было бы блистательных побед Суворова, Кутузова, Скобелева! Не было бы великих освободительных походов Ушакова и Сенявина в Средиземное море, так как не было бы у нашей страны никакого флота! И помогать обрести свободу православным грекам, сербам, черногорцам, болгарам католическая Польша вряд ли бы захотела.

Конечно, есть в фильме моменты и персонажи, чьё появление связано с советской идеологией, например, один из главных героев — беглый крестьянин. Возможно, есть какие-то исторические неточности. Но всё это совершенно не умаляет достоинств кинокартины.

На таких фильмах надо воспитывать детей и молодёжь! Такое кино надо почаще показывать по центральным каналам ТВ. А не забивать эфир разной чепухой, не показывать гламурных и неумных.

Советую всем обязательно посмотреть этот замечательный фильм — о борьбе против польских захватчиков, а по большому счёту — о противостоянии нашей Великой Родины очередной агрессии Запада, о настоящих патриотах Руси, о дружбе, любви, преданности и предательстве, которое, как и положено в хорошем кино, наказано.

Очень бы хотелось увидеть цветную версию киношедевра. И хотелось бы, чтобы отреставрировали звук.

9 октября 2019

Образец историко-патриотического кино

«Минин и Пожарский» это постановка патриотического кино эпохи культа личности, как не крути, а при «проклятом» Сталине и «кровавом» Берии умудрялись снимать хорошее кино, эпичное, которое десятилетия спустя не зазорно посмотреть и получить удовольствие. Причем и эстетическое от просмотра и патриотичное по содержанию ленты. Да некоторые моменты режут глаз, особенно в изображении интервентов и отдельных исторических аспектов прихода их на Москву, но в это остается в духе политической конъюнктуры и не оставляет неприятного осадка.

Итак, лента повествует о самых драматических моментах истории Российского государства начала XVII века, когда в вихре исторических событий страна была погружена в пучину ожесточенной гражданской войны и царил полнейший хаос в управлении. Два самозванца, один выборный царь, семибоярщина сменяли друг друга у власти, подчистую существуя параллельно, грабили все и свои и чужие, земли приходили в запустение. Все это очень хорошо видно в фильме, обращает на себя то, как кинематографисты четко и достоверно передавали особенности того времени -и стремление бояр к власти (их позиция очень хорошо показана в эпизодах в Кремле при поляках), и особенности именования дворян при панах (Гришка Орлов, не Григорий, а Гришка — холоп царя, особенность того времени, когда князья и бояре подписывали челобитные Иванцами и Васьками), и сложности Первого ополчения когда вожди Прокопий Ляпунов и Дмитрий Трубецкой спорили (местничали по той терминологии) кому быть главой ополчения, и показано что основа Второго ополчения дворяне и дети боярские (служивое сословие), а отнюдь не крестьяне, и поход Ходасевича на Москву (его спор с Сигизмундом III, и претензии короля тоже показаны хоть и упрощенно, но исторически верно), и отказ от услуг наемников князем Пожарским (факт известный), и особенности сражения между русскими и польско-литовскими войсками на Девичьем поле, со взаимными спорами вождей ополчения. Все вышеперечисленное создает историческую ауру от просмотра.

Пусть местами наивный, при современном взгляде, и с некоторыми неточностями, но фильм интересный и стоит того, чтобы его посмотреть.

8 из 10

4 сентября 2015

Исторический фильм

После «Александра Невского» и «Петра Первого» в советском союзе стали почти ежегодно снимать множественные подобные одноструктурные исторические фильмы, посвященные почти всем историческим личностям и всем поворотным моментам отечественной истории. В этом течении видится мне и «Минин и Пожарский», посвященный легендарным героям Смутного времени, создавших т. н. второе народное ополчение, выгнавшее поляков из Москвы, тем самым положив конец Смутному времени.

Это хороший середнячковый исторический фильм. Хороший, потому что в советском союзе умели снимать кино, а в данном случае люди еще стремились показать историю, в отличии, например, от фильма «1612. Хроники смутного времени», которого легче назвать пародией или комиксом, нежели тем, чем его представляют. А середнячковый, потому что на фоне других исторических фильмов того времени он почему-то мало чем выделяется.

Что мне понравилось, так это костюмы, вид старой Москвы, масштаб, атмосфера того времени, в общем историчность; что не понравилось, так это обилие сухого пафоса, по-советскому исковерканная история, штампы.

5 из 10

25 июня 2011

Как испортили 1612 год

Итак, эта постановка относится к «героическому» циклу конца 30-х — начала 40-х, когда очень нужны были исторические образы мужественности и патриотизма. Характерные черты фильмов той эпохи — бескровные батальные сцены с массовкой, нанятой за несколько рублей, хоровое пение, идущее в ногу с живой инструментальной музыкой, простые студийные интерьеры, картонный реквизит и Ростов Великой в качестве белокаменной Москвы. А так же очень подробное следование учебнику истории.

Кузьма Минин (Александр Ханов), как положено небогатому купцу, ездит по сёлам, видит вокруг пепелища и разорение. В то время как князь Пожарский (Борис Ливанов) принимает участие в первом народном ополчении 1611 года, которое закончилось неудачно («спасибо» казачьим атаманам Ляпунову, Трубецкому и Заруцкому), на радость настоящим антигероям — гетману Ходкевичу (Анатолий Горюнов), Сигизмунду III (Михаил Астангов) и предателю-стольнику Орлову (Лев Свердлин). Но вот народ собирается в Нижнем Новгороде, где звучит легендарное выступление Кузьмы Минина, с исторической точки зрения, смахивающее на анекдот.

На Новое ополчение нужны были деньги. Но их что-то никто не нёс, зато у всех были отговорки. Тогда Минин бросил клич: «Заложим жён и детей наших, но спасём Русскую землю». Никто не высказался против, поэтому Минин на самом деле назначил цены за родственников знатных жителей. Деньги сразу нашлись, и никого в итоге в холопы не продали. А дальше были известное всем событие: второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Правда, я из фильма узнал (и это правда), что к Пожарскому был подослан убийца, но, к счастью, убийца попался не очень умный, и не смог он помешать освобождению Руси.

А вот теперь я вспомню фильм «1612» Владимира Хотиненко. И у меня появится вопрос: что за отсебятина там показана? Какие-то левые гишпанцы, единороги, Ксении Годуновы. И очень много Пожарского (а Минин показался лишь в телевизионной версии).

Единственное, чем стоит гордиться фильму 2007 года — это драки на саблях, остальное всё настолько криво сломано, что я рад наличию такой альтернативы, как «Минин и Пожарский». Тут главный герой некий крепостной Роман (Борис Чирков), но в ход истории он не лезет и суперспособностей, типа уничтожения склада боеприпасов одним выстрелом не показывает. Хорошо ли это или плохо — судить народу, но учтите, что за фантастическим «1612» появится Иван Сусанин в латексе и с многоствольным пулемётом…

Не зря сказали: «Россия — страна с самым непредсказуемым прошлым».

7 из 10 [Я не призываю всех смотреть этот старый фильм, просто недоумеваю, как можно было в 2007 снять версию, уступающую этой]

18 августа 2009

Биография Минин и Пожарский появился на свет в далеком 1939 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер. Кто играл в фильме: Александр Ханов, Борис Ливанов, Борис Чирков, Владимир Дорофеев, Иван Чувелев, Владимир Москвин, Лев Свердлин, Сергей Комаров, Анатолий Горюнов, Нина Никитина, Николай Никитич, Михаил Астангов, Петр Соболевский, Лев Фенин, Елизавета Кузюрина.

Страна производства - СССР. Минин и Пожарский — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.